Катехизис изд. 1828 г. в ответе на вопрос: „Что есть Катехизис?“ утверждал понятие нравственное, „как краткое учение о благочестии христианском“, а Катехизис изд. 1839 года в ответе на тот же вопрос выдвигает уже наперед понятие догматико-теоретическое как „наставление в православной вере христианской“, являющейся условием для благочестия. Катехизис изд. 1828 года понятие о присутствии Христа в евхаристии определяет путем термина, преложение („хлеб и вино прелагаются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову»), а Катехизис 1839 года, после слова „прелагаются“, вводит еще выражение „или: пресуществляются“ с обстоятельным далее пояснением термина „пресуществление“. Катехизис изд. 1828 г. определяет церковь , как „соединенное множество верующих“, а Катехизис изд. 1839 года – как „от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами“. Катехизис изд. 1828 года основание для собрания вселенских соборов видят единственно в примере Апостольского собора в Иерусалиме, а Катехизис изд. 1839 года – помимо этого – в важности церкви с ее определениями, откуда вселенский собор представляется лишь способом для изречения определений вселенской церкви. Отдел о церкви в Катехизисе 1839 года изложен вообще подробнее, чем в Катехизисе 1828 года, поскольку здесь выпуклее выражены понятия о видимости церкви, учение об Иисусе Христе, как единой главе церкви, о согласии единства церкви с существованием многих поместных церквей, о кафолической церкви, как единственной спасительнице душ, о церковной иерархии, или священноначалии, о состоянии душ умерших до всеобщего воскресения,... о праздниках,... о соравенстве Св. Синода с святейшими православными патриархами. В редакции 1839 года Катехизис продолжает существовать до настоящего времени. Внешняя история образования Катехизиса объяснение свое находит в двух, главным образом, факторах: а) в правительственно-административном, б) в литературно-общественном, так или иначе влиявших на образование Катехизиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Церковь " Всех Скорбящих радость " иконы Божией Матери при Обуховской мужской больнице. Название свое «Обуховская» больница получила или от соседнего Обухова моста, или от места, на котором она построена и которое, как говорят, когда-то принадлежало купцу Обухову… До 1828 г. при Обуховской больнице не было особой церкви и все требы были исправляемы священниками Павловского кадетского корпуса, как видно из заметки, сделанной в метрической книге больничной церкви за 1828 г. В 1828 г. императрица Мария Федоровна, приняв Обуховскую больницу с 1 марта под свое покровительство, первое свое посещение больницы изволила ознаменовать изъявлением предположения – устроить в ней церковь. Сперва в верхнем этаже главного больничного здания, в среднем зале, устроена была церковь временная на сумму 8369 руб. 25 коп. асс., отпущенную из приказа общественного призрения, и 22 июля 1828 г. была освящена преображенского полка протоиереем А. Г. Гавриловым… Престол в ней устроен один. Церковь устроена по плану, составленному архитектором Квадри, план хранится в ризнице. К дню освещения церкви государь император Николай Павлович изволил пожаловать в 3 экземплярах ризницу, которую умножила императрица Мария Федоровна, прислав на нее 664 руб. ассиг.; притом изволила пожаловать полную утварь, круг богослужебных книг и в день освящения церкви в капитал оной – 1000 руб. ассиг. Устроению и благолепию церкви многие усердствовали своими приношениями как денежными, так и вещественными. Значительную помощь церковь получила от бывшего градского главы коллежского советника Кусова, который по поручению других доставил в церковь 4 560 руб. ассиг., и от коммерции советника Пономарева, принявшего на себя уплату за живопись иконостаса в количестве 2 000 руб. ассиг., за что оба были удостоены высочайшего государыни императрицы благоволения при ее рескриптах на имя попечителя. Самое же деятельное и особое усердие при построении церкви как изысканием средств – сбором капитала в 864 руб. 63,5 коп., так и свой распорядительностью оказал сам попечитель больницы тайный советник, сенатор Алексей Данилович Стог. Устроенный в 1828 г. храм существовал в своем виде до 1833 г. Он занимал меньшую часть центральной залы о двух светах. В 1833 г., исполняя завет августейшей покровительницы заведения, попечитель ходатайствовал перед государем императором об устроении постоянной церкви в той же зале, во всю величину. Государь собственноручно изволил начертать на плане, составленном архитектором Плавовым, как устроить церковь, и 3 декабря 1833 г. она была освящена.

