Нельзя не согласиться со ставшей крылатой фразой И. В. Сталина 1935 г.: «Надо понять, что при нынешних условиях “кадры решают все”» .Е го «кадры» НКВД–ГПУ к началу войны успешно «порешали» вопросы уничтожения как епископата, так и рядового духовенства. В ходе Великой Отечественной войны Сталин изменил свое отношение к Церкви и позволил провести Собор,который состоял всего из 19 правящих архиереев. Поэтому вопрос «кадрового голода» едва не уничтоженной Российской Церкви, согласно Священному Писанию, звучал как «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36–38). Поскольку изменение отношения власти к Церкви началось еще в первый год войны, в 1942 г. местоблюститель получил возможность призвать к епископскому служению «надежных старцев» – вдовых протоиереев Сергия Городцова, в монашестве Варфоломея (1866–1956 гг.), заслуженного вятского протоиерея Вениамина Тихоницкого (1869–1957 гг.), в монашестве Вениамина, Николая Чукова (1870–1955 гг.), в монашестве Григория, Владимира Градусова (1881–1956 гг.), в монашестве Димитрия. Сразу после Собора патриарх в очередной раз поставил перед властями вопрос обосвобождении 24 репрессированных архиереев и двух священников и 11 января 1944 г. поинтесовался о результате своего запроса .Немногих уцелевших освободили. О многих в Патриархии так ничего и не узнали. Архиепископ Григорий писал: «17 октября г.] Патриарх надумал, если возможно, вызвать еп[ископа] для должности управделами. Я дал ему нужные сведения о нем; он обратился в Совет с ходатайством о возвращении из ссылки нескольких архиереев (кого –неизвестно; может быть, если жив, освободят и еп[ископа] Из записей владыки Григория также следует, что в Патриархии не знали, что уже нет в живых ни бывшего члена Временного Синода при заместителе Местоблюстителя архиепископа Иувеналия (см. публикацию, 12 апреля 1944 г.), ни многих других архиереев. Поскольку до открытия духовно-учебных заведений, а тем более до их первых выпусков оставалось еще далеко, Святейший Патриарх продолжил начатое в 1941 –1942 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Димитрий (Градусов) Димитрий (Градусов Владимир Валерианович), (в схиме Лазарь), архп. Ярославский и Ростовский. Родился 14 июня 1881 года в семье преподавателя Ярославской мужской гимназии. Окончил Ярославскую гимназию и в 1909 году Демидовский юридический Лицей. С 1909 по 1919 гг. состоял на гражданской службе по ведомству Министерства Юстиции в Ярославле и Вологде. С 1912 г. с благословения Преосв. Вологодского, начал административно-хозяйственную (староста церковный), проповедническую и литературно-церковную деятельность. В 1917 году был избран членом Св. Собора Церкви Российской от Вологодской епархии. 08 декабря 1919 года рукоположен во диакона. 09 декабря 1919 года рукоположен во пресвитера Московского Большого Успенского собора Свят. Патриархом Московским и всея Руси Тихоном. С 1919 по 1942 г. священствовал в гор. Ярославле. В 1938 году овдовел. В 1942 году был призван к епископскому служению Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием. 9 янв. 1943 года пострижен в монашество с именем Димитрия. 24 янв. 1943 года хиротонисан в Москве во епископа Можайского, вик. Московской епархии. С 24 авг. 1943 г. – епископ Ульяновский. 8 сент. 1943 года был участником Русского Собора, избравшего Патриарха и отлучившего от Церкви и лишившего сана священнослужителей за измену и переход к фашистам. С декабря 1943 по февраль 1944 г. был командирован для временного управления Орловской епархией. В 1944 году – епископ Рязанский и Шацкий. С 12 мая 1944 года – епископ Рязанский и Касимовский. В 1945 году возведён в сан архиепископа. С октября 1946 года был вызван на зимнюю сессию Священного Синода. С 13 января 1947 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. 22 февраля 1950 года награждён правом ношения креста на клобуке. 31 июля 1954 года, согласно прошению, уволен на покой. 4 апреля 1956 года принял схиму с именем Лазарь. Скончался 10 апреля 1956 года в г. Ярославле и там же погребён. Все биографические данные внесены на основании присланной им автобиографии. Труды Стихотворения

