251. В чем значение Христовой Заповеди: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» ( Mф. V, 9 )? Эта заповедь указывает – как высоко Бог возносить подвиг всех, творящих мир в человеческом обществе и одновременно, эта заповедь раскрывает Божественную природу мира в человеке. 252. Что есть мир и кто начальник мира? Мир есть состояние духовного успокоения, радость человека о согласовании его дел с велениями Бога, это – внутренняя тишина пребывания в Боге ( Быm. XXVIII, 16–22 ). Мир души есть плод воздействия на нее духа ( Гaл. V, 22 ). Мир между людьми есть забвение вражды и взаимное доверие во имя Бога ( Быm. XXVI, 28–31 ). Мир есть Божие дарование ( Чuc. VI, 26 ); насаждение мира на земле является одним из Божественных намерений Воплощения, оттого над благом мира господствует Христос – Князь мира , по слову древнего пророка ( Uc. IX, 6 ; Иоан XIV, 27; 2 Фесс. III, 16). 253. Что можно привести из Нового Завета о том, что мир явился полностью – через Иисуса Христа? Св. апостол Павел богодухновенно говорит о Христе-Примирителе: «... ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших никогда отчужденными и врагами по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Koл. I, 19–20 ). 254. Как было возвещено людям принесенное Спасителем блого мира? Сошествие на землю блага мира было возвещено ангелами пастухам в ночь Рождества Христова ( Лyk. II, 14 ). Сам Господь дал заповедание мира Своим ученикам: а) каждому, для устроения своей души и б) всем, для всеобщого примирения. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам« ( Uoah. XIV, 27 ). »Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» ( Uoah. XVI, 33 ). Мир «во Мне» и «мир Мой», значит – по Моему завету и учению, по Моему примеру. «Мир имейте между собою» ( Mk. IX, 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Павла ясно показывают, что цель церковной дисциплины, по которой из области церковной извергается все нехристианское, не в мнимом оберегании самоуслаждающейся нравственной чистоты христиан, а исключительно в репутации Церкви. Само собою понятно, что принадлежность к Церкви не должна бы доставлять людям никакой материальной и мирских выгод. Затем, как святая, Церковь должна избегать всего мирского в своей общественной жизни, в своем устройстве: мирская власть, мирской суд, полиция, войско – в Церкви не должны иметь место в безусловном смысле. «Царство Мое», сказал Господь, «не от мира сего: если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня: но ныне царство Мое не отсюда» ( Uoah. XVIII, 36 ). Для церковной жизни нельзя ставить целью видимого водворения царства небесного на земле. В связь с этим должно быть поставлено то свойство Церкви, что она не определяется территориальными границами и не отделяется от мира видимым общественным устройством: ее члены входят в естественные формы общественной жизни, так что с этой стороны церковная жизнь состоит в общении между собою христиан, рассеянных в мире, а не в выселении их из мира. И святость Церкви, ее характер не от мира сего, в применении к индивидуальной жизни христиан означает лишь то, что христианам должен быть чужд дух князя мира сего, а не то, что они не могут входить в естественные нормы мирской жизни, – они не должны быть мирянами в смысле людей «от мира сего», но могут быть мирянами в смысле полноты естественной жизни. Даже «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его». Вообще «каждый оставайся в том звании, в котором призван» ( I Kop. VII, 12, 13, 20 ). Но будучи не от мира сего, Церковь должна действовать на мир. Какими же путями? Как чуждая в своем устройстве всего мирского, Церковь не может действовать на мир внешними мерами. К таким внешним мерам должно отнести как действие на мир чрез государство, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Он дал совсем не такой мир, какой может дать мир сей, людьми населенный, сей мир, полный неправды. Мир, полученный от мира, а не от Бога, есть шаткий, неверный, колеблющийся мир, который то и дело вновь переходит в войну. Этот мир уживается в сердце людском и с враждой, и со злобой, и с ненавистью. Мир, которого люди ждут не от Бога, а от мира сего — это никуда не годный, ничего не дающий сердцу мир. При этом мире от мира сего покоя в сердце человеческом нет. А мир, который дает Христос, дает нам глубокий, полнейший, всегдашний и ничем не нарушаемый мир. Такой мир всех святых, мир их успокоенных Господом сердец. Их ничто не волнует, ничто происходящее в мире, от которого они отреклись. Они не интересуются событиями мирской жизни, они живут своей глубокой внутренней жизнью, жизнью умиротворенного Богом духа. Вот такой мир, мир ничем не нарушимый, дает Христос Своим ученикам и тем, кто способен быть причтен к лику Его друзей. Этого мира отнять никто не может, ибо он дается Самим Богом. Когда Господь Иисус Христос посылал Своих учеников на проповедь, Он говорил им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится» (Лк. 