И учреждения, и частные лица несли, кто что мог, от своих щедрот на нужды войны. Одни устраивали лазареты и госпитали, другие приготовляли и отправляли воинам белье и другие вещи; многие старались посильно облегчить положение семей, кормильцы коих были призваны в действующие войска. Нужда в помощи защитникам Родины была велика, а впереди предстояли еще большие испытания; естественно было ожидать, что много раненых потребует попечения и ухода, много останется сирот, которым также нужна будет помощь. Среди таких бедствий войны помощь каждого русского человека находила себе применение. Возможна была и желательна такая помощь и от церковных школ. Для раненых воинов, а также для воинов, находившихся на поле брани, ощущалась потребность в белье. Женские церковные школы, особенно второклассные и церковно-учительские, в коих велось обучение рукоделию, могли принять на себя труд по изготовлению белья, носков и других теплых вещей для воинов. Церковные школы могли также помочь воинству сбором среди учащих и учащихся пожертвований деньгами, хотя и малыми лептами. В церковных школах было сорок тысяч учащих и до двух миллионов учащихся. Если бы каждый учащий и учащийся пожертвовал по одной копейке, то это дало бы на нужды войны свыше двадцати тысяч рублей. Учащие церковных школ могли располагать к пожертвованиям на нужды войны также и родителей учащихся. Словом деятельность церковных школ в обстоятельствах войны могла быть разнообразна и плодотворна. По представлению Училищного при Святейшем Синоде Совета Святейший Синод и предложил церковно-школьным начальствующим организовать в церковных школах изготовление белья по разосланным при «Церковных Ведомостях» выкройкам и вязание теплых вещей для воинов, не отказывая в приеме и пожертвований деньгами и вещами, если бы таковые стали поступать от учащих, учащихся и родителей учащихся. Изготовленные вещи и собранные пожертвования учащие церковных школ чрез заведующих должны были представлять в местные Отделения Красного Креста или в другие учреждения, уполномоченные на производство таких сборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1900 года, апреля 17 дня. Здравствуй, любезный братец Ермолай Антонович, и все любезные девственницы, и вы все, дорогие братцы! Пожелайте с сердцем нашим соединяться, чтобы с Батюшкой, Царём Небесным не расстаться, а с сыном человеческим увидаться. Пожелайте, любезные, на войну собираться; ибо суд Божий сыну человеческому отдастся. А как силы небесные сойдутся, то и суд Божий начнётся. А что сказал Христос: „Я ко Отцу моему иду“ и к вам зайду; а в девять сот первом году суд начну. А я прежде ангелов соберу, и всем им трубы вручу, и по-военному играть научу. А как стали трубы трубить, и не смолкают, всю подселённую пробуждают, всех воинов сил небесных пробуждают, в едино место Ангелов и Архангелов собирают, Херувимов и Серафимов собирают; а сыну человеческому возвещают. Ему мать сказала: Ты не бойся, Мой Сынок, Я подарю тебе драгоценный венок. Со всей силой небесной разломаю замок; только позволь, Мой Сынок, купить в России хоть один замок. А как Мать Твоя жила, серебра и золота не собирала, всеми драгоценностями венок украшала; а за остальные ризушку тебе покупала, и всеми цветами её украшала, по плечам и по бёдрам Ангелов нашивала, и в руки им трубы давала, и всё Сына своего утешала и сама себя Ему вручала. Она в колыбели Его качала, про венок и ризушку рассказывала: „уж Ты спи, мой Сынок, спи Ты, на приставленных воинов воевод не гляди, матери своей не губи, от венка небесного никуда не уйди, на безбожного начальника не смотри. У нём самом Бога нет и похулил увесь небесный свет. Вот его несчастный след. И полководцев воинов верных нет. Тогда погаснет увесь свет, когда батюшка из земли на небо взойдёт. И твоя слава, сын человеческий, пропадёт, венок и ризушка в руки тебе не попадёт. Как можно это знать? И кого сыном Божиим назвать? Когда я стал непонятно так вам писать? Слушайте, брат, кого буду сыном человеческим называть и с кого воинов небесных собирать, всех девственниками буду называть, и Отца небесного буду призывать. И Отец Ангелов небесных будет с собой брать и каждому для помощи на службу давать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще в декабре 1914 года, призывая к устройству здравниц для выздоравливающих и увечных воинов, Святейший Синод вместе с тем напоминал, что дети доблестных воинов, павших в бою, требуют приюта, доколе окажутся способными сами добывать себе пропитание, и что