Запад и Юго-Запад Виленская губерния Обителей мужских 3, женских 2. Мужские обители Борунский монастырь в Ошмянском уезде. Борунский монастырь, находящийся в местечке Борунах, возник в 1692 г. при построенном тогда местными помещиком Николаем Песляком деревянном храме по случаю прославления местночтимой Борунской иконы Богоматери. Прежде он был униатским, а в 1883 г. обращен в православный. С 1835 по 1845 г. в нем помещалось Борунское духовное училище, бывшее униатское. В 1874 г. монастырь прекратил свое самостоятельно существование и приписан к Виленскому Свято-Духову монастырю, а с 1880 г. в нем открыто отделение того же Свято-Духова монастыря. В обители ныне одна каменная Покровская церковь , построенная в 1700 г., с усыпальницей под полом и склепами, и с алтарем, обращенным к северо-востоку. Придел его, в виде особой пристройки с восточной стороны, освящен во имя прп. Онуфрия Великого. Внутри храма в его сводах имеются голосники. Над горним местом, на своде в круглоовальном окне, изображена Св. Троица в гипсовых фигурах, а на карнизе 4 гипсовых архангела с позолоченными крыльями. Главная святыня его – Борунская икона Богоматери византийского письма, при которой имеется свыше 200 медных и серебряных привесок разного рода. При монастыре ныне имеется школа грамоты. Виленский Свято-Духов монастырь . Эта необщежительная обитель находится в южной части города Вильны, на Островоротной улице. Она учреждена была при Свято-Духовской церкви, построенной Волынским Троицким братством в 1597 году. Основателями монастыря были иноки православного Троицкого монастыря. Но уже в 1609 г. они лишились своей обители, насильственно переданной базилианам, при чем и братство их было переименовано в Свято-Духовское и перенесло в монастырь свою типографию, училище и богадельню. В первое время своего существования монастырь был подчинен Константинопольскому патриарху, а с 1686 г. был ставропигиальным Московского патриарха. В 1797 г. 19 мая по Высочайшему указу, данному Св. Синоду, обитель была возведена на степень второклассного монастыря. Но вскоре же после этого замечается упадок обители, и с 1804 до 1821 г. в ной даже все требы совершаются белым духовенством. В это же время (1812 г.) она подверглась ограблению со стороны вторгшихся в пределы России французских войск. На степень первоклассного монастыря она возведена была в 1833 году и в 1837 г. возобновлена. Управляет ей Литовский и Виленский архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При поновлении иконостаса в Московском Успенском Соборе, за ним оказалась каменная стенка во всю ширину алтаря, расписанная фресками. В нижнем ряду, по обе стороны царских дверей, шли изображения преподобных, выше их – изображения праздников, а на самом верху разные живописи позднейшего времени. Сама по себе эта стенка не представляет ничего особенного: отделять алтарь от церкви глухой каменной стеной, было очень принято в архитектуре каменных церквей московского периода, и это делалось, конечно, в интересах технических. Довольно указать на Троицкий собор в Сергиевой Лавре, где алтарь загорожен каменной стеной, которая доходит почти что до сводов и служит для них опорой. Эта стена современна стройке собора, что доказывается одинаковой кладкой ее с наружными стенами, а Троицкий собор построен 1422 г. Подобная же стена находится в Савино – Звенигородском монастыре, главный собор которого построен по одному плану с Троицким собором Звенигородским князем Юрием Дмитриевичем. (С.К. Смирнов. Истор. Опис. Саввина Сторож. монаст. изд. 3. с. 133 пр. 19). Стенки эти были не одинаковой величины: в одних церквах выше, в других ниже, но во всяком случай не были низенькими перегородками, а закрывали алтарь на значительную высоту. Летописи ничего не сказали о времени устройства и виде этой преграды в Успенском соборе, но не может быт сомнения, что она современна кладке собора при Аристотеле, и не была чем-нибудь новым в тогдашней архитектуре. Будь это последнее, летописи, конечно, не пропустили бы случая упомянуть о ней: отметили же они особенности нового собора в сравнении с прежним его устройством, не забыв упомянут о лишней паре столбов, поставленных Фиоравенти, о крытой каменной паперти и о латынском крыже, высеченном над горним местом. Позднейшие описи собора также молчат о ней и занимаются перечнем поясов или тябл иконостаса: видно, что в то время она уже была потеряна из виду и закрыта иконостасом. Что же касается фресок, то и они не составляли тайны, по крайней мере, для занимавшихся московскими древностями. Уже покойный Снегирев в своем описании Успенского собора сделал следующее замечание: «фрески и лики святых, говорит