“Как в месяц ксанфик закрытые землею корни износят плод свой, дают свои цветы и украшения и оплодотворяются и тогда обнаруживаются добрые корни и явными делаются те, на которых есть тернии: так и в оный день всякий покажет и обнаружит и доброе и худое, что сделал он при помощи собственного своего тела. Ибо в этом состоит суд и воздаяние” 8 . Хилиазм Мысль о том, что последнему Суду и основанию нового творения будет предшествовать тысячелетнее Царство Христа на земле, ведет свое начало от неканонических иудейских апокалипсисов. Она повторена в Иоанновом Апокалипсисе: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (Откр 20:4–9). Это царствование Христа на земле среди оживших праведников понималось определенной христианской средой первых трех веков, а именно — иудеохристианами Малой Азии, в прямом, буквальном смысле. Хилиазма придерживались Папий, священномученик Ириней Лионский, священномученик Мефодий Олимпский. Однако начиная с IV века это учение было единодушно отвергнуто церковной традицией, которая установила, что двадцатая глава Апокалипсиса должна быть понята символически. У экзегетов Апокалипсиса возобладали два толкования: либо тысяча лет означает время жизни Церкви от прекращения гонений со стороны римского язычества (которое в восемнадцатой главе Апокалипсиса обозначено как падение “Вавилона”) до великой скорби, которая будет предшествовать Второму пришествию, либо они символизируют весь период от воскресения Христова до Второго пришествия 9 . Апокатастасис Апокатастасис — греческий термин, обозначающий восстановление ранее бывшего состояния, возврат к первоначальному положению. В христианской эсхатологии он обозначает теорию, согласно которой в конце времен весь тварный мир будет восстановлен в своей изначальной гармонии и все будут спасены, включая проклятых и демонов.

http://pravmir.ru/smert-pobezhdena/

     Итак, Священное Писание говорит о том, что история, как мы ее знаем, однажды завершится. Христиане ожидают конца этого мира и явления мира грядущего — где зло и грех навсегда исчезнут, а творение будет восстановлено во всей славе и радости рая. Но что мы можем знать о последних событиях мировой истории? Священное Писание — в Евангелиях, в Апостольских Посланиях, и, особенно, в книге Откровения, говорит о финальной битве Бога и сатаны, которая разразится в конце времен. Конечно, когда мы говорим о «битве» важно понимать, что речь не идет о физической конфронтации — диавол и все его бесовские полчища всего лишь творения, все мироздание принадлежит только Богу. Но Бог сражается за другое — за души людей. И главная война мировой истории — именно эта. Наступит время, когда она завершится. Но о ее последних битвах нам кое-что известно из Писания. Перед концом мира силы греха и противления достигнут, кажется, наибольшего могущества, одержат, кажется, неоспоримую победу, принудят весь мир склониться перед ними. Во главе их явится жуткая и таинственная фигура Антихриста, о которой нам стоит поговорить подробнее. Для нас слово «антихрист» звучит как какое-то старинное ругательство, что-то в ряду с «аспидами» и прочими «шлындрами». На самом деле этот термин появляется у Апостола Иоанна, а святой Апостол Павел пишет о нем: «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фесс.2:3,4). Антихрист — противник Христа, но не просто противник. Греческая приставка «анти», вошедшая в наш язык в значении «против», имеет еще один смысл — «вместо». Антихрист — это «подменный христос», тот, кто будет пытаться занять в сердцах людей то место, которое принадлежит Христу. В этом отношении любой такой обманщик может быть назван «антихристом», как говорит апостол Иоанн: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1Иоан.2:18).

