Господь вышел из храма; пошли за Ним и Апостолы. Апостолы все ждали, что Господь откроет ожидаемое евреями Царство Мессии; но полный разрыв с руководителями народа наводил их на мысль, что, при таких обстоятельствах, открытие этого Царства становится почти невозможным. Но ведь должно оно открыться? В таком раздумьи шли они за Господом, направлявшимся к горе Елеонской. Наконец они прервали молчание и стали обращать Его внимание на храм и на его украшения. «Придут дни, сказал Он, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне: все будет разрушено!» Когда взошли на гору, Господь сел. Сели около Него Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, и спросили: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Апостолы думали, что Царство Мессии начнется после разрушения храма, и что Христос придет для этого вторично, – что тогда же произойдет и кончина мира; и что все это случится скоро, пока они живы. От этих то ожиданий Господь предостерегает их, говоря: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас лживыми уверениями о Моем пришествии и кончине мира. Многие придут под именем Моим и будут говорить: " Я – Христос»; и многих прельстят; но вы не верьте им. Начнутся народные смуты, междоусобия и кровопролитные войны; восстанет народ на народ, царство на царство; голод, моровая язва и землетрясения довершат все беды; появятся знамения на небе; и многие, видя все это, начнут уверять всех, что наступает кончина мира. Не верьте им; это еще не конец; это будет только началом наказания народа израильского, началом его болезней. Кончина же мира последует тогда только, когда Мое учение будет возвещено всей вселенной, когда все народы земли услышат Мой голос, призывающий их ко Мне. Предупредив Апостолов, что кончина мира последует не так скоро, как они думали, Господь сказал: Когда же увидите Иерусалим окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось время запустения его. Тогда спасайтесь в горы; кто будет застигнут в городе, – беги, не заходя даже в дом свой, чтобы взять с собою что-нибудь; и кто будет работать в поле, сняв верхнюю одежду, – беги, не останавливаясь даже затем, чтобы захватить ее с собою. Помни, что это дни суда Божия над неверным народом. Многие из евреев падут тогда под ударами мечей; остальные будут взяты в плен и расселены по всем странам, а покоренный Иерусалим останется во власти язычников до тех пор, пока не окончатся времена язычников. Скорбь будет тогда такая, какой не было от начала мира, и никогда уже не будет. Тогда, если кто скажет вам: «Вот, здесь Христос», или: «Вот, там», – не верьте! Не так придет Сын Человеческий. Как молния сверкает неожиданно и озаряет разом все небо, так мгновенно и повсеместно будет пришествие Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Но не будем унывать все мы, которые, предпринимая великое и благое дело насыщения народа хлебом духовным, должны будем пить подобную чашу горечи и печалей! Будем помнить, что как в Гефсиманском саду, когда Сам Искупитель мира должен был испить «чашу страданий» и душа Его «скорбела смертельно» ( Мф. 26, 38 ), явился Ему Ангел и укреплял Его, так и мы среди скорбей и печалей о зле мира окружены будем невидимою помощью небесных сил, которым «заповедано сохранять на всех путях» людей верующих ( Пс. 90, 11 ). Или пошлет нам Господь невидимую помощь святого великомученика целителя Пантелеимона, во время страданий которого голос с неба обещал сделать его благодатным помощником для всех, прибегающих к нему в печалях и скорбях жизни. Или же подаст Господь помощь чрез кого-либо из иных святых, которые, «сами бывши искушены, могут и искушаемым помочь» ( Евр. 2, 18 ). Как святой великомученик Пантелеимон, входя в котел с кипящим металлом, молился лишь о том, чтобы Господь услышал его и дал ему перенести час страданий, а потом во время страданий пел псалмы, так и чашу наших страданий за зло и грехи мира растворит Господь веселием, и мы скажем словами псалмопевца: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его» ( Пс. 115, 4–5 ). Будем помнить и то, что не сразу и не постоянно приходится нам пить чашу страданий, хотя был ли день в земной жизни Искупителя мира, когда бы Он не пил сей чаши, – Он, носивший непрестанно в душе Своей незримые скорби о грехах и зле мира, за который Он пришел пострадать? Не только враги, но и ближайшие ученики Его оставили