В начале 1947 года иеромонах Пимен недолгое время служил в Рязани, куда поехал по просьбе назначенного на Рязанскую кафедру епископа Иеронима (Захарова), своего давнего товарища по Сретенскому монастырю . Одна из рязанских прихожанок так вспоминала об отце Пимене, о его служениях в Рязанском соборе: «Энергичный, необыкновенно собранный и очень красивый. Обладал прекрасным сильным голосом с приятным тембром. Каждое слово, произнесенное в алтаре, или около алтаря, было четко слышно в конце большого собора». Местным властям крайне не понравилось, что отец Пимен произносил проповеди апологетического содержания, послушать которые собиралось много народа. Ему пришлось покинуть Рязань. Впоследствии, провожая на Рязанскую кафедру епископа Симона (Новикова), Патриарх Пимен говорил ему: «Там мне в молодости здорово досталось за проповеди». Из Рязани отец Пимен вернулся в Одессу. К Пасхе 1947 года по представлению епископа Сергия (Ларина) иеромонах Пимен был возведен в сан игумена с правом ношения креста с украшениями. В ноябре 1947 года епископ Сергий получил назначение на Ростовскую кафедру. Вместе с ним в Ростов-на-Дону переехал игумен Пимен (Извеков). В Ростове он был ключарем кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы и секретарем епископа Сергия. Ростовский период своей жизни Святейший Патриарх Пимен вспоминал впоследствии с большой теплотой. Наместник Псково-Печерского монастыря и Троице-Сергиевой лавры В 1949 году игумен Пимен получил назначение на должность наместника Псково-Печерского монастыря. В 1950 году он был возведен в сан архимандрита митрополитом Григорием (Чуковым), под управлением которого находилась тогда Псковская епархия . Псково-Печерским монастырем Пимен управлял до 1954 года. Ему пришлось много потрудиться для благоустроения обители. В это время он получил болезнь, от которой страдал до кончины — сахарный диабет. В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с правом ношения второго креста с украшениями и служения с жезлом. Архимандрит Пимен запомнился как деятельный наместник. В частности, в  годы его наместничества в Лавре были  устроены два придела в Трапезном храме — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Пимен способствовал также воссозданию Покровского храма Московской духовной академии. Будучи наместником, он регулярно проповедовал. Проповедовал, как он сам впоследствии признавался, не без волнения. Когда Покровский храм Московской духовной академии еще не был восстановлен ее профессора, преподаватели и учащиеся молились за богослужением в Лавре. «Каждый воскресный и праздничный день я проповедовал, — вспоминал впоследствии Патриарх Пимен. — И всегда я это делал с большим волнением и смотрел на это, как на экзамен, потому что мне приходилось проповедовать в присутствии профессоров и преподавателей наших академии и семинарии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

В период междупатриаршества архиепископ Григорий принял самое непосредственное участие в подготовке Поместного собора, выборов патриарха и разработке «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Начало работы над этим важнейшим документом, принятым Поместным собором 1945 г., положил патриарх Сергий, поскольку сразу после Собора епископов 1943 г. началась работа по его подготовке, разрабатывались несколько проектов, один из которых был представлен на заседании Священного Синода при Патриархе 28 октября 1943 г., одобрен и направлен и. д. управляющим делами Московской патриархии архиепископом Григорием (Чуковым) председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР для ознакомления. Данный рабочий проект имел своей целью «установить желательный строй взаимоотношений в деятельности всех органов, входящих в систему управления Русской Православной Патриаршей Церкви» В части положений о патриархе и Синоде этот документ не был взят за основу«Положения об управлении», однако в его IV раздел касающийся основной церковной единицы – прихода и правам настоятелей, много лет терпевших произвол «двадцаток», перешла половина пунктов «Проекта» 1943 г. О деятельности