Греческая Церковь отмечает день памяти Е. 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.) он обозначен под 24 июля. В монофизитских календарях память Е. находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в 2 Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но,- 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля. В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) Е. чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления Е. с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.). В календаре РПЦ Е. именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество муж. и жен. мон-рей, однако в Житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте. Годом смерти Е. принято считать 413 г., Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский, указывает 410 г. Греч. служба Е. была составлена во 2-й пол. XIX в. игуменией мон-ря во имя Е. на о-ве Докос (один из Саронических о-вов, к западу от о-ва Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г. Ист.: BHG, N 631-631m; BHL, N 2718-2721; MartRom. P. 96; ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735; SynCP. Col. 840-841; Vita St. Euphrasiae virginis//PL. 73. Col. 623-642C [лат. версия Жития]; PG. 117. Col. 557-558 [Минологий имп. Василия II]; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. T. 27. P. 129-201 (особ. 189); ЖСв. Ил. С. 571-597; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 82, 123. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Laty š ev. Menol. T. 2. P. 210-214; Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 105-106; Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 30-56. Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 68-79; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 223; Т. 3. С. 284; Jerphanion G., de. Les caractéristiques et les attributs des saints dans la peinture cappadocienne//AnBoll. 1937. T. 55. P. 1-29; Halkin F. Une nouvelle recension de la Vie de St. Eupraxie//Ibid. 1961. T. 79. P. 160; Aubert R. Euphrasie, vierge en Thébaïde//DHGE. Т. 15. P. 1411-1412; Lucchesi G. Euprasia//BiblSS. Vol. 5. P. 233-235; Quispel G., Zandee J. A Coptic Fragment from the Life of Eupraxia//VChr. 1959. Vol. 13. P. 193-203; Επραξα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1069; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 148; Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and its Archetype//DOS. 1996. T. 34. P. 133, 337; Fiey J. M. Saints Syriaques/Ed. par L. I. Conrad. Princeton; N. Y., 2004. P. 76; Ordained Women in the Early Church: A Documentary History/Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2005. P. 56-61; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 369-387.

http://pravenc.ru/text/187261.html