устройство приютов для таковых детей всего удобнее могло бы быть поручено заботам женских обителей, и ныне подвизающихся в этом святом деле 107 . Кровопролитнейшая из войн грозила безмерно умножить число осиротевших семейств. Государь Император, в заботах о детях-сиротах, указом Правительствующему Сенату, данным в Царском Селе 7 июля 1915 года, призывал русских людей к общим заботам об участи детей увечных и павших в бою защитников Родины. В искони земледельческой России лучшим способом призрения сирот являлось, по мысли Государя, повсеместное учреждение земледельческих приютов, устроенных в обычных условиях сельской жизни и дающих своим питомцам трудовое воспитание и необходимые в быту их познания. Непосредственное попечение на местах об умножении числа приютов и об упрочении их благосостояния указ возлагал на «испытанные в служении Родине и близкие к сельскому населению земские учреждения». Заодно с ними к дружному осуществлению задач призрения сирот павших воинов призывались города, сословные и благотворительные общества и частные лица. Выражено было твердое упование на деятельное участие в этом святом деле монастырей, приходов, церковных Попечительств и Братств 108 . По Высочайше утвержденному «Положению», земледельческие приюты имели целью призрение, трудовое воспитание и обучение в условиях обычного уклада жизни местного населения детей увечных и павших воинов в возрасте не свыше семнадцати лет, без различия их исповедания, народности, пола и состояния. Приюты поставлены были в ведение Главного Управления Землеустройства и Земледелия, при котором, для общего направления деятельности приютов при посредстве местных учреждений и для надзора за постановкой специального в них образования, учреждался особый Совет но делам земледельческих приютов с широким представительством от Ведомств и городских и земских установлений. В то же время высшее руководство постановкой в земледельческих приютах дела призрения и назначение дополнительных к местным источникам пособий на устройство и содержание приютов вверялось Романовскому Комитету. Для непосредственного попечения о благосостоянии отдельных земледельческих приютов на местах образовывались Приютские Попечительства 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Эти герои головы сложили за нашу общую Родину» Преданы земле останки воинов 175-й стрелковой дивизии, защищавшей в июле 1941 года первую линию обороны Киева 24.07.2013 692 Время на чтение 3 минуты В селе Перевоз Васильковского района Киевской области с подобающими воинскими почестями были преданы земле останки воинов 175-й стрелковой дивизии, защищавшей в июле 1941 года первую линию обороны Киева. Также был отслужен молебен об упокоении душ защитников Отечества. К сожалению, из 15 бойцов удалось идентифицировать только троих. Все они - выходцы из села Арзгир Ставропольского края Российской Федерации, откуда они были призваны в ряды РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) в один день. Это красноармейцы: Саенко Алексей Александрович, 1915 г.р.; Коротков Никифор Николаевич, 1911 г.р.; Уманец Захар Спиридонович, 1913 г.р. Останки этих героев увезла на малую Родину делегация, которая прибыла из Ставрополья. Двенадцать неопознанных солдат были погребены на мемориальном комплексе села Перевоз. Среди делегатов из России были родственники погибших, в частности – сын красноармейца Саенка, Иван Алексеевич. Организовали приезд земляков из России первые руководители Арзгирского района, которые сами и присутствовали при захоронении. Честь им и хвала. Возглавлял делегацию глава государственной администрации Арзгирского района Алексей Иванович Палагута. Особую благодарность заслуживает поисковый отряд «Вертикаль» - основной организатор этого события. Командир отряда – Владимир Григорьевич Жарков. Эти люди - настоящие патриоты, которые воистину живут по совести. В свободное от работы время они ведут поисковые работы, порой – в невыносимых условиях. И все это абсолютно бесплатно. На счету отряда сотни упокоенных душ воинов, вырванных из цепких лап формулировки: «Пропал без вести». Конечно же, без поддержки местных властей и военно-патриотических, ветеранских, общественных организаций многие организационные вопросы были бы невозможны. В своем выступлении глава Васильковской районной государственной администрации Владимир Федорович Черпак сказал, что и в дальнейшем будет поддерживать благородную работу поисковиков.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/24/et...