Его в час страданий, когда душа Его скорбела смертельно; они не могли и одного часа тогда бодрствовать с Ним ( Мф. 26, 40 ), а когда наступил час взятия Его на смерть, то все они разбежались. Итак, если придется нам пить чашу горечи и печалей, страдая из-за зла людей, утолять духовный голод которых поставили мы целью своей жизни, то да ищет подкрепления себе душа наша в своей преданности Господу! Если придется нам питаться «хлебом слезным» и напояться «слезами в меру» ( Пс. 79, 6 ), то да не отступает наше сердце от Господа! Прибегая к Нему в дни тяжелых страданий, переживаемых из-за возвещения людям слова Божия, увидим мы, как прежде всего на нас исполняются слова Христовы: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин. 6, 35 ). Христос всегда будет растворять радостью чашу печалей наших, по словам Его в прощальной беседе с учениками: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет... Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16, 20, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Размышление о всеобщем воскресении умерших утешает нас при размышлении о собственной нашей смерти. Пусть это бренное мое тело, как обветшавшая храмина души, разрушится теперь; но оно в определенное время, по повелению Господа, воскреснет в лучшем виде, – будет нетленно, духовно, бессмертно. Апостол Павел говорит: знаем, что когда земной наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор. 5:1 ). И так мы всегда благодушествуем; и поскольку знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа; то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела, и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными: ибо всем должно явиться пред судище Христово, что бы каждому получит, соответственно тому, что он делал, живя в теле доброе или худое (ст. 6–10). Царь Христос, Ему же дадеся всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ), в последний день имеющий воскресить всех умерших, благодатию Духа Своего, да сподобит всех нас в оный день воскреснуть из мертвых к получению блаженной жизни будущего века, Ему, Спасителю и Богу нашему, слава и благодарение и поклонение со Отцом Его и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Поучение 76. О кончине сего мира Иисус Христос неоднократно предсказывал о том, что всеобщее воскресение умерших будет при скончании мира или в последний день. Се есть воля Пославшаго Мя, говорит Господь, да всяк видяй Сына, и веруяй в Него, имать живот вечный, и воскрешу его Аз в последний день ( Ин. 6:40 ). Также: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (ст. 54). Поэтому, сказавши в предыдущем поучении о всеобщем воскресении мертвых, ныне будем говорить о кончине этого мира. Для удостоверения в том, что этот мир окончится, довольно и приведенных слов Господа Спасителя. Но в слове Божием много и других мест, свидетельствующих о кончине мира. Господь говорит: небо и земля прейдут; но слова Мои не прейдут ( Мф. 24:35 ). Изъясняя притчу о плевелах на поле, Господь говорит также о кончине века: а жатва кончина века есть; а жатели Ангели суть. Яко же убо собирают плевелы и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего ( Мф. 13:39, 40 ). Также Господь сказал Своим ученикам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Еще древле псалмопевец так предсказывал о скончании мира: В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют ( Пс. 101:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

А в начале 7 главы он указывает на очевидное сходство Христа и Мелхиседека. говоря: во-первых, по знаменованию имени царь правды, (Мелхиседек) а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни на­чала дней, ни конца жизни ( Евр. 7, 2–3 ). Все это подходит Христу, Который и есть Царь Правды, Царь Мира, без отца и без матери, то есть без отца на земле, без матери прежде веков, без определенного начала и конца, пребывая во веки веков. А в последующих восьмой и девятой главах Павел пространно рассказыва­ет, что Господь наш Иисус Христос не был священником по чину Аарона, так как родился не в роду Левиином, священники которого одни имели право приносить жертву. Но Господь наш Иисус Христос родился в роду Иуды, из которого происхо­дили цари, и был царем и вместе с тем священником не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека. Если хотите узнать, чем же отличалось священство