Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 6 К оглавлению Сегодня мы продолжаем тему о творении Богом мира, о грехопадении и его последствиях. В прошлый раз мы говорили о том, что человек создан как великое творение Божие особым актом Божественной Премудрости, которому предшествовал, как говорят свв. отцы, Предвечный совет Св. Троицы. «Сотворим человека по образу Нашему..., и да владычествуют они... над всею землею». Слово «они» подчеркивает множественность в человеке и говорит о том, что под именем человека здесь подразумевается весь человеческий род. Отсюда — понятие «Адам всеродный». Творение человека заканчивается повествованием о насаждении Эдемского сада и помещении туда человека. Назначение человека — быть владыкой всей твари, всей природы. Не просто наблюдателем, не просто живущим, а именно владыкой, и приводящим весь окружающий мир через себя к Богу. Эдем, согласно Библии, находился где-то в районе Месопотамии, Еще древние шумеры упоминали о таинственной местности и в аккадских древних книгах встречалось слово «эдино», которое означает «равнина». С другой стороны, если мы будем искать это место на карте, то увидим, что это не Месопотамия, которую евреи уже хорошо знали, а скорее всего условное место, которому придан вид определенной привязанности к местности. Поэтому там названы и реки, которые выходят из Эдема, в том числе две известные — Тигр и Евфрат, и другие две неизвестные. Так что вопрос о том, где находился Эдем (по-другому Рай), где росло древо жизни и загадочное древо познания добра и зла, остается открытым. Для нас важно, что это место было, и оно освящено многими преданиями как шумерской, так и иудейской письменности. Есть мнение, что территория, где находился древний Эдем, была на территории современного Персидского залива. Последние исследования говорят о том, что там происходит постоянное движение почвы и часть суши, которая сейчас является побережьем залива, постепенно погружается в воду. Значит, возможно, что много тысячелетий назад часть суши, которая сейчас покрыта морем, была доступной для обитания. Некоторые богословы так трактуют это место: после изгнания Адама и Евы из Рая, чтобы это место не осквернялось их потомками, погрязшими в нечестье. Господь взял это место от земли, закрыв его водами Мирового океана.

http://sedmitza.ru/lib/text/432081/

Глава 2. Духовное значение болезни Двойственное значение здоровья и болезни «В делах человеческих, – пишет святой Иоанн Кассиан , – ничего не должно почитать по-настоящему добрым, кроме одной душевной добродетели, которая... приводя нас к Богу, понуждает непрестанно прикрепляться к сему неизменному добру. И напротив, ничего не должно почитать злом, кроме одного греха, который, отделяя нас от благого Бога, связывает с злым диаволом. Среднее есть то, что... судя по качеству и расположению пользующегося тем, может служить или к добру, или ко злу» 189 . Несомненно, физическое здоровье является для человека нормальным состоянием, подобно тому, каким оно было в раю; поэтому можно считать, что оно само по себе благо 190 . Однако с другой стороны, здоровье как таковое не возвышает человека, не является для него истинным благом 191 , если только не служит ко спасению 192 , если не употреблено во имя добра, во исполнение Божиих заповедей и для восхваления Всевышнего. Так, святой Василий Великий пишет: «Здоровье, поскольку оно само по себе не делает человека добрым, не является благом как таковое» 193 . Оно может даже послужить во зло, если делает человека равнодушным к делу спасения его собственной души, удаляет его от Бога, внушая ему иллюзорную уверенность в собственной самодостаточности и обманчивое ощущение благоденствия, создавая иллюзию телесной силы, в действительности – преходящей, вместо осознания собственной слабости, открывающей путь к Богу (см.: 2Кор.12:9 ) и являющейся, как ни парадоксально, проявлением истинной силы (см.: 2Кор.12:10 ). Здоровье даже может послужить во зло, если благодаря ему человек сможет предаваться страстям и стать орудием беззакония (см.: Рим.6:13 ). «Научимся же презирать безумно употребляемое здоровье, ведущее ко греху» 194 , – советует святой Григорий Богослов . Что касается болезни, она представляет собой зло в том смысле, что является последствием грехопадения Адама и результатом бесовского влияния на падший мир, отрицанием Божественного Промысла, явленного при сотворении мира и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Грех