По содержанию южнослав. глаголические Г. представляют собой фрагменты молитв: «Господи, помози рабу Божию имярек», «Господи, спаси (помилуй) раба Божия имярек» и т. п. Основной корпус кириллических надписей в зависимости от их содержания и структуры классифицируется С. Смядовским следующим образом: надгробные и поминальные надписи, ктиторские и строительные надписи, летописные надписи, надписи, имеющие характер приписок, владельческие надписи, varia (надписи, состоящие только из даты, случайные подписи, неидентифицированные надписи) ( Смядовски. Българска кирилска епиграфика. С. 46-47). Поминальные и памятные Г. на церковных стенах могут включать инципиты молитв, цитаты из Псалтири, литургические фрагменты, подписи-автографы («имярек писал»). Г. исторического, или летописного, характера сообщают о военных событиях, о постройках или росписи храмов, о возведении оборонительных сооружений. В такого рода надписях, отражающих исторические события, с именами царей Иоанна Шишмана, Иоанна Александра, Иоанна Срацимира, как и в подобных надписях более раннего времени, ощутима связь слав. балканской эпиграфики с византийской (восходящей к античности) и праболг. традициями. Надписи XIV-XV вв. свидетельствуют о непрерывности слав. письменной культуры в эпоху османского владычества. Древнерусские Г. Эпиграфика Др. Руси представлена разнородными текстами на разнообразном материале - надписями на поминальных или памятных крестах и крестах-тельниках, на произведениях мелкой пластики, на предметах прикладного искусства, на иконах, на фресках. Значительное место среди древнерус. надписей занимают многочисленные и варьирующиеся по содержанию Г. на стенах храмов. За исключением кириллических надписей X в.: на корчаге (керамическом сосуде) из Гнёздова под Смоленском - слово «горухша» (в разных вариантах его прочтения производное либо от глагола «горети», либо от имени собственного Горун, Горунша) - и на ручке амфоры из древней Тмутаракани (совр. ст-ца Тамань Краснодарского края) - слово «бат»,- все известные к наст. времени рус. эпиграфические памятники относятся к христ. эпохе. Древнейшие надписи свидетельствуют о том, что на Руси в торговой и, возможно, государственно-адм. сферах элементы кириллической письменности использовались до принятия христианства.

http://pravenc.ru/text/166401.html

Аминь», XI в. ( Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 269, 271; перевод). К Киевскому митрополиту относится одна из самых выразительных покаянных надписей XII в.: «О Господи, неужели бесы страшнее этого зла и печали - разгневать владыку!» (киевский Софийский собор - Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 249-251; перевод). Часты Г. с формулой «имярек писал»: «Оръкадъ псалъ» - автограф Новгородского еп. св. Аркадия (1158-1163) в новгородском Софийском соборе ( Медынцева. Древнерус. надписи. С. 107; Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 285); «Стефанъ п(ь)салъ» (XI в., там же - Медынцева. Древнерус. надписи. С. 53); «Иване п(ь)салъ лвою р(оукою)» (XII-XIII вв., Георгиевский собор Юрьева мон-ря - Рождественская. Древнерус. надписи. С. 69) и др. Обе формулы («Господи, помози...» и «имярек писал») часто бывают представлены вместе. Напр., воевода кн. Всеволода Ярославича Ставр Городятинич оставил в кон. XI или в нач. XII в. на стене киевского Софийского собора 2 Г.: «Г(оспод)и помози рабу Своему Ставърови недостоиному рабу Твоему» и «пс(а)лъ Ставъръ Городятиничь» ( Высоцкий. Древнерус. надписи. С. 56-57, 18). Большинство молитвенных Г.- автографы, так же как и надписи типа «имярек писал». Их авторы часто называют себя привычными в быту нехрист. именами - Витомир, Воинег, Дадята, Нежата, Перенег, Радко, Сводька, Своята, Святонег, Сновид, Фарьман, Хотко, Чудил и др.,- пишут о себе, что они «грешные», «недостойные», «лютые» («Саватий писал грешный паче всех человек», «А се Созон писал лютый», «Фока писал грешный, тать погребный»), «богатые грехами, убогие добрыми делами». Новгородец XIII в. Сновид Степанич, варьируя эту формулу, написал на стене Георгиевского собора, что он «богат грехами», но «убог кунами», т. е. деньгами ( Рождественская. Древнерус. надписи. С. 69-71). Глаголическая надпись («Дядята добръ кротъкъ»). XI в. Софийский собор в Новгороде. Прорись Глаголическая надпись («Дядята добръ кротъкъ»). XI в. Софийский собор в Новгороде. Прорись В большинстве случаев киевляне, как и новгородцы, писали о себе в 3-м лице и использовали в формуле «имярек писал» перфект на «-л».

