( < < back) Священномученик Кронид Троицкий (Любимов; 1858–1937) — архимандрит Кронид стал последним наместником Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием большевиками. Воспитанник духоносных старцев, в том числе прп. Алексия Затворника Зосимовского (Соловьева), о. Кронид десять лет был келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), был другом и сподвижником архиепископа Никона (Рождественского). В ряде случаев с духовными вопросами к о. Крониду обращалась прпмч. Елизавета Феодоровна. В 1919 г. он мужественно пытался противодействовать закрытию Лавры, разорению и поруганию ее святынь. Восьмидесятилетний старец был расстрелян в 1937 г. на полигоне в Бутове. О. Кронид, как и прп. Алексий Зосимовский, причислен к лику святых в 2000 г. ( < < back) Архимандрит Филофей (Зервакос; 1884–1980) — знаменитый старец с острова Парос (Греция), известный далеко за пределами своей родины, настоятель монастыря Лонговарда. Чудотворец и прозорливец, духовный сын свт. Нектария Эгинского. Семьдесят лет пребыв в священном сане, неутомимый проповедник провел множество миссионерских поездок по всей Греции и за рубежом. Опытный духовник, незаурядный писатель и ревнитель преданий. Будучи смертельно больным, не оставлял до последнего вздоха молитвенный труд и окормление своей паствы. ( < < back) < >< back) > Иеросхимонах Михаил Валаамский (Питкевич; 1877–1962) — духоносный старец, строгий подвижник, молитвенник и постник. С 18 лет странствовал по монастырям. Поступив на Валаам, 13 лет был послушником. После пострига и рукоположения провел несколько лет в скиту в уединенном подвиге, ежедневно служа литургию. Во время «календарной смуты» (1926) стал духовником старостильников. Подвергаясь непрерывным гонениям, не оставлял молитвенного подвига. В 1939 г. Валаамский монастырь был эвакуирован в Финляндию. Здесь о. Михаил принял схиму, к которой готовился 20 лет. На проскомидии поминал более 8000 имен. Старца не раз посещал митр. Крутицкий Николай (Ярушевич), избравший его своим духовником. Есть свидетельства прозорливости и исцелений по его молитвам. Поучая чад, старец, в частности, говорил: «Держи себя всегда в напряжении. То послушание спасительно, что тяжело дается, а что нравится и легко — дешево стоит». В 1957 г., прожив в монастыре 55 лет, 80-летний о. Михаил с шестью валаамскими монахами вернулся на родину и вел затворническую жизнь в Псково-Печерской обители. Ежедневное келейное служение литургии прекратил перед самой кончиной (15.04.62), погребен в пещерах. У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 — с. 193.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Этот патриций, Флавий Ареовинда Марциалий, был консулом (cos. ord.) в 434 году, упоминается между полководцами, отправленными Феодосием Младшим против полчищ Аттилы (Theophanis Chronographiä Migne, gr. ser. t. CVIII, col. 264. 265). Смерть его комит Марцеллин относит к 449 году (Chronicon: Migne, lat. ser. t. LI, col. 928), когда он был «государственным канцлером». Внук этого «стратилата» Ареовинда патриция, сын Дегалоифа (cos. ord. 461), – тоже Ареовинд (cos. ord. 506), женатый на Юлиане (дочери Оливрия и Плакидии), был вместе и правнуком Аспара (по женской линии – чрез свою мать Диагисеею или Годисеею, дочерь сына Аспарова Ардавурия, cos. ord. 447), способствовавшего новому возвышению блаж. Феодорита (см. письмо 139-е). См. H. F. Clinton, An Epitome of Civil and Literary Chronology of Rome and Constantinople, from the Death of Augustus to the Death of Heraclius (Oxford 1853), p. 278, и y † проф. В.В. Болотова в «Христ. Чтении» 1892 г., 7–8, стр. 78–79), а также примечание ( σελ.15) Саккелиона к изданному им письму XVIII (198)-му. 63 γυπνων. Это суть колоны (coloni), каким словом назывались как рабы, так и свободные люди (см., напр., Г. Финлей, Греция под римским владычеством; перевод с английского Софьи Никитенко, Москва 1877, стр. 139). Этот институт получил начало при Диоклетиане и означал целый класс несвободных, или крепостных, крестьян, обрабатывавших земли землевладельцев – собственников (поссессоров) и обязанных известными повинностями последнему и государству См. Шлоссер, Всемирная история в переводе под редакциею Н.