На монастырском кладбище погребены возглавлявшие К. м. иеромонахи Пионий († 1867), Никодим († 1871), Герман († 1875); духовники иеромонахи Иринарх († 1891), Иоанникий († 1894), Виталий († 1900) и Николай († 1908); насельники иеродиаконы Иероним († 1907), Михаил († 1908), монахи Нифонт († 1900) и Афанасий († 1902). Здесь же находились могилы благотворителей: участника Отечественной войны 1812 г. ген.-майора А. А. Дувинга († 1856), коллежского асессора С. П. Городецкого († 1867), полковницы Е. П. Мейснер († 1876), дворянок А. А. Мотовиловой († 1888; родственница Н. А. Мотовилова ) и С. П. Ховриной († 1891), жены священника О. Д. Топорниной († 1897) и др. 1919-1990 гг. По решению заседания президиума Карсунского исполкома от 5-6 марта 1919 г. К. м. подлежал ликвидации; все имущество монастыря было изъято, постройки национализированы, Алексиевский, Иоанновский и храм на источнике закрыты. Монастырская Казанская ц. стала приходской с. Жадовка. По описи, проведенной в апр. 1919 г., из К. м. были изъяты оклады и ризы с Казанской иконы и ее копии, но в 1922 г. в Симбирске на деньги, пожертвованные А. В. Дувинг, изготовлены новые оклады - «металлическая рамка и риза, украшенные искусственными каменьями». В 1920 г. на территории К. м. проживали архим. Каллист (Павлов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов и 7 послушников. Возможно, в нач. 20-х гг. XX в. братия зарегистрировалась как «трудовая промышленная артель». В 1924 г. архим. Каллист был арестован, обвинен в «недонесении органам власти об известной ему контрреволюционной организации» и приговорен к 2 годам лишения свободы условно. К 1926 г. Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , как и большая часть братии К. м., уклонился в григорианский раскол . В сент. 1926 г. при Казанской ц. проживали архим. Каллист (Попов), архим. Ермоген (Кузьмин), иеромонахи Аркадий (Фокин), Герман (Аверьянов), Дамаскин (Аристов), Ираклий (Нечаев), Леонтий (Архипов), Роман (Череповский), иеродиаконы Виктор (Федякин) и Пимен (Аркатовский), монахи Димитрий (Смиткин) и Никодим (Карасёв), 8 послушников.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

Афонского, архим. Анатолия и др. В 1855 г. по благословению архиеп. Рижского и Митавского Платона (Городецкого) на средства псковского купца С. Побойнина над мощами прп. Саввы была поставлена серебряная чеканная рака. По описанию 1921 г., она была украшена изображением святого в схиме на верхней крышке и изображениями его чудес по сторонам. Древняя икона ап. Иоанна Богослова, по преданию принесенная прп. Саввой, находилась в соборном иконостасе, а древний образ св. Саввы Крыпецкого - в иконостасе теплого храма, справа от царских врат. В 1874 г. в К. м. проживали 12 монашествующих, в нач. XX в.- игумен, 8 монашествующих и 11 послушников; монастырские угодья составляли 3602 дес. земли. В 1875 г. к К. м. был приписан храм свт. Василия Великого на Горке в Пскове, отремонтированный силами крыпецкой братии в 1876 г. С 29 авг. по 7 сент. крестным ходом из обители в Васильевскую ц. приносили чтимые иконы. Насельники К. м. ежедневно совершали богослужения в псковском храме, но в 1879 г. указом духовной консистории из-за малочисленности братии этот порядок был отменен. В 1913 г., при игум. Иоанникии, на ст. Торошино близ К. м., на земле, пожертвованной обители дворянкой А. Р. Стольгане, была построена бревенчатая часовня свт. Николая Чудотворца, в 1921 г. освященная как храм Псковским еп. Геннадием (Туберозовым) . 10 нояб. 1907 г. в К. м. ворвалась банда грабителей, были убиты иером. Иаков, мон. Павел, послушники Феодор, Георгий и Прокопий, поднявшиеся на колокольню, чтобы спастись. Семью выстрелами был убит и звонарь Алексий, бивший в набатный колокол. Бандиты были задержаны. С 15 июля 1848 по 12 марта 1858 г. К. м. возглавлял ректор Псковской ДС игум. Поликарп (Гонорский; † 1891), в 1856 г. возведенный в сан архимандрита, а в 1868 г. хиротонисанный во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 1875 г. в К. м. подвизался прп. Корнилий (Поляков ; † 1903), предсказавший иером. Феодосию его служение последним казначеем К. м., революционные события в России, закрытие и разорение обители.

