Привычным фоном истории Русской Церкви служит почва национально-государственная. Церковь живет, так сказать, в своем доме и является религией господствующей, защищаемой государством. Такова судьба церкви в Руси Московской. Но издавна многим восточным православным церквам пришлось существовать, хотя и на своей территории исторической и среди своей национальности, но под чужой и в национальном и в религиозном отношении властью и быть на положении религии с ограниченными правами, утесняемой и даже гонимой. Таково положение православных церквей на Востоке в рамках персидского, арабских и турецкого государств. И церкви восточной в известном смысле издавна привычна эта трагическая ограниченность свободы и эта ее ограниченная миссия. С государственным разделением Руси в XV в., для русской церкви в границах Литвы-Польши наступило положение не столь трагическое, как на порабощенном исламом Востоке, но в своем роде положение более тревожное и мучительное. Свобода православия в границах Литвы-Польши не отменялась во имя иной господствующей религии, но православие обречено было на мучительную двусмысленность, на замаскированное и все время возраставшее гонение, на вымогательство путем политических ограничений и давлений измены православию во имя господствующей в государстве римо-католической религии. На вымогательство и введение унии мерами государственного давления. К православию здесь традиционно принадлежали два народа: русский и большинство литовского. Русский народ диалектологически здесь принадлежал ко всем трем своим ветвям: великорусской, белорусской и южнорусской, названной греками малорусской. Если в Польском государстве южно руссы населяли Галицкие земли и являлись там в границах Польши меньшинством по отношению к господствующей польской национальности, то в Литве положение русских племен было положением не меньшинства, а подавляющего большинства, начавшего, однако, постепенно утрачивать с конца XIV в. свое державное положение, т. е. положение полноты своей государственной независимости и свободы. В составе Литвы оказались русские земли Киевщины, Виленщины, Волыни и Подолии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Часть 2. О распространении и охранении православной веры Отдел четвертый. О распространении православной веры Глава 19. Постановления о Господствующей церкви Первенствующая в Российской Империи вера есть христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. Но и все не принадлежащие к господствующей церкви, подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по ее обрядам. Эта свобода веры присвояется не только христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам, да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование российских Монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и управления силы Империи. (Ст. 40, 44, 45 Осн. Зак. Свод. 1857 г. Ст. 1 и 2 Т. 11 Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г. Ст. 73 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Одна господствующая церковь имеет право в пределах государства убеждать непринадлежащих к ней подданных к принятию ее учения веры. Но эта вера порождается благодатью Божию, поучением, кротостью и более всего добрыми примерами. Поэтому господствующая церковь не дозволяет себе ни малейших понудительных средств при обращении последователей иных исповеданий и вер к православию, и тем из них, которые приступить к нему не желают, отнюдь ничем не угрожает, поступая по образу проповеди апостольской 104 . (Ст. 78 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г. сн. ст. 4 Т. 11 ч. 1. Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г.) Никто без ведома и благословения Епархиального Архиерея проповедовать иноверным православие да не дерзает. (Ст. 79 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Духовные и светские лица прочих христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии, в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовных законах определенным. (Ст. 4 Т. 11 ч. 1 Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В.В. Каширина Святитель Феофан о католицизме В.