- Вы упомянули такие слова, как " прозелитизм " и " экспансия " . В чем она в данном случае, по Вашему мнению, выражается? - Как я уже сказал, совершенно очевидно, что никакой потребности в строительстве греко-католического храма в Одессе нет. Одесса - город православный. Да, в нем мирно сосуществуют представители разных конфессий и религий, которые имеют в городе свои исторические культовые здания, против возвращения которых, кстати, мы никогда не возражали. Но здесь совершенно другой случай. Хоть сколь-либо заметного присутствия в Одессе греко-католиков не наблюдается. За счет кого собираются униатские проповедники формировать свою паству? Конечно же, за счет православных жителей Одессы, которых будут пытаться при помощи различных хитросплетений уловить в сети унии. Мы хорошо знаем историю унии, знаем, что униаты не гнушались никакими методами в борьбе с Православной церковью. Да ведь и что такое " уния " , как не миссионерский проект Ватикана, проект, в сам принцип существования которого заложена идея продвижения католицизма на Восток под маской православной обрядности. Цель, ради которой в свое время была создана Греко-католическая церковь, - это ликвидация Православной церкви и превращение ее в восточный филиал римо-католицизма. Без этих идей становится бессмысленным само существование унии. Когда униаты переносили свою столицу из Львова в Киев, не зря священноначалие Русской православной церкви, духовенство и православный народ так решительно протестовали против этого, предупреждали именно о последующей экспансии греко-католиков в восточные регионы Украины. И вот мы видим осуществление тех справедливых опасений. - Вы говорите об отсутствии в Одессе греко-католической паствы. В то же время в официальном заявлении Синода УГКЦ упоминается о том, что в Одессе проживает десять тысяч греко-католиков... - А почему не пятьдесят, не сто тысяч, зачем мелочиться? Если серьезно, то все " данные " о высокой численности проживающих в Одессе греко-католиков взяты буквально " с потолка " .

http://pravoslavie.ru/39398.html

Бессознательное верование в римский католицизм со стороны белого греко-унитского духовенства не доходило, однако ж, до фанатизма по той причине, что это духовенство, как необразованное и препираемое гордыми ксендзами и поляками, не было допускаемо к интимным с ними сношениям. Епархиальное начальство действовало заодно с римско-католиками, а как происходившее от них же, оно держало белое духовенство в отдалении от себя: связь между ними ограничивалась почти только рукоположением и покупкой установленных грамот. Белое греко-унитское духовенство взирало на монашество греко-унитское и римско-католическое духовенство как на что-то высшее, хотя и враждебное; а для избежания презрения, по первому призову, было бы готово принять римский католицизм, если бы только римская церковь могла терпеть в недрах своих женатое духовенство. Потому неудивительно, что греко-унитское духовенство, получившее под русским владычеством средства к образованию и узнанию всей неправоты западного католицизма, охотно соединилось с греко-российскою церковью, у которой нашло братскую любовь, вместо презрения латино-польского. Предвидя это, римско-католики поспешили, по возвращении западных губерний к России, принять меры к обращению унитов в римский католицизм, по крайней мере, в северо-западных губерниях. Юго-западные губернии успели ускользнуть от происков католиков скорым своим присоединением к православию. За то, по смерти Екатерины II, римлянам благоприятствовали обстоятельства к истреблению унии в северо-западных губерниях, где оставалось унитов около двух миллионов. Император Павел I, преданный делу мальтийских рыцарей, льстил римско-католическому духовенству, и так как все его действия были вообще направлены против начертаний императрицы Екатерины II, то он и уничтожил учрежденную ею миссию, имевшую целью охранить переход юго-западных унитов в православие и защищать их от гнета панов и ксендзов. 32 В учреждении же о римско-католической коллегии император выразился, что так как униты должны принадлежать или к православию, или к римско-католикам, то и не иметь унитам членов в коллегии 33 . На этом основании католика, при содействии католических помещиков, поставляли по смерти греко-унитских священников на место их латинских ксендзов, рукополагая притом в ксендзы сыновей умерших священников; при этом не дозволяли им жениться, a по местам разрешали женатым унитским священникам служить по-латыни миссу. На место умерших греко-унитских архиереев не рукополагали новых: оставались в живых только два архиерея, брестский Иосафат Булгак и полоцкий Ираклий Лисовский, оба, по заведенному обычаю, поступившие в унитство из римско-католических дворян, а потому и не расположенные защищать унитов от латинян. Митрополита унитского, по смерти Смогоржевского, не назначали. 34

