И изо всех десятников на одного только он полагался отчасти — на Фёдора Васильевича Горшкова. Это был щуплый старичок с растопыренными седыми усами. Он в строительстве тонко разбирался, знал и свою работу и смежную, а главное необычное среди вольняшек его свойство было то, что он был искренне заинтересован в исходе строительства: не карманно, как Буслов (вычтут или премируют? выругают или похвалят?), а внутренне, как если б строил всё огромное здание для себя и хотел получше. Пил он тоже осторожно, не теряя из виду стройки. Но был в нём и крупный недостаток: не прилажен он был к Архипелагу, не привык держать заключённых в страхе. Он тоже любил ходить по строительству и доглядывать своими глазами сам, однако он не носился, как Буслов, не настигал, кто там обманывает, а любил посидеть с плотниками на балках, с каменщиками на кладке, со штукатурами у растворного ящика и потолковать. Иногда угощал заключённых конфетами — это диковинно было нам. От одной работы он никак не мог отстать и в старости — от резки стекла. Всегда у него в кармане был свой алмаз, и если только при нём резали стекло, он тотчас начинал гудеть, что режут не как надо, отталкивал стекольщиков и резал сам. Уехал Буслов на месяц в Сочи — Фёдор Васильевич его заменял, но наотрез отказался сесть в его кабинет, оставался в общей комнате десятников. Всю зиму ходил Горшков в старорусской короткой поддёвке. Воротник её оплешивел, а материал верха держался замечательно. Разговорились об этой поддёвке, что носит её Горшков уже тридцать второй год, не снимая, а до этого ещё сколько-то лет его отец надевал по праздникам, — и так выяснилось, что отец его Василий Горшков был казённый десятник. Вот тогда и понятно стало, отчего Фёдор Васильевич так любит камень, дерево, стекло и краску: с малолетства он и вырос на постройках. Но хоть десятники тогда назывались казёнными, а сейчас так не называются — казёнными-то они стали именно теперь, а раньше это были — артисты. Фёдор Васильевич и сейчас похваливал старый порядок:

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Возвращение в Урюпинск Упрощенная карта будущей Европы, — улыбнулся Горшков. — Вы зря смеетесь. Москва когда-то была таким же центром мертвой экономической зоны: она находилась между Киевской и Владимиро-Суздальской Русью. Что такое теперь Суздаль и что такое Москва? 2 февраля, 2013 Упрощенная карта будущей Европы, — улыбнулся Горшков. — Вы зря смеетесь. Москва когда-то была таким же центром мертвой экономической зоны: она находилась между Киевской и Владимиро-Суздальской Русью. Что такое теперь Суздаль и что такое Москва? В книге репортера Дмитрия Соколова-Митрича «Непоследние времена» собраны репортажи и публицистические заметки, которые автор писал на протяжении десяти лет. Они охватывают широкую картину бытия современного российского человека. Эта книга о временах, которые не выбирают, и о людях, которые в них живут, а не умирают. Это важное послание о необходимости быть оптимистом. Мы предлагаем вниманию читателей главу из книги, вышедшей в издательстве «Никея» . Почему Володя по кличке Трамвай вернулся в Урюпинск из Майами, а его друг Олег вообще никуда не уехал Время действия — вторая половина девяностых годов двадцатого века. Место действия — город Урюпинск, Волгоградской области, и город Майами, штата Флорида. Главные действующие лица: Владимир Кондратенко, предприниматель, занимающийся закупкой и сбытом сельхозпродукции. Кличка Трамвай досталась от старшего брата, которого так прозвали за прямой и неуступчивый характер. После дефолта 1998 года Володя устал жить в России и уехал в Америку. Спустя три года он устал жить в Америке, вернулся в Урюпинск и офигел. Его друг детства Олег Горшков, заместитель мэра Урюпинска по экономике, финансам и стратегическому планированию, все это время делал из Урюпинска Майами. Осталось совсем немного. Обретение козла И еще есть некий грек. Вернее, был. Его имени и фамилии уже никто не помнит. Грек приехал из Греции в Урюпинск в далеком 1993 году по какому-то мелкому деловому вопросу. Решив с греком его деловой вопрос, начальники принялись водить грека по городу и показывать достопримечательности. Подвели и к памятнику Ленину. «Вообще-то на этом месте должен был стоять козел, — пошутил мэр Валерий Сушко. — Точнее, коза. Потому что она нас кормит, поит и одевает. У нас в Урюпинском районе водится особая коза — пуховая. Ее не доят и не едят, она только пух дает. А стоит только эту козу вывезти за пределы района — тут же вырождается».

