71 Ученые записи Императорского Москов. Университета. Отдел юридический. Вып. XIV. М. 1897 г. Номоканон при Большом требнике. А. С. Павлов. Стр. 412. 75 Литургия Василия Великого и И. Златоуста по Севастьяновскому сп.; литургия И. Златоуста по списку пр. Порфирия. Красносельцев. Сведения. Стр. 264; 291. Устав литургии XIII–XIV в. по рукоп. синод. библ. 381. Красносельцев. Материалы. Стр. 27. Рукоп. XII в. синайской библ. 973, 1040; XII–XIII в. 1020; патмосской библ. XIII в. 105 и т. п. Дмитриевский. Описание. II т. Стр. 85, 134, 143, 160. 78 Дмитриевский. Описание. II т. Стр. 263–5. См. также рукоп. Синайской библ. 986, 977; святогробской константинопольской библ. 425; Афоно-Кутлумушской библ. 341, Афоно-Есфигменской библ. 120 и т.п. Дмитриевский. Ibid. Стр. 604, 709, 821, 950, 956. 79 Крипто-ферратский список. Goar. Εχολογιον. Стр. 86. Ср. литургию ап.Иакова по Россапскому сп. Петровский. Апостольские литургии. Прилож. 1. Стр. 23. 80 Goar. Εχολογιον. Стр. 78; 86. Рукопись Пантелеймоновского и Есфигменского монаст. Красносельцев. Материалы. Стр. 11. Дмитриевский. Описание. II т. 263. Рукоп. Москов. Синод. биб. 381. Красносельцев. Ibid. Стр. 20. Рукопись Iepycaлuмckoй и Ватиканской библ. XV в. Красносельцев. Ibid. Стр. 85; 98. Рукоп. Синайской биб. 986;. Святогробский Констант. биб. 425. Дмитриевский. Описание II т. Стр. 604, 820 и т.п. 82 Рукопись Есфигменского монастыря. Дмитриевский. Описание. II т. стр. 263–4; ср. Илитарий XII в Синайской библ. 1020. Дмитриевский. Ibid. 143 – 4 и стр. 604, 821. 83 Красносельцев. Материалы. Стр. 85–6. Ср. диптихи иерусалимской церкви в ходатайственной молитве литургии ап. Иакова. А. Петровский. Апостольские литургии. Прил. 1. Стр. 25–6. 84 Рукопись Московской Синод. библ. 381. Красносельцев. Материалы. Стр. 21. См. еще стр. 86 и 99. Рукопись Афоно-Есфигменского монаст. 120. Дмитриевский. Описание II т. 957 стр. 86 Устав литургии патриарха Филофея. Красносельцев. Материалы. Стр. 46; ср. стр. 66. Дмитриевский. Описание II т. Стр.605; 709; 821.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Епископ велел: «Поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу». Дочь повиновалась, и подвижник пригласил к столу своего гостя, и сел сам с ним, чтоб кушать. Странник, смутившись, сказал: «Я – христианин, и не ем мясного в Великий пост ». На это Епископ ответил: «Потому-то что ты Христианин и должен ты есть: мы воздерживаемся от мяса не потому, чтоб оно было нечисто, или чтоб в этом была какая добродетель... но чтоб телеса наши не отягчились объядением и пьянством» (649). Другой пример, также весьма поучительный. Преподобный Иоанн Кассиан (†435), странствуя по Египту, пришёл к одному пустынножителю. Последний принял с радушием и угостил странника, отступив от обычной строгости. Уходя от пустынника, преподобный Кассиан спросил его: «Почему иноки в Египте разрешают пост для посетителей?» Пустынножитель ответил: «Пост – моё, когда захочу, могу его иметь, а принимая братьев и отцов, приемлем Христа, Который сказал: “Приемляй вас, Мене приемлет, – и: не мо гут сынове брачнии поститися дóндеже с ними Жених. Егда же отыдет Жених, тогда постятся” (650). «Вот, заключает Святитель, – истинное понятие о учении Христовом!» (650). Опираясь на святоотеческие указания, Святитель делает вывод: «Крайности обою страну равно вредят: и избыток поста, и насыщение чрева, и безмерие бдения и сытость сна, и прочая избыточествования» (236). Употребляй пищу «в лекарства, а не в лакомство. „Научихомся быти страстоубийцы, а не телоубийцы», – сказал Великий Пимен» (236). VI Покаяние Душой поста и молитвы служит покаяние. Без покаяния молитва мертва, наполняется «гордостным и обольстительным» мнением (260). Покаяние и молитва – это вершина горы святой, с которой мы можем зреть «чудеса Божии в земле Египетской... в стране нашего изгнания и плена» (180). Нет ничего удивительного или необыкновенного в том, что мы постоянно погрешаем – «в нас действует грех» (160). Этим смущаются лишь неопытные в духовной жизни. «Мы все – в падении; зачинаемся уже в беззаконии, уже родимся в грехах. Должно с терпением и долготерпением носить „ярем Навуходоносоров», т.