Помните ли и внимаете ли тому, что Господь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю» ( Лк 6:46 )? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Господи, Господи! Раб верный волю господина своего творит и послушлив ему. Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и рабов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пастырей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и возраст? И вы, и я на том суде явимся. И поставит Судия праведных «по правую Свою сторону», а грешных – «по левую», и после суда и определения Судии «пойдут сии» (грешники) «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф 25:31–46 ). Помните ли, что «придет день Господень, как тать ночью», то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают ( 2Петр 3:10 ; 1Фес 5:2, 4 ). Тогда нежданно услышится глас: «Вот, Жених идет, выходите навстречу ему» ( Мф 25:6 ). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд! Помните ли, что «от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место» ( Откр 20:11 )? «И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» ( Откр 6:14–17 )? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие захватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносятся, как кедры ливанские. «Близко» уже день тот ( Откр 1:3; 22:7, 10, 12, 20 ; Иак 5:8–9 ). Уже знаки его являются, а «тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Петр 3:10 ). Имеющие же страх Господень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, дабы не застал вас неготовыми. «Блаженны те, которых» Господь, «придя, найдет бодрствующими» ( Лк 12:37 ). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, человеколюбец, грешника!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Помните ли и внимаете ли тому, что Господь говорит: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Господи, Господи! Раб верный волю господина своего творит и послушлив ему. Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и рабов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пастырей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и возраст? И вы, и я на том суде явимся. И поставит Судия праведных по правую Свою сторону, а грешных – по левую, и после суда и определения Судии пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-46). Помните ли, что придет день Господень, как тать ночью, то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают (2 Петр 3:10; 1 Фес 5:2, 4). Тогда нежданно услышится глас: Вот, Жених идет, выходите навстречу ему (Мф 25:6). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд! Помните ли, что от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место (Откр 20:11)? И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр 6:14-17)? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие захватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносятся, как кедры ливанские. Близко уже день тот (Откр 1:3; 22:7, 10, 12, 20; Иак 5:8-9). Уже знаки его являются, а тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр 3:10). Имеющие же страх Господень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, дабы не застал вас неготовыми. Блаженны те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими (Лк 12:37). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, человеколюбец, грешника!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Последние, пользуясь внутренними смутами и бедствиями государства, еще раз попытались сломить его силу и выставили нескольких исполинов, потомков древних Рефаимов, из которых один, Иесвий, едва не убил самого Давида. Этот случай сильно поразил израильтян, и они поклялись, что в будущем не позволят ему лично выходить на войну, «чтобы, как добавляли они, не угас светильник Израиля». Благодаря отваге войска Давидова, филистимляне были разбиты, и на всех границах государства вновь водворился мир. Давид возблагодарил Бога торжественною песнию: «Господь твердыня моя, и крепость моя, и избавитель мой. Бог мой слава моя, на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего; ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед ты избавил меня!» 183 . Эта восторженно хвалебная песнь царя вошла в собрание его других песней и псалмов и составляет 17-й псалом книги Псалтирь. Давид теперь опять наслаждался полным миром и благоденствием. Он был самодержавным царем великого государства, которое простиралось от Ливанских гор до границы Египетской и от Средиземного моря до реки Евфрата. При таком состоянии Давиду оставалось только смиренно благодарить Бога за оказанные ему и его народу благодеяния, так как он сам сознавал, что всем этим величием он исключительно обязан помощи Божией. Но в нем шевельнулось чувство самонадеянной гордости, и он, быть может имея в виду смелый план дальнейших завоеваний или увеличения своих богатств, велел произвесть исчисление всему населению государства 184 . Счет был произведен, и по нему оказалось, – что «израильтян было 800 000 мужей сильных, а иудеев 500 000». Но только тогда Давид вполне сознал греховность своих побуждений при этом исчислении, «и вздрогнуло сердце Давида, и сказал он Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего; ибо крайне неразумно поступил я». Своим покаянием он, однако же, не загладил греха и должен был понести наказание. В качестве вестника Божия гнева явился к нему пророк Гад и предложил ему на выбор три наказания: семилетний голод, трехмесячное преследование от неприятелей, или трехдневную моровую язву.