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-v-uryupi...

В единственном экземпляре встречены полной сохранности подковный гвоздь с плоской шляпкой (рис. 4, 48) и скоба (рис. 4, 50). Двумя экземплярами представлены клиновидные в сечении ножи (Рис. 4, 51–52). Их длина 13–14 см. Ширина лезвий 1,3–1,5 см. Толщина – 0,3 см. Ножи по форме являются типичной кузнечной продукцией для XII–XIV вв. Редкой находкой является молоток-гвоздодер (рис. 4, 53). Его длина 10 см. Ручка молотка прямоугольная в сечении и имеет размеры 1 х 0,7 см. Длина головки молотка 6 см, размер бойка 1 х 1 см. Головка выкована вместе с рукояткой. Подобная технология изготовления молотка-гвоздодера практиковалась в XIV– XVI вв. С. 47 рис. 32, 3]. Двумя находками представлены изделия из камня. Одно из них – пест для растирания примесей (рис. 4, 55). Его длина 9,7 см диаметр 4 см. Другая находка – плоское пряслице из известняка (рис. 4, 54). Его особенность состоит в том, что отверстие просверлено наискось. Определим датировку изученных сооружений. На основании данных по выделенным группам горшков, сходству гончарных клейм и индивидуальным находкам (шпора, молоток-гвоздодер подковка) можно определить достаточно широкий хронологический диапазон функционирования памятника рамками второй половины XIII–XIV вв. Однако если вспомнить о кратковременности изученных сооружений, то подобная датировка не может нас удовлетворить. Сопоставление вариантов сосудов двух памятников Аргамач – Пальна-1 и Аргамач – Пальна-5 показало, что при сходстве их керамики различие состоит в том, что на селище Аргамач – Пальна-5 значительно преобладают горшки с вертикальным венчиком (200 ед., или 70,5 %). Обращаясь к исследованиям по хронологии московской керамики XIV–XV вв., нельзя не заметить, что в рассматриваемый период происходило развитие формы горшков по пути их стандартизации: вертикальный венчик с наплывом внутрь, резкий перегиб от шейки к плечикам и от плечиков к тулову С. 33–40, С. 41–42]. Действительно, значительная часть посуды селища-5 напоминает по форме московскую керамику первой половины XV в. Однако же на селище-5 эта керамика могла бытовать не позднее начала XV в., т. е. до того рубежа, когда елецкая земля приходит в запустение от татарских вторжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В Полесье широко распространено поверье о том, что в наказание за воровство горшков человек осужден на том свете носить горшок или черепки – в руках, на боку или в зубах; тому, кто крадет посуду, в ином мире закроют глаза черепком или ему придется пролезть сквозь горшок. Древний характер имеет и закапывание горшков. По сведениям так называемого «Каталога магии Рудольфа» (сер. XIII в.), в новых домах закапывали в разных углах дома, в т. ч. и за печью, горшки, наполненные разными предметами в честь «домашних богов». В некоторых местах России, по археологическим данным, был широко распространен обычай закапывать под фундаментом дома, а также в ямах во дворе и в саду горшки и другую посуду с различной пищей, – по-видимому, остатками обрядовых трапез. В Вятской губ. закапывали в землю или топили горшок с остатками курицы- " троецыплятницы». В Малороссии девушки закапывали горшок с кашей на месте, где собиралась деревенская «улица», чтобы туда притянуло парней. Закапывание горшка с медом или вареной пшеницей в доме или на пасеке широко практиковалось в пчеловодческой обрядности малороссов. В поверьях горшок и другие сосуды связаны с атмосферными осадками и небесными светилами. У малороссов и великороссов ведьмам приписывается способность красть с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и прятать их в горшках или кувшинах. По малороссийским поверьям, ведьма крадет с неба Венеру и прячет ее под новым горшком, чем вызывает длительную засуху. В Курской губ. затмения объясняли тем, что ведьмы снимают солнце, луну и звезды и прячут их в кувшины. В Житомирской обл. говорили, что их «ведьма в горшке взяла». В Белоруссии горшок, повешенный на забор, должен был уберечь кур от ястребов. В Покутье битый горшок или старая одежда и шапка, надетые на палку, призваны были защитить посевы не только от воробьев, но и от сглаза. В Вятской губ. в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежала со старым горшком в руках на огород и опрокидывала горшок на кол, где он и оставался в течение всего лета; считалось, что он предохраняет кур от хищных птиц. Отбитое горло кувшина, горшок без дна служат у русских воплощением куриного бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Растение – Земледелие В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Растение – Земледелие Лес – в небо дыра. Есть у меня три отрасли: первая отрасль – телу отчист; вторая отрасль – больным исцеленье; третья отрасль – языку молчанье (береза: банный веник, береста для повивки горшков, деготь для смазки колес) . Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утишает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает (береза: лучина, деготь на колеса, береста на обвои горшков, банный веник) . Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовица?) . Стоит дерман, ни шит, ни бран, в одно бердо ткан (береза) . Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет (береза: она дает деготь, лучину и бересту) . Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, другое – от теми свет, третье – дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое – людям колодец (береза: банный веник, лучина, береста на горшки, березовица) . Одно проклятое дерево без ветра шумит (осина) . Семьдесят семь полков: все повалились, а три остались (сосна, ель и вереск зимой) . Все паны скинули кафтаны (жупаны), один пан не скинул кафтан (лиственные деревья и сосна) . Зимой и летом одним цветом (сосна) . Все капралы поскидали кафтаны, один капрал не скинул кафтан (сосна ) . Выйду в лес без топора, без долота; высеку две лодки ездовых, две доски половых, горшку покрышку, уполовнику ручку (желудь) . Матушкой весной в цветном платьице, мачехой зимой в одном саване (черемуха) . Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом ( рябина) . Под лесом, лесом красна понька висит (рябина) . Стоит дерево мохнато, в мохнатом-то гладко, в гладком-то сладко (орех) . Стоит высоко, висит далеко, кругом гладко, в середке сладко (орех) . Около гладко, в середке сладко, про ту сласть есть у нас снасть (орех) . Гни меня, ломи меня; у меня есть мохнатка, в мохнатке гладко, в гладком сладко (орех) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Такие же поверья, вероятно, были связаны со стеклянными браслетами. Их обломками усеяно капище 2, они рассеяны по подножию капища 3, встречены во многих культовых сооружениях. Целых браслетов на сакральной части святилища не обнаружено. Лишь в жилище на южной части городища найден целый стеклянный браслет, но он не является жертвой. Отдельные обломки от 33 стеклянных браслетов, найденные на святилище, Ю. Л. Щаповой удалось склеить. При этом обнаружилась интересная закономерность. На капище 3 склеивающиеся между собой обломки браслетов находились на большом расстоянии друг от друга в разных концах капища – в квадратах 5г+3е, Го+2з+10т, 10и+3к, 4м+1з, 2б+11г, то есть обломки разбитых браслетов были разбросаны в разных местах капища. То же самое наблюдалось на капище 2. При этом выявилась и еще одна особенность – подклеились обломки браслетов с капища 2 и из расположенного рядом длинного дома 7 и находящегося в стороне сооружения 5. В данном случае, куски разбитого браслета были разнесены молящимися и положены в разных культовых сооружениях. Это между прочим подтверждает и одновременность существования всех этих объектов. Само по себе разбивание, размельчение вещей должно было способствовать их «размножению» и возрождению (Свешников Т. Я., Цивьян Т. В., 1979, с. 149–190), как это предполагалось при расчленении тел людей и животных. Подобные представления были, вероятно, связаны и с разбиванием посуды. Битье горшков практиковалось при всевозможных случаях жизни: при свадьбах в знак целомудрия невесты, при рождении ребенка для облегчения родов, при похоронах для скорейшего перехода души в иной мир. Разбитый горшок должен был прогнать всякий недостаток из дома, его черепки разбрасывались по огороду для обеспечения урожая. Разбивались горшки, послужившие богам: ими уже не могли пользоваться люди (Сумцов Н. Ф., 1885, с. 46, 47; Афанасьев А. Н., 1865, с. 180; Этнография..., 1987, с. 399; Котляревский А. А., 1869, с. 221). Общий смысл разбивания сосудов состоял в том, чтобы способствовать переходу в другое состояние и возрождению, в том числе и растительному. Эти действия были направлены и на предохранение от злых сил (Свешников Т. Я., Цивьян Т. В., 1979, с. 180–190). Черепки разбитых сосудов в огромном количестве встречаются на святилищах. Они сплошным слоем покрывали площадки его капищ, но их обычно не удается склеить между собой. Возможно, как и обломки стеклянных браслетов, черепки разбитых горшков разбрасывали в разных местах.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Все. Больше не могу мучиться неизвестностью. Я приняла твердое решение: выслежу его и попадусь ему на глаза! Поскольку я теперь знаю весь график его жизни — во сколько уходит в школу, когда возвращается, когда у него секция карате, когда он с рэпперскими друзьями из своей школы гуляет, — выбрать время было нетрудно. Гораздо труднее оказалось выбрать место. Надо, чтобы получилось все как задумано, чтобы я была к встрече готова, а то, если он появится с бухты-барахты, я ни за что взглянуть на него не смогу. А это самое главное. Мне крайне важно увидеть его первую реакцию. Испугается? Обрадуется? Стушуется? Поздоровается или сделает вид, что не заметил? Если подойдет, то что скажет? В общем, я все возможные варианты уже сто раз в голове прокрутила, чтоб быть готовой ко всему. И я к нему готова, в смысле, ко всему. Будь что будет, лишь бы не эта убийственная неизвестность! Пока я вынашивала свой план, наступили каникулы. Я собиралась повидаться с Эльфиком и Анами, но они разъехались по домам. И как я раньше не сообразила. А все потому, что о Ване только и думаю… Один раз с Любкой и Шуриком сходили в «Пик» в кино. Шурик мил, но совсем не мой тип. Фильм был ерундовый, хотя я неплохо провела время — представляла, что рядом со мной сидит Ваня… Наконец я дозрела осуществить «случайную встречу». Сегодня пятница, у Вани карате, в полчетвертого он выйдет из дома, и… И вот я, предварительно вымыв голову и немного напудрив веснушки, надела свою новенькую сиреневую ветровку. Собирать волосы в хвост или оставить распущенными? Вообще-то, с распущенными взрослей. И на фоне сиреневого рыжее красиво. Последний взгляд в зеркало — все в порядке! Регина Горшкова, прищурив свои серые глаза, выходит проводить разведку боем! Я шагнула к двери. Так, живот, чего это ты трепыхаешься?! Только что же ты себя хорошо вел! И ноги какие-то ватные…Ну, где мое мужество Холмса? Нет его. Его нет, потому что сейчас никакой я не Холмс… Регина я, Решка Горшкова… А Ване через десять минут выходить. Так, собраться, как в былое время перед выходом на сцену, — ну же, Мариинской сцены не боялась, чего же сейчас так дрожу?.. Действуем по плану: проскочить через свою часть двора и будто случайно оказаться в Апраксином, когда он туда выйдет через свою подворотню. И…

