477]. После богослужения состоялись выборы Совета Общества: председателем был избран преосвященный Герасим, епископ Ладожский, членами – архимандрит Владимир (Петров); архимандрит Герман (Осецкий), наместник Александро-Невской лавры; Т. Б. Потемкина, князь Н. С. Голицын, Н. И. Погребов, В. Ф. Громов и С. Ф. Соловьев; секретарем – профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. Т. Осинин; казначеем – И. А. Варгунин. Так с разрешения Святейшего Синода в 1865 году в России было создано миссионерское общество, полное название которого – Миссионерское общество для содействия распространению христианства между язычниками. Начало благому делу было положено, но, к сожалению, надеждам учредителей Общества, алтайских миссионеров и всех сочувствующих отечественному миссионерскому делу суждено было пройти через большие испытания, скорби и напасти. Испытания эти были инициированы Советом Миссионерского общества и А. Г. Мальковым. На общем собрании Общества, состоявшемся 27 февраля 1866 года, противники участия духовенства в его руководстве, воспользовавшись отсутствием наиболее влиятельных членов Совета 122 , открыто выступили со своими требованиями. Тон задали генерал-майор (в отставке) С. О. Бурачок и его сын, редактор журнала «Маяк» Е. С. Бурачок, выступившие с крайне оскорбительными заявлениями в адрес священнослужителей, находя весьма вредным их участие в управлении делами Общества. Вскоре страсти разгорелись до крайности 123 , в этих условиях профессор И. Т. Осинин и Н. И. Погребов сочли невозможным свое пребывание в Совете и вышли из него. Тут же были проведены выборы нового состава Совета, куда вошли одни лишь светские лица. Председателем Совета был избран князь Н. С. Голицын 124 . Новый Совет общества стал энергично действовать в избранном направлении. Так, 24 апреля 1866 года Совет самовольно облек А. Г. Малькова званием «Попечителя Алтайской миссии и непременного члена Совета Миссионерского общества» С. 61], что поставило алтайских миссионеров в определенную зависимость от него. А. Г. Мальков в новой роли стал и в Петербурге, и на Алтае «неутомимо действовать, не затрудняясь в выборе средств» для достижения своей цели 125 Л. 1] и грубо вмешиваясь в дела миссии. Только что приступивший к исполнению обязанностей начальника миссии архимандрит Владимир был вынужден письменно известить председателя Совета Миссионерского общества, а затем обер-прокурора Святейшего Синода о неблагонадежности А. Г. Малькова Л. Поб.]. Но Совет Общества встал на путь оправдания А. Г. Малькова. Извращая факты, Совет стал во всем обвинять архимандрита Владимира, причем секретарь его грозил начальнику миссии «сменой, уголовным судом и заключением в Спасо-Евфимьев монастырь» Л. 1об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Г абсбурги, династия европейских правителей – 564 Ганжа Иван, уманский полковник – 574 Гедиминовичи, древний княжеский род – 575 Геннади Г.Н., исследователь – 624 Георгий, св. мученик – 73, 74, 76, 189, 191, 294, 315, 316, 318, 519, 520, 584, 594, 595 Георгий Дука, молдавский господарь – 575 Георгий Куропалат, грузинский царь – 596 Гиппократ, греческий врач и философ – 615 Гоголь Н.В., писатель – 438 Голицын В.В., государственный деятель петровского времени – 618 Голицын Д.М., князь, русский дипломат – 24, 144, 262, 410, 575 Головей Христофор, инженер – 609 Головин А., государственный деятель петровского времени – 616 Головин Ф.А., глава Посольского приказа – 375, 382, 383, 617 Головлев П.Т., добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Головлев Тихон, добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Голубев И.Ф., историк и археограф – 486, 625 Голубев СТ., историк церкви – 484, 624 Гордон П., государственный деятель петровского времени – 616 Григорий, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 176, 301, 397, 443, 453, 544 Григорий Михеич, упоминается в рукописи – 496 Григорович-Барский Василий, писатель-путешественник – 396 Григорьев Матвей, приказчик – 117, 236, 365, 383, 396, 554 Григорьев Яков, старообрядец – 408 Гулиц A.A., киевский губернатор – 618 Гурьянова Н. С., исследователь – 415 Гюльнюш Эметтулах султан, мать турецких султанов Мустафы II и Ахмеда III – 616 Д авид (Давыд), израильско-иудейский царь, библ. – 103, 105, 106, 220, 222, 223, 344, 347, 348, 459, 552, 595, 596, 599, 602, 606, 607, 611–613 Давыд Стефанович (Степанович), калужский купец – 16, 123, 136, 241, 253, 372, 524, 556 Далтабан Мустафа-паша, турецкий визирь-616 Даль В.И., писатель и исследователь – 525, 566, 569, 619 Даниил, игумен, писатель-путешественник – 462, 463, 477, 501, 614, 618 Даниил, пророк, библ. – 7, 471, 562 Данилов Иван, греческий купец – 39, 157, 277 Данциг Б.М., историк – 409, 485, 625 Дашкевич Евстафий, казачий атаман – 573 Дашков П.И., помещик – 387, 389 Девлет-Гирей II, крымский хан – 563, 584

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

