Скачать epub pdf 4. Грех, его свойство и виды Грех, также как и добродетель, можно рассматривать в трех видах проявления: как грешное дело, как греховное расположение или страсть и как общее греховное состояние души. Также грешная жизнь человека имеет свои возрасты, подобно как и добродетельная. Что такое грех? Грех есть преступление (нарушение) заповеди Божией или по выражению апостола: «грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ), т.е. неисполнение воли Божией. Св. Иоанн Златоуст говорит: «грех есть ни что иное как действие против воли Божией» (св. Иоанн Златоуст . Творения, т.6, кн. I; СПб. 1900, с.184). Слово Божие открывает нам, что грех возник вследствие злоупотребления со стороны первых людей дарованною им свободою, что он не был необходим, что первые люди могли не согрешить. Они могли пережить грех только в уме или представлении, могли только представить себя нарушителями заповеди Божией, но не было никакой необходимости, чтобы это представление из области возможного перешло в область действительного. «Начало греха, – говорит св. Иоанн Златоуст , – не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле» (его же. Творения, т. IV, кн. I, СПб, 1898, стр. 312), в сознательном противлении воле Божией. «Прародителей наших хотя искушал ко греху диавол, но он не связывал их свободы, а только обольщал; поэтому они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собой», – говорит еп. Феофан (еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, с. 146). Чтобы согрешить, от нас для этого не требуется так много усилий, как от наших прародителей. Это потому, конечно, что каждый из вас, потомков Адама, уже от природы носит в себе наклонность ко греху в виде греховного пожелания или «похоти» – по выражению ап. Павла. Эта врожденная человеку похоть есть самый глубокий и первый источник искушения, с которого начинается всякий грех . «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» ( Иак. 1:14 ), – говорит ап. Иаков. Другим источником искушений людей на грех и грехопадение является диавол. Он наводит на душу помрачение и, содержа ее как бы в каком опьянении, доводит до того, что она впадает в грех, сначала в себе, а потом и во вне. Однако это не извиняет человека в грехе, в его свободе противостоять греховному искушению. Развитие греха от мысли к делу

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Грех первых людей состоял не просто в том, что они ели с запрещенного дерева, а в полном извращении своей внутренней духовной природы, своей личности. По определению Иоанна Богослова, «грех есть беззаконие» ( 1Ин.3:4 ) – не просто нарушение закона, а извращение нормы жизни. Грех выражается в стремлении человека жить по-своему, а не по-Божьему; иначе говоря, самоутверждение личности, противопоставление ее Богу – Источнику жизни. Что повлек за собою грех прародителей? Грех прародителей, естественно, нарушил тот благодатный, полный любви союз, который существовал между Творцом и Его творением. Правда, Бог и после грехопадения продолжал любить человека, о чем свидетельствует вся дальнейшая история человеческого рода. Но этой любви недоставало полноты действительного общения. Грех человека, так сказать, стеснил проявление любви Божией к человеку. Человек злоупотреблением своей свободой, продолжая нарушать волю Божию, не давал Богу возможности любить себя полною любовию. Его любовь была любовь долготерпения, выжидающая времени открыть Себя; это была любовь отца к непослушному, блудному сыну. А такая любовь не могла открыть своих объятий любимому. Для полноты ее нужна была ответная любовь. Но человек по грехопадении уже не мог дать Богу любви. Он чувствовал свою виновность и вместо любви испытывал теперь страх перед Богом ( Быт. 3:10 ), который побуждал его бежать от Бога, скрываться от Него. Так грех разорвал союз Бога с человеком и человека с Богом. Но этого мало. Поскольку грех есть извращение установленного Богом порядка и строя жизни, он в себе самом носит гибель и разрушение. Поэтому и в согрешивших прародителях он сказался гибельными последствиями: расстройство их духовной и телесной природы – помрачение разума и ослабление познавательной способности, извращение воли и удобопреклонность ее более ко злу, чем к добру, извращение сердца с его основными чувствами доверия к Богу и любви к Нему, ослабление сил телесных, сказавшееся в тяжести трудов, усталости, болезнях и смерти человека, словом – смерть духовная и смерть телесная – вот, кратко говоря, те гибельные последствия, какими сказался грех в прародителях и всех их потомках. Отсюда можно видеть, в чем заключается спасение человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