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Градусов Владимир Валерианович; 14.06.1881, Ярославль - 10.04.1956, там же), архиеп. Ярославский и Ростовский. Сын директора Ярославской муж. гимназии, мать родом из крепостных крестьян. Окончил Ярославскую гимназию. В молодости выступал как автор муз. произведений и статей на муз. темы. Мечтал о карьере оперного артиста, но в окт. 1905 г. во время демонстрации был жестоко избит, потерял голос на нервной почве, из-за полученных травм до конца жизни ходил с палочкой и страдал от болей в почках. В 1909 г. окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле со званием кандидата юридических наук. Служил по ведомству Мин-ва юстиции в г. Ярославле. По роду деятельности был связан с системой исполнения наказаний уголовных преступников, подготовил к изданию «Справочник по пенитенциарной части» для губ. правлений (1910). В 1912 г. был переведен в Вологду помощником губ. тюремного инспектора, опубликовал ряд статей по пенитенциарной тематике в «Вестнике Министерства юстиции» (1912-1916). Димитрий (Градусов), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Димитрий (Градусов), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. С 1912 г. по благословению еп. Вологодского и Великоустюжского Никона (Рождественского) исполнял обязанности церковного старосты, вел проповедническую и литературно-церковную деятельность. В 1913 г. в «Вестнике Министерства юстиции» опубликовал ст. «Святые узники земли Русской», в вологодских газетах в 1917-1919 гг. были опубликованы его статьи на религиозно-нравственные темы: «О Пасха, избавление скорби...», «Глаголы вечной жизни», «Венец терновый», «Праздник Церкви Российской», «Памяти митр. Владимира», «Цветы пустыни» и др. Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. как представитель верующих Вологодской епархии. В качестве профессионального юриста входил в группу, работавшую над составлением деяний Собора. Выступал по вопросам о единоверии и единоверческих епископах, о создании комиссии для расследования мученической кончины Киевского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) , о составлении «Положения о православных приходах». 4 марта 1918 г. на заседании Собора подчеркнул важность церковной дисциплины в деле приходского строительства при активном участии в жизни прихода самих прихожан. Патриарх Московский и всея России св. Тихон обратил внимание на представителя вологодских мирян и предложил В. В. Градусову принять священный сан. 8 дек. 1919 г. он был рукоположен Патриархом во диакона, на следующий день - во иерея и определен в Успенский собор Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/178153.html

Давид , старец монастыря Констамонит на Афоне, антипросоп, скончался в 1974 г. Дамаскин (Хатзопулос), митрополит Димитриадский, во время 2-й мировой войны был полковым священником, арестовывался итальянскими властями, был узником концлагеря Дахау в 1948 г. в сане архимандрита участвовал в Московском совещании РПЦ, хиротонисан в 1950 г. в митрополита Трифилийского (юг Греции), с 1957 г. был митрополитом Димитриадским, свергнут военной хунтой в 1967 г., скончался в 1977 г. Джельси Даниэль (1940–1988), насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь в Бельгии, талантливый фотолюбитель. Даниил , монах греческого происхождения, подвизавшийся в Свято-Пантелеимоновском монастыре, скончался в 1967 г. Димитрий (Градусов Владимир Валерианович, 1881–1956), в схиме Лазарь, епископ Рязанский и Шацкий в 1944 гг., епископ, архиепископ (1945) Рязанский и Касимовский в 1944–1947 гг., архиепископ Ярославский и Ростовский в 1947–1956 гг., по образованию юрист, церковную деятельность начал в 1912 г., писал стихи и музыку, рукоположён в диакона и священника в 1919 г., пострижен в монашество в 1941 г., в 1943 г. епископ Можайский, затем Ульяновский. Димитрий (Димитриос Пападопулос, 1914–1991), Вселенский Патриарх, предстоятель Константинопольской Православной Церкви в 1972–1991 гг., богослов. Димитрий Солунский , великомученик, пострадал за веру в 306 г.: казнён за исповедание христианства. Димитрий , протоиерей, в 1960-е гг. обучался в Афинах, где встречался с владыкой Василием в 1964 г. Дионисий Ареопагит (†96) афинский мыслитель, христианский святой, согласно церковному преданию, был учеником ап. Павла и первым епископом г. Афины. Доримедонт , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря, скончался в 1962 г. Досифей (Сороченков Константин Сергеевич), иеромонах, на Афоне подвизался в 1966–1982 гг., до этого и после этого – в Псково-Печёрском монастыре, ныне архимандрит. Драшусова Мария Евгеньевна , старшая сестра сестричества при Свято-Никольской церкви в Брюсселе с 1931 г. Друганов Николай Александрович (1886–1971), диакон Свято-Никольского собора в Брюсселе в 1932–1971 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

