– В том правда Божия, что нельзя служить Богу и мамоне. Так Христос сказал: не зависит жизнь человека от изобилия его имения; и какая польза человеку весь мир приобрести, а душе своей повредить! И еще сказал: где сокровища ваши, там и сердце ваше. И еще сказал: легче верблюду пройти через игольное ухо, нежели богатому войти в царствие Божие. Уничтожением жизни служат богатство и прелести мирские, людьми суетными установляемые, и первой стеной, отделяющей человека от царства Божьего. 93 . А сколько стен, отделяющих человека от царства Божьего? – Три: первая стена – плоти угождение, богатству служение; вторая стена – власти искушение, а третья стена – к славе, гордыне стремление. 94 . Кто же воздвиг эти стены? – Грех прародительский. 95 . Что есть грех прародительский? – Наследственная сила искушений, живущая в человеке, которую Иисус победил в Себе в сороковой день поста. 96 . Как выражается в человеке наследственная сила искушений? – Тремя немощами. И первая немощь есть та, что служит человек своим прихотям, а оправдывается, что исполняет необходимые потребности; а вторая немощь есть та, что становится человек ближних теснителем, а выставляет себя их благодетелем; и третья немощь есть та, что для суетного прославления своего житейского имени направлена вся жизнедеятельность человека. 97 . А на что же должна быть направлена вся жизнедеятельность человека? – А на водворение Царства и правды Его. 98 . Где же должно быть водворено Царство Божие и правда Его? – Внутри человека. 99 . Что же есть Царство Божие? – От немощей освобождение, удовлетворение совести, соединение с Богом и людьми душой и сердцем, и приобщенье к жизни вечной есть Царство Божье. Так Христос сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 100 . А на земле может ли быть водворено Царство Божие? – Будет внутри человека, будет и на земле, а не будет внутри человека, не будет и на земле. Через водворение в себе наступает Царство Божие на земле. Кто в себе Царство Божие водворит, для того и наступает Царство Божие на земле; и на суд тот не приходит, но перешел от смерти к жизни; так Христос сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Всеблагий Бог, сжалившись над человеком приходил к нему, как чадолюбивый отец, как врач к больному и страждущему 511 . «И скрылся Адам и жена его между деревьями рая от лица Господа Бога» ( Быт.3:8 ). Почувствовав приближение Бога, падшие прародители спешат в страхе скрыться от Него. Страх их не был страхом неожиданности и необычайности факта, но страхом больной совести, утратившей свою невинность и чистоту. Из слов бытописателя, скорее можно выводить, что прародители смотрели на приход Бога, как на обычное и установившееся явление и даже как бы поджидали Его, ибо едва только начали догадываться о предстоящем приближении Бога, как тотчас же принимают уже и меры для избегания личной беседы с Ним 512 . В самом факте укрывательства впервые со всей неотразимой ясностью сказалось сильное помрачение умственных способностей падших людей, ибо они вздумали теперь скрыться от Того, о Ком знали раньше, что Он вездесущ и Всевидящ, теперь же, не сознавая всей крайней бессмысленности и полного неразумия своего поступка, они бегут от лица Божия и в наивном ослеплении ищут защиты от него под листьями деревьев 513 . Обличение скрывшегося грешника, Господь начинает с вопроса к нему: «и воззвал Господь – Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?» ( Быт.3:9 ). В этом вопросе отнюдь не обнаруживается неведение, а слышится голос божественной любви, призывающий грешника к покаянию 514 . По справедливому замечанию св. Амвросия, Бог спрашивает Адама не столько о том, в каком месте, сколько о том, в каком состоянии он находится 515 . Через это Бог хочет обратить внимание падшего человека на сознание своего поступка и довести его до искреннего раскаяния в нем. Хотя Адам и не остался вовсе глух к призывающему его голосу, однако и не сделал того, что следовало бы: на вопрос Господа он отвечал лишь косвенным признанием своей вины, говоря: «голос твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг и скрылся» ( Быт.3:10 ). «Адам, по-видимому, не теряет надежды скрыть свой грех за последствиями его, непослушание за чувством стыда, хотя этим он уже достаточно обличил себя, так как ощущение наготы и страха пред присутствием Божиим и без слов выдавали содеянный им грех» 516 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Выражение «и нарек им имя: человек, в день сотворения их» свидетельствует о причастности всех нас к Адаму, праотцу нашему. Ибо само слово «человек» и означает «Адам». В Новом Завете сказано по этому поводу: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» ( Деян.17:26 ). С другой стороны, то, что здесь опять вспоминается о сотворении Адама «по подобию Божию», указывает на те разительные перемены, происшедшие с его (Адама) личным потомством, ведь далее говорится: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» ( Быт.5:3 ). Мы уже говорили об этом ранее: дети Адама, в отличие от их отца, созданного по «образу и подобию Божию», рождаются по его (Адама) падшему «подобию… образу». Грех, унаследованный нами от наших прародителей, является частью самой нашей природы. Но может ли это