б) Правила о некоторых сторонах брака. До XVI века не помещалось никаких канонических правил при чинопоследованиях обручения и венчания, излагавшихся в русско-славянских служебниках и требниках. В рукописных списках чина обручения и венчания, составленных в епархиях великорусской церкви во второй половине XVI века и ранее, встречаются „правила о втором браце и о троеженцах» или патриарха св. Никифора исповедника 282 , или Никиты, митрополита Ираклийского 283 , или обоих вместе. В старопечатных малых требниках патриархов Иова (1602), Филарета (1623 г.) и Иосифа (1647 г.), к правилам св. Никифора и митрополита Никиты присоединены: приписанное св. Григорию Богослову правило 284 , – статья под заглавием „правила святых апостол и святых отец» 285 , неизвестно из каких источников перенесенная в требники, и – „Избрание от божественных писаний от правил и от прочих, яко не подобает брак составляти с бесчинием и глумотворством и всякими бесовскими ухищрении» 286 . Кроме того, при чине крещения, напечатанном в тех же требниках, находятся небольшие две статьи „о духовном родстве» 287 . В славянских же требниках, напечатанных в конце XVI и в начале XVII века для употребления в болгарской, сербской и юго-западной русской церкви 288 , помещены целые номоканоны, в которых изложены многочисленные правила и разные статьи о браке. Эти номоканоны печатались для руководства священников в их практической деятельности, – как это объясняется самими издателями требников 289 . С тою же целью 290 составлена и помещена в Петро-могилянском требнике исследуемая статья „О тайне супружества», которая перепечатывалась потом, хотя не вполне 291 , в позднейших киевских и виленских требниках. В подражание издателям юго-западно-славянских требников из киевского издания требника 1624 года перепечатан в большие московские требники 1639 г. и 1659 г. известный номоканон 292 , который с того времени неизменно печатается при русских требниках до настоящего времени. В этом номоканоне находятся статьи, касающиеся брака 23, 51–53, 56, 57, 58, 77, 84, 153, 180–182, и 209–212. – Правила о браке помещалися при чине обручения и венчания, без всякого сомнения, к руководству священников для практического применения их к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Часть сольвычегодских крестов в драгоценных окладах именовалась в архивных документах как «благословенные», другая часть как «напрестольные». Подобные кресты XVI–XVII веков, находившиеся в храмах в разных регионах Руси 1335 , некоторыми исследователями отождествлялись 1336 , другие авторы относили благословенные к напрестольным крестам, но при этом их особо выделяли, акцентируя внимание на круглой рукояти креста в его нижней части 1337 . Вкладные надписи на некоторых новгородских богослужебных крестах XVI–XVII веков свидетельствуют, что они одновременно являлись благословенными и напрестольными 1338 . Архивные документы сохранили сведения о благословенных крестах-мощевиках, отмеченных как в храмах, так и в горницах Строгановых. В описи сольвычегодского домового Благовещенского собора упомянуты вкладные от Никиты Григорьева сына Строганова «три креста благословенные, обложены серебром золочёным басменным, а на крестах Распятие» 1339 . В храме «под колоколы» Благовещенского собора имелся «крест благословеной, серебром обложен басмою» от Никиты Строганова 1340 . Скорее всего, богослужебные кресты назывались благословенными, так как они использовались, когда священник произносил благословение по окончании службы при отпусте (отпуске) 1341 . В то же время кресты, которые находились среди домашних святынь, также назывались «благословенными» или «благословящими», так как они были получены в благословение от родителей и ближайших родственников. Подобные кресты-мощевики, богато украшенные драгоценными окладами, в XVI–XVII веках нередко приносились в благословение новорождённому при крещении 1342 , благословенные кресты изготавливали для хором государя жалованные мастера серебряного дела 1343 . Наряду с иконами благословенные кресты входили в число других домашних святынь: являясь семейными реликвиями, в последующем они могли поступать в виде вкладов в храмы. О богатейших крестах и других святынях в строгановских хоромах в Сольвычегодске даёт представление деловая запись 1611 года. Здесь были «кресты золотые и серебряные с каменьем и жемчугом и пелены и киоты образовые с створками окладные и простые и всякий образовый приклад и образы простые на золоте и краске и складни» 1344 . В хоромах Максима Максимовича Строганова по описи 1627 года наряду с иконами имелся: «Божия милосердия крест серебрян, золочен, чеканное дело з жемчюги и с каменьем, на нем распятие Господне Нашего Исуса Христа, позади креста на глади подпись святым мощам, сорочка – бархат червчат на золоте, низан жемчюгом» 1345 