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Постигнутые великими бедствиями (поясняет бл. Феодорит), и едва не отчаявшиеся во спасении (сие-то у пророка названо морем узким), поразили они (Евреи) неприязненных, и, разрушив козни врагов, сделали иссякшими, как глубокие некие реки. И царство Египетское примет конец, и гордыня (досаждение) 161 Ассириян угаснет». Египетское царство, как самостоятельное, приняло конец от Александра Македонского, а гордость Ассириян унижена была Мидянами и Вавилонянами, а Сириян – Римлянами. Ст. 12. И укреплю я о Господе Бозе их, и о имени Его восхвалятся, глаголет Господь. С евр.: Укреплю их в Господе, и они будут ходить во имя Его, говорит Господь. Все это (говорит Бог через пророка) – благополучное возвращение Евреев в Палестину и освобождение от рабства народам, размножение и благосостояние их, и т. п., совершится потому, что Я укреплю Евреев, Мною, Моим именем они у всех будут славны и знамениты. Это относить можно к христианам, которые славны именем Божиим, живут для Господа и Господом. Глава 11 Ст. 1, 2. Разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя. (ст. 2) Да плачевопльствит питис, зане паде кедр, яко вельможи вельми обеднеша. Восплачевопльствите дуби Васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная. С евр.: Отворяй, Ливан, ворота твои; и да пожрет огонь кедры твои. (ст. 2) Рыдай, кипарис: ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес. Св. пророк выше изображал благополучие Евреев, возвратившихся из плена и из стран языческих. Теперь, напротив, предсказывает опустошение Палестины врагами за беззакония Еврейского народа, обвиняет худых пастырей в небрежном и вредном пасении Иудеев. Враг, по созерцанию пророка, придет с северной стороны Палестины, от гор Ливанских. Пророк говорит поэтически, употребляя образный язык; он приказывает Ливану открыть, для идущих врагов, свои проходы и крепости. Разверзи, Ливане, 162 двери твоя. Под Ливаном св. Ефрем Сирин разумеет языческий народ 163 . «Ты, народ языческий (поясняет сей отец), отвори двери, которые были заключены для Меня (говорит Бог).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 103 Псалом Давида о бытии мира 1348 . Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу 1349 и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься 1350 светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра), Покрываешь водами высоты Свои 1351 , облака делаешь колесницею 1352 Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелов Своих духами 1353 и слуг Своих – пламенем огненным 1354 . Основал землю на тверди ее 1355 : не наклонится 1356 она во век века. Бездна, как одежда, – покров ее 1357 . На горах станут воды: От прещения 1358 Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят они (как) горы и спускаются (как) равнины 1359 на место, которое Ты назначил им. Предел положил Ты, которого они не перейдут, и не возвратятся 1360 , чтобы покрыть землю. Ты направляешь 1361 источники в долины: среди гор текут воды, Поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос. Ты напаяешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля. Произращаешь траву для скота и зелень на пользу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли. И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея 1362 . Хлеб укрепляет сердце человека. Насытятся 1363 деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил, Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими 1364 . Высокие горы для оленей, каменистая скала – прибежище зайцам. Он сотворил луну для (указания) времен 1365 , солнце познаёт запад свой. Ты простираешь тьму – и настает ночь, во время коей ходят все звери лесные, Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе. Взошло солнце – и они собрались и легли в своих логовищах. Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею. Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими. Там плавают корабли, этот змей 1366 , которого Ты создал, чтобы унизить его 1367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Русские православные самодержцы являются единственными в мире независимыми правящими православными монархами и ктиторами Православного Востока, находящегося под мусульманским игом. И, конечно же, для духовно-нравственного самодержавного стержня, для жизни Церкви весьма органично было иметь празднование Собора Русских святых. Но, как известно, произошло далее в истории усиление смуты, разрыв великого русского народа на разные княжества, иногда враждующие между собою. Следующая попытка введения этого праздника в РПЦ предпринималась при Патриархе Никоне. Он как идеолог соединения Великороссии с Малороссией стремился, чтобы празднование Киево-Печерских и Московских святых выпадало в один день! Свержение патриарха остановило воплощение этих идей на долгий период. Эта идея забылась. И только в 1918 году на Соборе РПЦ эта идея нашла воплощение. Кровавые многомиллионные жертвы безбожного режима, а далее чудесное спасение Руси в период ВОВ от фашистской орды с помощью покровительства Матери Божьей (откровение митрополиту Илии Гор Ливанских) вновь возвратило народ к Церкви. В 1946 году было восстановлено торжественное празднование «Собора всех святых в земле Российской просиявших» – вторая неделя после Троицы. Говоря о происхождении русской православной цивилизации и возникновении празднования «Собора всех святых в земле Российской просиявших», нужно отметить, что это не только каноническая территория Русской Церкви от Закарпатской Руси (Пудкарпатская Русь на местном наречии) до Приморской Руси (Владивостока), от Севера – Поморской (Голубой) Руси до древней Тавриды (Крыма) и Кавказа, но и в первую очередь это духовный и метафизический феномен – Святая Русь – Цивилизация Христа. Это нравственный идеал христианина. По словам апостола Павла: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:23-24)

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/23/na...

