При поддержке Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Москве прошла конференция «Казачество в годы гражданской войны. Исход» 6 ноября 2019 г. 16:18 6 ноября 2019 года в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) в Москве состоялись научная конференция «Казачество в годы гражданской войны. Исход» и открытие одноименной историко-документальной выставки. Организаторами выступили РГАСПИ и Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством при участии Федерального архивного агентства, федеральных и региональных архивов, при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. В научном мероприятии приняли участие председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , директор РГАСПИ Андрей Сорокин, начальник Управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Юрий Березецкий, потомок русских эмигрантов князь Александр Трубецкой, заместитель председателя Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Леонид Решетников, первый заместитель (товарищ) верховного атамана «Союза казаков-воинов России и Зарубежья» казачий генерал Павел Платов, первый заместитель (товарищ) атамана ВКО «Центральное казачье войско» казачий полковник Геннадий Сидорин, заместитель атамана ВКО «Кубанское казачье войско», начальник отдела по делам казачества Департамента по делам казачества Краснодарского края Константин Перенижко, первый заместитель атамана Всевеликого войска Донского Михаил Беспалов, ответственный секретарь Синодального комитета по  взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, представители государственной власти, казачества, духовенства, научного сообщества, казачьи войсковые священники, руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, студенты из России и других стран. Приветственные слова в адрес участников конференции направили руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, атаман Всероссийского казачьего общества казачий генерал Николай Долуда, атаман ВКО «Центральное казачье войско» казачий генерал Иван Миронов, верховный атаман «Союза казаков-воинов России и Зарубежья» Николай Дьяконов, директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России Семен Григорьев, руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Элеонора Митрофанова, заместитель министра культуры РФ, и.о. председателя постоянной профильной комиссии по содействию развитию казачьей культуры совета при Президенте РФ по делам казачества Павел Степанов, председатель Объединения памяти лейб-гвардии казачьего Его Величества полка Владимир Греков.

http://patriarchia.ru/db/text/5527207.ht...

Теперь же ты испытаешь на себе власть из-за презрения к богам и ко мне, и тогда увидишь, сможет ли защитить тебя распятый, которого ты проповедуешь». И ответил ему блаженный апостол: «Надлежит тебе уверовать, проконсул, в Бога истинного, который и послал сына своего Иисуса Христа ( Ин 17:3 ), особенно когда ты увидел, как погибает один из твоих воинов». И, простершись в молитве, святой апостол, воссылая к Богу усерднейшим образом мольбы, дотронулся до воина, говоря: «Восстань, воскрешает тебя Бог мой, Иисус Христос , которого я проповедую». И тут же встал воин, и стал полностью здоров. И когда люди воскликнули: «Слава Богу нашему!», проконсул сказал: «Не верьте, люди, не верьте этому волшебнику». Но те громко отвечали: «Это не магия, но учение здравое и истинное». И сказал проконсул: «Человека этого я предам зверям, а о вас напишу цезарю, чтобы как можно скорее вы сгинули, ибо вы презрели его законы». Они же хотели забросать его камнями и сказали: «Пиши цезарю, ибо македоняне восприняли слово Божие и, презрев идолов, почитают истинного Бога». Тогда разгневанный проконсул пошел в преторий и, поразмыслив о родах пытки, послал на стадион диких зверей и приказал притащить блаженного апостола и бросить его на стадион. Схватили его, потащили за волосы, и били дубинами, и бросили его на арену, и выпустили туда вепря, жесткого и ужасного. Но трижды обошел он вокруг святого и не причинил ему вреда. Люди же, видя это, воздали Богу славу. Проконсул же приказал выпустить быка; привели его тридцать воинов, и двое охотников вытолкнули его на арену. Но и он не тронул Андрея, охотников же разорвал без всякой причины, после чего, не переставая реветь, был убит. И тут снова вскричал народ: «Истинный Бог Христос». Пока все это происходило, все увидели, что с небес спускается ангел Господень, и укрепил он блаженного апостола, бывшего