495–500), из которых открывается, что он преподавал лишь, что называется, – rudimenta linguae graecae. Подводя итог сообщений Гедеона о второй половине XVI-ro века, критик замечает: перечисляя таких (плохих) учителей, как Кавасила, Мануил Малакс, историк патриаршей школы до небес возносит академию XVI-ro века, а учителей и их питомцев признает великими πανοπλται, обогащенными божественной и мipckoй премудростью и их же именует полубогами (μθεοι); и когда – подумаешь – жили эти паноплиты и полубоги, заявляет Параника, около 1580–1600 годов, когда в Греции никто не прилежал ни к книгам, ни к наукам». С такою же строгостью Параника разбирает результаты книги Гедеона и по отношении XVII, XVIII и XIX-ro веков и приходит к тому выводу, что в разбираемом им сочинении мало нового и столько же немного достоверного. – Мы очень благодарны Паранике за то, что он предостерег нас от увлечений книгой Гедеона и наметил для нас более правильную точку зрения на историческое значение пресловутой патриаршей школы. Конечно, мы не можем обойтись без книги Гедеона, но станем пользоваться ею с осторожностью, принимая во внимание дух эпохи, о которой говорит историк школы, и достоинство свидетельству на которые он опирается в своих сообщениях. – 2) Chassiotis. L’ instruction publique chez les Grecs. Depuis la prise de Constantinople par les Turcs jusqu’ a nos jurs. (Шазиотис Общественное образование у Греков – от завоевания Константинополя Турками до нашего времени). Париж, 1881. Автор книги лицо авторитетное по части предмета его ученой работы; он директор греческого лицея в Пере, в Константинополе. Книга посвящена истории школ, но для нас она полезна только отчасти, потому что больше всего она говорит о школах греческого королевства. Тем не менее она может оказать нам услугу. Она устанавливает более беспристрастный и правильный взгляд на историю первоначального образования Константинопольского патриархата, богата статистическими данными о количестве учеников известной школы в разное время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Федор Оболенский уверял, что «шведский королевич Карло-Филипп Карлович отпущен в Новгород из Свеи вскоре после договора с новгородскими людьми, но ему в дороге учинилась весть, что короля, его отца, не стало, так он воротился с дороги и мешкал по своей вере для погребения; а тут, когда учинился королем брат его Густав-Адольф, так датский король войну всчал, и королевич Карло-Филипп за тем позамешкал, что вместе с братом своим Густавом промышлял против датского короля и многих людей датских побил, а теперь, как они учинились с датским королем в миру, так королева свейская мать и король Густав-Адольф отпустили королевича Карла-Филиппа, и он верно пришел на Иванов день в Быборг и уж наверное на Петров день там будет. От Свейского королевства не чаем того, что учинил над Московским государством литовский король». Пожарский сказал: «Мы все у милосердаго Бога милости просим и хотим, чтобы нам всем, людям Московского государства, быть в соединении и брать на Московское государство в цари государского сына, только бы он был в греческой православной вере, а не в иной какой-нибудь, которая вера с нашею православною не состоится. Когда шведский королевич будет в нашей православной вере, тогда мы тотчас выберем от всего российского государства честных людей, которые будут годны к такому великому делу, и дадим им полный наказ о государственных и о земских добрых делах говорить и становить, как государствам быть в соединеньи, а теперь послов в Свею об этом посылать нам нельзя; были посланы какие люди к польскому королю, боярин князь Василий Васильич Голицын со товарищи: вот держат их в неволе, и они погибают в чужой земле от нужи и бесчестья!». Новгородские послы сказали: «А что же себе за пользу тем учинил польский король? Вы разве не стоите против него в собраньи?». Пожарский сказали: «Быль бы у нас такой столп как Василий Васильевич Голицын – все бы его держались; а я к такому великому делу мимо его не принялся: меня ныне к этому делу сильно приневолили бояре и вся земля. Видя, что учинилось с литовской стороны, нам не посылать послов в Свею, и мы не захотим на наше государство государя не нашей православной веры греческого закона». «И мы, – отвечали новгородцы, – не отпали от истинной веры; если королевич не захочет быть в православной вере греческого закона, то мы с вами хотим помереть за нашу истинную веру и не примем ни за что государя не нашей веры; и не токмо с вами, бояре и воеводы, и со всем Московским государством вместе, – хоть вы нас подадите, так мы одни, за нашу истинную православную христианскую веру хотим помереть». 155

