«Богу всегда принадлежит благодать, Богу и Таинство, а человеку (совершителю Таинства) — одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то через него совершает Бог видимую форму Таинства, а Сам дарует невидимую благодать. …Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят Божественные Таинства: они святы от Того, Кому принадлежат» , — блаженный Августин. Об одиннадцатом члене Символа веры Одиннадцатый член Символа веры читается: «Чаю (т.е. ожидаю) воскресения мертвых «. В этом члене говорится о всеобщем, последнем воскресении умерших, которое произойдет перед вторым пришествием Христовым. Тогда, по действию всемогущества Божия, все тела умерших людей снова соединятся со своими душами, оживут и сделаются духовными и бессмертными. Вера в воскрешение Богом всех умерших в последний день существовала уже в Ветхом Завете: «…Я знаю. Искупитель мой жив, — восклицает праведный Иов. — И Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов.19:25). Пророк Исаия прямо предсказывал о воскресении мертвых: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис.26:19), а пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые, по воле Духа Святого, «соединились одна с другой, облеклись плотью и одушевились духом» (Иез. гл. 37). Благочестивые братья Маккавеи, принимая мученическую смерть от завоевателя Иерусалима сирийского царя Антиоха IV Епифана (ок. 167—164 гг. до Рождества Христова), говорили мучителю: «Ты … лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Мак.7:9). В Новом Завете воскресение мертвых связано уже со вторым и главным пришествием Господа Иисуса Христа. Символ веры пользуется чрезвычайно характерным выражением: «Чаю воскресения мертвых». По-гречески это передается глаголом, имеющим двойной смысл. С одной стороны, он выражает субъективное ожидание верующих, отголосок которого мы находим в конце Апокалипсиса («Ей, гряди, Господи Иисусе!» — Откр.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Более того, в период царской власти пророки передают призыв к покаянию через символику, в которой отношения народа Израилева с Богом представлены то как брак, в котором Израиль оказался неверной женой ( Ос. 1-3 ; ср. Иер.1:16; 2:13; 5:7 ), то как восстание сынов на своего отца ( Ис.1:2 ). Эти образы были призваны подчеркнуть, что грех является проявлением особого состояния измены Богу или даже ухода от Господа. Поэтому покаяние в пророческой литературе мыслится как возвращение с греховного пути к прежним, праведным отношениям с Богом, обусловленным Заветом с Ним. Неслучайно в древнееврейском тексте основным термином для выражения понятия покаяния является слово «шув», первоначальный смысл которого — «вернуться», «обратиться назад»; данное значение является доминантным для содержания ветхо заветного термина «покаяние». Именно этот термин передается в Новом Завете греческим существительным «метанойя». Общее значение этих слов в древнегреческом языке и греческой литературе — «перемена ума», в более широком смысле — «перемена образа мыслей». Связь с ветхозаветным «шув» дополняет его значением «обращение (возвращение) к Богу», что и является главным смыслом «покаяния». Только Господь может исцелить от грехов, поэтому Он и призывает человека к возвращению. Сама по себе нравственная и законническая праведность недостаточна. Нужно непосредственное действие Божие, но без нашего произволения, без обращения оно рискует остаться только в области призыва. Пророк Исайя говорит о том, что каждый человек согрешает перед Богом: «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда» ( Ис.64:6 ). Причину согрешений и отсутствие по-каяния пророк видит в злых навыках; но, лишая себя покаяния, народ лишает себя и очищения, даруемого Господом: « огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:10 ). Если кто-то из грешников покается, Господь обещает ему полное и всецелое прощение и очищение от греха: «если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» ( Ис.1:18 ). Ведь Господь желает только одного: чтобы человек жил.