е. действие в себе греха, – и с милостию к себе очищать себя покаянием, повергая немощь свою пред Богом, непрестанно показуя Ему её» (311). Зная нашу немощь, Сам Спаситель дал нам «общее и непрестанное делание – драгоценное покаяние» (263). В него он вложил «и смиренное утешение, состоящее в облегчении совести, в явлении надежды спасения» (263). Тем же, кто постоянно пребывает в состоянии покаяния, утешение умножает, а Своих избранников «запечатлевает Духом Святым и вводит по временам во вкушение будущего века. Они точно по временам делаются причастниками несказанного духовного утешения» (263–264).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1083 См. «Послание к италийским и галльским епископам» (Ep. 92), а также «Послание к западным епископам» (Ep. 263). Свт. Василий мотивирует необходимость вмешательства западных епископов в восточные дела следующим образом: «Вы же насколько далеко от нас отстоите, настолько более вы будете считаться достойными доверия в народе...» Basil. Ep. 263.2). 1084 Примечательно, что только вселенский собор, по мнению Палладия, имеет право провозглашать вероисповедные формулы: «Определение веры не должно быть провозглашаемо заранее, мимоходом без собора, но должно быть оставлено с соответствующей осторожностью на рассмотрение вселенского собора и восточных сослужителей, вера которых вами бесславится, как уже было сказано, именем Ария» (Definitio fidei non esset passim sine concilio presumenda, sed auctiritati generalis concilii consortioque orientali, cuius fi des a vobis – quodiam dictum est – Arrii nomine infamatur, cautela congrua reservanda) (Diss. Max. 96). 1085 Fragmenta theologica. 4 (Gryson R. Scripta. P. 235). См. также Hanson R. P. C. Op. cit. P. 41–44. 3 Fragmenta. 1086 Fragmenta theologica. 22 (Gryson R. Scripta. P. 263): «Откуда же образом Бога невидимого Его проповедует, невидимой Его силой или премудростью, являю-щей Бога в сущности Сына» (Unde etiam imaginem Dei invisibilis hunc apostolus praedicat, invisibilem suam virtutem sive sapientiam ostendentem Deum in substantia Fili). В другом месте заявляется, что евангельские слова: «Я в Отце и Отец во мне» ( Ин 14. 10 ) означают, что у Бога Отца и Сына не одна, а две разные сущности (non unam substantiam, sed duo significant). Fragmenta theologica. 17 (Gryson R. Scripta. P. 254). Термин substantia присутствует, кроме того, в Диалоге Максимина с блж. Августином, а также в Sermo Arrianorum: «Следовательно, таково различие трех субстанций Отца и Сына и Святого Духа...» (Ergo haec trium substantiarum, Patris, et Filii, et Spiritus Sancti distinctio...) Sermo Arrianorum. 27 (PL. 42. Col. 681; Hombert P.-M. Scripta. P. 169). Conl. cum Max. XV. 9 (PL. 42. Col. 725; Hombert P.-M. Scripta. P. 430): «По Своей Божественной сущности не только для людей Сын невидим, но еще для небесных сил» (Secundum divinitatis suae substantiam, non solum ab hominibus non videtur Filius, sed etiam nec a coelestibus virtutibus). См. так-же Conl. cum Max. XV. 5 (PL. 42. Col. 725; Hombert P.-M. Scripta. P. 425).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