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Совершенно справедливо сказал по этому поводу доктор Турнер, что Италию нельзя осматривать без путеводителя, т.е, без особенного содействия благодати Божией, по причине крайнего развращения нравов, господствующего в тамошнем населении. Высокое мнение Гаррисона об ученом достоинстве современных ему английских университетов подтверждается отчасти и свидетельством Гентцнера, который колледжи Кембриджа называет седалищами муз, где великое множество ученых людей, и процветают занятия всеми изящными науками и языками, а Оксфорд он называет английскими Афинами, славным рассадником мудрости, откуда и религия, и знания, и изящный вкус обильно распространяются по всем пределам королевства. Колледжи английских университетов, по его словам, красотою своих построек, богатством средств и в особенности библиотек своих превосходят все другие академии христианского мира. Из внутренней жизни ученых университетских корпораций Гаррисон в своей хронологии сообщает один любопытный случай, относящийся к 1541-му году. Большое волнение произошло в это время в обоих университетах Англии по поводу спора о произношении слов греческого языка. Вильям Сзсиль, впоследствии лорд-казначей Англии, Джон Чик. Томас Смит и другие ученые люди приняли сторону нового произношения; употреблявшегося Эразмом, признавая его более древним, легким и более соответствующим орфографии греческого языка. Против них восстал доктор Стивен Гардинер, бывший тогда епископом Винчестерским и канцлером Кембриджского университета, человек вовсе не обладавший большими познаниями в греческом языке. По ходатайству старых ученых, он резко выступил па защиту старого произношения и самым суровым образом преследовал всех его противников, заключая их в тюрьму, изгоняя, лишая степеней и подвергая разным наказаниям до тех пор, пока не издан был, уже в наше время, приказ, дозволявший и новое произношение. После такого приказа новое произношение не только стало дозволенным, но восторжествовало настолько, что старое почти уже не слышно и неизвестно в обоих университетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Но богатая Иерусалимская патриархия бросила бедных арабов на произвол судьбы или-вернее-на попечение Русского Императорского Православного Палестинского Общества. У святогробцев укоренилось совершенно ложное убеждение, будто Палестина существует только для греков, если не исключительно для фанариотов. При всем том мы вовсе не закрываем глаз пред теми неоцененными заслугами, которые принадлежат Святогробскому Братству в деле охранения и защиты Православной веры в самые тяжкие эпохи воздвигнутых на нее гонений и гнета со стороны ее врагов. 5. Высшее управление в православной церкви Греческого королевства 9 Как составная часть Византийской империи, нынешнее греческое королевство (древняя Эллада или Греция в собственном смысле) находилось в зависимости от Константинополя и в церковном отношении: оно представляло собою только несколько обыкновенных епархий константинопольского патриархата, ничем не отличавшихся от всех других его епархиальных областей. Верховное управление ими находилось в руках константинопольского патриарха и его священного синода, стяжавшего в истории худую славу. В 1453 году, когда взят был турками Константинополь, ими покорена была и Греция и с тех пор целых 350 лет она разделяла общую судьбу с Византией, страдая под невыносимо тяжелым игом османов. Но в начале XIX столетия в греческом народе, как в высшем, так и в низшем слоях его, пробудилось сильное стремление к освобождению себя от этого ига. В 20-х годах вспыхнуло восстание, сразу охватившее всю территорию Эллады. Целых шесть лет продолжалась упорная, кровопролитная борьба,-и только, при горячем участии России, в 1829 году, по Адрианопольскому договору, древняя Эллада получила, наконец, политическую свободу. Образовано было самостоятельное греческое королевство. В 1832 году корона была предоставлена злосчастному баварскому принцу Оттону. Добившись политической свободы, лучшие представители православного греческого народа вместе с своими исстрадавшимися святителями с этого времени стали стремиться к достижению самостоятельности и в церковном отношении: тяжело было для них и по делам церкви обращаться в Константинополь, по-прежнему находившийся еще во власти их бывших угнетателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

