Хронологические несоответствия указывают на то, что, вероятно, церковное предание объединило в лице Г. Н. двух или более подвижников-исихастов с одним и тем же именем. Так, во-первых, это мог быть Григорий, основатель Григориата, к-рый устроил этот мон-рь не позднее 1328 г., о чем свидетельствует хрисовул имп. Андроника II Палеолога, выданный мон-рю св. Дионисия (см. в ст. Григория преподобного мон-рь ). Во-вторых, другой Григорий, наставник прп. Афанасия Метеорского, но в момент их поселения в Метеорах (ок. 1340) он был уже старцем и не мог стать учеником Ромила, родившегося в 30-х гг. XIV в., а тем более пережить его и написать его Житие. При этом строительство мон-ря Горняк твердо датируется 1379 г. на основании упомянутой грамоты кн. Лазаря. Соч.: Мон. Григория Житие прп. Ромила: По ркп. XVI в. Имп. Публ. б-ки собр. Гильфердинга: С прил. службы прп. Ромилу по ркп. XVII в. Белградской Нар. б-ки/Сообщ.: П. А. Сырку. СПб., 1900. (ПДП; Вып. 136); Halkin F. Un ermite des Balkans au XIV siècle: La vie grecque inédite de St. Romylos//Byz. 1961. Vol. 31. P. 111-148. Лит.: Качаловский В. Серб. жития и летописи как источник для истории юж. славян в XIV и XV вв.//Слав. сб. СПб., 1876. Вып. 3. С. 183-222; Βης Ν. Α. Συμβολ ες τν Ιστοραν τν Μονν τν Μετερων//Βυζαντς. 1909. Τ. 1; Ακολουθαι το σου κα θεοφρου πατρς Γρηϒορου το κττορος τς ν Αϒ Ορει Αθ Ι. Μ. το Γρηϒορου κα τς Αϒας Οσιοπαρθενομρτυρος Αναστασας τς Ρωμαας μετ πιμνημοσνου πρς τος κττορας τς μονς λϒου. Θεσσαλονκη, 1921; Gruji R. Grigorije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-horvatsko-slovenacka. Zagreb, 1925. Knj. 1. C. 782; Розов В. Синайцы в Сербии в XIV в.//Bsl. 1929. Т. 1. С. 16-21; Сп. Гpuropuje из 1952. 3. С. 85-106; он же. и код Срба у и у турско доба. Нови Сад, 1967. С. 189-214; Мечев К. Личността на писателя: Към характеристиката на изобразителна стил в Житието на Ромил Видински у мон. Григория//Лит. мисъл. София, 1972. T. 16. 2. С. 76-92; Jycmuh архим. Жumuje прп. оца нашег Гpuropuja или Он же. Жumuja светих за децембар. Београд, 1977. С. 251-259; Γερϒιος (Καψνης), ρχιμ. Περ το κττορος τς ν Αθ Ι. Μονς Γρηϒορου κα τς σχσεως ατο πρς τν Οσ. Γρηϒορον τν Σινατην//Παρδοση. Αθνα, 1979. Τευχ. 12-14. Σ. 108-116; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 101-102; С. Свети срби. Kparyjebaц, 1989. С. 143-145; Петр (Пиголь), игум. Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. С. 140-154; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 2. С. 407-408; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 263.

