Понятие о таинстве. Необходимость этого таинства. Обетование о сем таинстве. Образ совершения миропомазания. Священное Миро. Невидимые действия миропомазания. Свидетельства древнехриих отцов. Опровержение возражений. Понятие о таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, взращающие и укрепляющие в жизни духовной» (Катихизис). Необходимость этого таинства Верующий, оправданный и очищенный Святым Крещением от грехов прародительского и личных, однако не свободен от самой наклонности ко греху. Эта наклонность является в нем не господствующей силой, как бывает в не возрожденном благодатью Божией человеке, а только искушающей, возбуждающей ко злу; при благоприятных условиях эта наклонность может возобладать над человеком, подчинив себе его волю и снова сделать его рабом греха и диавола (ср. 2Пет.2:20–21 ). При таком состоянии возрожденного, ему невозможно одними своими силами сделаться новым человеком ( Еф.4:24 ), почему и крайне необходима чрезвычайная сила Божия, дары Святого Духа, могущие содействовать ему в деле нравственного обновления и искоренения всех злых качеств, гнездящихся в его духовной природе. Как в жизни, естественной человеку, сейчас же после рождения, необходимы воздух, свет и т. п., для поддержания своего существования и развития, так и после духовного рождения – крещения – необходимы силы Духа Святого для возрастания и укрепления крещеного в жизни духовной. Такая Божественная помощь и подается новопросвещенному, по любви Божией, в таинстве миропомазания. Обетование о сем таинстве «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Миропомазание есть особое, отдельное от крещения таинство В этом убеждает нас Священное Писание. Апостол Петр сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Потом во втором видении, видя Того же Господа, говорит: «И я увидел, посреди престола и четырех животных и посреди старцев Агнца стоящего, как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( Отк.5:6 ). И еще о том же Агнце говорит: «и вот конь белый и сидевший на нем назывался Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует; очи у Него, как пламень огненный и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, Которого никто не знает, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью, и имя Его называется Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости гнева Бога всемогущего. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господ господствующих» ( Отк.19:11–16 ). Так всегда Слово Божие имеет, так сказать, очертания будущих вещей и показывало как бы виды распоряжений Отца людям, научая нас Божиему. 12. Впрочем не чрез видения только, которые были видимы, и не чрез слова возвещаемые, но и в действиях Он являлся пророком, чтобы чрез них (пророков) прообразовать и предпоказать будущее. Поэтому пророк Осия взял «жену блудницу», свода действием пророчествуя, что «будет блудодействовать от Господа земля» ( Ос.1:2–3 ), т. е. живущие на земле люди и от такого рода людей Бог благоволит взять Церковь , которая будет освящена чрез общение с Его Сыном, как и та женщина освятилась чрез общение с пророком. И поэтому Павел говорит, что «жена неверующая освящается мужем верующим» ( 1Кор.7:14 ). Потом пророк называет своих детей «не получившими милости и не народом» ( Ос.1:6–9 ), чтобы, как говорит Апостол, «не народ стал народом, и не возлюбленная стала возлюбленною; и на том месте, где они названы не народом, назывались сынами Бога живого» ( Рим.9:25–26 ). То, что пророком, образно представлено чрез действие, Апостол показывает, что оно истинно сделано Христом в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Православный христианин во всех жизненных обстоятельствах должен быть верен этому высокому званию. Поведение его должно быть естественным. Избегая показного фарисейского благочестия, он всегда должен помнить, что призван быть исповедником своей спасительной веры и побеждать в себе малодушие. Архиепископ Серафим (Соболев ; 1881–1950), архиерей высокой духовной жизни, писал: «К великому сожалению, и до сих пор большая часть русских людей, по крайней мере, проживающих за границей, не может расстаться с этим позорным и гибельным стыдом, и хотя имеет православную веру, но ее не исповедует как свою господствующую силу. Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф. 10:33 . Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8:38 . Приведенные слова Христа показывают, что недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу( Ин. 5:44 . Разумеется, мы не имеем исповеднической веры не только по тщеславию, но и по другим основаниям. Мы скрываем свое православие в силу страха от смертельной опасности, что в особенности наблюдается теперь в России; или – вследствие опасения лишиться временных для нас выгод, что имеет место не только на родине нашей, но и здесь, за границей» (Русская идеология. Гл.3). Необходимо прилагать разум ко всем обстоятельствам, снисходить порой к духовным немощам окружающих нас людей, но никогда не идти на поводу их. Нужно угождать Богу. Люди же могут соблазнятся по любому поводу. Архиепископ Александр (Толстопятов; 1878–1945), немало лет проведший в лагерях, вспоминал двух архиереев, находившихся с ним в заключении. Один любил всегда молиться уединенно. При всякой возможности уходил в укромное место, где никто не мешал ему совершать духовный труд. Люди соблазнялись и говорили: никогда не молится. Другой архиерей умел общаться с Богом при любом многолюдстве. Те же самые люди вновь соблазнялись и говорили: молится на показ. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом ( Фил.4:5–6 ). Правда ли что за многочисленные грехи Ангел-Хранитель может покинуть человека?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Практическая деятельность столь же многообразна, сколь и индивидуальна. На лицо различия от природы и Бога и различия от свободы человека. Уравнение первых невозможно, потому что противоестественно. Уравнение же вторых невозможно, потому что случайно. Невозможное в условиях природы возможно в условиях любви: от переполненной чаши гениев и талантов она переливается в умы и сердца народов, подобно солнцу светит в окружающую среду, теплит и животворит своим дыханием. На солнце этой действенной любви и шли спасаемые в Церковь . Под солнцем этой любви и совершалось богослужение первых христиан. И было это богослужение прежде всего „общением“ любви – примирением социальным и экономическим. И все это по слову Господа: „цари господствуют над народами, и владевшие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий. Ибо кто больше, возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А я посреди вас, как служащий» ( Лк. 22:25–27 ); „если Я Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали тоже, что Я сделал вам“ ( Ин. 13:14–15 ). Если Христос у ноги Своих учеников, то и цари и все сильные и великие мира сего должны быть там же, если они – христиане: быть начальством в служении смиренной любви и темь большей, чем больше их власть и величие, должны умывать ноги, если это в обычае гостеприимства, или делать аналогичное этому великое дело любви, совершенствоваться по духу Христову: „будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный“ ( Мф. 5:48 ), „Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим“ ( Мф. 19:21 ). Любовь не терпит изолированности: она требует быть всем вместе, „иметь все общее“ и „служить“ интересам целого. И если имения и всякая собственность стояли на пути этих требований, торжествующая любовь сметала их с своего пути, чтобы склониться к нужде каждого „единого от малых“ (Деян. 2ср.  Мф. 25:40–45 ), „единого от братии“. Все эти „малые“ не могли не иметь „нечто“ ( Мф. 5:23 ) на господствующих властью и на преобладающих капиталом, поскольку в этом господстве и преобладании не было служения любви но духу Христову; поэтому нужно было полное примирение между ними прежде евхаристии и молитв, прежде принесения благодарного дара Христу Богу, и оно, как свидетельствует книга Деяний, достигалось в собрании первенствующих христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прочии цари народов, если и не редки, и воображают о себе нечто великое, но ни один из них не царь в действительности, только украшаются и тщеславятся высоким именем, но не благоволит и не почивает в них Бог. Царствуют же только частию, по снисхождению Божию. Поэтому, кто не любит своего богопоставленного царя, тот не достоин именоваться христианином. И сие подлинно так. Приветствую также возлюбленного во Христе брата, господина Константина, потому что я очень обрадовался богоприятному делу и блаженной жизни, которую он избрал по благословению Бога. Да даст ему Господь терпение. Приветствую вас обоих и я - смиренный Савва иеромонах - во Христе. Прочее, братия моя мирствуйте, и Бог мира и любви да будет с вами. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа со всеми вами, тако рассуждающими и ожидающими блаженного явления Господа и Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.   Вашего превосходительства любящий и смиренный во Христе брат.Смиренный Иларион грузин,год 1863, февраля 4. «Просите же меня совершать горячие молитвы за Августейшаго нашего Императора, которого Господь наш Иисус Христос, единый истинный Бог, Царь царствующих и Господь господствующих, рекший, что Мною цари царствуют, – избрал и предопределил на служение сие пасти наследие Его [земную Церковь Его]. Сам Господь да сохранит Его, как зеницу ока, соблюдая Его выше всякаго искушения и покоряя под ноги Его всякого врага и супостата. О сем, брате, нет надобности кому-нибудь просить меня, т.е. молиться за Царя, за Россию и за все христианство [именно таков приоритет: сначала за Богопомазанника, затем за страну Богоизбранного Русского Народа и только потом за все христианство!]: ибо я и грешен, и не имею дерзновения как праведники – хотя горячее благовестие воображает о мне выше [на Афоне это был один из основных столпов благочестия] нежели я есмь; однако, на сие стремлюсь самоохотно, потому что какая иная важнейшая забота, или сердечное желание, или иное какое занятие могут быть у меня?...»