на стадионе. Но тут проконсул, пришедший в полное неистовство, приказал выпустить кровожадного леопарда. Но когда его выпустили, он не тронул никого, а, взобравшись на место проконсула, схватил его сына и удавил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Иоанн, занятый в это время бесконечными войнами, не мог послать ни одного отряда своих войск для усмирения дерзкого Татарского князя. Но в богатой Пермской земле жило много Русских семейств, занимавшихся выгодной торговлей с соседними народами. Самыми знаменитыми из них были Яков и Григорий Строгановы. Они отличались своим умом, богатством, усердием к государю, любовью к Отечеству. Зная уважение и привязанность всех жителей Пермской страны к Строгановым, Иоанн избрал их для защиты наших границ и для этого дал им много земель по рекам Каме, Сылве и Чусовой, позволил строить крепости, иметь свое войско, торговать двадцать лет без пошлин с Бухарцами и Киргизами с тем только условием, чтобы они оберегали Россию от нападений Сибирских Татар на то время, пока его войска имеют дело с другими неприятелями. Строгановы верно исполняли возложенную на них обязанность, но не могли справиться с Кучумом: их полки, набранные из разных вольных людей, не были многочисленны, потому что жители Пермской земли больше любили заниматься торговлей, чем войной. Итак, Строгановы решились не здесь, но где-нибудь в другом месте искать храбрых, неустрашимых воинов, с которыми можно было бы вернее исполнить желание царя и победить его врагов. Как вы думаете, друзья мои, где они надеялись найти таких воинов? Точно, вы угадали, у Казаков! Эти ловкие наездники имели в излишке то, чего недоставало Пермским жителям: если они сами не вели ни с кем войны и никто из соседних государей не нанимал их сражаться за себя, то самые отважные и, можно сказать, самые дурные люди из них выезжали на большие дороги и там грабили и бились с проезжими. Между такими недостойными удальцами были в это время пять атаманов: Ермак Тимофеев, Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан и Матвей Мещеряк. Они приносили так много зла, что уже были под гневом государя, и Иван Кольцо даже осужден им на смерть. Строгановы умели обратить в пользу Отечества их отчаянную храбрость и дерзкое бесстрашие, необходимые для войны с жестокими варварами и для преодоления бесчисленных опасностей, какие могли встретиться войску в чужой и неизвестной стране.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В самом деле, можно ли было ожидать этого в такое трудное время, когда дела римлян находились в отчаянном положении, а варвары, издавна привыкши побеждать, приобретали более и более дерзости? Из сражений, которым мы удивляемся в истории по огромному количеству воинов, падших с той и другой стороны, не много найдется таких, в которых было бы столько убитых и столько взятых в плен, сколько теперь – от одних 70 воинов. На следующий день царь, опять вооружившись блистательным образом и на море, и на суше, отплыл в залив Иера, надеясь настигнуть убежавших туда, как слышно было, варваров. Но он обманулся в своей надежде, потому что варвары, узнав о поражении своих соплеменников, ушли оттуда. Возвратившись оттуда домой, царь вышел ночью из дворца и прошел пешком 45 стадий до святого храма пречистой Богоматери Одигитрии, чтобы от всей души вознести Ей благодарственные молитвы. 5 . Но я едва было не опустил кое-чего такого, на чем считаю нужным остановиться теперь. В это лето, когда солнце уже достигло летних поворотов, начала появляться комета на северной стороне горизонта, каждый вечер, тотчас по захождении солнца. Впрочем, говоря точнее, это была не комета, а Погониас 344 , звезда с хвостом, похожая на меч. Она стала заметна у самых ног Персея, с своим длинным хвостом, обращенным к востоку и находившимся близ хребта Тельца. Потом каждый день подвигалась почти на три градуса к северному полюсу. Прошедши северный полюс и за ним Малую Медведицу и клешни Дракона, она коснулась правой ноги Геркулеса и после него венца Ариадны. Далее прошла левую руку Офиуха. А так как здесь находится широта зодиака, равноденствие и место жара; то комета долее не могла сохраняться при своем составе из разрешившейся в пары влаги, но начала рассеиваться с хвоста, а наконец и сама исчезла совершенно, так как была не звезда, а только призрак звезды. К сказанному прибавлю и другой стоящий внимания рассказ. В эти времена одна из скифянок, имеющих жительство по ту