http://pravenc.ru/text/166401.html

184 года октября 22, по указу великого государя… в прежде изданном прологе повесть о Дионисии архимандрите Сергиева монастыря оставить, а докладывал о том великому государю господин святейший Иоаким патриарх московский в церкви пресвятой Богородицы Казанская на часах. Дело идет об известном исправителе потребника при патриархе Филарете. 184 г. февраля 25 указано делать в служебниках в полдестовых в эктениях, вместо государских собственных имен, имярек. Того же года апреля 15, постановлено в служебниках вместо имен патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского печатать имярек «для того, что об именах их подлинной ведомости нет». Вследствие этого распоряжения, соответствующие места в служебнике, были изменены таким образом: в служебнике печатном московском 179 г., лист 78 на проскомидии. Помяни владыко человеколюбче всякое епископство православных, святейшего патриарха нашего имярек и святейших вселенских патриархов: константинопольского имярек, александрийского имярек, антиохийского имярек, иерусалимского имярек. В служебнике же по достойно, л. 124, диакон при дверях стоя глаголет: святейших вселенских православных патриархов имярек константинопольского, имярек александрийского, имярек антиохийского, имярек иерусалимского; а в васильевой службе такожде напечатано. Да что было в прежних служебниках печатано во описании по отпустах имена патриархов александрийского и антиохийского, великий государь святейший Иоаким патриарх Московский и всея России из служебников имена их велел оставить и впредь имена их печатати в книгах не велел. 184 г. июня в 6, великий господин святейший патриарх Иоаким… и преосвященные митрополиты и архиепископы соборно чли книгу чиновник архиерейский и указали из книги чиновника приписать в книгах служебниках, в литургии Златоустого, пред апостолом еже священником на горнее место не восходить, но сидеть по стране из южнее страны; в той же литургии Златоустого и в Васильевой, и в вечерних и утренних ектениях великих было напечатано и где в кое между прошении два или три имени глаголати, и то оставить. В литургии преждеосвященных, ектению и оглашенных к просвещению глаголать точию на преждеосвященных, кроме суббот и недель (В старых уставах эти эктении произносятся и на литургиях субботних и воскресных в великий пост.). На великом входе на преждеосвященных приносить святые тайны на дискосе самому священнику, диакону же точию преднося кадить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Скачать epub pdf Глава 12. Последование о двобрачном Священник начинает. Благословен Бог наш. Таже, Трисвятое: По Отче наш: Тропарь дневный. Таже, ектениа: Миром Господу помолимся. О свышнем мире: О мире всего мира: О святем храме сем: О рабех Божиих, имярек и имярек, и еже о Бозе покрове, и сожитии их, Господу помолимся. О еже спожити им добре во единомыслии Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную: Яко подобает Тебе: Таже, Господу помолимся. Священник молитву: Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение, и союз любве положивый има неразрушимый: благословивый Исаака и ревекку, и наследники я Твоего обетования показавый: Сам благослови и рабы Твоя сия, имярек и имярек, наставляя их на всякое дело благое. Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Священник: Мир всем. Диакон: Главы вашя Господеви приклоните. Священник молитву: Господи Боже наш, от язык предъобручивый церковь, деву чисту, благослови обручение сие, и соедини, и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Таже взем священник перстни, дает первее мужу златый, жене же сребряный, и глаголет мужу: Обручается раб Божий, имярек, рабе Божией имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Подобне и жене: Обручается раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь. И творит крест перстнем на главах их, и налагает я на десныя персты. Таже изменяет перстни новоневестных восприемник. Посем диакон: Господу помолимся. Священник молитву: Владыко Господи Боже наш, всех щадяй, о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи нашя, и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я в покаяние, подая им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, ведый немощное человеческаго естества, Создателю, и Содетелю: иже рааву блудницу простивый, и мытарево покаяние приемый, не помяни грехов наших неведения от юности. аще бо беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит Тебе? или кая плоть оправдится пред Тобою, Ты бо Един еси праведен, безгрешен, свят, многомилостив, многоблагоутробен, и каяйся о злобах человеческих. Ты Владыко, присвоивый рабы Твоя, имярек, имярек, соедини к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание: да покаянием от всего сердца своего, во единомыслии и мире заповеди Твоя делающе, сподобятся и небеснаго Твоего Царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Божиих Православных Церквей и о нихже кийждо принесе или в помышлении име и о предстоящих христолюбивых людех. Народ: И всех и вся» [ 274 ]. Древние варианты великой ектении Так как литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста были сокращением, должно быть, иерусалимской литургии ап. Иакова, то и ектении на них были сокращением ектении последней. На литургиях же Василия Великого и Иоанна Златоуста великая ектения является в нынешнем ее виде с самых древних из известных ныне полных списков, старейшие из которых не восходят, впрочем, выше XI b. (списки VIII–X b. заключают одни священнические молитвы). По сравнению с нынешним текстом ектении, рукописи и старые издания Служебников дают для великой ектении лишь следующие незначительные разночтения. 5-ое прошение в греч. ркп. XI, иногда и XIV–XVI b., начинается: «О епископе нашем, честнем пресвитерстве…»; в греч. ркп. XII b. и большинстве XIV–XV b., в печат. греч. и в слав. ркп.: «О архиепископе нашем, честнем пресвитерстве…»; печат. слав. ставят здесь впереди: «О патриархе», позднейшие: «О патриархе имя рек…», еще позднейшие: «О Св. прав. Синоде». 6-го, 7-го и 8-го прошений греч. ркп. XI b. не имеют, с XII b. они появляются в виде: «О благочестивейших и богохранимых (нек.: «и христолюбивых») царях наших, всей палате…»; так и в печат. греч., но поздн. греч. часто опускают (из-за турецкого владычества); слав. ркп. древнейшие — XIV b.: «О благовернем князи, всех болярех и воех его»; несколько позднейшие — XV b.: «О благочестивых и богохранимых князех наших (иные: имярек)…»; или: «О благовернем и богохранимом великом князи»; более поздние: «О благоверном (иные: и богохранимом) царе и великом князе имярек»; так и древнейшие печатные; поздн.: + «и о его благоверной царице и великой княгине имярек и о благоверных царевнах»; «О благочестивом и богохранимом царе нашем имярек и о благочестивой и богохранимой царице имярек и о благородном царевиче имярек и о благородных царевнах имярек»; «О государе нашем царе и великом князе имярек, государыне царице и великой княгине имярек, государе нашем царевиче и великом князе»; еще позднейшие кроме этого: «о благочестивейшем, тишайшем, самодержавнейшем и богохранимом… и о его благочестивейшей… и о всей палате…».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Величаем тя, святый пророче Божий (имярек), и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Апостолу Тропарь, глас 3-й Апостоле святый (имярек), моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, глас 4-й Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле (имярек), чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве. Величание Величаем тя, апостоле Христов (имярек), и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове. Апостолам Тропарь, глас 3-й Апостоли святии, молите милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, глас 4-й Лозие явистеся Христова винограда мудрии, гроздие приносяще в добродетелех, вино нам спасения источающе: егоже приемлем, веселия исполняющеся. Празднуем честную вашу память, в нюже молите дароватися нам велицей милости и отпущению грехов, Господни апостоли. Святителю Тропарь, глас 4-й Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему Яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче (имярек), моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2-й Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю (имярек), со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя, святителю отче (имярек), и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Святителям Тропарь, глас 4-й Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш. Кондак, глас 8-й Яко добродетелей учителие и иерархов украшение, Церковь, поющи, вас славит: молитвами вашими подайте чтущим вас любовию добродетелей исправление и соблазнов избавление, яко непобедимии. Мученику Тропарь, глас 4-й Мученик Твой, Господи, (имярек), во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1735...