он, обнаружились в 1812 году, когда святотатственные руки сдвинули с места образа иконостаса». Потом на них натолкнулись при поновлении живописи в 52 году, но, к сожалению, без всякой пользы для науки и, по-видимому, без всякой мысли об их археологическом значении. Теперешняя комиссия по реставрации Успенского собора впервые вывела их на свет Божий и подвергла внимательному осмотру. Ей обязаны мы точными снимками с этой замечательной стенописи и обеспечением ее дальнейшей будущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Скачать epub pdf Крупнейший технический вуз России – Московский Государственный технический университет (до недавних пор – МВТУ имени Баумана), был основан в 1830 году по инициативе Марии Федоровны, второй супруги императора Павла I, как ремесленное училище «для подготовки искусных мастеров». С 1868 года он стал именоваться Императорским Московским техническим училищем (ИМТУ). К началу ХХ века ИМТУ превратилось в весьма солидное высшее учебное заведение, пользовавшееся широкой известностью как в России, так и за ее пределами. Его основу составляли два отделения – механическое и химическое, однако из регулярно выпускавшихся с 1906 года «Обзоров» ИМТУ узнаем, что общее число преподававшихся здесь обязательных и общеобразовательных дисциплин достигало весьма значительной цифры: например, 165 – в 1908/09 учебном году, а в следующем – 174. Вот этим 174-м, то есть последним в списке, и упомянуто в «Обзоре» 1908–1909 годов, причем единственный раз, богословие, бывшее, судя по всему, предметом едва ли не факультативным. Тем не менее Училище располагало собственным храмом, освященным 29 июня 1832 года в честь празднуемых 4 августа (по новому стилю) святых Жен-мироносиц и равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы Марии Федоровны. Храм находился в самом центре основного здания на верхнем, третьем этаже, его абсида (наружная полуциркульная алтарная часть) выходила на реку Яузу и на расположенный за ней тенистый парк. Вот фрагменты описи, составленной в сентябре 1918 года: «Церковная зала разделяется на три части белыми колоннами, облицованными под мрамор. Церковь освещается сверху из купола четырехугольной формы, сложенного из стекольных рам, и двумя окнами в восточной ее стене. Алтарь полукруглой формы, над престолом устроен каменный свод, поддерживаемый четырьмя колоннами. Алтарь освещается тремя окнами с 3 сторон (среднее окно заделано временно досками). На престоле святой антиминс, освященный преосвященным Трифоном в 1905 году. Над горним местом – круглая икона (3 аршина) Иисуса Христа благословляющего (пожертвована преподавателем Училища [Гарским?]) и три запрестольных образа (размером 32х35 см) на тумбах: Воскресение Христово, Божией Матери и святой равноапостольной Марии Магдалины. На Престоле – святая Дарохранительница в виде пятиглавого храма» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Эски-Кермен, урочище. Неизвестная церковь. храм " Судилище " у главных ворот Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он. Координаты: 44.606716, 33.738611 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Автобусом до с. Красный Мак, далее 6 км пешком либо на электричке до пл. «1509 км», затем 10 км пешком через с. Фронтовое и Холмовка.. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Судилище у главных ворот Пещерный храм, так называемое " судилище " , вырублен с правой стороны скального коридора, ведущего от главных ворот к главной улице. В плане комплекс имеет сложную асимметричную конструкцию размерами 15 x 17,5 х 2 м (по диаметрально противоположным точкам). Выделяются несколько строительных периодов. С запада в него ведут три двери, пороги которых возвышаются над уровнем скалы. Дверные проемы имеют гнезда для деревянных дверных коробок. В западной стене вырублено окно, а под ним ниша. Потолок северной части опирался на четыре столба. Вдоль северной стены, разделенной четырьмя аркосолевидными углублениями, вырублена скамья. В основании ее и полу вырублены могилы, в том числе две незаконченные. В северо-восточной части - резервуар для сбора воды (по Н.Репникову) или остатки крещальни. Вода по желобку в стене стекала вниз через потолок в резервуар. Отсюда она по вырубленным в полу желобкам вытекала в квадратный баптистерий, высеченный в толще скалы над уровнем пола. В древности крещальня имела четыре угловые колонны, упиравшиеся в потолок. В северо-западном углу в потолке - горло древней, очевидно раннесредневековой, зерновой ямы, с поверхности заложенной камнями. Апсида подковообразная размерами 3 х 2,3 х 2м. В восточной ее части к стенке примыкает синтрон с горним местом посередине.