10, 5, 6). Смотрите, как удивительны слова этого приветствия апостолов! Слово приветствия «Мир вам» имеет какую-то самостоятельную жизнь, оно живет, оно движется, оно входит в сердце человека, который примет его, который сам является сыном мира, который достоин Божьего мира. Тогда мир на нем почиет. А если это не сын мира, если далек от Бога человек, то мир, преподанный апостолами, к ним возвратится. Как будто живая жизнь в этом слове: «Мир вам». Оно действует самостоятельно, может вселяться в сердце человека, может и не вселяться, может возвратиться к тому, кто преподал мир. Вот как огромна глубина этого первого слова Христова, к апостолам обращенного: «Мир вам!» Если так важен мир Божий, если так необходим каждому человеку, то не должны ли мы сказать, что стяжать мир есть великая цель всякого христианина, всякого человека?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

них, это Божие откровение. «В последние дни сии говорил нам в Сыне». Выражения: последние дни или последние времена, или последнее время, в священном Писании как ветхого, так и нового завета 25 означают время пришествия на землю обещанного Искупителя. Это последнее время или эти последние дни обнимают и пребывание Господа Спасителя на земле, и все продолжение благодатной Церкви Христовой до скончания мира. Время явления Спасителя на земле и последующее – до скончания мира, или до второго пришествия Господа на землю, называется последними днями или последним временем потому, что по пришествии обетованного Спасителя на землю наступило то время, которого ожидали так долго – со времени первого обетования, данного прародителям, Адаму и Еве, и с наступлением этого времени исполнились великие обетования, так многократно повторявшиеся в продолжение более пяти тысяч лет. Явление Спасителя на земле и совершенное Им спасение рода человеческого чрез принесение Себя в жертву за грехи мира – это последнее величайшее дело Божеского попечения о восстановлении рода человеческого. Благотворные последствия этого великого дела будут продолжаться до скончания мира: потому и все продолжение времени от пришествия Сына Божия на землю до скончания мира есть последнее время, или это – последние дни. По окончании сего времени настанет новое состояние мира, настанет вечное царство славы, а времени уже не будет. «Говорил нам в Сыне». Говорил, т.-е. учил или открывал волю Свою, нам, т.-е. всем призываемым ко спасению чрез веру в Иисуса Христа. Сын Божий пришел в мир для спасения всех людей, – и Он есть умилостивление за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ). «В Сыне», или чрез Сына. Бог говорил или открывал Свою волю в последние дни, не чрез пророка, или избранного из людей и облагодатствованного, которого можно было бы назвать сыном по благодатному усыновлению, но чрез единородного Сына Своего, Богочеловека Иисуса, истинного Бога и истинного человека. «Которого поставил наследником всего». Это говорится о человеческом естестве Сына Божия, воспринятом для нашего спасения. Сын Божий по Божескому Своему существу от вечности есть Владыка и Господь всего мира, видимого и невидимого; а по человеческому естеству Иисус Христос за претерпение смерти славою и честию увенчан, как учит Апостол ( Евр.2:9 ). В том же смысле и Сам Иисус Христос; пред вознесением на небо, сказал своим ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Слова Господа тоже значат, что и поставлен наследником всего, или получил владычество над всем миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Будем измерять свое духовное настроение той мерой, какую указал Господь, когда сказал: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» ( Мф. 22, 37 )! Между тем мы, обольщая себя мыслью, что те или иные удовольствия мира сего дозволены или не запрещены в Евангелии Христовом, готовы предаваться им без меры и размышления, со страстью, которая совершенно погашает в сердце нашем любовь ко Христу. Конечно, не запрещено в Евангелии пользоваться благами мира, но в какой мере? Не заповедал ли Господь всем Своим последователям (не инокам только) оставлять и даже возненавидеть ради Него жену, детей, братьев, сестер, имения ( Лк. 14, 26 ), когда кто начинает любить их более, чем Христа, оставлять если не самым делом, то волею, путем подавления в сердце пристрастной любви, погашающей любовь ко Христу? Конечно, не запрещено людям ни наслаждаться благами мира, ни жениться, ни пользоваться вообще благами мира, но как пользоваться? Так, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие, и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие» ( 1Кор. 7, 29–30 ), то есть не предавались бы любви к миру с всепоглощающей страстью. Не поэтому ли Господь, не запрещавший жениться и пользоваться благами мира сего, чрезмерное пристрастие ко всему этому приравнивал к состоянию развращенного мира пред всемирным потопом или во время гибели Содома и Гоморры: «Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17, 26–30 ). Той же мерой, какую указал Господь, то есть мерой совершенной любви ко Христу, измерят пусть, наконец, свое настроение и те, которые страстно мечтают оставить свое духовное звание. Самое слово «звание» не должно ли напоминать питомцам духовной школы, что они, если не все, то, быть может, весьма многие, были званы Отцом небесным к духовному служению? Итак, пусть прежде тщательно испытывают себя: слышали ли они этот зов, не заглушили ли его в себе, не вверен ли был и им талант для подобного служения, не отреклись ли они от последнего потому лишь, что захотели идти не тесным путем подвига пастырского, а широким путем мира сего?