104 Βλ. Nasrallah , Jean de Damas, σσ. 73–74. Βλ. κμη Σ. Ευστρατιαδου , «Δαμασκηνς», ΝΣ ΚΣΤ´, 1931, σ. 397, που πιθανολογεται τι Δαμασκηνς γκατλεψε τ Δαμασκ κατ τ διρκεια διωγμν π το μρ Β´ (717–720). 108 Βλ. V. Grumel , Trailé d’ Études Bysanlines. I. La chronologie, Paris 1958, σ. 452. Kai H.G. Beck , KTL, σ. 517, που λας χρονολογεται μεταξ 770–797. Βλ. κμη ΘΗΕ 6, 1965, στ. 29. 112 Παρατηρε Θ. Παπαδοπουλος – Κεραμευς , ΑΙΣ Δ´, σ. 336, σημ. 22: «νν τ πρτον κοεται τι τ τριδιον το Προσαββτου, περ ποδδεται κοιν τ Κοσμ, συνταξε Σωφρνιος εροσολμων». τι Μερκουρπωλος πλανται κα δ εναι προφανς. 117 Βλ. Αθ Παπαδοπουλου Κεραμεως , Μαυρογορδτειος Βιβλιοθκη, τοι Γενικς περιγραφικς κατλογος τν ν τας ν τν νατολν βιβλιοθκαις ερισκομνων χειρογρφων.., ν Κωνσταντνουπλει 1886 (= ν Κωνσταντινουπλει λληνικς Φιλολογικς Σλλογος, Παρρτημα το ΙΖ´, τμου), σ. 30, που τ χφ. χρονολογεται στν 11° α. Βλ. πσης Η.G. Beck , KTL, σ. 504, που χρονολογεται ρθ στ 12° α. πσης J.M. Hoeck , Stand, σ. 11. 118 Βλ. Μητροπολτου Αθηναγορα το π Μ. Πρωτοσυγκλλων, «Κατλογος τν χειρογρφων τς ν Χλκ μονς τς Παναγας», ΕΕΒΣ Ι´, 1933, σ. 236. 119 Βλ. R. Devreesse , Catalogue det manuserits grecs. II. Le fonds Coislin, Paris 1945, σσ. 270–271. Kai Fr. Halkin , Manuscrits grecs de Paris. Inventaire hagiographique, Bruxelles 1968 (=Subsidia Hagiographies 44) σ. 270. πσης Ehrhard », Überlieferung III σ. 576. 125 Βλ. Β. Golgrave , The earliest Life of Gregory the Great by an Anonymus Monk of Whitly, Lawrence, University of Kansas Press, 1968, σσ. 126–129 (κεφ. 29). Τν πολτιμη πληροφορα φελω στ Βολλανδιστ πατρα Fr. Halkin , τν ποο κα π τ θση ατ θερμ εχαριστ. 129 Cod. Coisl. gr. 286, f. 187 v. Βλ. κα ΑΙΣ Δ´, σ. 271, 7–8. δ τ κεμενο διακπτεται στ φρση «ν κα yeννηθες κα...». 137 τσι φρεται στ ργο το Egon Wellesz , A History, σ. 455. Βλ. κα «Πεπραγμνα Α´ Διεθνος Κρητολογικο Συνεδρου», Κρπτικ Χρονικ ΙΕ´–ΙΣΤ´, 1961–1962, II. σ. 138.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

16. N 3. P. 359-384; 1913. Vol. 17. N 2. P. 249-258; Kahrstedt U. Die Märtyrerakten von Lugudunum 177//Rheinisches Museum f. Philologie. N. F. Bonn, 1913. Bd. 68. S. 395-412; Labriolle P., de. Le style de la lettre des chrétiens de Lyon//BALAC. 1913. T. 3. P. 198-203; Zeiller J. Les origines chrétiennes en Gaule: (Sujet d " histoire diocesaine)//RHEF. 1926. T. 12. N 54. P. 16-33; idem. Légalité et arbitraire dans les persécutions contre les chrétiens//AnBoll. 1949. T. 67. P. 49-54; Bardy G. La vie spirituelle d " après les Pères des trois premiers siècles. P., 1935. P. 160-173; Chagny A. Les martyrs de Lyon de 177: Étude historique. P.; Lyon, 1936; Griffe É . La Gaule chrétienne à l " époque romaine. P.; Toulouse, 1947. T. 1. P. 7-33; Jouassard G. Le rôle des chrétiens comme intercesseurs auprès de Dieu dans la chrétienté lyonnaise au second siècle//RSR. 1956. T. 30. Fasc. 3. P. 217-229; idem. Aux origines de l " église de Lyon//REAug. 1965. Vol. 11. N 1/2. P. 1-8; Nautin P. Lettres et écrivains chrétiens des IIe et IIIe siècles. P., 1961. P. 33-64; Straeten J., van der. Les actes des martyrs d " Aurélien en Bourgogne: Étude littéraire//AnBoll. 1961. T. 79. N 1/2. P. 115-145; N 3/4. P. 447-469; Ste. Croix G. E. M., de. Why Were the Early Christians Persecuted?//Past and Present. Oxf., 1963. Vol. 26. N 1. P. 6-38; Colin J. L " empire des Antonins et les martyrs gauloises de 177. Bonn, 1964; idem. Martyrs grecs de Lyon ou martyrs Galates?//L " Antiquité classique. Brux., 1964. T. 33. Fasc. 1. P. 108-115; Каждан А. П. От Христа к Константину. М., 1965. С. 44-47; Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. Oxf., 1965. P. 1-30; Halkin F. Martyrs de Lyon ou d " Asie Mineur?//AnBoll. 1965. T. 83. N 1/2. P. 189-190; Audin A. Les martyrs de 177//Cahiers d " histoire. Lyon etc., 1966. T. 11. P. 343-367; Delehaye. Passions. P. 89-91; Demougeot É . À propos des martyrs lyonnais de 177//REA. 1966. T. 68. N 3/4. P. 323-331; Keresztes P. The Massacre at Lugdunum at 177 A.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