После миропомазания, по одним памятникам, с пением 31 псалма священник с новопросвещенным «входить на выход» и затем «по ряду совершается божественная служба» (стр. 151), а по другим, за миропомазанием непосредственно следовало облачение новокрещенного в срачицу и верхнюю одежду. При этом, по памятникам XV века, одевая новокрещенного в первую одежду священник должен был произносить: «Одевается раб Божий, имярек, одеждою веселия и возрадования», а одевая во вторую: – «Да возрадуется душа моя о Господе» (стр. 262). Далее священник читал молитву пред пострижением власов, которые вслед за тем и постригались и читал молитву благословения. После этой молитвы с произнесением слов: «одевается раб Божий (в) куколь незлобия» священник возлагал на него куколь. Чин оканчивался обхождением крещаемого и восприемников вокруг купели с пением: «Елицы во Христа крестиетеея» (стр. 151, 264, 265). В ΧV веке обхождение вокруг купели заменилось обхождением вокруг амвона (263). Отрезанные волосы влеплялись в воск и клались в стену церковную «аще будет камена церковь , и аще ли ни, то за олтарем вкопают в землю» (стр. 264). Есть, наконец, памятники ΧV века, по которым после миропомазания священник с новокрещенным должен был входить и алтарь и если это было дитя мужского пола, то прикладывать его к четырем сторонам престола, если же женскаго, то только к трем, исключая передней. Выходя из алтаря, священник пел 31 псалом (стр. 263). После совершения таинства крещения, сейчас же начиналась литургия. На великом выходе новокрещенный, если это был – дитя, предносился кумом, имеющим в руках по свече, если же это был взрослый человек, то он сам шел со свечами в руках впереди священника. В свое время новопросвещенный причащался св. тайн. Со свечами он провожался в дом и, если это был взрослый человек, то он в течение семи дней ходил в храм за каждое богослужение и стоял с зажженною свечею (стр. 152, 265). Почти все указанные сейчас особенности в заключительной части чина крещения оправдываются отчасти списками этого чина греческой церкви в издании Гоара, а более всего трактатом об этом таинстве Симеона Солунскаго .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

608 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 154. 611 Суетов Ф. О высочайше утвержденном при Св. Синоде особом Присутствии для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению Всероссийского Собора. Ученые записки Императорского Юрьевского университета. Юрьев, 1912. С. 95. 615 См.: Преображенский И. Возможность и преимущество церковной реформы без созыва Собора. Колокол. 1908. 15, 19 ноября, 26, 30 ноября, 3, 18, 19 декабря. 616 Государственная Дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1912 год. Сессия пятая. СПб., 1912. Ч. 3. Стб. 47. 620 Мать Мария. Типы религиозной жизни. Вестник русского христианского движения. 1997. 176. С. 8. 621 «Чудные корни завалены мусором, и религия – тупым формализмом, внешностью, самодержавие – бюрократией, этические элементы – той же религиозной внешностью и ложными учениями, – писал еще в 1906 г. известный своими консервативными взглядами неославянофил генерал A. A. Киреев. – Для того чтобы все это исправить, нужно все это понять! Но ведь...» (Дневник A. A. Киреева. Рукописный отдел Российской Государственной Библиотеки. Ф. 126. Д. 14. Л. 184-об.). 623 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 263. 624 Гиппиус 3. Петербургские дневники. 1914–1919. Живые лица. Стихи. Дневники. Тбилиси, 1991. Т. I. С.300–301. 626 Вспоминая то время, митрополит Евлогий (Георгиевский) пишет, что «диаконы иногда путали и возглашали «Многая лета» – «благоверному Временному правительству... " » (Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч. С. 263). К сожалению, диаконы не путались, а лишь выполняли предписанное им сверху. То, что спустя много лет казалось митрополиту ошибкой отдельных клириков; на самом деле являлось установкой Св. Синода. 630 Смолич И. К. Русская Церковь во время революции: с марта по октябрь 1917 г. и Поместный Собор 1917–1918 гг. (К истории взаимоотношений между государством и Церковью в России). История Русской Церкви. 1700–1917. Т. VIII (2). М., 1997. С. 723.