В. Каширина, д-р филол. наук В Своде законов Российской империи XIX в. было отмечено, что «первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолическая восточного исповедания» 517 . Как отмечал святитель Феофан, «господствующая: след , над всеми другими возвышающаяся, повсюду и во всем видимая, – проходящая во все отрасли народной жизни, все собою направляющая, освящающая и оживляющая. Она радость народа, окрыление его духа, возбуждение высоких порывов. Правительство Православное терпит не свое Православие: но при своем православии, любимом, чтимом и возвышаемом, терпит другие веры, держа их, однако же, в тени. Пока будет соблюдаться у нас такой порядок, нечего опасаться охлаждения к вере, и след , отвержения Божия» 518 . В середине XIX в. усиливается политика прозелитизма со стороны католической Церкви как в границах Российской империи, так и вне ее. После Польского восстания 1830–1831 гг. в 1832 г. Главное управление духовных дел иностранных исповеданий было присоединено в качестве Департамента духовных дел иностранных исповеданий к Министерству внутренних дел. В 1839 г. в России была полностью упразднена греко-католическая церковь . В 1842 г. папа Григорий XVI в элокуции «Hoerentem diu» осудил политику России по отношении к католической Церкви и обвинил Российское правительство в отсутствии веротерпимости, гонении и уничтожении католической Церкви. В принятом в 1845 г. первом уголовном кодексе вторая глава «О преступлении против Веры и постановлений Церкви» содержала наказания «за совращения из Православного в иное христианское вероисповедание» 195), в том числе в католическое. Виновный приговаривался «к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую или Томскую», или «к наказанию розгами и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного года до двух лет». 12 декабря 1845 г. в Риме состоялась встреча императора Николая I и римского папы Григория XVI, которая подготовила заключение 22 июля 1847 г. в Риме при папе Пии IX конкордата между Российской империей и Святым престолом, в котором оговаривались вопросы организации и устроения католической церкви в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть Новая этика Евразийского Союза Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.) 23.05.2012 579 Время на чтение 7 минут Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо? В.В. Маяковский I. Постановка задачи. Опираясь на оценки, сделанные в докладе Института ЕврАзЭС « ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ОДКБ », можно сделать однозначный вывод: одной экономической выгоды и целесообразности для интеграции в рамках будущего Евразийского союза, а также для адекватного ответа глобальным вызовам (историческим, миропроектным, геополитическим, экономическим, технологическим, финансовым) недостаточно и заведомо проигрышно. Поэтому необходимо найти и сформулировать высшие смыслы совместного гармоничного (ладного) общежития стран и народов на постсоветском пространстве. То есть ответить на вопросы: ЗАЧЕМ ЖИТЬ и ЗА ЧТО УМИРАТЬ? Вполне понятно, что разумные от народа (ИАС «Русская народная линия») озаботились разработкой идеологии Евразийского союза. Идеология в переводе с греческого может означать: и высокопарное – прообраз смысла, и утилитарное – учение об идеях . Сегодня чаще подразумевается именно второе. Идеологии возникли как инструмент политики в результате перехода от доиндустриальной феодальной эпохи с господствующей религиозной картиной мира к индустриальной капиталистической эпохе с господствующей уже научной картиной мира. Рассмотрим, насколько применима сейчас идеология при формулировании высших смыслов Евразийского союза. II. Проблемы идеологии. Идеология задаёт цель, то есть отвечает главным образом КУДА ИДТИ или К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ. Определяя при этом свою опору из триады: либо человек (вообще или с определёнными качествами), либо институт общества (государство, церковь, партия, …), либо общество (в целом или его часть по национальному, классовому, иному признаку). Достаточно точно задают цели и отображаются в общественном сознании три идеологии: а) либерализм с опорой на свободного человека; б) фашизм с опорой на тоталитарное государство;

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/24/...

протоиерей Владимир Рожков Глава I. Вероисповедание и национальность Официальным символом русской государственности с 30-х годов XIX столетия была триединая формула министра Уварова: «Православие, самодержавие и народность». Первое звено этой системы – Православная Церковь – было тесно связано с остальными, духовно скрепляя их единство. В свою очередь, два последующих звена, опираясь на Православие, были призваны всячески укреплять его, ограждая от вторжения чуждых ему религиозных начал. По «основным законам» Российской империи самодержец был «верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочиния». В этом смысле император в акте о престолонаследии именовался «главой Церкви». Под «народностью» понималась внутренняя политика государства, предоставлявшая преимущества свободного развития и ассимиляции других национальных начал русскому населению империи, в подавляющем своем большинстве принадлежавшему к Православию. Понятия «русский» и «православный» в административном обиходе совпадали: татарин, поляк и еврей считались лишь русскими подданными магометанского, католического