     Спаситель сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31, 32). Т. е. Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что есть такие грехи, которые непосредственно ведут душу в вечную погибель – в ад. И это часто является синонимом слова «смерть», не в конкретном физиологическом смысле, но в смысле духовном. Если человек согрешает смертным грехом и не приносит плоды покаяния, то он убивает, мертвит собственную душу. Она попадает в ад после смерти, где предается вечным мучениям. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов также нам говорит о грехах смертных и не смертных: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16,17). Что же такое грех? Это нарушение разумной тварью, духами (сатаной и бесами), а также человеком Божественного закона. Есть и развернутые определения: 1. помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам; 2. первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов. Примечательно, что в переводе с греческого слово «грех» – это «непопадание в цель, промах». Отталкиваясь от этого понятия, так определяет грех преподобный Максим Исповедник: «Грех, отождествляемый со злом – есть неразумное движение естественных сил твари по ошибочному суждению к чему-либо помимо цели». Преподобный Исаак Сирин говорит о том же только другими словами: «Грех есть выпадение твари из чинного мира», т. е. движение помимо цели.

http://pravoslavie.ru/117790.html

ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЕЙ К сожалению, грехопадение наших далеких предков имеет слишком близкое отношение к каждому из нас, чтобы можно было так просто закрыть эту тему. То, что произошло с праотцами, объясняет многое из нашей собственной жизни. Однако смогло ли человечество, прожив тысячелетия, понять, что же такое грех? Вы читали рассказ Гоголя «Вий»? Конечно, читали. Там есть назидательный момент. Семинарист посещает село, в котором стоит совершенно заброшенный, запущенный храм. В этой церквушке уже давно не совершалось богослужение. Стены почернели, поросли зеленым мхом. Нерадение же о церкви привело к тому, что в храме поселяются чудовища – бесы. Вы помните, что человек был создан как храм для Бога. С первого момента естество человека сияло светом благодати Божией. Но нерадение и беспечность привели к тому, что прародители стали чужды Богу. «Когда от всей души поверил он (Адам) змию, а не Богу, – учит преподобный Симеон Новый Богослов (XI век), – то Божественная благодать, почивавшая в нем, отступила от него, так как он стал врагом Богу, по причине неверия, какое показал к словам Его». Человек обнажился от небесной одежды благодати. Не случайно Священное Писание повествует, что по вкушении запретного плода прародители увидели, что они наги ( Быт. 3:7 ). – Грех – отчуждение от благодати Божией, потеря общения с Богом. Люди стали воспринимать Господа как что-то чужое, как некий внешний объект. Поэтому они пытались спрятаться между деревьями от Того, перед Которым все открыто ( Быт. 3:8 ). Потеряв любовь к Богу, они уже не видят в Нем смысл своей жизни, воспринимают Его как силу внешнюю, грозную и неумолимую. Адам говорит Богу: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся...» ( Быт. 3:10 ). В их душах теперь нет мира. «Грех есть вражда с Богом», – сказал блаженный Феофилакт Болгарский . Господь призывает первых людей к покаянию, но Адам пытается свою вину перенести на Еву, а Ева – на змея. Что значила потеря благодати Духа Святого? – Самое страшное – смерть человека! «Душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от нее Святого Духа», – учил преподобный Симеон. Исполнилось предостережение Божие. Душа прародителей лишилась Жизни – Господа. Закрылись для людей врата блаженной вечности, счастье покинуло их.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

6. О следствиях падения наших прародителей по изображению св. отцов и учителей церкви 1-е следствие: потеря благодати Божией. Об этом блаж. Августин так говорит: «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцев благодать Божие, и они устыдились наготы тел своих» (De civim. Die XIII, 13). 2-е следствие: болезни, скорби, изнеможение. Повредивши все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабление и страданий. Все это признавали за следствие прародительского греха и учители церкви, например: а) Феофил Антохийский: «Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания» (Theophil. ad Autol. II, 25); б) Ириней: «В осуждение за грех муж приял печали и земной труд, и то, чтобы вкушать хлеб в пот лица своего... равно и жена прияла печали и труды, и воздыхание, и болезни рождение...» (Adv. haeres. III, 35; V, 23). 3-е следствие: смерть телесная 107 . Василий Великий так учит об этом: «Адам, как согрешил по причине худого произволение, так умер по причине греха: «Оброцы бо греха, смерть» ( Рим. 6:23 ); в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть; поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «удаляющие себя от Тебя погибнут " ( Пс. 72:27 ). – (Бесед. о том, что Бог невинов. зла, в Тв. св. отц. VIII, 155. Снес. слов. о подвижн., там же IX, 68); Григорий Нисский : «По падении своем первый человек жил еще многие сотни лет; но не солгал Бог, когда сказал: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2:17 ), – ибо чрез то самое, что человек отчуждился от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а чрез несколько лет после постигла Адама и смерть телесная». Златоуст: «Хотя много лет жили еще прародители, но как только услышали они: «земля еси, и в землю отъидещи» ( Быт. 3:19 ), то приняли приговор смерти, – соделались смертными, и с тех пор, можно было сказать, что они умерли; для означения этого и сказало Писание: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2:17 ), т. е. услышите приговор, что отселе вы уже смертны» (In Genes. homil. XVII, п. 9; сн. homi. XVI, п. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