http://azbyka.ru/parkhomenko/sekretnaja-...

Меняю на продукты золотые запонки. 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда Дневники и фотографии очевидцев 27 января, 2024 Дневники и фотографии очевидцев 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда. «Правмир» публикует подборку дневников горожан и редкие фотографии ленинградских фоторепортеров из книги «Упрямый город. Блокада 1941–1944», которая вышла в издательстве «Лимбус Пресс». 10 октября 1941. Пятница Ночью был мороз. Погода ясная, проходящие облака. С утра все спокоино, стрельбы не слышно. В 11 ч. 30 мин. тревога, появились над городом вражеские самолеты и, выпуская струю белого дыма, делали из него при полете знаки в виде горизонтальных и вертикальных полос определенных направлении, как бы показывая своим далеким наблюдателям объекты для поражении в городе. После обстрела из зениток самолеты скрылись. Отбои дан в 12.30. Первыи раз шел снег. Снежинки в виде крупинок падали в небольшом количестве. Н. Горшков Дата не установлена. В разрушеннои квартире после артобстрела. Фото Д. Трахтенберга 9 сентября 1941. Воронка от авиабомбы на набережнои Фонтанки. Фото Б. Васютинского 1 февраля 1942. Воскресенье Мороз 12°. Редкие облака, временами мелкии снежок. На толкучке у рынка (Кузнечного) идет обменныи торг и спекуляция. На хлеб меняют все, что хотите. На деньги купить что-либо очень трудно. Напр., папиросы (пачка 20 шт.) стоимостью в 1 руб. («Звезда» и др.), платят по 40 руб. Папиросы «Беломор» – до 60 руб. Пачка табаку 100 гр. – от 300 до 400 гр. хлеба. Хлеб на деньги – редко 40 руб. за кусочек около 100 гр. Дорогие безделушки, статуэтки, посуда идут за бесценок, за кусочек хлеба от 100 до 200 гр. На хлеб меняют мыло, спички, свечи, дрова мелкими связками и прочие вещи домашнего быта. Спички за деньги продаются по 10 руб. за коробку. Табак за деньги не продают. Очень много желающих приобрести жиры (масло, сало) для больных, но жиров совсем нет… Н. Горшков Февраль 1942. Фото В. Федосеева 1942. Елена Александровна Герке с дочерью встречают новыи, 1942 год в семье пригласивших их знакомых. Автор не установлен

http://pravmir.ru/menyayu-na-produktyi-z...