http://isihazm.ru/1/?id=1435

Результат же индивидуалистической экономики один – насильственное обнищание большинства и обогащение меньшинства путем «законного» перераспределения ресурсов Земли и Человечества. «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» ( Иер.22:13 ). Коллективистское общество, вкусившее благо социального равенства, противится новому индивидуалистическому порядку социального неравенства и, не имея позитивной альтернативной программы гармонизации своего социума, возвращается к отвергнутой идеологии коммунизма. Церковь должна предложить соотечественникам альтернативу господствующим социальным концепциям. Общественное устройство будет справедливым, если в нем будет непротиворечиво сочетаться коллективизм и индивидуализм, милосердие и справедливость. То, что человек может реализоваться только как общественная сущность, подтверждается многими притчами Спасителя, в которых говорится о пире, о лозе, о работниках и других образах совместного бытия рабов Божиих: «И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» ( Мф.22:10 ). Коллективизм должен проявляться в том, что каждая личность должна быть столь уважаема, что ей обеспечивался бы действительно равный доступ к общественному материальному достоянию и равные возможности самоопределения в обществе. Индивидуализм должен проявляться лишь в том, что каждой личности следует предоставить максимум возможностей реализовать свой интеллект в любой сфере социальной жизни, не ущемляя прав общества, то есть иметь свободу как сделать, так и сказать: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них» ( Мф.25:20 ). Общество должно быть ареной реализации прав и обязанностей личности, а личность – должна быть реализацией общества как богоустановленного способа бытия самого человека. В равной мере недопустимы тоталитаризм коллектива (коммунистического и нацистского толка) и тоталитаризм личности (буржуазно-олигархического толка).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рядом с утонченным богатством уживалась самая жалкая бедность, которая тоже заражена была господствующими пороками, и народная масса Коринфа пред­ставляла собою ту страшную бездну безотрадного падения, до ко­торой только может доходить человек. Чтобы основать церковь Христову в этом царстве греха и развращения, требовалось не только боговдохновенное слово такого проповедника, каким был ап. Павел, но и явно высшая помощь, нравственное чудо. С своею проповедью ап. Павел обращался здесь уже не к высшим образованным классам, которые в Афинах доста­точно обнаружили свою закоснелость в мнимой философской му­дрости, а к темь жалким подонкам общества, которые более всего нуждались в утешении Евангелия. Деятельность его началась среди мелких ремесленных классов, состоявших отчасти из иудеев, и первыми плодами проповеди было обращение к вере семейства Акилы и Прискиллы, которые, бежав из Рима вследствие указа императора Клавдия об изгнании иудеев, при­были в Коринф и начали заниматься скромным ремеслом – делания палаток. Обращение этого семейства было великим благом для апостола. Он подружился с ними на всю жизнь, нашел у них помещение и даже работал вместе с ними, до­бывая себе этим насущный хлеб. По субботам он занимал­ся проповедью в иудейской синагоге и приобрел еще нескольких последователей, и между ними Криспа, начальника синагоги. Но так как иудеи Коринфа вообще враждебно отнеслись к апо­столу, то он, «отрясши одежды свои, сказал: кровь ваша на глазах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». С этого времени он оставил синагогу и исключительно обращался с проповедью к язычникам, среди которых и имел значитель­ный успех. Среди обращенных язычников были известные впоследствии Гаий и Стефан, отличавшиеся истинно христианским гостеприимством и любвеобильною благотворительностью ( Рим. 16:23 ; 1Кор. 16:15–17 ). Местом своих собраний апостол избрал дом некоего Иуста, находившийся подле синагоги, и там был первый храм молитвы и собраний коринфских христиан. Враждебное отношение иудеев на время привело было апо­стола в уныние, и он хотел прекратить свою проповедь; но дух его подкреплен был ночным видением Господа, который сказал ему: «Не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто тебе не сделает зла; потому что у Меня много людей в этом городе».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

С момента своего уникального и неповторимого возникновения (Иерусалим, 33-й год Р.Х., день Пятидесятницы) бесконечно чтит Православная Церковь внутреннюю свободу воли каждого человека, ибо эта свобода есть дар Божий. Православие знает еще и свободу духовную – власть личности над собой, над своей природой, в первую очередь над своим эгоизмом, своими страстями и недостатками, греховными чувствами и влечениями. Для оценки толерантности важно еще то значение (смысл, стоимость) человека, которое реально предоставляют официально господствующая идеология, а также его личные убеждения. Кто такой человек? Как он возник? Случайно на мгновение из бездушной материи или целенаправленно и навечно по Образу Бога? Во втором случае ценность человека и его конкретной жизни неизмеримо большая, чем в первом варианте. А значит, и уважение к другому человеку, терпимость к его инаковости, любовь к нему