Чертежи будущего храма готовы разработать французские архитекторы. 10 февраля. ПРАВМИР. Московский отдел Союза потомков галлиполийцев — воинов Белой Армии, высадившихся в 1920 году после ухода из Советской России в окрестностях греческого города Галлиполи, инициировал проект по увековечению памяти галлиполийцев и всех белых воинов строительством храма-памятника в Москве, посвященного Белому движению. Об этом сообщает сайт центра «Белое Дело» со ссылкой на председателя Союза потомков галлиполийцев Алексея Григорьева. «Через три года уже намечается грустный звон столетия большевистской кровавой революции. Московский отдел Союза потомков галлиполийцев инициировал проект увековечения памяти галлиполийцев и всех белых воинов строительством храма-памятника в Москве. Главное правления СПГ поддерживает проект, и я прошу каждого из вас ознакомиться с первоначальными идеями этого проекта», — говорится в обращении Григорьева. По словам председателя общества, французский отдел СПГ нашел группу архитекторов, готовых разработать чертежи будущего храма. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 мая, 2022 14 ноября, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 15 ноября, 2019 3 сентября, 2019 20 декабря, 2018 29 августа, 2018 27 августа, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-moskve-postroyat-xra...

Тогда я «был еще молод, принадлежал к числу мирян», – так объясняет св. Григорий свой неосторожный поступок. Арх. Порфирий придает этому факту, правда, другую окраску: он объясняет его единственно тем, что св. Григорий слишком утомился от пути и нуждался в отдыхе 67 . Но мы не можем вполне согласиться с почтенным автором. То правда, что Григорий, особенно при слабости своего телосложения, мог очень утомиться от долгого пути, – хотя, заметим кстати, еще неизвестно, насколько именно велико было расстояние между селением Аннессы и тем местом, где находился св. Григорий перед наступлением церковного празднества 68 . Но нельзя забывать и того, что Григорий прибыл в Аннессы еще за день до праздника (πρ μις τς συνδου) 69 ; следовательно, он во всяком случае мог уже несколько отдохнуть до начала празднества. Мы полагаем поэтому, что в данном факте, помимо усталости от дороги, имел свою долю значения и осадок, того чувства неудовольствия, с каким св. Григорий оставил, свои занятия и отправился на праздник. Объяснение арх. Порфирия было бы, пожалуй, более или менее удовлетворительным, если бы речь шла о нашем времени, когда заботы о теле ставятся выше забот о душе. Но если мы перенесемся своим воображением в первые века христианства, далеко не похожие на наше время, если мы вспомним при этом еще строго–подвижнический дух всего семейства св. Григория, то высказанное арх. Порфирием объяснение представится нам недостаточным, односторонним, особенно при тех обстоятельствах при каких случился данный факт. Наконец, наше мнение подтверждается и дальнейшими обстоятельствами, к которым мы теперь и переходим. Когда Григорий спал, ему представилось во сне страшное видение. «Мне казалось», говорил он впоследствии, – «будто я хочу войти в сад, где совершалось всенощное бдение; в то время, когда я находился близ дверей, показалось множество воинов, сидевших у входа; все они вдруг встали и, подняв жезлы, устремились на меня с угрозой и не допускали до входа. Я получил бы и удары, если бы не упросил их один, как казалось, более человеколюбивый» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