монах Митрофан Часть первая. Смерть в отношении к бессмертию О смерти Происхождение слова и понятия «смерть» Слово и понятие смерть на земле в первый раз явилось в раю из уст Самого Бога, сказавшего нашим прародителям: «смертью умрете если вкусите» ( Быт.2:17 ). Явление смерти на земле Сколько времени жили в раю Адам и Ева – неизвестно. Злоба врага не замедлила. Все богословы согласны, что первый человек – высшее существо, подобие ангелам и даже подобие Божие, существо в высшей степени нравственное, безгрешное. Нынешний нравственный упадок, нравственный пессимистический прогресс или регресс есть следствие греха прародителей. О высшем совершенстве наших прародителей можно заключить уже из того, что не дано им было никаких заповедей, никаких нравственных законов, как нам, а только самая легчайшая заповедь. Вероятно, в душе человека уже были все главные законы духа; иначе и быть не может. Если человек поставлен царем всего видимого, значит он составлял венец творения Божия. Дух не тяготился плотью и прародитель не взывал, подобно ап. Павлу, избранному сосуду Святого Духа: «Кто избавит меня от тела смерти?» Но это нравственное падение, о котором вздыхает ап. Павел, развилось из падения Адама. С падением Адама явилась на земле смерть и души, и тела; «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим.5:12 ) свидетельствует тот же ап. Павел. Так смерть сделалась достоянием наших прародителей, а, следовательно, и всего человечества. Кто не знает сего понятия и слова: «смерть»? И дикарю, и образованному она известна. Все человечество знает две истины: первую, что умрем, а другую – неизвестно когда. Определение смерти Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души с телом в утробе матери, так равно таинственно опять бывает и разделение души от тела. Заповедано Богом, чтобы всякому человеку на каждый час быть готовому к смерти. Как общий удел человечества, как казнь за грехи, как казнь, а потому и страшна смерть и праведнику, и грешнику. Действие же таинства смерти одинаково для праведника и грешника. Повелевая быть готовым к смерти, Дух Святой открывает обстоятельства, при которых совершается переход в жизнь загробную как для праведника, так и для грешника. Смерть первого красна, а второго – люта. Сама действительность этих слов была открыта некоторым Угодникам для нашего назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Парадоксальное восприятие путей Промысла Божия в земной истории, с точки зрения человеческого разума, прекрасно отражено в книге св. пророка Исаии: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55: 8–11). Как известно, православная традиция рассматривает грехопадение прародителей как вселенскую катастрофу, и в том числе как источник так называемого «естественного зла» — присутствия в мире естественных катаклизмов, страданий, смерти и тления. Данный тезис, несмотря на наличие некоторого разномыслия среди восточнохристианских экзегетов в понимании самой степени повреждённости бытия, хорошо иллюстрируется библейским комментарием прп. Симеона Нового Богослова, учившего, что «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нём, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царём всего видимого творения. Рая тогда ещё не было. Но этот мир бысть от Бога как-бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его, как говорит Божественное Писание (Быт. 1: 26–30). [После грехопадения прародителей] не проклял Бог рая , а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и всё произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни свободной от утомительных трудов и потов. Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало жить на земле тленной и питаться пищею тленною . Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику Но Бог сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчинённая Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Всё сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира» . Таким образом, грех прародителей, согласно библейско-святоотеческому учению, внёс сокрушительный разлад во всё мировое бытие.