344 . Βος κα κολουθα το σιου κα θεοφρου πατρς μν θανασου το θωντου. γιον ρος, κδοσις . Μ. Μεγστης Λαρας 1985. 64. 345 . Βος το γου θανασου το θωντου δρυτο τς μοναστικς πολιτεας το γου ρους. Γυρισμνος στν πλ γλσσα κα πεξεργασμνος πρς φλεια τν σημερινν ναγνωστν. θναι 1964. 92. адаптация: [Dumont P.] La vie de Saint Athanase l’Athonite//Irénikon. 1931. 8: 4/5. 457–499; 6. 667–689. 1932. 9:1. 71–95; 3. 240–264. переизд.: Chevetogne 1963. 100. 2000. 346 . Halkin F. Une vie prétendue de Saint Athanase l’Athonite//Maked 1961–1963. 5. 242–243. 347 . Kominis A. χειργραφος παρδοσις τν δο ρχαιοτρων βων σιου θανασου το θωντου// ΑΒ 1964. 82:1–2. 396–407. 348 . Kourilas Ε. Κριτικ πμνημα ες τν βον το γου θανασου κδοθντα π ρχιμ. θανασου Παντοκρατορινο// Θεολογα. 1953. 24. 128–143, 283–303. 349 . Lanne Ε. Quelques remarques sur la vie de Saint Athanase l’Athonite// Διεθνς Συμπσιο T γιον ρος. Χθς – σμερα – α ριο. Θεσσαλονκη 29 κτωβρου – 1 Νοεμβρου 1994. ( ταιρεα Μακεδονικν Σπουδν. 84). Θεσσαλονκη 1996. 167–175. 350 . Lemerle P. La vie ancienne de Saint Athanase l’Athonite composée au début du XI е siècle par Athanase de Lavra//MMA 8 .234). 1. 59–100. же: Le Monde de Byzancë Histoire et Institutions. Collected Essays of Paul Lemerle. L. 1978. 21. 450. (Variorum Reprints Collected Studies Series. 86). 351 . Leroy J. Les deux Vies de saint Athanase l’Athonite//AB 1964. 82. 409–429. 352 . Mossay J. A propos des «Actes de Lavra». Note sur les deux «Vies» de saint Athanase l’Athonite//AB 1973. 91(1–2). 121–132. 353 . Moustakis B. Βος το γου θανασου το θωντου, δρυτο τς μοναστικς πολιτεας το γου ρους. θναι 1964. 92. 354 . Nektarios, monachos. γιορετης, Γρων το ν Καρυας Λαυριωτικο κελλου γιος θανσιος. κολουθα το σου πατρς μν θανασου το ν τ θ σκσαντος. γιον ρος 1935. 108. 355 . Neoskitiotis-Bilalis Ν. σιος θανσιος θωντης. Τμος Α’. βος το σου. στορικ βιογραφα. γιον ρος. θναι 1975. 365.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Nomoc Nomocanon, ed. J.B.Cotelier, Monumenta ecclesiae graecae I. Paris 1677, 68–158. [s.XII–XIV?] NomRhod Νμος οδων ναυτικς. The Rhodian Sea – Law, ed. W.Ashburner. Oxford 1909 (Index S. 127). (s.VII/VIIl?l NonnDion Nonni Panopolitani Dionysiaca, ed. R.Keydell. 2 Bde. Berlin 1959. [s.V] NoretSin J. Noret, Les manuscrits Sinaitiques de Gregoire de Nazianze. Byz 48 (1978) 166–207 (Index S.205). NovMac N.Svoronos, Les novelles des empereurs Macédoniens conecrnant la terre et les stratiotes. Athen 1994. [s.X] NPaph Niketas Paphlagon, PG 105, 16–440, [s.X] NPaphChry K.Dyobuniotes, Νικτα Παφλαγνος νκδοτον γκμιον ες ωννην τν Χρυσστομον. Θεολογα 12 (1934) 51–68. [s.X] NPaphDan Ε.