84 Подобное изображение мозаичное над горним местом в Киево-Софийском соборе, в Злато-верхо-Михайловском монастыре и в лавре св. Афанасия на Афоне. Записки Имп. Арх. Общ., т. VIII. Киевские мозаики стр. 250 и сл. Равно и в новгородских церквах над горним местом изображали совершение литургии (например, в Волотове мон.), а при жертвенниках всегда почти изображали закланного Агнца. 85 Но и эти царские врата, считавшиеся гораздо большими древних, величиной в высоту 2 арш. 9 верш., а в ширину, в обоих створах, 11½ аршина. На этих царских вратах надписи нет, но на устроенных в 1659 году и находящихся теперь в главном иконостасе имеется надпись: «лта 7167 марта в 1-й день, при државе благочестиваго Великого Государя, Царя и Великого Князя Алекся Михайловича всея Beлukiя и Малыя и Блыя Pocciu Самодержц и при сын его благоврном Государ и В. К. Aлekci Алексевич всея В. и М. и Б. Pocciu, и при св. Никон nampiapx московском и всея Pocciu, сотворены бысть ciu цapckiя двери в соборную и апост. церковь премудрости Бoжiя, из Coфiйckiя домовыя казны, повелнием смиренного Makapiя, митрополита новг. и Вел. Лукъ». 87 Есть ещё в новгородской кремлёвской Покровской церкви одни царские врата, покрытые бронзовыми херувимами, крестами и разными фигурами наподобие древней резьбы под разноцветными фольговыми листами. 90 Тябла здесь то же, что и рамы, и потому называются в другом месте – «резныя позолочены с подзоры». В прежние времена тяблом назывался пояс или ярус икон, находившихся над местными иконами; а ныне тяблом в некоторых местах зовётся просто киот с одной или со многими иконами. 91 Правая сторона царских врат записана, а о левой не упомянуто; и потому неизвестно, по какую сторону какие иконы стояли. 92 Все эти сведения об иконостасах в церквах Хутынского монастыря взяты из его описи за 1642 год. 95 По описи новг. Юрьева монастыря в 1619 году, в соборной Георгиевской церкви: «царские двери, сень и столпцы резные золочены; над царскими дверьми деисус из 17 образов, был обложен серебром, но Немцами (Шведами) обобраны и с прочих образов оклады все обобраны». Ист. Росс. Иер. ч. VI, стр. 737.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Греческая надпись во всю ширину горнего места над символическою картиною повторяет нам подлинные слова самого Господа о необходимом приобщении не только Божественного Его тела, но и честной крови, и обличает отступивших от сего священного предания: приимите, ядите, сие, есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нее вси, сия есть кровь моя нового завета, лже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов. Взирая на сие мозаическое изображение, невольно возблагодаришь Господа, даровавшего нам счастье принадлежать к православной Церкви, столь свято соблюдшей все священные уставы Христианской древности. Когда великий Ярослав вызывал, в XI веке, в Киев иконописцев Греческих для украшения мозаикой созидаемой им св. Софии, еще не существовало в латинской Церкви сего нововведения, т. е. отнятия чаши у мирян и даже у священнослужителей, кроме старшего, при совершении таинства. Начинался только спор между Востоком и Западом об опресноках, и один из первых Митрополитов наших, Иоанн, обличил обычай латинский, которому могла бы служить обличением и сия мозаическая икона: ибо хлеб, а не опресноки, держит в руках Господь, и не только слова Его, но и самое действие повторяется на иконе чрез приобщение под двумя видами. Вот сколько исторической истины и догматики в мозаиках Софийских! Изящная полоса мозаических арабесков отделяет сию картину литургии, которая занимает весь второй ярус над горним местом, от нижнего яруса, наполненного ликами святительскими, которые уцелели в мозаике только до пояса и дописаны с низу. И здесь опять кроется глубокая мысль: сонм Святителей торжествующей на небесах Церкви, как бы видимо, сослужительствует воинствующей на земле Церкви при совершении божественной литургии. В расположении сих ликов столь же строгое соблюдение древнего чина, который может служить для нас утверждением в истине предания Православной Церкви и вместе с тем обличением для Рима. Три продолговатых окна, (несколько расширенных впоследствии), над горним местом знаменуют свет Богопознания, от Пресвятые Троицы исходящий и с высоты святительской кафедры проливаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Марка, которая гораздо меньше, таких столбов 12, по числу св. апостолов, а на том месте, где, я назначаю сию черту, они могут поместиться