сторону Истра, не имевшая ни мужа, ни детей, увидев пред дверьми своего дома приведенных из Фракии пленников (а она издавна желала переселиться к римлянам и принять св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священнику во время исповеди рекомендовалось иногда «погоревать с согрешившим, а потом его утешить». Каждый командир на основании ст. 331 Устава внутренней службы обязан был наблюдать, чтобы все его православные подчиненные ежегодно исповедались, о чем делалась запись в «исповедную ведомость». Это требование имело и свою негативную сторону, так как оно превращало таинство в бюрократический фарс. «Только подлинное покаяние как свободный личный подвиг, основанный на внутренней свободе и вере, способно, согласно православному вероучению, привести к спасению души. Принудительные средства здесь не имеют смысла», - замечает профессор С.Ю. Дивногорцева. После исповеди совершалось таинство Святой Евхаристии. Его воспитательное значение заключалось в том, что оно сплачивало верующих в едином причастии Телу и Крови Иисуса Христа. Это таинство в православии является «таинством таинств». Оно таинственным образом приобщает верующих к божественной сути. Во время причастия верующий должен стать «общником Христовых страданий» через потребление Святых Даров. Без этого причастие безжизненно. Большое значение в воспитании воинов имели проповеди. «При богослужении с предварительного согласия командира священник излагает команде краткие поучения, стараясь, чтобы они были доступны понятиям слушателей и чтобы имели на них благодетельное нравственное влияние», - отмечает А.Б. Григорьев. Длилась проповедь, как правило, не более десяти минут. Во время войны она должна была воодушевлять воинов на победу. Священники старались донести мысль, что нигде в Евангелии не осуждается применение оружия против врага. Ибо сказано в Новом Завете, о начальнике и воине, что он «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» [Рим. 13:4]. В проповедях использовались достаточно интересные педагогические методы. Выбирались наиболее злободневные темы, не допускались прямые обличения военнослужащих. Ибо, «обличения причиняют страдания. Воинам же достаточно и тех страданий, какие они переносят на поле брани.... Нам же надо не обличать и укорять, а умолять, чтобы крепились в добре, сторонились от зла» . «Инструкция о проповедании слова Божия» рекомендовала говорить о грехах в первом лице во множественном числе: «не имеем страха Божия, нет в нас любви ко ближнему, немилосердны есмы, друг друга обидим». Под страхом Божиим здесь понималась боязнь оскорбить Бога, как любящего отца, т.е. страх проистекает из любви к Богу. И в этом отношении этот страх действует на душу благотворно, очищающим образом, а не парализующим волю.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/21/...

Господь исполнил молитву его и дал ему власть над духом злым. Именем Господа Иисуса Христа св. Трифон изгнал беса из девицы и потом спросил у него, какой властью он мучил ее? «Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его, – отвечал дух нечистый, – от них мы со страхом бежим; но имеем власть над теми, которые не веруют в Господа и творят дела, угодные нам. Отчуждая себя от Бога, Создателя своего, они самовольно делаются нашими друзьями». Эти слова и чудо, сотворенное именем Господним, изумили всех здесь присутствовавших. Многие оставили идолопоклонство и обратились к Богу. Царь, обрадованный исцелением дочери, наградил Трифона богатыми дарами; но Трифон роздал все бедным; возвратясь в селение свое, он стал жить по-прежнему и продолжал угождать Господу верой и добрыми делами. Через несколько времени после этого настало гонение на христиан. Император Декий вступил на престол и повелел областным начальникам предавать мучениям и смерти христиан, которые не согласятся отречься от веры своей. Донесли на св. Трифона, что он верует во Христа и старается обращать язычников к вере своей. Аквилин, епарх, или губернатор области, послал за ним воинов. Воины легко нашли Трифона; полный ревности к закону Господнему, он явно исповедовал Христа, не старался скрыться и уйти от преследователей, но сам отдался в руки воинов, которые повели его к епарху в город Нивею. Губернатор, окруженный оруженосцами и служителями, призвал на суд Трифона и спросил о имени, звании, вере и отечестве его: «Имя мое – Трифон, отвечал он, – отечество – Кампсада во Фригии; звание – свободное, ибо я служу одному