Ηalκin, Un inédit de Nicétas le Paphlagonien: l’éloge du prophète Daniel BHG 488b, in: Kathegetria. Essays presented to Joan Hussey. Camberley 1988, 287–302. [s.X] NPaphDisc А. Vogt, Deux discours inédits de Nicétas de PaphlagoNic. Roma 1931. [s.X] NPaphGr The Encomium of Gregory Nazianzen by Nicetas the Paphlagonian, ed. J. Rizzo. Bruxelles 1976. [s.X] NPaphIn F. Lebrun, Nicétas le Paphlagonien, Sept homélies inédites. Leuven 1997. [s.X] NPaphLaud Nicetae Laudatio SS. Michaelis et Gabrielis. PG 140, 1221–1245. [s.X] NPaphProc F.Halkin, Le panégyrique du martyr Procope de Palestine par Nicétas le Paphlagonien. AnBoll 80 (1962) 174–193, [s.X] NPatLet Nicholas I, Patriarch of Constantinople, Letters, ed. R.Jenkins – L.G.Westerink. Washington, D.C. 1973 (Index 599–622). [s.X] NPatMisc Nicholas I, Patriarch of Constantinople, Miscellaneous Writings, ed. L.G.Westerink. Washington, D.C. 1981 (Index 161–171). [s.X] NStethCap Nicetas Stethatus, Capitum centurae tres. PG 120, 852–1009. [s.XI] NStethOp Nicétas Stéthatos, Opuscules et lettres, ed. J.Darrouzès. Paris 1961 (Index 529–547). [s.XI] NStethVi Vie de Syméon le Nouveau Theologien par Nicetas Stéthatos, ed. I.Hausherr. Roma 1928. [s.XI] NystSugd M.Nystazopulu, ν τ Ταυρικ Χερσονσ πλις Σουγδαα π το ιγ» μχρι το ιε " ανος. Athen 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1081 Besides Clavijo (see above, note 17), these Western travelers include Pero Tafur. Adanças é Viajes. Ed. M. Jimenez de la Espada. Madrid, 1874=Travels and Adventures, 1435–1439. Trans. M. Letts. London, 1926; Buondelmonti C. Le Vedute di Costantinopli di Cristoforo Buondelmonti/Ed. G. Gerola//Studi Bizantini e Neoellenici. 1931. Vol. 3, p. 247–279, and Bertrandon de la Broquiere. Le Voyage d’Outremer. Ed. Ch. Schefer. Paris, 1892=Trans. P. Legrand (Hakluyt " s Collection of the Early Voyages. Travels and Discoveries of the English Nation Vol. IV. London), 1811, p. 469–545. 1083 Brock S. A Medieval Armenian Pilgrim " s Description of Con stantinple//Revue des Études Arméniennes. 1967. Vol. N.S. 4, p. 81–102. 1084 Perhaps only Eastern Christians received the “seal” there; the Armenian Anonymus, in any case, mentions visiting that shrine. Oddly, Ignatius of Smolensk does not mention seeing the important Monastery of St. George at Mangana. 1085 Tafur P., p. 172=Trans. Letts., p. 140; Broquière B., p. 519=Trans. Schefer, p. 154. In Palaeologan times the passion relics were either at the Monastery of St. John the Baptist at Petra or the Mangana Monastery of St. George (Majeska G. Russian Travelers... p. 342–343, 368–370). 1086 Clavijo R., p. 47=Trans. Le Strange, p. 76. Arsenius was the controversial Greek Patriarch of Constantinople (“in exile” in Nicaea) 1254–1259 and (in Constantinople) 1261–1265 (Troitskii V. E. Арсений и Арсениты. London, 1973). 1087 Riant P. Exuviae sacrae. Vol. II, p. 62, 177, 189; Vol. I, p. 192; Ebersolt J. Sanctuaires de Byzance, p. 46. 1089 These two early eastern martyrs were buried at Holy Apostles (Majeska G. Russian Travelers... p. 301–302); on their cult see Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. Vol. II, p. 246–247; 215–216. 1090 Or perhaps the homonymic early Christian martyr often confused with her; see Majeska G. Russian Travelers... p. 347–351; cf. Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. Vol. II, p. 286–287. 