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Господь Иисус Христос Сам лично и чрез Своих Апостолов снабдил Своих последователей предречениями, предостережениями, указаниями, утешениями и обетованиями на все времена, на случай встречи со всяким веком, со всяким направлением умов. Опирайтесь на эти указания, держитесь за них со всею силой убеждения в их истине, и вы увидите, как твердо станете на почву современности, какую жизнь и силу внесете в деятельность современного общества. Господь и Его Апостолы веком или миром называют все человечество, находящееся за оградою церкви Божией, неведущее Христа и неусвоенное Им, живущее остатками своих естественных сил, движущееся по влечению своих помыслов, стремлений, страстей. Во дни земной жизни Спасителя оно представляло действительно целый мир и было управляемо князем Мира, врагом Божим. «Ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Иоан. 12, 31 ), говорил Господь незадолго пред Своими страданиями. Он низложил Своею смертью князя мира сего, и после вознесения на крестное древо привлекает к Себе из мира все способное в Него уверовать, Его принять, возлюбить и Ему последовать. Верных «Ему, как пастырь овец, Он держит в ограде церкви Своей, под крепкою рукою Своей, и не восхитить их никто же из руки Его» ( Иоан. 10, 28 ). Но люди свободны. Подлинно, как овцы неразумные, они нередко своенравно выбегают из двора Господня и делаются добычею древнего волка. Из этих побегов и в странах, которые считают миллионами людей, носящих имя Христово, образуется опять мир, тот же мир языческий, с теми же древними свойствами: враждою к церкви Божией, со страстью к чувственным наслаждениям, с особенным стремлением их разнообразить и доводить до животности и противоестественности, с гаданиями, волхвованиями, вызыванием духов и в то же время с тоскливым исканием потерянной истины, добра и счастья. Вот мир, вот век, с которыми вы имеете дело. Осмотритесь кругом, прислушайтесь к тому, что делается в чужих краях, и вы узнаете его по этим чертам. Он вас порицает, над вами смеется, старается пристыдить и смутить вас! Это так естественно после того, что сказал Господь: «если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Иоан. 15, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

«Сохрани их от мира», — молится наш Господь. Неужели Он хочет взять Своих учеников из этого мира, послать огненные колесницы, как послал пророку Илии, чтобы вознести их на небеса, чтобы они были избавлены от этого мира? Нет, Христос молится о другом. Он не молится о том, чтобы Его ученики могли избежать мира и его ненависти. С неизбежностью эта ненависть обрушится как на Христа, так и на Его учеников, потому что они не будут соответствовать понятиям этого мира. Мир, который лежит во зле и во лжи, и те, кто освящены Божией истиной, всегда будут противостоять друг другу. Воля Божия, воля Христова в том, чтобы мы взяли свой крест, а не сошли с него. И среди нас будут мученики, но каждый в свой черед, пока не завершится свидетельство. Не молю о том, чтобы Ты избавил их от скорбей этого мира и от труда, и от креста — молит Господь — но о том, чтобы они были избавлены от неприязни, чтобы в этом противостоянии миру они могли победить, чтобы мир не победил их. И те, кого хранит Бог, будут всегда в безопасности, потому что кто может противостоять силе Божией! Под Божественным покровом будут всегда все, кто совершает служение Божие, кто стоит за истину. И в этот момент Спаситель обращается к Богу Отцу. «Отче Святый», — говорит Он. Бога он называет Святым, то есть, Тем, Кто ненавидит грех. И Кто сделает святыми всех, кто Ему принадлежит и сохранит их от греха и от всякой лжи. «Сохрани их от зла», — говорит Он. «И избави нас от лукавого», — молимся мы Господу — защити от диавола искусителя, чтобы вера наша устояла. Спаси нас от губителя душ человеческих, сделай так, чтобы не было у нас смертельно опасного заблуждения, сохрани нас от зла мира сего. Не о том молится Господь, чтобы не было у нас скорбей и искушений, но чтобы мы сохранили свою веру в чистоте и непорочности, пройдя через все. Сегодня мы, может быть, больше, чем когда-либо, нуждаемся в том, чтобы защитил нас Сам Господь. Мы погибнем, если Ты, Господи, не сохранишь нас. Но чем страшнее испытание, тем драгоценнее сияет истина, тем совершеннее радость.

