В конце XIX века при соборе был учрежден отдельный эстонский притч из священника и псаломщика, совершавший службы на эстонском языке. В 1908 году был устроен отдельный приход с храмом. При соборе существовало попечительство. В 1915 году был осуществлен капитальный ремонт собора. Торжественное освящение обновленного собора 27 сентября 1915 года совершил епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский) — родной брат настоятеля собора. В 1920 году для служб в зимнее время в крипте собора был устроен нижний храм во имя св. Иоанна Крестителя. Он был освящён 24 октября 1920 г. митрополитом Вениамином (Казанским). В 1922—1923 годах причт собора присоединился к обновленчеству. Богослужения в соборе были прекращены в феврале 1938 года, в связи с арестом всех его священнослужителей, хотя официально он был закрыт по постановлению Леноблисполкома от 11 мая 1939 года. Имущество собора было конфисковано. Иконостас, разобранный на дрова, был приобретён и сохранён жительницей Гатчины прихожанкой собора Варварой Филипповной Прозоровой (1876—1957). В 1939-1940 годах в здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты. Осенью 1941 года после оккупации города немецкими войсками в подвальном приделе собора были возобновлены богослужения. В 1944 году, когда Гатчина была освобождена воинами Советской Армии, соборный приход был зарегистрирован как «фактически действующий». Собор посетил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и благословил начало ремонта верхнего храма. Вскоре там был устроен временный фанерный иконостас. 30 декабря 1946 года в нижнем храме, настоятелем Николо-Богоявленского морского собора Ленинграда протоиереем Павлом Тарасовым был освящён небольшой правый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А главный придел нижнего храма во имя Иоанна Крестителя, после установки нового иконостаса, был заново торжественно освящён 31 октября 1948 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым). Полное восстановление собора осуществлялось позднее, в 1946—1949 годах. В результате реставрационных работ интерьеру собора почти полностью возвращен первоначальный облик. Иконостас, сохранённый В. Прозоровой, был возвращён на прежнее место. 30 октября 1949 года центральный придел собора был торжественно освящён митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым).

http://azbyka.ru/palomnik/Павловский_каф...

В нач. 1917 г. Б. был назначен священником в 23-ю артиллерийскую бригаду, вскоре возвращен настоятелем в Колпино. 26 апр. (3 мая?) 1917 г. награжден наперсным крестом от Синода. В 1917 г. назначен проповедником в 12-ю армию, затем в 1-ю, в том же году освобожден от обязанностей проповедника. С 23 авг. 1917 г. состоял членом духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. В 1917 г. редактировал «Вестник военного и морского духовенства». В марте 1917 г. Б. стал товарищем председателя Всероссийского союза демократического духовенства и мирян ; тогда же он организовал при колпинском храме группу «Друзей церковной реформации», состоявшую в основном из социалистически настроенной молодежи. После 1917 г. Б. указывал в анкетах, что по своим политическим взглядам является христ. социалистом: он выступал против единоличной власти, смертной казни, сословного деления общества и частной собственности на землю, был сторонником свободы совести. В брошюре «Церковь и демократия» (1918) характеризовал положение Церкви в дореволюционной России как «порабощение государственной властью». В 1918 г. Б. входил в редакцию духовно-лит. издания для храма, семьи и школы ж. «Божия нива» (сотрудниками редакции также были буд. обновленцы священники А. И. Введенский , Е. Х. Белков и др.). В 1919 г. был членом комиссии «прогрессивного» духовенства при Наркомате юстиции и епархиальных комиссий по передаче церквей Военного и морского ведомства Петроградской епархии и по борьбе с неверием. С 12 авг. 1920 г. преподавал пастырское богословие в петроградском Богословском ин-те. Весной 1921 г. в рамках организованных епархией еженедельных апологетических бесед для народа провел в Казанском соборе одну из первых бесед на тему «Воскресение Иисуса Христа». В публичных диспутах, проводившихся властями в 1922 г. в ходе антирелиг. кампании, выступал с апологией веры. В 1920 г. вместе с протоиереями А. И. Введенским и Н. Чуковым (см. Григорий (Чуков) ), профессорами Н. Егоровым и мч. Юрием Новицким организовал «Правление общества приходских советов», к-рое играло важную роль в церковной жизни Петрограда (закрыто в 1922). Являясь председателем комиссии «Правления» по церковной дисциплине, пропагандировал радикальную реформу богослужения.

