15. Фрагмент от слов «Доблий же убо Варфоломей обычнаа възаконениа на оше–ствие родителем сътворь» и до слов «и ошед мирьскых печалей, и оставль дом отца своего» (Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. 1. С. 82) определил как заимствование из Жития Федора Эдесского В. Яблонский, но ошибочно посчитал это чтение первичным (Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. С. 277—279). Между тем отмеченный текст является вставкой во Второй Пахомиевской редакции и отсутствует во всех других редакциях. 16. Похвала Сергию от слов «Сицевая отца течениа, сицеваа дарованиа» и до слов «и многы монастыря обьще житье проходящим добродетелное и чюдное воз–движе» (РНБ, F. I. 306. Л. 107 об. — 108) заимствована из Жития Афанасия Афонского (ср.: Троиц. 749. Л. 405 об. — 406; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 263—263 об.). 17. Текст ее публикуется в 4 части настоящей книги. 18. Рассказ об устроении Сергием обители: «начят съзидати блъшую обитель чет–верообразно, в лепоту зело, посреди же церковь блъшую красну, отвсюду видиму, трапезу же и келии и вся, еже подобает на потребу» (РНБ, F. I. 306. Л. 81 об.) — на самом деле почти дословно заимствован из Жития Афанасия Афонского (Троиц. 749. Л. 358; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 191 об.). Вставной характер фрагмента следует из того, что в нем описывается устройство общежительного монастыря, а попал он в рассказ, повествующий о периоде особножительства Троицкой братии. 19. В Предисловии — «яко в глубине забвениа погрузити» (МДА, 88. Л. 280); ср.: Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь, дни 1—5. М., 1901. Стлб. 556 («да не глубиною забвениа покрыются святых добродетели»). 20. Тверской князь Дмитрий Михайлович занимал стол великого княжения Владимирского в 1322—1326 гг., правление митрополита Петра датируется 1308—1326 гг., но «Ахмылова рать» была точно в 1322 г. 21. События XIV в. передаются по Троицкой летописи (см. отражающие ее Си–меоновскую летопись, Владимирский и Рогожский летописцы, выписки Н. М. Карамзина). Для XV в. использованы Московский свод 1479 г. и своды конца XV в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

После завершения срока ограничения прав проживания в 1932 г. прибыл в Москву. Лит.: Отъезд из Владикавказа смотрителя ДУ игум. Никодима//Владикавказские ЕВ. 1902. 19. С. 378-380; П. Новонареченный епископ//Псковские ЕВ. Ч. неофиц. 1907. 20. С. 513-516; Проводы бывш. ректора ДС архим. Никодима//Там же. 1907. 21. С. 535-536; Наречение и хиротония архим. Никодима во еп. Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Кишинев, 1907; Шереметевский В. В. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 447; Епарх. хроника//Саратовские ЕВ. 1917. 19/20. С. 655; Новый викарий Саратовской епархии - еп. Никодим Чигиринский//Там же. 16. С. 570; Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира. К., 1918. С. 31, 76-78; Записка «русских кругов» Киева//Монархия перед крушением, 1914-1917: Бумаги Николая II и др. док-ты. М.; Л., 1927. С. 285-293; То же//Дневники и док-ты из личного архива Николая II. Мн., 2003. С. 355-365; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 19942. С. 288, 291, 297-316; Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти (15 мая-19 окт. 1918 г.): Восп. М., 1995. С. 37, 43-44, 62, 64-68, 70, 72, 74, 76, 79, 83, 85, 92-94, 99-100, 105, 113; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.). М., 1995. С. 77-78, 84, 102. (МИЦ; 8); Скоропадський П. П. Спогади: Kih. 1917 - грудень 1918. К.; Филадельфия, 1995. С. 154, 156, 196, 353; Андрусишин Б. I. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр.: (Доба Дupekmopiï УНР). К., 1997. С. 15-19, 21, 24, 25, 26, 43-44, 56, 168; Зонтиков Н. А. Костромской святой XX в: К 60-летию кончины сщмч. Никодима (Кроткова), архиеп. Костромского и Галичского//Сев. Правда: Газ. Кострома, 1998, 25 авг. С. 5; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 97-125, 148, 180-184, 189-200, 243-245; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов по мат-лам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 662, 683, 687; Собор, 1918. Деяния. 2000. Т. 10. С. 108, 236-238; Т. 11. С. 163, 178, 181, 184, 185, 186, 189, 190, 226; Александр (Могилёв), архиеп. Сщмч. Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001; Булгаков С., прот. Из памяти сердца. Орёл, 2001. С. 89, 104, 105-106; Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сшмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 160, 255, 271, 278, 286; Митр. Антоний (Храповицкий): Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 гг. СПб., 2006. С. 70-71; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и арх. док-ты по истории РПЦ. М., 2006. С. 65, 66, 105, 239, 263, 356; Граф Келлер. М., 2007. С. 784-785; Свящ. Собор 1917-1918 гг. и мученическая кончина митр. Киевского и Галицкого Владимира//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ, 2008. Вып. 1(26). С. 108, 109, 111, 113,116, 117, 124; Гетман П. П. Скоропадский: Украина на переломе, 1918 г.: Сб. док-тов. М., 2014. С. 233, 238, 239, 243, 244, 254, 256-263, 265-274, 281-283, 285, 287, 288, 293, 298, 300, 722, 894, 1034-1035; Биогр. словарь выпускников КДА: 1819-1920-е гг. К., 2015. Т. 2. С. 143-144.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

