Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее... Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: “не греши, старайся исправиться!”, то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье. Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7). Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: “Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение”. Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать. В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: “Воровство – это грех?”, – он отвечал: “Да”. У убийцы я спрашивал: “Убийство – это грех?”, у блудника: “Разврат – это грех?”, – и все мне отвечали: “Да”. Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: …Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Почему мы называем Иисуса Христа Спасителем? – Потому что Он сошел с небес, чтобы спасти людей от сатаны, греха и смерти, ибо сатана вызвал грех , а за грехом пришла смерть. Когда случился первый грех? – В Раю, когда Адам и Ева восстали против Бога и покорились сатане. Как связаны потомки Адама с его грехом? – Все люди унаследовали этот грех от своих первых предков. Мы получили в наследство грех от прародителей людского рода точно так же, как получаем наследственные болезни от своих родителей. Был ли тот первый грех единственным, из-за чего Иисус пришел спасать людей? – Нет, к тому первому греху прибавилось бесчисленное множество других грехов, и люди под их бременем полностью подпали под власть сатаны. Почему Бог не возвысил какого-либо человека, гения, чтобы он выполнил миссию Иисуса Христа, чтобы тем самым пощадить Своего Сына? – Потому, что все люди были грешны и смертны, даже самые великие и самые лучшие. Весь мир лежал в грехе. Сатана и смерть владели миром, пока не сошел с небес единственный всемогущий Спаситель, безгрешный и бессмертный, Который сильнее сатаны, принесший людскому роду освобождение и спасение. 2.1.4. Четвертый член Символа Веры Как звучит четвертый член Символа Веры? – Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Кто оклеветал и осудил Иисуса Христа? – Иудейские старейшины и фарисеи, завидовавшие Христу, потому что народ тянулся более к Нему, творившему великие чудеса, а они не могли этого делать. Кто был тот судия, что осудил Иисуса Христа на смерть? – Понтий Пилат, наместник в Палестине, представитель римского императора. Для чего специально подчеркивается имя Понтия Пилата? – Чтобы исторически подтвердить момент смерти Иисуса Христа. Точно так же в Евангельской притче о Его рождении упоминается император Август. За какой грех или какое преступление Пилат осудил Христа на смерть? – Ни за какой. Пилат лично подтвердил перед старейшинами и народом Иудеи: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» ( Лк.23:4 ). Потом он еще раз сказал: «Я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его» ( Лк.23:14 ). Затем повторил в третий раз: «Я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины» ( Ин.19:4 ). Однако, убоявшись иудеев, кричавших: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» ( Ин.19:12 ), Пилат выдал Его иудеям на распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Словом первородный грех принято обозначать грех прародителей, который повредил первозданную человеческую природу. Как следствие этого грех распространился от Адама и Евы на всех их потомков. Основанием для такого богословского утверждения является 5 глава Послания св. апостола Павла к Римлянам: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (5:12). Учение о первородном грехе обосновывает необходимость Искупителя Иисуса Христа и Его крестной Жертвы. В таинстве крещения благодатью Святаго Духа изглаживается первородный грех. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни Итак да не царствует грех в смертном вашем теле» ( Рим.6:3–4,12 ). Поэтому Православная Церковь , в соответствии с древней традицией, считает необходимым крещение младенцев. Кто такие сыны Божии, дочери человеческие и исполины (Быт.6:1–4)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Под «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом , блаженным Августином , преподобным Ефремом Сириным , блаж. Феодоритом) принято понимать благочестивое потомство Сифа. Предположение, что здесь имеются ввиду ангелы, противоречит словам Иисуса Христа ( Мк. 12:25 . Дочерями человеческими названы потомки Каина. «В то время были на земле исполины» (6:4). В еврейском тексте стоит «нефилимы». В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается еще только в книге Чисел (13:34). Здесь они названы «сынами Енаковыми, от исполинского рода». Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста ( Втор. 2:10:11; 2:20–21 ; Нав.12:4; 13:12 ), но в еврейском тексте употреблено другое слово – рефаимы. Предполагают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом «шесть локтей и пяди» (ок. 2 м. 92,5 см.) ( 1Цар. 17:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так, когда хотят рассмотреть какое-либо насекомое с помощью лупы, рассмотреть, что оно из себя представляет, то прежде всего кладут его на чистый лист бумаги, чтобы увидеть его без затемнения какими-либо соринками. Но автор приведенной статьи так увлекся подготовлением «чистого листа» и сдуванием с него всех лишних соринок, что и сам предмет исследования потерял из виду и даже забыл о том, какова должна быть цель исследования, и заявил, что бояться нечего, никакого опасного насекомого вовсе нет, все чисто! В том-то и дело, что на фоне этого «чистого листа» младенческой души прародительский грех как раз и станет очевиден во всей своей обнаженности и силе. Итак, рассмотрим: Каковы же последствия первородного греха, какого вида вина и тягота налагается им на потомков Адамовых, что есть смерть, вошедшая во всех человеков грехом прародителя Как. мы уже заметили, Церковь , объясняя, ради чего младенцы имеют «нужду» в Крещении, указывает на «правило веры», ясно высказанное в слове Апостола Павла: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5, 12 ). Из этого можно сделать вывод, что младенцы подлежат той же самой «смерти», которую они «заняли от ветхого рождения», а само это изречение о смерти «подобает разуметь не иначе, как всегда разумела кафолическая Церковь ». Причем здесь же указывается на то, что младенцы подлежат этому всеобщему закону, хотя «никаких грехов сами собою совершать еще не могут». Мы уже приводили толкование Святых Отцов на эти слова Апостола, из которых однозначно можно заключить, что один только грех Адамов, без вменения личных грехов, делал всех его потомков подлежащими владычеству смерти. Этот закон категорически выводится Апостолом в уже цитированных нами словах: Ибо и до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего ( Рим. 5, 13–14 ). Для большего утверждения в правильном понимании этих слов опять обратимся к толкованию Святых Отцов. Святой Епископ Феофан наиболее подробно рассматривает их:

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   4. Ложных учений касательно первородного греха известно два.    Одно — тех, которые совершенно отвергают действительность этого греха, говоря, что все рождаются такими же чистыми и невинными, каким создан был Адам, и что болезни, смерть есть естественные следствия человеческой природы, а не следствия первородного греха — так учили в древности пелагиане, а в новейшие времена учат социане и вообще рационалисты.    Другое учение — реформаторов, которые впадают в противоположную крайность, слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха: по этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму. Первое из указанных ложных мнений Православная Церковь отвергает своим учением о действительности в нас первородного греха со всеми его последствиями (т.е. первородный грех понимаемый в обширном смысле); последнее — отвергает своим учением о следствиях. §92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения    Прародительский грех, учит Православная Церковь, со своими следствиями распространился от Адама и Евы на всех их потомков путем их естественного рождения, и следовательно, несомненно существует.    1). Это учение имеет твердые основания в Священном Писании. Относящиеся сюда места Писания можно подразделить на два класса: одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях; а другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения.    Из мест первого рода:    1.1.Самое главное и ясное находится в пятой главе послания святого апостола Павла к Римлянам. Делая здесь сравнение между Адамом и Господом Иисусом Христом по отношению к роду человеческому, Апостол пишет между прочим: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили (12). Ибо если преступление одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, переизбыточествует для многих (15). Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушание одного сделались праведными многие (17—19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   В ветхозаветные времена уже существовало представление о том, что грех прародителей, совершенный ими в раю, не остался лишь их частным делом, но некоторым образом распространился и на все их потомство и потому всем людям свойственна греховность, которая изначально дана в самой природе приходящего в мир человека и делает его повинным греху еще до начала сознательной жизни:     С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое (3Езд.3:21-22).     О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим (3Езд.7:48).    По словам «Пространного катихизиса»: «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство».    