31). Смотри, как праведник опять приходить в беспокойство, и как смущается духом. Услышав (слова Исава), он сказал: “ Кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав ” (ст. 32). Заметь, как он, много думая о (своем) деле, не удовольствовался ответом: “ Я сын твой Исав ”; но еще прибавил: “ первенец ”. “ И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен ” (ст. 33)? Вот как праведник, пришедши в затруднение, и рассказывая ему о случившемся, наносит ему жестокую рану присовокуплением слов: “ Я благословил его, он и будет благословен ”. А сделал это праведник потому, что устами его руководила премудрость Божия, дабы Исав, в точности все узнав, сам уже видел, что ему не может быть уже никакой пользы ни от первородства, ни от настоящей ловли. Услышав же это, говорит Писание, “ Исав …поднял громкий и весьма горький вопль ” (ст. 34). Что значит: “ Громкий и весьма горький вопль ”? Этими словами Писание означает досаду и чрезвычайный гнев, каким (Исав) исполнился, узнав случившееся. “ И сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое ” (ст. 34,35). Брат твой, говорит отец, предупредив тебя, восхитил великое обилие всех благословений. Но дабы ты знал, что благодать свыше содействовала ошибке праведника, вот посмотри, как он сам признает это, говоря: “ Брат твой пришел с хитростью ”; он как бы оправдывается пред сыном и объясняет ему, что я-де по неведению излил благословения на того, и готов был дать их тебе; но он, пришедши с обманом, взял благословение твое; он получил то, что было приготовлено тебе; не по моей вине это сделалось. “ И сказал , - сказано, - он (Исав) : не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение ” (ст. 36). Не напрасно, говорит, получил он такое прозвание: имя его значит запинание, которое он и сделал мне, лишив меня и первенства, и благословения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

8. Мархешван – Наименование этого месяца происходит от аккадского «Арахсамин». Это не одно слово, а два: «арах» означает месяц (и на иврите (yerah) – «месяц», что выглядит фонетически созвучным), а «самни» – «восьмой», , shmone– «восемь», причем нужно помнить, что «м» и «в» часто чередуются. То есть, просто «восьмой месяц». Лексикографы и грамматисты делят название Мархешван на два слова: «мар» и «хешван». Значение первого слова (таг) – «горький». В некоторых общинах было не принято устраивать в этот месяц свадьбы. В этом месяце нет ни одного праздника, и иногда его даже называли (heshvan mar) – «горький Хешван». Название месяца ассоциировалось с неудачей. По преданию, именно в Мархешван Господь взыскал грех с поколения Потопа, и обрушил воды на всех живущих, сохранив жизнь только праведному Ною и его семье. 15-го Мархешвана Иеровоам устроил праздник, придуманный им самим по собственной прихоти, и тем вызвал гнев Божий. В этом месяце вавилоняне, по приказу Навуходоносора, убили пятерых сыновей на глазах у отца, царя Иудеи Седекии (Цадока). 9. Кислев – В Священном Писании название этого месяца появляется дважды: «Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве,в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе» ( Неем. 1:1 ). «В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева» ( Зах. 7:1 ). Перевод названия этого месяца связывали со словом, имеющим те же корневые буквы: (khisla) – «упование», «надежда». 24-го Кислева в 164 г. до Р. Х., иудеями была одержана победа над греко-ассирийской армией Антиоха, и установлен праздник Хануки. А главные добродетели в истории Хануки, по мнению еврейских мудрецов, это «надежда и упование на Бога». 10. Тевет – . Название этого месяца встречается в Библии только один раз: «И взята была Есфирь к царю Артаксерксу, в царский дом его, в десятом месяце, то есть в месяце Тебефе, в седьмой год его царствования» ( Есф. 2:16 ). Толкование названия месяца также связано с именем царицы Есфирь, которая в судьбе Израиля рассматривалась как «величайшее благо»: на иврите «благо» – (tov).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

