Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Синайского полуострова на юге, она имеет всего 250 км в длину. Ширина ее у истоков Иордана не превышает 70 км, на юге же она достигает 250 км. На севере Палестина граничит с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке — с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге неправильной линией отделяется от пустыни Синайского полуострова; на запад? — со Средиземным морем. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан. Положение Палестины между Египтом и Месопотамией, двумя величайшими и культурными центрами Древнего Востока, определяло собой ее политическую судьбу уже в древнейшие времена. Найденные в Южном Египте глиняные таблички, содержащие письма палестинских царьков к египетским фараонам и относящиеся к концу XV века до н. э., рисуют ясную картину древнейшей истории Палестины: страна была населена хананеями и раздроблена на множество мелких владений, царьки которых, враждуя друг с другом, находились все в вассальной зависимости от Египта. Несмотря на это, в Палестине господствовало культурное влияние Вавилона — переписка велась на вавилонском языке, что, очевидно, указывает на предшествующую эпоху вавилонской гегемонии. Плотность населения этой земли была высокая. Страна была наполнена городами и селениями, между которыми расстилались роскошные нивы и пастбища. Сильно укрепленные города строились, в основном, на вершинах гор, что делало их еще более неприступными для врагов. Так что даже при политической раздробленности ханаанских племен, чтобы завоевать землю обетованную с ее многочисленными твердынями, требовались высокое военное искусство и осадные машины. Ни того, ни другого у евреев не было. Ханаанским царям, имевшим испытанное в битвах войско и страшные железные колесницы, израильтяне противопоставили свою сплоченность, мужество, а главное — надежду на помощь Божию. Чудесный переход через реку Иордан Нав. 1–4 После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Нав.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Северная часть западной Палестины, по устройству поверхности, представляет возвышенное плоскогорье, служащее продолжением Ливанских гор, круто обрывающееся как с западной (у берега Средиземного моря) и восточной Сторон (у берегов р. Иордана и Генисаретского озера), так и с южной (у Эздрелонской долины). Своей наибольшей высоты это плоскогорье достигает в верхней Галилее, в возвышенности Джебель-Джермак (около 3000 фут.), откуда оно направляется к западу и северо-западу в виде двух хребтов, которые, упираясь в Средиземное море, образуют два мыса Рас-эн-Накура и Рас-эль-Абиад. Из отдельных возвышенностей этого плоскогорья, кроме Джебель-Джермак, замечательны Фавор, малый Ермон и горы Гелвуйские. Как и южная часть, северная часть западной Палестины пересекается ручьями, речками и долинами, но долины здесь шире, чем в южной части западной Палестины. Из долин наиболее замечательна долина Эздрелонская (Мердж-ибн-Амир). Восточная Палестина в геологическом отношении резко отличается от западной. Она имеет вид высокой равнины (плато), круто спускающейся с запада к Иордану и постепенно понижающейся на восток в Аравию и переходящей в Сирийскую пустыню. В разных местах она пересекается речками и долинами. Река Ярмук (Шериат-эл-Менадире) разделяет восточную Палестину на две части: северную и южную. Северная часть составляет продолжение гор Ермона (Джебель-эл-Хейш), в южной части переходящих в равнину Хавран, где было Васанское царство, а с востока соприкасающихся с группою скал Эл-Леджа (древняя Трахонитида). Южная часть, называемая Галаадом (Джебель-Джилад), изобилует множеством пещер и ущелий и породами известковой и меловой формации. По устройству поверхности западная Палестина была более пригодна для земледелия, а восточная – для скотоводства. В частности, южная часть западной Палестины, с ее горами и пустынями (Фекоя, Энгедди, Маон и Зиф), представляла удобную местность для укрывательства от преследователей и вообще для отшельнической жизни. § 31. Водная система Палестины Главным морем Палестины было Средиземное море, омывающее Палестину с запада, потому и называемое в Библии западным морем (йам-ахарон).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