http://pravenc.ru/text/153301.html

Для нас определение происхождения епископа Александра важно потому, что в настоящее время мнение о наибольшей активности именно карельского духовенства в процессе «финнизации» жизни православных приходов в Финляндии является необычайно устойчивым. Ср.: «Карелы, наиболее реакционная часть финского населения, и именно они наиболее рьяные поборники всего финского, против русского и шведского» . Признание же эстонских корней владыки наводит на мысль, что весь епископат Финляндской Православной Церкви до 1956 г. состоял из эстонцев (эстонцем был и архиепископ Карельский и всей Финляндии Герман (Аав)), что так или иначе свидетельствует об отсутствии русского элемента среди руководства Финляндской Православной Церкви, а следовательно, и о возможности отстаивания традиций Русской Церкви. У владыки Александра был брат - Николай (1884 - 1958), - долгое время служивший псаломщиком Суоярвской Троицкой церкви, и сестра Зоя (1893 - 1964), вышедшая замуж за Василия Марова (Вильо Сааренне), впоследствии ставшего военным священником и настоятелем приходов Петсамо и Тиурула . Как и практически все дети духовенства, Александр Петрович получил типичное для сына священника духовное образование. Известно, что какое-то время Александр Петрович обучался в Олонецкой духовной семинарии вместе с будущим митрополитом Григорием (Чуковым) . В 1904 году он по II разряду окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, затем некоторое время обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1911 году Александр Петрович вступил в брак и по рукоположении в священный сан был назначен на место своего отца священником Петропавловского храма Суоярвинского прихода. Супругой Александра Петровича стала Мария Павловна Трофимова (1893-1932), происходившая из православной карельской семьи. Ее предки еще с начала XVIII века проживали в Суоярви. Стоит указать, что ее дед по отцу - Трофим Максимович - сменил свою карельскую фамилию Хоме (Home ) на русскую - Трофимов. В браке у отца Александра было две дочери: Лидия (29.03.1913 - 03.04.1927) и тяжело болевшая Вивея (07.05.1918 - 12.04.1976).

http://pravoslavie.ru/77869.html

Исследуя приходское законодательство Русской Православной Церкви 1945 и 1988 гг. и различные базовые смыслы, заложенные в нем, отметим существенный акцент в их различии и обосновании. Положение об административном устройстве прихода 1945 года было разработано митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) в духе постановления о приходах, выработано на Поместном соборе 1918 г., где было определено, что хозяйственно-финансовой деятельностью прихода должен заниматься церковный совет во главе с настоятелем, а приход, как православная община, мыслился как структура Церкви, в жизни которой миряне участвуют в управлении, но – sic! – руководство всей жизнью прихода, духовной и хозяйственной, остается за настоятелем . Такой взгляд на приход как каноническую структуру епархии вполне отвечал ее древнему устройству и смыслу: приход есть общество, состоящее из клира и мирян. Общество, возглавляемое пастырями-клириками. Какой же смысл несли поправки в законодательство о приходах 1961 года? В 1961 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, под давлением идеологического отдела ЦК КПСС и Совета по делам Русской Православной Церкви, встраиваясь в систему светского законодательства о религии 1929 года, вынужден был внести изменения в приходский устав, изменив смысловое понимание прихода как основной единицы Церкви, и поставил священников в полную административную зависимость от приходских «двадцаток», отнеся пастырское служение священника к области «духовных», в основном богослужебных обязанностей. Сама по себе мысль была здравая и не новая: хозяйственной жизнью прихода на протяжении истории заведовали миряне. Достаточно взглянуть на документы Поместного собора 1917–1918 гг. в отделе «Об организации православного прихода» п. 4, п.7 , где говорится об управлении и распоряжении приходским имуществом, которое возложено на приходское собрание. Подвох изменений Положения о приходах, принятых в 1961 году на Архиерейском соборе, крылся в деталях и смещенных акцентах. Церковная реформа, проводимая атеистической властью под лозунгом «восстановления советского законодательства о культах», «возвращения к ленинским нормам», к Положению о религиозных объединениях 1929 года, признающему только местные культовые общины, объединенные вокруг храма и не предусматривающие административной власти клира, противоречила административному устройству Русской Православной Церкви, принятому на Соборе 1917–1918 гг., по смыслу и в области канонического устройства.