В Евангелии от Луки как обетование смеха в будущем, так и осуждение его ныне обусловлены внутренним состоянием человека. Почему он смеется? Из-за чего плачет? Как отмечал апостол Павел, печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор 7:10). Но если не всякая нынешняя скорбь спасительна, быть может, и не всякое веселье предосудительно, пусть даже оно совершается ныне? Во всяком случае, в той же проповеди Спасителя, приведенной евангелистом Лукой, говорится о том, как реагировать верующим, когда их бесчестят за Сына Человеческого: возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь. Синодальный перевод облагораживает новозаветное койне: повеление ‘возвеселитесь’ ( skir­t»­sate) буквально переводится как «запрыгайте» 5 . Церковнославянский перевод ближе к оригиналу по смыслу: “возрадуйтеся в той день и взыграйте”. Так всегда ли осторожность в чем-либо предполагает полный отказ? Все же смех — дар; как и все качества человеческой природы, он дан от Бога. Более того, как представляется, в некоторых случаях можно говорить о том, что к нему прибегают авторы и Ветхого Завета. Ветхий Завет: горький сарказм и мягкий юмор Коль скоро антропоморфизмы приложимы к Богу 6 , то не только гнев, но и иные человеческие чувства могут передавать отношение Творца к созданному Им миру. И уже в Ветхом Завете это участие Бога в судьбах мира могло быть выражено по-разному. Горький сарказм обличений пророка Исаии сменяет мягкий юмор книги пророка Ионы. Трудно удержаться от улыбки, слушая в канун Пасхи чтение о том, как Бог вразумлял пророка Иону (четвертая паремия вечерни Великой Субботы). Как известно, Иона предвещал жителям языческого города Ниневии гибель. Ниневитяне покаялись, и Господь помиловал город. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.

http://pravmir.ru/smeh-tyikva-proroka/

Во всех Своих делах, учении, страданиях, Иисус Христос явил великую любовь к людям. Эта бесконечная любовь должна производить на нас могущественнейшее влияние и возбуждать в нас такую же любовь. Но этого часто не бывает, несмотря на увещания евангелия. В Своих слезах Спаситель выразил все Свое евангелие; тут высказалась вся полнота Его беспредельной любви; тут открылось Его окровавленное сердце. Тут наглядная любовь! 3. Самое ужасное увещание. Если слезы Иисуса Христа не побуждают нас к обращению, тогда они превращаются в плач над нами. Какое ужасное увещание! а) Уже на земле. Горький плач раздавался в иудейском народе, при разрушении Иерусалима. Опять повторилось то, что было прежде — « Разинули на нас пасть свою все враги наши. Ужас и яма, опустошение и разорение — доля наша. Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего. Око мое изливается и не перестает, ибо нет облегчения » (Плач. Иер. 3:46–49). Такой же горький плач постигнет и нас на смертном одре, когда мы, прожив многие и долгие годы, ничему доброму не научились и ничего доброго не сделали. Тогда мы стыдились признаться на словах. б) Еще более по ту сторону гроба, на страшном суде. «Горы, падите на нас; холмы, покройте нас!» Какой будет невыразимый плач, когда услышат: «идите в огонь вечный!» Какие мучения в аду, какие слезы отчаяния! Три врага нашего спасения, с которыми мы ежедневно должны бороться « Смотря на него, заплакал о нем » (Лук, 19:41). При входе Своем в Иерусалим, Иисус Христос, взглянув на этот город, заплакал. Что было причиной этих слез? Погибель Иерусалима (ср. Лук. 19:43–44). От чего погиб Иерусалим? От тех самых грехов, с которыми мы ежедневно должны бороться, именно от легкомыслия, беспечности и ожесточения или нераскаянности. 1. Легкомыслие. а) Иудейский народ по легкомыслию не внимал голосу Спасителя, не обращался и продолжал коснеть в своих грехах. По легкомыслию взывает он сегодня: «осанна!» a через несколько дней будет взывать: «распни, распни Его!» Такое легкомыслие привело его к погибели.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