http://pravenc.ru/text/166854.html

Gouillard J. (1967) «Le Synodikon de l’orthodoxie. Edition et commentaire», TM 2. Halkin F. (1940) «La Vie de saint Niphon ermite au Mont Athos (XIV е siede)», AB 58, pp. 5–27. Halkin F. (1988), «Vie breve de S. Pierre l " Athonite», AB 106 (3– 4), pp. 249–255. Hausherr I. (1944) Penthos. La doctrine de la componction dans l’Orient Chretien, Roma (OCA 132). Hero A. C. (1983) Letters of Gregory Akindynos. Greek text and English translation by Hero A. C, Washington, DC 1983, LIII, 465 (Corpus fontium historiae Byzantinae 21: Dumbarton Oaks Texts, 7). Hogel C. (2003) Symeon Metaphrastes: Rewriting the Canonisation, Kobenhavn. Janin R. (1968) «Pietro eremita sul monte Athos», BibS X, coll. 712–713. Joannou P. P. (1971) Démonologia. Vie inedite de S. Aukence, Wiesbaden. Jones C. W. (1978) Saint Nicholas of Myra, Bari and Manhattan, Chicago. Kaster K. G. (1976) «Petrus vom Athos», LCI 8, col. 177. Kötting B. (1963) «Petros Athonites», LTK VIII, coll. 349–350. Kourilas E. ( Κουρλας) (1929) στρια το σκητισμο, Ï θωνται, Θεσσαλονκη. Kourilas E., Halkin F. (1936). «Deux Vies de saint Maxime le Kausokalybe, ermite au Mont Athos (XIV е siècle)», AB 54, pp. 38–112. Kravari V (1989) Villes et villages de Macédoine Occidentale, Paris. Lake К. (1909) The Early Days of Monasticism on Mount Athos, Oxford (­BHG 1505). Lamberz E. (1991) «Die Handschriftenproduktion in den Athosklöstern bis 1453)», Scrittura, libri e testi nelle aree provinciali di Bisanzio. Atti del seminario di Erice (18–25.09.1988), a cura di G. Cavallo, G. De Gregorio, M. Maniacu Spoleto. Lambros Sp. P. ( Λμπρος) (1912), " Та Πτρια το γου ρους», Νος λληνομνμων, 9, pp. 116–161, 209–244. Laurent V. (1961) «La liste épiscopate du Synodicon de la métropole de Lacedémone», REB 19, pp. 218–219. Le Strangers (1900) Baghdad during the Abbasid Caliphate, Oxford. Meyendorff J. (1954) «Le thême du «retoir en soi» dans la doctrine palamite du XIV е siecle» RHR 145, pp. 188–206. Meyendorff J. (1959) Introduction a l’etude de Grégoire Palamas, Paris.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Предполагают, что именно стараниями свт. Каллиста Г. С. был причислен к лику святых ( Γνης. 1980. Σ. 53). Память Г. С. указывается в ряде визант. рукописей под 27 нояб. (в день его преставления), однако в совр. календаре греч. Церквей она отмечается 6 апр. В рус. агиографической традиции встречаются 2 др. даты празднования - 11 февр. и 8 авг., последняя утвердилась в совр. календаре РПЦ. Житие Г. С. помещено в февральских Четиих Минеях (напр., ГИМ. Син. 179, XVI в.). Под 8 авг. оно включено в Четии Минеи РНБ. Солов. 287 (97), XVII в., РНБ. Погод. 914, XVIII в. Житие Г. С. вместе с его творениями было также переведено прп. Паисием (Величковским) для слав. «Добротолюбия» (отпечатано Московской Синодальной типографией в 1793). О местонахождении мощей Г. С. сведений не сохранилось, долгое время считалось, что его останки находятся в серб. мон-ре Горняк ( Jire ek C. J. Geschichte der Serben. Gotha, 1911. T. 1. S. 381), однако в наст. время доказано, что они принадлежат ученику Г. С. прп. Григорию Новому . А. Деликари Ист.: Каллист I, патр. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита/Греч. текст изд.: И. В. Помяловский. СПб., 1894 [рец.: Курц Э.//ВВ. 1896. Т. 3. С. 376-384; Соколов И.//ЖМНП. 1896. Ч. 306. Июль. С. 180-190]; он же. Житие Григория Синаита/Текст слав. пер. Жития по ркп. XVI в., ист.-археол. введ.: П. А. Сырку. СПб., 1909. (ПДПИ; 172) [рец.: Яцимирский А. И.//ЖМНП. Н. с. 1910. Ч. 27. Май. С. 176-190]; он же. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита/Введ., крит. изд., рус. пер.: Х.