и иудейского вероисповедания, по официально установленной терминологии – «инородцами» или «иноверцами». «Наш закон, – писал в 1900 году либеральный юрист проф. М. А. Рейснер, – устанавливает своеобразное расписание всех российских подданных по отдельным вероисповеданиям. Основанием для такого расписания является отнюдь не фактическое вероисповедание лица. У нас вера и исповедание ее далеко не однозначны с принадлежностью к тому или другому церковному обществу. Действительная вера – одно, а юридическая к ней принадлежность – другое... Воля самого лица при подобной приписке имеет в общем довольно мало значения. Лицо у нас по общему правилу не приписывается само, а его приписывают к определенной вере. Его личная воля в деле перехода из состава одного религиозного общества в другое может быть осуществлена только в указанных законом редких случаях и притом очень часто только с разрешения начальства. Этим и объясняется тот, на первый взгляд, удивительный факт, что среди стомиллионного населения России нет совершенно ни вовсе неверующих, ни принадлежавших к непризнанным в стране безвредным исповеданиям... За исключением немногих «вредных» сектантов, все население страны юридически причислено к признанным исповеданиями, а как оно действительно верит, что исповедует и вообще верит ли во что-нибудь – это другой вопрос... Относительно лиц, принадлежащих к господствующей религии, формула прямо дана законом: чтобы быть причисленным к Православию, надо быть или «рожденным в православной вере» или «обратившимся к ней из других вер»... Дети родителей, отступивших от Православия в другую веру до их рождения, все же являются «рожденными в Православии» и в силу этого, во-первых, наследуют веру, которой уже не имели их родители, а, во-вторых, причисляются к этому прежнему исповеданию» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Натовские янычары в Черногории 11.06.2020 301 Время на чтение 8 минут Источник: Вместе с Россией Переписывание со стороны западной господствующей элиты истории под углом зрения антисоветизма и русофобии на практике привело к появлению в ряде постсоветских и постсоциалистических республик особой этнополитической общности, которую можно квалифицировать в качестве янычарской. Общеизвестно, что янычары, будучи выходцами из покоренных Османской империей балканских православных народов, были большими турками, чем сами турки. Точно так же обстоит дело и с современными янычарами, которые большие западники, чем сами западники. Такова природа исторического и политического ренегатства. Именно такая ситуация наблюдается сегодня в Черногории, где натовские янычары в лице их главаря Мило Джукановича развернули настоящую войну против Сербской Православной Церкви и России. Против собственного народа пошел президент Черногории Мило Джуканович, открыто выступив против православной церкви, заявил 23 мая 2020 года глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион на телеканале «Россия-24». По его мнению, попытки Джукановича создать «некую новую организацию» вместо православной церкви свидетельствует о том, что черногорский президент «не понимает собственный народ». «Сербская православная церковь в Черногории – это не некая иностранная организация, это Церковь черногорского народа» Чем же натовских янычаров не устраивает Сербская Православная Церковь в Черногории? Тем же, чем не устраивала бандеровских янычаров Украинс кая Православная Церковь Московского Патриархата на Украине, а именно: признанием этнического родства великорусского и украинского народов, то есть признанием факта единого русского народа, проживающего в России и на Украине. Так и натовских янычаров в Черногории не устраивает то, что Сербская Православная Церковь самим фактом своего бытия свидетельствует об этническом и духовном единстве сербов и черногорцев. Не нравится натовским янычарам в Черногории и то, что Сербская Православная Церковь не отрекается от своего духовно-ментального родства с Россией и русским народом. Именно поэтому натовские янычары делают все, чтобы ликвидировать Сербскую Православную Церковь в Черногории и создать якобы независимую Черногорскую церковь. А на самом деле они стремятся создать янычарскую церковную организацию, которая бы участвовала в русофобской и антисербской политике Мило Джукановича. Точь-в-точь, как это произошло на Украине. Тем более, что Черногорию засунули в НАТО, вот и старается Мило Джуканович быть большим русофобом, чем сам генсек Йенс Столтенберг. Но если Столтенберг русофобствует по должности, то ради чего так усердствует в антисербском и русофобском безумии Джуканович? Разумных объяснений найти невозможно, кроме одного, что президент Черногории – янычар.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/natovs...