речь идет только о проигранной партии в шахматы, то этот ход, конечно, нельзя назвать " горьким " . Однако, если речь идет о смерти миллионов людей только потому, что генералы не были достаточно искусны и объективны, чтобы увидеть, что они проиграли войну, то здесь обозначение " горький конец " вполне оправдано. Дважды в нашем столетии мы пережили такой горький конец, сначала в 1917 г., а затем в 1943 г. В обоих случаях немецкие генералы не поняли, что они больше не свободны выиграть войну, и тем не менее они совершенно бессмысленно продолжали ее вести и пожертвовали миллионами человеческих жизней. добиться излечения своих пациентов, Фрейд, например, считал необходимым, чтобы они жертвовали деньгами, оплачивая лечение. Кроме того, они должны были приносить в жертву собственные фрустрации, не осуществляя своих иррациональных фантазий. Понимание альтернативности, как она здесь описана, по существу, соответствует пониманию Ветхого завета. Бог не вмешивается в историю человека, в ходе которой он изменяет свое сердце. Он посылает своих посланцев, пророков, с тройной миссией: напоминать людям об определенных целях, показывать им последствия их решений и протестовать против неправильных решений. Дело человека — сделать свой выбор; никто, никакой Бог не может его " спасти " . С особой ясностью этот принцип проявляется в ответе, который Бог дает Самуилу, когда евреи захотели иметь царя: " Итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними " (1 Цар. 8:9). После того как Самуил дал им наглядное описание восточного деспотизма и евреи все же хотели иметь царя, Бог сказал: " Послушай голоса их и поставь им царя " (1 Цар. 8:22). Подобный же дух альтернативности находит свое выражение в следующем: " …жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь… " (Втор. 30:19). Человек может выбирать. Бог не может его спасти; все, что может сделать Бог, — это поставить его перед принципиальной альтернативой жизни и смерти и потребовать от него выбрать жизнь.

http://predanie.ru/book/220206-dusha-che...

10, 16). Он обещает привести Себе и других у тебя же погибают и те, которых ты имеешь. А ведь всем известно, сколько раз случалось так, что не овцы за пастырей, но пастыри за овец погибали. " И они услышат голос Мой " , говорит Господь (Там же). Для чего же? Чтобы было " одно стадо " . На Его голос стадо соединяется воедино, а от твоего голоса или заражается твоей болезнью, или разбегается. 6. Как бы ни было горько, но прямо к тебе подходят слова апостола Павла из " Деяний Апостольских " : " Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою " (Деян. 20, 29-30). Как бы нам хотелось, чтобы эти слова ты говорил о других, а не другие говорили о тебе. Ими бы следовало тебе поучать кого-нибудь еще, а не нам тебя. Разве следует учить епископа, каким должно быть христианину? Взгляни же наконец, в какое положение ты поставил себя. Тебя порицают, осуждают, обвиняют. Разве подобает это человеку, облеченному священным саном? Горестен горький ответ твой, если только таковым можно назвать его, защищающего богохульные слова. Неужели ты считаешь, что мы пощадим тебя, если ты сам не щадишь свою душу, когда хочешь и прежде живших, и ныне живущих, и будущие поколения - всех лишить надежды на спасение? Я, как верный слуга благого Господа, преследую Его врагов по словам пророка: " ненавижу их совершенной ненавистью " (Пс. 138, И слова другого пророка опять напоминают мне, чтобы я не имел пощады. О ком мне заботиться, кому воздать честь, когда происходит такое, что полностью лишает меня какого бы то ни было основания моей надежды? В Евангелии содержатся слова Господа, Который говорит, что ни отца, ни мать, ни сына, ни других близких не должно предпочитать Ему (Мф. 10, 37). Ведь часто бывает такая преданность, из которой рождается измена. Когда побеждает стремление плоти, то небесной любви, каковая есть Бог. предпочитают любовь телесную, под влиянием которой мы часто опускаемся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/533/...