В Суассоне при дележе добычи Хлодвиг попросил воинов уступить ему, кроме законно принадлежащей ему доли, еще и эту чашу. В ответ те воины, кто, по словам Григория, «были поразум­нее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим, – твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, под­нял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», – опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскор­бление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епи­скопскому послу» 1050 . Из происшедшего видно, что король не обла­дал абсолютной властью, что он не многим отличался по своему статусу от племенных вождей и что «неразумный» воин пошел на столкновение с королем, настаивая на неприкосновенности ста­ринного права свободных франков делить добычу между всеми, включая короля, по жребию, от которого готовы были отказаться другие воины, те, что «поразумнее», принимая новый, еще толь­ко складывавшийся порядок, основанный на признании исклю­чительных прав короля, простирающихся уже так далеко, что и самих себя «разумные» готовы были признавать находящими­ся во владении короля. Уступив при дележе добычи, Хлодвиг однако решил отомстить непокорному и дерзкому франку, и, чтобы преподать урок дру­гим, он сделал это принародно, на глазах у воинов, собравшихся год спустя на Мартовском поле – это был традиционно созывав­шийся в марте боевой смотр, носивший, очевидно, также харак­тер народного собрания, на котором вооруженные воины выноси­ли важнейшие решения: «Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошел к тому, кто ударил (секирой) по чаше, и сказал: “Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира нику­да не годятся». И вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: “Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне”» 1051 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так бы и было, как хотелось врагам, если бы Господь не простер римлянам неожиданно своей руки. Римляне почуяли приближение критян и евбейцев; только короткий срок не дал им вооружиться, как следует. Однако ж, снявшись с якорей, они пустились в море со всевозможною скоростью; и много рвения обнаружила как та, так и другая сторона, отъехав от земли на пятнадцать стадий, не меньше. Корабли неприятельские были тяжелы и неповоротливы как от множества воинов, так и от нового своего вооружения и, точно движущиеся по морю города, выстраивались медленно. Римские корабли настолько уступали неприятельским в величине, насколько превосходили их своею численностью; они были также поворотливее и подвижнее, но не были достаточно вооружены. Однако ж и они выстраивались в бой, не столько, впрочем, против кораблей, сколько против стен, так как передние части неприятельских кораблей были подобны стенам, окаймленным вверху надежнейшими воинами. Начальник римского флота Филантропин объезжает его на адмиральском судне и возбуждает воинов к сражению, появляясь то на правом, то на левом крыле. Римские корабли, впрочем, не смели идти прямо на носы неприятельских кораблей; потому что с них, как с твердой земли, неприятели сыпали большие камни и все, что удобно было бросить сверху, и причиняли много вреда. Поэтому они нападали на эти корабли по возможности с боков. Левое крыло неприятелей много терпело, потому что восходящее солнце било им прямо в глаза. Но правое, которое было гораздо сильнее, налегая на римские корабли, блистательно поражало римских воинов и гребцов, так что они уже отчаялись было пробиться и выйти на сушу, оставив у берега пустые корабли. И если бы Бог , подающий упавшим духом бодрость и отчаявшимся надежду, не даровал римлянам неожиданной помощи, то, быть может, испытав эти два великих поражения, они пошли бы, так сказать, ко дну адову. Но кто не подивится неисследимому Промыслу Божию, устроившему так, что неожиданное поражение на суше неожиданно обеспечило целость флота? Брат царя, деспот Иоанн, вместе с спасшимися от поражения на суше находившийся оттуда весьма близко, узнал о происходившей битве на море, потому что слух о ней успел уже проникнуть внутрь твердой земли, и, прибыв на берег этого залива, увидел жалостное зрелище – что и морским силам римлян грозит опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государь Император признавал за благо и выражал непременную волю Свою, чтобы были усугублены заботы правительственные о развитии кустарных промыслов, и призывал местные земские и городские учреждения и частных лиц к дружному и деятельному сотрудничеству с Правительством в этом важном деле. Изыскание ближайших путей к осуществлению этого дела