163 Шевалье у Ригельмана кн. 2. стр. 71. 72. Грам. Короля от 12 янв. 1650 г. «По уговору, учиненному с киевским Митрополитом и духовенством, обещали мы на нынешнем сейме истребить унию, успокоить весь народ русский и удовлетворить его по отношению к греческой вере». Затем определяются владения православия: кафедра луцкая, хельмская и могилевская отдаются православию, но о перемышльской и львовской вопреки привилегии 1632 г. – ни слова (Каменского ист. унии 112–117). 164 Уже письмом от 20 марта 1650 г. Хмельницкий просил Короля, чтобы «все заключающееся в дипломе, с этого времени приведено было в исполнение – как в королевстве польском, так в княжестве литовском; поскольку, говорил он, паны униаты привыкли не исполнять королевских повелений». Для приведения в исполнение статьи об унии он требовал не многого – требовал, чтобы «по смерти панов униатских начальников – все церкви имения отдаваемы были нашему духовенству древней греческой религии» (Киев. Памят. Т. 2, отд. 3, стр. 12–13). На том же настаивали послы Хмельницкого, явившиеся на Варшавский сейм в конце 1650 г. О том же умолял Польский Сенатор Адам Кисель для счастья самой Польши: «1000 русских церквей, говорил он, спокойно будут соблюдать мир с римскими, но не может быть мира и при 10 унитских церквах, – так ненавистна уния для Украины». Но легковерные магнаты и изуверные ксендзы настояли – возобновить кровавую войну с казаками. Шевалье у Ригельмана кн. 2. стр. 72–77. Ригельман кн. 3. стр. 151–158. Состояние дел после Зборовского договора кратко, но верно, изображено в Московской соборной грамоте 1654 г. у Ригельмана кн. 3. стр. 176. 165 Ист. Акт. 4, 261. Послы Хмельницкого в 1653 г. говорили в Москве: «а то им ведомо уже, что все Белорусцы православные християне, под государевою рукою быть желают». 166 Каменского ист. унии стр. 116. 120–122. Ригельман кн. 2. стр. 176–180. Обозр. губ. ведом. в Ж. М. Просв. 1848 г. июнь. Жоховский в речи Королю называл Могилев столицей и гнездом схизмы. 167 Бантыш-Каменского ист. унии стр. 141–148 и далее до 252. О соф. соб. стр. 204–207. 211. 212. 215. 216. Обозрение губерн. ведом. в Ж. М. Просв. 1848 июнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сравнительно больше встречается католиков и униатов в Малой Азии, а также в Македонии, где, вследствие последних политических волнений, возникших на национальной почве между греками, болгарами и сербами, иноверная пропаганда приобрела немало новых прозелитов. В Константинополе латинские католики имеют апостолических делегатов, коим и принадлежит высшая духовная власть, а армяне-униаты управляются особым патриархом, живущим в Константинополе и несколькими епархиальными архиереями (в Малой Азии). Болгарские униаты имеют своих епископов (например, в Фессалонике). До 1882-го года католические и протестантские миссионеры пользовались некоторою свободой в своей деятельности, но с указанного года их положение в Турции изменились к худшему. Турецкое правительство постановило в этом году, что католики и иные миссионеры могут строить церкви, монастыри, школы и больницы и приобретать недвижимую собственность лишь с особого разрешения министра внутренних дел. А так как в Турции ни одно сношение с начальством, высшим или низшим, по делу частному или общественному не обходится без бакшиша, то указанное правительственное распоряжение создало для инославных миссионеров весьма много затруднений и увеличило и расход в очень большой степени. Многие миссионерские постройки совсем приостановились, а другие доведены до конца с громадными усилиями. Покупка небольшого клочка земли для церкви или школы, стала сопровождаться такими затруднениями, которые заставляют многих отказаться от первоначального намерения, а приобретение значительных земельных участков совсем воспрещается миссионерам. Все это весьма сильно тормозит рост католического дела в Турции. В королевстве греческом католическая пропаганда имеет свою историю. После освобождения Греции, когда началось устройство местной церковно-общественной жизни, западные миссионеры воспользовались неопределенным внутренним положением страны и в большом числе явились сюда, с предложением своих услуг. Но, вместо порядка и пользы, они внесли в жизнь страны только смуту и вызвали здесь много беспорядков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