258 Французский посланник Г. Бурбулон, из Китая проехал в Европу чрез Сибирь, – чрез Иркутск проезжал в июне 1862 года. 261 Сноска из «Русского Архива»: Приносим благодарность нашу другу преосвященного Гурия, Ивану Иустиновичу Палимпсестову, за сообщение в «Русский Архив» этого любопытного письма, служащего пополнением к статье г. Коростовца о Пекинской Духовной Миссии, напечатанной в 9-м выпуске «Русского Архива» сего года. Преосвященный Гурий (окончивший жизнь на епископской кафедре в Симферополе), служа в Пекинской Духовной Миссии, перевел на китайский язык и напечатал в двух томах Новый Завет . В 1880 году он подарил нам экземпляр этой книги, которая передана нами в Чертковскую библиотеку. Петр Бартенев. 263 В 1857 г. Путятин возглавил дипломатическую миссию в Китай с целью заключить торговый договор и добиться свободного права на въезд граждан Российской империи. После двух неудачных попыток пересечь границу Китая с суши и с моря Путятин сумел войти в Пекин только в составе международного посольства вместе с представителями Англии и Франции. 264 О миссионере и иеромонахе Исаии Поликине известно мало, но самое внушительное о нем свидетельство можно найти в дневнике свт. Николая Японского : «21 октября/3 ноября 1907 года: ...Твердо признаю, при всем недостоинстве своем, что воля Божия послала меня в Японию: в Семинарии рассказ Ив. Феод. Соловьева, профессора, о Китае и отправлении туда в Миссию его товарища по Академии о. Исаии Поликина возбудили у меня желание ехать в Китай на проповедь Евангелия; в Академии чтение путешествия Головина пробудило забытое желание – но уже в направлении к Японии; чтение критики из «Обломова» возбудило решение жизненного вопроса: служить Богу или миру? Причем твердым ответом поставлено было первое...» (Дневники святителя Николая Японского . Т. V (с 1904 по 1912 г.), СПб., 2004, с. 338). – Прим, иерея Романа Цуркана. 265 Письмо адресовано иркутскому интеллектуалу, редактору «Иркутских епархиальных ведомостей» протоиерею Прокопию Громову [с 24 июня 1853 г. по 4 июня 1862 г. исполнял обязанность цензора проповедей]. О нем: Громов – архивист и историк//Труды Иркутской (губернской) ученой архивной комиссии. Иркутск, 1913. Т. I. С. 229–231. Его труды о миссии в Китае: 1) В какое наименование первая русская церковь в Пекине?//Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1866. 42. 2) Епископ Иннокентий Нерунович. Перемена миссии в Пекине (1743 год)//Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1869. 25. С. 305–314. 3) Осада Албазина [по кит. источникам]. Пер. с англ. П. Громова//Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1872. 30. С. 376–382; 31. С. 387–392. 4) Краткие сведения о Пекинских духовных миссиях//Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1875. 52. С. 693–700; 1876. 12. С. 164–168; 14. С. 184–187; 15. С. 197–200; 18. С. 229–237; 19. С. 246–252; 20. С. 257–263.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