-Ф. Байер. Екатеринбург, 2006; Григорий, монах. Житие прп. Ромила/Сообщ.: П. Сырку. СПб., 1900. (ПДПИ; 136); Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита: Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41 (отд. отт.: София, 1904); Соколов И. [И. ] Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита: Пер. с греч. по изд. списку XVI в. М., 1904, Серг. П., 2005п; Kourilas E. , Halkin F. Deux Vies de S. Maxime le Kausokalybe, ermite au Mont Athos (XIVe s.)//AnBoll. 1936. T. 54. P. 42-65; Devos P. La version slave de la Vie de S. Romylos//Byz. 1961. Vol. 31. P. 149-188; Halkin F. Un ermite des Balkans au XIVe s.: La Vie grec. inédite de St. Romylos//Ibid. P. 111-148; Balfour D. St. Gregory the Sinaite: Discourse on the Transfiguration. Αθναι, 1982; Τσμης Δ. Θιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου γιολογικ ργα. Θεσσαλονκη, 1985; Σοφιανς Δ. Ο σιος Αθανσιος Μετεωρτης Βος, κολουθα, συναξρια. Μετωρα, 1990. Σ. 129-156; idem. Ο συντκτης το Βου το σου Αθανασου το Μετεωρτη, γνωστς γραφας μετεωρικν χειρογρφων (τλη ιδ - ρχς ιε α.)//Τρικαλιν. 1996. Τ. 16. Σ. 7-56.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Изд. (избр.): Помяловский И. В. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. СПб., 1894; Яцимирский А. И. Из слав. рукописей: Тексты и заметки. М., 1898; Kalu niacki E. Zur älteren Paraskevalitteratur der Griechen, Slaven und Rumänen. W., 1899; idem. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901; Григорий, мон. Монаха Григория Житие преподобного Ромила/Сообщ.: П. А. Сырку. СПб., 1900. C. 1-34. (ПДПИ; 136); Сырку П. А. Очерки из истории лит. сношений болгар и сербов в XIV-XVII вв.: Житие св. Николая Нового Софийского по единственной рукописи XVI в. СПб., 1901; Златарски В. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Феодосиа, иже въ Трънове постничьствовавшаго, съписано светеишимь патриархомь Константина града kvpь Калистомь//СбНУНК. 1904. Т. 2(20). С. 1-41; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1908, 19312, 1970р; он же. Жития на св. Иван Рилски с уводни бележки. София, 19362. (Отд. отт. из: ГСУ, ИФФ. 1936. Т. 32. Кн. 13); Лавров П. А. Жития св. Наума Охридского и служба ему//ИОРЯС. 1908. Т. 12. Кн. 4. С. 1-51; Динеков П. Житието на Пимен Зографски//ИИБЛ. 1954. Т. 2. С. 233-248; Ангелов Б. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1958. Т. 1; 1967. Т. 2; 1978. Т. 3; Halkin F. Un ermite des Balkans au XIVe siècle: La Vie grecque inedite de Saint Romylos//Byz. 1961. T. 31. P. 111-148; Климент Охридски. Събрани съчинения/Изд.: Б. Ангелов, Хр. Кодов. София, 1973. Т. 3; Партений, еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1974. T. 1; 1979. T. 2; Д. Жumuje Гeopruja Кратовца//Зб. ucmopuje jaзuka и САНУ. Београд. 1976. T. 10. C. 203-267; Григорий Цамблак. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Ред.: А. Давидов и др. София, 1983; Жития Кирилла и Мефодия. М.; София, 1986; Куев К., Петков Г. Събрани съчинения на Константин Костенечки: Изслед. и текст. София, 1986; Стара българска лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби/Ред., коммент.: К. Иванова; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Под ред. И. Божилова, С. Кожухарова. София, 1987; Димитър Кантакузин. Събрани съчинения/Коммент.: Б. Ангелов и др. София, 1989; Народното четиво през XVI-XVIII в./Подбор и ред.: Д. Петканова. София, 1990; Константин Костенечки. Съчинения: Сказание за буквите. Житие на Стефан Лазаревич/Пер.: А.-М. Тотоманова. София, 1993; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000; Иванова К. Bibliotheca hagiographica balkano-slavica. София, 2008.