Г. Чернышовского, т. IV (Спб. 1862), стр. 451. К. Неволин, Энциклопедия законоведения, т. II (Киев 1840), стр. 378–379. Ф. Проскуряков, Институты императора Юстиниана (Спб. 1859), стр, 71–72. Проф. Н.А. Скабаланович , Византийское государство и церковь в XI веке, от смерти императора Василия II. Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина (Спб. 1884), стр. 231–232. 236 сл. М. Белоруссов, Колонат; очерк возникновения римского крепостного права, Варшава 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Евсевий (Матфопулос), старец из миссионеров (1849–1929). Его родина – Мелиссопетра в Гортинии. В юном возрасте постригся в монахи. Посвятил себя, главным образом, проповедническому служению. Осуществил множество миссионерских поездок. Писатель и основатель братства богословов «Зои». Иаков (Цаликис), старец с о.Эвбея (1920–1991). Родился на Эвбее и подвизался в монастыре св. Давида. Стал известным, великим старцем, есть явные свидетельства его святости. Иероним (Апостолидис), старец с о. Эгина (1883–1966). Его родина – Гелвери в Каппадокии. В 1922 году приехал в Грецию. Имел дар слова. Посвятил себя исихатской жизни, поддерживал многих людей своими высоко духовными советами. Иоиль (Яннакопулос), старец из г. Каламы (1901–1966). Родился в местечке Петалиди нома Мессиния. В 1924 году постригся в монахи, а позже рукоположен во дьякона и пресвитера. Преподавал в средней школе. Занимался, главным образом, написанием книг. В 1964 году был обновлен монастырь св. Пророка Илии в Каламах, строителем которого он являлся. Иосиф, афонский исихаст (†1959). Его родина – о.Парос. В возрасте 23 лет начал изучать книги Святых Отцов, и в нем родилась любовь к безмолвию, подвигу и молитве. Истинный святогорец, суровый исихаст, уединенный молитвенник, верный своему духовному уставу. Многие современные афонские монахи были воспитаны старцем Иосифом. Паисий (Эзнепидис), афонский старец (1924–1994). Родился в с.Фараса в Каппадокии. В 1927 году его семья переехала в г.Коница (Греция), а в 1957 году он постригся в монахи на Афоне. Самый известный афонский старец. На протяжении четырех десятилетий утешал народ Божий и поддерживал множество душ, помогая в решении их разнообразных проблем. Явны признаки его святости. Филофей (Зервакос), старец с о.Парос (1884–1980). Родился в местечке Пакил нома Лакония. В 1907 году постригся в монахи, в 1912 году рукоположен во пресвитера. Осуществил множество миссионерских поездок. Опытный духовник, способный писатель и ревнитель преданий. Святитель Савва Сербский (1169–1237), младший сын сербского государя Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного Сербского. В 17 лет удалился на Афон, отказавшись от княжества, принял там монашество; возобновил Хиландарский монастырь, пришедший к тому времени в разорение; написал для него устав и ввел там строгое общежитие. По возвращении в Сербию был настоятелем Студенецкого и др. монастырей. Когда, благодаря его ходатайствам, Сербская Церковь получила самостоятельность, стал первым архиепископом Себским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Большое влияние на новогреч. живопись оказала назарейская школа - религиозно-романтическое направление, возникшее в нем. искусстве 10-х гг. XIX в. и проникшее в Г. уже в 1845 г. (Г. Г. Пападопулос из Политехниона). Видным представителем этой школы в Г. был К. Фанеллис (1791-1867; росписи кафедрального собора в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Патрах (40-е гг. XIX в.), Большой Митрополии (1859), ц. св. Георгия в р-не Монастираки в Афинах, иконы для мон-ря Мега Спилео и др.). Л. Тирш (1825-1909), преподававший с 1852 г. в Художественной школе, выдвинул теорию о необходимости «улучшения» визант. живописи; в работах он подражал Рафаэлю: росписи рус. посольской ц. Св. Троицы в Афинах (1853-1855; при помощи итальянца В. Ланца); фреска «Ап. Павел проповедует на Ареопаге» в здании мэрии Афин (1866) и др. Как церковные живописцы известны ученики Тирша С. Хадзияннопулос (1820-1905; роспись ц. св. Ирины (1884-1888) и ц. Хрисоспилиотиссы в Афинах (ок. 1885)) и П. Лебесис (1848-1913; роспись ц. равноап. Константина в Пирее, ц. св. Феодоров на 1-м афинском кладбище, ц. св. Георгия на ул. Карици в Афинах, иконы для иконостаса ц. вмч. Димитрия Солунского на о-ве Саламин и др.). Господь Саваоф. Фрагмент живописной декорации старого собора ап. Андрея в Патрах. Худож. Д. Хадзиасланис. 