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Если принцип гуманизма получил всестороннее развитие в странах Западной Европы на протяжении XV–XVI веков, то принцип синергийности, по всей логике, должен был получить развитие на христианском Востоке, и прежде всего в Византии. Однако уже в XIV веке большая часть этих стран оказалась под властью турок, а с падением Константинополя в 1453 г. Византийская империя прекратила свое существование, навсегда уйдя в небытие. За век до своего падения Византия смогла сформулировать и обосновать богословскую концепцию синергийности, а также положить начало культурному претворению этой концепции, однако возвести здание новой синергийной культуры в силу исторических обстоятельств было суждено уже не Византии, а ее духовной восприемнице – Московской Руси. Именно в Московской Руси XV–XVI веков было осуществлено создание синергийной культуры, основывающейся на традиции восточного святоотеческого аскетического богословия и являющейся реальной антитезой гуманистической культуре Западной Европы. Из всего древнерусского культурного наследия XV–XVI веков нас будет интересовать прежде всего система богослужебного пения. Уникальность этой системы и отличие ее от григорианской и византийской систем пения заключаются в том, что становление ее в основном осуществлялось уже после официального призвания учения о нетварных энергиях, а потому принцип синергийности получил в ней более последовательное и систематическое претворение. Все специфические особенности богослужебного пения как общего явления получили в древнерусской системе наиболее полное и законченное выражение. Вот почему богослужебное пение Московской Руси является ключевым моментом в понимании богослужебного пения как такового и вот почему все, что ранее говорилось о противостоянии богослужебного пения и музыки, приобретает обостренно конкретное выражение в контексте древнерусской культуры. Таким образом, наше исследование подошло к тому пункту, в котором вся разрозненная информация предыдущего изложения должна быть завязана в единый смысловой узел. 2. Богослужебное пение Московской Руси

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Л.Карфикова «Об устроении человека» Трактат Об устроении человека (Περ κατασκευς νθρπου), в котором Григорий наиболее подробно разработал свои антропологические представления, пользовался популярностью не только на христианском Востоке, но был четырежды переведен и на латынь (между VI и XVI вв. 515 ). Черпая из стоических источников (Посидоний 516 ), из библейских толкований 517 , вдохновленных Филоном и Оригеном , и из сведений античной медицины (Гален 518 ), Григорий создал вполне самостоятельный антропологический трактат, который очевидно заслуживает отдельного рассмотрения, хотя нашу тему он затрагивает лишь частично. Григорий представляет свое сочинение как дополнение к Шестодневу 519 Василия Великого , где недостает 520 рассказа о человеке, созданном в последнюю очередь. Как пасхальный дар это произведение посвящено брату Петру 521 . Исходный вопрос, которым задается мыслитель, это несоответствие между изначальным состоянием человека, отвечавшим Божию замыслу, и тем убожеством, в котором мы пребываем ныне 522 . Царское достоинство человека Чтобы пояснить, каково положение человека в мире, Григорий сначала должен рассказать о том, как выглядит сам этот мир. По мнению святителя, «небесный свод кругом объял собою Вселенную» 523 , а в середине его «нашли себе место тела тяжелые и стремящиеся вниз» 524 , т.е. земля и вода. Главная пара противоположностей – «небо и земля» ( Быт. 1:1 ) – соединены принципами покоя и движения 525 : небо вращается вокруг земли, как вокруг незыблемой оси. Одно движется, при этом оставаясь неизменным, второе изменяется, при этом не покидая своего места. Покой и движение, таким образом, присутствуют в обоих и соединяют все созданное как бы одним дыханием 526 : «тварь (...) сама с собою согласна [букв. совоздыхает]». Кроме уз покоя и движения, небо и земля соединены еще двумя промежуточными звеньями – воздухом и водой. Воздух подражает вечной подвижности и невесомости огненной стихии (т.е. эфира), но не является текущим и непрестанно рассеивающимся (сам по себе), т.е. не лишен и сродства с твердым. Он представляет собой что-то вроде границы, сочетающей и разделяющей противоположности 527 . Подобными функциями наделена и вода или влага 528 , тяжесть которой роднит ее с землей, а подвижность – с легкими стихиями: огнем и воздухом. Она также соединяет 529 противоположности, сочетая их в себе 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ВОСКРЕСЕНСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Воскресенский Г.