http://sobory.ru/article/?object=24831

874. О лжи. 1831. XLI. 236. 875. О том, чтобы мы старались немедленно искоренять страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души. 1831. XLII. 139. 876. О перенесении искушений с спокойствием и благодарностью. 1831. XLII. 158. II. Наставления: 877. В самоотвержении. 1826. XXIV. 6. 878. В том, что не должно осуждать ближнего. 1826. XXIV. 159. 879. В смирении. 1827. XXV. 58. 880. В страхе Божием. 1829. XXXIII. 131. 881. В том, что не должно располагать собою по собственному разуму. 1830. XXXIX. 33. 882. В том, что мы бодрственно и с известною целью должны идти по пути Божию. 1830. XL. 259. 883. О забвении самих себя. 1829. XXXVI. 22. 884. Наставление монастырскому эконому. 1831. XLIII. 61. 885. Изъяснение некоторых речений Св. Григория, поемых с тропарями во Св. Пасху. 1830. XXVIII. 155. 886. Изъяснение некоторых выражений Св. Григория, которые поются при воспоминании Св. мучеников. 1831. XLIII. 113. 887. Разговор с великим старцем Св. Варсануфием и учеником его Аввою Иоанном прозорливым. 1829. XXXVI. 154. 888. Различные краткие наречения. 1831. XLII. 56. VI. Письма: 889. Разным лицам. 1830. XXXVII. 155. 890. Начальникам в монастырях и подчиненным о том, как должно начальствовать над братиею, и как начальствующим повиноваться. 1830. XXXIX. 275. 891. Некоторым монахам, вопрошавшим его о посещении братии. 1830. XL. 30. Анастасия, Архиепископа Антиохийского †599 892. Слово на Благовещение Пренепорочной Богородицы Марии. 1841. I. 376. Св. Иоанна Постника †595 893. Послание к деве, преданной Богу, о покаянии воздержании и девстве. 1826. XXIV. 246. Св. Варсануфия и Иоанна 895. Душеспасительные наставления. 1834. I. 18. 158. III. 244. 1835. II. 262. 1836. IV. 41. Агапита, Диакона Святейшей великой Церкви Божия 896. Увещательные главы. 1827. XXVII. 248. Преподобного Исаака Сириянина †в к. 6 или н. 7 в. I. Слова: 897. О том, как далеко простираются пределы разума и пределы веры. 1821. II. 242. 898. О трех степенях разума. 1821. II. 248. 61. 268. 899. О иных образах и разумениях различия разума. 1821. II. 275.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нем он, между прочим, говорит: Слышу звук громов словесных: Вдохновенный Филарет, От источников небесных Черпая ученья свет. Как духовный воевода, Духи целого народа Успокоив, говорит: «Как отец нас Бог карает И тому, кто устрояет, Он от зла добро творит. . . . . . . . . . . . . . . . К вере подвиги приложим И Царю-Отцу поможем Нас от смерти сохранить». Стихотворение это понравилось владыке, он пожелал видеть автора, ласково при­нял его и при прощании благословил иконой и подарил ему 200 р. Шатров жил в большой нужде и содержался единственно помощью братьев-масонов. В 1831 г. стихотворения его были переданы Российской Академии. 113 Палладий Виноградов, магистр 5 курса Моск. Академии. Был сначала инспектором Казанской семинарии, потом ректором Пермской. Скончался не в 1835 г., как сказано в истории М. Д. Академии С. Смирнова , а в 1831 г. 5 сект., как это видно из данного письма и имеющейся у нас записки Ф, А. Голубин­ского к гр. Толстому от 23-го сент. 1831.: «Помяните в своих молитвах друга вашего, недавно преселившегося в вечность о. Палладия, ректора Пермской семи­нарии. Он скончался 5-го сентября сего года». 115 Григорий, в мире Георгий Петрович Постников (1784–1860), магистр Петербургской Академии; с 1831 по 1846 архиепископ Тверской, оставил после себя много богословских трудов; умер в сане митрополита Петербургского. 