Пашия. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь при Пашийском заводе заложена в июле 1790 г., а к концу 1800 г. была освящена. Здание выролнено в духе раннего классицизма. Церковь кирпичная, двухэтажная, " кораблём " . Фасады прорезаны прямоугольными оконными проёмами, выделенными на первом этаже замковым камнем. Поперечные стены на фасадах отмечены плоскими пилястрами. Междуэтажный ступенчатый карниз проходит по всему объёму здания, венчающий ступенчатый карниз имеет незначительный вынос. На южном и северном фасаде размещены неглубокие арочные ниши. В настоящее время не используется. Историко-архитектурное наследие Пермского края. Каталог-справочник. Пермь, 2011г. " В ноябре 1786 года на заводе, строительство которого велось на речке Пашия, была введена в действие первая доменная " фабрика " . И управитель Пермского имения князя Голицына Иван Воронин докладывал, что " оный завод по воле их сиятельств для всегдашнего в делах употребления именовать Архангело-Пашийским " . При новом заводе появился поселок мастеровых - крепостных князя М.М. Голицына. Князь дает указание своему доверенному - " ...строить церковь, выбрав место пристойное... " На возвышенности, господствующей над поселком, и заложили православный храм. Первый престол в новой церкви Архангело-Пашийского завода освятили 7 (19) января 1791 года во имя Богоявления Господня. Тогда же прошло первое богослужение. В 1929 году история храма оборвалась. Церковь закрыли, с того момента началось ее разрушение. " Считается, - пишет в своей работе известный краевед В.В. Киреев, - что православные церкви своей алтарной стороной ориентированы на восток. Но древние строители не всегда придерживались этого правила и закладывали церкви чаще по восходу солнца, и примером тому является Архангело-Пашийская Свято-Троицкая церковь. Своей продольной осью она отклоняется от линии восток-запад к северу на 32 градуса. У нас нет документов, устанавливающих дату закладки церкви, но этот ориентир дает достаточное основание, хотя бы предположительно, ее определения. Так как в каждом районе солнце восходит в определенном месте, то по таблицам восхода можно определить месяц и число ее закладки. Для наших мест самый ранний восход близкий к азимуту 32 градуса от линии восток-запад происходит в 4 часа 11 минут, что соответствует датам от 16 до 22 июня по новому стилю. Можно предположить, что церковь, освященная в честь Святой Троицы, и была заложена в пятидесятый день после Пасхи, то есть в праздник Троицы. Находим, что ближайшим годом, когда празднование Троицы приходилось близко к указанным датам, а именно 31 мая старого стиля или 13 июня нового стиля, является год 1786. С достаточной вероятностью эту дату и следует считать датой закладки Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=16980

Сизябск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в Сизябске возникла позже каменных церквей в Ижме и Мохче, и художественный облик ее, пожалуй, более выразителен. Способствует этому впечатлению и удачная постановка здания на возвышенности, господствующей над селом. По виду и этот храм решен в духе архитектуры своего времени, но есть в нем деталь, хотя и нарушающая целостность ее облика, не дающая основание определить, что это здание могло возникнуть только на Севере — это декор окон. Оконные проемы декорированы каменными наличниками в виде колонок с перехватами и с раскрепованным карнизом вверху. Очевидно, строители знали узорочье Устюга и Сольвычегодска, да и сами могли быть из тех земель — ведь своих каменных дел мастеров на Ижме не было. Строительство церкви началось в Сизябске в 40-е годы 19 века, когда жители богатеющего на оленеводстве села собрали необходимые средства на устройство собственного храма. Получив благословение епископа Архангельского Георгия, сизябцы вместе с жителями окрестных деревень приступили к постройке церкви, которая по их замыслу не должна была уступать по красоте и убранству Ижемскому и Мохченскому храмам. Отдельно отстоящую колокольню возвели в 1872-1878 гг. по проекту Мохченской. В начале 1938 года церковь была закрыта, а в 1940-х гг. разобрана колокольня. И только в 1993 году Благовещенский храм был возвращен православной общине, с конца 1995 года в храме начались ремонтно-реставрационные работы. Благовещение — один из самых почитаемых местными жителями праздников. В этот день издавна на коленях, вымаливая грехи, приходили люди с дальних и близлежащих деревень и сел района. www.izhma.ru Приход состоял из с. Сизябского и д. Брикинской на левом берегу р. Ижмы. Село основано в 1728 г. жителями Ижемского прихода. К середине XIX в. число жителей возросло настолько, что стало возможным образованием самостоятельного прихода. Крестьяне указанных выше селений и деревень Бакуринской и Варышевской, образовавших позднее Бакуринский приход, по благословению преосвящ. Георгия в 1843 г. начали строительство каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь вчерне была достроена в 1846 г., но в день поднятия креста главный купол вместе со сводом обрушился, причем упали находившиеся в то время на кровле 12 человек, двое из которых сразу скончались. К счастью, в ожидании духовенства, народ не пускали в церковь, иначе погибли бы несколько сотен человек. После устройства нового свода по новому плану храм был освящен 23 августа 1854 г. В том же году образован Сизябский самостоятельный приход, в состав которого до 1882 (1893?) г. входили деревни Бакуринская и Варышевская. До 1893 г. к приходу была приписана Бакуринская Спасская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=12536

