Иоанн (Разумов), митр. Псковский и Порховский. Фотография. 80-е гг. ХХ в. (Разумов Дмитрий Александрович; 28.10.1898, г. Коломна Московской губ.- 13.01.1990, Псков), митр. Псковский и Порховский. Из семьи священника. В 1914 г. окончил Коломенское ДУ. В 1914-1917 гг. учился в Вифанской ДС, одновременно с 1915 г. был послушником Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; затем, по некоторым данным, был послушником Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни В 1923 г. переведен в московский в честь Богоявления мужской монастырь . 24 нояб. 1924 г. пострижен в монашество с именем Иоанн. 25 нояб. того же года Иваново-Вознесенским еп. сщмч. Августином (Беляевым ; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона. С 1928 г. служил в Успенском соборе г. Каширы. В 1936 г. переведен в Москву, где исполнял послушание эконома Московской Патриархии. С окт. 1941 по авг. 1943 г., во время эвакуации Московской Патриархии в Ульяновск, находился при Патриаршем Местоблюстителе Сергии (Страгородском ; с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси) в должности келейника. Служил в ульяновском Казанском соборе. 1 окт. 1942 г. Саратовским архиеп. Григорием (Чуковым) рукоположен во иерея. 8 окт. 1942 г. возведен в сан игумена, а 26 окт.- в сан архимандрита. 5-23 апр. 1945 г. в числе церковной делегации, возглавляемой Псковским архиеп. Григорием (Чуковым), посетил Болгарию в связи со снятием схизмы с Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Принимал участие в торжествах по поводу избрания экзархом Болгарским митр. Софийского Стефана (Шокова) . 10 авг. 1946 г. назначен наместником Троице-Сергиевой лавры . В 1946-1947 гг. Московской Патриархии были переданы храмы и один из хозяйственных корпусов ТСЛ. И. руководил капитальным ремонтом и реставрацией здания на средства Патриархии. Он принял участие в подготовке и проведении в ТСЛ в июле 1948 г. Совещания представителей Поместных Православных Церквей . Весной 1949 г. был в числе делегатов от РПЦ на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в Праге (Чехословакия).

http://pravenc.ru/text/469536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Максим (Кроха), архиеп. Могилевский. Фотография. 70–80-е гг. XX в. (Кроха Борис Иванович; 25.12.1928, дер. Черниговка Белебеевского кантона Башкирской АССР (ныне Девлекановского р-на, Башкортостан) - 27.02.2002, Могилёв, Белоруссия), архиеп. Могилёвский. Род. в крестьянской семье. Рано лишился отца, который был раскулачен и репрессирован. Семья была выслана в Сибирь, проживала в г. Анжеро-Судженске (ныне Кемеровской обл.). Сильное влияние на Бориса оказали глубоко верующая мать Татьяна (впосл. инокиня Агния) и иером. Петр (Пеньков; впосл. архимандрит), настоятель Покровского храма, устроенного в Анжеро-Судженске после войны в частном доме. Еще будучи школьником, Борис Кроха прислуживал в церкви в алтаре. В 1946 г. окончил среднюю школу и по благословению иером. Петра, своего духовного наставника, отправился в Ленинград для поступления в семинарию, однако зачислен не был поскольку ему не исполнилось 18 лет. Был принят Ленинградским митр. Григорием (Чуковым) на послушание в Митрополичий дом. В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. Во время учебы в семинарии, после его решения принять монашеский постриг, митр. Григорий направил Бориса в Анжеро-Судженск для того, чтобы тот обсудил свое решение с иером. Петром. 24 авг. 1949 г. пострижен в Новосибирске Новосибирским митр. Варфоломеем (Городцовым) в монашество с именем в честь прп. Максима Исповедника. 17 апр. 1950 г. рукоположен Таллинским еп. Романом (Тангом) во диакона. В 1951 г. по окончании ДС поступил в Ленинградскую ДА. 24 сент. 1954 г. рукоположен митр. Григорием (Чуковым) во иерея. В 1955 г. окончил академию. Служил на приходах в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях. С 1958 г. был преподавателем Минской ДС и благочинным Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиального мужского монастыря (до прекращения работы семинарии в 1963). В 1962 г. возведен в сан архимандрита. В 1965 г. заочно окончил аспирантуру при МДА, был удостоен степени кандидата богословия за соч.