П.В. Безобразов Архимандриту Аввакуму, бывшему начальнику Пекинской миссии, от 25 октября 1843 г. Добрый брат! Переправился я через несколько рек, переплыл четыре моря, реял по двум проливам, стоял в нескольких пристанях, наконец прибыл к берегам Сирии и стал твердой ногой на суше у подошвы высоких гор Ливанских и на короткое время поместился в доме бейрутского митрополита Вениамина. Вот куда занесла меня судьба, т. е. суд Божий, и вот где я сказал себе: «Пора же знать и честь и написать хоть что-нибудь доброму брату, старцу Аввакуму». Сказал и сделал. Итак, видишь, брате, я не забыл тебя. Доброе товарищество едва ли не крепче каменных гор Ливанских. Горы гром потрясает, горы молния рассекает, а для дружественного товарищества нет ни громов, ни молний. Добрые товарищи подобны луне и земле: на время скроются один от другого, а порой и сглянутся и ссудят друг друга светом и теплотой, т. е. мыслями, чувствованиями и понятиями. Вчера я помянул тебя, брате, в молитвах своих в митрополичьей церкви. Что тебе больше? А коль хочешь, так заставлю отслужить обедню на арабском языке о здравии и спасении твоем. Из Бейрута я отправлюсь завтра в Дамаск покушать винограду, особенного, дивного, сказочного винограду, который вырос из семян тех гроздий, кои ел Магомет вместе с Иисусом Христом. Не смейтесь, батюшка. Таково предание арабское. Мало ли чему верят арабы? Вот, напр., я видел в Бейруте несколько маленьких школьников, даром что все они православные, а головы их обриты наголо; только спереди, над самым лбом, оставлен клочок волос в виде небольшого полукружия, а у иных и хохол на самой маковке головы. Что бы это значило? спросил я, и мне отвечали, что это не просто мода, не прихоть, а истина: мы оставляем клок волос в подражание Иисусу Христу, яко Назорею. Вот каковы арабские головы! Один из бейрутских священников вчера за обедом уверял меня, что еще существуют кедры ливанские допотопные. Я возразил было ему: «Да как же они уцелели во время потопа?» Сначала он смешался и помолчал, а потом сказал: «Я не знаю, как они уцелели, а ведаю, что о них упоминается в Псалтири: в ней сказано, что Бог их насадил, а если Бог , стало быть они допотопные, древнее Адама». Я сдался. Вот, брате, какие у нас прения в Бейруте! Прощай, до свидания! Не поленись отозваться на мой голос. Помолись обо мне. Я имею нужду в молитвах любви! Съезди к любезным товарищам и облобызай их вместо меня. Скажи Тихику, что я был недалеко от Ефеса и получил его умное и приятное письмо. Буду отвечать ему. А подслепый книгочий Петр потешил меня своей бисерной и замысловатой писью. Пожалуйста, попроси преосвященного Афанасия, чтобы он исполнил мою просьбу. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

к боящимся Его, 18и правда его на сынах сынов тех, кто хранит завет Его, кто помнит заповеди Его и претворяет их в дела. 19Господь воздвиг престол Свой на небесах, и всё объемлет царство Его. 20Благословите Господа, все Вестники Его, сильные, творящие слово Его, внемля звуку слова Его. 21Благословите Господа, все воинства Его, слуги Его, творящие волю Его! 22Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его! Благослови Господа, душа моя! 103/104 Благослови Господа, душа моя! Господи, Боже мой, Ты весьма велик, славою и блистанием облечен. 2Ты облачаешься, словно в ризу, во свет, Ты раскидываешь, словно шатер, небеса; 3Ты над водами возвышаешь чертоги Твои, делаешь облак колесницею Твоей, шествуешь по ветровым крылам, 4ветры вестниками Твоими творишь, слугами Твоими – пламена огня. 5На устоях землю Ты утвердил, не поколеблется она в век и век; 6как ризою, бездну Ты облачил. Воды стояли на горах – 7от укора Твоего побежали они, убоялись гласа грома Твоего, 8спустились с гор, стекли в дол, на место, что назначил им Ты. 9Положил Ты им предел, которого им не прейти, сызнова не разлиться им по земле. 10В долах дал Ты место родникам, меж горами струи текут, 11поят всех зверей полевых, онагры утоляют жажду свою; 12подле струй обитают птицы небес, голос подают промежду ветвей. 13Напояешь Ты горы с высот Твоих, от плодов дел Твоих насыщается земля. 14Растишь Ты для скотов траву и на потребу человеку – злак, и хлеб изводишь из недр земли, 15и вино, что сердца людей веселит, больше, чем елей, намаслит лик, и хлеб укрепляет сердца людей. 16Насыщаются Господни дерева, кедры Ливанские, что Ты насадил; 17птицы гнездятся там, и аисту кипарис – жилище его; 18козерогам – высоты гор, ущелья – убежища барсукам. 19И луну сотворил Ты, мету времен, И солнце, что знает свой закат; 20Ты простираешь тьму, и бывает ночь, и пробуждаются все звери лесов – 21рыкают львята о поживе своей, у Господа просят снеди себе; 22взойдет солнце – идут они вспять, по логовам расходятся своим;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Пс.103:16 .   Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил. «Насытятся древа полская». В еврейском подлиннике и в других переводах сказано: древа Господни. Перечислив дерева плодоносныя, Пророк, по необходимости, упомянул и о деревах безплодных; потому что и они удовлетворяют необходимой потребности человеков. Посему назвал их древами Господними; так как растут сами собою, не насаждаются руками человеческими, но прозябают по Божию слову. Почему Пророк и присовокупил: «Кедри ливанстии ихже еси насадил». Их насадителями были не какие либо охранители священных рощей, но Божие слово соделало сеннолиственными вершины гор. А упомянув о Ливане, как о горе знаменитой, и о кедрах на нем, Пророк дал сим разуметь и другия горы и дерева. Пс.103:17 .   На них гнездятся птицы: ели – жилище аисту. «Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими». Акила перевел так: «там птицы совьют себе гнезда, и ели еродию – дом». А Симмах переводит: «где воробьи совьют себе гнезда, и финик коршуну – жилище». Ибо одни и теже дерева для инаго употребления служат людям, а для инаго – птицам; годны людям для построения из них домов, и на себе самих помещают жилища птиц. Пс.103:18 .   Высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам. «Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем». Твой промысл, говорит Пророк, не презирает и малых животных; но оленям дал Ты в убежище вершины гор, а самомалейшим животным – разселины камней. Пс.103:19 .   Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. «Сотворил есть луну во времена». Пророк перечислив все земное, указав на создание невидимых естеств, представив сотворение небес, делает упоминание и о светилах небесных, которыя приведены в бытие в четвертый день, и говорит, что луна создана для научения, как познавать время; потому что видоизменения ея служат к измерению времени: она определяет продолжение месяца, возрастая и убывая именно в число дней составляющих месяц. «Солнце позна запад свой». Не потому что оно одушевлено, или одарено разумом, но потому что совершает течение по Божиему определению, и появляясь, производит день, а скрываясь – ночь, и всегда имеет тоже течение, и сохраняет ту же меру.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

свящ. Вадим Маркин Лекция 5 Период пятый – От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти Земля Обетованная Географическое положение и природа страны Земля, которую обещал Господь народу Израильскому и к которой теперь привел Он народ свой, представляла собой гористую полосу, которая известна также под названием Палестины. Эта земля простирается вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов гор Ливанских на севере (Ливан, Антиливан, южные склоны Ермона) до Синайского полуострова на юге (между 31 и 33 гр с. ш. и 34 и 36 гр в. д.). Общая протяженность Палестины около 250 километров в длину. Ширина Палестины у истоков Иордана не привышает и 70 километров, но на юге эта ширина достигает 250 километров. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан. Внешние природные факторы помогали некоторой обособленности страны. Естественные преграды отделяли Палестину от окружающего мира, разобщали ее с ним, предоставляя своим обитателям свободно выбирать между сохранением отчужденности и полной самостоятельностью и самобытностью и, с другой стороны, сношение с чужими странами. Самой природой обеспечивалась также и безопасность страны: на юг – безводная пустыня; на север – непроходимые хребты гор; на запад – безбрежное и негостеприимное у этих берегов море; на восток – великая Сирийская пустыня. По своему внешнему характеру эта страна преимущественно гористая. От северной ее границы начинаются горы Ливана и Антиливана и непрерывными грядами параллельно спускаются до самого юга страны и тянутся по обеим сторонам реки Иордан. Один из этих горных хребтов, склоняясь к западу образует долину, по которой течет река Иордан, а другой, таким же образом понижаясь к западу до самого Средиземного моря образует равнины Филистимскую и Саронскую. Западная гряда гор, которая тянется через Палестину, по средине прерывается большой равниной Ездрилонской, которая разделят страну на две части – северную и южную. В обоих этих частях горная цепь рассыпается на множество холомов, которые перемешиваются плодороднейшими долинами, а среди этих холмов по местам вздымаются горы. К этим горам относятся на севере – Ермон, Фавор и Кармил; а на юге – Гаризим, Гевал, Сион и гора Елеонская.