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

Но, с другой стороны, мы видим, что там, где православные существуют с греко-католиками, сохраняется огромная напряженность. Это в значительной степени связано с вовлеченностью греко-католиков в политическую проблематику. Они занимают конкретные политические позиции и в гражданском противостоянии поддерживают одну сторону. Мы не можем с этим согласиться. Церковь должна быть выше политики и поддерживать людей вне зависимости от их политической ориентации. Именно такой позиции придерживается Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Она в течение всех этих ужасных и трагических месяцев, начиная с января этого года, с боев на Майдане, и кончая событиями на Восточной Украине, не занимает позицию в поддержку той или иной стороны. Среди верующих нашей Церкви есть люди, которые находятся по обе стороны баррикад. Мы бы хотели, чтобы все религиозные общины Украины придерживались этой позиции, потому что только она способна примирить людей. Любая другая только подливает масла в огонь, разделяет людей и, следовательно, не способствует уврачеванию тяжелого конфликта. У нас есть еще одна претензия к греко-католикам, на которую, правда, сразу же после моего выступления глава Греко-Католической Церкви дал ответ. Я удовлетворен этим ответом. Речь идет о том, что на протяжении последних месяцев греко-католики неоднократно поддерживали раскольников, которые отделились от Православной Церкви, создали свою самостоятельную церковную организацию и теперь, по сути дела, борются против канонической Церкви. Глава Греко-Католической Церкви неоднократно был замечен с главой так называемого Киевского патриархата Филаретом (Денисенко), который отлучен от Церкви. Они даже вместе ездили в Америку, вместе посещали кабинеты Государственного департамента. С нашей точки зрения, такая тесная ассоциация официальной католической структуры — Греко-Католической Церкви — с раскольничьей структурой, по крайней мере, противоречит установившемуся в течение многих десятилетий протоколу межцерковных отношений. Мы не общаемся с теми, кого другая сторона считает раскольниками. На что буквально на следующий день после моего выступления архиепископом Святославом (Шевчуком) был дан ответ. Он сказал, что Греко-Католическая Церковь признает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата единственной канонической православной структурой на Украине, и что взаимодействие с раскольниками происходит в рамках, так сказать, гражданского поля и Всеукраинского совета церквей, который объединяет различные украинские церковные организации.

http://patriarchia.ru/db/text/3814165.ht...