XXXVI Разумеется, мы не описали тут всех, дошедших до нас, христианских средневековых мозаик и указали только на самые главные из них, для определения изменения, – причины которого будут объяснены ниже – произошедшего, с течением веков, в характере религиозных изображений верующих. То же самое изменение замечаем мы и в средневековой стенной живописи христиан. В Италии, вообще, на западе, памятники ее немногочисленны; они вполне варварского, падшего стиля, или носят на себе следы византийского влияния; то, что в них оригинального, всегда безобразно, а то, что в них византийского, вполне провинциально и составляет, как бы, слабый отблеск художественной деятельности христиан востока. Это, например, можно сказать о фресках, открытых в последнее время в древней базилике святого Климента в Риме, принадлежащих, по всей вероятности, к Х-му и XI-мy столетиям. В восточной империи стенная живопись имела, столь же значительное развитие, как и мусивная. Образчики ее уцелели в церквах и в монастырях Греческого королевства, Фессалии, Македонии, Малой Азии, как, например, в городе Трапезунде. Но, всего более памятников византийской живописи, сохранилось в монастырях Афонской горы 978 , в этом убежище искусства, где оно пользовалось тем спокойствием, необходимым для развития его производительных сил, которого оно не имело ни в столице, ни в провинциях империи, подвергавшихся нашествиям варваров, разворительным войнам и постоянно волнуемых похитителями престола. Большая часть живописи в монастырях Афонской горы реставрирована, но и в ней можно еще различить типы, составившиеся прежде, и потому легко восстановить ее первоначальный вид и получить понятие о ее художественном достоинстве. Она покрывает внутренние, иногда, и наружные стены церквей и часовен снизу доверха, и распределена отделениями или, лучше сказать, горизонтальными полосами. Каждый сюжет имеет свое определенное место в известной части церкви. Во внешнем портике, занимая большое пространство, представлен, обыкновенно, страшный суд, с ужасающими подробностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно сказать, что композиции, в художественном смысле, тут не существует, и живописец, вытвердив одно расположение, повторяет его несколько раз; техника, однако, стоит выше сочинения и некоторые маленькие фигуры отделаны с точностью. Но и в эту эпоху падения искусств, византийские миниатюристы продолжают копировать старые образцы, что мы видим по, дошедшим до нас, иллюстрациям XII-ro столетия греческой рукописи Октотевха (она находится в Ватиканской библиотеке 746), т. е. первых восьми книг библии. Тут раскрашенные рисунки книги Иисуса Навина имеют большое сходство с миниатюрами кодекса того же содержания VII-ro или VIII-ro века, описанными выше, и, очень вероятно, что те и другие были заимствованы из одного, более раннего образца. К тому же заключению приходишь, сравнивая иллюстрации венской книги Бытия с миниатюрами, сопровождающими ту же часть текста в Ватиканском Октотевхе. Нельзя не согласиться, что между ними много общего. Кроме этого, мы видим в иллюстрациях Октотевха мотивы, встречающиеся в кодексах Илиады, Энеиды, Козмы Индоплова, парижского псалтиря и других, упомянутых выше. Это может служить доказательством, как долго в византийском искусстве ценились и повторялись классические типы, но и, вместе, что живописцы очень часто копировали произведения своих предшественников, а не создавали новые композиции и поступали в этом случае, подобно каллиграфу, переписывавшему текст. Однажды выработанный тип, повторялся долгое время миниатюристами, как это делалось и в других отраслях византийского искусства. В исполнении 350-ти миниатюр Октотевха, писанных многими художниками и заимствованных, как мы сказали, из разных кодексов, заметна уже большая художественная несостоятельность. Есть фигуры, написанные широко и свободно, но их немного. Даже и копируя, живописцы изображают тощих безжизненных людей, с маленькими руками и ногами; драпировка одежд суха, но отделка тщательна и, несколько, изыскана. Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204-м году, обеднение страны, вследствие этого бедствия, равно как и основание латинского королевства в Византии, прервали традиции ее искусства и ускорили упадок его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