все, и будут соразмернее по своей толщине. К тому же и у Св. Марка иконостас поставлен не у горнего места, но у начала разделения ветвей креста; а базилика венецианская была списком византийской. Но так как Церковь восточная не принимает ваяния, то не было и на сих столбах статуй апостольских, позади их задёргивалась, как в святилище ветхозаветном, великолепная завеса с ткаными по ней иконами, вместо херувимов, которыми украшена была завеса, отделявшая Святая Святых, ибо Иустиниан старался подражать, в чём можно было, Соломонову храму. Вообще в Св. Софии, как явствует из оставшихся мозаиков, было весьма мало икон, разве только в куполах и на сводах. Посреди главного купола ещё нисколько сохранился лик Господа Вседержителя, но теперь опять он закрыт: от него разбегаются лучами золотые арабески. Над горним местом, поверх трёх окон, существует ещё великолепная мозаика: Божия Матерь сидит на пурпурном одре, и подле Неё стоит Божественный Младенец, благословляющий с таким правильным перстосложением, что суемудрствующие старообрядцы наши необходимо должны бы согласиться с нами, и сия отчётливость в сложении перстов наблюдается во всех ликах. По сторонам были начертаны два ангела большие с жезлами (вероятно, рипидами), и с монограммою имени Христова в руках. Сохранился один только ангел с правой стороны, и доселе можно различить из-под краски очерки его, равно как и самый лик Пречистой Девы, будто призрак минувшей славы Св. Софии сквозь настоящий её сумрак. Других мозаиков не было в алтаре, украшенном мрамором по стенам. На так называемой царской арке, или той, что поверх иконостаса, есть ещё лик Богоматери, совершенно схожий с нашим, что в Св. Софии Киевской, над горним местом; называется нерушимой стеною. Та же одежда, то же подъятие рук. Около Неё начертан первый стих Её вдохновенной песни: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моём».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава V. О горнем месте и сопрестолии §1. Горнее место в алтаре В алтаре к востоку от престола, или под средним полукружием около стен, по обеим сторонам ставятся другие престолы, т.е. стулья или скамьи. Они назначаются для сидения священников, служащих вместе с архиереем. В самой же средине находится возвышенное место для архиерея: это место Златоуст в своей литургии назвал горним местом и горним престолом. О горнем месте и стульях или скамьях, поставленных по обеим сторонам престола, Евсевий говорит так (кн. 10, гл. 4): « Константин Великий , устроивши храм, украсил его возвышенными престолами в честь председательствующих и сверх того сделал седалища, которые в порядке расположены были вокруг всего алтаря; после этого он среди алтаря поставил святая святых, т.е. святилище (св. престол)». Горнее место, седалища и седящих на них Григорий Назианзин , в своем сновидении о храме святой Анастасии, описывает следующим образом: «казалось мне», говорит он, «что я сижу высоко на св. престоле, но сижу не с гордостию, ибо и в сновидении ничем не возношусь: по сторонам же у меня сидели престарелые мужи, предводители паствы, знаменитые мужеством; служители же и диаконы стояли в блестящих одеждах и изображали собою ангельское благолепие». §2. Горнее место означает кафедру Иисуса и седение Его одесную Бога Горнее место, на котором один только архиерей восседает, важнее, и значение имеет высшее, нежели поставленные для сослужащих стулья или скамьи, на которых, впрочем, диаконы не имеют права сидеть. Симеон Солунский (в гл. 135) пишет: «Горняя кафедра означает пренебесную кафедру Иисусову: ступени, которые от ней идут (стулья и скамьи), показывают чин и превосходство иерархов и иереев; на этих стульях не имеет права никто сидеть, кроме их, ниже самые диаконы»; и (в гл. 11, о храме): «степенями алтаря, стульями и скамьями, стоящими ниже горнего места, обозначается чин и превосходство всякого из посвященных людей и ангелов». Горнее место, знаменующее кафедру Иисусову, означает еще вознесение Господа Иисуса и то, что Он вместе с плотию взошел выше всякого начала и власти ангельской, воссел одесную Бога Отца. Яснее об этом будет изложено во 2 части, гл. 7, §14. §3. Сопрестолие на горнем месте