40-е гг. XIX в. Господь Саваоф. Фрагмент живописной декорации старого собора ап. Андрея в Патрах. Худож. Д. Хадзиасланис. 40-е гг. XIX в. Еще один художник неоклассического направления, автор многочисленных картин на библейские темы, Н. Кунелакис (1829-1869), окончил Академию художеств в С.-Петербурге и долгое время работал в Италии. Последний значительный представитель академического направления живописи в Г., К. Артемис (1878-1972), начал обучение у Хадзияннопулоса, в 1901-1904 гг. стажировался в Академии художеств в С.-Петербурге под рук. И. Е. Репина, затем продолжил обучение в Риме. Артемис создал росписи и иконы для 55 церквей в Г., в т. ч. для ц. св. Василия на ул. Мецову в Афинах (1934-1955). Хотя последние годы его творчества совпали с возрождением неовизант. стиля, он усвоил лишь отдельные его элементы (напр., золотой фон).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) (празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи ( Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари. 20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Ап. Лука. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е - 40-е гг. XI в. Ап. Лука. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е - 40-е гг. XI в. У Л. отсутствуют 2 добавления к словам Иисуса Христа, объясняющим, почему Он учит притчами (см.: Лк 8. 10; Мк 4. 11-12). Первое добавление представляет собой пространную цитату из Книги прор. Исаии с характерной для Матфея вводной фразой: «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф 13. 14-15). Этой цитатой заменен краткий перифраз текста Исаии у Марка (Мк 4. 12). Второе добавление - макаризм, обращенный к ученикам, слышащим и видящим то, к чему желали, но не могли приобщиться ветхозаветные праведники (Мф 13. 16-17). Кроме того, Матфей скорректировал Мк. 4. 10: если в Евангелиях от Марка и Л. ученики спрашивают Иисуса Христа о значении притчи о сеятеле, то в Евангелии от Матфея их вопрос обращен к самой форме поучения: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?» (Мф 13. 10). Все эти добавления и корректура Матфея не отражены в тексте Л., к-рый обнаруживает лишь свою зависимость от Евангелия от Марка. Тем не менее эти параллельные места у 3 синоптиков и «молчание» Л. могут быть убедительно интерпретированы и в др. ключе, в рамках «гипотезы Марка без Q». Сравнение Лк 8. 10 с Мк 4. 10-12 показывает, что Л. сознательно сократил аллюзию на Ис 6. 9-10 у Марка: «Так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Марк); «так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лука). Л. устранил ту часть пророчества, в к-рой народ объявляется непрощенным, и эта авторская правка Л. хорошо согласуется с тенденцией, отраженной как в его Евангелии, так и в кн. Деяния св. апостолов: именно Л. приводит молитву Иисуса Христа о прощении Его распинателей, которые «не знают, что делают» (Лк 23. 34); подобную молитву произносит диак. Стефан, побиваемый камнями (Деян 7. 60); ап. Петр, обращаясь к иудеям, говорит, что они предали Иисуса Христа смерти «по неведению» (Деян 3. 17). При таком подходе Л., предельно сокративший обличительное пророчество Исаии, сознательно не стал бы принимать авторскую вставку Матфея. Т. о., отсутствие текста, аналогичного Мф 13. 14-15, у Л. не означает, что он не знал о тексте Матфея. Поскольку правка в Мф 13. 10 непосредственно связана с добавлениями Мф 13. 14-17, ее отсутствие в Лк 8. 10 также может быть объяснено сознательным авторским решением Л.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Ап. Павел и ап. Тимофей. Миниатюра из Деяний и посланий апостолов. Нач. XII в. (Walters. W. 533. Fol. 287r) Ап. Павел и ап. Тимофей. Миниатюра из Деяний и посланий апостолов. Нач. XII в. (Walters. W. 533. Fol. 287r) Путешествие описано как происходящее по прямому повелению Духа Святого (Деян 16. 6-7). Судя по всему, ап. Лука хотел показать, что апостолы получали прямые откровения о том, куда дальше идти. О том, что такие откровения имели место, свидетельствует и следующий эпизод: «Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деян 16. 8-9). О том, кто явился П. в ночном видении, существуют разные предположения (евангелист ап. Лука - Dunn. 1996. P. 218, Александр Македонский - Barclay. 