http://sobory.ru/article/?object=14901

Разделы портала «Азбука веры» Алтарь (от лат. alta и ara – возвышенный жертвенник) – восточная, главная часть храма , в которой находятся престол , жертвенник , епископская или священническая кафедра . Обычно отделяется от остальной части храма иконостасом . История алтаря История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Само название свидетельствует о том, что уже в древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), располагавшихся против престола у стены в полуокружении алтарной абсиды. Предложение (жертвенник) и сосудохранилище (ризница) были в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем предложение стало помещаться в самом алтаре, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменились и названия святых мест алтаря. Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, а название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для Таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, престол (архиерейское седалище) стал именоваться Горним местом, а собственно престолом стали называть жертвенник (трапезу). Устройство современного алтаря В наши дни в соответствии с древнейшими традициями в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие – абсида. Посредине алтаря помещается святой престол. Вплотную к середине абсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа, как знамение престола (трона), на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется, поэтому Горнее место.

http://azbyka.ru/altar

Глава V. О горнем месте и сопрестолии §1. Горнее место в алтаре В алтаре к востоку от престола, или под средним полукружием около стен, по обеим сторонам ставятся другие престолы, т.е. стулья или скамьи. Они назначаются для сидения священников, служащих вместе с архиереем. В самой же средине находится возвышенное место для архиерея: это место Златоуст в своей литургии назвал горним местом и горним престолом. О горнем месте и стульях или скамьях, поставленных по обеим сторонам престола, Евсевий говорит так (кн. 10, гл. 4): « Константин Великий , устроивши храм, украсил его возвышенными престолами в честь председательствующих и сверх того сделал седалища, которые в порядке расположены были вокруг всего алтаря; после этого он среди алтаря поставил святая святых, т.е. святилище (св. престол)». Горнее место, седалища и седящих на них Григорий Назианзин , в своем сновидении о храме святой Анастасии, описывает следующим образом: «казалось мне», говорит он, «что я сижу высоко на св. престоле, но сижу не с гордостию, ибо и в сновидении ничем не возношусь: по сторонам же у меня сидели престарелые мужи, предводители паствы, знаменитые мужеством; служители же и диаконы стояли в блестящих одеждах и изображали собою ангельское благолепие». §2. Горнее место означает кафедру Иисуса и седение Его одесную Бога Горнее место, на котором один только архиерей восседает, важнее, и значение имеет высшее, нежели поставленные для сослужащих стулья или скамьи, на которых, впрочем, диаконы не имеют права сидеть. Симеон Солунский (в гл. 135) пишет: «Горняя кафедра означает пренебесную кафедру Иисусову: ступени, которые от ней идут (стулья и скамьи), показывают чин и превосходство иерархов и иереев; на этих стульях не имеет права никто сидеть, кроме их, ниже самые диаконы»; и (в гл. 11, о храме): «степенями алтаря, стульями и скамьями, стоящими ниже горнего места, обозначается чин и превосходство всякого из посвященных людей и ангелов». Горнее место, знаменующее кафедру Иисусову, означает еще вознесение Господа Иисуса и то, что Он вместе с плотию взошел выше всякого начала и власти ангельской, воссел одесную Бога Отца. Яснее об этом будет изложено во 2 части, гл. 7, §14. §3. Сопрестолие на горнем месте