в Блаже. Важной проблемой остается возвращение Румынской греко-католической Церкви имущества, переданного в 1948 г. РумПЦ, прежде всего храмов. При легализации Румынской греко-католической Церкви эта проблема не была решена; в 1990 г. был принят декрет 126, признавший права Церкви на ранее принадлежавшее ей имущество, при этом передача имущества была возложена на специальные комиссии. Реституция вызвала недовольство представителей РумПЦ и во мн. местах затягивалась, что приводило к конфликтным ситуациям. Переговоры между Румынской греко-католической Церковью и РумПЦ продолжаются до наст. времени; во владении РумПЦ остается много бывш. греко-католич. храмов, в т. ч. кафедральные соборы в Бая-Маре и Герле (собор в Блаже был возвращен в 1991, собор в Клуж-Напоке - в 1998). Греко-католики в Р.- в основном румыны, венгры и украинцы; большинство проживает в Трансильвании, Марамуреше, Банате и Кришане, наиболее многочисленные общины - в жудецах Сату-Маре (ок. 24,6 тыс. чел.), Клуж (ок. 23,2 тыс. чел.) и Марамуреш (ок. 21,9 тыс. чел.). Румынская греко-католическая Церковь представлена митрополией Фэгэраша и Алба-Юлии, в состав которой помимо верховного архиепископства Фэгераша и Алба-Юлии входят суффраганные еп-ства Клуж-Герлы, Лугожа и Марамуреша, Оради-Маре и свт. Василия Великого для Бухареста и Валахии, и епархия за рубежом - еп-ство св. Георгия в Кантоне (шт. Огайо, США). В архиепископстве Фэгэраша и Алба-Юлии насчитывается 581 приход, паству составляют 201 тыс. чел., служат 213 священников (An. Pont. 2020. P. 238). Еп-ство Клуж-Герлы объединяет 164 прихода, более 42,2 тыс. прихожан, служат 170 священников (Ibid. P. 180). В еп-стве Лугожа насчитывается 279 приходов с 97 тыс. прихожан, служат 119 священников (Ibid. P. 420). В еп-стве Марамуреша действуют 165 приходов, объединяющих более 51,1 тыс. верующих, служат 152 священника (Ibid. P. 444). В еп-стве Оради-Маре насчитывается 152 прихода более чем со 102,87 тыс. прихожан, служат 64 священника (Ibid. P. 524). 29 мая 2014 г. на территории муниципия Бухарест и исторических областей Олтения, Мунтения и Добруджа было создано еп-ство свт. Василия Великого, в котором насчитывается 15 приходов, ок. 9 тыс. прихожан, служат 18 священников (Ibid. P. 637). К Румынской греко-католической Церкви принадлежит еп-ство св. Георгия в Кантоне. Буллой папы Римского Иоанна Павла II «Romenorum multitudo» от 4 дек. 1982 г. в США был учрежден экзархат для румын. греко-католиков (AAS. 1983. Vol. 75. P. 541-542), еп-ство св. Георгия стало его преемником. Оно учреждено буллой того же папы «Principi Apostolorum» от 26 марта 1987 г. (AAS. 1987. Vol. 79. P. 1038). Еп-ство объединяет 14 приходов, их паства составляет 6 тыс. чел.; в диоцезе служат 28 священников (Ibid. P. 621).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