http://pravenc.ru/text/2561608.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово пред панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября (13 ноября) 1921 г. (в Казанском соборе г. Петрограда) 14.11.2016 1026 Время на чтение 3 минуты В день 195-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского публикуется слово, сказанное 95 лет назад ректором Петроградского Богословского института, настоятелем Казанского собора протоиереем Николаем Чуковым (впоследствии ставшим митрополитом Григорием) перед панихидой по великому русскому писателю. Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского, и мы сегодня собрались помянуть его, помолиться о нем . В суете и мраке сегодняшней жизни особенно отрадно и важно останавливаться мыслью на великих людях, некогда светивших человечеству. Это не только поднимает дух, обращает взор от низменных интересов в сторону высокого и идеального, но и освещает путь жизни. А Ф.М. Достоевский был именно одним из таких людей, гений которых бросил лучи, руководящие в пути жизни. Великий проникновенный ум, широкое всеобъемлющее сердце через тяжкие испытания жизни привели Достоевского к пониманию и раскрытию глубоких тайников души человеческой, к уяснению вековечных вопросов, волнующих мир, к постижению безысходных пучин горя людского, к прозрению путей, по которым движется жизнь народная. Всю свою жизнь Достоевский томился мукой религиозной жажды, всю жизнь он отдал страстному, напряженному, бесстрашному исканию правды истинной веры, весь горел в огне всю жизнь зовущего его света Христовой правды. «Неотвязные вопросы о смысле жизни, о страшном зле жизни, о том, кто виноват в нем, как спастись от него», томят Достоевского. Он ищет правды жизни, все разрешающей и от всего спасающей. И эту правду ему открыло Евангелие: «...эту правду, всю правду, полную и все разрешающую, он нашел во Христе, Спасителе мира, - во Христе, как истинном Богочеловеке, пришедшем, распятом, воскресшем и грядущем судить живых и мертвых. Здесь, во Христе, он нашел спасение, в Его кресте - искупление, в Его суде - разрешение»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН Никон (Фомичёв), архиеп. Пермский и Соликамский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Никон (Фомичёв), архиеп. Пермский и Соликамский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. (Фомичёв Николай Васильевич; 9.05.1910, С.-Петербург - 13.04.1995, там же), архиеп. Пермский и Соликамский. Род. в семье служащего. С детства прислуживал в храме подворья Троицкого Творожковского мон-ря и в Феодоровском соборе на Полтавской ул. в Петрограде. С 1923 г. входил в нелегальное Александро-Невское братство, был иподиаконом архиеп. Гавриила (Воеводина) (до нач. 1932). С 1928 г., по окончании 9 классов 102-й трудовой школы работал на одном из заводов Ленинграда. В 1931 г. поступил в Ленинградский ин-т инженеров железнодорожного транспорта. После разгрома в февр. 1932 г. Александро-Невского братства отошел от церковной деятельности. В 1936 г. окончил железнодорожный институт по специальности «инженер-энергетик», работал на Октябрьской железной дороге, затем в областной структуре эксплуатации электросетей «Ленэнерго». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. служил на военном ремонтно-восстановительном поезде на Ленинградском фронте. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944 г. обратился с прошением к Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому; с янв. 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) рукоположить его в священный сан. 17 июня 1945 г. он был рукоположен управляющим Ленинградской епархией архиеп. Псковским Григорием (Чуковым ; с сент. 1945 митрополит Ленинградский) во диакона к Спасо-Преображенскому собору Ленинграда, 12 мая 1946 г.- во иерея и определен священником к одной из сельских церквей Сланцевского р-на Ленинградской обл. Вскоре после приезда в село был арестован за проведение службы в якобы еще официально закрытой церкви. Через несколько дней освобожден, получил разрешение служить в храме. В 1946 г.