1955. P. 122). Вполне, однако, можно предположить, что П. явился либо некий неизвестный македонянин, либо это был конкретный человек, к-рого потом П., придя в Македонию, крестил, но об этом крещении в кн. Деяний по каким-то причинам умалчивается. Далее повествование ап. Луки приобретает неожиданный ракурс: впервые автор начинает говорить от 1-го лица мн. ч.- «мы»: «После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян 16. 10). II. В Македонии. В 1-й части путешествия П. со спутниками должны были пересечь пешком земли от Антиохии (ныне Антакья) до побережья Эгейского м. Троада, откуда П. и его спутники отправились в Македонию, находилась на малоазиатском берегу Эгейского м. Из Троады они отправляются на корабле на о-в Самофракию (ныне Самотраки, Греция), а оттуда на др. же день - в Неаполь (ныне Кавала, Греция). Из Неаполя они двигаются пешком в Филиппы , где остаются на неск. дней (Деян 16. 11-12). Город Филиппы входил в состав рим. пров. Македония (об этом см. в ст. Македония ) и, находясь на пересечении важных дорог, имел статус колонии (ср.: Деян 16. 12). Как и в др. случаях, П. начинает проповедовать местным иудеям. Однако, судя по всему, в городе не было синагоги. Для строительства синагоги требовалось не менее 10 мужчин-евреев, а их здесь не было; упоминаются только женщины ( Dunn. 1996. P. 219). В синодальном переводе говорится: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян 16. 13). Однако в оригинальном тексте кн. Деяний слово «дом» отсутствует. Букв. перевод фразы может звучать так: «В день же субботний мы вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было (место) молитвы (ζλτομεν ξω τς πλης παρ ποταμν ο νομζομεν προσευχν εναι)». Беседа с женщинами вполне могла происходить просто у реки, не в закрытом помещении.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

20. Но Христос воскрес из мёртвых, Первенец из умерших. 21. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. 22. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23. каждый в своём порядке: Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. Святой апостол Павел отмечает, что Христос как Первосвященник не с кровию козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр.9:12 ). Далее апостол продолжает: Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа... очистит совесть нашу ( Евр.9:13–14 )! «Изгнание торговцев из храма». Фрагмент фрески. Собор Протата в монастыре Карея, Афон. Греция. Иконописец Мануил Панселин. XIII в. Иисус Христос отменил повсеместный обычай приносить животных в жертву. При этом дважды, в начале Своего служения и накануне Своих Крестных страданий, Господь совершил весьма значимое и символическое действие – вместе с торговцами из Храма изгнал предназначенных для жертвоприношений животных и птиц , освободив дом Божий от их присутствия: Евангелие от Иоанна, гл. 2 13. И близ бе Пасха иудейска, и взыде во Иерусалим Иисус. 14. И обрете в церкви продающий овцы и волы и голуби , и пеняжники седящыя. 15. И сотворив бич от вервий, вся изгна из церкве, овцы и волы: и торжником разсыпа пенязи и дски опроверже. 16. И продающим голуби рече: «Возмите сия отсюду! и не творите дому Отца Моего дому купленаго». 13. Приближалась иудейская Пасха, Иисус взошел в Иерусалим. 14. И в храме Он увидел людей, продающих быков, овец и голубей , а также разменивающих деньги, которые сидели на своих местах. 15. Тогда, сделав из веревок плеть, Он выгнал их всех из храма вместе с овцами и быками , и рассыпал монеты обменивающих деньги, и опрокинул столы. 16. И сказал продающим голубей: « Уберите это отсюда! Довольно делать дом Отца Моего домом торговли». После Жертвы Сына Человеческого уже не может иметь никакого искупительного значения жертва бессловесных тварей, и потеряло всякий смысл любое жертвоприношение скотов и птиц. Искупление Христом падшей природы Адама восстановило отношение между человеком и животными. Евхаристия – новая бескровная Жертва. Животные в эпоху Нового Завета оказались «свободны» от необходимости быть приносимыми в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. 4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Есть закон, есть правила, есть уставы — это разные вещи. Закон говорит о главных заповедях. Потом есть правила: правила жизни, богослужения. И уставы, определяющие разные стороны богослужебной и частной гражданской жизни. Вот это всё, что нужно человеку: закон, правила и уставы. 