179 ...и Святая святых горы... – Афон, расположенный в Македонии на восточной мысе Халкидикского полуострова в Эгейском море (совр. Агион-Орос); находился под властью Турции с 1430-го до начала 10-х гг. XX в. Многочисленные монастыри Афона были крупными культурными и религиозными центрами православного мира. 180 ...и греки... – Т. е. Византия и ее владения. В 1453 г. Мехмет II захватил Константинополь, в 1460 – Афины и следом всю Грецию и почти все острова Греческого архипелага (кроме Родоса. Кипра и Крита, завоеванных позже). 181 ...и волохи... – Валашское господарство, сложившееся в XIV в. на низменности у Южных Карпат в дуге Дуная, вскоре оказавшееся зависимый от Венгрии, а затем турок. В 1462 г. Валахия захвачена Мехметом II и обращена в платившее ежегодную дань вассальное княжество. 182 ...и еросалимляне... – Иерусалим занят султаном Селимом I в 1517 г. и четыре столетия находился под властью Турции. 183 ...и витязи... – Духовно-рыцарский орден иоаннитов (прежде – госпитальеров, религиозно-благотворительного братства госпиталя св. Иоана Милостивого), основанный в 1100 г., после Первого крестового похода (1096 г.), на территории созданного крестоносцами Иерусалимского королевства. С падением последних христианских крепостей в Сирии (1291 г.) орден перекочевал на Кипр, а в 1310 г. – на завоеванный иоаннитами Родос, где продержался против натиска турокдо 1522 г. В 1530 г. переселился на Мальту. 184 ...и римцы... – Венецианцы, выплачивавшие в XVI в. ежегодную дань султану, дабы сохранить острова Крит и Кипр и ряд владений в восточном Средиземноморье. 185 ...и кафимцы... – Кафа (Феодосия), в конце XIV в. – крепость в Крыму, опора генуэзских владений и торговых контор в Азове, Сухуми, Тамани и на Кубани, а также в Синопе и Трапезунде. В 1475 г. флот Мехмета II осадил Кафу, и греко-армянское большинство населения принудило генуэзцев сдать крепость. 186 ...и тургане (а преже было Вавилон и Асирия)... – В других списках – «увране», как названы племена Месопотамии, северные районы которой в 1516 г. завоевал Селим Грозный, а земли по среднему и нижнему течению Евфрата и Тигра, вплоть до Ура, – в 1534 г. Сулейман Великолепный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Канонические ответы были написаны: Дмитрием Синкеллом, митрополитом кизическим, хартофилаксами Петром, Никитой и Никифором, Феодором Вальсаманом, Дмитрием Хоматином, архиепископом охридским и др. Рассуждения, заносившиеся в канонические сборники, принадлежат Федору Вальсамону, Зонаре и др. лицам. Даже памятная записка светского юриста патриция Евстафия Романа, о браке двух двоюродных братьев с двумя двоюродными сестрами нашла себе место в ряду канонических статей, заносившихся в церковные сборники. После падения византийской империи, турецкие государственные законы в известной мере составили источник церковного права, а в 60-х годах XIX столетия явились, с утверждения турецкой власти, общие канонические уставы () касательно избрания патриарха и епископов, устройства синода и смешанного совета, монастырей и проч., составленные особым церковным представительством, состоящим из духовенства и мирян. В последнее время (в 1880 г.) был пример конкордата, заключенного между австро-венгерским правительством и константинопольским патриархом по церковным делам Боснии и Герцеговины. В выделившейся из константинопольского патриархата церкви греческого королевства важный источник, определивший устройство и управление новообразованной церкви, составили государственные законы, изданные в 50-х годах прошлого столетия. Государственными же законами или уставами, получившими утверждение государственной власти, определилось устройство и управление церквей в Сербии, Румынии и в болгарском экзархате. В трех независимых церквей, существующих в пределах Австро-Венгрии (карловацкой, трансильванской и буковинско-далматинской), нормы церковного права устанавливаются отчасти государственными законами, отчасти синодами, состоящими из архиереев, или соборами или конгрессами, составляющимися из духовенства и мирян. § 62. Византийские толкователи. Канонический материал, составившийся в течение предшествующего периода, потребовал объяснительных работ, так как смысл древних канонов, переживших несколько столетий, потерял во многих случаях ясность, и к тому же, вследствие включения в канонический свод канонов, возникших в разное время и в разных странах, оказались каноны, противоречащие одни другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010