http://pravenc.ru/text/2462089.html

Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1891. С. 285. Успенская Л., Успенский Л. О материалах в церковном искусстве//Журнал Московской Патриархии. 1988. 11. С. 20. скрыть способы оплаты Комментарии 28 декабря 2014, 00:35 Вряд ли, предполагаю, слово " коляда " происходит от " календа " . Слова " календула " и " календарь " , как сообщают многие авторитетные источники-словари, происходят от этого слова; так, давно это было, " календарем " в Риме называли долговую книгу, долги должны были отдавать в особые дни, в дни календ. А тем, кто не отдавал, вбивали разной высоты столбы в огород. Понятно одно: то, что колядование - это хвост, который вместе с " козой " и с прочей ряженой публикой, и с в рифму составленными недобрыми установками, тянется от времен язычества и веры в пустое, в ничто, в истуканов; тянется от дохристианских времен. Петь духовные песни, стихи, посвященные Рождеству Христову - вот, что благо в Сочельник. 28 декабря 2014, 00:28 Вы пишите: " Например, образ Химеры, мифического чудовища, пребывавшего в Тартаре, который был неизмеримо преисподнее мрачного царства Аида " . Комментарий: следует отметить, что в самом сердце Киева, над Крещатиком и Майданом, возле здания Администрации Президента Украины, ул.Банковая, 10, находится дом (будинок) с химерами, архитектор Городецкий. Посещение этого сооружения входит почти во все обзорные экскурсии по Киеву. Внутри дома на потолке размещен огромный спрут. Вложено колоссальное количество денег в стройматериалы. А суть то, как раз, осталась и не исследована. Так вот, ложь, перевёртыш и вульгарность возвели это издевательство над Православной столицей Руси, над всей верой и жизнью народа русского, в ранг " удивительного по красоте сооружения, шедевра " , так пишут об этой провокации Городецкого (который гулял по Киеву с обезьяной на плече и дом, скорее всего, построил, ко всему, " на спор " ) пишут практически все СМИ Украины. А ведь каждый, кто хоть немного начнет изучать законы духовной жизни, знает, что исходит от нечистот и какие могут быть тяжкие духовные последствия от потакания нечистой силе и от подражания ей. Также, если посмотреть на этот дом, то становится наглядно видно, как выглядят греховные страсти, исходящие из глубин человеческой души. Подобное сооружение есть и в Харькове.

http://pravoslavie.ru/1170.html

епархиальное уч-ще; расширил и переоборудовал свечной завод, на доходы от к-рого устроил общежития при 2 семинариях и неск. уч-щах; учредил об-во взаимопомощи духовенства. Оказывал покровительство и деятельную помощь братству свт. Филарета Московского, учрежденному в Коломне с целью «каждогоднего вспомоществования недостаточных учеников духовного училища», 17 марта 1886 г. утвердил устав братства. И. принял участие в реформе духовных академий и во введении академического Устава 1884 г., согласно к-рому архиереи приобретали больший контроль над высшими духовно-учебными заведениями. Много позже, в 1896 г., возглавляя комиссию, призванную составить план частичной реформы духовного образования, для введения еще более жесткой редакции устава он заявлял: «Цель духовно-учебных заведений есть подготовление достойных кандидатов для непосредственного служения Св. Церкви в звании пастыря стада Христова, учителя народа в духе православия, воспитателя и наставника в средних и низших духовно-учебных заведениях. Следовательно, эти заведения по своей цели не образовательные, а специальные» ( Тарасова. 2005. С. 345). В 1-й пол. 80-х гг. XIX в. И. получил неск. высоких светских наград. 7 нояб. 1882 г. кн. Черногорским Николаем награжден орденом кн. Даниила 1-й степени, 15 мая 1883 г., в день коронации имп. Александра III,- бриллиантовыми украшениями к ордену св. Александра Невского, 31 окт. 1885 г.- орденом св. Владимира 1-й степени. Однако после приезда весной 1891 г. в Москву нового генерал-губернатора, вел. кн. Сергея Александровича, положение И. пошатнулось: митрополит не смог сотрудничать с вел. князем. 17 нояб. того же года И. был назначен на Киевскую кафедру, вакантную после кончины митр. Платона (Городецкого) . За месяц до нового назначения, 15 окт., обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев писал имп. Александру III: «Московский митрополит Иоанникий, человек безупречный в нравственном отношении, по характеру своему не пришелся по Москве. Он сух и необщителен, а Москва имеет свои особенности: там любят ласковое обращение и приветливость.