116 Евгений Казанцев. Обучался в Лаврской семинарии; занимал епископские кафедры в Курске, Пскове, Тобольске, Рязани, Ярославле. Сконч. в 1871 г. 117 Гавриил, в мире Георгий Иванович Городков, род. в 1785 г,; магистр первого курса Петербургской Академии; в Могилеве был епископом с 1831 г. до 1837; умер в сане архиепископа (Рязанского) в 1862 г., удалившись на покой в 1858 году. 120 Аркадий, архиеп. Олонецкий, в мире Григорий Феодоров, род. в 1784 г., образование получил во Владимирской семинарии; Пермскую кафедру занимал с 1831 г. по 1851 г., когда был перемещен в Олонец; умер в 1870 г.; изве­стен своей противораскольнической деятельностью. 123 Арсений Москвин , род.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. Часть первая. 1831–1841 гг. Источник Письмо 1 Преподобный о. строитель! Мысль, которую я вчера имел, но не успел сказать, сего дня, предварив меня, сказал мне другой, и сие внезапное согласие сделалось свидетельством того, что она пришла не даром. Сия мысль есть надежда, что, при помощи Божией, благоугодно Богу и Преподобному Сергию можете вы послужить в его лавре, где упразднилось место наместника мирным преставлением благой памяти брата и сослужителя нашего, архимандрита Афанасия. Призвав Бога и взыскуя Его воли, а не моей, приглашаю вас в служение сие. Да будет вам к принятию сего звания благим побуждением то, что это не ваша воля, и что я вас призываю, как послушник Преподобного Сергия, который о вашем ему чрез меня послушании будет благой пред Богом о вас свидетель и за вас предстатель. Призываю от Господа благословение вам и сему начинанию споспешение. Февраля 25. 1831. Примечание. Получено марта 2-го дня 1831 года в Арзамасской Высокогорской пустыни, бывшу мне оной строителем. 4-е марта получил увольнение от епархиального начальника от должности строителя, для перемещения в Московскую епархию. 5-е и 6-е сдал монастырь казначею и 7-го, по причащении со всею братиею обители Св. Таин, простясь со всем братством, – то была суббота первой недели поста, – заехал в город Арзамас проститься со всеми знакомыми. С любовью Бог помог мне жить с братством высокой Горы; с любовью искреннею и слезами простились мы. Во вторник 10-е марта приехал я в Москву и остановился в Симоновом монастыре; в тот же день явился к его высокопреосвященству митрополиту московскому Филарету. По благословению владыки, привели меня к присяге в домовой церкви (эконом иером. Анастасий) на служение наместника лавры и присутствование в учрежденном оной соборе 15-го марта посвятили в сан архимандрита Вифании, в день воскресный. Из Москвы отправиться в лавру получил благословение 18-го марта в среду, и в лавру приехал марта 19-е, в четверток, во время часов, и был принят братиею лавры с миром. А. А. Письмо 2

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Минеон, из 10 мучч. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Минодора, Митродора и Нимфодора, мученицы Вифинские при Максимиане. 10 сент. Минсифей, из 10 мучч. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Миракс, муч. (Египетский) от СарацИн.11 дек. Мирон пресв., муч. Кизический при Декии. 17 авг. Мирон, еписк. Критский, свяТит.после Декиева гонения. 8 авг. Миропия, мученица Хиосская при Декии. 2 дек. Мисаил, из трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Митродора, мученица Вифинская при Максимиане, с Минодорой и Нимфодорой. 10 сент. Митрофан, первый патриарх Цареградский, ум. 325. 1 июня. Митрофан, еписк. Воронежский, ум. 1703. 23 ноября. Михаил Архистратиг. 8 ноября. Чудо в Хонех. 6 сент. Михаил, преп. Зовийский, и с ним 50 иноков, мучч. от Сарацин (780–790). 1 окт. Михаил, еписк. Синадский, исповедник, ум. ок. 820. 23 мая. Михаил черноризец, из обители св. Саввы, муч. 9 в. 23 мая. Михаил преп., сингелл 10 Цареградской патриархии, 9 в. 18 дек. Михаил Малеин, преп. 10 в. 12 июля. Михаил воин, болгарин, при греческом царе Михаиле. 