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Обетованная земля, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собою ту небольшую гористую полосу, которая известна теперь под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Аравийской пустыни на юге, она имеет всего около 30 географических миль в длину и до двенадцати миль в ширину (считая в том и заиорданские уделы). Но, несмотря на свою внешнюю незначительность, она занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире. Страна эта в сущности была уединенная; она нигде не соприкасалась непосредственно с большими идолопоклонническими народами, и однако же не настолько была удалена от них, чтобы не иметь никаких сведений о них. Напротив, благодаря своему своеобразному положению, она находилась как раз посреди могущественнейших монархий, боровшихся между собою за преобладание, но так, что эта борьба не затрагивала неизбежно ее существования. Дороги купцов и воителей как по суше, так и по морю проходили по ее границам; караваны и полки, двигавшиеся с берегов Евфрата к берегам Нила и обратно, соприкасались с ее окраинами, но никакого важного пути не проходило чрез самую страну. Естественные преграды, отделявшие ее от окружающего мира, разобщали ее с этим миром, предоставляя ее населению свободу по своему желанию входить в сношения с чужими странами или сохранять свою отчужденную и полную самостоятельность и самобытность. Она соприкасалась как бы со всеми тремя частями тогдашнего света. Подле нее встречались между собой Азия, Африка и Европа. Это было средоточие, из которого в определенное время свет мог распространяться во все окружающие страны. Безопасность ее обеспечивалась самой природой: безводная пустыня на юге, непроходимые хребты гор на севере, безбрежное и негостеприимное у этих берегов море на западе и глубокая Иорданская долина с прилегающей к ней великой пустыней Сирийской на востоке – делали ее при некотором благоразумии и бдительности почти недоступной для завоевания. Там истинная религия, вдали от всяких чуждых влияний, могла беспрепятственно процветать среди избранного народа, который однако же сам имел все средства входить в сношения с окружающим миром и таким образом делиться с ним вверенным ему сокровищем. Так как земля обетованная занимала как раз серединное положение в древнем историческом мире, и около нее именно сходились и расходились те великие пути, по которым текла историческая жизнь этого мира и постепенно передвигалась с востока на запад, к великому бассейну Средиземного моря, то народ, которому выпало на долю владеть этой землей, не только становился наблюдателем всего хода исторической жизни окружающего мира, но в тоже время делался наследником всего исторического богатства старых народов востока и вместе с тем держал в своих руках лучшие надежды юного нарождавшегося мира – на западе. Выгоднее этого положения для народа, которому Промысл судил быть «светом для народов», не могла бы представить ни одна еще страна на земном шаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Абдалла-паша, бывший пашею в Багдаде и потом назначенный Портою в Дамаск, заключил мир с Азадом; но не более двух лет продолжалось его кроткое правление, памятное Иерусалиму. Около 1740 года стал возвышаться в Палестине шейх арабский Дагер, который сперва укрепился в Сафате, на берегах моря Галилейского, против пашей Дамасских, а потом отнял Акру из рук паши Саидского и, укрепив ее стенами, распространил оттоле владычество свое на всю Палестину. Соседние шейхи гор покорились сильному Дагеру, и даже пустынные бедуины уважали его, как по родственным связям, так и по славе его имени, а жители Палестины отдохнули под его отеческим правлением от грабительства бедуинов и местных властителей. Сильное племя мутуалиев, у подошвы гор Ливанских, вступило с ним в союз и оградило его от пашей Саида и Дамаска, которые принуждены были уважить в нем совместника своего по управлению Сирией; наконец, сама Порта Оттоманская, хотя и с крайним неудовольствием, признала, в 1768 году Дагера шейхом Акры, Назарета, Тивериады, Сафата и всей Галилеи, и эмиром над всеми эмирами Арабскими; однако не оставляла его в покое и беспрестанно покушалась на жизнь шейха, чрез своих тайных посланцев, или старалась возбудить семейные раздоры между честолюбивыми детьми его, восставляя их против отца. Она назначила пашею Дамасским хитрого Османа, а двух сыновей его пашами Саида и Триполи, и подчинила ему Иерусалим и всю Палестину, чтобы общими силами противодействовали шейху. Осман начал притеснять Дагера, умножая денежные повинности подвластных ему земель, и вскоре вспыхнула между ними настоящая война. Отряд мамелюков занял Газу, Лидду и Рамлу. Осман поспешил на помощь Яффе, но явление Дагера заставило его удалиться, и все поморие Палестины осталось в руках шейха. Вслед за тем многочисленное войско египтян, под предводительством зятя Али-бея, Магомета, вступило в Сирию и с помощью Дагера осадило Дамаск; уже город был взят и самый