22 окт. 1928 г. В. в порядке разгрузки мест заключения был досрочно освобожден из лагеря и выслан на 3 года в Сибирь, поселился в дер. Пьяново Братского р-на Иркутского окр. В материалах следственного дела 1930 г. содержатся сведения о том, что в ссылке В. «начал ряд богосл. работ на тему: перевод литургии на рус. яз. с богосл. примечаниями... пояснения к кн. Апокалипсис... каноническое положение неправославных христиан и др.». Продолжая полемику с митр. Сергием, В. передал своим единомышленникам объемное соч. «В чем состоит верность Христу в церковной жизни», в к-ром, по свидетельству того же следственного дела, «писал о неканоничности действий митр. Сергия и его Синода». Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение. 1 дек. 1929 г. вышло распоряжение ОГПУ об аресте В., 9 дек. сотрудники ОГПУ добрались до деревни, где жил епископ, произвели обыск и арестовали В. В янв. 1930 г. его отправили в Москву в Бутырскую тюрьму. В нач. февр. было составлено обвинительное заключение, в к-ром В. ставилась в вину вся его предшествующая деятельность, его требование бескомпромиссности в отношениях Церкви к враждебному ей гос-ву. В. был расстрелян по постановлению Коллегии ОГПУ от 3 февр. 1930 г., погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. Причтен к лику местночтимых святых на заседании Синода УПЦ в 1997 г. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Соч.: Общая картина отношений рус. высшей церк. власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием//БТ. 1997. Сб. 33. С. 165-205; Отрывок из письма митр. Сергию. «Необходимые канонические поправки»//Акты свт. Тихона. С. 520-521. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 77; ГАРО. Ф. Р-6775. Колл. по истории религии. Оп. 1. Д. 75. Мат-лы (справки, биогр. данные, переписка) о новомучениках Рязанской земли; ЦГА обществ. организаций Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744. Т. 15; Архив СБ Украины. Д. 72073-фп; Архив УСБУ по Полтавской обл. Д. 2765-С. Л. 8-9, 20; Архив УФСБ РФ по Иркутской обл. Д. 15165. Л. 6, 12-13.