1091 These heads were preserved in the Pantocrator Monastery (Majeska G. Russian Travelers... p. 293). On their cult see Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. Vol. I, p. 209–210, 256–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в нас, хранящих твои сладкозвучные священнословия и красноречивые наставления ко спасению в различных книгах, тобою сочиненных, соблюди неуклонно утвержденными в правоте догматов, в изменчивые времена, как говорится, без изменения пребывающими, и всей нашей жизнью впредь руководи к пользе, чтобы, послушно следуя за тобой, мы сделались благоугодны Богу в достигли благ, обещанных праведным, милостью в благодатью Христа Бога нашего, нас ради вочеловечившегося и не отказавшегося быть видимым в описуемом 652 облике по плоти. Ибо Ему подобает поклонение и слава, с пребезначальным Отцом в единосущным и живоначальным Божественным Духом, во веки веков. Аминь. 1. Справочники и словари 1. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. 2. Bibliotheca Hagiographica Graeca/ed. F. Halkin. Bruxelles, 1957. 3. Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Leipzig, 1937–1952 (3 Bde). 4. Hunger H. Die Hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978. 5. Κριαρς E. Λεξικ της μεσαιωνικς Ελληνικς δημδους γραμματεας. Θεσσαλονκη, 1980. 6. Liddel H. G., Scott R., Jones H. S., McKenzie R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1940. 7. Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1968 etc. 8. Sophocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine periods (from B. C. 146 to A. D. 1100). Cambridge (Mass.)-L., 1914. 9. The Oxford Dictionary of Byzantium/ed. A. P. Kazhdan. N.Y.-Oxford, 1991. 2. Источники 1. Acta Martyrum Constantinopolitanorum//Acta Sanctorum, Augustus, Vol. 2, p. 434–447. 2. Acta SS. Davidis, Symeonis et Georgii//AB, 18, 1899, p. 209–259. 3. Adversus Contantinum Caballinum//PG 95, 309–344. 4. Christ W., Paranikas M. Anthologia Graeca carminum christianorum. Lipsiae, 1871. 5. Constantini Manassis breviarium historiae metricum/ed. I. Bekker. Bonnae, 1837. 6. Constantini Porphyrogeniti de cerimoniis aulae Byzantinae/ed. W. Reiske//PG 112. 7. Constantin Porphyrogénète. Le Livre des Cérémonies/éd. A. Vogt. P., 1935. 8. Constantini Tii Sermo de translatione reliquiarum S. Euphemiae: Halkin F. L " histoire des reliques d " Euphémie par Constantin de Tios//Idem. Euphémie de Chalcédoine. Bruxelles, 1965, V (p. 81–106). 9. Douze récits byzantins sur Saint Jean Chrysostome/publiés par F. Halkin. Bruxelles, 1977. 10. Epistula Synodica ad Theophilum Imperatorem//Gauer H. Texte zum Byzantinischen Bilderstreit (Studien und Texte zur Byzantinistik 1). Frankfurt a. M., 1994. 11. Epistula ad Theophilum Imperatorem Interpolata//PG 95, 345–385. 12. Euthymii Sardium de promotione episcoporum//Darrouzès J. Documents inédits d " ecclésiologie byzantine. P., 1966, p. 108–115. 13. Featherstone J.-M. The Praise of Theodore Graptos by Theophanes of Caesarea//AB, 98, 1980, p. 93–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