http://pravoslavie.ru/76837.html

     Послание к колоссянам, из которого мы сегодня читаем на Литургии, есть апологетическое письмо, направленное против ересей, распространившихся уже в апостольские времена в городе Колоссы. Колосские лжеучители отвергали божественность Иисуса Христа, считая Его сотворенным существом, и ставили в один ряд с Ангелами. Практически то же самое говорят сегодня адепты секты Свидетели Иеговы, считающие, что Христос – это Архистратиг Михаил. Апостол Павел с ходу бросается в бой со лжеучениями. Уже в первой главе он благовествует о Христе как о Сыне Божием, о том, что Иисус есть Бог. Он – «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). Если рожден прежде всякой твари и является образом Божиим, то значит рожден Богом и единосущен Ему, как любой сын единосущен своему отцу. Как же Христос может быть тварью, если Он единосущен Отцу и рожден «прежде всякой твари»? «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (ст. 16), – продолжает Павел. «Им создано все» – в точном переводе с греческого: «через Него создано все». Небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог Отец через Сына Своего, силой животворящего Духа. Как и сказано об этом прикровенно в псалме: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Христос вместе с Отцом и Духом святым есть Творец мира. И Он – Бог, ибо сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Затем Павел касается темы Ангелов. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (ст. 16). Престолы, господства, начальства, власти – это ангельские чины, и все они созданы через Христа. Как же Он может быть им равен? Как Творец может быть равен творению? Он неизмеримо выше. Но хорошо, каково же отношение Христа к человеческой природе? Ведь люди видели Его в образе человека, да Он, несомненно, и был человеком. «Он – начаток, первенец из мертвых» (ст. 18), – говорит Павел. Христос есть «начало восстановленного человечества», – толкует Феофан Затворник. Человечество «в Нем сначала восстановлено... а потом по Нему и силою... Его восстановляются и все» остальные люди, верующие в Него. «Он – начало, источник... и родоначальник» нового человечества, рожденного от воды и Духа. Поэтому и называется Христос «начатком» и «первенцем из мертвых». Можно было еще назвать Его и «первенцем из воскресших», ибо Он воскресает первый, силою Своею, а за ним и мы, силою Его. Христос – и Бог, и человек, а вместе – Богочеловек.

http://pravoslavie.ru/117763.html

     Праздник ветхозаветной Пятидесятницы явился прообразом новозаветной, христианской Пятидесятницы, торжествуемой в воспоминание вступления Бога с человеком в Новый Завет. Он был утвержден в пятидесятый день после восстания Спасителя из гроба сошествием Святого Духа на апостолов. Праздник Кущей      В пятнадцатый день седьмого месяца тишри начинался праздник, установленный в воспоминание сорокалетнего странствия евреев по пустыне, когда они жили в кущах (шалашах, палатках) (см.: Лев 23, 34). На кровлях домов или во дворах строили шалаши из пальмовых и финиковых ветвей. В них евреи жили с пятнадцатого по двадцать второе число месяца тишри: празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (Лев 23, 41–43). Этот праздник был временем всеобщего веселья, с каким иудеи не проводили ни один другой праздник. Даже язычники отзываются о нем как о празднике особенно значительном. Плутарх именует его величайшим еврейским праздником и сравнивает с некоторыми греческими праздниками. Тацит в своем описании Палестины не забывает упомянуть о празднике Кущей. В дни Кущей весь народ — священники и левиты, богатые и бедные — должен был наслаждаться одной радостью. Вне шалашей никто не должен был ни пить, ни есть, чтобы живее чувствовать положение своих предков в пустыне. Книга Неемии так описывает это торжество: Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу (Неем 8, 1 7–18).      Около пятнадцатого числа месяца тишри у евреев заканчивались важнейшие работы. Поэтому в праздник Кущей приносилось благодарение Богу за плоды. В продолжение этих дней все израильтяне носили в руках своих как памятники благодеяний Божиих ветви деревьев. С ветвями евреи ежедневно в продолжение праздника обходили кругом жертвенника. В последний, восьмой день в воспоминание хождения кругом Иерихона жертвенник обходили семь раз с хвалебными песнями из 117-го псалма: О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! (Пс 117, 25). В греческой форме это еврейское молитвенное восклицание вошло в наши христианские песнопения. Осанна! Это восклицание звучало на улицах Иерусалима в те предпасхальные дни, когда Спаситель наш совершил Свой торжественный вход во святой град: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21,9). Псалом 117-й, из которого взято восклицание осанна, был частью так называемого «аллилуиа» («восхвалите Господа») — пасхального гимна. В руках народ держал ваии — пальмовые ветви.