22 ноября. Михаил, первый митрополит Киевский, ум. 992. 30 сент. Михаил, князь Муромский, ум. 1192, с Константином. 21 мая. Михаил Ярославич, князь Тверской, постр. в 1319 году. 22 ноября. Михаил, киязь Черниговский, и Феодор, его боярин, мучч. от Батыя в 1245 году. 20 сент. Перенесение мощей князя Михаила в Москву. 14 февр. Михаил юродивый, преп. Клопский, ум. 1452. 11 янв. Михей прор., из колена Ефремова. 5 янв. Михей прор., из колена Иудова. 14 авг. Миан, из Кандавалы, муч. при Максимиане, с Феодором и др. 4 сент. Модест, муч. Луканийский при Диоклетиане, с Витом отроком. 15 июня. Модест, архиепископ Иерусалимский, ум. ок. 633. 18 дек. Моико мученица, из 26 муч. Готфских, в 4 в. 26 марта. Моисей прор. и Боговидец, сконч. в 15 в. до Р. Хр. 4 сент. Моисей Мурин, преп. Египетский 4 в. 28 авг. Моисей, пустынник Сирийский 5 в.. ученик пр. Полихрония. 23 февр. Моисей, пустынник Сирийский, подвизавшийся близ Рамы, в 5 в. 23 февр. Моисей преп. и другой, из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

32. Ириней Братанович хирот. 26 апр. 1775 из архим. Ростовского Яковлевского монастыря. В 1788 повелено именоваться «Вологодский и Устюжский»; † 23 апр. 1796. Погребён в Софийском соборе. VI. Епископы Вологодские и Устюжские 33. Арсений Тодорский хирот. 15 авг. 1796 из архим. Юрьева монастыря; † 15 июня 1802. Погребён в Софийском соборе. 34. Антоний Знаменский 5 июля 1802 перев. из викариев Новгородских, а 13 февр. 1803 – в Тобольск. 35. Феофилакт Слонецкий хирот. 26 апр. 1803 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 3 янв. 1808 отставлен; † 13 авг. 1823 в Киево-Печерской Лавре. 36. Евгений Болховитинов 24 янв. 1808 перев. из викариев Новгородских, а 19 июля 1813 – в Калугу епископом. 37. Онисифор Боровик 22 февр. 1814 хирот. из вдовых протоиереев армии; 28 нояб. 1827 перев. на Екатеринославскую епархию. 38. Моисей Богданов-Платонов ( Антипов ) 28 нояб. 1827 перев. из викариев Новгородских; а 29 нояб. 1828 – в Саратов. 39. Стефан Романовский 24 нояб. 1828 перев. с Волынской епархии, а 1 мар. 1841 перев. в Астрахань. 40. Иннокентий Борисов 8 мар. 1841 перев. из викариев Киевской епархии, а 12 янв. 1842 – в Харьков. 41. Иринарх Попов 12 янв. 1842 перев. из викариев Воронежских, а 12 нояб. 1844 перев. в Кишинёв. 42. Евлампий Пятницкий 22 нояб. 1844 перев. из Орла, а 15 июня 1852 перев. в Тобольск. 43. Феогност Лебедев 13 июня 1852 перев. из викариев Воронежской епархии, а 31 июля 1856 перев. в Тобольск. 44. Христофор Еммауский 31 июля 1856 перев. из викариев С.-Петербургских, а 17 июня 1866 перев. в Вятку. 45. Павел Доброхотов , 219 ректор Вятский семинарии, хирот. 21 авг. 1866, а 7 июля 1869 перев. в Псков. 46. Палладий Раев , С.-Петербургский викарий, (епископ Ладожский) перев. 15 июля 1869; 13 июня 1873 перев в Тамбов. 47. Феодосий Шаповаленко 13 июня 1873 перев. из Тамбова. 21 авг. 1868 учреждено викариатство. Епископы Тотемские 1. Павел Попов 13 окт. 1868 хирот. из архим. Спасо-Прилуцких; † 4 нояб. 1874. 2. Варлаам , из ректоров Кишинёвской семинария, хирот. 16 февр. 1875. Епархия Устюжская