http://bogoslov.ru/article/5023654

Награжден: – палицей к Пасхе 1925 года, – митрой к Пасхе 1927 года 10 . 15 декабря 1930 года приговорен «тройкой» ОГПУ по статье 58–10,11 на 5 лет концлагеря 11 . По отбывании лагерного срока находился на Крайнем Севере в Мурманске и Мончегорске, с 10 октября 1934 года 12 работая бухгалтером в гражданских учреждениях. 5 июля 1941 года вернулся в город Пушкин. При занятии немцами Пушкина был эвакуирован в глубь Ленинградской области и остался на погосте Козья Гора Осьминского района, где служил священником с 25 марта 1942 года. Награжден Патриархом Алексием I к Пасхе 1945 года наперсным крестом с украшениями. 3 августа 1945 года переведен митрополитом Григорием (Чуковым) в Казанскую церковь поселка Вырица, где служил настоятелем по апрель 1950 года 13 . 17 апреля 1950 года осужден по статье 58–1А,1Б на 25 лет строгого режима 14 . 22 мая 1955 года решением военного трибунала был освобожден без поражения прав, со снятием судимости. 15 августа 1955 года назначен вторым священником в Вырицкий Казанский храм. 7 августа 1957 года вышел за штат (на пенсию). Скончался 5 апреля 1964 года в 8 часов утра в поселке Вырица 15 . 61 год в священном сане... Нелегким было для отца Алексия это путешествие во времени, однако скорби – знак особого избрания Божия. До последних дней земной жизни делила с батюшкой все невзгоды и редкие радости верная его супруга Фаина Сергеевна Кибардина. Дочь священника Сергия Сырнева из небольшого городка Котельнича Вятской губернии, Фаина Сергеевна родилась в 1883 году. С 1893 года она обучалась в Вятском епархиальном женском училище, которое закончила 23 мая 1899 года. В 1899–1900 годах с отличием закончила дополнительный педагогический класс при том же училище и работала домашним учителем 16 , 17 , 18 . В 1902 году Фаина Сергеевна связала свою судьбу с единомысленным семинаристом Алешей Кибардиным. Господь послал им двух сыновей: в 1907 году родился Сергей, а в 1910 году – Василий. К тому времени отец Алексий был студентом второго, курса Санкт-Петербургской Духовной Академии, и порою далеко не просто было сводить концы с концами.Тем не менее, супруги со смирением принимали все жизненные трудности и с любовью носили тяготы друг друга, уповая всегда на волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Обстоятельства последнего времени создали такое положение, что дело подготовки пастырей и благовестников сильно затруднено, а между тем оно крайне необходимо. Здесь в Петрограде второй год существует Богословский  Институт, как высший рассадник богословского образования, как единственное высшее училище, подготовляющее достойных пастырей и благовестников, готовых нести в мир Свет Истины Христовой. Сегодня и завтра во  всех церквах Петрограда производится сбор на содержание этого  Института. Это  единственный источник  содержания,  этого необходимейшего для Церкви учреждения. Раскройте же Вашу щедрую руку, и кто как может, помогите Церкви в содержании этого учреждения. Помните, что каждая Ваша жертва на это дело будет свидетельством дела Христова, будет помощью Его проповеди, будет Вашим личным участием в борьбе за веру  Христову; жертвуя  Вы, как волхвы, принесете свой дар Родившемуся Христу на дело, ради которого Он и явился, чтобы воссиял свет истины. Верим, что все христиане, как сыны света, приложат все усердие, чтобы помочь распространению в мире духовного Христова света.   Аминь» Источник: Александрова-Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды//Санкт-Петербургские ЕВ. 2007. Вып.34. С.60-61. Комментарии ( 3): Валентина Романовская, Санкт-Петербург 07 января 2010г. 22:21 (Большое спасибо за Слово на Рождество Христово , произнесённое протоиреем Н.К.Чуковым (будущим митрополитом Ленинградского и Новгородского Григория) 6 января 1922 г. Очень современно. Хотелось бы узнать больше о Митрополите Григории,его деяниях , последователях и судьбе. Пётр, Санкт-Петербург 09 января 2010г. 12:21 Лучшей миссионерской проповеди не слышал. Часто на проповеди клонит в сон, здесь же - дух перехватывает. Неудивительно, что именно владыка Григорий сохранил традиции богословского образования. Спасибо порталу! С Рождеством! Валерий, Смоленск 29 января 2013г. 18:58 Благодарю,что печатаете воспоминания и статьи о Н.К. Чукове,человеке начавшего свой путь в Олонецкой губернии в роли ликвидатора неграмотности среди сельского населения.Мой дед Преображенский Александр Георгиевич начал свой путь в качестве заведующего и законоучителя Мошинской ц/пр школы и дьякона Мошинского прихода Каргопольского уезда в  октябре1898гг с благославления Н.Чукова Именно в этот момент Н.Чуков начал показывать свои организаторские способности на ниве церковного просвещения,создания школ,разработке методик преподавания.