А. Воскресенский Григорий Александрович ( 1849 - 1918 ), филолог-славист, член-корреспондент императорской Академии наук, заслуженный профессор Московской духовной академии по кафедре русского и церковно-славянского языка (с палеографией и историей русской литературы). Родился 27 января 1849 в с. Чернейка Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника. Поступил в Московскую духовную академию в 1867 г. По окончании трехгодичного курса со степенью кандидата богословия по введении нового устава в 1871 г., как один из лучших воспитанников, был назначен к замещению кафедры русского языка и славянских наречий в академии. В течении двух лет слушал курсы русско-славянской филологии ( 1871 - 1873 ) под руководством профессора Санкт-Петербургского университета И. И. Срезневского . С целью изучения славянской филологии был командирован за границу и на месте изучал древние славянские списки Апостола . По возвращении из командировки Воскресенский был избран 13 июля 1875 приват-доцентом академии кафедры русского языка и славянских наречий и утвержден епархиальной властью. В 1879 г. был удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента академии за диссертацию " Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в. Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XN-XV вв. (М., 1979). В 1883 г. стал экстраординарным профессором. 29 декабря 1894 был избран членом-корреспондентом императорской Академии наук. В 1896 г. был удостоен степени доктора богословия за предоставленные им труды " Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по 112 рукописям Евангелия IX - XVI вв. " (М., 1896) и " Древнее славянское Евангелие, Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского Евангельского текста с разночтениями из 108 рукописей Евангелия XI-XVI вв. (Сергиев-Посад, 1894). Утвержден в звании ординарного профессора по преобразованной уставом кафедре русского и церковно-славянского языков (с полеографией) и истории русской литературы.

http://drevo-info.ru/articles/2155.html

указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 6 февраля за 658: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 14 минувшего января за 39, по ходатайству совета Московской духовной академии об утверждении экстраординарного профессора Московской духовной академии, магистра богословия, Григория Воскресенского в степени доктора богословия за представленные им на соискание сей степени сочинения под заглавием: 1) „Характеристические черты четырёх редакций славянского перевода Евангелия от Марка по 112 рукописям Евангелия XI–XVI вв.“, Москва, 1896 г. и 2) „Евангелие от Марка по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из 108 рукописей Евангелия XI–XVI вв.“ Сергиев Посад, 1894 г. Приказали: Экстраординарного профессора Московской духовной академии, магистра богословия, Григория Воскресенского, удостоенного академическим советом за вышеназванные сочинения степени доктора богословия, утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Новгородского, в таковой степени, о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ“. б) Предложение о. ректора академии архимандрита Лаврентия: „По случаю утверждения экстраординарного профессора Григория Воскресенского в степени доктора богословия, честь имею предложить совету академии избрать его в звание ординарного профессора. А так как, в случае утверждения Святейшим Синодом профессора Воскресенского в означенном звании, в академии имеет открыться вакансия экстраординарного профессора, то не благоугодно ли будет совету академии озаботиться в настоящее время избранием кого-либо из наличных преподавателей академии, имеющих на то законное право, и на вакансию экстраординарного профессора“. Справк а: 1) По § 45 устава духовных академий —37— „ординарные профессоры академии должны иметь степень доктора богословских наук“. 2) По § 105 того же устава ординарных профессоров в академии полагается 8; экстраординарных – 9; в настоящее время всех ординарных профессоров пять и один исправляющий должность ординарного профессора; вакансии экстраординарного профессора заняты все.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К.А. Максимович VI. Южнославянская рецепция ЗСО VI.1. Древние глоссы Трудно объяснимый плеоназм в славянском тексте ЗСО 7 по SinEuch дает основание видеть здесь следы маргинальной глоссы, попавшей в текст (в цитате глосса взята в квадратные скобки), ср.: Аще кто оукрадет главъно что или скотъ іли домъ подъкопает или что добро [ ло драго] оукрадетъ ... (139.13). В латинском оригинале плеонастичному слав. добро [ ло драго] соответствует сочетание meliorem praesidium «ценный инструмент» (разумеется, правильнее по-латыни следовало бы сказать melius praesidium, но не будем забывать, что средневековая латынь была далека от стандартов античной грамматики). В U это место сформулировано сходным образом, но глосса оказалась разделена на части, ср.: Аще кто оукрадеть главьно что или скотъ или домъ подъкопать или что [ ло] добро [ драго] ... (Суворов 1888, IV–V). Наличие глоссы в двух древнейших списках ЗСО свидетельствует о ее древности – она попала в текст либо еще на западнославянской почве, либо у южных славян. Любопытно, что эта глосса отсутствует в найденном нами фрагменте ЗСО из собрания БАН (ЗСО Акад., ср. выше, гл. III,3): Аще кто оукрадеть главно что или д] омъ подъкопать .