http://pravoslavie.ru/104164.html

     Сегодня на современного православного христианина обрушиваются цунами информации, заставляющие сердечко его холодеть от ужаса, вселяющие в душу беспокойство. Масоны, жидомасоны, идентификационные коды. Приход антихриста уже состоялся, он уже в мире. Биопаспорта, в числах которых обязательно каким-то образом зашифровано отречение от Христа. Зло передается через электрический ток. Интернет, компьютер и телевизор – это «ловушки» диавола и прочее. Все эти псевдоправославные «ужастики» наворачиваются на одну ось: собственное толкование самой таинственной Книги Священного Писания Откровение святого Иоанна Богослова (по-гречески «Апокалипсис»). Но такое возбуждение личной фантазии – это серьезная ошибка, которая ведет к повреждениям в духовной жизни и грозит духовному и психическому здоровью человека. Об этом говорит сама Библия. В конце 22-й главы Книги Апокалипсис святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18, 19). Разве это не устрашающие слова? Если человек своим плотяным горделивым разумением будет что-либо добавлять к этой книге, то на него наложит Бог язвы, а если что-то будет удалять – Господь отнимет возможность войти в Царствие Небесное. Это великое и грозное предупреждение! Примерно о том же пишется в Книге Деяния святых апостолов. Только здесь уже говорит прямо Господь наш Иисус Христос: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…» (Деян. 1:6, 7). Также можно вспомнить Первое и Второе Послания к фессалоникийцам святого апостола Павла. Одним из побудительных мотивов написания Первого Послания к христианам греческого города Салоники была для первоверховного апостола Павла необходимость борьбы с еретиками, утверждавшими, что Второго пришествия Христова не будет, как и всеобщего воскресения мертвых. Солуняне приняли догмат, раскрытый им по внушению Святого Духа апостолом Павлом. Но человеческая природа немощна. И у христиан Фессалоник произошел перегиб. Они слишком рьяно стали готовиться к скорому концу света. Поэтому апостол написал для них Второе Послание, в котором сказал: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1).