бесконечно более высоки. То же можно сказать и об отношении человека к самому себе. Отсюда для православия ближним является любой иной человек, независимо от его веры, национальности, профессии, пола, возраста, здоровья и иных признаков. «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22, 36–41 ). Видите, как написано – «подобная ей», через любовь ближний по благодати ставится рядом с Самим Богом. Любовь преодолевает все ограничения бытия, и трансцендентность, и имманентность. Это – онтологические и антропологические аксиоматические пределы толерантности. Поэтому православие призывает и молится: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» ( 2Фес. 3, 5 ). Устами апостолов оно учит: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21, 19 ); «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак. 1, 4 ); «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ( Кол. 3, 12 ). А это и есть призыв к настоящей и всеобъемлющей толерантности. Поэтому в Российской Империи не было этнических и религиозных войн. Православие молится не только за всякого ближнего, но в своей сверхкосмической любви и за государство, правителей, природу, весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сегодняшнее беснование во всем мире воистину не идет ни в какое сравнение с тем, что было тогда. Оно становится чертой быта — всякое ведьмовство, колдовство, растленная реклама на улицах, по телевидению. В школах насаждается разврат, неразрывно связанный с оккультизмом. Совершается как бы черное посвящение людей, начиная с самого рождения. Это беснование с неизбежностью приведет к еще более страшной войне против Христа и Его Церкви теперь уже во всем мире, потому что сатана ненавидит Церковь. Весь смысл его существования в том, чтобы стереть ее с лица земли. И он ненавидит человека. Какие еще испытания предстоит нам пережить? Об этом мы не должны никогда забывать. И в то же время должны помнить о силе, которую Господь дал Своей Церкви от древних апостольских времен до наших, близких к нам святых, до преподобноисповедника Гавриила, который был нашим современником, и отошел ко Господу в 1959 году. Всей Церкви Господь дал власть над бесами, всем уверовавшим в Него и крестившимся во имя Его. Поэтому мы должны идти на молитву как в сражение. В мире, где грех утверждается как норма, нам надо помнить призыв святых «даже до крови сражаться против греха» (Евр. 12, 4). Тогда «Бог мира сокрушит сатану под ногами нашими вскоре» (Рим. 16, 20). Не страшитесь зла в сегодняшнем мире. Так написано, так попущено злу раскрыться до конца, так дана диаволу на время свобода бесчинствовать в отступническом мире. Так подобает Церкви, сражаясь вместе с Господом, войти в славу Его и победить Его врагов. Они будут вести брань с Агнцем, эти враги. И Агнец победит их, ибо Он есть Царь царствующих и Господь господствующих. И те, которые с Ним, суть званые и избранные, и верные (Откр. 17, 14). Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 12. Ответ на 11, дед: Помощи Божией и Спаси Вас, Господь! С НАМИ БОГ!

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/17/ne...

Слово Божие дает подробное описание помазанника сатаны. После всеобщей катастрофы в течение короткого времени он установит небывалое процветание и мир. Наконец, ему будут сопутствовать великие мистические духовные явления. Книга Откровения говорит, что он будет ранен в голову и чудесно исцелится. В его распоряжении будет вся мистика «New Age». Великий духовный вождь, описанный в Апокалипсисе как лжепророк, приведет к объединению все религии. «Зачем нам Христос? — скажут люди, — Посмотрите, сколько миллионов людей погибли в разных войнах (не исключая гонений на Церковь), сражаясь за Христа. И что это дало? Вот человек мира, он с нами здесь, он был убит и восстал из мертвых. Что еще нам желать!» Но вслед за этим наступит время небывалых ужасов. Антихрист, объединитель мировых религий, тот, кто положил конец всем войнам, откроет перед человечеством свое истинное лицо, сея вокруг себя смерть и уничтожение. Это будет высшее проявление жестокости и насилия, которое когда-либо существовало на земле. Об антихристе сказано, что ему даны были «уста, говорящие гордо и богохульно». Наступит время принятия «печати зверя». Многие скажут: «У нас нет иного выбора. Мы не можем ни покупать, ни продавать без этого». А когда они примут эту печать, они навеки погубят свою душу. Нам трудно поверить, что некоторые из присутствующих здесь доживут до этого. Но всем нам дано будет увидеть Второе Пришествие Господа Иисуса Христа. Он пришел в первый раз как «Младенец повитый, лежащий в яслях». Второй раз Он явится во славе как «Царь царствующих и Господь господствующих», и «Царству Его не будет конца». В первый раз он предстоял перед судом земной власти Пилата и Ирода. Воины насмехались над Ним и плевали на Него. Во второй раз, когда Он явится во славе, Ирод и Пилат, и все правители мира предстанут пред Ним на Последнем Суде. Писание говорит, что «всякое колено преклонится перед Ним, небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Первый раз Он был распят на Голгофе, второй раз Он явится во славе со святыми Ангелами судить живых и мертвых.

http://pravoslavie.ru/46441.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010