http://pravenc.ru/text/182317.html

PassEutr F.Halkin, Deux Passions inédites des Saints Eutrope, Cléonique et Basilisque. AnBoll 104 (1986) 17–54. PassFlor F.Halkin, Une Passion inédite des Saints Florus et Laurus. JÖB 33 (1983) 38–44. [s.XI vel antea] PassGall F. Halkin, La Passion grecque des Saints Gallican, Jean et Paul. AnBoll 92 (1974) 265–286. PassGeorg P.Canart, La collection hagiographique palimpseste du Pal.gr. 205 et la Passion de S. Georges. AnBoll 100 (1982) 87–109. [s.IX] PassGlycer Passio S. Glyceriae martyris. AASS Maii III PassHelic Passio S. Heliconidis virg. m. AASS Maii VI 738–744. PassHipp E.Follieri, Passione di Sant’Ippolito. AnBoll 100 (1982) 43–61. [s.XI–XIII] PassIa H.Delehaye, Les versions grecques des Actes des martyrs Persans sous Sapor II. PO II. Paris 1907,453–461. [ca 1300] PassJacInt P.Devos, Le dossier hagiographique de S. Jacques l’Intercis. La Passion grecque inédite I–II. AnBoll 71 (1953) 157–201 (=I); 72 (1954) 213–256 (=II). PassIr F.Halkin, La Passion de Sainte Irène dans le ménologe impérial. Δπτυχα 3 (1982–1983) 176–183. [s.XI] PassIrenar G.Garitte, La Passion de S. Irénarque de Sébastée et la Passion de S. Blaise. AnBoll 73 (1955) 18–54. [ante s.X] PassJul I F.Halkin, La Passion ancienne des Saints Julien et Basilisse. AnBoll 98 (1980) 241–296. [ante s.VII?] PassJul II F.Halkin, Une seconde Passion des Saints Julien et Basilisse. θην 79 (1984) 351–390. [s.X–XII?] PassLib F.Halkin, La Passion grecque des Saintes Libyè, Eutropie et Léonis, martyres à Nisibe. AnBoll 76 (1958) 293–315. PassLucil F.Halkin, Les deux Passions inédites du martyr Lucillien. AnBoll 84 (1966) 5–28. [ante s.XI] PassMoc F.Halkin, Une Passion de Saint Mocius, martyr à Byzance. AnBoll 83 (1965) 5–22. [s.X?] PassNikand W.Lackner, Eine unedierte Passion der Märtyrer Nikandros und Hermaios. JÖB 29 (1980) 112–130. [s.X] PassPanc J.Declerck, Les recensions grecques de la Passion de S. Pancrace. AnBoll 105 (1987) 65–85. [s.IX?] PassPaph H.Delehaye, Les martyrs d’Egypte. App. I: La Passion de S. Paphnuce. AnBoll 40 (1922) 328–343. [s.VI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Хронология жизни М. К. рассматривалась Алькеном, Х. Г. Беком, еп. (с 2007 митрополит) Диоклийским Каллистом (Уэром), Х. Ф. Байером. Новейшая хронология предложена Риго ( Rigo. 2005. P. 186-191). Наиболее вероятно, что святой род. ок. 1270 г., в крещении он получил имя Мануил. Его родители жили в г. Лампсаке на азийском берегу Геллеспонта. Свт. Феофан сообщает, что они были «не из неблагородных» (οκ γενες: Halkin. 1936. P. 68; ср. Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 142) и отличались добродетельностью. По-видимому, М. К. не прошел даже начального курса обучения, не говоря уже о систематическом образовании (ср.: Halkin. 1936. P. 71), и по меркам визант. общества считался почти неграмотным. С детства М. К. отличался необычным для раннего возраста благочестием, причем уже в то время особо почитал Пресв. Богородицу, что впосл. нашло отражение в самых значительных событиях его жизни (Ibid. P. 68). Кроме того, в детские годы М. К. проявлял сострадание по отношению ко всем нуждающимся, тайно раздавал бедным хлеб и нередко дарил нищим собственную одежду, в результате чего окружающие, в т. ч. родители, стали считать его безумным (ξηχος: Ibidem.). В 17-летнем возрасте ( Rigo. 2005. P. 191), чтобы избежать женитьбы, к-рую планировали устроить его родители, в 1287 г. М. К. отправился на гору Ганос во Фракии, к-рая была одним из наиболее важных центров визант. монашества того времени ( Halkin. 1936. P. 69; Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 144). Юноша поступил под руководство духовно опытного старца - некоего Марка (PLP, N 17067; Halkin. 1936. P. 43, 69; Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 145), о к-ром говорится, что он «просиял во всей Македонии, как светлейшая звезда» ( Halkin. 