624 Например: Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Germaniae, Belgii, Angliae/Ed. С. van der Vorst, H. Delehaye. Bruxellis, apud Socios Bollandianos, 1913 (серия: Subsidia hagiographica 13); Henricus Fros. Bibliothecae hagiographicae antiquae et mediae aetatis Novum Supplementum. Brux., 1986 (Subsidia hagiographica 70); Halkin Fr. Bibliotheca hagiographica graeca. Brux., 1957 (Subsidia hagiographica 8a); idem. Auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Brux., 1969 (Subsidia hagiographica 47); idem. Novum auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Brux., 1984 (Subsidia hagiographica 65); idem. Manuscrits grecs de Paris; inventaire hagiographique. Bruxelles, 1968 (Subsidia hagiographica 44); idem. Hagiographica inedita decern/E codicibus emit Halkin R Brepols-Leuven, 1989; cm. также: Bibliotheca hagiographica latina antiquae et mediae aetatis/Ed. socii bollandiani. T. 1. A–I. Brux., 1898–1899; T. 2. K–Z. Brux., 1900–1901 (в конце второго тома Supplementum; Supplement editio altera auction Brux., 1911). Адрес болландистов в Интернете: www.kbr.be/socboll/index.html. 625 Из работ Фабрициуса интересны также: Bibliotheca Latina в 3–х т. (1697; изд. Эрнести: Lpz., 1773–1774); Bibliotheca Latina mediae et infimae aetatis в 6–ти т. (1734–1736; 2–е изд. Манси: 1754); Bibliotheca ecclesiastica (1718); Bibliographia antiquaria в 2–х т. (1713; 3–е изд. Шафхаузена: 1760). 626 Nouvelle vie des Saints, pour tous les jours de l’annee, composde sur les mdmoires les plus fideles & les plus veritables de chaque siecle/Par M. l’abbe de Commanville. T. 1. Rouen, 1701. 628 Les vies des Saints Peres des ddserts et de quelques Saintes, escrites par des Peres de l’Eglise et autres anciens auteurs ecctesiastiques Grecs et Latins/Trad, en ffan ois par M. Amauld d’Andilly. 2 vols. Paris, 1653; Vies de plusieurs Saints illustres de divers siecles/Choisies et trad, par Amaud d’Andilly. 2 vols. Paris, 1665. 629 Echte Akten der Martyrer des Morgenlandes. 2 Bde. Innsbruck, 1836. Цингерле издавал также труды отдельных свв. отцов и исследования касательно их жизни и творчества: Ausgew. Schriften des hi. Ephram. 6 Bde. Innsbruck, 1830–1837 изд.: 1845–1846. 3 Bde (переизд.: 1870–1876)]; Leben und Wirken des hi. Simon Stylites. Innsbruck, 1855; Des hi. Jacob von Saruga sechs Homilien. Bonn, 1867; Ephraemi Syri sermones duo. Brixen, 1868; Monumenta Syriaca. Innsbruck, 1869; Chrestomathia syriaca. Rom, 1871; Lexikon syriacum. Rom, 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно греческому Житию, И. был сыном языческого жреца Иерокла. Апостолы Варнава и Марк попросили жреца указать путь к горе Хионод (ныне Олимбос (Хионистра)). Иерокл дал им в проводники своего сына, к-рого ап. Варнава обратил ко Христу и крестил в «Солейской реке» (очевидно, речь идет о р. Сетрахос, протекающей по горной долине Маратаса или, по мнению Алькена, о р. Карготис, протекающей по долине Солея; обе реки впадают в зал. Морфу ( Halkin. 1964. P. 151. Not. 1)). Оттуда они отправились в Кормиакит (мыс и деревня на сев.-зап. оконечности острова; в Актах ап. Варнавы - Кроммиакит), а затем в Тамас, где к ним присоединился Мнасон (Ibid. P. 150-151). В Житии И. назван иереем и архиереем, что, по мнению Алькена, указывает на его епископский титул (Ibid. P. 140. Not. 4), о рукоположении его не сказано. Важное место в повествовании занимают рассказы о чудесах, совершенных И. и Мнасоном на Кипре: в Тамасе И. воскресил Аэтия, сына вдовы Трофимы, укушенного в поле змеей, а Мнасон - Трофиму, умершую от горя (Ibid. P. 141-144); И. исцелил бесноватого из Перата (ныне Пера, на правом берегу р. Педиеос, близ древнего Тамаса) (Ibid. P. 144); по молитве И. моряки из Кереи (возможно, на Крите; в Актах ап. Варнавы упом. Корасий - Acta Barnab. 