http://bogoslov.ru/article/6174086

О святом крещении «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Иоан. 3: 5 ). «Вам принадлежит обетование и детям вашим“ ( Деян. 2: 39 ). Крещением называется такое неповторяемое ( Еф. 4: 5 ) таинство, в котором крещающийся, при троекратном погружении в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, получает благодать Божию, прощающую его личные грехи и очищающую его от греха всеобщего, прародительского, после чего человек делается сыном Божиим, облекается во Христа и стает членом Его святой Церкви, новою тварью во Христе. Что крещение не есть простой обряд принятия в общество верующих и обещания Богу доброй совести, как думают некоторые сектанты, и что оно не есть только союз Бога с человеком, как полагают другие, а что оно установлено Богом для омытия и прощения грехов человека, – видно из слова Божия: «Итак, говорит Анания Савлу, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса“ ( Деян. 22: 16 ). «Покайтесь, говорит апостол Петр народу, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа“ ( Деян. 2: 38 ). Что же такое прародительский грех? Это грех Адамов, тот грех, с которым рождается в мир каждый человек. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от зараженного грехом первого человека – Адама происходит все грешное человечество. Вот этот Адамов грех, переходящий в каждого, появляющегося на свет, человека, и называется прародительским, или всеобщим грехом. Что каждый человек рождается с Адамовым грехом, это видно из слова Божия: «Кто, говорит праведный Иов, родится чистым от нечистаго? Ни один“ ( Иов. 14: 4 ). Родившийся от благочестивых родителей царь Давид смиренно молится: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мат моя“ ( Пс. 50: 7 ). Не говорит Давид: «во грехах“, а – «во грехе“, очевидно, разумея первородный, Адамов грех. Об этом грехе еще яснее учит св. ап. Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили“; или: «преступлением одного (то есть Адама) всем человекам осуждение“ ( Рим. 5: 12, 18, 19 ). Мы все, говорит ап. Павел, были (до крещения) по природе чадами гнева, как и прочие“ ( Еф. 2: 3 ). Что же произвел в человеке Адамов грех?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Скачать epub pdf Избранные параграфы из труда аввы Иустина «Православная философия истины ( Догматика Православной Церкви ) " Содержание Сущность и значение прародительского греха Последствия первородного греха для прародителей Наследственность первородного греха Ошибочные учения о первородном грехе Обзор и критика римокатолического и протестантского учения     Наши прародители не остались в состоянии первобытной праведности, безгрешности, святости и блаженства, но, преступив заповедь Божию, отпали от Бога, света, жизни и пали во грех , тьму, смерть. Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой лукавомудрым змием. Обман был произведен искусно, подслащен видимой наивностью. Исходя из вопроса, в котором будто бы выражается сомнение в существовании Божией заповеди, змий открыто клевещет на Бога, приписывает ему зависть, утверждая вопреки Ему, что вкушение запрещенного плода сделает людей безгрешными и всеведущими и что они будут как боги. Соблазнительное предложение змия вызывает в душе Евы кипение гордости, которое быстро переходит в богоборческое настроение, которому Ева любопытно поддается и намеренно преступает заповедь Божию. Жена, со своей стороны, наталкивает мужа последовать ей, и он добровольно ест от запрещенного плода. Святое Откровение так описывает это событие: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю? " И сказала жена змею: с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы ... не И сказал змей жене: не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:1–6 ). Это библейское повествование ясно показывает, что змей был первой, главной, творческой причиной падения наших прародителей и, таким образом, изобретателем, инициатором, творцом греха и зла в видимом мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Грех осуждения Этот грех происходит от недостатка любви к ближним 21 марта, 2014 Этот грех происходит от недостатка любви к ближним «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» В замечательной молитве святого Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” есть следующее прошение: “Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”, что значит – даруй мне Твою благодать, дабы узреть мне и судить мои собственные ошибки, а не осуждать брата моего. С одной стороны, святой просит Бога дать ему дар самопорицания, а с другой – умоляет Его помочь не осуждать ближних. Что такое осуждение? Осуждение и порицание есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение поистине страшная вещь. Выскажем некоторые мысли по этому поводу. Господь сказал: “Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Всякое слово будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие. Когда люди получают благосклонность некоего сильного мира сего или душа их полна ненависти, они с легкостью начинают порицать и осуждать других. Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения. Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей. Обычно мы злословим о ком-то, когда тот не присутствует при разговоре. “И воссели владыки и хулят против меня…” – говорит Давид. И действительно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахитофел насмехались над Давидом. Стих этот имеет отношение и ко Христу. Первосвященники Анна и Каиафа тайно встречались и, в конце концов, обвинили и решили убить Его. Иисус в то время находился в Саду и говорил о Боге, а те тайно оговаривали Его. Вот почему псалмопевец восклицает: “Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими”.

http://pravmir.ru/grex-osuzhdeniya/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010