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Так алтарь и в храмах христианских есть первая, главнейшая и существенная их принадлежность, по которой весь храм иногда называется жертвенником или Олтарем 663 , или обыкновеннее – все восточное отделение храма 664 , подобно тому отделению Ветхозаветного храма, которое все называлось святое святых, хотя собственно святое святых был кивот Завета, находившийся в этом отделении. По словам Симеона Фессалоникийского , «Олтарь образует собою святое святых, сущее превыше небес и небо» 665 . В смысле теснейшем должно назвать алтарем преимущественно престол или трапезу, которая, подобно Ветхозаветному кивоту устрояется посреди восточного отделения и называется престолом, потому что на нем невидимо присутствует Царь царствующих, и трапезою, потому что на ней возносится жертва бескровная и совершается высочайшее таинство Евхаристии. По откровению Иоанна Богослова алтарь знаменует самое небо, а служащие пред престолом Божиим – св. Ангелов и человеков (Ап.7:10–17.) «Страшная трапеза посреди святилища, – говорит Симеон Фессалоникийский , – являет гроб Христов, таинство страдания и место воскресения Христова. Здесь Спаситель и почивает как Бог, и закаляется, как человек, и потому предлежит здесь посреди всех, и созерцается своими Ему и вкушается. Потому она и называется трапезою, что на ней предлагается всем Иисус – животворящая пища и хлеб» 666 . Для выразительнейшего изображения неба, окружающего и покрывающего престол, иногда устрояется над ним киворий (κυβωριον) или сень, о которой упоминается уже в IV веке 667 . Как все восточное отделение храма, называемое алтарем, сообразно знаменованию его, устрояется большею частию возвышеннее прочих частей храма: так особенно алтарь в собственном смысле приемлемый, т. е. трапеза или престол, бывает значительно возвышен и посему называется алтарем (alta ага) – высоким жертвенником, возвышением или восхождением (βημα) и горним престолом( 668 ). Впрочем горним местом по преимуществу называется восточная часть престола 669 , и место за престолом (κογκη – впадина полукруглая), куда восходит и садится архиерей при Богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Незадолго до вечера мы прибыли в Горний град Иудов, в котором русские теперь имеют прочную оседлость: куплено более 20 десятин удобной земли в соседстве с свящ. местом свиданья Св. Родственниц, с садами, в которых кроме разных тропических растений произрастают, как редкость в Палестине, и наши вишни, вывезенные из Малороссии, и та часть сада, где они растут, в честь их называется «Малоросска». Напившись чаю в прекрасном русском гостеприимном приюте, мы сначала отправились к развалинам того дома, в котором, по преданью, происходило свиданье Богородицы с праведной Елисаветой. Здесь католический монах выказал нам особенное вниманье и предупредительность: показывал развалины двух церквей, устроенных царицей Еленой, из коих в нижней сохранились только некоторые арки, по которым можно заключить, что зданье было громадное, – здесь теперь ссыпают уголь и оберегают топливо; в верхней же – сохранился каменный престол и алтарный полусвод над горним местом, к которому теперь приделана терраса, с коей открывается восхитительный вид на окрестности. Здесь же католики устроили свой престол, из-под которого струится вода, чистая как кристалл, вкусная и необыкновенно холодная; в заключенье тот же приветливый францисканец повел нас по своим чисто райским цветникам, из которых наделил и нам немало пышных цветов. За сим мы спустились с горы в селение Иоанна Предтечи, в котором находится римско-папистический монастырь, построенный в XVII веке, над тем местом, где родился тот, более которого не было из рожденных женами, замечательный по архитектуре и внутреннему богатству и изящному убранству. Православные арабы, живущие здесь, узнав, что мы идем в церковь Крестителя Иоанна, присоединились к нам, чтобы вместе с нами поклониться месту рожденья его, но францискане с негодованьем прогнали их за то, что они отложились от них и приняли ненавистную и погибельную схизму (Православие); нас же пропустили и были так милостивы, что дозволили освятить иконы на том месте, где родился Проповедник покаянья, и помазаться елеем от горящих над ним лампад. Кроме того, показывали нам при свете свечей, так как это было вечером, чудную статую Мадонны над алтарем: перл совершенства, – обделили священными камешками и даже печатными конвертами с какою-то святыней, которые я, по приезде домой, раздал папистам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово «алтарь» имеет латинское происхождение (лат. altar) и переводится как возвышенный жертвенник. В древности этим словом назывались места, где язычники приносили свои жертвы. «Место, где, как казалось человеку, он находит