http://pravoslavie.ru/108279.html

 «огонь низводит с неба на землю» – с целью убедить людей, что его миссия от Бога. В этом лжепророк подражает великим Божиим пророкам. Например, огонь с неба низводил пророк Илия – на жертвенник и на пятидесяток Ахава. Когда-то фарисеи и саддукеи просили Христа показать им знамение с неба, но Господь не дал им этого знамения. Антихрист же с помощью лжепророка даст его: для обольщения людей.  «обольщает» – то есть вводит в заблуждение, обманывает. Царство антихриста, как и вообще вся деятельность диавола, отца лжи, будет построено на лжи. Недавняя наша история дает нам примеры построенных на чудовищной лжи и фальсификации государств: коммунистических и фашистских. «чтобы они сделали образ зверя» – дословно «икону». Греческое слово εικν имеет следующие значения: икона, образ, изображение, подобие, статуя, а также: мысленный образ, представление о ком-либо. 15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Слова эти загадочны. Кажется, можно понимать их в том смысле, что с помощью некоторых технологий удастся создать всеобщий религиозный культ зверя и окажется возможным контролировать отношение каждого человека к этому культу. Представим себе, например, что удастся осуществить соединение компьютера с мозгом человека. Для этого достаточно видеосигнал, который обычно подается на монитор, подключить к зрительному нерву или к отвечающей за зрение области мозга. 122 122 Предположительно подобные технологии уже существуют. В массмедиа была информация о том, как ослепшей женщине удалось подключить видеокамеру к мозгу, в результате чего зрение было частично восстановлено.  В этом случае человек будет видеть все то, что мы обычно видим на мониторе, и сможет пользоваться всем, чем мы обычно пользуемся при работе с компьютером. При этом совершенно необязательно подключать и носить с собой мощный компьютер: достаточно подключить просто миниатюрный передатчик сигнала, вероятно, вживленный в тело человека, который, подобно мобильным телефонам, через радиосигнал 123   или какой-то другой вид связи будет подключен к мощному стационарному компьютеру и глобальной сети. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А ведь еще недавно и наших, русских детей водили под каменными болванами, под этими каменными идолами, заставляли класть к их подножиям цветы, надевать на свою шею красные ошейнички, выполнять некие ритуалы… И вот, верные своему Богу благочестивые отроки иудейские, конечно, уразумели, что перед ними – соблазн бесовский. Они не стали поклоняться ложному богу, золотому истукану. И тут же нашлись предатели, поспешившие донести об этом царю. «Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем» ( Дан.3:19–20 ). Этой огненной печью, по древнему преданию, отраженному в церковных текстах, являлась некая пещера, которая составляла часть дворца. В нее бросали всевозможные горючие материалы, благодаря чему там пылало жаркое пламя. Как мы увидим далее, туда лили нефть, кидали хворост – все подряд. Но смотрите, какая перемена происходит в Навуходоносоре! С одной стороны, он возвышает Седраха, Мисаха и Авденаго, а с другой – требует, чтобы они выполняли его условия. И если они этих условий не выполнят, он готов тут же осудить их на смерть. Вот и нам сейчас дается свобода, нам говорят, что мы живем в демократическое, либеральное время. Говорят, что мы можем молиться, можем открывать храмы. Нам даже помогают восстанавливать некоторые из них. Однако при этом нам говорят о том, что мы должны забыть о таких понятиях, как православная монархия, самодержавие. Мы должны думать о демократии. Но что это за слово такое? Оно родственно с греческим словом «демос», то есть «народ». Но в каких случаях употребляется слово «демос», с какой окраской? В одном из греческих сводов Библии мы встречаем его три раза. В первый раз – когда толпа язычников задумала построить Вавилонскую башню – башню до небес, там встречается слово «демос» в смысле «народ». Второй раз, – когда толпа развратников окружила дом праведного Лота в Содоме и требовала выдать святых ангелов Божиих на растление: она, эта толпа, названа «демос». И в третий раз – в Новом Завете, в Евангелии – слово «демос» употребляется также по отношению к толпе обезумевших иудеев, которые кричали: «Распни, распни Его!» Толпа, чернь – вот подлинный смысл, внутреннее содержание этого слова. Церковнославянский язык – это калька, это почти точная копия языка греческого. И, как в славянском языке слово «чернь» – производное от черный (я не хочу называть дальше), точно так же и в греческом «демос» – производное от «демон», то есть «дьявол». Если буквально, дословно перевести, что же означает слово «демократия», то получится: «власть толпы, движимой дьяволом».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– А что означают слова нет в Нем ни вида, ни величия (53, 2)? – Здесь два значения: первое – Мессия будет простым человеком, а не каким-то блестящим царем или первосвященником. Второе – вид Христа во время истязаний, распятия и, наконец, вид мертвого Христа. Страдающий, избитый, измученный человек не может быть каким-то красивым или величественным. Христос в этом плане таков же, как все люди, Ему присущи естественная телесная немощь и уязвимость. – Книга Исаии – это ведь пророчество не только о Христе, но и о Его Церкви? В главе 56 мы читаем о том, что ни евнух, ни иноплеменник не должны чувствовать себя чужими у Господа: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов(7). – Действительно, у Второисаии это одна из основных идей: для Бога нет отверженных. Явление Мессии – это