http://moral.ru/седмица-6-я-по-пасхе/

По Воскресении Своем Господь, хотя и не жил с учениками, а только являлся им, однако оставался на земле, в пределах этого мира, принадлежал к нему, пребывая в таинственном состоянии восхождения, совершающегося («восхожду ко Отцу Моему»), но еще не совершившегося («еще не восшел ко Отцу Моему»). Это восхождение окончательно совершается в Вознесении, которое означает удаление Христа из этого мира. О Вознесении Господнем сообщает кратко ев. Марк (16, 19): «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога», пространнее ев. Лука (24, 51): «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо», и в Деян. (1,9): «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Здесь самое событие только обозначено в образах внешнего отдаления с поднятием на воздух (как это и изображается на иконе). Но оно знаменует удаление, исчезновение из этого мира уже окончательное: и ранее Господь скрывался из глаз учеников после явления Своего, становясь невидимым ( Лк. 24, 21 ), как бы истаевая пред ними. Теперь же это удаление совершается не в пространство, не в даль, но в высь, «в небо». Оно было пережито, прочувствовано учениками, как уход из этого мира, им предуказанный. В прощальной беседе Господь говорит об этом: «Дети, не долго уже быть Мне с вами... куда Я иду, вы не можете прийти (Ин.,13, 33)... когда я пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе... еще немного, и мир не увидит Меня (14, 3)... иду ко Отцу Моему (14, 12, 16, 16)... лучше было вам чтобы Я пошел, ибо, если не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (16, 7)... Я исшел от Отца и пришел в мир, и опять оставляю мир и иду ко Отцу (16, 28)... и ныне прослави Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (17, 5). В Евангелии от Иоанна нет прямого рассказа о Вознесении Господнем, как у ев. Марка и Луки. Верный обычному своему правилу, он не повторяет, но восполняет их повествование. В данном случае он дает, так сказать, богословие Вознесения, которое и составляет центральную ось прощальной беседы: удаление Христа из мира, т. е. Вознесение, и пришествие Утешителя. Иными словами, тому, что символически ознаменовалось как событие в мире физическом, здесь дается смысл и сила метафизическая или метакосмическая: удаление Христа из мира, которое естественно напрашивается на сопоставление с Его пришествием в мир – («в мире был» (Ин., 1, 10) и Его новым, вторым пришествием в мир. Облако, взявшее Христа ( Деян. 1, 9 ), есть Слава Божия, согласно прощальной молитве ( Ин. 17, 5 ), подобно тому как и в Преображении Господнем «светлое облако осенило их» ( Мф. 17, 5 – Мк., 9, 7. – Лк. 9, 34 ), и из него раздался глас Отца, свидетельствующий о Сыне. Облако и в Ветхом Завете есть знак присутствия Божия и Славы Божией 68 и сокрытие в облаке означает приятие Божественной Славы. Что же означает это?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Страстно живущие по своим похотям... из-за того, что за предсказанием пришествия Господня не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток, бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними» (Феофилакт). Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 5–7. Апостол начинает ответ на вопрос ругателей, или насмешников, относительно пришествия Господня. Этот ответ и вообще речь апостола о сем очень затруднительная для объяснения, особенно в некоторых сторонах объясняемого предмета, недоступных для объяснения по существу. Апостол Павел говорит, что мы только верою познаём устроение мира от начала ( Евр. 11:3 ), верою же только познаём и совершение его или, точнее, переустройство его, когда, по кончине теперешнего порядка мира, явится новое небо и новая земля, то есть весь порядок мира будет новый (ст. 13; ср. Апок. 21:1 ). Теперь это – такая же тайна, как и творение мира из ничего, и только после кончины этого мира, или по обновлении его, это будет не тайна веры, а знание чрез видение ( 1Кор. 13:12 ). – Внешняя сторона речи и аргументация апостольского противопоставления возражению насмешников относительно пришествия Христова и кончины мира такова: если лжеучители, или насмешники, говорят, что мир, как всегда от начала стоял, так, как стоял, и будет всегда стоять, как изначала стоял, – то они говорят, совершенно не понимая дела. Правда, что Господь Бог создал и устроил мир так и в таком порядке, что он мог бы постоянно, вечно, оставаться в таком виде; но этого не будет, будет изменение в состоянии и устроении этого мира, как это предвозвестил Господь и через пророков, и через апостолов ( Быт. 8:22 ; Ис. 51:6 ; Лк. 21:33 ; 1Кор. 7:31 и мн. др.). Именно, будет время при пришествии Христовом, когда мир нынешний в полном составе своем, то есть небеса и земля, или вся вселенная, будут разрушены огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010