архиепископа Григория и Местоблюстителя по подготовке к Собору и на предсоборном совещании расказывает публикуемый дневник лета–осени 1944 г. (см. публикацию, 31 июля – 23 октября 1944 г.). Архиепископ Григорий писал: «4 августа. Вчера был у владыки митрополита. Снес ему дополнительный доклад (2-й вариант) о порядке созыва Собора (без вызова всех архиереев на предварительное совещание). Он, по-видимому, вообще не хочет созывать архиереев для предсоборного совещания, особенно о лице избираемого. Предполагает послать прямо от Синода предложение архиереям обсудить на местах кандидатуру и с мнением епархии приехать на Собор епископов, где и обсудить вопрос и произвести выборы. Он хочет полного беспристрастия и никакого давления. Это очень хорошо. Но... все ли окажутся такими благородными, каков он? Я на случай заготовил и характеристику его, и мотивы к его избранию. Это может пригодиться для нашего епархиального совещания и мнения для представления Собору .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

В Русской Зарубежной Церкви, впоследствии, старались не говорить о том, в какой юрисдикции находился архиепископ Серафим в последние годы жизни. «Служил в Софии до своей кончины, последовавшей в конце II Мировой войны» 530 , –пишет об архиепископе Серафиме историк Зарубежной Церкви епископ Никон (Рклицкий) . «Скончался под властью болыиевиков» 531 – уклончиво сообщает об обстоятельствах последних лет жизни святителя В.А. Маевский. Понятно, что авторы приведенных слов не хотели говорить о сознательном переходе архиепископа в Московский Патриархат, а епископ Никон даже исказил факты, ведь архиепископ Серафим умер не в конце войны, а через пять лет после ее окончания, и не только «под властью большевиков», но и в юрисдикции Московского Патриархата. Как уже говорилось выше, архиепископ Серафим общался с архиереями Московского Патриархата еще до войны. Теперь, когда война подходила к концу, а Болгария оказалась в орбите советского влияния, для архипастыря было вполне естественным предпринять шаги к восстановлению общения с Московским Патриархатом. В середине февраля 1945 года архиепископ Серафим, через митрополита Стефана, отправлявшегося в Москву, направил Собору свое приветствие, а митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Патриарху, передал свои книги «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» и «Протоиерей С. Булгаков , как толкователь Священного Писания » 532 . 2 марта 1945 года архиепископ Серафим направил письмо Патриарху Алексию I, в котором поздравлял его с избранием. Кроме того, в письме архиепископ Серафим просил Патриарха довести дело осуждения лжеучения протоиерея С. Булгакова до конца 533 . Архиепископ Серафим не считал себя отделенным от Церкви в Отечестве. А потому, воссоединение с Московской Патриархией он воспринял, по-видимому, безболезненно. «Сам архиепископ Серафим, – вспоминает П.И. Петков, – в то время объяснял свой переход в Московский Патриархат отсутствием оснований для дальнейшего разделения» 534 . Важным пунктом в деле перехода архиепископа Серафима в юрисдикцию Московского Патриархата, стал визит в Болгарию делегации Русской Православной Церкви. Делегация в составе 4 человек, возглавляемая архиепископом Григорием (Чуковым), находилась в Болгарии с 6 по 23 апреля 1945 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Вдруг на это письмо получаю от Пр[еосвященного] Венедикта письмо с выра­жением сожаления, что я «несмотря на предупреждение, вступил в сно­шение с обновленческими вождями»..., что ему известно, что мне выра­жают сочувствие «двоедушные батюшки», и что он просит меня воздержаться от всякого свидания и ответа «во избежание могущей произойти боль­шой ц[ерковной] беды»... Я вспылил и написал ему, что ни в какое сношение я не вступал, ко мне обратились, я обо всем сообщил ему, а там как они знают; канитель эта мне надоела... Тогда, вчитавшись и обсудив у себя в Совете (епископов - Л.А.) все это, он во вторник явился ко мне извиняться, что не так понял, был взволнован тогда и т.