спасение всех народов, всех людей, каждого человека – именно поэтому в главе 42 говорится про греческие острова, которые будут уповать на Его закон (4). Но и в первой части книги, в тексте, принадлежащем самому Исаие, мы читаем о горе дома Господня, которая будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (2, 2). Бог научит пришедших Своим путям, дабы они ходили по стезям Его (2, 3). В библеистике это называется концепцией универсализма: Бог – это не только Бог Израиля. Бог желает спасения всех людей. Все должны войти в Его Царство. – Необходимо обратить внимание также на главу 26 – идею восстания мертвых: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (19). Мы ведь слышим эти слова в храме на Страстной седмице? – Да, это 5-я библейская песнь, которая звучит на утрене Великого поста, и это выражение цитируется в ирмосе 5-й песни канона Великой Субботы. В этой главе присутствует и тема возрождения всех умерших в народе Божием, и тема наказания грешников, виновников страданий и смертей: Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (21). Действительно, это одно из самых знаменательных мест, потому что лишь в двух местах Ветхого Завета так ясно звучит мысль о всеобщем воскресении – здесь и в Книге пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Авв.3:9–15 . Ты обнажил лук Твой по клятвен­ному обетованию, дан­ному коленам. Ты по­токами рас­сек землю.: Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом лета­ю­щих стрел Тво­их, пред сия­ни­ем сверка­ю­щих копьев Тво­их.: Во гневе ше­с­т­ву­ешь Ты по земле и в негодовании по­пираешь народы.: Ты выступаешь для спасе­ния народа Твоего, для спасе­ния по­мазан­ного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты про­нзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись раз­бить меня, в радости, как бы думая по­глотить бедного скрытно.: Ты с конями Тво­ими про­ложил путь по морю, через пучину великих вод. Общий смысл этого отдела понятен: как видно из ст. 12-го, здесь дается ответ на вопрос ( Авв.3:8 ) о смысле и основании стихийных феноменов, величественных и разрушительных, которыми сопутствуется явление Бога в мире: гнев Божий обращен не на море и реки, а на людей, именно против халдеев и подобных им, прогневавших Бога своим нечестием, народов. Но понимание частностей встречает затруднение в разности текстов еврейского и греческого. Не вдаваясь в подробное сличение и примирение обоих текстов, ограничимся кратким анализом и пояснением содержания речи пророка в данном отделе. Ст. 9–11, судя по заключающимся здесь образам, напоминают историю чудесного перехода евреев через Чермное море при Моисее (Авв.3см. Исх 14.21 ) и через Иордан пред занятием Палестины при Иисусе Навине ( Нав 3.16 ), а также чудесное солнцестояние при нем же (Авв.3см. Нав 10.13 ). Напоминание это имеет целью оживить в слушателях или читателях пророка сознание беспредельного всемогущества Божия, непреоборимой силы Иеговы в борьбе с народами, враждебными избранному народу Божию ( Авв.3:12 ), и отдельными, разных времен, провозвестниками Божественной истины из среды его. «И при восстаниях на посланных Тобою к народам проповедников, Ты, говорит пророк, имея неизреченное могущество, изобилуя всякими карательными орудиями, хотя одним крещением можешь растлить всю землю с ее обитателями, однако же пребудешь долготерпеливым» (блаженный Феодорит, с. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бедствия своего народа, которые постигли иудейский народ, он целиком относил за счет греховности народа, когда народ отходил от Бога, а победы объяснял помощью Божией. Автор книг был человек, ревнующий о Боге, в полной мере сознающий, что борьба между языческими влияниями и обычаями Израиля ведется за то, чтобы восторжествовало истинное богопочитание. Поэтому он выступает, как противник всякой эллинизации, восхищается теми людьми, которые отдают свою жизнь за закон, за Храм и отвоевавшие религиозную свободу. Он своего рода летописец борьбы, который описывает то, как народ Божий очищался перед пришествием в мир Мессии. Александр Македонский царствовал 12 лет и умер и слуги его были владыками каждый в своем месте. И по смерти его возложили на себя венцы, и после смерти их сыновья их и, как сказано, умножили зло на земле. «И вышел от них корень греха — Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» (1 Мак.1, 10). 1 и 2 глава говорят о том, что после завоевания Александра Македонского и разделения монархии сразу приходит гонение Антиоха Епифана. Описывается история иудеев в годы 324 по 176, т.е. в период подчинения Птолемеям, а десятилетие подчинения Селевкидам опускается. Автор начинает повествование с религиозно нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно этому описанию, религиозное общество, многие иудеи приняли нравы и обычаи эллинизма. В Иерусалиме образовалось греческое училище и многие оставили обряд обрезания. Когда воцарился Антиох Епифан, он решил совсем уничтожить все негреческие религии, в том числе иудейскую религию своей монархией. Возвращаясь из похода на Египет, он занял Иерусалим и разграбил все сокровища храма. Это 170-й год до Р.Х. А через год один из его начальников вновь осаждает Иерусалим, берет его штурмом и вновь предает грабежу и насилию. Иерусалим запустел, Храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха о введении единой греческой религии у всех, подвластных ему народов. Многие из иудеев, предав закон Моисея, приняли эти языческие обычаи, а надзиратели начали повсеместно возводить алтари греческим богам.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010