1936. P. 69). Молодой послушник сразу же проявил великое рвение в посте, бдении, молитве и т. п., однако старец, усмотрев определенные опасности в такой суровой аскезе для новоначального, посоветовал М. К. избрать более умеренный образ жизни (Ibidem). В послушании у старца М. К. провел сравнительно немного времени. Вскоре его наставник скончался. Похоронив его (Ibidem), в 1290 г. ( Rigo. 2005. P. 191) М. К. отправился на др. «святую гору» визант. монашества - Папикий ( Halkin. 1936. P. 69; Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 225-226; Rigo. 2005. P. 191, n. 53). Здесь мн. монахи жили в пещерах вне монастырской ограды, а иногда и вовсе без крова. Они были одеты в лохмотья, к-рые составляли их единственное имущество ( Halkin. 1936. P. 70). Суровый образ жизни монахов Папикия полюбился М. К., и в дальнейшем он старался неукоснительно придерживаться его. На горе Папикий М. К., однако, также прожил недолго и вновь отправился в путешествие (ок. 1305 г.: Rigo. 2005. P. 191), на этот раз в К-поль ( Halkin. 1936. P. 70; ср.: Ibid. P. 44). В визант. столице М. К. поклонился орудиям Св. Страстей Господних и др. святыням, особенно часто молился перед иконой Пресв. Богородицы «Одигитрия» и даже удостоился видения Божией Матери в небесной славе (Ibid. P. 70, 73).

http://pravenc.ru/text/2561640.html

Прп. Феодору удалось восстановить дисциплину и разрешить сложную ситуацию (Vita S. Pachomii (G1). 131// Halkin. 1932. P. 82-83; Vita S. Pachomii (S5). 19// Lefort. 1933/1934. P. 189): он отстранил от должностей глав мон-рей и назначил новых, нек-рых настоятелей поменял местами, а Аполлония убедил вернуться в общежитие. Прп. Феодор все важные дела совершал только после того, как отправлялся к О. и спрашивал его разрешения, так что О. даже говорил: «Я начальствую теперь больше, чем когда я был один» (Vita S. Pachomii (G1). 130// Halkin. 1932. P. 81). «С согласия аввы Орсисия» Феодор основал еще 3 муж. мон-ря (2 - возле Гермополя Великого и 1 - возле Гермонта) и один женский (недалеко от Пабау) (Idem. 134//Ibid. P. 84). В окт. 362 г. возле г. Антинои произошла встреча прп. Афанасия Великого, скрывавшегося от преследования имп. Юлиана Отступника , с прп. Феодором (Idem. 143-144//Ibid. P. 89-91; Vita S. Pachomii (Во). 200-203// Lefort. 1925. P. 197-201), во время к-рой свт. Афанасий передал Феодору письмо для О. (CPG, N 2103; изд.: Halkin. 1932. P. 91; PG. 26. Col. 977). Вернувшись из Антинои, прп. Феодор убедил О. оставить мон-рь Хенобоския и вновь исполнять обязанности главы общежития. С этого времени и до смерти прп. Феодора (368 или 371) они вместе управляли общиной (Vita S. Pachomii (G1). 145// Halkin. 1932. P. 91; Vita S. Pachomii (Во). 204// Lefort. 1925. P. 202). В бохайрской версии Жития прп. Пахомия прп. Феодор незадолго до смерти говорил братьям: «Вот уже восемнадцать лет, как я, по мере сил и по повелению Божию и нашего отца аввы Орсисия, нахожусь среди вас» (т. е. на посту главы общежития - Vita S. Pachomii (Во). 199// Lefort. 1925. P. 195). Все Жития прп. Пахомия заканчиваются на смерти прп. Феодора, поэтому в них отсутствуют сведения о последних годах жизни О. Vita prima приводит текст 2-го письма свт. Афанасия Великого, адресованного О. (CPG, N 2104; изд.: Halkin. 1932. P. 95; PG. 26. Col. 977-980), в к-ром свт. Афанасий обращается к О. со словами «Так как он [Феодор] уснул, прими на себя попечение, замени его братиям. Пока он жил, вы были оба, как один». Можно предположить, что после смерти прп. Феодора О. вновь стал единственным главой всех мон-рей. К этому периоду относится 4-е послание О., обращенное ко всем монахам общежития. В нем О. призывает поминать в молитвах преподобных Пахомия, Петрония и Феодора ( Orsies. Ep. 4. 5// Vogüé. 1986. P. 14) и, в частности, предостерегает монахов от переходов из одного мон-ря в другой. Последнее, по-видимому, свидетельствует о том, что О. вновь столкнулся со случаями нарушения дисциплины.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