означать, что мы полностью потеряли в грехопадении наших прародителей хотя бы причастность к Божьему «образу» и «подобию» и наследовали только Адамов грех ? Для не принадлежащих к Церкви это, очевидно, так и есть. Чуждые Христу, они чужды и Божьему «подобию» и «образу». Ибо Господь Иисус Христос и называется Вторым Адамом , потому что Он восстановил в человечестве падшие в первом Адаме подобие и образ Господень. Апостол Павел говорит об этом со всею определенностью: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:47–49 ). Здесь показана принципиальная разница между «небесными» – верующими Христу – и «перстными» – не признающими власть Бога над собою. Мы действительно слишком разные и слишком не похожи друг на друга – верующие и не верующие. И это различие касается не только нравственных аспектов. Мы все согрешаем: как те, которые уверовали в Создателя, так и те, которые не уверовали. Но обратим внимание на то, как по-разному мы относимся к проблеме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Из этого можно предположить, что человек ими питался. Однако, с другой стороны, в Быт.3:22 написано: " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно " , то есть, здесь фактически говорится о том, что если бы Адам вкусил плод от дерева жизни, то стал бы бессмертным. Из этого можно предположить, что человек этими плодами ранее не питался. Поэтому вопрос о вкушении (или не вкушении) человеком плодов дерева жизни нуждается в специальном исследование, с учетом, как Быт.2:9,16,17, так и Быт.3:22. Кроме того, мнение, что прародители могли поддерживать физическую жизнь, только вкушая плоды дерева жизни, не соответствует мнению о том, что прародители, постепенно укрепляясь в своем послушании и любви к Богу, могли перейти из состояния возможности не умирать в состояние невозможности умереть. То есть могли получить бессмертие по природе (см, например, прим. 4), поддержание которого уже не нуждается в питании вообще и плодами с дерева жизни, в частности. Приложение 2. К вопросу о толковании Рим.5:12-15 Заметим, что архиепископ Аверкий, толкуя Рим.5:12-15, говорит: " Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона и, следовательно, грехи людей не могли им вменяться, ведь " грех не вменяется, когда нет закона " (ст.13), но, тем не менее, люди умирали и до Моисея; отсюда естественен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама " (1:192,193). Однако мнение о том, что " до Моисея не было закона " , строго говоря, является неточным. В частности, в 4:6 отмечается, что важнейшие предписания закона " включены уже в книгу Бытия. Так в завершающих строках рассказа о сотворении мира (Быт.2:3) провозглашается святость седьмого дня, в контексте договора Бога с Ноем (Быт.9:4) приводится запрет есть мясо с кровью, а условием договора Бога с Авраамом (Быт.17:9-14) является предписание об обрезании " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Как это? Он видел, что Бог постоянно желает судиться с людьми: «слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим» ( Мих.6:2 ). И далее: «народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» ( Мих.6:3 ). А в другом месте: «слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис.1:2 ). Повсюду видел Он, что Господь судится с людьми, и гово­рит Ему: победа на Твоей стороне: «Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, ко гда будешь судить». Меня – земледельца Ты сде­лал царем; царя – пророком. Я низложил Голиафа не телесной силой, но силой веры. Я облачился в порфиру. Ты отверг другого и воз­вел меня; Ты дал мне столь великое богатство. 7. »Так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, ко гда будешь судить». Если Ты скажешь мои грехи, а я не скажу, то этим я за­ставлю осудить себя. Поэтому, я нуждаюсь в милости. «Ибо вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя». Издавна, гово­рит он, с самого начала овладел грех моей природой. Уже зача­тию Евы предшествовало преступление заповеди. Именно, после падения и изгнания из рая познал Адам Еву, жену свою: она зачала и ро­дила Каина. Итак, пророк хочет сказать, что грех, овладевши нашими прародителями, как бы проложил себе дорогу и путь по нисходя­щим поколениям. Все это научает нас, что действие греха не фи­зическое, – тогда, конечно, мы были бы свободны от наказания, – но что природа заражена склонностью к падению под влиянием стра­стей; однако, может побеждать ум при содействии труда. Пророк не обвиняет здесь брака, как некоторые безумно предположили, поняв в этом смысле слова: «в беззакониях зачат«; но указывает на совершенное прародителями первоначальное грехопадение и говорит, что и тот источник произошел из этого же начала. Если бы они, говорит, не согрешили, то не получили бы в возмездие смерти; но будучи смертными, они были бы выше тления; свобода от тления во всяком случае соединялась бы со свободой от страстей; а при бесстрастии не было бы места греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Вопрос, на который мы попытаемся сегодня ответить, звучит просто: может ли православный христианин обращаться за помощью к оккультным докторам? В качестве примера мы рассмотрим деятельность известного в Санкт-Петербурге доктора С.