10:40-41). Ему же слава во веки. Аминь.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 6.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам. 7.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 7.    В оригинальном тексте посланий св. Игнатия: «ни крестить». «Ступать» здесь, возможно, ошибка редактора «Патрологии» Миня.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам. 8—9.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам. 2—3.    То есть левиты. Слово 125. О ча янии будущего    Чающий будущих благ отвергает здешние и благодаря предвкушению благ будущих проходит сквозь все житейское, словно через тень и паутину, ради уготованной надежды и благодати. Ибо он старается быть там, где сущность приобретения, то есть порабощение вожделения. Посему те, которые избрали приобретение на небесах, к исшествию из тела стремятся. Потому, напряженно ожидая предлежащих нам благ, которые невозможно вообразить, всяким стремлением со многим вожделением будем желать их, презирая непостоянные и радуясь вечным и постоянно пребывающим благам, которых ум человеческий не в состоянии постичь. Поэтому всяким хранением да будем сберегать сердце (ср. Притч. 4:23), ожидая Домовладыку — Христа Бога нашего, ради нас обнищавшего и ради нашего спасения страсти и немощи на Себя воспринявшего, чтобы нас соделать общниками Своего богатства и дать вкусить будущей неизреченной славы, Которого любить да не перестанем и, сами возлюбленные Им, войдем вместе в обители, уготованные Отцом, и во свете Его узрим свет (Пс. 35:10). Страшен день Пришествия Его, велик и светел весьма. Посему, имея эти обетования, мы радуемся радостью неизглаголанной и славной, всегда очищая душу. Пусть же никакой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Евр. 12:15), не досаждал бы, и чтобы душа в чистейшем и ярком свете оказалась бы не имеющею пятна, или порока (Еф. 5:27), где узрела бы То нетварное и блаженное естество — Отца и Сына и Святого Духа. Как и Апостол пишет к римлянам, говоря: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, [Col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

19:12), тогда уже и в самом деле предал Его им на распятие. Поэтому также в первый раз просто предал Его, а во второй — предал Его им. Много мер испробовал Пилат, чтобы освободить Иисуса Христа от всякой ответственности, и всячески старался, чтобы Он не был убит, но ему должно было воспрепятствовать судебным порядком: не уступать тем, которые поступали несправедливо, и не предавать Того, в Котором, по его же собственному свидетельству, не было вины, заслуживающей смерти (Ин. 12:6). А что Пилат мог и не предать Иисуса Христа, это видно из его же слов: «не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя» (Ин. 19:10)? Поэтому Иисус Христос и не освободил его от ответственности, сказав: «предавый Мя тебе болий грех имать» (ст. 11)…, т.е. грех больший, подразумевается, твоего греха. Не оправдывает Пилата и обвинение Иисуса Христа в присвоении царской власти. Услышав об этом, он должен был призвать обвинителей, потребовать доказательств и поискать каких-нибудь признаков, свидетельствующих о желании Иисуса Христа присвоить власть, напр.: что Он созывал войска, собирал деньги, приготовлял оружие и т. п. А он, лишь только услышал, малодушно испугался и, оставив неисследованным такое обвинение, поверил и был этим поражен. Чем более жестоки и дерзки были иудеи, тем более он был робок и труслив, а оттого легкомыслен и податлив. Найди также рассказ о том, что прежде этого помещено, как мы сказали, у Иоанна; все это весьма полезно и для изложенного здесь. Марк (15, 23) говорит, что Ему давали пить вино со смирною; но Он не принял. И то, и другое предлагали Ему в насмешку, как бы для восстановления упадающих сил. Уксус смешали с желчью, чтобы он был острый и горький. Все это указывало на язвительность и ненависть иудеев, так как и смирна тоже весьма горька. Все вышеуказанное предложили Иисусу Христу прежде возведения Его на крест, как сказали Марк и Матфей, а после возведения на крест дали Ему только уксусу, как опять-таки говорят они (Мф. 27:48; Мк. 15:36), а также Лука (23, 36) и Иоанн (19, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