М.В. Бахтин Скачать epub pdf Введение в науку § 1. Понятие о Церкви и её истории Христианская Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество людей, соединенных между собой Православной верой в Него, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Как общество людей, явившееся в мире в определенное время, существовавшее в продолжение многих веков при постоянной смене своих членов, имевших разнообразное влияние на ход и развитие его жизни, наконец, существующее в настоящее время, Церковь необходимо должна иметь и имеет свою историю. Как наука, история Церкви есть изображение в систематическом порядке, связи и последовательности жизни Церкви во всех ее проявлениях. § 2. Предмет Церковной истории и ее составные части Предмет церковной истории есть Церковь как религиозное общество, состоящее из людей. Таким образом, предметом истории служит только человеческий элемент Церкви, как подлежащий изменяемости. Все же божественное, составляющее сущность и основу Церкви, например, вероучение, таинства и проч., как вечное и неизменяемое, не принадлежит собственно истории; хотя, становясь предметом разнообразного понимания людей, и оно становится предметом исторического изучения. Стороны, с которых должна быть рассматриваема Церковь как предмет исторической науки, указываются самой ее жизнью. Жизнь Церкви проявляется с двух сторон – внешней и внутренней. Так, мы видим, как Церковь распространяется или сокращается в своих пределах и стоит в разное время в известных отношениях к другим человеческим обществам. Это внешняя сторона. С другой стороны, мы видим, как Церковь заботится о сохранении и уяснении своего вероучения, хотя при этом встречает препятствия со стороны некоторых своих членов, отступающих от господствующего вероучения и составляющих ереси и расколы, совершает таинства и богослужение; управляется иерархиею и наконец, стремится достигнуть главной цели своего существования – нравственного усовершенствования и спасения своих членов. Все это составляет внутреннюю сторону жизни Церкви. Отсюда и наука церковной истории должна изображать историческую жизнь Церкви с внешней и внутренней сторон, а именно: 1) как распространялась или сокращалась Церковь, и в каком отношении она находилась к другим обществам; 2) как сохранялось и уяснялось в ней учение веры, какие возникали ереси и расколы; 3) в каком виде находилось совершение Таинств и богослужение; 4) как действовала церковная иерархия; 5) в какой мере достигалась членами Церкви ее главная цель – нравственное усовершенствование и спасение. § 3. Источники и пособия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96656.html 12 сентября 2012 Кирилл Миловидов Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Источник:  Нескучный сад Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных " рабочих лошадках " , – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. – Как реагировать на то, что священник совершил грех? – Святитель Игнатий Брянчанинов, отвечая на либеральную критику Церкви, очень хорошо сказал: " Монашество барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице " . Эти слова можно отнести и к Церкви в целом. Церковь – это тоже часть общества. Люди, которые составляют Церковь, и клирики и миряне, не появляются с другой планеты. Это люди, которые выросли рядом с нами, воспитывались таким же образом, как и все остальные. И они болеют теми же болезнями, что и все общество. Единственное, что их отличает от общества нецерковного – это то, что они свое состояние осознали и пришли в больницу. Как относиться к тому, что в больнице кто-то исполняет предписания врача, а кто-то не исполняет, а пьет и курит, или вообще сбегает оттуда? Закрыть больницу, сказать, что медицина как наука несостоятельна и ничего хорошего от нее ждать не приходится? Конечно, нет. – Но разве Церковь не призвана быть другой, не такой, как общество? – Церковь призвана быть другой. Действительно, мы призваны к святости. Абсолютно все. Но, видите ли, путь к святости даже у великих святых был непростым. Люди не могут измениться в одночасье: сегодня человек один, а завтра совсем другой, и таким уже останется до смерти... Человек интересное создание: он поднимается на какую-то высоту, но стоит ему задержаться и констатировать, какой он молодец и насколько он сегодня лучше, чем вчера, как он тут же падает ниже прежнего. Это закономерность духовной жизни. А Церковь принимает абсолютно всех, со всеми их недостатками. Поэтому в этом смысле Церковь действительно – срез нашего общества. Не секрет, что с каждым годом гедонизм утверждается в нашем обществе в качестве господствующей идеологии, и люди приходят в Церковь со все более заметными " родимыми пятнами " : внутренними проблемами и ранами. Даже если человек от этой идеологии убежал, он все равно не смог полностью освободиться от ее влияния.

http://religare.ru/2_96656_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010