21:3-4). Как сказано нами о работах в городе, так вкратце следует сказать и о том, что весь священный участок и владение города по вычислению с четырех сторон заключают в себе двести сорок шесть тысяч и одну треть [шагов]. Ибо если двадцать пять тысяч тростей, заключающих в себе по шести локтей и одной пяди, составляют шестьдесят одну тысячу шестьсот шестьдесят семь наших, то есть римских шагов, то никакому сомнению не подлежит, что при умножении этого [числа] на четыре получается выше приведенное число. Отсюда мы видим, что все должно быть понимаемо в духовном смысле, что владение Церкви гораздо обширнее, нежели бывшее некогда в Иудее [у священников и левитов], которые даже не получили уделов в святой земле, но от каждого волена получили сорок восемь городов не в полное владение, но для жительства и для убежищ (hospitia), чтобы также и те, которые хотя кажутся мирянами и не достигшими степени священства и левитства, однако, работая во граде Господнем, питались от святой земли, земли кротких и земли верующих, один из которых говорил: верую видети благая Господня на земли живых (Псал. 26:13). Ст. 21—22. А что останется, это будет принадлежать князю, со всех сторон, с той и другой стороны священного начатка и владения города против двадцати пяти тысяч [тростей] начатка до восточной границы, и со стороны моря против двадцати пятитысяч до морской границы будет удел князю, и будут священный начаток и святилище храма в средине его. И от владения левитов и от владения города, в средине частей, принадлежащих князю, часть между границею Иуды и между границею Вениамина будет принадлежать князю. Выше мы подробно говорили об этом князе и о том, что он один столько получил, сколько одно колено. Теперь же мы узнаем другое, именно — что все то, что останется от всех колен, он один получит, что нет ни одного колена, которое не приносило бы даров князю, — не с другого какого-либо места, но из начатков, назначенных для храма и святилища и избранных частей города. Ибо это означают слова: против двадцати пяти тысяч начатка до восточной границы или до морской границы так что начаток находится между семью и пятью коленами и на самом начатке город и предместья его, а в средине города святилище храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В результате прот. Георгий восклицает: «Но Рим не без благодати, не вне благодати... раскол Запада и Востока… не есть раскол в благодати и таинствах, не есть разделение Духа. И Дух Утешитель един и неразделен даже в расколе» 117 . Тут же, несмотря на то, что несколько раньше прот. Георгий утверждал, что еретики не могут иметь истинной евхаристии, он начинает утверждать, что «Дух Божий дышит в римском католицизме... таинства совершаются. Безкровная жертва приносится и возносится... Святыня еще во храме» 118 . Учение о «харизматической границе» Исходя из возможности совершения таинств вне канонической границы Церкви, прот. Георгий приходит к выводу, что реальные, «харизматические» границы Церкви намного шире канонических: «…Есть таинственная и даже загадочная область за канонической границей Церкви, где еще совершаются таинства, где сердца так часто горят и пламенеют и в вере, и в любви, и в подвиге…» 119 , где «любовь Божия перекрывает и превозмогает не-любовь человеческую. И в самих расколах (и даже у еретиков) Церковь продолжает творить свое спасающее и освящающее действие…» 120 . Однако если говорить о границах Церкви объективно, то нужно было бы скорее не расширять эту границу, а напротив сужать: ведь не все кто именуют себя православными (т.е. находятся в рамках канонической границы Церкви) суть таковы: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное… Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф 7:21–23 ), – говорит Господь. И апостол Иоанн подтверждает, что не все, кто находятся формально в канонических границах Церкви, реально принадлежат Ей: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин. 2: 19 ). О том, что достаточным условием принадлежности к области спасения, Святой Церкви, не может быть одно лишь формальное исповедание неповрежденной веры, так говорит прп. Симеон Новый Богослов : «никак не думать, что для того, чтобы спастись, достаточно … быть православными христианами» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/opr...