http://bogoslov.ru/article/554501

Отец Михаил становится одним из сподвижников митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), который рекомендовал его Святейшему Патриарху Алексию для включения в состав различных комиссий и делегаций. В своей автобиографии архиепископ Михаил писал: “С 1953 г. по настоящее время выполняю различные поручения патриархии, связанные с работой в отделе внешних церковных сношений и с участием в различных комиссиях” 2 . В частности, 3 января 1953 г. Митрополит в своей телеграмме рекомендовал направить в Финляндию “по делу о нестроениях в Никольском приходе в Финляндии и затруднениях в Валаамском монастыре” священника Михаила Чуба и протоиерея Медведского. Патриарх Алексий направил соответствующее ходатайство в Совет по делам РПЦ. В сентябре 1945 г. митрополит Григорий посетил Финляндию, после чего взял на себя управление русскими православными общинами и монастырями в этой стране. Владыка Ми­хаил посвятил возвращению Никольского прихода в Хельсинки специальную статью в ЖМП 3 . Постановлением Святейшего Пат­риарха Алексия и Священного Синода от 16 октября 1953 года доценту ЛДА священнику Михаилу Андреевичу Чубу определено быть епископом Лужским, викарием митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению Патриаршими приходами в Финляндии. 4 декабря 1953 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) пострижен в монашество с тем же именем, только теперь в честь Архистратига Михаила, и возведен в сан архимандрита. 13 декабря того же года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему же было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин); епископы: Таллинский и Эстонский Роман (Танг), Костромской и Галичский Иоанн (Ра­зумов). В своей речи при наречении архимандрит Михаил сказал: “Я не искал высокого сана, которым вы готовы облечь меня по из­бранию Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Право­славной Церкви. Правда, я всегда, с раннего детства, стремился к тому, чтобы слу­жить Господу Иисусу Христу, служить Святой Церкви. Одна­ко мне казалось, что это мое стремление осуществляется наилучшим обра­зом здесь — в духовной школе, в священнослужении в иерейском сане, в занятиях над любимыми книгами и рукописями” 4 . Епископ Михаил был первым архиереем, окончившим возрожденные духовные школы.

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что плодотворная деятельность митрополита Григория (Чукова) обеспечила, с одной стороны, преемство богословского образования в Русской Православной Церкви, с другой стороны, его творческое развитие. Разработанная им система богословского образования, просуществовавшая с 1946-го до 1990-х годов, выдержала испытание временем и позволила подготовить большое количество достойных священнослужителей. Сегодня наш долг помнить и молиться о приснопамятном Высокопреосвященнейшем митрополите Григории. Вечная и благодарная память иерарху-исповеднику Церкви Христовой!» Целью конференции стало обсуждение биографии выдающегося иерарха и основных аспектов его церковной деятельности. О них в своем сообщении «Вклад митрополита Григория (Чукова) в жизнедеятельность Русской Церкви ХХ века» рассказала правнучка митрополита — Лидия Константиновна Александрова-Чукова. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Н.И. Платонова представила доклад «Археологическая служба Петрограда и ее деятельность в ходе кампании по изъятию церковных ценностей». Она описала этап борьбы за сохранение церковных памятников между членами Российской академии истории материальной культуры и государственной властью. По словам докладчицы, комиссия под председательством К.К. Романова пыталась защитить храмы от разрушения и разграбления советским правительством, которое вело подобные гонения под предлогом выручки материальных средств для помощи голодающим, что отражено в дневнике приснопоминаемого митрополита, который тогда еще был протоиереем Николаем Чуковым. Кандидат богословия, и.о. заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии С.Ю. Акишин в своем докладе «Литургика в Петрограде/Ленинграде в первой половине XX века: И.А. Карабинов, А.А. Дмитриевский, Н.Д. Успенский» рассказал о жизни и преподавательской деятельности видных литургистов в 1920-х годах. Автор отметил, что, по сравнению с дореволюционным периодом, у названных ученых прослеживалось упрощение курса лекций и смещение интереса на практический аспект науки, обусловленные обстоятельствами времени и изменением контингента обучающихся.

http://patriarchia.ru/db/text/5716987.ht...