88 . (306). Плащаница по красному штофу шитая золотом, серебром и шелками, в средине Христос во гробе, около его Ангелы и Апостолы; опушка штофу гвоздичного, по ней образа, шитые золотом и серебром; в ногах плащаницы вышита серебром надпись: В лето 7103 (1595), изволением Святыя Троицы Отца и Сына и действием Святого Духа, сия плащаница начата делати при державе христолюбивого и Великаго Государя благочестивого Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича, всея Русии Самодержца, Божиею милостию и совершилася; и дана сия плащаница в дом Живоначальныя Троицы и пречистыя Богородица честнаго и славнаго Ея Успения и великих чюдотворцев Сергия и Никона в лето 7106 (1598), при державе христолюбивого и Великаго Государя благочестивого Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича, всея Русии Самодержца, в пятнадцатое лето царства его, дал князь Иван Иванович Голицын в славу и честь и в поклонение Святыя Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и во веки веков. Аминь. 89 . Пелена, у коей по краям серебром вышиты церковные стихи, вверху образ Святой Троицы и преп. Сергия и Никона, шитые золотом и шелками; внизу под ними вышита серебром надпись: Повелением благочестивейшего и христолюбивого Царя Ивана Васильевича, Божиею милостию Государя Самодержца всея Русии, и Великаго Князя Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, Псковскаго, Астраханскаго и Тверскаго, Смоленскаго, и при его богодарованных чадех, благоверном Царевиче Князе Иване Ивановиче и при благоверном Царевиче Феодоре Ивановиче, лета 7077 (1569) сий покров положил благоверный и христолюбивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Иванович. V. Надписи на книгах (рукописных), хранящихся в лаврской библиотеке Надписи под следующими 90–129 номерами те же самые, какие значатся в Описании славянских рукописей библиотеки Троицкой Сергиевой лавры, напечатанном в Москве 1878–1879 гг. Так под 90, что в печат. Опис. 22, 91–35, 92–172, 93–16, 94–165, 95–156, 96–747, 97–123, 98–175, 99–746, 100–761, 101–704, 102–190, 103–193, 104–192, 105–702, 106–709, 107–684, 108–90, 108 (bis)–788, 109–143, 110–771, 111–629, 112–735, 113–777, 114–118, 114 (bis)–707, 115–689, 116–762, 117–800, 118–741, 119–676, 120–679, 121–681, 122–675, 123–677, 124–665, 125–671, 126–672, 127–673, 128–694, 129–695.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иногда эта идея приобретала слишком искусственные черты, как, например, в «Слове на Благовещение», приписываемом свт. Афанасию Великому . Здесь, под очевидным влиянием Ареопагита, Благую весть Божией Матери возвещает не только архангел Гавриил, но все девять небесных чинов 118 . В стремлении согласовать девятичинную иерархию со свидетельством Священного Писания , автор Слова механически встраивает иерархическую схему в канву евангельского повествования. С другой стороны, в Византии идея иерархического посредства продолжала цениться даже тогда, когда со всей очевидностью открывалась абсолютная несводимость к ней христианской теофании. Ярчайшим примером может послужить рассуждение свт. Григория Паламы об ангелах из «Триад» (2, 3), которое, с точки зрения немецкого исследователя Риттера, вступает в «очевидное противоречие» c учением Ареопагита 119 . Продолжая иерархический подход последнего, свт. Григорий идет гораздо далее него в раскрытии пределов теофании. «Итак, не только у ангелов, но и у нас боговидения совершаются не только опосредованно и через других, но и непосредственно и самоявленно, без передачи от первоначальных к вторичным, ибо Господь господствующих не подлежит законам твари» 120 . Затем свт. Григорий делает совершенно несогласное с Ареопагитом утверждение о том, что после воплощения Христова низшие чины берут на себя функцию высших и становятся просветителями и посвятителями последних и что происходит обратное, когда, согласно обетованию Христа, первые становятся последними 121 . Свт. Григорий значительно расширяет ряд библейских примеров, подтверждающих новый богооткровенный порядок вещей, и перетолковывает некоторые из них в нужном ему смысле. Пастухи услышали славословие о рождении Христа через ангелов 122 , но слава Божия осияла их непосредственно 123 . Благовещение Деве Марии произошло через ангела 124 , но Бог вселяется в нее без ангельского посредства. Из отдельных исключений, нуждающихся в специальных экзегетических пояснениях, как это было у Ареопагита, такие примеры становятся у Фессалоникийского святителя правилом и своеобразной нормой. Теперь уже не небесная иерархия учит церковную, а церковная небесную. Не о том ли пишет апостол Павел: Ныне через Церковь многоразличная мудрость Божия стала известна началам и властям? 125 Впрочем, по мысли свт. Григория, эта норма не отменяет, но только лишний раз подтверждает общий иерархический принцип: «Но если меньшие через благодать посвящают больших, то этим сам чин благоустроения ( τς εκοσμας τξις) опять же соблюдается в нерушимом и чудном порядке» 126 . Иеромонах Александр (Голицын) попытался разрешить возникшее противоречие в одной из своих статей за счет практически полной редукции иерархического посредства 127 . Но стоит ли не в полной мере замечать то, что составляет самый глубинный смысл учения, изложенного в Ареопагитском корпусе?