И поэтому неудивительно, что наши святые говорят: границы Церкви — это границы Евхаристии. Кто не имеет причастия в Церкви, основанной Христом, тот вне ее. И, возвращаясь к «теории ветвей», мы видим и с этой стороны ее несостоятельность — поскольку не может быть так, чтобы совершенно разделившиеся между собой сообщества, называющие себя церквями, все в равной степени имели подлинное таинство Тела и Крови Христовой. Как пишет апостол: «разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13). Христос один, и Тело Его одно. Поэтому и Евхаристия одна, совершаясь непрерывно на протяжении двух тысяч лет в единственной подлинной Церкви Христовой. Наша задача — найти эту Церковь, которую основал Господь Иисус Христос и которая со времен апостольских сохраняет непрерывно и веру апостольскую, и таинства, включая Евхаристию. Эта Церковь — истинная. Остальные сообщества, которые называют себя церквями, если они отделены от нее, — не истинны. Мы не можем сказать, что все церкви созданы Христом, потому что Господь сказал: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18), а не: «Я создам Мои церкви». Церковь одна, непрерывно сохраняющая свое единство на протяжении веков. Именно Библия говорит нам, что непрерывность существования и неизменность учения это сущностные признаки Церкви. Сколько ни доводилось мне беседовать с протестантами об этих вопросах, я не мог избавиться от ощущения, что мои собеседники не понимают реальности Церкви, что это вообще такое. Они зачастую представляют ее как просто человеческое собрание: «Вот приехал я в некий город, нашел нескольких единомышленников, мы стали собираться вместе, читать Библию, молиться — вот это и церковь». Но на самом деле это просто кружок по интересам, который ты сам создал. А где же та Церковь, которую создал Христос? Обычно при разговоре о Церкви наши протестантские друзья ссылаются на одну и ту же цитату: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Им кажется, что эти слова сказаны как принцип определения Церкви (любые двое-трое, собравшиеся во имя Христа), но если мы вместе внимательно прочитаем данный евангельский отрывок, то увидим, что толкование это ошибочное. Потому что всего на несколько стихов выше, в этой же самой речи Христос говорит: «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:16-17). Значит — двое или трое единомышленников это еще не Церковь. Церковь это нечто другое и гораздо более авторитетное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Не может нас нисколько смущать и употребление тех же метафорических сравнений властей с двумя мечами и с двумя светилами, в которыя в католической доктрине Григория VII-ro и Иннокентия III-ro вложен другой смысл. У Никона определенно сравнивается с освещением луны солнцем не происхождение царства, а его освящение Епископом; что же касается меча, то у Никона меч светский вынимается для поддержки и защиты в Церкви, но не по её приказанию, а в виде добровольного служения, как нравственный долг перед Церковью с свободным выбором порядка его осуществления, а в смысле Иннокентия III-ro Церковь распоряжается сама государственным мечом, обязывая государство к тем или другим мероприятиям, которыя она в лице Папы намечает; в этой системе уже не государство возвышается до Церкви, а Церковь понижается до государства. Что Никон не материализирует и не омирщает Церкви, видно из тех средств, которыя он вкладывает в её руки для защиты своего самостоятельного строя, а затем и из тех санкций, которыми он сопровождает для царя требование соблюдения границ царской власти, соблюдения ею долга перед Церковью и перед Ея Предстоятелем Патриархом. xxxiii) Никон о мерах самозащиты Церкви. Заявление протеста и духовные наказания Относительно мер, которыя священство должно принимать в защиту церковного строя, Никон пишет: «Царь Озия вошел в алтарь Господа воскурить фимиам, вопреки запрету священника, говоря: я праведен. Ты праведен, может быть, но держись в границах, тебе поставленных. Границы, поставленные царству – одне; границы, поставленные священству – другия. Но священство выше царства. И Азария священник пошел за ним и с ним 80 священников. И воспротивился он Озии царю и сказал ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аарона, посвященных на каждение; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно. И не будет тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, а в руке у него кадильница для каждения; и, когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его перед лицом священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного» ( 2Пар. 26, 17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