5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И когда пришёл Иоанн Предтеча, в духе Илии (а он пришёл, как говорит Писание, в духе и в силе Илии), и был одет как Илия — во власяницу, припоясан по бёдрам поясом из кожи, его спрашивали: «Ты Илия?» Он говорит: «Нет». - «Ты Миссия?» - «Нет». - «А что же ты крестишь? (все ждали Илию, а пришёл Иоанн)» Илия придёт, но Илия будет пророком Второго Пришествия Христова. Именно для суда. Когда Господь будет на суд уже идти перед наступлением дня великого и страшного, точно так как написано. Илия придёт, и будет обличать антихриста, будет бодрить последние остатки Израиля. Будет всех веселить, тех, которые веруют в Бога, будет говорить «Не бойтесь». 6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Это последние слова Ветхого Завета. Дальше наступает период молчания на четыреста долгих лет, так как если бы у нас на Руси от патриарха Гермогена, аж до сегодняшнего дня не было ни одного святого. Можете себе такое представить? С большим трудом. А вот такое было.            Мы прочли с вами книгу Малахии, потому что сегодняшний день, прошедший, был посвящён памяти этого святого Божиего человека.            Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша. Аминь.             — Слава Иисусу Христу, отче, благословите, это Сергей с Николаева. Отец Андрей, в прошлой передаче вы сказали, что Россия является последним светочем этого мира. Я с вами абсолютно согласен, но хотелось бы услышать от вас подробно: существуют Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, в конце концов Греция, православный Афон. В чём незаменимая роль России в борьбе с наступающим царством антихриста?

http://pravoslavie.ru/76787.html

   [Глава 1:1. Во всей Ахаии. Под Римским владычеством Греция была разделена на две провинции: на Македонию и Ахаию; в последней главный город был Ко­ринф].    [Стих 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Во время арианских споров много обращалось внимания на это и на другия подобныя выражения Апостола, чтобы в них найти доказательство или опровержение Бо­жества Иисуса Христа. Так, ариане усиливались доказать, что Апостол, называя Бога Отца Богом Господа Иисуса Христа, тем самым доказывает, что Иисус Христос ниже Бога Отца. Отвергая это, отцы Церкви доказывали, что слово Бог относится к нам, а к Господу Иисусу Христу относится только слово Отец, и требовали ставить знак препинания после слова Бог (Феодорит). Другие же проще относили слово Бог к человеческой природе Иисуса Христа, а Отец к Божеству].    [Стих 8. О скорби нашей. В связи с указанием на место этой скорби, в Асии, её представляют скорбью по поводу возстания Димитрия сребреника (Деян. 19:24), хотя эта скорбь не соединена была с опасностью смерти; другие считают борьбу со зверями в Ефесе (1 Кор. 15:32), но об ней ничего неизвестно; иные же с большей вероятностью предполагают тяжкую болезнь, которой Апостол под­вергся во время путешествия по Асии, потому что дальше Апостол прибавляет: сами в себе осуждение смерти имехом].    Стих 12. Не в мудрости плоти. Апостол разумеет здесь не красноречие, а лукав­ство, и подразумевает тех обманщиков, которые искажали проповедь (Феодорит)    [Стих 13. Не иная пишем вам, но яже чтете и разумеваете, то есть из чтения моих Посланий вы легко убедитесь в том, что я и в устной проповеди и в Посланиях одинаков, не как думают другие обо мне].    [Стих 15. Да вторую благодать имате. Это благодать не от вторичного прихода, потому что далее (12:14; 13:1) Апостол говорит, что он в третий раз собирается придти к ним, а, как замечает святитель Иоанн Златоустый, это благодать сугу­бая — одна через Послание, а другая — через прибытие к ним].    Стих 17. По плоти совещаваю. То есть, уже ли предпринимаемое мною, говорит Апостол, совершается моими только силами и по одной моей прихоти, а не по воле Божией — так что раз предпринятое мною может быть изменено мною же, по свойственному людям непостоянству их желаний? Этим Апостол желал по­казать, что приход или неприход его к Коринфянам зависел не от него, а от воли Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010