Богу; Христос есть вера моя, Христос – слава моя и венец главы моей!» – «Ты, может быть, еще не знаешь о повелении царском, – сказал губернатор. – Всякий, называющийся христианином и не поклоняющийся богам, будет, по его приказанию, предан мучительной смерти. Образумься и отрекись от ложной веры своей». – «О, если бы мне сподобиться принять мучения за имя Христа и Бога моего!» – воскликнул Трифон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Князь Ярослав сам встал во главе похода и двинулся в землю еми. Перейдя по льду Финский залив, Ярослав со своей дружиной прошёл через всю землю еми, дошёл до самых отдалённых местностей (вероятно, на западе и северо-западе), ещё не видавших русских воинов. Новгородцы предали суровому наказанию непокорные области. Судя по летописи, Ярославом было захвачено много пленных. Сопротивление еми было подавлено, очевидно, без большого труда, поскольку летописи ничего не сообщают об этом. Подобный факт не может быть объясним слабостью еми-тавастов по сравнению с войсками Русского феодального государства. Мы увидим впоследствии, какой страшной силой представлялись тавасты в 1237 году папе Григорию XI. Нам кажется, что быстрый и легкий успех Ярослава в 1227 году можно объяснить тем, что католицизм не проник ещё глубоко в народные массы, а затронул лишь господствующую верхушку еми. Судя по рассказам летописей, поход Ярослава в 1227 году кончился полным успехом. Но в тех же летописях под следующим, 1228 годом зафиксированы события, которые приводят нас к совершенно другому выводу. В 1228 году большой отряд еми (2 тысячи воинов) нападает на русские приладожские села. Правда, нападение кончилось неудачей, было отражено ладожанами, карелами и ижорой. Но самый факт нападения, притом такого крупного отряда, говорит о многом. Очевидно, Ярослав, добившись в 1227 году большого стратегического успеха, не смог всеже восстановить политическую зависимость земли еми от Новгорода. Возможно, что для виду, чтобы избавиться от русских войск, племенная знать многих областей страны изъявила покорность Ярославу. Но, как только новгородские войска ушли из Финляндии, большая часть областей снова отпала и выслала большой военный отряд в набег на русские сёла, чтобы отомстить за поход 1227 года. Ярослав, очевидно, сам понимал непрочность дос» тигнутого им в 1227 году успеха и неизбежность возвращения еми под влияние шведов, поэтому он счёл необходимым принять чрезвычайные меры для закрепления за Русью западных областей Карелии, прилегающих к земле еми, чтобы обеспечить эти области от проникновения шведского влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уже 12 августа, признавая желательным иметь из епархиальных управлений сведения о пожертвованиях учреждений духовного Ведомства на врачевание раненых и больных воинов и на вспомоществование семействам лиц, призванных на войну, и о деятельности названных учреждений по устройству госпиталей для раненых и больных воинов, Святейший Синод предписал Синодальным Конторам, епархиальным преосвященным и протопресвитерам представить сведения о том, какие монастыри, церкви и другие учреждения духовного Ведомства, – за исключением Приходских Попечительных Советов, относительно коих сделано было особое распоряжение, – и в каком размере приняли участие в пожертвованиях и в деле устройства лазаретов, и в последующее время представлять такие сведения ежемесячно, а в более важных случаях и немедленно 330 . Летом 1915 года волна беженцев как-бы вопияла о необходимости самоотверженной помощи. По предложению исправлявшего должность обер-прокурора А. Д. Самарина Святейший Синод имел суждение о своевременности, в виду особо тяжелых для Отечества условий войны, нового призыва православных русских обителей к участию в удовлетворении нужд, вызываемых войной. «Минул год»,– писал Святейший Синод,– «как началась тяжелая война. Обессиливаемый нашими доблестными войсками враг несет тяжелые потери, но он еще не сломлен. Для одоления его и окончательной над ним победы требуется полное напряжение всех духовных и материальных сил страны. Все сыны Родины должны проникнуться этим сознанием и вместе с тем укрепиться в мысли, что время, когда Господу угодно будет даровать нам и союзникам нашим победу над врагом, видимо еще не приблизилось: Господу угодно продлить ниспосланное земле нашей тяжелое бедствие и тем испытать крепость веры и силу любви Христианской. С истинным утешением осведомясь из поступивших