выход своему религиозному чувству, принося жертвы, ощущалось местом святым, местом встречи двух миров, — поясняет диакон Михаил Володин. — Но язычество, при всей его насыщенности этим чувством, обрядовой формой, было лишь напоминанием человеку о том, к чему устремлялось его сердце. Древний мир, перестав видеть за формой содержание, сохранил само ощущение того, что оно, несомненно, существует. Древние христианские храмы в катакомбах дают нам со всей ясностью почувствовать разницу между религией до и после Христа. Гробницы мучеников, служившие престолами для совершения Евхаристии — это уже место Самого Бога, потому что человек, соединивший себя с Богом, отдавший себя Ему до конца, являет Бога. Это уже не прообраз чего-то далекого, а реальность жертвы и победы Христа. Именно здесь у Гроба, начинается истинная религия, присоединение Богу, непосредственная связь с Царством Божиим и как цель — Богоподобие ». С самого начала христианских храмов алтарь, как вместилище престола, был отделен от остальной части храма. «Такое отделение, — считает диакон Михаил Володин, — догматически четко выражало мысль о непостижимости Творца, отличного от своего творения. Алтарь — область Божия, место Его славы и величия, область недоступная, как сам Бог, но в то же время открытая для нас через Христа и Христом, область, область, в которую можно вступить только по Его благодати». Куда выносят сор из алтаря В храмах, построенных до XVIII века, в апсиде часто делали только два окна, расположенные так, что остается место для третьего — по центральной оси храма. «Казалось бы, исходя из архитектурных приемов, основным должно быть окно, выходящее на восток, — рассуждает Андрей Анисимов. — Но в древних храмах так делали не всегда. На месте этого окна — горнее ( слав. высокое ) место, там стоит специальный трон, на котором в определенные моменты службы сидит архиерей. Над горним местом обычно находится икона Господа. Чаще всего это икона Воскресения или Спас на троне».

http://pravmir.ru/mesto-vstrechi-2/

На Руси в ср. века существовала практика устроения А., подобного визант.,- в виде башенки с лестницами. Из письменных источников известно об А., находившихся в соборных храмах Владимира (XII в.), Суздаля (XIII в.), Москвы (XV в.), Новгорода (XVI в.), Твери (XVI в.), Вологды (XVII в.). По сообщению церковного историка архидиак. Павла Алеппского, в XVII в. на Украине А. устраивались в центре храма в виде круглого или восьмиугольного помоста, обитого красным сукном, с 2 ступенями. В наст. время в практике РПЦ подобный тип А. используется за архиерейским богослужением и называется архиерейским А., или облачальным местом, или рундуком; в Чиновнике архиерейского священнослужения (1982) он неправильно назван кафедрой (Т. 1. С. 53). К XVII в. А. визант. типа, уже не имевшие соответствия в греч. церковной практике, стали уничтожаться. После XVII в. А. в РПЦ обычно называют примыкающий к солее полукруглый выступ. Богослужебное использование А., возвышавшийся в центре визант. храма (наряду со св. престолом и горним местом ), был одним из главных архитектурных сооружений, не только организовывавших литургическое пространство храма, но и повлиявших на возникновение многих особенностей богослужения визант. обряда . Типикон Великой ц. , древние визант. Евхологии , трактат «О церемониях византийского двора» (De cerimoniis aulae byzantinae) имп. Константина VII Багрянородного , Чиновник новгородского Софийского собора и др. источники содержат подробное описание того, какое место А. занимал в богослужении визант. и рус. кафедральных соборов. С А. (или его ступеней) произносились ектении , читалось Евангелие, пелись антифоны литургии, Трисвятое , прокимны . аллилуиарии , такие важнейшие песнопения, как тропари Пасхи «        », на поклонение Кресту «    », великого водоосвящения «    ». Совершив литургию и выходя из храма, уже находясь за А., епископ или священник читал заамвонную молитву , служившую отпустом для народа. На А. архиерей воздвигал св. Крест в праздник Воздвижения Креста , с А. протодиакон возглашал синодик Недели Православия , К-польский Патриарх читал в Великую пятницу традиц. поучение оглашаемым, на А. совершался чин венчания на царство визант. императоров и царей слав. гос-в (Goar, Mateos, Голубцов, Арранц). Типикон Великой ц. определяет петь утреню важнейших праздников «на амвоне» (греч. ν τ μβωνι - Mateos. T. 2. P. 309). Обычай проповедовать с А. можно возводить к свт. Иоанну Златоусту (Сократ).