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нечего говорить о том, что митрополит Платон от юности чрезвычайно любил храм Божий. «Не было для него приятнейшего упражнения, как быть в храме и воспевать величие Божие», – говорит он сам в своей автобиографии (Автобиография. Цит. изд. С. 263). Святитель был в святой Церкви и весь для неё: ей жил, дышал её воздухом, питал к ней сыновнюю любовь. Он болел душой, когда что–либо вредило интересам Церкви, что так или иначе унижало её авторитет в жизни русского народа. Он оберегал её ц от врагов, и от ложных друзей. Зоркий вождь на пути ко спасению, проповедник истинного благочестия и блюститель чистоты веры, Святитель смело опровергал вольнодумство и кощунство, восставал против суеверия и ханжества, полагая, что «истина веры ничем столь не опорочивается и не унижается, как примесью лжей суеверных и ханжеских» (Автобиография. Цит. изд. С. 263). Внутреннюю же свою набожность, насколько возможно было, скрывал, чтобы она известна была только одному Сердцеведцу (Там же). В келейной жизни, особенно в Вифании, митрополит Платон держал себя очень просто. Случалось, что незнавшие его при встрече с ним принимали его за простого монаха и просили показать им прославленного Святителя. Митрополит, шутя, указывал им на своего повара или кузнеца Платона. Кембриджские профессора, посетившие архипастыря в Вифании, оставили замечательное описание его обыденной жизни. «По приезде нашем в монастырь, – делятся они своими впечатлениями, – нам сказали, что Платон прогуливается в саду, обрабатывание коего составляло его главное удовольствие, – что показывало невинность и простоту его нрава. В саду мы нашли его сидевшим на дерновой скамейке под окнами монастырской трапезной с престарелым епископом, его викарием, настоятелем монастыря, и несколькими молодыми монахами; я не верил своим глазам, когда мне сказали, что это Платон... Он был в полосатом шёлковым халате (подряснике), в шапочке на голове; на ногах были шерстяные чулки, а сверх оных носки самой грубой работы; он тогда был без туфель; в некотором расстоянии я приметил жёлтые туфли, а возле него на той же скамейке лежала шляпа с широкими полями, похожая на шляпы альпийских пастухов, и, в дополнение сходства с ними, букет увядших цветов приколот был к шляпе. Его седая борода, кротость и одушевление в чертах лица придавали ему самую приятную выразительность. Он пожелал знать, кто мы таковы, и узнав, что мы англичане, начал с нами разговор, в коем показал свою учёность, ум и чистосердечие, удивительные для всех путешественников в такой стране и в такое время» (Снегирёв И. Цит. соч. Ч. 2. С. 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

816. Сборник избранных служб , в четвертку, 320 лл., полууставом разных почерков XVI и XVII вв., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листамн: 233 и 234, 275 и 276, 314 и 315. На полях внизу листов: 3, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 44, 46 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу Трефолой положил в дом Воскресению Христову да Собору Пресвятей Богородицы на Ленивую площадку Борисоглебекой поп Деомид по своей души и по своих родителех». Состав: за оглавлением. (1) службы святым: 1) декабря 3 – Савве Сторожевскому (2 об.–11 об.); 2) декабря 5 – Савве Освященному (12–25 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (26–38 об.); 4) декабря 7 – Антонию Сийскому (39–66). В заглавии пред службой написано: «Списано бысть сие многогрешным Иваном Русином родом от племени варяжс колена Августа кесаря римского в лето 7087 (1579); 5) января 10 – Павлу Обнорскому (67– 11–75 об.) 6) января 11– Феодосию Великому (76–81); 7) января Михаилу Клопскому (82–95 об.); 8) января 20 – Евфимию Великому (96–109); 9) января 31 – Никите Новгородскому (110–119 об.); 10) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (120–135 об.); 11) февраля 12 – Алексию митрополиту (136–147 об.); 12) мая 3 – Феодосию Печерскому (148–161 об.); 13) мая 14 – Иеидору юродивому Христа ради Ростовскому (162–178 обЛ; 14) мая 22 – Никите Переяславскому столпнику (179–184 об.); 15) сентября 6 – Михаилу архангелу (185 об.