191 Строго преследуемы были перешедшие из унии в латинство; 192 воспрещено католикам иметь в услужении при своих монастырях людей православного и униатского вероисповеданий; 193 введены в униатских церквах иконостасы, по примеру православных; 194 и первая церковь , устроившая у себя иконостас, была церковь греко-униатской коллегии, получившая на это от самого Государя 4454 руб.; 195 подтверждено строго соблюдать обряды греко-восточной церкви; вынесены из храмов органы; вместо старых служебников, испорченных католиками, введены богослужебные книги, печатанные в Москве; 196 запрещены духовным самовольные отлучки из своих приходов и монастырей, а также отправление богослужения в католических церквах и каплицах. 197 Наконец, 19-го декабря 1835 года греко-униатские духовные училища подчинены нашей комиссии духовных училищ, с тем, чтобы по делам их присутствовали в ней греко-униатские митрополит Иоасафат и литовский епископ Иосиф. 198 Это был самый решительный шаг к сближению униатов с православными и, вместе с тем, явное признание униатами своей зависимости от русского синода, которому комиссия духовных училищ подчинена и которому, следовательно, стали подчинены отчасти и греко-униатские пастыри, назначенные в ней заседать. Замечательно еще, что с этого времени униатские архиереи начали являться наряду и вместе с членами синода во дворец при торжественных представлениях. 199 Мы перечислили здесь далеко не все, совершенное Блудовым для соединения униатов с православною церковью, но и из этого достаточно видно, до какой степени подготовлено было им это важное событие. В доказательство сказанного нами, приведем письмо Антония, епископа брестского, писанное в 1838 г., следовательно на другой год после того, как управление греко-униатскими делами вверено было синодальному обер-прокурору графу Протасову. «На счет греко-униатской церкви – писал к нему Антоний – о литовской епархии приемлю смелость доложить вашему сиятельству, что она уподобляется вновь отстроенному зданию, остающемуся без крыши, и враждебные стихии полонизма и католицизма могут, по-моему, разрушить оное, так что после и крыша не защитит здания от непрочности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ватикан пока не собирается поддерживать инициативу депутатов Украины об учреждении патриархата для греко-католиков Киев, 14 июля 2008 г. В Ватикане не спешат поддерживать инициативу ряда депутатов Украины по учреждению патриархата для греко-католиков этой страны, передает ИНТЕРФАКС . " Без сомнения, если наступит время, когда Бог этого захочет, патриархат (в Украинской греко-католической церкви - " ИФ " ) будет " , - заявил префект Конгрегации восточных церквей кардинал Леонардо Сандри на пресс-конференции во Львове. В то же время, по его словам, глава украинских униатов кардинал Любомир Гузар, " будучи верховным архиепископом, абсолютно приравнивается к статусу патриарха " . Префект напомнил, что вопрос учреждения греко-католического патриархата на Украине находится исключительно в компетенции папы Римского, а также призвал учитывать, " какие последствия будет иметь провозглашение патриархата в экуменическом (межхристианском - " ИФ " ) плане " . В то же время он не уточнил, какие именно последствия имеются в виду. Л.Сандри назвал современную Украинскую греко-католическую церковь " живой и свободной " и высоко оценил личность ее лидера, который, по словам представителя Ватикана, имеет " родительское опекунство над своими верными, над епископами " . В свою очередь кардинал Л.Гузар считает введение патриархата прекрасной возможностью объединить все Церкви на Украине. " К сожалению, некоторые говорят, что это разъединит Церкви. А нашим заданием является доказать противоположное. Показать делом, что такой уклад сегодня является чрезвычайно важным " , - заявил он. На днях советы Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областей приняли обращение к папе Бенедикту XVI о предоставлении Украинской греко-католической церкви статуса патриархата и о провозглашении святыми униатских митрополита и " патриарха " Андрея Шептицкого и Иосифа Слипого. 14 июля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27146.html

3 июня 1923 года православных в Бедевле во второй раз посетил епископ Досифей (Васич). Владыка совершил службу в прежней греко-католической церкви. На богослужение собрались верующие из Бедевли и окружающих сел. Епископ произнес речь, в которой говорил, что Православная Церковь в Подкарпатской Руси утверждалась еще Кириллом и Мефодием . Он просил крестьян беречь свои традиции и древнейшую веру. В конце лета греко-католики опять подали судебный иск на православных. В этот раз дело должно было рассматриваться наивысшим судом в Брно . 5 апреля 1924 года состоялось заседание епископской консистории Мукачевской греко-католической епархии. Среди всех других вопросов обсуждалась и ситуация в Бедевле. Представитель греко-католического комитета Бедевли адвокат Генрих Гегедюш заявил, что судебный процесс, который был начат против православных в Брно, закончился в интересах униатов. В судебном приговоре находим важные положения: а) подобные конфликты должны разрешаться в судебном порядке, а не административными органами, б) греко-католический епископ уполномочен от своего имени подавать судебные иски, в) судебный процесс должен нарушаться против четырех членов православного комитета, г) если в селе не имеется ни одного верующего греко-католической Церкви, то и тогда церковное имущество не может быть отчуждено . Консистория вынесла решение принять к сведению заявление адвоката и сообщить о приговоре судебного процесса отдельным греко-католическим священникам. В упоминавшемся уже письме С. Сабова содержались также определенные рекомендации епархиальной власти, каким образом можно прекратить религиозную борьбу в Бедевле, да и в целом в крае: «Здесь есть важная потребность в том, чтобы найти способ для того, чтобы религиозный спор мирным путем решить. Известно, что причиной той ненависти, которая привела к “схизме”, стал тот способ, которым боролись против нее. Тот способ, то есть привлечение жандармерии и пасторизационных средств, как, например, в Изе, привел к кровопролитию. Это привело к тому, что были созданы мученики. Из-за того наша епархия перестала быть привлекательной даже нашим интеллигентам. Упомянутые методы вновь использовались во время объединения календаря. Вследствие этого ненависть против нашего духовенства выросла настолько, что по войне народ мог группировать вокруг себя любой проходимец, не только духовник. Сколько раз народ видел, что священник призывает жандармерию! Ненависть настолько выросла, что приведет когда-нибудь к восстанию» .