В 1937 году отец Е. Ефимова был репрессирован, а семья выслана на Кольский полуостров. В годы войны Евгений оказался в оккупации в поселке Толмачево Ленинградской области, где стал пономарем и старостой храма. В 1943 году обучался на богословско-пастырских курсах в Вильно (Вильнюсе) вместе с будущим Святейшим Патриархом Алексием II . На долгие годы их связала крепкая дружба. В 1949 году Евгений окончил Ленинградскую духовную семинарию. В том же году митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) был рукоположен во диакона, а затем во иерея. Отец Евгений служил на приходах в Нарве, Тихвине, в селе Черном под Мгой, в поселке Сиверский Гатчинского района. Его пастырские труды стали примером самоотверженного служения Господу и были отмечены многими наградами Русской Православной Церкви. В 1971 году отец Евгений окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Выпускная работа была посвящена союзу Церкви земной и Небесной. До конца жизни священник проявлял к этой теме особый интерес, многие его проповеди были посвящены нашей духовной связи с усопшими. В 1990-2011 гг. отец Евгений был настоятелем храма святого Александра Невского в Красном Селе. У него было множество духовных чад, которые прозвали его «народным батюшкой», на что пастырь отвечал: «К старым священникам вообще тянутся, потому что они знают историю, знают, что пережил русский народ». Некоторые его духовные чада признавались, что он заменил им родного отца. Иногда отец Евгений бывал резок в общении, и некоторых это пугало и отталкивало. Но те, кто со смирением принимал его обличения, потом благодарили за них, ибо понимали пользу и справедливость его слов, а также важность стяжания христианского смирения и терпения. «Надо иметь веру всегда и везде», — наставлял отец Евгений своих чад, молодых священнослужителей и всех, кто обращался к нему за духовным советом. Сам отец Евгений пронес через все испытания веру в Бога и верность Церкви. Многие отмечали его горячий дух, ревность в вере и духовную силу, которые он сохранял до последних дней своей жизни.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Поселившись в Новгороде, работал в различных учреждениях. В этот период семья Б. подружилась с «лишенками» - Т. Н. и Н. Н. Гиппиус, работавшими в кремлевском музее. 29 июля 1938 г. Б. был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации ленинградского духовенства и организации диверсионной группы для взрыва Новгородского кремля и Софийского собора. Следствие велось с применением «конвейера», допросов «с пристрастием» и т. п. Весной 1939 г. Б. в тяжелом состоянии был доставлен в тюремную больницу. 7 мая 1939 г. дело в связи с арестом Н. И. Ежова было прекращено, 9 мая Б. был освобожден. Поселившись с семьей в Покров-Мологе, в 2 км от пос. Пестово Новгородской обл., работал бухгалтером в районной больнице. В 1944 г. архиеп. Григорием (Чуковым) был принят в клир Московской Патриархии и 25 сент. 1945 г. назначен 2-м священником собора св. ап. Павла в Гатчине Ленинградской обл. На Пасху 1946 г. возведен в сан протоиерея. В результате реставрационных работ, непосредственное руководство к-рыми осуществлял Б., зданию собора и его интерьеру к 1949 г. почти полностью был возвращен первоначальный облик, задуманный архит. Р. И. Кузьминым . 1 нояб. 1949 г. Б. был назначен настоятелем Павловского собора. Он восстановил торжественное празднование перенесения в Гатчину Мальтийских святынь . В нижнем храме Б. устроил новый придел - в честь особо чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали», во время немецкой оккупации Гатчины в период Великой Отечественной войны этот образ был найден невредимым в обгоревшем доме. 10 июня 1955 г. Б. был назначен настоятелем мариенбургской Покровской ц. (Гатчинский р-н), к-рой также вернул прежнее благолепие, благоустроил и прилегающую к храму территорию, привел в порядок небольшое кладбище. В окормляемую им общину входили мн. бывш. иосифляне, почитавшие его как старца. Богослужения в Покровском храме совершались строго по уставу, без сокращений, что привлекало многочисленных богомольцев. В нач. 60-х гг. в храме иногда служил простым священническим чином митр. Пимен (Извеков) , впосл. Патриарх. С апр. 1967 по 27 мая 1974 г. Б. состоял членом Ленинградского епархиального совета. Весной 1976 г. переведен за штат, остался почетным настоятелем Покровского храма. Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира 2-й степени и 31 дек. 1982 г., к 90-летнему юбилею,- св. прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Похоронен за алтарем Покровской ц.

http://pravenc.ru/text/77854.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010