донесений епархиальных преосвященных о трудах и жертвах, понесенных в течение минувшего года войны приходами, церквами, монастырями, духовно-учебными заведениями и всеми другими местными приходскими и епархиальными учреждениями и лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Затем, но ходатайству помощника протопресвитера военного и морского духовенства, Святейшим Синодом поручено было преосвященным командировать священников, для пастырского наставления, в ополченские дружины, далеко отстоящие от бригад – места нахождения бригадных священников 91 . Обстоятельства великой войны вызывали необходимость напряжения, для борьбы с врагом, материальных и духовных сил России. Повсюду, по распоряжению военного начальства, происходило ускоренное обучение воинскому делу, в запасных батальонах, новобранцев, ратников и запасных воинских чинов, предназначаемых на усиление действующей армии. Свежие силы, присоединяемые к войскам, ведущим борьбу со врагом, должны были нести с собою высокое патриотическое и религиозное воодушевление родной Земли, являющееся необходимым залогом победы. Коварный враг, притупивший свое оружие на поле брани, не упускал употребить все меры, чтобы разными ложными слухами и нелепыми соображениями действовать на ослабление высокого подъема народного духа, столь страшного врагам. Поэтому надлежало иметь всемерную заботу о неусыпном поддержании патриотического и религиозного одушевления в войсках, подготовляемых к сражению с неприятелем, и охранении их от всякого рода тлетворных влияний. В виду сего Святейший Синод определением 4–5 января 1915 года за 8 возложил на особое попечение протопресвитера военного и морского духовенства и епархиальных преосвященных заботу о том, чтобы религиознопастырское руководство в запасных батальонах, в коих обучаются новобранцы, ратники и запасные воинские чины, поручаемо было выдающимся по своему патриотическому и религиозному настроению и пастырскому опыту священнослужителям, которые бы совершением Богослужений, проповедью и беседами вдохновляли и воодушевляли новых воинов к доблестному выполнению возложенного на них долга защиты Родины с несокрушимою верою и мужеством непреоборимым 92 . 5. Распоряжения и действия Святейшего Синода в заботах о семьях воинов. Забота о семьях лиц, призванных в войска, по закону 25 июня 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Видя, что неприятели построились тремя фалангами, они и сами сделали то же. Туркопулы с массагетами составили левое крыло, на правом стали отборные всадники из фракийцев и македонцев, а в средине остальная очень большая часть конницы вместе с пехотою. Царь, объезжая ряды, воодушевлял воинов к мужественному нападению. С восходом солнца и неприятели подошли и выстроились напротив, имея на том и на другом крыле турков, а каталонские тяжеловооруженные фаланги в средине по причине их неповоротливости. Между тем массагеты, давно уже замыслившие измену, – потому что не очень были довольны римлянами и, кроме того, имели тайные приглашения от европейских скифов, – вдруг перед самою битвою обнаружили свое вероломство. Едва только с той и другой стороны подан был знак к сражению, они тотчас уклонились и стали в стороне, не помогая римлянам, но не сражаясь и против неприятелей. То же сделали и туркопулы, потому ли, что заранее условились с массагетами об этом гнусном деле, или же просто так им вздумалось. Такая неожиданность отняла у римлян всю бодрость в самую решительную минуту битвы и весь успех ее отдала в руки неприятелей. В самом деле, неожиданная измена навела на римское войско такой страх и внесла в его ряды такое смятение, какое может произвесть только жестокий порыв северного ветра, когда он, налетев на судно, плывущее по широкому морю, рвет веревки и паруса, чтобы в заключение залить судно и отправить его ко дну. Царь, видя, что ряды так неожиданно смешались и большая часть войска смотрела, как бы убежать, быстро разъезжал и всех военачальников, обращаясь к ним со слезами и называя каждого по имени, уговаривал стоять крепко и не уступать врагам победу так легко. Но о его словах мало заботились и бросились бежать без оглядки. Видя, что дело дошло до отчаянного положения и что большая часть пехоты беспощадно изрублена и истоптана, царь это время нашел вполне приличным, чтобы не щадить себя для подданных и, бросившись на явную опасность, тем самым пристыдить вероломных воинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010