http://pravoslavie.ru/31551.html

Виктор Еленский: Какие сейчас отношения у Украинской Православной Церкви в единстве с Московским Патриархатом с Украинской Греко-Католической Церковью? Митрополит Владимир: Отношения нормальные. Лучше сказать — никакие. Юлия Жмакина: «Нормальные» и «никакие» — все-таки большая разница. Вы, к примеру, кардинала Гузара называете «братом»? Митрополит Владимир: Я его кардиналом называю. Надо еще, чтобы пришло время. Это касается не меня лично, а нашего народа украинского, особенно православного, поскольку много пренебрежения и горя, даже физических издевательств [было]. Когда легализировали Греко-Католическую Церковь в Украине, уничтожили практически три наши епархии : Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую... Это понятно, фанатизм немного, подъем — «бей, громи, наше время пришло» Это было жестоко! Следовало бы Греко-Католической Церкви не забывать, что мы держали в своих приходах много греко-католиков, когда уничтожили официально Греко-Католическую Церковь на украинской территории, в духовных школах обучались те люди, которые сегодня составили ядро Греко-Католической Церкви: священство и так далее. Как бы там ни было, но мы сохранили для них и храмы, и души, и прихожан. Надо было бы сказать «спасибо», а не катить бочку. Виктор Еленский: Юля, Владыка имеет в виду, что когда греко-католиков присоединили к православным, они молились в православных храмах, но, конечно, из них католичество выбивали… Митрополит Владимир: Тогда изо всех выбивали… Юлия Жмакина: Учитывая вызовы современного мира, на какие, скажем, уступки или либерализацию каких традиций готова пойти Украинская Православная Церковь для привлечения молодежи? Я говорю о дебатах насчет однополых браков, или отмены запрета на аборт, или просто ослабление поста. На что готова сегодня Украинская Православная Церковь? Митрополит Владимир: Я думаю, Украинская Православная Церковь, как и другие Церкви, на такую либерализацию, которая бы служила ущерблению принципов веры, благочестия народа, не может идти, ибо она строит свои отношения ко всем на Божественном откровении, на науке Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/196739.htm...