первых людей состоял не просто в том, что они ели с запрещенного дерева, а в полном извращении своей внутренней духовной природы, своей личности. По определению Иоанна Богослова, «грех есть беззаконие» ( 1Ин.3:4 ) – не просто нарушение закона, а извращение нормы жизни. Грех выражается в стремлении человека жить по-своему, а не по-Божьему; иначе говоря, самоутверждение личности, противопоставление ее Богу – Источнику жизни. Что повлек за собою грех прародителей? Грех прародителей, естественно, нарушил тот благодатный, полный любви союз, который существовал между Творцом и Его творением. Правда, Бог и после грехопадения продолжал любить человека, о чем свидетельствует вся дальнейшая история человеческого рода. Но этой любви недоставало полноты действительного общения. Грех человека, так сказать, стеснил проявление любви Божией к человеку. Человек злоупотреблением своей свободой, продолжая нарушать волю Божию, не давал Богу возможности любить себя полною любовию. Его любовь была любовь долготерпения, выжидающая времени открыть Себя; это была любовь отца к непослушному, блудному сыну. А такая любовь не могла открыть своих объятий любимому. Для полноты ее нужна была ответная любовь. Но человек по грехопадении уже не мог дать Богу любви. Он чувствовал свою виновность и вместо любви испытывал теперь страх перед Богом ( Быт. 3:10 ), который побуждал его бежать от Бога, скрываться от Него. Так грех разорвал союз Бога с человеком и человека с Богом. Но этого мало. Поскольку грех есть извращение установленного Богом порядка и строя жизни, он в себе самом носит гибель и разрушение. Поэтому и в согрешивших прародителях он сказался гибельными последствиями: расстройство их духовной и телесной природы – помрачение разума и ослабление познавательной способности, извращение воли и удобопреклонность ее более ко злу, чем к добру, извращение сердца с его основными чувствами доверия к Богу и любви к Нему, ослабление сил телесных, сказавшееся в тяжести трудов, усталости, болезнях и смерти человека, словом – смерть духовная и смерть телесная – вот, кратко говоря, те гибельные последствия, какими сказался грех в прародителях и всех их потомках. Отсюда можно видеть, в чем заключается спасение человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова) Святитель Игнатий Жизнь христианина немыслима без молитвы. К молитве обращаемся мы в самых разных обстоятельствах жизни – и в скорбных, и в радостных. Само возрастание христианина в духовной жизни предполагает возрастание и укрепление его именно в молитве. Что же такое молитва? Какой она должна быть? Как научиться молиться правильно? Разобраться в этом нам поможет святитель Игнатий (Брянчанинов), чья жизнь прошла в непрестанной молитве и чьи творения напитаны святоотеческим опытом молитвенного делания. Согласно творениям святителя, молитва есть «возношение прошений наших к Богу», «величайшая добродетель, средство соединения человека с Богом», «причащение жизни», «дверь ко всем духовным дарам», «высшее упражнение для ума», «глава, источник, мать всех добродетелей»; она «пища», «книга», «наука», «жизнь» всех христиан, а в особенности святых пустынножителей. В чем состоит необходимость молитвы? В том, что мы отпали от Бога, потеряли блаженство, вечную радость, но стремимся обрести утерянное и потому молимся. Таким образом, молитва есть «обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом» . И сама молитва в некоторой степени уже есть возвращение утерянного, так как наше блаженство – в потерянном богообщении; в молитве мы и обретаем его вновь, поскольку в молитве мы восходим к общению с Богом. «Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу» . Это тот принцип духовной жизни, на который указывал еще преподобный Иоанн Лествичник: «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» . Стоит вспомнить, что в грехопадении человек наследовал не только телесную, но и духовную смерть, поскольку лишился причастия Духу Святому. В беспечности мы теряем и возродившую нас благодать крещения. Но в молитве мы вновь возрождаемся чрез приобщение нашей души Духу Божию. «Что воздух для жизни тела, то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым таинственным воздухом». И молитва «от соединения духа человеческого с Духом Господа» рождает духовные добродетели, «она заимствует добродетели из источника благ – Бога, усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом» .