Государь возлагал на состоявший при Главном Управлении Землеустройства и Земледелия Кустарный Комитет, одновременно, особым положением расширяя его устройство и полномочия. Государыня Императрица Александра Феодоровна, единодушно разделяя стремление Государя Императора к облегчению участи пострадавшего во время войны населения, изъявила сердечное желание принять деятельность Комитета под Свое непосредственное покровительство, дабы личным Своим участием поддержать труды лиц, привлекаемых в состав Комитета. Призывая Божие благословение на предстоявшую в этом деле совместную работу правительственных и местных деятелей, Государь Император повелевал утвержденное в 12 же день июля 1915 года Положение о состоящем под Августейшим Ея Императорского Величества покровительством Кустарном Комитете привести в действие 85 . Междуведомственная Комиссия, учрежденная с Высочайшего соизволения при Александровском Комитете о раненых, под председательством председателя Александровского Комитета, военного министра генерал-адютанта Сухомлинова, для выработки мероприятий к ознаменованию столетнего юбилея Комитета, в числе мероприятий наметила почитание памяти убитых на войне воинов. Предположено было сооружать во всех приходских церквах доски с начертанием имен павших воинов, и на родине убитых на более видных местах ставить памятники, хотя бы примитивного устройства в виде часовен, крестов, каменных столбов и тому подобного. Эвакуированных с театра войны воинов предположено было хоронить в каждом городе на определенном кладбище и в одном месте, чтобы впоследствии такие места были обсаживаемы деревьями и обносимы решетками, представляя собою особые братские кладбища, в напоминание последующим поколениям о жертвах великой европейской войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На призыв Святейшего Синода об отводе помещений для выздоравливающих и увечных воинов, епархиальные преосвященные, в поступивших до того времени сорока трех донесениях, сообщали, что таковые помещения в мужских наших обителях могли быть отведены для призрения до двух тысяч лиц, при чем для тысячи пятисот лиц и содержание могло быть принято на местные средства. Ожидалось, что сведения из остальных епархий значительно увеличат Приведенные цифры. Во многих из этих помещений могли быть немедленно устроены работы для увечных. Святейший Синод не сомневался, что для вышеуказанной цели в обителях будут открыты и новые помещения и что святые обители благочестивой жизни с готовностью явятся обителями нового Богоугодного труда. В уверенности, что этот призыв встретит как среди иночествующей братии, так и среди Боголюбивых мирян самое живое содействие к его осуществлению и что в нашем народе таятся неисчерпаемые силы любви к Родине и готовности послужить в святом деле всяческой помощи защитникам Отечества, проливающим свою кровь на поле брани, Святейший Синод, по определению 27– 28 мая 1915 года за 4067, печатая свой призыв в «Церковных Ведомостях», предписывал епархиальным преосвященным и Синодальным Конторам в ближайшее же время донести Святейшему Синоду о размерах возможного осуществления вышеизъясненных предположений в подведомых им обителях и о действительном исполнении по сему донести в свое время 84 . Заботы о призрении увечных воинов завершились Высочайшим указом Сенату 12 июля 1915 года о применении для этой цели кустарных промыслов. В попечении об участии лиц, утративших на поле брани способность к выполнению земледельческих полевых работ и к труду на фабриках и заводах, Государю Императору благоугодно было остановить внимание на желательности приискания им новых подсобных заработков и прежде всего на возможно – широком приложении их сил в привычной для сельского населения области кустарных промыслов. Многие из этих промыслов, не требуя полных сил трудящегося, являли собою благодарное поприще для улучшения быта раненых и увечных воинов и вполне были доступны для жен и даже детей, потерявших на войне своих кормильцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010