К. важны не только как источник данных о биографии святого, они содержат многочисленные ценные свидетельства о повседневной жизни афонских монахов сер. XIV в., особенно связанных с Великой Лаврой и ее окрестностями ( Rigo. 2005. P. 194). Житие, составленное прп. Нифонтом (BHG, N 1236z; изд.: Halkin. 1936. P. 42-65, далее - ЖН) между 1375 и 1380 гг. ( Rigo. 2005. P. 183), написано близким учеником М. К., унаследовавшим его каливу. Прп. Нифонт (ок. 1315-1411) был впосл. прославлен в лике святых (пам. греч. 14 июня; Rigo. 2005. P. 183; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 124-127), посвященное ему Житие также было издано Алькеном ( Halkin. 1940). ЖН содержит немного биографических данных о святом ( Rigo. 2005. P. 183) и скорее представляет собой сборник повествований о чудесах М. К. (ок. 50) и его пророчествах ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 128). Язык ЖН очень отличается от языка, характерного для агиографической письменности XIV в., он насыщен разного рода неправильностями, причем нередко встречаются конструкции и формы, типичные для новогреч. языка ( Родионов. 2011. С. 180), Алькен даже назвал его варварским ( Halkin. 1936. P. 39). Определенные языковые аномалии имеют место в богослужебных текстах, составленных прп. Нифонтом в память о своем учителе. В ЖН далеко не всегда можно отделить истории, очевидцем к-рых был автор, от тех, что рассказаны им с чужих слов. Вначале он старался представить устные рассказы в более традиц. форме, но затем отказался от лит. обработки. Во вступлении к Житию прп. Нифонт говорит о том, что взялся за повествование, превосходящее его силы, «пылая божественной ревностью», но надеется, что к.-л. «разумный книжник из боголюбивых» составит впосл. на основе собранных им материалов более совершенный текст ( Halkin. 1936. P. 43). ЖН содержится в 3 афонских рукописях XVII-XX вв. (описание см.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 128-130). Житие, составленное свт. Феофаном Перифеорийским (BHG, N 1237; изд.: Halkin. 1936. P. 65-109; далее - ЖФ) после 1381 г., получило наибольшее распространение.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

165 Syrku, K knig v v XIV veke, pp. 555–6; V. Kiselkov, Mitropolit Grigorij Camblak (Sofia, 1943), pp. 38–41. 166 Actes d’Esphigménou, pp. 13–14 (map) and 18. The same locality is also mentioned in Archives de l’Athos XX, Actes de Chilandar I, p. 93, no. 1 (1018), l. 7–8 and no. 14 (1294), l. 18–19, 44. 167 Cf. K. Ivanova, ‘Prostranno itie na Romil Vidinski ot Grigorij Dobropisec’, Stara bulgarska literatura. IV. itiepisni tvorbi (Sofia, 1986), pp. 656–8. 168 P. Syrku, ‘Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila’, Pamjatniki drevnej pismennosti i iskusstva, 136 (St Petersburg, 1900), pp. I–IV, XIV–XXXIII. Cf. also P. Devos, ‘La version slave de la Vie de S. Romylos’, Byzantion, 31 (1961), 149–87. 169 I. Dujev, ‘Un manuscrit grec de la Vie de St. Romile’, Byzantinoslavica, 7 (1937–8), 124–7; idem, ‘Un manuscrit grec de la Vie de St. Romile’, Studia historico-philologica Serdicensia, 2 (Sofia, 1940), 88–92; idem, ‘Romano (Romilo, Romolo) anacoreta in Bulgaria, santo’, Bibliotheca Sanctorum, 11 (1969), 312–16. 170 F. Halkin, ‘Un ermite des Balkans au XIVe siècle. La Vie grecque inédite de St. Romylos’, Byzantion, 31 (1961), 111–47. 171 Cf. Pavlikianov, ‘The Athonite Period in the Life of Saint Romylos of Vidin’, Σμμεικτα, 15 (Athens, 2002), 247–55. 174 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, p. 131, chapter 12, l. 29–33; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila, p. 20, chapter 19. 177 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, p. 132, chapter 12, l. 41–4; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila, p. 21, chapter 20. 178 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, pp. 131–43, chapters 12–22; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romil., pp. 20–32, chapters 19–32; Devos, La version slave de la Vie de S. Romylos, pp. 160–87. 179 L. Stojanovi, Stari srpski zapisi i natpisi, 2 (Belgrade, 1903), p. 408, no. 4205. For a photographic reproduction of the note cf. T. Jovanovi, ‘Inventar srpskih irilskih rukopisa Narodne biblioteke u Parizu’, Arheografski prilozi, 3 (Belgrade, 1981), pp. 306–8, no. 8 (f. 231r), p. 325 (plate 6).