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Быm. IV. 25, 26 25. И еще познал Адам жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя Сиф; потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Энос; тогда начали называться по имени Господа. От племени Каина Моисей переходит к новой линии потомства Адамова, в кратком описании которой не видно ничего более, как примеры благочестия. Из сего видно, что, изобразив семя змия, он теперь указует на семя жены. И нарекла ему имя Сиф. Имя сие, по производству от слова положить, может значить основание. Давая сие имя своему сыну, Ева предполагает и надеется, что он будет основанием нового племени, несмотря на то, что в то же время имеет в мыслях Авеля, коего пример доказывает, по-видимому, неизвестность таковой надежды. Она утверждает, что сие основание нового племени полагает сам Бог, и что Сиф не будет подобен Каину, а будет вместо Авеля, коего цену если не при рождении его, то в жизни и смерти, она, конечно, узнала. Все сие показывает, что в Сифе надеется она восстановления и сохранения благословенного семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее. И он нарек ему имя Энос. Энос значит смертный, немощный. Из чувствования ли смирения и сокрушения вообще или от особенного некоторого искушения, постигшего племя благочестивых, родилось сие наименование, молчание Моисея решить не позволяет. Тогда начали называться по имени Господа. В славянском тексте, согласно с греческим семидесяти толковников, сие место читается так: сей упова призвати имя Господа Бога. Принужденный состав сих слов (ибо что значит: уповал призвать?) и неопределенность представляемого ими понятия (ибо неужели, кроме Эноса, никто не призывал имени Господа Бога?) без дальнего исследования дают приметить несовершенство перевода в сем месте. Слово , происходящее от переводчик производил от уповал и к сей погрешности приноровил всю речь. С еврейского некоторые переводят сие место так: тогда началось призывание имени Господа. И говорят, что во время Эноса с умножением благочестивого племени установлено общественное и открытое богослужение, коего действия совершались прежде каждым семейством и лицом частно и без соглашения с другими. Иные так: тогда осквернено призывание имени Божия. И в изъяснение сего прибавляют, что со дней Эноса начали уже давать имя Божества вещам сотворенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2, 1-2) . Также и св. ап. Павел предупреждал христиан ефесских: « Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29- 30) . Уже тогда, в эти древние времена апостольские, начались разделения в Церкви Христовой; появились, по словам святых апостолов, лжепророки и лжеучители. И многие последовали за их нечестием, многие погибли смертью вечной. А ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорил и молился о том, чтобы Церковь Его святая была единой. Вы много раз слушали то евангельское чтение, в котором Господь говорит о Себе: « Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя и знают Мя Моя » Эту речь Свою Он закончил словами: « И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10,16) . Он хотел, чтобы было единое стадо под Его единым пастырским руководством. Он молился и в Своей первосвященнической молитве Отцу Своему: « Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17,21) . Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) А где же теперь это единство Церкви ? Церковь терзают еретики и лжеучители. Церковь единая разделилась еще в древние времена, в 1054 г., на Церковь Западную, католическую, и Церковь Восточную, греческую, православную, к которой мы принадлежим. Это разделение Церкви было вызвано больше всего гордостью и притязанием пап Римских на нераздельное господство в Церкви, которой они хотели управлять единолично. А святыми апостолами заповедано, чтобы не было единоначалия в Церкви, чтобы Церковь управлялась соборами, а не одним лицом, именующим себя наместником Христа на земле. Мы не виновны в этом разделении Церкви, мы сделали все, чтобы предотвратить разделение ее, но Господь попустил быть этому.

http://pravmir.ru/svyatitel-luka-kryimsk...