–195); 16) сентября 7 – Иоанну архиепископу Новгородскому (196–208 об.); 17) сентября 19 – князю Феодору и чадам его: Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (209–223 об.); 18) сентября 30 – Григорию Пельшемскому(224–233 об.), без конца; 19) сентября 24 – Евфросинии «игумении святого Спаса юж церковь сама созда в селци в Богоспасаемом граде Полотцке» (234–240 об.); каноны: 20) Святей Троице (241–248); 21) на исход души, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина (249–262 об.); 22) молитва над умершим архиереем: «Боже великий архиерею праведный соделанным (263); 23) предисловие пред каноном за единоумершаго: «Духовный мой брате и господине имрек сотвори со мною Бога деля последнюю любовь» )263 об.–266 об.); 24) канон за единоумершаго (266 об.–275 об.); 25) паремии из служб общих святым (276–291), без начала: на лл. 284–286 те же паремии, что на лл. 279 об.–280 и 282 об.–283; последование царских часов в навечерие Рождества Христова, без конца (292–320 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIX век практически начинается царствованием императора Александра Ι, которому автор посвятил небольшой текст (т. 2, с. 260–263), и затем идут темы, показывающие различные аспекты его времени: «Библейское общество» (т. 2, с. 263–265), «История перевода Библии на русский язык» (т. 2, с. 265–267), «Борьба с религиозным вольнодумством, масонством и мистиками XVIII и начала XIX столетия» (т. 2, с. 267–271), «Архимандрит Фотий» (т. 2, с. 272–274). Затем автор говорит об отношении к сектанству и просвещению, объединив эти темы (т. 2, с. 274–275). Благодаря предпринятым усилиям в стране были открыты Харьковский и Казанский университеты и «с 1804 г. существовало уже 6 высших учебных заведений» (т. 2, с. 275). С началом военных действий с французами в 1805 г. финансовая поддержка, направленная на развитие образования в стране, стала сокращаться. Автор отмечает, что в последние годы император Александр тяготился бременем правления, «его мучили угрызения совести: мысль, что он косвенный участник в трагическом событии 11 марта 1801 г., не давала ему покоя… Русский Гамлет, он пал, израненный в непосильной борьбе с самим собою, задача управления оказалось ему не по силам, и он сошел со сцены, уступив место новым, светлым силам, обладавшим более твердой волей и более ясной, хотя и более односторонней и жесткой программой» (т. 2, с. 275). Важной темой того времени является история монашества, автор «Лекций» уделяет внимание старчеству Оптиной пустыни, книжному деланию в ней (т. 2, с. 275–281). Он приводит имена известных ее подвижников: «Из старцев особенно следует указать иеросхимников: Леонида, в схиме – Льва, и Макария, в особенности Амвросия» (т. 1, с. 279). Последнему он посвящает целый «пункт»: «Иеросхимонах Амвросий, старец Оптиной пустыни» (т. 2, с. 281–286). Ориентируясь в своем повествовании о Синодальном периоде на царствования императоров, автор переходит ко времени императора Николая I (т. 2, с. 286–298). Причем это последний государь, которому он уделяет внимание на страницах своих «Лекций».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–263); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (263–268 об.); 3) светильны презднеителя (?), без конца (268 об.–269 об.). 170. Октоих , в четвертку, 361 л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Листы: 1, 2, 11, 359–361 писаны полууставом XVII в. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Воскресения Христова, что на Усть реки Глушицы». Состав: за службами восьми гласов следуют: 1) тропари воскресные восьми гласов (352 об.–355 об.), 2) троичны восьми гласов (355 об.