Богослужение в греко-католич. кафедральном соборе Св. Троицы в Афинах. Фотография. 2002 г. Богослужение в греко-католич. кафедральном соборе Св. Троицы в Афинах. Фотография. 2002 г. Структура верховного архиеп-ства схожа со структурой патриархата, за исключением процедуры избрания верховного архиепископа, кандидатура к-рого должна быть утверждена папой Римским сразу после его избрания синодом епископов верховного архиеп-ства. В случае отклонения папским престолом избранной кандидатуры синод епископов верховного архиеп-ства обязан провести новые выборы (ССЕО. 5, 153). Статусом верховных архиеп-ств обладают Украинская (Верховное архиеп-ство Львовское) и Малабарская (Верховное архиеп-ство Эрнакулам-Ангамали) В. к. Ц. Митрополия возглавляется митрополитом, назначенным папой Римским из числа кандидатов, избранных Советом (consilium) иерархов митрополичьих В. к. Ц. (ССЕО. 6, 155; 168). После назначения митрополит обязан испросить у папы Римского паллий , являющийся знаком высшей епископской власти и символом канонического общения с Римом возглавляемой им Церкви. Законодательная власть в таких В. к. Ц. принадлежит Совету иерархов. Принятые Советом законы должны быть представлены папскому престолу и могут быть обнародованы только после их одобрения папой Римским. Совет иерархов имеет право представлять в Рим список кандидатов для назначения на епископские кафедры. Среди В. к. Ц. статусом автономных митрополий наделены Эфиопская (митрополия Аддис-Абебы), Румынская (митрополия Фэгэрашская и Алба-Юльская), Русинская (митрополия Питтсбургская), Сиро-Маланкарская (митрополия Тривандрама). Кодекс канонического права В. к. Ц. допускает возможность организации нек-рых из них в виде таких канонических структур, как автономные епархии, экзархаты, апостольские администратуры и др. В этих случаях В. к. Ц. находятся в непосредственном подчинении папскому престолу через Конгрегацию по делам Восточных Церквей и управляются назначенным из Рима иерархом, к-рый может быть обычным правящим епископом (ординарием), но может и не иметь епископского сана, являясь т. н. визитатором (как правило, в сане пресвитера). При этом в рамках одной В. к. Ц. могут действовать неск. независимых друг от друга канонических структур. Напр., Русинскую греко-католическую Церковь образуют 2 церковные структуры - митрополия Питтсбурга, окормляющая греко-католиков визант. обряда в США, и Мукачевская греко-католическая епархия (Украина). Итало-Албанская католическая Церковь состоит из 2 епархий - Лунгрской (Калабрия, Юж. Италия) и Пьяна-дельи-Альбанези (Сицилия) и территориального аббатства Гроттаферрата. В Словацкую греко-католическую Церковь входят экзархат для католиков визант. обряда в Кошице и 2 епархии - Прешовская (Словакия) и епархия святых Кирилла и Мефодия в Торонто (Канада). Венгерская греко-католическая Церковь представлена епархией Хайдудорог и экзархатом для венг. католиков визант. обряда в Мишкольце. Каждая из этих структур обладает автономией и подчиняется напрямую папе Римскому.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Почти три года назад кардинал Гузар рассказал об этой проблеме в интервью польскому еженедельнику Tygodnik Powszechny: " Причина конфликтов, как мне кажется, это недостаток уважения к нашей Церкви со стороны латинских собратьев. На Украине 880 000 римо-катликов. Действует около 50 женских монашеских Орденов и Конгрегаций, кандидатки для вступления в них обычно направляются на период послушничества в Польшу, но не верю, чтобы все они принадлежали к латинскому обряду. Когда мы выражаем обеспокоенность – слышим: " они не греко-католички " ! Возможно это и правда, но может настоятельницы этих общин, озаботились бы тем, что бы эти кандидатки открыли свои корни! Греко-католки были преследуемы во времена коммунизма, сейчас не каждый знает о своем происхождении. Католики не могут друг с другом конкурировать, добывать прихожан, используя их оторванность от корней " ! Верховный архиепископ Львова Любомир Гузар не согласен и с еще одним обвинением. Он утверждает, что греко-католики не хотят присваивать латинских церквей, но вынуждены пользоваться ими, пока их общины не окрепнут после десятилетий преследований. " Что касается собственности, то эта ситуация временная " , – убеждает кардинал Гузар. И добавляет: " Когда у нас появиться достаточное количество собственных храмов, те вернем обратно " . Как аргумент приводит статистику: во Львове и пригородах живет 25 000 " латинян " и 600 000 " униатов " , кроме того многие греко-католические храмы уже давно заняты православными. Кардинал Яворски с этим не согласен: " Нельзя отказ возвращения аргументировать тем, что римско-католическая община насчитывает несколько десятков тысяч, а греко-католическая несколько сотен тысяч верующих. Наши споры должны разрешаться на пути взаимного уважения и диалога " . Греко-католики в свою очередь обвиняют латинскую Церковь, что она страдает, особенно в Галиции, от раздвоения личности. Не может определиться, как говорит кардинал Гусар, с тем " является ли она украинской Церковью латинского обряда или Церковью польского меньшинства на Украине " . Несколько лет назад кардинал Любомир риторически вопрошал: " для кого львовская митрополия издает " Каталог духовенства " на польском языке " ?

http://religare.ru/2_20489.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010