http://pravoslavie.ru/32462.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православный катехизис Православный катехизис — изложение Православной веры в виде вопросов и ответов. Возможно, здесь есть ответы и на Ваши вопросы. основы православной веры   Святитель Николай Сербский   православный катехизис     Введение   О ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ ВООБЩЕ В чем суть христианской веры? – Христианская вера есть учение Иисуса Христа о самых важных Тайнах бытия и жизни, которое люди могут постичь лишь верой в Него, но не своими собственными усилиями.   Каковы же эти самые важные Тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? – Самые важные Тайны бытия и жизни таковы: – Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человеческой; – Тайна сотворения мира и конца света; – Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; – Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; – Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели, то есть тайна поведения человека по отношению к себе самому, к ближним и к Богу; – Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.   А не пытались ли какие-либо другие учителя веры, мыслители и философы объяснить эти тайны? – Да, многие пытались найти объяснение этим тайнам. Однако они опирались лишь на ограниченные силы человеческого разума и свои размышления о мире и природе человека. Все их упорные попытки проникнуть в эти тайны заканчивались лишь предположениями и различными теориями, противоречившими одна другой.   В чем же тогда состоит преимущество учения Иисуса Христа? – Преимущество Христа в том, что Он – Самовидец. Он свидетельствует: Я говорю то, что видел у Отца Моего (Ин. 8, 38); и в другом месте: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Учителям веры Он говорил: Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (Ин. 8, 23). Одному из старейшин иудейских Он сказал: Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели (Ин. 3, 11). Затем Он еще раз повторил: Я есмь хлеб, сшедший с небес (Ин. 6, 41). И многое другое на эту тему сказал Он, знающий все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его учению, ибо никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7, 46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

П.В. Добросельский Скачать epub pdf Послесловие В результате грехопадения прародителей в раю гармония душевных сил человека и его гармония с окружающим миром были нарушены. Протоиерей Владислав Свешников говорит: «Чем острее и внимательнее сознание всматривается в жизнь человека, стремясь раскрыть ее нравственные смыслы и содержание, чем обширнее становится опыт общения с людьми и с миром, тем трагичнее раскрывается эта описанная в Библии онтологическая и нравственная катастрофа, случившаяся с человеком. Начала всех человеческих катастроф как общего и исторического характера, так и совсем личных, известных только мокрой от ночных слез подушке, – берут начало в этом, по-видимому, простом событии» (84: 58). Возможность греха, заложенная в природе первозданного человека, превратилась в склонность (приверженность) ко греху 179 . Священное Писание прямо говорит о всеобщности человеческого греха: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт. 6:12 ); «... Нет человека, который не грешил бы...» ( 3Цар. 8:46 ); «…Нет правдивых между людьми…» ( Мих. 7:2 ); «... Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ); «... Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ). (См. также сноски 100, 124, 130, 133 и приложения 5, 8). Это нравственное состояние мира святой Иоанн Предтеча характеризует как грех мира 180 . В результате процветания зла на земле, когда увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время ( Быт. 6:5 ), Он навел на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни( Быт. 6:17 ) и все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло ( Быт. 7:22 ). В дальнейшем, за грехи людей Богом были уничтожены города Содом и Гоморра: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли» ( Быт. 19:24,25 ). Впоследствии Бог, наставляя людей к правде, неоднократно наказывал их за грехи. При этом Он заранее предупреждал людей о наказании (проклятии) за невыполнение Его повелений и о благословении – за послушание (см., например, Втор. 