п. Пр[еосвященному] Иннокентию так, говорит, понравились тезисы Чепурина, что взял их для переписки... Ну, слава Богу! Наконец-то увидели, что никакой «опасности Православию» мы делать не собирались... Ох, и узкие же и недалекие люди!.. Теперь по городу везде, с болтовни Пр[еосвященного] Иннокентия, гуляет молва о «группе во главе с Чуковым», ведущей переговоры, связанные с обновлением, подвергающие Церковь большой беде и т.п... Скорее бы уехать подальше от всей этой грязи, сплетен, злобы и толчения воды в ступе... 21 августа/3 сентября С 11/24 июля по 12/25 августа уезжал в Крым, где пробыл в Алуште все время, греясь на солн­це, купаясь в море, читая и отдыхая. Это первый мой отдых в собств[ен­ном] смысле в течение всей 30 летней службы. Всегда у меня поездки были связаны с делом, и я обыкновенно приводил в приложении к себе стихи поэта: «Понять я не могу, что значит отдыхать»... Впрочем, и теперь я все свободное время читал, подготовляя материал для своих апологетических бесед на осенний и зимний сезон. Ездил я в светском костюме; принимали меня за профессора или доктора (хозяйка домашней столовой даже обратилась ко мне с просьбой подписать ей рецепт на при­ем железа...). Чувствовал себя свободно, не обращая на себя ничьего внимания. Ездил там в Косьмо Дамианс[кий] монастырь, находящийся в живо­писной местности, вблизи Чатырдага; ездил на пароходе в Ялту, осмат­ривал Никитский ботанический сад; был в Ливадии и осмотрел дворец.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Весной 1954 г. митрополит болел тяжелым гриппом, и в дневнике появилась запись: «15 мая 54 г. Суббота, 9 ч[асов] утра. Сегодня ровно 10 лет, как скончался Патр[иарх] Сергий. В Крестовой я просил в 11 у[тра] совершить панихиду» 7 июля 1954 г. первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев выпустил постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» . Это стало началом так называемых хрущевских гонений на Церковь. Митрополит Григорий подготовил для патриарха Алексия докладную записку, где изложил факты нарушений законодательства при закрытии храмов, увеличения числа хулиганских выходок в отношении духовенства и верующих, вандализма и поджогов церквей и молитвенных домов и др., указав в целом на нежелательные результаты антирелигиозной пропаганды. 9 октября 1954 г. на годовом акте Ленинградской духовной академии владыка выступил с речью, резко критикующей действия властей и основные «научные» доводы атеистических публикаций: «Не следует смущаться этими нападками на религию, не надо падать духом; а то, что в этих нападках может быть полезно для еще большего укрепления нашей веры и для лучшего устроения нашей нравственной жизни, это надо с любовию 10 ноября 1954 г. ЦК КПСС принял другое постановление: «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Оно осудило администрирование в отношении верующих и религиозных обществ и временно остановило дальнейшее развертывание «воинствующей» антирелигиозной кампании . На принятие этого постановления повлияла позиция Г. Г. Карпова, продолжавшего отстаивать свое мнение о необходимости сохранения прежней политики в отношениях с Церковью С. А. Сурков пишет, что «вместе с митрополитом Григорием (Чуковым) владыка… убеждал патриарха выступить с официальным протестом против антирелигиозной кампании перед советским правительством, но Святейший ограничился тем, что передал Карпову записку “О высказываниях патриарха Алексия по поводу антирелигиозной пропаганды’ и просьбу о приеме его председателем Совета министров СССР Г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Всего учебных дней в году было 156. Занятия закончились 17 июня 1927 года. Деятельность Совета и Правления курсов В течение второго учебного года Совет курсов имел двенадцать заседаний, из них одно, 5 сентября 1926 года, пленарное, с участием представителей духовенства и мирян – представителей приходских общин Ленинграда и одно, 25 ноября 1926 года, посвященное слушанию публичной защиты прот. Н. К. Чуковым его магистерской диссертации с присутствием преосвященных: Алексия (Симанского), архиепископа Хутынского; Николая (Ярушевича) , епископа Петергофского; Макария (Звездова), епископа Торопецкого и Димитрия (Любимова), епископа Гдовского. Предметами занятий Совета являлись вопросы: приема и увольнения студентов и перевода их на следующие курсы; рассмотрение учебного плана и представленных наставниками учебных программ и тем для семестровых сочинении; рассмотрения активности студентов; назначение рецензентов для чтения представленных в Совет курсов на соискание ученых степеней диссертаций, заслушание отзывов рецензентов; присуждение ученых степеней; избрание наставников на освободившиеся и вновь открывавшиеся кафедры; обсуждение приходо-расходных смет по содержанию курсов и т. д. В течение этого учебного года Совет курсов присудил ученые степени: магистра богословия протоиерею Н. К. Чукову за его диссертацию «Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова» и – кандидата богословия трем лицам: окончившим бывший Петроградский Богословский институт свящ. М. И. Смирнову и А. А. Базунову, – первому за сочинение «Духоборцы, очерк секты и разбор ее вероучения» и второму за сочинение «Чин Богоявленского водоосвящения» (Великая агиасма) и студенту четвертого курса бывшей Петроградской Духовной академии свящ. Н. М. Краснопевкову за сочинение «Обзор сочинений первоучителя старообрядчества протопопа Аввакума и их изданий». Все означенные лица были утверждены в соответствующих ученых степенях Высшею Церковною властью. Правление курсов имело в течение года шесть заседаний по вопросам хозяйственно-финансового состояния курсов, приобретения библиотеки и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Д. Н. Н.Комиссия по вопросам культов//Православная энциклопедия. Т. 36. 2015. С. 526. Надгробное слово, произнесенное архиепископом Григорием за литургией 18 мая 1944 г.//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 167. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 34. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). «Определение 14 Патриаршего Местоблюстителя, Главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского г. Ульяновск, от 8 апреля 1942 г. Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о том, что, согласно письму протоиерея Н. К. Чукова… из Саратова, там от паралича сердца, происшедшего 25 марта в 11 часов вечера, скончался состоявший давно на покое Преосвященный архиепископ Досифей (Протопопов)… Гражданские власти, констатировавшие смерть, нашли ненужным вскрытие и выдали пасхальную ризницу для облачения тела, которое на машине было перевезено на кладбище, где и предано земле протоиереем Чуковым при очень большом стечении верующих. Определили. Принять к сведению и поручить Преосвященному Саратовскому архиепископу Андрею… организовать годичное поминовение почившего святителя, о чем и послать Преосвященному архиепископу Саратовскому указ» ( Галкин А. К. Указы и определения Московской патриархии... С. 76). Андрей (Комаров; 1879–1955 гг.); когда в 1922 г. после ареста архиепископа Досифея (Протопопова) Саратов стал одним из центров обновленчества, протоиерей Анатолий Комаров «мужественно противостоял раскольникам»; в 1923 г. он принял постриг с именем Андрей, возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии; с 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией, с 1926 г. последовательно был викарным епископом Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В октябре 1929 г. переехал в Астрахань; 9 декабря 1941 г. вновь назначен на Саратовскую кафедру. Чуков Н. К., прот.Дневник. Тетрадь 34. Троицкий собор XVII в., в котором в 1936 г. расположился краеведческий музей.