1. [По-видимому, речь Систелия] Ты справедливо говоришь, что (на это) не следует обращать внимания и что, в то время как разумное богатство создается Богом, (нам) надлежит иметь крепкие плоды мудрости, по слову апостола, говорящего: «Мы – Божия нива» ( 1Кор. 3, 9 ).2. Чтобы недуг не распространялся и не делался очевидным для всех, нам надлежит исцелять его ( Евр. 12, 13 ) Евангельскими песнями и наблюдать, «чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой (горький) корень, возрастая, не причинил вреда, и чтобы... не осквернились многие» ( Евр. 12, 15 ). Так сказал апостол в послании к Евреям.3 . И Закон учит нас, говоря: И сказал Моисею Господь и Аарону, говоря: «Если у человека будет на коже знамение проказы, (пусть) придет он к Аарону священнику или к одному из сыновей его, и осмотрит священник проказу на коже его, знамение язвы, явно ли (видна) проказа на коже плоти его» ( Лев. 13, 1–3 ).4. И вскоре (после того): «И осмотрит священник проказу в седьмой день – и вот, проказа увеличивается, не изменилась проказа на коже; и (пусть) отлучит его священник на семь дней вторично; и вот, одинакова проказа, не изменилась. И (пусть) очистит его священник, ибо это знак (проказы), и (пусть) он вымоет свои одежды» ( Лев. 13, 5–6 ).5. И вскоре (после того): «И если проказа пристанет к одежде, к одежде шерстяной, или льняной, или к любому изделию кожаному, и (если) будет проказа красная или зеленая» ( Лев. 13, 47–49 )......Затем в дальнейшем... 8 . Глава 4 1. [Еввулий] Мало сказав, ты порицаешь. Но, Систелий, (будем) говорить о том, о чем надлежит, то есть о Законе. Будем держаться духовного изъяснения этих понятий, дабы не буквально, но духовно уразуметь Писание Закона.2. В последующем изложении добавлено: «Если же, после отлучения, проказа, показанная священнику, распространится по одежде, или по коже, или по основе, или по утку, (то эта) проказа есть увеличивающаяся проказа; (он) нечист. (И пусть) он сожжет одежду, или основу, или уток» ( Лев. 13, 51–52 ) и так далее.3. А вот объяснение того, что сказано в Законе о проказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

(2) Если же это окажется невозможным, она постарается, насколько это в человеческих силах, вести безгрешную жизнь. Вне зависимости от того, следует ли, по велению разума, умереть или жить дальше, она всегда уповает на Бога, помощника и соратника в ее делах, подлинного защитника и спасителя ныне и в будущем. Она сделает его руководителем и наставником всей своей жизни, во всем стремясь к благоразумию и праведности, до конца будучи верной своей любви к Богу. ( 128 , 1) Апостол прекрасно пишет в своем письме Титу, что даже пожилые женщины должны «одеваться прилично, не становясь клеветницами и пьяницами и уча добру. Чтобы вразумляли молодых любить своих мужей и детей, быть целомудренными, чистыми, аккуратными дома, добрыми, покорными своим мужьям; да не порицается слово Божие».   (2) «Старайтесь же, — говорит он, — иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Чтобы какой горький корень возникнув, не причинил никакого вреда и не развратил многих».   ( 129 , 1) И затем, как бы подводя последнюю черту в этом вопросе, добавляет: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно. Блудников же и прелюбодеев судит Бог».  (2) О том, что в предметах, касающихся совершенства, одна задача и одна цель предстоит и мужчине и женщине, Петр в своем послании говорит так: (3) «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного от различных искушений, дабы испытанная ваша вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, (4) которого не видевши любите, и которого доселе не видя, но веруя в него, радуетесь радостью неизреченной и преславною, достигая наконец верою вашею спасению души».   (5) Павел говорит, что ради Христа он «гораздо больше был в трудах, безмерно в ранах и многократно при смерти».  О совершенстве XXI O совершенном гностике ( 130 , 1) Итак, я утверждаю, что совершенства можно достичь различным образом, смотря по природе избранной добродетели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010