замок готов сдаться, когда хитрый Осман-паша, силою денег, убедил неверного мамелюка потерять весь плод своей победы немедленным отступлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Некоторое незначительное впрочем, исключение составляет река Кисон, выходящая к Средиземному морю; в связи с изреельскою равниною долина Кисона служит соединением между приморскою низменностью и иорданскою долиною. В сравнении с заиорданской страной страна к западу от Иордана представляет более быструю и в высшей степени разнообразную смену поверхностей. Но наряду с этим, так сказать, на каждом шагу встречающимся разнообразием поверхности, можно указать и для этой части Палестины по её длине более общее деление, и именно на три части. Гористая область Палестины, и к востоку и к западу от Иордана, составляет южное продолжение гор ливанских на севере Палестины. В западной части Палестины цепь этих гор, идущих к югу, прерывается во всю свою ширину равниною изреельскою, в связи с другими долинами. Эта плодоносная равнина, начинаясь при Гильбоа (горе) на востоке, идет в направлении от юго-востока к северо-западу и выходит долиною Кисона к морю; на юго-востоке она соединяется с равниною Бефсана, составляющею один из её рукавов, и таким образом достигает до Иордана. 18 Равнина эта служит таким образом границею, отделяющею северную Палестину от средней. Конечно, сама по себе она не может служить препятствием к общению между жителями по ту и другую её сторону, как можно говорить это о долине иорданской. Она не ограничена, как эта, крутыми, утесистыми, почти сплошь идущими с севера и юга горами, напротив и к северу и югу она имеет выходы. Сама она значительно наполнена населением и по ней идет одна из торговых дорог, соединяющих морской берег с внутренней Азиею. По-видимому, она должна бы даже служить связью между жителями по ту и по другую ее сторону; тем не менее, при известных условиях, она служила препятствием к общению между ними. Позднее по ней проходила граница между Галилеею и Самариею. Географическая граница между средним и южным Ханааном и значение её в истории завоевания Ханаана Иисусом Навином, в истории Саула, Давида и Асы В нашем вопросе значение изреельской равнины, как разделительной линии, не имеет, впрочем, особенной важности: при разделении царства еврейского, о котором мы говорим, колена и по ту и по сю её сторону составили одно царство – израильское.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Палестина еще и доселе обилует богатой растительностью дубов, которые можно встретить на каждом отвале Иудейских гор и на Васане 169 . Огромными дубами покрыта ныне вся страна от Антиливана до деревни Бха (древней Келесирии), а к западу и югу до равнины Ель-гуле, из которой вытекает Иордан. У самого входа в эту страну с северной стороны, в недальнем расстоянии от гор, лежащих к востоку, находится небольшой пригорок Теель-ель-кади: он также скрыт ныне огромными зелеными дубами 170 . Но в нынешнем Египте очень мало дубов 171 . Деревья иноземные, известные Евреям. Деревья Сирийские и Финикийские: общее обозрение их и главные роды. Кедр: ботанические свойства его; местообитание. Кедр Ливанский; описание его; древнее обилие на Ливане; истребление Ливанского кедра во времена Соломона и в последующие времена; нынешние остатки Ливанского кедра; причины к сохранению их. – Пихта. – Сосна. – Певг. – Кипарис. – Дерево фиино. – Красное дерево. – Грецкий орех. – Вавилонские деревья: плакучие ивы, – терн, – чресмина. – Деревья Аравийские, египетские и других стран: древо Мерры; египетская акация; аравийская акация; стиракса; стакти; смирна, – древнее употребление смирны; алоэ; Черное дерево. Евреи кроме своих собственных, туземных, дерев, знали не мало других древесных пород, которые принадлежали почве других стран, преимущественно сопредельных Св. земле. Долговременное пребывание Израиля в Египте, некраткое странствование по аравийским пустыням, а также жизнь в Вавилонской стране, по необходимости, заставляли еврейский народ знакомиться с растительным богатством этих стран и с его значением в домашней жизни. Мы уже видели, в каких размерах развито было между Евреями стремление воспитывать иноземные растения в своих садах. Эта выгодная отрасль еврейского хозяйства, особенно поддерживалась торговыми сношениями, которые доставляли Евреям возможность приобретать иноземные деревья, часто по самой дорогой цене. Богатый флот Соломона, сносившийся с отдаленным Востоком, и корабли древнего Тира доставляли Израилю дерева из всех почти сопредельных стран – северных, восточных и южных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010