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Проповеди. Архимандрит Георгий (Тертышников) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Слово в неделю сыропустную Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Братие и сестры! При вступлении на святое поприще Великого поста и покаяния Святая Церковь напутствует нас воспоминанием о нашем праотце Адаме, с жизни которого начинается история бытия рода человеческого на земле, и указывает на его грехопадение. Человек был создан Богом безгрешным и святым. После грехопадения Адама первозданный человек потерял живое общение со своим Творцом, которое имел в раю. Следствием грехопадения явилось изгнание человека из рая, а также скорби и болезни его в земной жизни. Грех отворяет врата смерти. Яд греха весь обращается внутрь человека и производит свое разрушительное действие. Как моль точит одежду, ржа разъедает железо, так и грех действует на человека. Естественные потребности души и тела, не управляемые высшей Божественною силою, превращаются во множество греховных наклонностей и привычек; возникают страсти, разрушающие силы человека, его здоровье. Грех разрушил первобытный союз между Богом и человеком. Восстановить этот союз своими собственными силами люди не могли, потому что не могли совершенно очиститься от грехов. Для восстановления общения между Богом и людьми необходим был Посредник, Который был бы в сродстве и с Богом, и с людьми. Все судьбы человеческие направлялись к тому, чтобы приготовить род человеческий к важнейшему событию всемирной истории — пришествию в мир Сына Божия. Согласно Предвечному Совету Святой Троицы, начало и основание великому делу нашего искупления положено Господом Иисусом Христом в самом Его воплощении, благодаря которому Он стал единым Ходатаем Бога и человека (см. 1 Тим 2:5). К совершению дела искупления направлена была и вся последующая земная жизнь Христа Спасителя, завершившаяся Его крестною смертью, которая составляет сущность, основание и вместе завершение жертвоприношения Христова, очищающего все людские грехи.

http://pravmir.ru/propovedi-arhimandrit-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Грехопадение как раскол единства Бог сотворил человека. Святые отцы много рассуждают о том, что значит «образ Божий в человеке». Одни говорят, что образ Божий – это свобода, другие говорят, что личность или творческие способности – образ Божий, кто-то усматривает его в любви. Но хотелось бы сейчас остановиться на словах, которые говорит Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» – Он говорит не «по образу Моему», а «по образу Нашему». ВСЕ ЭТО очень ясно свидетельствует, что в самом сотворении человека, его богообразности и заключена, и раскрывается, и содержится тайна Святой Троицы. То, что тайна Святой Троицы содержится в самом образовании, сотворении человека, несомненно. Мы не будем сейчас углубляться в догмат Церкви о Святой Троице, просто кратко обозначим: три Лица Пресвятой Троицы, три Иных, три Разных, представляют собой единое, неразрывное Целое – Они обладают всей полнотой единой Божественной природы, у них одна Суть, одна Сущность, они – одно Целое. И при этом их Трое. В Адаме, и это тоже надо понимать, заключен весь человек. Не все человечество, как мы привыкли говорить. Все человечество – это несколько миллиардов индивидуумов, разных людей, фактически не ощущающих единства друг с другом, – не просто разных, а чужих друг другу. Будучи даже близкими по крови, люди все равно ощущают, что человек, находящийся рядом с ними, – чужой. Он не понимает, не чувствует того, что чувствует другой член этой семьи, этого коллектива, этого сообщества. Потому и происходит очень много семейных, бытовых драм, мелочных ссор, конфликтов, перерастающих порой в разрывы, – именно потому, что в простых человеческих словах люди видят совсем не тот смысл, который вкладывает в них другой человек. Это и есть свидетельство, что мы чужие друг другу и воспринимаем себя именно чужими. И другого человека приходится убеждать, доказывать ему, стыдиться его, бояться и так далее. Эта отчужденность и есть – человечество. Понятно, что отчужденность между различными людьми перерастает в отчужденность между обществами, социальными слоями, социальными группами, поколениями, государствами, эпохами.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/2