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Для развития соревнования среди учителей епархиальный Училищный совет в течение нескольких лет рассылал по всем школам «Сведения о результатах годичных испытаний в церковно-приходских школах епархии», составлявшиеся о. Николаем, на основании которых можно было сравнить школы с плохими и хорошими успехами. Для упорядочения учебного дела во всех трех отделениях школы в 1898 году о. Н. Чуковым были составлены и Епархиальным училищным советом одобрены «Указания о порядке производства испытаний в церковно-приходских школах», по которым письменные и устные экзамены должны были производиться в каждом отделении. Для контроля письменных работ учащихся о. Николаем был предложен, а Епархиальным училищным советом принят новый порядок экзаменационного делопроизводства и оценки работ выпускников школы. Письменные работы каждого выпускника стали проходить пять рассматривающих инстанций: испытательную комиссию, уездного наблюдателя, уездное отделение, епархиального наблюдателя и Епархиальный училищный совет. Этот отнимало много времени, зато обеспечивало правильность оценки работ, и гарантировало, что ученик, признанный в конце концов достойным получить свидетельство об образовании, был действительно достоин этого. Когда же установилось строгое отношение к экзаменам, окончательное рассмотрение их результатов было передано уездным отделениям. Таким образом, в первые же годы работы о. Николая Чукова на посту епархиального наблюдателя был достигнут существенный прогресс церковных школ Олонецкой епархии, как в качественном, так и в количественном отношениях. Своими достижениями эти школы в значительной степени были обязаны большому организаторскому таланту о. Н. Чукова и его умению работать с людьми, от которых зависел успех. Свой взгляд на церковно-школьное дело о. Николай выразил в докладной записке от 26 марта 1902 года на имя Преосвященного Анастасия, епископа Олонецкого и Петрозаводского. Он особенно подчеркнул, что «главным работником в этом деле должен явиться приходской священник, этот – по смыслу „Положения“ – первый и непосредственный хозяин, руководитель и наблюдатель школ своего прихода; все мы лишь его помощники; и от этого или иного отношения приходского священника к церковно-школьному делу зависит не только настоящее, но и будущее положение этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другое дело, что, согласившись на объединение с Московским Патриархатом, архиепископ должен был заявить и о лояльности Советскому государству. Иллюзий относительно коммунистов он не питал и прекрасно понимал, что давления со стороны атеистического государства он не избежит. И все же архипастырь пошел на эту жертву. По-видимому, он руководствовался следующим мотивом. Оставить паству иерарх не мог, тем более что в архиепископе, как в молитвеннике и наставнике, нуждались многие. Неизвестно было и то, кого поставят вместо него. А потому ради паствы архиепископ готов был остаться в Болгарии и склониться под ярмо безбожной власти. Тем более что представители СССР не требовали от него явной просоветской деятельности и не заставляли идти на сотрудничество с госбезопасностью. В середине февраля 1945 г. архиепископ Серафим направил приветствие Собору, созванному в Москве для избрания патриарха. Митрополиту Алексию, будущему патриарху, архипастырь передал свои книги «Новое учение о Софии Премудрости Божией» и «Протоиерей С. Булгаков как толкователь Священного Писания ». Через полтора месяца в Болгарию прибыла делегация в составе четырех человек во главе с архиепископом Григорием (Чуковым). Делегация пребывала в Болгарии с 6 по 23 апреля. Архиепископ Григорий в письме патриарху охарактеризовал архиепископа Серафима как человека высоко духовного, уважаемого приходом, но «политически тупого». Мы не знаем, что имел в виду архиепископ Григорий. Скорее всего, московский посланник просто спасал своего собрата от возможных репрессий, объясняя его политическую позицию неведением. Во время этого визита, 15 апреля, архиепископ Серафим направил патриарху Алексию письмо, где кратко излагал свою биографию, просил принять его в Московский Патриархат и оставить в Болгарии. Архиерей объяснял это тем, что он сроднился с паствой и должен заботиться о своем больном брате – архимандрите Сергии. Архипастырь просил также принять в Московский Патриархат и русское духовенство в Болгарии. Вместе с духовенством Русской Зарубежной Церкви в Московский Патриархат хотели перейти и некоторые пастыри, состоявшие в подчинении Болгарской Церкви, в том числе и протоиерей Всеволод Шпиллер.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010