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий Никифорович Ливотов – В 1773 году 8 декабря определен ко двору псаломщиком. В 1780 году 21 декабря произведен в священника. 1806 года января 27 повелено быть по протопресвитере Криницком-старшим. Умер 1825 года 18 сентября, прослужив при Дворе долее всех, до него и после него служивших. Семен Иванович Окин – из Петергофских священников определен ко Двору 1795 года июня 11 дня. Умер 1817 года 10 октября. Николай Стефанович Стефанов – из священников города Павловска, определен ко Двору 1796 года 24 ноября. Умер 1829 года 25 марта. Василий Адрианович Адрианов – из протоиереев лейб-гвардии Литовского полка, определен ко Двору 16 мая 1816 года. Согласно его желанию, уволен 1821 года 19 августа поступить в монашество и назначен архимандритом в Новгородскую епархию. Умер 1824 года 29 мая. Григорий Иванович Мансветов – бывший при армейской семинарии учитель словесности и греческого языка, а потом в С.-Петербургской губернской гимназии законоучитель, протоиерей; определен 1819 года 23 июля на пресвитерскую вакансию при соборе Зимнего дворца; 17 апреля 1830 года утвержден в должности обер-священника армии и флота, с оставлением, по-прежнему, в звании придворного протоиерея с сохранением окладов, по этому месту ему производимых. В 1831 году 1 января награжден митрой, но с тем вместе, определено ему более у двора не служить, кроме – при молебствиях и архиерейских служениях. Умер 1832 года 12 ноября. Михаил Андреевич Гратинский – протоиерей Кавалергардского полка, поступил ко Двору 1821 года ноября 25 дня на место Адрианова. Умер 1828 года июля 18 дня. Петр Дмитриевич Песоцкий – из Андреевского собора протоиерей, поступил ко Двору 1825 года октября 31 дня. В 1831 г. 9 июля перемещен к церкви главной придворной конюшни. Михаил Иванович Иванов – из священников лейб-гвардии Измайловского полка определен ко Двору 1826 года декабря 8 дня на место Данкова. Умер 1829 года 24 июня. Иоанн Петрович Ивановский – благочинный отдельного Финляндского корпуса, определен ко двору 1828 года ноября 2 дня на место Гратинского. В 1831 году 7 июня перемещен в придворную Конюшенную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2. Даниил Натток-Михайловский (Мирдамский), из Киевской духовной академии, в 1780 г. пострижен в монашество, был игуменом Георгиево-Лебединского монастыря (1786–1797 г.), архимандритом Виленского Св.-Духова монастыря (1797–1801 г.) и Каменец-Подольского Свято-Троицкого монастыря (1801–1806 г.), хиротонисан в 1806 г. 2 февраля во епископа Волынско-Житомирского; в 1813 г. 6 июля перемещён в г. Могилёв, где в 1816 г. 9 марта возведён был в сан архиепископа и умер в 1821 г. 31 мая. 3. Стефан Романовский, из Киевской академии, уроженец Подольской губернии, пострижен в 1801 г., был ректором Подольской семинарии (1809–1813 г.), хиротонисан в 1813 г. 14 сентября во епископа Волынско-Житомирского, перемещён в 1828 г. 24 ноября в Вологду, а оттуда – архиепископом в Астрахань в 1841 г. 1 марта, где и умер в 1841 г. 4 декабря. 4. Амвросий Морев, в 1806 г. пострижен, из кандидатов богословия главной Александро-Невской СПб. семинарии, был префектом Новгородской семинарии (1813–1816 г.), архимандритом Новгородского Антониева монастыря (1821–1822 г.) и ректором Орловской духовной семинарии (1822–1823 г.), хиротонисан в 1823 г. 17 июня во епископа Оренбургского, в 1828 г. 1 декабря перемещён на кафедру Волынскую, затем в 1832 г. 1 февраля переведён в Нижний-Новгород, а оттуда в 1835 г. 19 января – в Пензу, где и умер в 1831 г. 15 октября. В бытность его епископом Волынским в 1831 г. поступил в ведение православных Почаевский базилианский монастырь (ныне Лавра) и сюда же – в Почаев – из местечка Аннополя была перенесена епископская резиденция вместе с консисторией. 