С. Коновалова. В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя Сир.38:9 . Сотворив мир, Господь сказал о Своем творении, что оно «хорошо весьма», – читаем мы в Священном Писании ( Быт.1:31 ). Ни болезни, ни смерти не ведала первозданная чета в саду Эдемском, ибо «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» ( Прем.1:13 ), напротив: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23-24 ). Как тление, так болезнь и смерть становятся уделом человечества и всего мира вследствие грехопадения прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ), «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее…Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:18-23 ). Священное Писание говорит нам о том, что человек нарушил заповедь Бога о невкушении плодов с «древа познания добра и зла» ( Быт.2:17 ), а также о тех последствиях, к которым Адама и Еву привело это нарушение: об отпадении от Бога, изгнании из рая. Грех, поразив природу человека, стал ее разрушителем, появились болезни. Искушение, которое стало причиной грехопадения прародителей, было искушением стать богами без Бога ( Быт.3:1-7 ). Этот соблазн жив и поныне: сотни тысяч контактеров, оккультистов, эзотериков, каббалистов и многих других служителей «общего блага», непрерывно искушают окружающих тем же соблазном, против которого не устояли Адам и Ева. Многие из этих деятелей занимаются оккультной медициной и под предлогом улучшения здоровья людей губят своих пациентов духовно, а часто и физически, активно внедряя в их сознание антихристианские идеи.

http://sueverie.net/konovalov-s-s-ot-med...

8) Сектанты, отделившись от Церкви, «остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал. 5:4 ), очищающей грехи, поэтому, если не раскаются, – будучи не омыты от них, не наследуют Царства Небесного, ибо «не войдет в него ничто нечистое» (От. 21:27). О святом Крещении «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). «Вам принадлежит обетование и детям вашим» ( Деян. 2:39 ).                         Крещением называется такое неповторяемое ( Еф. 4:5 ) таинство, в котором крещающийся, при троекратном погружении в воду во имя Отца и Сына, и Святого Духа, получает благодать Божью, прощающую его личные грехи и очищающую его от греха всеобщего, прародительского, после чего человек делается сыном Божьим, облекается во Христа и стает членом Его святой Церкви, новой тварью во Христе. Что крещение не есть простой обряд принятия в общество верующих и обещания Богу доброй совести, как думают некоторые сектанты, и что оно не есть только союз Бога с человеком, как полагают другие, а что оно установлено Богом для омытия и прощения грехов человека, – видно из слова Божия: «Итак, говорит Анания Савлу, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» ( Деян. 22:16 ). «Покайтесь, говорит апостол Петр народу, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2:38 ). Что же такое прародительский грех? Это грех Адамов, тот грех, с которым рождается в мир каждый человек. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от зараженного грехом первого человека – Адама происходит все грешное человечество. Вот этот Адамов грех, переходящий в каждого, появляющегося на свет, человека, и называется прародительским, или всеобщим грехом. Что каждый человек рождается с Адамовым грехом, это видно из слова Божия: «Кто, говорит праведный Иов, родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14:4 ). Родившийся от благочестивых родителей царь Давид смиренно молится: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). Не говорит Давид: «во грехах», а – «во грехе», очевидно, разумея первородный, Адамов грех . Об этом грехе еще яснее учит св. ап. Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»; или: «преступлением одного (то есть Адама) всем человекам осуждение» ( Рим. 5:12,18,19 ). Мы все, говорит ап. Павел, были (до крещения) по природе чадами гнева, как и прочие» ( Еф. 2:3 ). Что же произвел в человеке Адамов грех?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Итак, посмотрим на взаимоотношения наследственности и духовности в свете православного вероучения и достижений современной науки. Глава I. «Родословная» греха Размышляя о судьбах человеческих, святитель Николай Сербский указывает: «От Адама до наших дней в красной реке крови кроется черная струя греха. В крови кроется грех, из крови передается грех, через кровь наследуется грех от Адама до наших Диагноз горький, но правдивый. С православной точки зрения, все мы — дети Адама и Евы — являемся без вины виноватыми. Лично никто из нас в раю не согрешил, однако все мы причастны к первородному греху. Он есть нарушение божественного закона и заболевание души, отпадшей от божественной благодати. Первородный грех — это наследственная порча или, по слову преподобного Максима Исповедника, страстность, тленность и Анализируя тексты преподобного, исследователи приходят к выводу, что первородный грех есть некий врожденный механизм — склонность человека искать не Бога, а чувственное «Восточная Православная Церковь под первородным грехом всегда понимала то “семя тли”, ту наследственную порчу и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама… Зачатие и рождение — канал, по которому передается прародительская «…Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», — покаянно взывает к Богу пророк Давид ( Пс.50:7 ). А апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с преступлением Адама: «…Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). «Адам приведен был к смерти, и тогда осуждение перешло на всех людей, так как страсть переходила как бы от корня на ветви… Адам в силу положенного на него проклятья, как бы некое наследство, естественно переходящее, распространил на весь род», — учит святитель Кирилл Автор известных «Очерков православного догматического богословия», протоиерей Николай Малиновский отождествляет «наследственный грех в потомках Адама» с «греховным состоянием природы, наследственной греховной порчей». Вот почему родители могут передавать своим детям, внукам, правнукам и по цепочке поколений дальше определенные порочные склонности, телесные недостатки и предрасположенность к

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

Когда Адам и Ева поддались искушению, они совершили личный грех , а этот грех затронул человеческую природу, которую они всему человечеству передают в падшем состоянии. Это грех, который передается каждому человеку при рождении. Поэтому первородный грех – это грех «полученный», а не «совершенный», это состояние, а не деяние. Хотя первородный грех присущ каждому, он не носит характера личной вины потомков Адама. Через грех наши прародители оказались под властью диавола. Из этого греховного состояния нас вызволил Христос, наш Спаситель (пп. 402–421). В представлении о первородном и личном грехе римско-католическая антропология стоит на позиции православного богословия. В этом нас убеждает то, что здесь проводится явное различие между первородным и личным грехом. Жаль, однако, что этот факт не находит применения в учении о Лице Девы Марии. Антропология, понимаемая и изъясняемая таким образом, не допускает учения о непорочном зачатии Девы Марии, которое 8 декабря 1854 года объявил вероучительной истиной папа Пий IX. Глава 4. Христология В учении о Лице Иисуса Христа римско-католическое богословие исходит из текстов Священного Писания , которые возвещают нам о том, что Бог, когда пришла полнота времени, послал в мир Своего Единородного Сына, родившегося от жены ( Гал. 4:4–5 ), с той целью чтобы и мы могли стать Божиими сынами. Иисус Христос из Назарета, рожденный в Вифлееме при царе Ироде Великом и императоре Цезаре Августе, умерший распятым в Иерусалиме при Понтийском Пилате в царствование императора Тиберия, есть предвечный Сын Божий, Который стал человеком. Так исполнились слова Евангелия от Иоанна: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин. 1:14,16 ). Далее в Катехизисе говорится, что все мы, движимые благодатью Духа Святого, исповедуем об Иисусе: «Ты Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16:16 ). На этой вере, исповеданной апостолом Петром, Христос воздвиг Свою Церковь . Дух Святой вводит нас в общение с Иисусом Христом, а через Него мы участвуем в жизни Святой Троицы (пп. 422–426).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Необходимо спасение самой жизни, так безнадежно оторвавшейся от собственного своего содержания, от Бога, от Света, от Истины, от Вечности. Грех разделил человека с Богом. Душа человеческая потеряла целеустремленность к Богу. Грех оторвал душу от тела. Тело, потерявшее возвышенную силу души получило влечение к чувственности, к наслаждению без рассуждения, к «хаосу», к смерти. От первого греха произошла двоякая смерть: и телесная, и душевная. Душа, как существо духовное, не может умирать и разрушаться подобно телу; она, лишенная благодати Божией, может приходить в состояние сильной скорби и мучения, которое называется смертью ее. От первых людей грех и его последствия распространились на весь род человеческий путем естественного рождения. Так как все люди произошли от первого человека уже после падения его, то все они по самой природе своей сделались грешными и смертными. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир, и через грех смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). Здесь под «одним человеком» разумеется первый человек, от которого произошли все люди и который был представителем всего человечества – оттого в нем все люди, имевшие произойти от него, согрешили, т.е. пришли в греховное состояние. И так как неизбежным следствием греха была смерть, то и она перешла во всех людей, так что все стали рождаться смертными. Первородный грех, который через первого человека вошел в мир, сделался причиною смертности всех людей. Первородным грехом в отношении к прародителям называется нарушение ими заповеди Божией в раю и то греховное состояние, в какое они впали через этот грех, а в отношении к потомкам — их греховное состояние, в каком рождается каждый человек. Священное Писание ясно указывает нам на нравственное повреждение человеческой природы, общее всем людям, как следствие первородного греха. Так, праведный Иов говорит: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4). Апостол Павел говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Другой апостол свидетельствует, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин.5:19).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010