http://pravenc.ru/text/2577565.html

Слово на Рождество Христово 1912 года и обзор событий 1911 года на страницах православной газеты «Олонецкая неделя» Источник Скачать epub pdf В ушедшем 2011 году Россия поминала П.А. Столыпина, торжественно отмечала столетие прославления святителя Иоасафа Белгородского и 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Публикация Л.К. Александровой-Чуковой приглашает читателей совершить небольшое путешествие в 1911 год: страницы православной газеты «Олонецкая неделя» рассказывают о важных событиях и проблемах, стоявших тогда перед Церковью , государством и обществом. Статья также знакомит с историей создания газеты и с ее редактором, известным церковным деятелем митрополитом Григорием (Чуковым). Текст приводится в авторской редакции. Дела давно минувших дней… А.С.Пушкин В прошлом ключ нашего будущего – только в нем. Архимандрит Константин Зайцев 3 апреля 1911 г. в г. Петрозаводске вышел первый номер печатного органа Олонецкого совета Православного Карельского братства, еженедельной газеты «Олонецкая неделя». Задачей газеты было православное освещение вопросов политической, церковно-общественной и народной жизни. Инициатива создания газеты исходила от Олонецкого губернатора Николая Дмитриевича Грязева. В январе 1911 г. епархиальный наблюдатель церковных школ Олонецкой епархии, председатель Олонецкого совета Православного Карельского братства прот. Н.К. Чуков записал в дневнике: «На Рождестве Н.Д. Грязев (вновь назначенный Олонецкой губернатор – Л.А.) просил меня поехать с ним в Повенецкий уезд, так как ему хотелось бы на местах ознакомиться с деятельностью Карельского Братства и вообще с положением дела в Карелии. 2 января 1911 г. мы выехали в Повенец, видели местных деятелей, устроили совещание Отделения Братства и затем объехали пограничные приходы Повенецкого уезда, знакомясь со школами, учительским персоналом, священниками… Н[иколай] Д[митриевич] высказал желание, чтобы я обдумал вопрос об издании особого ежемесячного или двухнедельного издания специально для народа, непременно с направлением православно-национальным, где бы давалось и освещение церковных вопросов, и политическое обозрение в национальном освещении, и сельскохозяйственный отдел, наиболее популярный, и окраинные вопросы, и – вопросы и ответы (по сельскому хозяйству), м.б., хроника местной жизни, сообщения из уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В нач. 1928 г. свящ. Михаил Соловьёв был арестован в 3-й раз в с. Сентяпине по обвинению в антисоветской агитации. Ему ставились в вину активная борьба с обновленчеством и апологетические выступления на диспутах с атеистами. Местные советские власти лишили священника регистрации и под угрозой тюремного заключения потребовали покинуть Пензенскую губ. 29 мая 1928 г. свящ. Михаил подал епархиальным властям рапорт об увольнении и о переводе в Московскую епархию. С 10 авг. того же года служил настоятелем Ильинской ц. с. Ильинского Можайского р-на Московской обл. Часто приезжал в Москву, входил в круг священников и прихожан Никольского храма в Соломенной Сторожке, к-рые группировались вокруг священномучеников свящ. Василия Надеждина и прот. Владимира Амбарцумова , свящ. Михаила Шика. В янв. 1934 г. свящ. Михаил Соловьёв был арестован и приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок на Дальн. Востоке в Бамлаге. В 1936 г., после освобождения, поселился с семьей в г. Малоярославце, затем в дер. Бородухино Малоярославецкого р-на Калужской обл. В Пензенской обл. ему удалось получить паспорт без отметки о судимости (что позволило избежать ареста во время массового преследования священнослужителей в 1937-1938). Сдал экзамены на учительских курсах, стал преподавателем начальной школы, как и его супруга. 1 сент. 1941 г. был призван в армию, проходил службу в тылу на офицерских должностях (в частности, служил на Урале старшим лейтенантом интендантского подразделения). 1 янв. 1946 г. был демобилизован. С 15 февр. 1946 по 1 сент. 1953 г. работал директором начальной школы в дер. Бородухино. В июле 1947 г. экстерном сдал экзамены при Калужском педагогическом училище на звание учителя. Осенью 1953 г. приехал в Ленинград, чтобы вернуться к священнослужению. 11 янв. 1954 г. Ленинградским и Новгородским митр. Григорием (Чуковым) был назначен настоятелем Михаило-Архангельской ц. в г. Дно Псковской обл. С 15 марта 1954 г. служил 2-м священником Казанского собора в г. Луга Ленинградской обл., с 11 янв. 1955 г. также был благочинным церквей Лужского округа Ленинградской епархии. В 1958 г. овдовел. Ко дню Пасхи 1959 г. был возведен в сан протоиерея, 22 сент. 1962 (по др. данным, 1960) г. назначен настоятелем Казанского собора в Луге. Заочно получил богословское образование: в 1958 г. окончил Ленинградскую ДС, а в 1963 г.- Ленинградскую ДА. За работу «Святой Димитрий Ростовский и его религиозно-нравственные воззрения» удостоен ученой степени кандидата богословия.