http://pravenc.ru/text/114332.html

Живопись внутри главного алтаря В главном алтаре Храма, над горным местом, на восточной стороне свода, помещено изображение Св. Духа, в виде голубя в светлом сиянии, а ниже свода, на пространстве всей восточной стены изображено Рождество Христово, согласно церковкой песни: «Дева днесь»... Это священное изображение, художественно исполненное, будучи отчасти закрыто бронзовым шатром часовни иконостаса, вполне мажет быть видимо только с хор. Оно исполнено проф. Верещагиным за 24.000 руб. Ниже этой картины, в глубокой нише над горним местом находится знаменитое изображение «Тайной Вечери», исполненное в больших размерах профессором Семирадским за 17.000р. По левую сторону от нее, на станах алтаря, находятся изображения: «Моления о чаше», «Уничижения Господа во время суда над Ним» и «Несения креста», а направо: «Распятия Господа», «Снятия Его со креста» и «Положения во гроб». Каждое из этих священных изображений, вышиной 6 арш., шириною 4 арш., написано на полотне, натянутом на деревянные рамы. Все они исполнены профессором Верещагиным и стоят 22.500 руб. Ниже свода на северной стене алтаря, над аркой изображён Христос Спаситель в архиерейском облачении, благословляющий обеими руками, окруженный ангелами в диаконских облачениях. По сторонам арки хор изображены составители чина Божественной Литургии, по два на каждой стороне: св. апост. Иаков, брат Господень по плоти, и св. Василий Великий ; свят. Иоанн Златоуст и св. Григории Двоеслов . Исполнил академик Журавлев за 7.200 руб. На южной стене алтаря ниже свода над аркой хор помещено изображение Божией Матери именуемое «Слово плоть быть», с предстоящими с обеих сторон ангелами во весь рост, а по сторонам арки четыре изображения, по два с каждой стороны, одно под другим, столпов православия, обличителей ересей: св. Афанасия Великого и св. Кирилла Иерусалимского , св. Григория Богослова и св. Льва, папы Римского . Исполнил академик Карзухин за 7.200 руб. В большой арке над иконостасом в медальонах изображены святые творцы Божественных песнопений, воспеваемых православною церковью в дни дванадесятых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Глубокий старец Симеон, которому чудесно было обещано, что он не узрит смерти, пока не увидит своими очами Христа Спасителя, по особому зову Божию приходит в храм и встречает принесенного сюда Божественного Младенца. Охваченный небесной радостью благочестивый старец трепещущими руками берёт Богомладенца, некоторое время молчит, пораженный исполнением давно желаемого и ожидаемого события, затем всем верующим сердцем благодарит Бога и прощается с земной жизнью: теперь-то, Господи, служитель Твой может спокойно оставить сей мир, ибо он встретил, увидел самого Спасителя, Которого Ты послал в мир для избавления человечества от греховного мрака. Рядом со старцем Симеоном стоят Пресвятая Дева и праведный Иосиф. Здесь же присутствует и великая молитвенница и постница пророчица Анна. Радостные очи всех устремлены на Спасителя. На Нём всё их внимание, в Нём вся их любовь и надежда. Поистине велико было блаженство этих душ! Дорогие отцы, братья и сёстры! Когда мы созерцаем картину Сретения Господня, то невольно начинаем завидовать тем избранникам Божиим, которые были участниками и свидетелями этого события. Нам так и хочется сказать: как счастливы были те люди, которые жили во времена земного служения Христа Спасителя, могли видеть Его, слушать, осязать, следовать за Ним, куда бы Он ни пошел! Да, те люди были счастливыми. Но этого счастья, блаженства пребывания со Христом не лишены и мы с вами. Возносясь на небо, Господь наш Иисус Христос дал обещание: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). А слова Спасителя непреложны, вечны. И сегодня Господь Христос здесь, с нами, среди нас, по слову апостольскому, близ «единого коегождо нас суща» ( Деян. 17, 27 ). И мы тоже можем Его сретать, встречать, к тому же не один раз, – как старец Симеон перед кончиной, – а много раз, столько, сколько потребно нашей душе Мы можем даже принимать Его к себе, в себя. Важнейшим местом молитвы служит храм Святой Православной Церкви – храм православный. Он же является и преимущественным местом наших встреч с Господом, с горним миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010