Аарона от священства Мелхи­седека, то как раз и отличалось тем, что Аарон приносил в жертву животных, проливав­ших кровь, а Мелхиседек приносил жертву без крови, то есть хлеб и вино. Священство Аарона было временным и уже прекратилось. Священство же Христа вечное, пребывающее до самой кончины мира и утвержденное клятвой: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Христос, Господь наш, был священником, принесшим на кресте Кровную Жертву Богу – Себя Самого – ради спасения всего мира. Однако эта Жертва была единственной, свершившейся в третий час, поэтому из-за этой Кровной Жертвы Христос не может быть Священником вовеки, так как многократно или всегда умирать не может. По чину же Мелхиседека, принесшего в жертву хлеб и вино, он Священник вовеки, и эту Жертву приносит всегда, ежедневно, своими служителями, священниками, и будет приносити до самого конца мира, возобновляя Своей Бескровной Жертвой память о свершившейся кровной жертве и ее значении для верующих, ибо Он и Приносящий, и Приносимый, и Принимающий, и Раздаваемый, как говорится в Литургии Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

– Да как же хорошо? Что именно? Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! – Это, ваше Боголюбие, – сказал батюшка Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «Мир Мой даю вам; не так как мир дает, Я даю вам... Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому что ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ; Ин.14:27 ). Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; «мир», по слову апостольскому, «всяк ум преимущий». Таким его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог . Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, потому и называется миром Божиим... – Что же еще чувствуете вы? – спросил меня отец Серафим. – Необыкновенную сладость! – сказал я. И он продолжал: – Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании : «от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» ( Пс.35:9 ). Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может... Что же еще вы чувствуете? – Необыкновенную радость во всем моем сердце! И батюшка отец Серафим продолжал: – Когда Дух Божий нисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Эта та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

И со страхом и трепетом, с радостной готовностью ничего не пожалеть, только бы не утратить этого дара, свидетельствовать о присутствии Единого Истинного Бога в своей личной жизни. И если есть присутствие Его в нашей личной жизни, то она становится связанной с жизнью других людей. И мы понимаем, что смысл нашей жизни, пребывания в Церкви заключается в том, чтобы сохранить эту истину и донести ее до всех людей, потому что она принадлежит всем — и тем, кто в Церкви, и кто еще «не двора сего» (Ин. 10, 16). Истина — это любовь, которая рождается от познания вечной жизни, познания Бога. Однако Господь молится не о всем мире, а только о тех, кто верует в Него. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Господь напоминает о том отступлении, которое будет все более возрастать в мире. И мир станет восприниматься уже не просто как то, что сотворено Богом и искажено грехом, а как человеческое общество, объединяющееся без Бога. И против Бога. «Не о том Я молю, — говорит Христос, — чтобы взял их от мира», а о том, чтобы они не растворились в этом мире. Одно не менее драгоценно, чем другое. Церковь Христова не от мира сего. Только тогда, когда Церковь неотмирна, когда она не сливается с миром, с его грехом и заблуждениями, когда она устремлена к тому, чтобы причаститься Божественной силе и мудрости, — только тогда способна она существовать в этом мире. Но не для того дается Церкви Христовой дар быть не от мира сего, чтобы она ушла из мира. Не для того Христос пришел на землю и пролил Кровь, чтобы мы радовались своему благочестию и не печалились о том, что весь остальной мир, который Бог возлюбил до смерти Своего Единородного Сына, идет к гибели. «Я о них молю», — говорит Господь и еще раз повторяет, что Его молитва не о всем мире, а только о тех, кто верит в Бога. Такие удивительные слова — «о тех, которых Ты дал Мне», то есть Христос молится только о тех, кто принадлежит Ему. Неужели Христос ненавидит мир? Неужели Он пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается от мира, и тем более не ненавидит его.