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко О преображении, святости, духовном прогрессе человека по учению Православной Церкви 1 Каждый день в православных храмах за богослужением произносятся слова: «преображение», «обожение»… И для священников это такие известные и понятные слова, что мы редко говорим о них. Кажется, что и всем абсолютно ясно, о чем идет речь… Однако в различных аудиториях сталкиваешься с тем, что не всем ясно и понятно. Другие такие слова слышали, но толкуют их по-своему. А иные и вообще против, принципиально против этих терминов – «клерикальной пропаганды». Так что на самом деле Церковь вкладывает в слова «преображение», «обожение»? Замысел Божий Господь сотворил человека способным воспринять самую большую славу и достоинство. Освятиться, стать бессмертным. Именно поэтому человек творится похожим на Бога («по образу и подобию Божьему»). Живя в послушании Богу, исполняя Его благую волю, человек постепенно восходил бы ко все большей и большей славе, в нем бы происходило все большее изменение. Не психологическое, но онтологическое – он бы принимал в себя благодать Божию и благодать его преображала бы (то есть изменяла). Но на заре своего существования человек отпал от Бога. Это отпадение человека от Бога мы называем Грехопадением. Грехопадение потемнило существо человека, но не уничтожило совершенно в человеке добрые настроения и чувства. Желая человеку спасения, Господь невидимо присутствовал в истории, помогал людям победить греховное настроение, звал их к истине, добру, красоте. Большинство игнорировало этот голос. Но были и такие, что старались верить и строить жизнь по-Божьему. Мы знаем о многих праведных язычниках. В конце концов, даже библейский праведный Иов тоже был язычником. 2 Человек тосковал по утерянной Небесной отчизне, в своих религиозных церемониях искренне пытался преодолеть дистанцию между землей и Небом… Но все же слишком мало было таких праведников. Большинство жили «как все», растворялись в жестокой и безликой массе. И тогда Господь создает народ. Не избирает, как говорят некоторые, а именно создает. Это еврейский, или иудейский, народ. Его родоначальником стал лучший из лучших – Авраам. Даже зная силу его веры и доверия Богу, Господь еще раз испытывает его, повелевая принести в жертву и убить любимого единственного сына Исаака… 3

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Содержание Общие понятия. Нравственность естественная Совесть и ее роль в нравственной жизни человека Влияние последствий грехопадения на нравственную жизнь человека Необходимость Богооткровенного нравственного закона для нравственной жизни О православном понимании цели нравственной жизни Христианские добродетели как нравственная ценность Духовный подвиг и свобода Нравственность и духовный подвиг Церковные таинства, нравственность и духовное возрождение человека Догматика и нравственность. Вера и добрые дела Нравственная жизнь и заповеди Заключение     В современном мире приходиться часто наблюдать, как обесцениваются многие понятия, о которых раньше говорили и писали с особым пиететом. Особенно это заметно на примере того, что принято называть нравственностью и духовностью. После многих пустых и иногда противоположных по смыслу рассуждений на темы нравственности и духовности человек современного общества воспринимает их как некие абстрактные и ни к чему не обязывающие понятия, абсолютно не относящиеся ни к нему лично, ни к его жизни. Однако от того, как человек понимает свои нравственные обязанности и что он подразумевает под духовностью, будет зависеть его жизнь в обществе и все то, что психологи и богословы называют смыслом жизни человека. Церковь Христова в своей проповеди , начиная от святых Апостолов и по настоящее время, являет миру величайший и самый совершенный идеал жизни человека – это идеал святости, который включает в себя истинную евангельскую веру, проявляющуюся в делах христианской любви (см. 1Ин.3:23 ). Теме православной нравственности посвящено немало богословской литературы, однако в основном она несет на себе отпечаток уже позапрошлого века с его схоластическими рассуждениями и отвлеченным морализаторством, либо ей недостает единства подхода и целостности при рассмотрении вопросов нравственной жизни: обычно большая часть посвящена практическим вопросам в ущерб теоретическим, иногда наоборот. В современной литературе достаточно много места отводится рассмотрению отдельных вопросов православной этики, например, аскетике без изложения других вопросов нравственного учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010