http://pravenc.ru/text/150539.html

еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 149. 172 Там же, с. 103. 173 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 184, 266, 216, 166. 174 Там же, с. 192. 175 Там же, сс. 167 и 195. 176 преп. Симеон Новый Богослов. Слова. – М., 1892, с. 409. 177 См. преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 139. 178 еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь..., сс. 199-200, 203, 209. 179 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 83. 180 Там же, с. 73. 181 Древний Патерик. – М., 1899, с. 125. 182 свт. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып. 3-4. – Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 31-32, 38. 183 свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, сс. 52, 35, 263. 184 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, сс. 103, 263, 540. 185 преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.//Творения, сс. 298-299. 186 Булгаков С. Н. Современное арианство, с. 147. 187 См. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 250. 188 свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 428. 189 Он же. О предательстве Иуды, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 417. Слова, которыми совершается таинство, согласно приведенному тексту, – это слова “приимите и ядите”, а не эпиклесис. На это стоит обратить внимание, потому что здесь проходит линия православно-католической полемики. Католическое богословие полагает, что с произнесением священником слов “Приимите, ядите, сие есть тело Мое…” происходит таинство и совершается пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Православная традиция склонна отодвигать кульминационный момент несколько дальше – до молитвы эпиклесиса, призывающего Духа на предложенные Дары. Эти слова Златоуста вроде бы свидетельствуют в пользу западной традиции. Однако, в отличие от нее, Златоуст обращает внимание на то, что таинство происходит потому, что установительные слова однажды произнесены Христом, а не потому, что их повторяет священник. 190 По глубокому замечанию Й. Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, “атмосфера в Церкви становится удушающей, если ее служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего Лица должно говорить и действовать” (Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество.//Новая Европа. 1993, 3, с. 8). 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Лествица: Scala paradisi (et Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210. Ипполит Римский О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793.Русский перевод: Отцы и учители Церкви III века: Антология/Сост., биограф. и библиограф. ст. иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. 2. С. 219–242. О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793. Ириней Лионский Против ересей: Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979.Русский перевод: Священномученик Ириней Лионский . Творения. М., 1996. Против ересей: Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979. Исаак Сирин Главы о знании: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. e. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4. О божественных тайнах ­­ О божественных тайнах и о духовной жизни (Том II): Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995. Слова: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909.Русский перевод: О божественных тайнах и о духовной жизни/Пер. с сир., пред. и прим. игум. Илариона (Алфеева) . Изд. 2-е. СПб., 2001. Преподобный Исаак Сирин . О знании (избранные главы). Перевод с сирийского игумена Илариона (Алфеева) . – Церковь и время 4 (13) 2000. С. 315–324. Слова подвижнические ­­ Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/[Пер. с греч. С. Соболевского]. Сергиев Посад, 1911. Главы о знании: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. e. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4. О божественных тайнах ­­ О божественных тайнах и о духовной жизни (Том II): Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

См. Тексты Кумрана, вып. 1, М.,1971. Комментарии на кн. Хаввакука (Аввакума) (10рНав), 81 Мир вокруг. 82 Ужас вокруг. 83 В. А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1971. 84 Седекии. 85 См. В. А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1971 86 Память пророка Иезекииля Церковь празднует 21 июля/3 августа. 87 Вихрь. 88 Слово «малое» содержит намек на то, что полное, великое Богоявление еще впереди. 89 Ели жир и одевались в шерсть 90 См. свт. Иоанн Златоуст. Обозрение книг Ветхого Завета, Творения, т. IV. 91 Нисан — месяц, падающий на наши март и апрель. 92 Блж. Иероним. Послание к Павлину об изучении Писания. 93 См. Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. II. 94 Мидраш — назидательное сказание, основанное на рассказе о действительных событиях. 95 Геродот. История, 1, 191. 96 О периоде возвращения из Плена см. Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. II. 97 Память пророка Аггея Церковь отмечает 16/29 декабря. 98 Память пророка Захарии Церковь отмечает 8/21 февраля. 99 Ефа — мера веса. 100 См. схему на с. 407, ч. 3. 101 Память пророка Малахии Церковь отмечает 3/16 января. 102 В персидской религии была тенденция к монотеизму, хотя враг Агурамазды считался также извечным. Уже после Р. X. последователи этой религии пришли к единобожию. 103 Память пророка Ионы Церковь отмечает 22 сентября/5 октября. 104 Возможно, однако, что рассказ о покаянии ниневитян содержит отголосок настроений в Ассирии накануне ее гибели в 612 г. 105 Этот псалом положен в основу 6–го ирмоса канона утрени. 106 Новый перевод Книги Ионы см. в книге «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973. 107 См. об этом Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. II. 108 См. «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973. 109 Созвездия Медведицы, Ориона и Плеяд. 110 Новый русский перевод Екклесиаста И. Дьяконова см. в книге «Поэзия и проза Древнего Востока»., М., 1973. 111 См. Псалмы 43 (с. 263), 67 (ч. 1, с. 378), 106 (ч. 2, с. 322), 135 (ч. 2, с. 150) 112 См. Псалмы 43 (с. 263), 67 (ч. 1, с. 378), 106 (ч. 2, с. 322), 135 (ч. 2, с. 150) 113