С 1914 г. учился на юридических курсах в Петрограде. После 1917 г. на гражданской работе в Харькове, откуда переехал в Вильно. В 1925–1939 гг. воспитатель и преподаватель в Виленской духовной семинарии. С 1939 г. секретарь митрополита Литовского и Виленского Елевферия. В апреле 1942 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеромонаха и возведен в сан архимандрита. С апреля 1942 г. – епископ Ковенский. В августе 1942 г. присутствовал на съезде православных архиереев Прибалтики в Риге. В мае 1944 года, вследствие завещания экзарха Сергия, возведен в сан архиепископа и назначен временно управляющим Виленской и Литовской епархией с правом управления экзархатом. В конце 1944–1945 гг. проживал в Чехословакии. В декабре 1945 г. восстановил общение с Московской Патриархией и назначен архиепископом Пинским и Брестским. С декабря 1948 г. – архиепископ Пинский и Полесский. В октябре 1950 г. уволен от управления епархией. В 1956 г. – ослеп, на покое в мужском монастыре г. Измаила. С ноября 1964 г. В Свято-Михайловском женском монастыре близ Одессы, в с. Александровке. Деканозов Владимир Георгиевич (1898–1953), один из руководителей органов государственной безопасности, комиссар безопасности 3-го ранга. В 1939–1947 гг. заместитель наркома иностранных дел СССР. Димитрии (Градусов Владимир Валерианович) (1881–1956), архиепископ. Родился в Ярославле, окончил Демидовский юридический лицей, служил по ведомству министерства юстиции в Ярославле и Вологде. С 1919 г. рукоположен Патриархом Тихоном в священство. Овдовел в 1938 году. В январе 1943 г. пострижен в монашество. С января 1943 г. – епископ Можайский. С августа 1943 г. – епископ Ульяновский. В декабре 1943 г. – феврале 1944 г. временно управляющий Орловской епархией. С 1944 г. епископ (архиепископ) Рязанский и Шацкий. На Ярославской кафедре в 1947–1954 годах. За несколько дней до смерти принял схиму с именем Лазарь. Димитрий (Маган Евгений Митрофанович) (1899–1970), архиепископ. Родился в г. Чернигове на Украине. После революции оказался в эмиграции в связи с изменением государственных границ (по другим сведениям, эмигрировал в 1918 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 Архиепископ Димитрий (в миру – Владимир Валерианович Градусов, в схиме Лазарь; 1881–1956). Это был образованнейший человек, самых широких интересов и дарований. Родился он в семье преподавателя Ярославской мужской гимназии, окончил Ярославскую гимназию и Демидовский юридический лицей. С 1909 г. служил по ведомству Министерства юстиции. С 1912 г. стал церковным старостой, начал проповедническую и литературно-церковную деятельность, писал стихи и музыкальные произведения, публиковал в ярославских газетах статьи по музыкальным вопросам. Член Поместного собора от Вологодской епархии 1917–1918 гг. В 1919г. приговорен к расстрелу, но приговор был заменен на один год принудительных работ. 8 декабря 1919 г. рукоположен в сан диакона, 9 декабря – в иерея (Патриархом Тихоном). В 1938 г. овдовел. 22 января 1943 г. пострижен в монашество с именем Димитрий; 24 января 1943 г. в Москве хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 8 сентября 1943 г. был участником Архиерейского Собора РПЦ. После нескольких перемещений в феврале 1945 г. возведен в сан архиепископа. С 13 января 1947 г. – архиепископ Ярославский и Ростовский. В июле 1954 г., согласно прошению, уволен на покой. Скончался 10 апреля 1956 г. в Ярославле. Погребен на кладбище Тугова гора в Ярославле. 8 Заявление о поступлении в Московскую духовную семинарию от 12 июля 1948 г. (Архив МДС. Личное дело Владимира Недосекина. Далее – Архив МДС). 