5. Иннокентий Сельно-Кринов, из ректоров Псковской семинарии, хиротонисан в 1827 г. 23 мая во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, в 1831 г. 31 марта переведён был на Курскую кафедру, а в 1832 г. 10 февраля перемещён на Волынь, а затем – в 1840 г. 28 января – в г. Орёл, но на пути туда в г. Козельске (Орловская губерния) умер в 1840 г. 25 апреля. При нём в 1833 г. 13 октября Почаевский монастырь переименован в Лавру, с присвоением ей 4-го места в порядке православных обителей. Иннокентий был первым её священно-архимандритом. При нём же в 1836 г. 6 апреля была переведена из местечка Аннополя (Острожский уезд) Волынская духовная семинария в г. Кременец, лежащий в 21 версте от Почаевской Лавры. Обычай, доселе сохраняющийся в Почаевской Лавре: в память возвращения обители православным, – читать еженедельно в Субботу после Литургии акафист перед чудотворной иконой Богоматери, – установлен им. При нём же в 1833 г. 28 августа открыты для всенародного чествования мощи преп. Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

26 окт. 1828 г., после смерти вдовствующей имп. Марии Феодоровны, для управления подведомственными ей многочисленными благотворительными жен. учреждениями было создано IV отд-ние. 29 апр. 1836 г. учреждено V отд-ние во главе с министром гос. имуществ гр. П. Д. Киселёвым для проведения в виде опыта реформы казенной деревни в С.-Петербургской губ. Оно просуществовало нек-рое время и после образования в кон. 1837 г. Мин-ва гос. имуществ. 30 авг. 1842 г. для подготовки учреждения Кавказского наместничества создано VI отд-ние. V и VI отд-ния имели временный характер. СЕИВК была достаточно эффективным органом сбора и анализа информации, а также контроля императора над жизнью общества. В царствование Н. П. также были созданы 2 новых мин-ва: Мин-во Имп. двора и уделов (22 авг. 1826) и Мин-во гос. имуществ (26 дек. 1837). В состав Мин-ва народного просвещения вошло Главное управление цензуры (1828-1862). В янв. 1834 г. образован Корпус горных инженеров, подчиненный Мин-ву финансов. Также продолжалась централизация военного аппарата. 3 февр. 1827 г. А. И. Чернышёв был назначен товарищем управляющего Главным штабом, а 26 авг. того же года он возглавил Военное мин-во в должности исполняющего обязанности министра (с 26 авг. 1832 по 26 авг. 1852 - военный министр). 11 авг. 1828 г. Чернышёв вступил в управление Главным штабом в должности начальника, сосредоточив де-факто в своих руках как военное, так и хозяйственное управление армией. В 1831 г. он подал Н. П. записку, предложив объединить обе отрасли в Военном мин-ве под началом министра, что и было осуществлено. В 1832 г. создана Имп. Военная академия (после кончины Н. П. переименована в Николаевскую академию Генерального штаба). Н. П. приписывают слова: «Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права» (цит. по: Бородкин М. М. Венчанный рыцарь и его тернистый путь. Х., 1914. С. 32). Подготовка создания свода законов была поручена II отд-нию СЕИВК во главе с бывш. ректором С.-Петербургского ун-та Балугьянским, но душой этого дела стал его помощник Сперанский. Он разработал программу публикации Полного собрания законов Российской империи, на основе к-рого стало возможным издание в 1832 г. действующего свода законов. В янв. 1833 г. Сперанский был награжден орденом св. Андрея Первозванного из рук Н. П. В совр. историографии в оценке правительственной деятельности Н. П. ключевое место занимает крестьянский вопрос - главный в дореформенной России. После классической работы В. И. Семевского эта проблема также рассмотрена в монографиях С. В. Мироненко, И. В. Ружицкой и А. Н. Долгих. Перспективной представляется т. зр., высказанная рядом историков (Андреева, Мироненко, И. В. Ружицкая, Л. В. Выскочков и др.), согласно которой в николаевское царствование были заложены основы не только буд. судебной реформы, но и отмены крепостного права.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010