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

646 Аскетические опыты. Т. II. С. 263 647 Лествица. С 241 648 Приношение современному монашеству. С. 115 649 Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 285, 286; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 484, 491—492, 530, 534; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 606; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 179, 199; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 36—38; Филимон, авва. сказание.//Добротолюбие. Т. 3. С. 364—366; Илия Екдик, пресв. Цветособрание.//Добротолюбие. Т. 3. С. 435—436; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 11 650 о трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 179 651 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 534 652 Слова подвижнические. С. 10 653 Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 23 654 Лествица. С. 240 655 Слова подвижнические. С. 11 656 Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь: Избранные поучения. М. 1998. С. 232—233 657 Аскетические опыты. Т. I. С. 271 658 Приношение современному монашеству. С. 116 659 Аскетические опыты. Т. II. С. 299 660 Приношение современному монашеству. С. 116 661 Аскетические опыты. Т. II. С. 356 662 Аскетические опыты. Т. II. С. 90—91 663 Духовные беседы. С. 28, 269 664 Там же. 665 Лествица. С. 238 666 Слова подвижнические. С. 19, 164, 165 667 Приношение современному монашеству. С. 274. Аскетическая проповедь. С. 87 668 Аскетические опыты. Т. I. С. 133 669 Аскетическая проповедь. С. 86 670 Аскетическая проповедь. С. 87 671 Аскетическая проповедь. С. 97. Об этом же смотри: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 230; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 117, 118, 119; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 168, 183, 183 672 Аскетические опыты. Т. I. С. 263—264 Там же. Т. II. С. 174. Приношение современному монашеству. С. 101, 105. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 204—205, 526 673 Слова подвижнические. С. 51—52 674

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

64. 107. 172), но и в книгах, переложенных с греческого, многие части взяты из Вульгаты (72. 73. 78. 95. 131. 137. 144. 228); г) в прямых указаниях по многим спискам на Вульгату, хотя и не называется она по имени (128 и проч.); д) большая часть предварительных сказаний и разных замечаний о священных книгах переведены также с латинского (стр. 58. 59. 61. 107. 171. 218. 263), с именным указанием на западных писателей, особенно Иеронима, названного здесь святым, о котором даже и нарочитое сказание в некоторых списках прилагается (стр. 57. 59. 79), также Августина, который называется божественным (стр. 7 и 9). Кроме того внесены замечания и других, менее важных западных писателей, как то: Николая de Lyra (III. 176. 263). Встречаются между замечаниями этих писателей и неправильные мнения, как напр. отзыв Иеронима о книгах Ездры (стр. 10 об.). Влияние латинское простирается до того, что в некоторых списках целые стихи изложены без перевода, латинскими словами, которые только русскими буквами написаны (стр. 65. 71. 108. 132. 173). Некоторые же списки Библии носят на себе печать влияния немецких переводов (стр. 9. 218. 251). В 3) нет ни одного списка Св. Писания, который в переводе Ветхого Завета был бы вполне составлен по LXX толковникам, а в изложении Нового Завета соответствовал бы принятому ныне у нас чтению греческому, или славянскому изданию Библии, в нашей Церкви ныне употребляемому (стр. 301. 303. 304. 413). За всем тем 4) списки, даже ближайшие между собою по времени и месту происхождения, ни в отношении один к другому не имеют полного сходства, ни сами себе не остаются верными. Один и тот —495— же список в одном месте следует таким из древнейших рукописей или переводов, в других ближе подходит к другому; даже одно и тоже слово, или выражение, в одном месте передается так, в другом иначе. Таков вообще вид, в котором, по описанию Синодальной Библиотеки, представляется состояние Св. Писания в нашей Церкви в прежние времена, и который, конечно, нельзя назвать благоприятным для суждений, особенно иномыслящих, о нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010