е. лт да пока тс аще ли] мало что .г. лт. Мы бы, однако не стали делать из этого далеко идущие выводы, поскольку ЗСО Акад. сильно сокращены – так, в данном правиле опущено сочетание или что добро, имеющее латинский оригинал и, бесспорно, восходящее к архетипу; соответственно, комментирующая это сочетание глосса также могла подвергнуться сокращению. VI.2. Сербская и хорватская рецепция ЗСО Древнейший западнославянский пенитенциал ЗСО оставил отчетливые следы в южнославянской и древнерусской книжности. Отдельные правила ЗСО вошли в южнославянские дисциплинарно-покаянные сборники, дошедшие до наших дней. Рассмотрим те из них, источниками которых стали ЗСО. Говоря о сербской рецепции ЗСО, необходимо прежде всего иметь в виду сборник епитимий (пенитенциал), дошедший в рукописях под заглавием Правила стыхь ць по аповди стго и великаго Bacuлia. Этот епитимийник (далее: ПСО Вас. Вел.) сохранился (частично) в Берлинском сборнике XIV вв. (Цибранска 1998, 54), полная версия представлена в нескольких сербских рукописях XIV–XVII вв. из собрания Национальной библиотеки Кирилла и Мефодия в Софии, в южнославянской рукописи первой половины XV в. БАН, 48 на лл. 10а–18б, 21а–22б, 31а–31б (там же, 53–55) и (в сокращенной редакции) в русской Соловецкой кормчей конца XV в. (Sl). В 1874 г. полная (сербская) версия была издана В. Ягичем (Jagi 1874, 134–146). Для издания Ягич использовал следующие сербские списки: бумажный фрагмент Григоровича (XVI в.) и пергаменный фрагмент Григоровича (XIV в.) (основные), рукопись АН в Загребе 707 (XV–XVI вв.), АН в Загребе 709 (без даты), Шафариков 24 (без даты) (там же, 113, 115–116, 133). Краткая древнерусская редакция (далее: КР ПСО Вас. Вел.) издана по версии Sl в работе: Бенешевич 1987, 122–123.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

1700 чел. Папа Пий VIII, опасаясь обострения отношений с королем Испании, назначал на мекс. кафедры только апостолических викариев с полномочиями епископов. После его смерти (1830) новый понтифик Григорий XVI назначил в М. 6 епископов, тем самым восстановив церковную иерархию в этой стране. В 1838 г. Папский престол добился замены архиепископа Мехико и епископа Антекеры, пребывавших до этого времени в Испании, назначив в эти диоцезы новых прелатов. Базилика Нуэстра-Сеньора-де-ла Соледад в Оахаке. 1690 г. Базилика Нуэстра-Сеньора-де-ла Соледад в Оахаке. 1690 г. В короткое правление Гомеса Фариаса был принят ряд антиклерикальных инициатив. Он вмешивался в управление диоцезами, предоставил монахам право отказываться от своих обетов, предпринял попытку запретить сбор десятины, секуляризировать имущество миссий, действовавших в Калифорнии и на Филиппинских о-вах, и вывести образование из-под влияния клира, закрыв ун-т в Мехико и Колехио-де-Сантос. При Лопесе де Санта-Анне католич. Церкви удалось восстановить свои позиции: к 1851 г. количество священников увеличилось до 3232 чел., вновь открылись мн. семинарии, в большинстве диоцезов была налажена нормальная работа. В 1834 г. правительство разрешило восстановить деятельность ордена иезуитов. В 1836 г. папа Григорий XVI признал независимость М., Папским престолом и правительством М. был заключен конкордат, урегулировавший отношения между католич. Церковью и гос-вом. Непрерывная внутриполитическая борьба ослабила М., чем воспользовались США, стремившиеся к захвату мекс. территории. В июне 1835 г. при поддержке армии США амер. колонисты в Техасе подняли мятеж и за неск. месяцев взяли под контроль всю территорию штата. Вскоре они провозгласили отделение Техаса от М. и образовали временное правительство. В 1837 г. США официально признали независимость Техаса. Мекс. правительство направило в Техас 6-тысячную армию, к-рую возглавил сам президент, однако она потерпела сокрушительное поражение. Попавший в плен Лопес де Санта-Анна подписал соглашение о признании независимости Техаса (правительство М. отказалось его ратифицировать). В 1844 г. США аннексировали Техас (официально вошел в состав США в 1845). В знак протеста М. разорвала с США дипломатические отношения. 13 мая 1846 г. США объявили М. войну. В июне того же года в Калифорнии был организован мятеж колонистов, к-рые при активной поддержке военно-морской эскадры США за 2 месяца захватили ряд населенных пунктов, в т. ч. города Сан-Франциско и Лос-Анджелес. В соответствии с полученными из Вашингтона инструкциями колонисты провозгласили Калифорнию «независимой республикой», к-рая вскоре была объявлена частью США. 2 февр. 1848 г. стороны подписали мирный договор, по которому М. передала США 55% своей территории (2,3 млн кв. км). В 1853 г. США вынудили правительство М. уступить еще 120 тыс. кв. км за 10 млн долл.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