http://pravenc.ru/text/577942.html

Используя в качестве образца византийские и русские храмы, Николаев создал или реконструировал ок. 20 киевских церквей. По воле вел. кнг. Александры Петровны (в иночестве прп. Анастасия) на Вознесенском холме над Подолом был возведен киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы женский монастырь - крупнейший в К. ансамбль в русском («московско-ярославском») стиле. Сохранились построенные Николаевым Покровская ц. (1889-1890) и Никольский собор (1896-1911; эскиз сделал сын прп. Анастасии, военный инженер вел. кн. Петр Николаевич) - самый большой по площади киевский храм. Вероятно, при проектировании Никольского собора архитектор применил плановое решение и декор одного из предыдущих своих сооружений - небольшой Александро-Невской ц. в Галаганах (1891-1892, разрушена в 1936). Из др. его храмовых построек уцелели Трапезная ц. преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской лавре (1893-1895), сочетающая черты рус. и визант. стилей, и Вознесенская ц. на Байковом кладбище в визант. стиле (1884-1888). Его сыном, городовым архит. И. В. Николаевым, была спроектирована Покровская ц. на Соломенке (1893-1897) в формах узорочья XVII в. Преемником В. Николаева на посту киевского епархиального архитектора был Е. Ф. Ермаков, спроектировавший множество храмов и церковно-административных зданий в киевских монастырях, особенно активное строительство под его рук. развернулось в Киево-Печерской лавре, где им было возведено 11 зданий, включая митрополичью Крестовую Благовещенскую и больничную церкви, б-ку митр. Флавиана (Городецкого). В богатой отделке митрополичьего корпуса оригинально сочетаются русский стиль и барочные элементы старого здания. Его храмовые сооружения - ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Голосеевской пуст. (1910-1912, воссоздана после 1997) и собор Свято-Пантелеимонова монастыря в Феофании (1905-1912), последний киевский собор, построенный перед Октябрьским переворотом, а также Покровская ц. на Приорке (1899-1906). Особой выразительностью отличалась доминировавшая в районе вокзала Ильинская ц.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Курский архиепископ Питирим (Окнов), который лично знал высокоподвижническую жизнь схиархимандрита Иоанникия и видел ту великую духовную пользу, которую получала Глинская пустынь от его руководства, в течение двух лет защищал старца от гонителей. Отсылая в Святейший Синод заключение Курской духовной консистории, оправдывающее схиархимандрита Иоанникия, архиепископ Питирим письменно просил митрополита Флавиана (Городецкого) «встать в защиту Глинской пустыни и ее достойного настоятеля» 721 , так как ожидал со стороны П. Митропольского новых выступлений против старца. Но тогда Павел Митропольский оклеветал в Святейшем Синоде и архиепископа Питирима и добился перевода его на другую кафедру 722 . На Курскую кафедру был назначен архиепископ Стефан (Архангельский) 723 , лично не знавший схиархимандрита Иоанникия и поверивший клеветникам. В феврале 1912 г. он направил в Святейший Синод прошение об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля, и 12 марта 1912 г. последовало соответствующее определение Святейшего Синода об увольнении старца 724 . Безусловно, Богу было угодно, чтобы старец в довершение всех своих подвигов претерпел еще и неправедное гонение. Когда архимандрит Иоанникий уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, вода поднялась высоко, а старец вышел из монастыря, перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как посуху 725 , повторив чудо, совершенное некогда преподобным Иоанникием Великим 726 . Так Господь прославил Своего угодника и всем открыл святость его жизни и несправедливость возведенных на него обвинений. Дальнейшая судьба святого старца неизвестна, но память о нем жива, рассказы о его святой жизни и подвигах, о его наставлениях передаются из поколения в поколение Глинских иноков 727 . Литература Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 38, 43, 71, 92, 93. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Обустройство Голосеевской пустыни продолжилось и после кончины владыки Филарета. Хозяйство Голосеевского хутора, принадлежащего Киево-Печерской Лавре, было большим и процветающим. С ноября 1895 года по 1917 год в Голосеевской пустыни жил духовный сын старца Парфения – ризничий и духовник Киево-Печерской Лавры – Алексий (Шепелев), будущий преподобный Алексий Голосеевекий. При нем Голосеевская пустынь стала резиденцией Киевских митрополитов. Духовный сын преподобного Парфения митрополит Иоанникий (Руднев), пришедший на Киевскую кафедру в 1891 году, решил разобрать уже ветхую к тому времени деревянную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», и построить новую над могилой своего духовного отца. Однако до кончины высокопреосвященного Иоанникия (8 июня 1900 года) в 1900 году успели только разобрать церковь . К строительству новой, но уже каменной церкви (по проекгу архитектора Е. Ермакова) приступили только спустя 10 лет, при митрополите Флавиане (Городецком), пришедшем на Киевскую кафедру в 1903 году. Строительство этого храма, возможно, началось, и закончилось, не без влияния духовного отца Владыки Флавиана старца Алексия. В 1912 году новую, пяти купольную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» торжественно освятил наместник Лавры архимандрит Амвросий. Старец духовник Киево-Печерской Лавры преподобный Алексий скончался 11 марта 1917 года и был погребен у восточной стены нового храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». В период революции и Великой Отечественной войны большинство святынь в Голосеево было разрушено. Возрождение началось в начале девяностых годов XX века. В 1993 году, когда монастырь наконец-то вернули Церкви, от нет остался один митрополичий корпус, да и тот без окон и дверей. Пятнадцатого июня 1993 года начался новый отсчет в жизни обители: спустя почти семьдесят лет здесь была совершена первая литургия. С этого дня богослужения в Голосеево стали совершаться по воскресеньям и праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Озоровский Э. еп. О Церкви. СПб.: Высшая Духовная Семинария «Мария – Царица Апостолов». 1998.  С. 9. Горчаков М. И., проф., прот. Церковь./Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3., М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995. С. 221. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный Катихизис. Изд. 3. Париж.: Храм Знамения Божией Матери. 1989. С. 56. Эту фразу обычно приписывают митр. Киевскому Платону (Городецкому) (ум. 1891). Однажды, при объезде своей епархии, митр. Платон был приглашен посетить католический костел в местечке Коростышеве. Войдя в храм и отвечая на любезное приветствие священника, митр. Платон, растроганный благожелательным приемом, назвал Католическую и Православную Церкви родными сестрами, впавшими, к несчастью, в жестокую распрю. Сравнив существующие между римо-католиками и православными разделения с перегородками в храме единого Бога, митр. Платон сказал, что «наши земные перегородки до неба не достигают». (См.: прот. С. Остроумов. Письма о православном благочестии. Изд. 2. Перераб. СПб., 1907. С. 402.) Такую точку зрения разделяли и разделяют многие весьма авторитетные православные богословы. Например, проф. А. Карташев писал: «Где в истории единая, святая, непогрешимая Церковь? Ответ не прост, не бесспорен, не самоочевиден. Внешне даны только многие, разногласящие в догматах и враждующие церкви. И, на глаз историка, они сами виноваты в своих разделениях и в услаждении этими разделениями. … Само разделение церквей есть доказательство их погрешимости по их человеческой природе. Разве это не грандиозное соблазнительное преступление – разделение церквей? “Разве разделился Христос?” ( 1 Кор. 1, 13 ). Если бы это было “отсечение” чуждых, нехристианских элементов, как гностики, манихеи, а то ведь разделились римляне, греки, армяне, сирийцы, копты, абиссинцы – Церкви, у которых одно Священное Писание, одно апостольское предание и священноначалие, одни таинства и, в сущности, одни догматы; Церкви, в сущности, единой веры, единого благочестия, единого пути спасения! …Тогда где же единство, святость, непогрешимость? В божественной природе Церкви: в единой и неделимой Главе Тела церковного, в Господе Иисусе Христе, в Едином Духе Животворящем, в единстве церкви небесной. В Божественной природе Церкви – гарантия, что врата адовы не одолеют ее, гарантия ее святости, непогрешимости. В историческом же осуществлении эти божественные свойства Церкви земной есть только высокое задание, которое ей не всегда удается воплотить в полноте» (См.: Карташев А. В., проф. Соединение Церквей в свете истории./Сб. Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902-1998. Изд. 2, перераб. М.: Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1999. С. 154-155).