9 Митрополит Иоанн (Разумов Д. A.; 1898–1990). В 1916г. поступил в Смоленскую Зосимову пустынь, с 1923 г. – послушник московского Богоявленского монастыря. Пострижен в монашество в 1924 г. и рукоположен во иеродиакона. Служил в Кашире, был экономом Московской Патриархии (практически келейник митрополита, будущего Патриарха Сергия (Страгородского) . В 1941–1943 гг. находился при нем в эвакуации в Ульяновске, был при нем до самой кончины. 14 окт. 1942 г. рукоположен во иеромонаха, 8 октября – в сан игумена, 26 октября – в сан архимандрита. С 1945 г. – наместник Троице-Сергиевой лавры, в ноябре 1953 г. – епископ Костромской и Галицкий, с 1954 г. – епископ Псковский и Порховский, священноархимандрит Псково-Печерского Успенского монастыря, одновременно временно управляющий Берлинской и Германской епархией. 25 февраля 1962 г. возведен в сан архиепископа, 9 сентября 1972 г. – в сан митрополита. Имел многие церковные награды. 12 мая 1987 г. уволен на покой по болезни. Скончался 13 января 1990 г. во Пскове. Погребен на Димитриевском кладбище Пскова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

73 Как уже упоминалось, отец Иннокентий в схиме назван был в честь прп. Иннокентия Комельского и Вологодского. Но, по свидетельству духовных чад, и память Иркутского святителя продолжали чествовать как день ангела батюшки. 76 После смерти отца Иннокентия завещание переписывалось от руки всеми желающими и распространялось среди его почитателей. Позднее этот текст с остальными материалами, относящимися к Зосимовой пустыни и ее старцам, был передан митрополиту Вениамину (Федченкову) . Впервые завещание было опубликовано владыкой в 1955 г. в книге «Записки епископа». 78 Турбин Петр Александрович (1886–1965) – протоиерей. В 1907 г. окончил Тульскую Духовную семинарию. С 1922 г. находился в обнов­ленческом расколе; в 1943 г. возведен в сан архиепископа Тульского и Белевского. В 1944 г. принес покаяние и был принят в общение с Православной Церковью в сане протоиерея и стал настоятелем Всехсвятской церкви Тулы. Тогда же был награжден медалью «За оборону Москвы». С конца 1940-х гг. и до 1953 г. служил в Москве настоятелем храма Тих­винской иконы Божией Матери, в Алексеевском. С 1964 г. был настояте­лем Троицкого храма в Люберцах. (См. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов/Сост. О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцев, Л. А. Лыкова. М., 2009. С. 738.) Однако по другим источникам, находился за штатом (см.: Турбин Петр Александрович: Некролог//ЖМП. 1965. 3. С. 42). 79 Димитрий (в миру Владимир Валерианович Градусов; 1881–1956) – архиепископ Ярославский и Ростовский. Член Поместного собора 1917–1918 гг. от Вологодской епархии. Человек тонкий, душевный, известный своей добротой, он пользовался особым уважением паствы. В 1919 г. был приговорен к расстрелу, однако приговор заменили прину­дительными работами. Перед смертью принял схиму с именем Лазарь. Похоронен в Ярославле, на кладбище «Тугова гора». Читать далее Источник: " Умудряйтесь... " Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин), старец Зосимовой пустыни : жизнеописание, наставления, письма, воспоминания духовных чад/сост. диак Михаил Енуков, мон. Варвара (Пыльнева), А. М. Андронова. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. – 190 с. ISBN 978-5-00009-090-9

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Давид — библ. царь. Даллес Аллен (1893–1969) — государственный деятель США. В 1942–45 возглавлял систему политической разведки США в Европе, в 1953–61 директор ЦРУ. Кардиналом Католической Церкви был его племянник Айвери Даллес (р. в 1918 г.), сын брата, Джона Фостера Даллеса, государственного деятеля США, который был вдохновителем и проводником политики «с позиции силы». Айвери Даллес обратился в католичество, будучи студентом, впоследствии написал книгу «Свидетельство благодати» («A Testimony to Grace»). Даль Владимир Иванович (1801–1872) — русский писатель, этнограф. Даниил, игумен — автор древнерусского «Хожения игумена Даниила во Святую землю», в котором подробно описывается все, что он видел. Совершил паломничество в Иерусалим между 1106 и 1108 гг. Даниил — митрополит Московский и всея Руси в 1552–1539 годах, постриженник Иосифо–Волоцкого монастыря. Данила — см. Остапов Д.