–358 об.); 3) светильны «по вся дни» (359–361). 171. Октоих (1–4 гласы), в лист, 280 л.л., в два столбца, полууставом XV–XVI в.в., a 1–25 листы – XVII в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга глаголемая Октай домовая Введения Богородицы да Стефана Сурожского». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–276); 2) пенья троичны, поемыя в Великий пост (276 об., не все); 3) светильны чрез вою седмицу (276 об.–277 об.); 4) светильны воскресные и стихиры евангельския (277 об.–279 – не все); 5) сиа катавасиа глаголют по вся воскресениа на полунощнице по каноне–творение кир-Григориа (279 об.); 6) молитва Святой Троице Марка инока, без конца (279 об.). 172. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 404 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На л. 405 об. запись полууставом: «В лето 7013 (1505) списана бысть сия книга глаголемая осмогласник многогрешною десницею Ивашка Литохи Володимерова сына Коточиго месяца декабря 21 дня в преставленье Петра московского чудотворца при благочестивом князе Васильи Ивановичи всиа Руси при митрополите Даниле». Далее другим почерком: «А купил сию книгу Василей Никитин сын Румянцов, а положыл Великому воскресению в дом невозвратно и вы служытели хто станет по сем книгам пети Господа славити и вы священници хто будеть игумен или поп или дьякон и вы Бога ради помяните во своих святых молитвах грешного человека a вас Господь помянеть и помилуеть благодатью своею». На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского около городьи от церкви Димитрия Селунского что в Раменье».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шишкин (Шишкин 1970, с. 159–165), однако его наблюдения сводятся лишь к общим местам. Появившаяся недавно статья свящ. К. Буфеева «Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века» (Буфеев 1999) основывается на общеизвестных материалах и не решает поставленную задачу. 261 Подступами к этой работе являются Рослов 1994, Левитин и Шавров 1996, а также Шишкин 1970, Шкаровский 1999, Сергий 1964, Мануил обн. Очерки истории обновленчества содержатся также в общих работах по истории Русской Церкви (ИРЦ IX, Данилушкин 1997, с. 224–263, Поспеловский 1997, с. 62–102 и др.). 262 Так, А.А. Шишкин (1970) пользовался материалами Казанского епархиального управления, М.В. Шкаровский (Шкаровский 1995а, 1999) – Петроградского епархиального управления. В нашей работе используются материалы обновленческого Московского епархиального управления (ЦИАМ, ф. 2303, оп. I). 263 Здесь незаменимыми оказываются подготовленные Н. Н. Покровским и С.Г. Петровым материалы фонда Политбюро за 1922–1925 гг. (ЛК I-II) и посвященная взаимоотношениям Церкви и власти книга Н.А. Кривовой (Кривова 1997), а также материалы следственного дела Патриарха Тихона (Следственное дело 2000). 264 См., например, Введенский 1922, Введенский 1923, а также многочисленные статьи в обновленческой периодике. Эту мысль хорошо сформулировал активный участник обновленческого движения Б.В. Титлинов, в прошлом один из членов Собора: «Созванный в 1917 г. Церковный Собор в Москве оказался консервативным, и деятели церковного обновления на нем – в реакционном окружении» (Титлинов 1923, с. 48). «Оставалось одно – взять в свои руки церковную власть, – хотя бы путем революционным, и попробовать пойти путем революционным, продолжив прерванное Собором 1917–1918 гг. дело церковной революции. Внешние условия делали как раз такой исход возможным, так как сама революционная власть готова была поддержать, хотя и чуждое ей по существу, церковное начинание» (Титлинов 1923, с. 64). Аналогичную позицию занимает обновленческий синод в своем «Обращении архипастырям и пастырям Российской православной церкви» от 3 сентября 1924 г.: «Вспомните епархиальные съезды в период времени 1905 по 1917 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010