Чтобы их спасти, этих младенцев, и устраиваются моления схимонаха вкупе с матерями-убийцами. В основу покаяния кладётся так называемое «правило схимонахини Антонии». Суть этого «правила» в следующем: якобы Богородица явилась будущей схимонахине в 1931 году и дала молитвы для вымаливания убиенных младенцев. Этих младенцев якобы надо «окрестить» на небе, поэтому среди обычных молитв есть и такие: «Нарицается младенец, убиенный во чреве (изверженный из чрева) именем имярек. (Даются только мужские имена Святых по именам усопших родственников). Св. Иоанне Крестителю, окрести нашего младенца имярек во чреве томящегося, в темнице сидящего. Св. Варваро Великомученице, приобщи нашего младенца имярек, во чреве томящегося, в темнице сидящего. Св. Симеоне Богоприимче, как ты принял Христа на руце свои, прими нашего младенца имярек, во чреве томящегося, в темнице сидящего. Св. Анно Пророчице, прими нашего младенца имярек, как мать крестная, во чреве томящегося, в темнице сидящего. (..) Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании рождества Твоего. И о восстании младенца Божия имярек, убиенного во чреве, а ныне восставшего Твоими молитвами и слезами, и малыми нашими трудами новомученика российского (израильского) имярек. Даруй ему ныне веночек мученика. И как Ты выкормила Христа своею грудью, «Млекопитательнице», так вскорми и нашего недоношенного, недокормленного, недоласканного младенца имярек. (..) Веруем в это непреложно, как и в то, что Христос пришёл спасти и в разум истины ввести.». Вот так рождаются новые «догматы», полные суеверия и безумия. Священник Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского Центра «Жизнь», написал прекрасную статью, изданную отдельной брошюрой по благословению Святейшего Патриарха Алексия, разоблачающую эти потусторонние «крещения»: «Правило» схимонахини Антонии. Как искупить грех аборта?». (Кстати, в статье он упоминает, что «правило» это активно распространяет бывший врач, «некий, никак не обозначенный иерусалимский монах Моисей» — как оказалось: он же схимонах Иоаким). Но схимонах Иоаким легко отмахнулся и от отца Максима и от прочих мерзавцев в рясах, которые не хотят спасения младенчиков. Вот мнения его самого и его соавторов о несогласных с новым «догматом»:

http://azbyka.ru/fiction/i-vozzryat-na-n...

И супружеский союз мужа и жены христиан называет «великой тайной» ( Еф.5:32 ), показывая этим, что заключение брачных союзов между христианами должно совершаться при участии Церкви и сопровождаться ее благословением. В раннехристианской Церкви не существовало особого чина венчания: муж и жена приходили к епископу и получали его благословение, после чего вдвоем причащались за литургией Святых Христовых Таин. Эта связь с Евхаристией прослеживается и в современном чинопоследовании таинства Брака, начинающегося литургическим возгласом «Благословенно Царство» и включающего в себя многие молитвы из чина литургии, чтение Апостола и Евангелия, символическую общую чашу вина. Чинопоследование таинства Брака составляют обручение брачующихся и венчание их. Обручение совершается троекратным благословением брачующихся перстнями со словами священника: «Обручается раб Божий имярек рабе Божией имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа», и «обручается раба Божия имярек рабу Божию имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Обручение соединяется с молитвою, в которой испрашивается благословение Божие на союз. Но обручение есть только приготовительный обряд к венчанию. В обручении утверждается пред лицом Божиим взаимное общение вступающих в брак и в залог этого даются им перстни (кольца). Самое таинство – низведение благодати Божией на вступающих в супружеский союз совершается при «последовании венчания». Вступающие в брак торжественно, в храме Божием пред лицом Церкви и совершителя таинства свидетельствуют, что они вступают в брачный союз по добровольному взаимному согласию и дают взаимное обещание хранить брачный союз в чистоте и святости, соблюдая супружескую верность до конца жизни. Совершитель таинства, по молитвенном обращении к Богу, возлагает на жениха и невесту венцы с произнесением слов: «Венчается раб Божий имярек рабе Божией имярек во имя Отца и Сына Святаго Духа», и «венчается раба Божия имярек рабу Божию имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа», и