11) были спасены от кораблекрушения, а затем приняли крещение ( Halkin. 1964. P. 144-146); в Пафосе И. вернул зрение слепому и излечил больного, имеющего сухую руку (Ibid. P. 149-152); проходя мимо с. Литу-Колони (ныне Колони, близ Пафоса), И. исцелил бесноватую женщину (Ibid. P. 152-153). После возвращения в Тамас И. узнал о кончине своей сестры Иракли(ди)аны, к-рая умерла, не сказав, где она спрятала 30 номисм, оставленных ей на хранение Тимофеем из Лампадиста. Через 10 дней И. привел Тимофея на могилу сестры и спросил ее о местонахождении денег. Чудесным образом Иракли(ди)ана ожила на время и рассказала о тайнике, после чего Тимофей крестился (Ibid. P. 154-155). Подобное чудо описано в Житии др. Кипрского святого - свт. Спиридона , еп. Тримифунтского.

http://pravenc.ru/text/673835.html

Утром Маркиан велел поместить мучеников в котлы, наполненные смолой и серой, и, не желая видеть гибель сына, удалился, оставив наместника для приведения в исполнение имп. приказа. Дрова, к-рыми были доверху обложены котлы, сгорели, но святые остались невредимыми. Народ и Маркиан, которому донесли о происшедшем, были поражены случившимся. Святых отвели в темницу, куда пришла навестить К. его мать М. (в древнейших текстах - Маркионилла: Halkin. 1980. P. 293; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 586). Она уверовала во Христа и была крещена пресв. Антонием. Маркиан, узнав об этом, заключил и ее в темницу. Он повелел казнить 20 воинов и 7 братьев царского рода, а И., К., пресв. Антония, Анастасия и М. решил судить позже. В день суда святые сообщили, что готовы поклониться идолам. Когда шествие приблизилось к храму Зевса, И. обратился с молитвой к Богу, и здание рухнуло, задавив тысячу жрецов и множество язычников. Мучеников снова отвели в темницу; во время молитвы им явился в сиянии сонм святых, среди к-рых были 20 воинов, 7 братьев и В. со св. девами, возвестившая И. о предстоящем мученическом подвиге. Перед казнью Маркиан велел пытать узников. Сначала им обернули пальцы на руках и ногах папирусом, смоченным в масле, и зажгли его. Но папирус сгорел, не причинив мученикам вреда. Затем у И. и К. содрали кожу с головы, а Антонию и Анастасию выкололи глаза. Когда палачи начали пытать М., то ослепли. После этого святых бросили на съедение зверям, но те не тронули их. Тогда Маркиан приказал усечь их мечом вместе с осужденными на смерть преступниками. Это произошло прежде 10-х календ июля, т. е. 21 июня ( Halkin. 1980. P. 295), согласно лат. Мученичеству - в 5-е иды янв., т. е. 9 янв. (ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 587). Сразу после казни началось землетрясение, разрушившее треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял к.-н. идол. Землетрясение сопровождалось молниями, громом и градом, от к-рого погибло немало язычников. Вскоре Маркиан заболел и умер в муках, съедаемый червями.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010