А. Де Голль Шарль (1890–1970) — французский государственный, военный и политический деятель. Демосфен (383–322 до н.э.) — греческий оратор. Деревянко Петр — протоиерей, однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту. Державин Александр Михайлович (1871–1963) — протоиерей, церковный историк. Державина Ольга Александровна — дочь о. Александра Державина, филолог, научный сотрудник Исторического музея. Дзюба Сонечка — однокурсница Константина Нечаева по МИИТу. Димитрий (Градусов) (1881–1956) — архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1954 г. на покое, незадолго до смерти принял схиму с именем Лазарь. Димитрий Донской (1350–1389) — святой благоверный князь, государь московский. Димитрий, митрополит Ростовский (1751–1709) — святитель, духовный писатель, автор многотомных «Житий святых». Дионисий (около 1440 — после 1503), иконописец, живописец–монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в. Дионисий (Садиков) (1909–1968) — архимандрит, эконом Троице–Сергиевой Лавры. Дионисий (Ржевитин) — архимандрит Троице–Сергиевой Лавры в 1610–1613 гг. Длугоканский — помещик Козловского уезда Тамбовской губернии, друг старших братьев митр. Питирима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Давид — библ. царь. Даллес Аллен (1893–1969) — государственный деятель США. В 1942–45 возглавлял систему политической разведки США в Европе, в 1953–61 директор ЦРУ. Кардиналом Католической Церкви был его племянник Айвери Даллес (р. в 1918 г.), сын брата, Джона Фостера Даллеса, государственного деятеля США, который был вдохновителем и проводником политики «с позиции силы». Айвери Даллес обратился в католичество, будучи студентом, впоследствии написал книгу «Свидетельство благодати» («A Testimony to Grace»). Даль Владимир Иванович (1801–1872) — русский писатель, этнограф. Даниил, игумен — автор древнерусского «Хожения игумена Даниила во Святую землю», в котором подробно описывается все, что он видел. Совершил паломничество в Иерусалим между 1106 и 1108 гг. Даниил — митрополит Московский и всея Руси в 1552–1539 годах, постриженник Иосифо–Волоцкого монастыря. Данила — см. Остапов Д.А. Де Голль Шарль (1890–1970) — французский государственный, военный и политический деятель. Демосфен (383–322 до н.э.) — греческий оратор. Деревянко Петр — протоиерей, однокурсник митрополита Питирима по Богословскому институту. Державин Александр Михайлович (1871–1963) — протоиерей, церковный историк. Державина Ольга Александровна — дочь о. Александра Державина, филолог, научный сотрудник Исторического музея. Дзюба Сонечка — однокурсница Константина Нечаева по МИИТу. Димитрий (Градусов) (1881–1956) — архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1954 г. на покое, незадолго до смерти принял схиму с именем Лазарь. Димитрий Донской (1350–1389) — святой благоверный князь, государь московский. Димитрий, митрополит Ростовский (1751–1709) — святитель, духовный писатель, автор многотомных «Житий святых». Дионисий (около 1440 — после 1503), иконописец, живописец–монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV b. Дионисий (Садиков) (1909–1968) — архимандрит, эконом Троице–Сергиевой Лавры. Дионисий (Ржевитин) — архимандрит Троице–Сергиевой Лавры в 1610–1613 гг. Длугоканский — помещик Козловского уезда Тамбовской губернии, друг старших братьев митр. Питирима.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 221. С. 223. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 232–235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 232–233. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 235–236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 235–236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 236. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. М.: Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2010. С. 29–30. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 149. С. 36. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 232–233. Фроянов И.Я. Драма Русской истории. На путях к Опричнине. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 226. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 249. С. 252–253. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 231–232.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010