В книге Деяний святых апостолов запечатлены последние слова Воскресшего Христа, обращенные Им к ученикам: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1.8 ). Посланничество апостолов не было хаотичным или случайным. Предание свидетельствует о том, что каждый апостол по жребию получил определенное миссионерское поле и проповедовал по мере удела, какой назначил ему Бог ( 2Кор. 10.13 ). То есть, каждый из апостолов возвещал благовестие Христовой истины на своем месте, в определенной географической точке, и без ведома Церкви никто не распространялся за границы своего удела. В современных терминах «апостольский удел» обозначается как «каноническая территория» того или иного епископа, имеющего апостольскую преемственность в рукоположении. «Одно тело и один дух…, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4.4–6 ); достижению этого единства и служат каноны – нормы христианского бытия. Это некие духовно-нравственные ориентиры, не дающие человеку выйти за «границы» Церкви, но вместе с тем и не ограничивающие свободу христианина, так как внутри канонического «ограждения» человек может действовать согласно собственному рассуждению. Нарушение канонов разрывает связь между Телом Церкви и Ее членами. Так, Церковь всегда призывает к служению через священноначалие, исходя из нерушимости принципа поставления низших высшими: «без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр. 7.7 ). Каноны обязывают епископа проповедовать, учить народ благочестию (Ап. 58; Шест. 19), однако ограничивают епископскую проповедь «канонической территорией» епископа, запрещая ему учить всенародно в не принадлежащем ему городе (Шест. 20), особенно, если это унижает или в чем-либо умаляет местного епископа (Сард. 11). Это правило следовало бы знать приезжающим в Россию миссионерам, которые не только унижают местного епископа, но и саму Русскую Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В церковной терминологии «еретик» — это лжеучитель, который не просто имеет какие-то ошибочные мнения, а глубоко искажает Апостольское возвещение. Сам термин (именно в этом значении) появляется уже в Библии. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Должны ли христиане отказаться от использования библейского термина из-за того, что КПСС с Голливудом придали ему другое значение? Думаю, что нет — просто стоит объяснить первоначальный смысл слова. Ну в самом деле, Церковь верит, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Некоторые религиозные группы, претендуя на звание христиан и наследие апостолов, не считают Иисуса ни Богом, ни человеком (как «свидетели Иеговы»), или считают человеком, но не Богом — как либеральные богословы. Нам нужен какой-то термин, который позволил бы Церкви обозначить ее собственные границы — и обозначить тех, кто в эти границы не входит. И этот термин уже есть в Библии — «еретик». Фото: Елена Джабир А вы готовы во время венчания всерьез исповедать веру? Совершить венчание с еретиком просто невозможно, потому что венчание — это религиозный обряд, который сопровождается призыванием имени Пресвятой Троицы и Господа нашего Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Ожидать от человека, который ни веры в Троицу, ни в Божество Христа не разделяет, чтобы он принимал в нем участие — значит склонять его (и всех участников таинства) ко лжи и притворству. Да и зачем бы человеку, не разделяющему веры Церкви, искать в этой Церкви благословения на свой брак? Кого-то пугает нетерпимость, которую он слышит за словом «еретик». Увы, нетерпимость существует совершенно независимо от этого термина; самые страшные проявления идеологической нетерпимости в истории (а в ХХ веке мы видели их предостаточно) не имели никакого отношения к догматике — ни даже к религии вообще. И, как показывает практика, способность человека проявлять терпимость, то есть без крайнего раздражения переносить мнение, отличающееся от его собственного, вообще никак не зависит от его взглядов на догматы.

http://pravmir.ru/pochemu-tserkov-otkaza...