О всеобщности и прирожденном характере греха свидетельствует и древняя практика крещения младенцев: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что... они... от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия... тот да будет анафема... Младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». 1.3.3. Первородный грех Терминология    Самый термин «первородный грех» небиблейский. Первым христианским богословом, который стал использовать специальный небиблейский термин для обозначения наследственного искаженного состояния падшей человеческой природы, был Тертуллиан. Он говорил о некой «первоначальной порче» (vitium originis), «порче сущности» (vitium substantiae), или «тлении природы» (corruptio naturae).    Что же касается собственно термина «первородный грех» (peccatum originale), то он сделался общепринятым в западном богословии благодаря авторитету блаж. Августина, который использовал его в своей полемике с Пелагием. Впрочем, сам блаж. Августин вряд ли является изобретателем этого термина. Во всяком случае, он решительно отвергал попытки приписать ему авторство в этом вопросе: «Не я выдумал первородный грех (original epeccatum), в который верует Вселенская Церковь искони, но ты, отвергающий этот догмат, без сомнения, — новый еретик». Этим термином пользовались и последующие западные отцы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Будем же просить у Бога веры, этого главного сокровища, без которого ничто на свете не принесет пользы. Будем неустанно молить, как некогда Апостолы: «Господи, умножь в нас веру»! И верим, что Он не оттолкнет, если увидит, что действительно, больше всего на свете желаем получить то, чего просим. Четверг. О пребывании в грехе и в благодати Мф.8:23–27 Рим.5:10–16 Сегодня слово Божие говорит о пути греха и о пути благодати. О пути греха говорится, что «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Также и «благодать Божия, и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих». Как это может быть? Справедливо ли нам расплачиваться за грех прародителей? И как это может добродетель одного распространиться на всех? Но, во-первых, у Бога, Который есть Любовь , может ли быть хоть малейшая несправедливость? «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» – спросил однажды Авраам ( Быт.18:25 ). И Господь ответил, что Он не погубит целого нечестивого города, если там найдется хотя бы десяток праведников! А когда Господь выводил из обреченного Содома единственного праведника, Лота, с его семейством, то поторапливал, говоря: «Поспешай… ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь» в безопасное место ( Быт.19:22 ). Даже с одним человеком Всемогущий Бог не мог поступить несправедливо. Как же Он мог за грех одного наказать всех? Не за грех Адама мы расплачиваемся; мы сами «в нем все согрешили». Но как я мог согрешить в нем? Разве все наши миллиарды душ, имеющих родиться, и моя в том числе, были тогда в душе Адама, и все добровольно согласились на грех? Моя душа не помнит этого. Но вместе с тем я остро чувствую, что все-таки вина Адама есть реально и существенно – моя вина. И разве я не вижу в себе греховной воли, глубоко солидарной с волей первого человека? Разве для меня отвергнуться этой своей греховной воли – не то же самое, что отвергнуться самого себя? Разве я не сделал бы того же? Разве я не делаю постоянно более того?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В каждом есть чувство, желание спасения, желание избавиться от греха и его последствий. Первое грехопадение совершено не потому, что Бог так сотворил человека и как бы заставил его пасть – нет. Предвиденье Божье вовсе не говорит о том, что само грехопадение совершилось по намеренью Божьему. Бели бы была верна теория Кальвина, то у нас не было бы и нравственной ответственности за грех, потому что предопределенность снимает ответственность. Само желание спасения говорит о том, что свобода и ответственность остаются. Каким же образом грех явился в человека, сотворенного по образу Божьему? Вопрос этот ставится в Катихизисе в связи с тем, что человек создан по образу Божьему, а Бог грешить не может. Как же образ Божий согрешает? Первые люди были созданы действительно безгрешными. Они находились в состоянии невиновности, но не в состоянии праведности. Они могли не грешить. А вот состояние праведности предполагает невозможность грешить. Поэтому мы можем сказать: они могли не грешить, но все-таки лишены были невозможности грешить. Им были даны все силы и средства для того, чтобы не грешить, но они не воспользовались этими силами и средствами. В раю была одна простая заповедь поста. Все остальное было во власти прародителей, т. е. они могли делать все, что угодно. Искушение диавола было внешней причиной. То, что это внешняя сила, говорит