http://moral.ru/седмица-6-я-по-пасхе/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2010 г. 20.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В пасхальные дни, как и в Рождество, Церковь постоянно говорит о мире. Впрочем, и мир, сколько существует, не только сегодня, также говорит о мире. Но кончается все, как известно, «унынием народов». Все идет, как сказал еще древний пророк: «Мир, мир, говорят они, а мира нет». Остается только со страхом ждать исполнения другого пророчества: «Когда скажут: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба. И не избегнут». А Христос говорит: «Мир даю вам, не так как мир дает, как Я даю». Вопросы у меня такие. Есть ли хоть какой-то смысл даже в самых искренних усилиях тех, кто не знает Христа, достигнуть мира на земле? Имеет ли какое-то отношение Христов «мир, всякий ум превосходящий» к нашему бренному, не касающемуся неба, существованию? Не дано ли Христово обещание мира только верным Его ученикам, а остальной, как видим мы сегодня, весьма значительной части человечества уготовано довольствоваться надеждой на «мир во всем мире»? В. И. Аманов, г. Коломна Христос стал посреди учеников и сказал: «Мир вам». Тот, Кто поставил Себя в этот день посреди Своих учеников, занял центральное место в мире, взойдя на престол, по праву принадлежащий Ему. В сердце человеческой истории. Для всех людей, всех народов и всех времен, для всей земли, для мира видимого и невидимого Господь пожелал этого мира, принес его и дал его. В этот день Господь распятый и воскресший со властью занял место посреди всего человеческого рода, который то пляшет от радости, то печалится до смерти, посреди глупости и мудрости, посреди тех, кто слишком уверен в себе и кто слишком боязлив, посреди верующих и неверующих, потому что Он Господь всяческих. Посреди всех болезней и природных катастроф, всех войн и революций, договоров о перемирии и разрывов их, посреди всех наших достижений и застоев, и упадка, посреди всего человеческого несчастья невинного или заслуженного, Он явил Себя и открыл Себя, как Тот, Кто был, Кто есть и Кто будет: «Мир вам», и показал руки и ребра Свои. Посреди стольких трав и очень сорных трав, это зерно было посеяно в этот день, и созрело, обещая великую жатву.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Напротив, мятежное состояние духа человеческого, немиролюбивое, неуравновешенное, составляет не только великое несчастие человека, но и служит верным показателем того, что такая душа далече отстоит от спасения, что она служит пока лишь вместилищем греха, но не мира Христова, по оному слову пророка: несть мира в костех моих от лица грех моих. Братоубийца Каин всю свою жизнь дальнейшую провел трясыйся, в великом страхе за свою участь, с печатью мятущегося духа в лице. Саул, потерявший под влиянием духа зависти и злобы мир душевный, окончил жизнь свою самоубийством. Иуда предатель продал за тридесят сребреников не только Христа-Благодетеля и Спасителя, но и навеки потерял свой мир душевный и в отчаянии шед удавися. Всеисторически известные нам враги неба и вечности, враги Бога и Христа, вместе с утратою веры и надежды, навсегда теряли и свой покой душевный и с великою печалью оставляли мир сей. Типичным представителем подобного рода людей может быть указан Юлиан Отступник. И наш недавний покойник Лев Толстой так печально и уныло скитальцем окончил жизнь свою именно потому, что вместе с утратою веры во Христа – Сына Божия навеки должен был расстаться и с миром душевным, и вечным покоем во Христе. Как видите, утрата мира Христова вовсе не шутка. Во гневе на ближнего даже молиться нельзя. «Если ты, говорит Иисус Христос , принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, – оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Но мир Христов, христианская настроенность духа есть дар неба, дар Господа: «Господь крепость людем своим даст, Господь благословит люди своя миром». «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам», говорит Христос. Таким образом, мимо Христа, мимо христианства нельзя получить мира Христова. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, говорит Спаситель, и Я, только Я, упокою вас». Впрочем, Господь и от нас требует некоторых обязательств, если мы пожелаем стать людьми мира, сынами царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010