49:27). Ибо кто сначала преследовал Церковь, тот впоследствии соделался щедрым раздаятелем евангельской пищи верующим во всем мире. Поэтому и Саул, происходивший из колена Вениаминова, пришедши в исступление, целый день до вечера пророчествовал среди сонма пророков (1 Цар. гл. 10).    Ст. 10. Князья Иудины стали подобны присвояющим межи; изолью на них гнев Мой, как воду. LXX: Князья Иудины стали подобны передвигающим межи, изолью на них поток Мой, как воду.    По отведению Ефрема и Израиля в плен и по обращении земли их в пустыню, князья Иудины, которые должны были плакать и увещать свой народ в удалению от идолослужения, чтобы и самим не подвергнуться подобной участи, начали радоваться и веселиться; потому что им представилась возможность к расширению владений чрез землю пленников, и они стали подобны присвояющим межи, переходя за свои границы и желая расширить свои владения в местах, принадлежавших некогда Израилю. Поэтому Господь говорит: и против самых князей Иуды придут вавилоняне и, подобно внезапному наводнению, поглотят их не своею силою, а вследствие гнева Моего. Он говорит также князьям Иуды, то есть Церкви, что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их. Поэтому и апостол Павел внушает чадам Церкви, что они не должны превозноситься пред отломленными ветвями иудейскими, но скорее опасаться, не будут ли и сами они отломлены (Рим. гл. 11). И в другом месте он говорит: кто соблазняется и аз не разжизаюся (2 Кор. 11:29)? Поэтому на таких князей, которые радуются злоключениям других и падение других признают доказательством своей устойчивости, Господь изольет гнев Свой, как воду. Вместо гнева LXX перевели ρημα то есть поток (impemum), и некоторые полагают, что это должно понимать в смысле благословения, согласно с тем, что мы читаем в другом месте: речная устремления веселят град Божий (Псал. 15:5). Но лучше следует разуметь (как перевели все, кроме LXX) гнев, тем более, что и слово изливать соответствует гневу, как видно из слов пророка к Господу: пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их (Псал. 68:25). Князья Иуды изменяют границы, установленные отцами их, когда истину заменяют ложью и проповедуют не то учение, которое приняли от апостолов.    Ст. 11. Ефрем подвергся притеснению (calumnian), поражен судом; ибо он начал ходить вслед мерзостей. LXX: Ефрем подверг угнетению противника своего, попрал суд; потому что он начал ходит вслед суетных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский патриарх утратил свое первенство во Вселенском Православии// http://www.patriarchia.ru/db/text/5361350.html . «Константинопольская патриаршая кафедра обладает первенством чести на основании священных диптихов, признаваемых всеми Поместными Православными Церквами. Содержательное же наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей, выраженным, в частности, на всеправославных совещаниях по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви». – Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви// http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексий Родионов 23 февраля 2021, 21:56 Выводы в конце статьи совершенно верные. Но дезавуировать прежние документы нужно публично, а не просто забыть о них. Юлия 2 апреля 2019, 18:09 Сообщению Владимира от 12.03 Речь, возможно, об этих документах http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html Вадим К. (продолжение) 18 марта 2019, 13:52 " Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов " , - внушает Моисей сынам Израилевым в кн. Второзакония и продолжает, - " Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов " . Пределы народов, т.е. границы. А что говорит ап. Павел эллинским мудрецам в Ареопаге? " Бог сотворил от одной крови всякий язык людей, чтобы населить по всему лицу земли, определив сроки и границы их поселения, дабы взыскали Господа " . Из всего этого следует давно известная истина: разделение человечества на народы и обитание каждого народа на своей земле было сделано Самим Богом, хотя и не без сожаления. Он же и соберет их воедино и уже собрал в 50-цу верующих в Троицу. Вадим К. 18 марта 2019, 13:15 " мы, конечно же, признаем, что идея национальных государств является поздней и имеет массу отрицательных сторон, но система автокефалий сложилась задолго до нее " . Но кто это " мы " ? И какие основания нам делать такие признания? Идея нац. государств имеет древнейшее происхождение и является идеей не чьей-то, а Самого Бога. " И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык... сойдем же и смешаем там их язык... И рассеял их Господь оттуда по всей земле " . 10-я глава Бытия посвящена целиком родословию народов и там же сказано: " от сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих "

http://pravoslavie.ru/119831.html

И сказано о године искушения: «которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» ( Откр.3:10 ). Это будет не такое искушение, какие бывали раньше. Гонения коммунистов были только в России и в других странах социалистического лагеря, – в Китае, например; но их же не было во Франции, в Америке. А в годину искушения антихриста гонения будут по всему земному шару. Сначала объединяется Европа, Евросоюз, потом Америка начинает доминировать и всё брать под себя, и устанавливается мировое правительство. Кандализа Райс, она прямо говорит: «Мир не будет многополярным, мир должен быть однополярным, должен быть один правитель». Вы думаете, что для одного Буша они, что ли, всё это делают? Нет, Буш – марионетка, его, или того, кто будет на его месте после, сразу уберут, когда придет их главный господин – сын дьявола, антихрист. И он возглавит мировое правительство. А мировое правительство уже есть, это вот эта восьмерка, куда входит и Россия. Собираются ведущие лидеры всего мира, они реально руководят Евросоюзом, они реально руководят Америкой, Россией. Сейчас им надо уничтожить, добить мусульман, которые с ними не согласны, потом разобраться с русскими патриотами, нанести удар по Русской Православной Церкви – и всё, у них власть будет по всей земле, вот к чему они стремятся. Обратите внимание на 1 стих: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» . То есть, будет единая власть, будут уничтожены границы, как сейчас нет границы между Италией и Францией, Францией и Германией. Там в ходу один европейский паспорт, и по нему они ездят. А вскоре будет мировой паспорт, и сейчас эти паспорта выдают некоторым людям, – таким, как Горбачев, Киссинджер. Этих людей называют «голуби мира». Вот эти «голуби мира» везде летают, порхают и гадят как могут. И вот таких «голубей мира» будет становиться все больше и больше, мир будет «голубеть». Безнравственность содомская и гоморрская охватит мир политики, и людям нормальным станет невыносимо жить в таком мире, это будет действительно година искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

« Не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше » ( Быт. 31:15 ). Они чувствуют отторжение, которое возникло между ними и отцом. И, прежде всего, по его вине, когда он десять раз переменял свое слово, то есть лукавил и обманывал! В каком случае Рахиль станет женою? В каком случае, Лия? – десять раз! Библия даже не называет столько комбинаций, в которые были втянуты интригами Лавана и Иаков, и Рахиль, и Лия. « И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов » ( Быт. 31:17 ). «Заметь, какое мужество духа имел праведник и как, отбросив всякий страх и опасение, повиновался повелению Господа. Видя уже нечистоту совести в Лаване, он не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним, а только исполнял повеление Господне и, взяв жен и детей, отправился в путь» 357 . Все! Совершается исход! Это мужественный поступок! И в жизни каждого из нас есть то, что мы самым решительным образом должны оставить за спиною «забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил. 3:13–14 ), ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк. 9:62 ). И далее: « И взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, [и все свое,] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую » ( Быт. 31:18 ). Земля эта уже названа родиной Иакова («возвратись в землю родины твоей»), но здесь говорится, что она еще остается землей Ханаанской («в землю Ханаанскую»). Мы, православные христиане, живущие в России, тоже сталкиваемся с таким противоречием, когда мы говорим, что Россия – страна Православная. И при этом мы понимаем, что здесь живут язычники, а сейчас язычников очень много, их боги – это секс, доллар, стремление к обогащению, спорт, и так далее, и так далее. Но несмотря ни на что в глазах Бога любая земля, любой город, любое село – это есть место обитания верующих людей. И они, как соль, сохраняют от окончательного согниения эти места. И помня, что границы Церкви и границы государств не всегда совпадают, будем придерживаться священного нейтралитета, когда та или иная третья сила пытается столкнуть нас с единоверцами или в Грузии, или на Украине…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010