В 1868 году Григорий Александрович, блестяще окончив семинарию, поступает в Московскую Духовную академию на богословское отделение, где становится 1 магистрантом XXVIII курса (1868–1872). По завершении двух курсов академии протоиереем, ректором А. В. Горским (1812–1875) он направляется в Санкт-Петербургский университет для усовершенствования знаниями по славянской филологии под руководством выдающихся ученых современности И. И. Срезневского и В. И. Ламанского. В 1871 году Советом Московской Академии Григорий Александрович как один из лучших ее воспитанников был определен к замещению на руководство кафедрой русского языка и славянских наречий этого учебного заведения. После окончания обучения Г.А. Воскресенский выезжает за рубеж для продолжения образования и опыта исследовательской деятельности (Берлин, Прага, Белград, Загреб, Вена – 1873–1875 годы), где изучает славянские рукописи, специализируется в лингвистических науках, занимается историей древних списков Апостола. В 1875 году становится приват-доцентом Московской Духовной академии. Одновременно с педагогической деятельностью в академии в 1878–1880 годах Григорий Александрович преподавал русский язык в прогимназии Сергиева Посада. В 1879 году назначается магистром богословия, защитив диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века». Диссертация посвящена его учителю – А.В. Горскому. С 1883 года Григорий Александрович становится экстраординарным, а с 1896 года ординарным профессором Московской Духовной академии . В 1894 году за научные труды он избирается членом-корреспондентом Императорской Академии наук (С.-Петербург), становится действительным членом Общества истории и древностей российских. В 1896 году за представленные труды «Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI–XVI веков» (Сергиев Посад, 1894) и «Древнеславянское Евангелие от Марка» (М., 1896) он был удостоен степени доктора богословия, а также утвержден профессором на преобразованной кафедре русского и церковно-славянского языков и истории русской литературы МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Причины, по которым установление иерархии было бы желательным, имелись и у католиков-мирян. Жизнь в стране с давно сложившимися демократическими традициями отразилась и на религиозных убеждениях англичан. По их мнению, жители прихода имели право сами выбирать себе священника, право голоса при выборе епископа[ 22 ]. Таким образом, если для папских викариев иерархия была нужна, чтобы с ее помощью добиться большей независимости от папы и конгрегации Пропаганды и большей власти среди католического населения, то католики-миряне мечтали об иерархии для достижения большей независимости от папских викариев. Этот конфликт интересов лишь подхлестнул процесс создания буллы. В 1839 г. многочисленная группа мирян составила петицию папе, требуя права избрания епископов представителями как белого, так и черного духовенства взамен существующей системы назначения высших церковных иерархов непосредственно самим папой. Папские викарии очень обеспокоились таким поворотом событий и усилили нажим на Рим с целью проведения реформы английской католической церкви[ 23 ]. У иерархии была альтернатива: простое увеличение числа папских викариев. Именно таким образом и удалось разрешить проблему в 1840 г. Папа Григорий XVI побоялся вводить католическую иерархию в протестантской стране. Он опасался общественного недовольства и того, что английское правительство потребует себе права назначать прелатов на вновь созданные должности[ 24 ]. Вместо этого Григорий XVI увеличил число папских викариев с четырех до восьми, к прежним четырем районам прибавились еще Восточный, Центральный, Уэльский и Ланкаширский[ 25 ]. Однако уже через несколько лет вопрос об установлении иерархии вспыхнул с новой силой. Связано это было в том числе и с восшествием на римский престол нового папы — Пия IX. Надежды становились еще реальнее из-за прихода к власти в Англии лорда Джона Расселла, ставшего премьер-министром в том же месяце, в котором Пий IX занял папский престол. Либерал Расселл в прошлом был горячим сторонником уступок католикам: он активно выступал в поддержку реформы 1829 г., за отмену прежних ограничений для католиков, в 1844 и 1846 гг. не раз заявлял о том, что не имеет ничего против установления католической иерархии. И хотя с приходом к власти лорд Расселл стал более осторожным в своих высказываниях и перестал поддерживать законы об отмене ограничений для католиков, он начал проводить политику сближения с папой[ 26 ].

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010