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

ElCret Eliae Metropolitae Cretae commentarii in S. Gregorii Nazianzeni orationes XIX. PG 36, 757–902. [s.XII] ElogAthan F.Halkin, Éloge inédit de saint Athanase l’Athonite. AnBoll 79 (1961) 26–39 (Index S.39). [s.XII/XIII] ElogMich T.Matantseva, Eloge des archanges Michel et Gabriel par Michel le Moine (BHG 1294a). JÖB 46 (1996) 97–155. [s.X] ElogNeet F.Halkin, L’éloge du patriarche S.Nectaire. RSBN n.s. 22–23 (1985/86) 171–189. [ca 1300] ElogTheod F.Halkin, L’éloge de saint Theodote de Cyrénie par Nicétas le rhéteur. Κυπριακο Σπουδα 45 (1981) 1–14. [s.X] EmilDur F.Halkin, Saint Emilien de Durostorum, martyr sous Julien. AnBoll 90 (1972) 27–35. [s.XI] EncAnt P.L.M.Leone, L " „Encomium in patriarcham Antonium II Cauleam“ del filosofo e retore Niceforo. Orpheus 10 (1989) 404–429. [s.X] EncJac G.Luongo, L’Encomio di S. Giacomo maggiore del codice patmiaco 254. Annali fac. lell. Univ. Napoli 26 (1983–1984) 147–165. [s.IX/X] EncPanc C.J.Stallman-Pacitti, The Encomium of S. Pancratius of Taormina by Gregory the Pagurite. Byz 60 (1990) 334–365. [s.IX] EneZon P.Leone, Miscellanea Critica (I). Quaderni Calanesi di cultura classica e medievale IV/V (1992/93 59–70 (65: Lobgedicht auf Ioannes Zonaras). [s.XII/XIII] EngPatm Βυζαντιν γγραφα τς Μονς Πτμου. Α’ – Ατοκρατορικ. Διπλωματικ κδοσις π ρας Λ.Βρανουςη, В’ – Δημοσων λειτουργν. Διπλ. εκδ. π Μαρας Νυσταζοπουλου-Πελεκιδου. Athen 1980 (Indices I 355–408; II 249–295). EnkomAthan Panteleemon Lauriotes, γκμιον ες τν σιον θανσιον τν ν τ θ. Θεολογα 15 (1937) 128–143. [s.XI?] EnkomDav B.Laourdas, νκδοτον γκμιον ες τν σιον Δαβδ. Μακεδονικ 10 (1970) 243–255. [s.XII/XIII?] EpBib Das Eparchenbuch Leons des Weisen, ed. J.Koder. Wien 1991 (Index 151–167). [s.X] EphMetr I.iurov, Ein antilateinischer Traktat des Kiever Metropoliten Ephraim. FontMin X 318–356. [s.XI] Ephr Ephraem Aenii Historia Chronica, rec. O.Lampsides. Athen 1990 (Index 402–432). [s.XIV] EphrMag M.Aubineau – Fr.J.Leroy, Homélie grecque inédite attribuée à Ephrem: Lorsque les Mages se présentèrent à Jérusalem (BHG 1912m, CPG 4107). Orpheus n.s. 14 (1993) 40–75. [s.V–VI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010