В 4, 47–57 говорится, что Дарий послал Зоровавеля восстановить Иерусалим и храм, а согласно 6, 23 слл., он не знает о таких полномочиях Зоровавеля, приказывает разыскать указ Кира и после этого издает свой указ. Ездра в 9, 40, 49 называется первосвященником, по каноническим же книгам Ездра был только священником ( 1Езд. 7, 12 ; Неем. 8, 2, 9 ). Эти особенности 2-й книги Ездры, свидетельствующие о несамостоятельности ее изложения и притом не без погрешностей, указывают на ее неканонический характер, что подтверждается отсутствием ее в еврейской Библии. Вторая книга Ездры представляет однако интерес как памятник, свидетельствующий о понимании иудеями канонических писаний в эпоху ее составления. Кроме того, эта книги имеет в общем поучительный характер и содержит ценные отделы, которые ставят ее выше обычных произведений человеческого разума. Особенно ценится библеистами чрезвычайно поучительное, написанное в форме гимна, рассуждение об Истине, о ее величии и господстве в мире по воле Бога Истины, «Вся земля взывает к Истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред ней, и нет в ней неправды; все неправедные погибнут, а истина пребывает ... и владычествует в век века и нет у ней лицеприятия ... и нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство, и власть, и величие всех веков: благословен Бог Истины (4, 35–40). Книга Товита 1. Название, деление и содержание. В греческой, славянской и русской Библии эта книга называется Книгой Товита. Имя Товит – греческая форма еврейского имени Тови («моя добродетель»), которое является сокращением от Товийаг («добродетель Ягве»), как оно читается на арамейском ( Зах. 6, 10 ). В Вульгате она именуется «Книгой Товии», причем это имя (Tobias) употребляется как для отца, так и для сына. Книга представляет собой назидательное повествование о преданном вере отцов израильтянине Товите, вера и добрые деле которого спасли его, сына Товию и Сарру – жену сына, от несчастья. С точки зрения литературного жанра, она является семейной хроникой, в которой переплетаются рассказы о Товите, Анне и их сыне Товии, с одной стороны, и родственнице их Сарре, дочери Рагуила и Едны, с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

В восьмом и девятом стихах продолжается речь всемогущего Иеговы и в то время, когда в первых шести стихах она излагалась от лица Раба, в данном месте приводится пророком. Господне откровение относится к будущему положению Отрока в значении Посредника завета и Его будущей духовной деятельности. Второе полустишие 8-го стиха и первая половина 9-го представляют буквальное повторение известного пророчества 42 главы: Я поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темнииы? ( Ис. 42:6–7 ). Первое полустишие 8-го стиха объясняется содержанием стиха 4-го: Напрасно я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою». Отсюда выраж. во время благоприятно будет означать тот благоприятный момент в жизни Мессии, когда видимое забвение Божие по отношению к Рабу будет заменено особенным благоволением Иеговы. Так понимает настоящие слова ап. Павел, замечая: вовремя приятно послушах тебе, и в день спасения помогах mu. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» ( 2Кор. 6:2 ). Греческие переводчики посредством καιρ οεκτ и Вульгата tempore placito удерживают мысль св. апостола 161 . Далее пророк показывает способы, посредством которых новый религиозный завет откроется людям. Обетованная земля, до сих пор находившаяся в запустении, примет свой прежний вид; опустошенные наследия евреев опять будут принадлежать законным наследникам. Ясно, что эта функция приписывается историческому лицу, каким был в прошедшем Иисус (Навин) и в будущем явится Зоровавель. В этой картине мессианского будущего“ пророк комбинирует события, расположенные на горизонте многолетней истории“ 162 . Напротив, по нашему мнению, такой исторической личностью мог быть только один Раб Иеговы, Мессия, сначала освободивший евреев всемогущей силою от плена вавилонского, а потом так же реально восстановивший распавшийся союз Бога с человеком. В начале 9-го стиха несомненно пророк предполагает субъектом всесильного Иегову, Первопричину и Первовиновника всего существующего и происходящего во вселенной, а не Кира персидского, сказавшего евреям: кто есть из вас, из всего народа Его... пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее“... ( 1Ездр. 1:2–4 ). Отсюда сущие во узах, хотя могут в ближайшем смысле означать плененных евреев, но, согласно с духом всего пророчества, должны означать все грешное человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