вслед за этим благословляет их трижды: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вся земная ни во что вменив Христа ради,/словом и житием, священномучениче имярек, верных поучал еси:/о Бозе сотворим силу,/и Той уничижит стужающия нам. Богородичен: Стена необоримая и Покров всемощный Российским новомучеником явилася еси, Пресвятая Дево,/темже Тя величаем. Песнь 5 Ирмос: Ты, Господи мой,/Свет в мир пришел еси,/Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения//верою воспевающия Тя. Яко луч Солнца Правды явился еси, священномучениче имярек,/и страданьми твоими мглу безбожия над Отечеством нашим разсеял еси. Егда безбожнии тщахуся сокрыти тя в темнице, священномучениче имярек,/Господь яви тя исповедника Своего всем концем земли Русския. Русския Церкве светильниче священный имярек,/кровьми мученическими неугасимо светяй и у Престола Божия предстояй,/молися о чтущих тя. Богородичен: Иже от Девы неизреченно рождейся, Господи,/сохрани молитвами Ея Церковь Твою,/Тебе славящую православными гласы. Песнь 6 Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи,/Церковь вопиет Ти,/от бесовския крове очищшися/ради милости от ребр Твоих//истекшею Кровию. Восприим меч духовный, иже есть глагол Божий,/безбожных козни сокрушил еси, священномучениче имярек,/и вся разжженныя стрелы лукаваго угасил еси щитом веры Православныя. Во святителех [или: священницех] благочестно пожив и мучения путь терпеливо восприим,/сугубую мзду на Небесех обрел еси, священномучениче имярек,/идеже евангельски присно радуешися и веселишися. Ничтоже возможе разлучити тя, богоприятне, от любве Христовы:/ни скорбь, ни гонение, ни смерть,/вся бо сия силою Возлюбльшаго тя Господа препобедил еси, священномучениче. Богородичен: Поем Тя, Предстательнице теплая и Заступнице христиан, Богородице Всепетая,/яко со всеми святыми земли Русския молиши Сына Твоего и Бога нашего/обрести нам велию милость. Кондак, глас 2: Восхвалим, вернии,/изряднаго во святителех [или: священницех]/и славнаго в мученицех имярек,/Православия поборника и благочестия ревнителя,/земли Русския красное прозябение,/иже страданием Небесе достиже/и тамо тепле молит Христа Бога//спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Крепость моя и пение мое Господь. Глас 5. Песнь 1 Ирмос: Коня и всадника в море Чермное,/сокрушаяй брани, мышцею высокою/Христос истрясе, Израиля же спасе,//победную песнь поюща. Крестною силою укрепляем,/изгнания многолетняя претерпел еси,/глад и хлад нивочтоже вменяя, любовию к Богу пламенел еси./Темже, имярек, священноисповедник славный явился еси. Русския Церкве пастырь добрый быв,/поругания, насмеяния и лжесвидетельства претерпел еси/и безбожники кротостию и смирением обличил еси,/страдальче изрядный, имярек. Во исповедание веры, яко в броню крепкую, облеклся еси, имярек,/и, воин Христов непобедимый явлься,/словом Божиим, яко мечем обоюдоострым, враги посрамил еси. Богородичен: Разрешися клятва, печаль преста,/Благословенная бо и Благодатная Отроковица верным Радость породи,/Христа Бога нашего. Песнь 3 Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим/и повесивый неодержимо тяготеющую/на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих//Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче. Праведных души в руце Божией,/и не прикоснется их мука,/сими словесы укрепляем, имярек крепкодушне,/телесная страдания мужественне претерпел еси/и образ исповедания веры сыновом русским явил еси. Оградився силою крестною, имярек,/страдания и изгнания от безбожных претерпел еси/и, веру непорочно сохранив,/в мире благочестне пожил еси./Сего ради и венец правды от Христа Подвигоположника приял еси. Смутися земля Русская,/яко опустоши ю беззаконие велие,/ты же, имярек великоимените, подвиги исповедничества благоухая,/яко крин сельный посреде пустыни, процвел еси. Богородичен: Иже от Отца прежде всех век рождена,/Ты, Мати Божия, неискусомужно родила еси./Темже Тя вси, Богородицу, православно исповедуем. Седален, глас 3: Ненавидящия Господа посрамил еси,/иже хотяху тя, священноисповедниче имярек, Христа отлучити и смерти предати./Ты же, к Богу ум твой вперив,/яко птица, сети ловящих избавился еси/и в кровы Небесныя возлетел еси,/идеже, в лице новомучеников и исповедников Российских пребывая,/молишися о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010