http://pravenc.ru/text/2562910.html

ИЗ ЦЕРКВИ СВВ. АПП. ПЕТРА И ПАВЛА В ВЫРИЦЕ ПОХИЩЕН КОВЧЕГ С МОЩАМИ СВЯТЫХ октября 2003 Об этом 30 октября сообщил корреспондент «Фонтанки» Елена Гусаренко. Уникальный серебряный ковчег с мощами 12-ти святых, среди которых, - мощи Великомученика Георгия Победоносца, Святителя Иоанна Златоустого, Святителя Николая чудотворца, похищен из церкви святых апостолов Петра и Павла в поселке Вырица. Об этом 30 октября сообщил корреспондент " Фонтанки " Елена Гусаренко. Материал находится по адресу www.fontanka.ru . Уникальный серебряный ковчег с мощами 12-ти святых, среди которых, - мощи Великомученика Георгия Победоносца, Святителя Иоанна Златоустого, Святителя Николая чудотворца, похищен из церкви святых апостолов Петра и Павла в поселке Вырица , Гатчинского благочиния. Настоятелем прихода является священник Владимир (Вафин) . Служба коммуникации Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП на основании сведений, полученных от сотрудников прихода, и по другим источникам подтверждает сообщение корреспондента " Фонтанки " Елены Гусаренко. Преступление произошло с 10 до 11 часов утра 20 октября. После посещения храма неким молодым человеком служители храма обнаружили отсутствие ковчега. По факту кражи возбуждено уголовное дело. Вновь восстановленная после войны церковь св. апп. Петра и Павла, которая очень сильно пострадала во время боевых действий в январе 1944 года, была обеспечена новым антиминсом. Антиминс был подписан митрополитом Григорием (Чуковым). В то время настоятелем церкви являлся протоиерей Борис Заклинский, который в 1945 году сменил протоиерея Анатолия Кушникова. Трудами этих двух священнослужителей и силами прихода была восстановлена Петропавловская церковь. В октябре 1950 года приход приобрел серебряный ковчежец со святыми мощами, который и был 20 октября 2003 года похищен. В то время по благословению митрополита Григория ковчег со святыми мощами был помещен в храме св. апп. Петра и Павла для общего почитания и поклонения верующих. 23 ноября 1952 года храм был заново освящен епископом Таллинским и Эстонским Романом (Тангом). Полностью работы по восстановлению храма были завершены в 1954 году. Эти сведения находятся в статье протоиерея Иоанна Пашкевича " Вырицкий храм Петра и Павла " , в статье И.В. Попова " Святая Вырица " и в Архиве Санкт-Петербургской епархии.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=171...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ учебное заведение, существовало в Ленинграде в 1925-1928 гг. Инициатором создания В. б. к. был прот. Николай Чуков (впосл. Ленинградский митр. Григорий ), бывш. ректор Петроградского Богословского института (закрыт в мае 1923) и зав. Богословскими курсами Центрального р-на Ленинграда. 31 мая 1925 г. он представил в Совет курсов доклад о расширении программы курсов и об углублении преподавания для превращения их в вуз. Подготовительная комиссия 19 июня 1925 г. одобрила предложенный прот. Н. Чуковым проект «Положения о Высших богословских курсах». «Положение» с составом должностных лиц и преподавателей было утверждено Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) . В сент. В. б. к. получили гос. регистрацию. Занятия начались 29 сент. Ректором курсов стал прот. Н. Чуков (кроме того, преподавал церковное проповедничество), проректором - проф. прот. А. В. Петровский (преподавал Свящ. Писание ВЗ и древнеевр. язык). В число преподавателей также вошли протоиереи М. Митроцкий (догматическое богословие), В. Ф. Лебедев (нравственное богословие), П. Аникиев (пастырское богословие, история рус. религ. мысли), профессора И. Д. Андреев (апологетика), А. А. Дмитриевский (литургика и церковная археология), П. П. Мироносицкий (греч., церковнослав. языки и пение). Впосл. были приглашены прот. сщмч. Михаил Чельцов (НЗ), протоиереи В. Рыбаков (патрология), Г. Сербаринов (история и разбор зап. исповеданий), В. Прозоров (история и разбор сектантства и старообрядчества), проф. П. Г. Васенко (история Русской Церкви), А. П. Обновленский (каноническое право), Владимир Шкловский (лат. язык). Руководящим органом являлся Совет В. б. к., получивший право принимать научные труды на соискание степени канд., магистра и д-ра богословия. На В. б. к. защитили магистерские диссертации 25 нояб. 1926 г. прот. Н. Чуков («Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова»), 24 мая 1927 г. прот. В. Рыбаков («Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность»), 7 дек. 1927 г. прот. Н. Чепурин («Анимистическая теория о происхождении религии и ее доанимистические и тотемистические придатки (опыт философско-антропологического исследования в апологетическом освещении)»). Ученые степени получил и ряд бывш. студентов Петроградской ДА и Петроградского Богословского ин-та, в частности Н. Д. Успенский , к-рый был оставлен на В. б. к. (кафедра литургики).