в) все, в том числе и колоссяне, примирились с Богом в Теле Христа (Церкви), чтобы предстать пред Богом непорочными. Павел – служитель Церкви по домостройтельству Божию, страдающий за Христа и возвещающий «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым... чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» ( Кол. 1:21 – 29 ) 2. Осуждение ложных представлений о Христе а) о зарождающемся гностицизме, связанном как с греческими философскими спекуляциями, так и с влияниями восточного мистицизма и дуализма: «философия и пустое обольщение, по преданию человеческому, по стихиям мира». Противопоставление данного учения Божественной полноте Христа, Его духовному обрезанию, Его спасительному делу. О «погребении в Крещении и совоскресении», об «истреблении рукописания и пригвождении его ко Кресту», о торжестве Христа над бесплотными силами ( Кол. 2:1 – 15 ) б) зарождающийся гностицизм и иудейская традиция: о ненужности соблюдения ветхозаветных иудейских обрядов (суббота, праздники, новомесячия), являющихся лишь тенью того, что исполнилось в Церкви – Теле Христовом ( Кол. 2:16 – 17 ) в) ангелология и стериология гностицизма. Поклонение ангелам, аскетика без Христа, «самовольное служение, смиренномудрие и изнурение тела» отдаляют от Христа, возвращая людей к «стихиям мира» ( Кол. 2:18 – 23 , найти и прокомментировать связь с Гал.) (см. приложение 1), так как Он – «Глава, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» 3. Практические указания: разные стороны христианской жизни а) богословская и духовная основа христианской жизни: смерть во Христе и скрытая в Нем жизнь ( Кол. 3:1 – 4 ) б) прежняя языческая жизнь и новая христианская святая жизнь: учение о христианской этике как о новой жизни во Христе. Восстановление помраченного грехом Образа Божьего: совлечение ветхого человека и облечение в нового, «который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Любовь – совокупность совершенства. Все – «во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол. 3:5 – 17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В двояком смысле надо понимать и выражение или слово «Христос». Как название общее, греческое слово „χριστς» означает вообще помазанника Божия. Христами в ветхом завете назывались все Еврейские цари, из которых первым был Саул. И сказал он людям своим да не попустит мне Господь, сделать это господину моему, помазаннику Господню (христу) чтобы наложить руку мою на него; ибо он помазанник Господень ( 1Цар.24:7 ; снес. 1Цар.26:16 ). Во второй книг Царств Давид обращается к убийце Саула с следующим упреком: как не убоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня ( 2Цар.1,14 ). Не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс.104:15 , снес. Пс.83:10 ) говорит Святой Дух устами Псалмопевца. В смысле особенном, имя Христос свойственно Христу, Спасителю нашему, Помазаннику Божию, и Богу. Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:8 ). Восстанут цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс.2:2 ; снес. Пс.83:10 ). Дух Господень на Мне; Его же ради помазал Меня ( Пс.88:52 ; снес. Ис.61:1 ; Лк.4:18 ). И так, принимая во внимание общий смысл, антихристами можно наименовать всех христианских гонителей и мучителей,которыми изобиловал первый период христианства. (Таковы: Тиверий, Нерон, Домициан, Траян, Адриан, Гелиогабал, Максимиан, Деоклитиан, Юлиан отступник и многие другие). Сюда же относятся основатели многочисленных ересей и расколов со своими последователями, как-то: Симон волхв, Арий, Македоний, Несторий, Савеллий, Апполинарий, и др. Все они – антихристы, потому что одни преследовали и теснили христиан, другие, исказив истинное христианское учение, впали в ересь и, своими лжеучениями поселили раздор в православной вселенской Церкви. О таких именно антихристах говорить Иоанн Богослов в первом послании: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и дух заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что от придет, и теперь уже есть в мире ( 1Ин.4:1–3 ). И в другом месте: Вы слышали,что придет антихрист и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были наши ( 2Ин.2:18–19 ). Выражением – «от нас вышли» Апостол ясно указывает на таких антихристов, которые, путем различных заблуждений, вышли из той христианской среды. В настоящем рассуждении мы хотим говорить о том антихристе, который явится пред кончиною мира. Все противники христианства – только предтечи сильнейшего врага и противника Христова. И откроется человек беззакония, пишет Солунянам Αп. Павел, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что во храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога ( 1Сол.2:3–4 ). Разделение признаков явления антихриста