Потом Фрада позвал Ариану. Она вошла осторожно и, как обычно, встала рядом. — О, мой господин, как это хорошо! — произнесла она и склонила голову к нему на плечо. И Фрада понял, что это и есть настоящее человеческое счастье. Глава 4. В которой Фрада едет на базар и встречается со знатной госпожой На этот раз ослик шагал по дороге, ведущей на базар, налегке — горшков было немного. Наверно, другой бы на его месте удивился, но, видимо, у Фрады был невозмутимый ослик, он никогда ничему не удивлялся. И на этот раз он бодро стучал копытцами, а Фрада шел рядом и нес в руках драгоценный сосуд — свою вазу, покрытую куском легкой материи. Расположившись в конце горшечного ряда, он поставил вазу на самое видное место, но так, чтобы ее никто не мог задеть неосторожным движением. Перед ней неприступной стеной стоял ряд горшков разной величины. Каждый, кто проходил мимо, обязательно останавливался около Фрады, долго с восхищением разглядывал его вазу, цокал языком, но никто не мог в точности сказать, сколько стоит такая работа, и, постояв в нерешительности и налюбовавшись на эту красоту, отходил в сторону. Сам же Фрада тоже любовался своей работой, ему совсем не хотелось продавать ее, и он даже был рад, когда очередной покупатель, не сумев оценить ее по достоинству, проходил мимо. Но вот у горшечного ряда появились носилки с шелковым балдахином. Носилки равномерно покачивались из стороны в сторону — в такт шагам четырех эфиопов, на плечах которых они покоились. При их приближении крики торгующих стихали и все почтительно склонялись в низком поклоне. Эфиопы были одного роста, в одинаковых набедренных повязках, на их запястьях и щиколотках сверкали толстые залитые браслеты. В носилках сидели две молодые женщины. Они с любопытством разглядывали все, что было выставлено мастерами горшечного искусства. Ни один из горшечников раньше их здесь не видел. Да и вообще, знатные особы редко посещали ряды ремесленников, поручая выбор посуды своим слугам. Носилки медленно продвигались вдоль ряда и остановились прямо напротив Фрады.

http://azbyka.ru/fiction/kamen-v-rybe/

Группировка круговой посуды по морфологическим признакам основана на разделении профиля сосуда на составные части. В настоящее время в этом вопросе у исследователей нет единого мнения С. 583–584; 4. С. 47–48; 5; 6; 7. С. 70; 8. С. 41–42 и др.]. Для исследований позднесредневековой керамики характерно: 1) разнообразие предлагаемых названий для одних и тех же частей профиля; 2) многозначность используемых терминов; 3) нечеткость в определении границ частей профиля. При составлении описания формы профиля круговых горшков использованы названия частей, предложенные А. А. Бобринским. Основываясь на этнографических данных, профиль сосуда разделен на следующие составные части: губа, щека, шея, плечо, предплечье, тулово, дно С. 5–7. Рис. 1]. При работе с козельской керамикой местоположение выделенных конструктивных частей определено следующим образом (рис. 1). Губа – верхнее окончание емкости. В тех случаях, когда конструктивно не выделена (нет утолщения или изгиба), за губу принято окончание части емкости. Щека – конструктивная часть сосуда, опирающаяся на шею или плечо. В последнем случае щека отогнута более чем на 30 градусов от вертикали. Шея – конструктивная часть, опирающаяся на плечо. По отношению к вертикали – вогнутая, вертикальная, слабоотогнутая (не более 30 градусов от вертикали). Плечо – конструктивная часть, опирающаяся на предплечье или тулово. Границами между конструктивными частями являются точки наибольшей кривизны. Граница плечо – тулово (предплечье – тулово) – максимальное расширение сосуда. Венчиком названа верхняя часть сосуда (от максимального расширения). У горшков обязательно присутствуют четыре части формы: губа, плечо, тулово, дно; остальные части (щека, шея, предплечье) могут дополнять этот состав, как все вместе, так и в любом сочетании друг с другом или каждая в отдельности. При исследовании козельской керамики анализировались следующие технологические параметры: состав формовочных масс (ожелезненность глин, состав преобладающей примеси), способ крепления заготовки к поверхности круга (отпечатки на внешней стороне днищ), среда обжига и продолжительность выдержки при температуре каления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010