ап. Иоанн: «Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин.3:8 ). Более полная цитата здесь такал: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». Как грех перешел от диавола к человеку? Бог заповедал Адаму в раю, чтоб он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и при том сказал ему, что как скоро вкусит он, то смертью умрет. «Ослушание воле Божьей поведет за собой отделение человека от Бога и благодати Его и отчуждение от жизни Божьей. Вкусивши от запрещенного древа, человек самым опытом познал, какое добро заключается в послушании воле Божьей и какое зло в противлении оной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вместе с тем, дьявол лживыми обещаниями ( " ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи " . Ин.8:44) о том, что прародители, вкусив плоды запретного дерева и став " как боги, знающие добро и зло " (Быт.3:5), не умрут (Быт.3:4), подтолкнул их на путь греха и смерти. Здесь " человекоубийца притворяется человеколюбцем " (12:28). При этом дьявол, хотя и непосредственно подтолкнул Еву к погибели, сделал это не насильственным образом (ибо в противном случае и греха не было бы для человека, так как грех подразумевает свободное волеизьявление), а с помощью хитрости (дьявол украсил путь греха лживыми обещаниями и с помощью этого ложного украшения сделал данный путь привлекательным для Евы) и с использованием свободы воли Евы. Поэтому и говорится, что " завистью диавола вошла в мир смерть " (Прем.2:24). Из сказанного следует, что искушение Евы дьяволом является не причиной греха или поводом к его совершению, а подстрекательством ко греху, что само по себе уже является самостоятельным преступлением. Кстати говоря, и в современном уголовном праве подстрекательство к преступлению также является наказуемым деянием. Отметим, что дьявол согрешил первым среди бестелесных разумных существ - Ангелов (до появления человека). Он же первым согрешил и среди всех разумных существ (после появления человека), так как способствовал падению человека своими лживыми речами. " Он (дьявол - П.В.) был человекоубийцей от начала " (Ин.8:44). При этом в обоих случаях дьявол соблазнил и других: вначале ангелов, которых увлек за собою, затем - человека (Еву). В Священном Писании сказано: " Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил " (1Ин.3:8). " Грех - злой плод злого семени диавола грех и беззаконие не Его (Бога - П.В.), но диавольское изобретение и дело есть начальник и изобретатель его (греха - П.В.) есть диавол " (святитель Тихон Задонский. Цит. по 83:237,260). " Грех - это изобретение свободной воли дьявола " (архимандрит Иустин (Попович). 76:36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Во втором значении, под отпущением понималась не столько перемена в настроении Божием, сколько отвод, избавление, очищение кающегося грешника от самого греха. В этом случае, изменение Божьего отношения к грешному человеку (или к группе грешных людей) совершалось как реакция Бога на реально произошедшее очищение. Ярчайшей иллюстрацией такого очищения может служить известный фрагмент из «Книги Пророка Исаии», в котором повествуется о том, как сам пророк был избавлен от «присутствовавшего» в нём личного греха. Исайя пишет: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис. 6:6 ). Освежим в памяти высказывание преосвященнейшего Платона, архиепископа Костромского и Галичского, где он рассуждает о том, что такое первородный грех . «Грех наследственный состоит в том, – подсказывает святитель, – что каждый человек рождается поврежденным по душе и по телу, с наклонностями более ко злу, нежели к добру, по естеству находится под гневом и осуждением Божиим ( Рим. 3, 23; 5, 12 ) и собственными силами никак не может освободиться от сего состояния» с. 73]. Здесь налицо двоякое последствие грехопадения Адама и его жены. С одной стороны – порча природы; с другой стороны – осуждение Божие. Конечно, речь в данном фрагменте ведётся о первородном, а не о произвольном грехе. Однако аналогий тут не избежать. Принципиальная разница состоит в том, что прародительский грех есть греховный корень в человеке, произвольный же грех, взращивает этот корень, как бы культивирует поросль с оного корня (мы это уже отмечали). Аналогия же заключается в том, что и в настоящем случае, также как и в случае с первородным грехом, пагубное последствие греха носит двоякий характер: усугубляется порча человеческой природы и увеличивается ответственность перед Творцом. По-видимому, именно отсюда возникает и двоякое понимание прощения: как реальное очищение от греха (пример с Исайей) и как снятие осуждения (пример с жертвоприношением Ноя). Оба этих момента будут отмечены и при исследовании Великой Искупительной Жертвы Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010