Сладко Господа благодарить, Имени Твоему, о Вышний! бряцать, возвещать поутру милость Твою, и верность Твою – в ночи, на цитре и на десяти струнах, с песнею под звоны арф.   Радость мне, Господи, дела Твои, я ликую о творениях рук Твоих. Как дивны, Господи, творения Твои! Весьма глубоки мысли Твои. Малоумный не постигнет их, и несмысленный не поймет.   Пусть разрастаются, как трава, пусть процветают творящие зло, – это к погибели навсегда; Ты же, Господи, возвышен вовек. Ибо вот, Господи, враги Твои, ибо вот, сгинут враги Твои, расточатся все творящие зло.   А мой рог возносишь Ты, как единорога рог, елеем свежим я умащен; смотрит око мое на врагов моих, и о злых, что ополчаются на меня, слушают весть уши мои.   Как пальма, праведный процветет, возвысится, как ливанский кедр, – насажденные в Господнем дому, во дворах Бога нашего процветут; и в старости будут плодоносить, не иссякнет в них сок – во свидетельство, что прав Господь, скала моя, и что неправды нет у Него. Псалом 94 Приидите пред Господом ликовать, Твердыне спасения нашего возгласим, благодарно станем пред Ним, при звуке струн возопиим Ему!   Ибо Господь – великий Бог, над всеми богами великий Царь; в руке Его – бездны земли, и высоты гор – во власти Его; и море Он сотворил, и сушу изваяли руки Его.   Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колена все пред Господом, создавшим нас! Ибо Он есть Бог наш, а мы – народ паствы Его, и овцы длани Его.   В день сей услышите глас Его: «Не ожесточите ваших сердец, как было в Мериве, в Массы 35 день, когда отцы ваши искушали Меня, в пустыне испытывали Меня – и увидели дела Мои. Сорок лет поколение гневило Меня, и рек Я: извращены их сердца, не познали они путей Моих. И поклялся Я во гневе Моем, что не войдут они в радость Мою». Псалом 95/96 Пойте Господу новую песнь, пойте Господу, вся земля! Пойте Господу, благословляйте имя Его, возвещайте со дня на день спасение Его! Изъясняйте племенам славу его, всем народам чудеса Его!   Ибо велик Господь и славен весьма, страшен превыше всех богов;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Слово любуется пречистой плотью Своей: О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! «Ты прекраснее сынов человеческих» ( Пс. 44:3 ), ибо без греха. Известно древнее предание о том, как разбойник настиг святое семейство во время бегства в Египет и отказался совершить преступление, увидев неземную красоту Младенца. Вновь он увидел теперь уже духовно-нравственную красоту Богочеловека, когда был сораспят с Ним на Голгофе, и увидев, что Христос страдает невинно, покаялся в своем грехе. Ф. М. Достоевский писал, что «красота спасет мир». Воистину, красота плоти воплотившегося Слова спасла мир. 1 . Голова твоя на тебе, как Кармил . Кармил по наименованию означает «гора сада». Она вечнозеленая в отличие от белоснежных вершин гор Ливанских. Кармил – «гора сада», ибо в саду телесно воскрес Христос. В том саду на Пасху плоть Его сложила всякую немощь и навсегда прославилась Божеством. Сын Человеческий теперь Гора в церковном саду сынов человеческих. 2 . И волосы на голове твоей, как пурпур; Царь увлечен (твоими) кудрями. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской . Длинный волос – признак назорейства, неотмирности. Иисус Христос – истинный Назорей. Как назорей Самсон благодаря силе, данной ему через нестрижение волос, победил льва – так Христос Назорей через плоть Свою сокрушил дьявола, который «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Ниспадающий волос, как стадо коз, сходящих с горы Галаадской , означает также исходящую от Сына Человеческого благодать Божию. У Жениха волос черный (Божественный Мрак, непостижимость Логоса), а у Невесты – как пурпур (яко багряница). Багряный цвет указывает на воплощение. А когда терновый венец возлег на чело святого Страдальца, тогда волосы на главе Его соделались, как пурпур . Капли крови в терновом венце вместо драгоценных камней украсили царственное чело Его. Царь увлечен твоими кудрями – Божество увлечено обагрившейся кровью плотью. 3 . Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Столп облачный и огненный Столп облачный и огненный ( Ucx. XIII, 21 ). Когда евреи начали свое странствование по пустыне, сам Бог шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. Облако служило также знаком для дальнейшего шествия израильтян по пустыне и остановки их ( Чuc. IX, 17–23 ). Это было чрезвычайное, чудесное проявление присутствия Божия среди народа Своего. Облако нередко останавливалось над Чистилищем и покрывало Скинию. Пр. Исаия видел славу Божию в храме наполненном дымом, или светлым облаком. Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне ученикам на горе Преображения, и светлое облако осенило их. Пр. Исаия обещает присутствие Божие в Его Церкви в следующих выразительных словах: и сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями его облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи ( Uc. IV, 5 ). Облако служит иногда символом численности или множества, как, напр., в послании к Евреям ( Ebp.XII, 1 ), где встречается следующее выражение: имея вокруг себя такое облако свидетелей; равно как у пр. Исаии ( Uc.LX, 8 ): кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя, говорит пророк в другом месте ( Uc. XIV, 22 ). Облако, взятое иносказательно, выражает и величие Божие: Се грядет с облаками, говорит св. Тайновидец ( Omkp. I, 7 ). Кроме того, облако служит образом обилия. Милость царя сравнивается с облаком, ибо оно изливает свежие и обильные потоки на землю ( Npumч. XVI, 15 ). Господь наш Иисус Христос, по свидетельству ев. Луки, сказал народу следующее: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет; и бывает так ( Лk. XII, 54 ). Сими словами Господь указывает на физическое явление, с которым народ был хорошо знаком, т. е. Он указывает на облако, поднимающееся с запада или с гор Ливанских, которое было несомненным предвозвестником обильного дождя. За появлением такого облака на западе неизменно следовала дождливая погода, ср. ( III Цap. XVIII, 44 ). В означенной цитате говорится, что слуга пр. Илии увидал то же самое небольшое облако, величиной с ладонь человеческую; но провидец уразумел, что оно служит верным провозвестником дождя, потому что вслед за тем небо стало мрачно от бури и ветра, и пошел большой дождь. Особенное было явление Божие в столпе облачном и огненном у Чермного моря, когда египтяне с войском догнали здесь евреев и им предстояла неминуемая гибель. Тогда ангел Божий и столп облачный и огненный стал позади израильтян и им светил, а египтян омрачал ( Ucx. XIV, 12–20, 24 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Так погибали непокорные Богу цари евреев; так, и еще ужаснее, погибали языческие цари-гонители истинной веры; так исчезли потому и многие народы Востока и Запада, едва оставив свое имя в истории – все эти Аммонитяне, Моавитяне, Филистимляне, Финикийцы, Ассирийцы, Халдеи, древние Египтяне, Греки и Римляне. Таковы судьбы народов по суду Божьему! 13. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. (И слава Ливанова к тебе приидет, кипарисом и певгом и кедром, вкупе прославити место святое Мое , и место ногу Моею прославлю). Вместе с богатствами стран южных (Мадиам, Савея), восточных (Кидар) и западных (Фарсис), придет в Иерусалим и богатство севера – из Финикии, а именно то богатство леса, которым славился хребет Ливанских гор: в Иерусалим будут доставлены великолепные кипарисы, крепкие певги и высочайшие кедры, и все это, разумеется, пойдет, прежде, всего, на украшение храма Божьего (подобно тому, как то было при сооружении храма Соломонова и украшении царских дворцов Давида и Соломона). Так прославится «святое место Божие», «место ног Божиих», т.е., место особенного и постоянного присутствия Божия, а именно храм на Сионе. 14. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. (И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя и раздраживших тя, и поклонятся следам ногу твоею ecu прогневавшии тя, и наречешися град Господень , Сион Святаго Исраилева). Когда совершится воссоздание Иерусалима, во всем его великолепии, при помощи богатств народов всех стран; то пойдут к нему, с благоговейной покорностью и сыны угнетавших его и раздражавших или презиравших его, т.е., потомки древних Египтян, Сирийцев и др., и будут поклоняться перед ним до земли, припадать не только к стопам, но и к следам ног обитателей Сиона. И это потому, что у всех этих народов Иерусалим будет называться «город Господа», «Сион Святаго Израилева». И здесь-то, а именно в храме, будет истинное благоговейное поклонение всех народов Богу и святым Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010