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Живопись внутри главного алтаря В главном алтаре Храма, над горным местом, на восточной стороне свода, помещено изображение Св. Духа, в виде голубя в светлом сиянии, а ниже свода, на пространстве всей восточной стены изображено Рождество Христово, согласно церковкой песни: «Дева днесь»... Это священное изображение, художественно исполненное, будучи отчасти закрыто бронзовым шатром часовни иконостаса, вполне мажет быть видимо только с хор. Оно исполнено проф. Верещагиным за 24.000 руб. Ниже этой картины, в глубокой нише над горним местом находится знаменитое изображение «Тайной Вечери», исполненное в больших размерах профессором Семирадским за 17.000р. По левую сторону от нее, на станах алтаря, находятся изображения: «Моления о чаше», «Уничижения Господа во время суда над Ним» и «Несения креста», а направо: «Распятия Господа», «Снятия Его со креста» и «Положения во гроб». Каждое из этих священных изображений, вышиной 6 арш., шириною 4 арш., написано на полотне, натянутом на деревянные рамы. Все они исполнены профессором Верещагиным и стоят 22.500 руб. Ниже свода на северной стене алтаря, над аркой изображён Христос Спаситель в архиерейском облачении, благословляющий обеими руками, окруженный ангелами в диаконских облачениях. По сторонам арки хор изображены составители чина Божественной Литургии, по два на каждой стороне: св. апост. Иаков, брат Господень по плоти, и св. Василий Великий ; свят. Иоанн Златоуст и св. Григории Двоеслов . Исполнил академик Журавлев за 7.200 руб. На южной стене алтаря ниже свода над аркой хор помещено изображение Божией Матери именуемое «Слово плоть быть», с предстоящими с обеих сторон ангелами во весь рост, а по сторонам арки четыре изображения, по два с каждой стороны, одно под другим, столпов православия, обличителей ересей: св. Афанасия Великого и св. Кирилла Иерусалимского , св. Григория Богослова и св. Льва, папы Римского . Исполнил академик Карзухин за 7.200 руб. В большой арке над иконостасом в медальонах изображены святые творцы Божественных песнопений, воспеваемых православною церковью в дни дванадесятых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

III. Симонов, Крутицы и Новоспасский Симонов, Крутицы и Новоспасский монастырь были предметом второй. Митрополит выехал на встречу Великому Князю, которого ожидали из села Коломенского, любимого пребывания дома Романовых. Тихое, гармоническое пение иноков Симоновских раздалось в древней их соборной церкви Успения, основанной сыном Донского. Готическая трапеза св. Сергия, место молитвы набожного Царя Феодора Алексеевича, где устроил он для себя кельи на время постов, привлекла внимание Цесаревича. Он взошел и на его узорочный терем, насладиться оттоле великолепнейшею картиною: – Москва, его наследие, лежала вся пред очами, за излучистым течением реки, за веселою зеленью прибрежных лугов: белый, многоглавый Кремль горел золотом крестов своих, как обширный венец, обвивающий древнее чело столицы, которая вся стремилась к небу своими бесчисленными церквами и колокольнями и, в лучах яркого солнца, казалась более селением горним, нежели земным. С вершины терема указал Митрополит древнюю церковь Рождества Богоматери, на месте первоначальной обители устроенную с благословения св. Сергия, племянником его Феодором, вероятно на память Донской битвы, которая случилась в сей праздник. Там почивают неразлучно два духовные витязя страшного побоища Мамаева, оба данные Сергием в сподвижники Донскому, иноки Пересвет и Осляба. Первый из них начал сечу единоборством с Ордынским исполином и запечатлел кровью начало освобождения своей родины. Недалеко от церкви малый пруд под синею дерев ископан по преданию трудами самого преподобного Сергия. Долго восхищался Цесаревич красотою видов и славою воспоминаний. Другие воспоминания ожидали его в Крутицах, древней упраздненной епархии Митрополитов Сарских и Подонских. Сперва посетил он двухъярусный собор, нижняя церковь коего во имя Петра и Павла освящена еще при первом Князе Данииле Московском; верхняя же Успенская служила сборным местом для защитников отечества 1612 года, когда в виду пылающей столицы клялись они своими душами отстоять Русь и выгнать лютых чужеземцев. Сей древний Архиерейский дом, куда переведены были Иоанном III Епископы Сарая, ослабевшей столицы Ханов, сделался кафедрою Наместников Патриарших, Митрополитов Крутицких. Когда же после Патриаршества образовалась отдельная епархия Московская, а место Крутицкой заступили сперва Севская, потом Калужская, тогда опустел и старинный дом Митрополитов: но все церкви сохранялись до нашествия Французов. Движимый ревностью к священной старине, Великий Князь не уклонился посетить упраздненную домовую церковь Архиереев, во имя Воскресения Христова, с приделом Николая Чудотворца, где иссечены были на стенах имена почивающих тут Святителей, и тогда же изъявил желание видеть ее возобновленною.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