http://pravenc.ru/text/161109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Христофор Винк. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. Христофор (1879 - 4.04.1972, Таллин), прот. Из эст. крестьянской семьи. Отец В. был лютеранином, мать - православной. Мальчик был крещен в лютеран. церкви с именем Кристьян. Во время тяжелой болезни в детстве В. был присоединен к Православию через миропомазание с наречением имени Христофор, вместе с В. Православие принял и его отец. После окончания школы при правосл. храме в Илмъярве В. получил направление в Рижское ДУ, затем обучался в Рижской ДС, к-рую окончил в 1901 г. Нес послушание псаломщика в храме нарвской «Кренгольмской мануфактуры». После вступления в брак был рукоположен в 1908 г. Рижским и Митавским архиеп. сщмч. Агафангелом (Преображенским) во диакона, затем во иерея. Служил на приходе Ууэ-Виртсу и в Пюхтицком в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре , одновременно являясь законоучителем церковной и монастырской школ. В 1914 г. в связи с началом первой мировой войны вместе с частью насельниц Пюхтицкого мон-ря В. был эвакуирован в Петровский мон-рь в Ростове. С 1919 г. служил настоятелем Петропавловского храма Ярославля. В 1922 г. В. эмигрировал в Эстонию и был назначен настоятелем общины св. Иоанна Предтечи в Нымме, близ Таллина, не имевшей собственного храма. Стараниями В. в 1923 г. храм для общины был построен и освящен. Помимо пастырской деятельности В. занимался преподаванием пения, лат. языка и Закона Божия в различных школах Таллина, руководил курсами церковного пения при Таллинской консерватории. Будучи большим любителем и знатоком церковной музыки, В. работал над созданием обихода церковного пения на эст. языке. В разное время нес послушания духовного следователя, благочинного, председателя ревизионной комиссии Таллинского ЕУ. После начала Великой Отечественной войны и оккупации нем. войсками Таллина митр. Таллинский и всей Эстонии Александр (Паулус) объявил о восстановлении Эстонской Апостольской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата (ЭАПЦ; создана в 1923, упразднена 30 марта 1941). 19 сент. 1941 г. возобновил работу Синод ЭАПЦ, В. был назначен его председателем. После освобождения Эстонии от нем. войск Синод ЭАПЦ под председательством В. в нояб. 1944 г. принял решение о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. 6 марта 1945 г. в Никольском храме Таллина архиеп. Псковским и Порховским Григорием (Чуковым) был совершен чин воссоединения клириков и мирян ЭАПЦ с РПЦ, во время к-рого В. от лица всех присоединяемых зачитал текст покаяния.

http://pravenc.ru/text/158686.html

На 88-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Евгений Ефимов мая 2012 Пастырский путь отца Евгения начался в 1949 году. Старейший клирик Санкт-Петербургской епархии, почетный настоятель храма святого Александра Невского в Красном Селе   протоиерей Евгений Ефимов отошел ко Господу в результате инсульта 9 мая на 88-м году жизни. Отец Евгений родился в 1924 году под Псковом. В крестьянской семье все были верующими, отец пел в церковном хоре. Мальчиком будущий священник прислуживал в храме. " Меня всегда тянуло к Богу " , - вспоминал он. В 1937 году отец мальчика был репрессирован, а его семью выслали на Кольский полуостров, где Женя сильно заболел. В годы войны, уже юношей, он оказался в оккупации в поселке Толмачево Ленинградской области, где стал пономарем и старостой храма. В 1943 году обучался на богословско-пастырских курсах в Вильно (Вильнюсе) вместе с будущим Патриархом Алексием II. На долгие годы их связала крепкая дружба. В 1949 году Евгений окончил Ленинградскую духовную семинарию, в том же году митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) был посвящен в сан диакона и в сан священника. Отец Евгений служил на приходах в Нарве, Тихвине, в селе Черном под Мгой, в поселке Сиверская Гатчинского района. Его пастырские труды стали примером самоотверженного служения Господу и были отмечены многими наградами Русской Православной Церкви. В 1971 году отец Евгений со степенью кандидата богословия окончил Ленинградскую духовную академию. Его академическая работа была посвящена союзу Церкви земной и Небесной. До конца жизни священник проявлял к этой теме особый интерес, многие его проповеди были посвящены нашей духовной связи с усопшими. С 1990-го по 2011-й год отец Евгений был настоятелем храма святого Александра Невского в Красном Селе, а с 1999-го по совместительству еще и настоятелем храма святой Анастасии Узорешительницы в Горелове . У него было множество духовных чад, которые прозвали его " народным батюшкой " , но пастырь скромно говорил: " К старым священникам вообще тянутся, потому что они знают историю, знают, что пережил русский народ " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/na-88-m-go...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010