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

Поэтому жизнь людей, взятых из мира и поставленных на духовный путь, особенно многотрудная и многоскорбная. Подобное произошло и со мной. Иные опоясывали меня и вели туда, куда я не ожидал и не мечтал идти, и эти люди были, конечно, высокой духовной жизни. Когда по их святым молитвам во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне еще испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу, – то несмотря ни на какие препятствия, поставленные мне миром, я исполнил святое послушание и сначала принял священство, а по вдовстве -монашество. Долго я переносил осуждения за эти важные шаги в жизни и хранил в глубине своего скорбного сердца истинную причину их. Но, наконец, Сам Господь оправдал мое монашество в ближайшем моем участии в прославлении великого чудотворца преподобного Серафима. Ныне, по всеблагой воле Господа, я призываюсь на высокое служение Церкви Христовой в сане епископа» 65 . 40 Имя «Серафим» означает «пламенный». Так объясняет значение этого священного имени «Православно-церковный календарь» (Издательство Московской Патриархии). Другие церковные издания дают более расширенные толкования этого имени: «быть высоким, знатным, благородным» («Церковнославянский славарь» протоиерея Григория Дьяченко , М., 1999). Значение этого слова по одним: «пламень», «горение», а по другим – «возвышенный», «благородный» («Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора». М., 1891). 43 Из письма Наталии Кириевской архиепископу Харьковскому Флавиану (Городецкому) от 29 ноября 1898 г. Цит. по кн.: «Да будет воля Твоя». М., 2003. – С. 13–14. 45 «Православные монастыри. Путешенствие по святым местам». (Спасо-Евфимиев монастырь). 2009, 30. – С. 13. 46 Краснов-Ливитин А. Э. «Митрополит – герой Плевны». Московский Церковный Вестник, 1991, октябрь, 17 (92). – С. 10–11. 47 Черная-Чичагова В. В. «Замысел и значение «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Подготовка торжеств».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Тихону, Калужскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1884, 1887 2 , 1888, 1889, 1890, 1891, 1894; СПб., 1863, 1868, 1876, 1882, 1885. Гражданской печати: Акафист. М., 1890, 1892, 1897. Тихону, Лухскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Служба и акафист. М, 1888; СПб., 1861. Трифону, св. мч. Церковной печати: Акафист. М., 1893. Гражданской печати: Акафист. М., 1894. Трифону, Печенгскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. СПб., 1895, 1897. Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам, свв. благоверным князьям Церковной печати: Акафист. М., 1886. Феодору и Иоанну, свтт. Суздальским Церковной печати: Акафист. М., 1882, 1898, 1900. Феодосию, Печерскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1888, 1894. Феодосию Тотемскому, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1886; СПб., 1861, 1873. Ферапонту, Можайскому Лужецкому чудотворцу, прп. Церковной печати: Служба. М., 1890. Явлению иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Тихвинская Церковной печати: Акафист. СПб., 1883, 1887, 1897. Служба и акафист. М, 1892, 1893. Гражданской печати. Акафист. СПб., 1893. Список акафистов, не одобренных духовной цензурой и не разрешенных к изданию и церковному употреблению Авраамию, Городецкому чудотворцу, прп. Составил: К. Определение: СПбДЦК от 3 352 ноября 1888 г. Адриану, прмч. Определение: СПбДЦК от 14 апреля 1886 г. Адриану и Наталии, свв. мчч. Составил: Л. Д. Определение: МДЦК от 1890 г. Александре, царице, св. мц. Составил: Л. И. Д. Определение: МДЦК от 1899 г. (сообщено автором акафиста). Александру Невскому, св. князю Представил: свящ. И. Т. Определение: СПбДЦК от 14 января 1849 г. Александру Невскому, св. князю Составил: Ф. Ц. Определение: СПбДЦК от 10 марта 1898 г. Александру Ошевенскому, прп. Составил: мон. Н. Определение: Святейшего Синода от 18/27 сентября от 1896 г. за 2883 АСС. 1896. VI отд. 1 стол. Алексию, митр. Московскому и всея России, св., чудотворцу Составил: свящ. Н. Определение: АСС. 1881. 239/326.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010