IX. Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии, построенная преемником Ионы III –митрополитом Иоасафом Лазаревичем в 1693 году, одноглавая, совершенно отличная по архитектуре от прочих кремлевских храмов, невольно бросается в глаза своей оригинальной окраской, состоящей из разноцветных треугольников. Церковь эта соединяется переходами с прочими кремлевскими зданиями и находится почти рядом с Воскресенской церковью. С переводом кафедры из Ростова в Ярославль (1788 г.), как и все кремлевские храмы, Одигитриевская церковь была упразднена. Возобновлена была в 1862 году. В 1889–1890 гг. храм этот был комиссией ремонтирован. В церкви Одигитрии имеется древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери. Иконостас и лепная работа по стенам церкви сохранилась от времен строителя, митрополита Иоасафа Лазаревича. Среди лепной работы в клеймах находятся отдельные священные изображения: в сводах купола – 12 апостолов, по два в клейме; по северной стене: Успение Богоматери, Благовещение, видение Иаковом лестницы, Неопалимая Купина, взятие Богоматери на небо; по западной: Введение во храм, рождество Богородицы, Св. Троица ветхозаветная, Нерукотворный образ, св. Антоний Римлянин; по южной: посещение Богоматерию Елизаветы, «Величит душа моя…» и Коронование Богоматери; в алтаре, над горним местом, изображение Знамения Божией Матери, признаваемое современным устройству церкви. – Иконостас деревянный, также относится ко времени устройства церкви. В нём, в первом ярусе, по правую сторону царских врат – поясное изображение Господа Вседержителя и Иоанн Предтеча, по левую – Смоленская Божия Матерь и великомученица Параскева; во втором ярусе – двунадесятые праздники; в третьем: «предста Царица одесную Тебе». с двумя ангелами по сторонам Спасителя и с четырьмя апостолами, по два за Богоматерию и за Иоанном Предтечей; выше, над Спасителем, Воскресение Христово, по одну сторону его –– бичевание, по другую положение во гроб: над Воскресением – Распятие. В трапезе семь сюжетов из жизни Иоакима и Анны, Господь Саваоф и Всевидящее око.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Издревле в этой местности (угол улицы Покровка и Потаповского переулка) жили котельники, изготовлявшие котлы, казаны и вообще металлическую посуду. В 1652–1656 гг. здесь выстроили трехпрестольную Успенскую церковь. Спустя сорок лет было решено построить новую, невиданную по красоте и величине. Нижний храм освятили в 1697 г. во имя святителя Петра, митрополита Московского. Верхний храм Успения Пресвятой Богородицы закончили строительством в первые годы XVIII века. Стройный, необычный, богато отделанный храм на Покровке поражал современников своей красотой. Историк Москвы И.М. Снегирев в 1857 г. писал: «Величественная и великолепная, единственная в своем роде церковь Успения Божией Матери на Покровке составляет украшение не только Покровской улицы, но и древней нашей столицы. На нее постоянно устремлялось внимание любителей и знатоков храмового зодчества, соотечественников и чужестранцев. Славный в свое время архитектор и академик Баженов, высоко ценя достоинства сего священного здания, отдавал ему преимущества перед другими московскими церквами». В 1857 г. в храме были поновлены иконы, стены украсил живописью Г. Козлов, были возобновлены резьба и позолота иконостасов, вместо деревянной сделали мраморную солею. Верхний Успенский храм имел старинный, семиярусный, барочный, деревянный иконостас. В алтаре над горним местом два ангела из белого мрамора держали корону. Храм имел уникальную, увенчанную небольшими декоративными шатрами колокольню. Летом 1935 г. Моссовет принял решение о сносе Успенской церкви. Спустя несколько месяцев приступили к разборке этого архитектурного шедевра. На его месте разбили небольшой сквер. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " .  http://rutlib.com/book/21735/p/17 Двенадцативерхая церковь была выстроена в 1696-99 годах купцом Сверчковым, проживавшим в сохранившихся доныне древних палатах. Между палатами и храмом располагался сад с прудом (на его месте теперь школьное здание), из сада в храм вела открытая парадная лестница. Второе похожее крыльцо было обращено к Покровке. Успенской церковью восхищался Расстрелли, Баженов ставил ее в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько хороша, что согласно легенде, даже Наполеон, распорядившийся пустить на воздух весь Кремль, выставил возле нее специальную охрану. Дмитрий Лихачев вспоминал, что в детстве, впервые увидав Успение, был потрясен настолько, что немедленно задумался о карьере академика. И даже чиновники ленинского правительства не смогли остаться равнодушными, переименовав один из соседних переулков по имени строителя храма Петрушки Потапова, а другой — по имени заказчика Сверчкова.

http://sobory.ru/article/?object=20863

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010