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

В древнее время и уже в христианскую эпоху, многие святые Отцы понимали этот библейский текст в том смысле, что истинным врагом, подлинным искусителем был, конечно, не змий, то есть одно из пресмыкающихся: он был только орудием врага, действовавшим через змия, как через свое зримое и слышимое человеку орудие. Такое истолкование было вполне допустимо, если люди не отвыкли от мифологического типа мышления, допускавшего разговор человека с животным, н не знали истории планеты. Но в данное время оно неприемлемо, тем более, что не вяжется с общим контекстом всей главы. При чтении Нового Завета уже окончательно выясняется, что слово нахаш не могло означать натуральную змею. В двенадцатой главе Апокалипсиса раскрывается картина борьбы Церкви и змия, как исконного врага человечества, следовательно, и Церкви. Церковь изображена как Жена, облеченная в Солнце. Ее хочет погубить дракон и пожрать рожденного от Нее младенца: " И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок. 12:7–9 ). Так изображается начало борьбы врага рода человеческого в процессе истории. В конце Апокалипсиса, когда говорится о завершении Истории, снова возникает тема змия. «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» ( Апок. 20:1–2 ). После этих слов Апокалипсиса становится ясно, что и в третьей главе Книги Бытия речь идет не о каком-либо простом, естественном змие, который мог быть использован диаволом, как орудие обольщения для разговора с Евой. Речь идет о самом враге рода человеческого, который лишь условно, из-за восстания на Бога лишившись своего имени, называется в Книге Бытия нахаш – шипун, змий. И если для древнего еврея слово нахаш уже, само собой, по своему звучанию говорило о вражде, то в Апокалипсисе, книге, написанной по-гречески в более позднее время и обращенной ко всем народам, дается разъяснение, что под словом змий разумеется не какая-либо пресмыкающаяся тварь. Древний змий – это и есть тот, кто упоминается в третьей главе Книги Бытия. Это тот, кто на прочих языках именуется диавол и сатана 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В Иерусалиме в то время жил праведный и благочестивый человек, которого звали Симеон. Он ждал Пришествия Того, Кто утешит Израиль, как и обещал ему Святой Дух. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков, которые создали греческий перевод Библии (в 285 году до Р.Х.). Когда он переводил Книгу пророка Исаии, то, увидев слова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7, 14 ), усомнился в том, что Дева может родить. Он решил «поправить» пророка и написать вместо «Дева» – «молодая женщина». Но только Симеон протянул руку, Ангел остановил его и сказал: – Дух Святой говорит, что ты доживешь до того времени, когда увидишь совершение того пророчества, в котором ты усомнился. И вот когда Святое семейство пришло в Храм, Дух привел Симеона им навстречу. Тогда Симеон взял Младенца на руки и благословил Бога: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2, 29–32 ). Затем, обернувшись к Марии, Симеон благословил Ее и сказал о Христе: – Вот лежит сей на падение и восстание многих в Израиле и в знамение, о Котором будут пререкаться. И Тебе оружие пронзит душу, – да откроются помышления многих сердец. Пророчество это сбылось тогда, когда Мария увидела Своего Сына, Распятого на Кресте. И до сих пор вокруг Спасителя, как и предсказывал Симеон, продолжаются споры. Уверовавшие в Него поднимаются к Небесам, а отвергшие падают в адскую бездну. Кроме Симеона, Господа познала благочестивая вдова Анна, жившая много десятилетий при Храме и служившая Богу постом и молитвами день и ночь. Она, подойдя, славила Бога и говорила о наступлении спасения всем, кто ждал его в Израиле. Двунадесятый праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля. Бегство в Египет и жизнь Христа в Назарете (Мф. 2, 13–23; Лк. 2, 39–52) Между тем уже после чудесной встречи в Иерусалиме царь Ирод узнал, что маги его обманули, пришел в страшную ярость и послал убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет, чтобы вместе с ними убить новорожденного Мессию. Страшное горе охватило город царя Давида, и сбылось древнее пророчество: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» ( Иер. 31, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010