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Отсюда ученый постулирует изначальную анонимность CM и позднейшее происхождение всех определений Симеона – будь то Антиохийский (то есть Симеон Столпник) или Месопотамский. По мнению К. Фитшена, автором CM являлся Симеон, который почему-то (по-видимому, из-за значительности CM) обязательно должен был быть хорошо известным 122 , а, стало быть, это не кто иной, как Симеон Старший (не Столпник), о котором повествуется у Феодорита Кирского 123 . Симеон Старший умер ок. 400 г., основав к северу от Антиохии два монастыря. Географические координаты позволяют говорить о контактах с «измаилитами» и объясняют упоминание в Корпусе римско-персидских войн. Это предположение К. Фитшена не подкреплено какими-нибудь более вескими фактами. К разряду таких же гипотез можно отнести и идентификацию описываемого Пс.-Макарием города как Амиду 124 . По нашему мнению, путь подобного рода предположений может быть сколь продуктивным, столь же и опасным 125 . Мы предпочитаем в качестве базиса для дальнейших отождествлений класть более прочный фундамент в виде рукописной атрибуции и традиции. С этой точки зрения авторство Симеона Месопотамского представляется более аргументировано обоснованным, нежели предположения К. Фитшена. Параллельно с нашим исследованием древнеславянского перевода письма Симеона Месопотамского появилась и работа И. Рейнхарта 126 , в которой доказано, что славянский перевод восходит к греческому тексту не позднее IX в. Ряд статей, посвященных анализу связей CM с древними еврейскими и сирийскими мистическими произведениями и авторами, опубликовали иеромонах Александр (Голицын), который готовит к печати английский перевод собрания I типа, и А. Орлов. Появились и немецкий перевод того же собрания, выполненный К. Фитшеном 127 , а также итальянские переводы (отдельных сочинений Пс.-Макария) и исследования. Коллектив ученых готовит к публикации на нескольких древних языках послания Пс.- Макария Египетского 128 . В серии «Христианские источники» (SC) иеромонах В. Дэпрэ продолжает готовить (в сопровождении французского перевода) к новому изданию Великое послание и к первой публикации – IV тип CM.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

С. 15). РГАДА, ф. 2, оп. 1, 37, л. 2, 13 об. См. также: Записки князя Петра Долгорукова. СПб., 2007. С. 64. Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М., 2000. С. 296. См. также: Голицын Н. Н. Род князей Голицыных. Т. 1. СПб., 1892. С. 123. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 1. СПб., 1868. 266. С. 272–276; Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Т. 6. СПб., 1859. Приложение 160. С. 480; Семевский М. И. Авдотья Федоровна Лопухина//Русский вестник. 1859. 5. С. 235, 248; Семевский М. И. Покровский девичий монастырь в г. Суздале, место заточения А. Ф. Лопухиной//Русский вестник. 1860. 12. С. 599, 568. Житие. С. 153–154. О пребывании Е. Ф. Лопухиной в Суздале см.: Огурцов В. Келья для бывшей царицы//Родина. 1998. 3. С. 43–46; Козляков В. Н. Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству. М., 2014. С. 118–153. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 3. СПб., 1875. 1075. С. 113. ГА ВО, ф. 586, оп. 1, д. 3, л. 10 об.–11. Глазков М. Ю. «Житие» Илариона Суздальского в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.//Житие Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского… С. 17. Гордеев С. П. Каталог фонда редкой книги. Вып. 5. Книги кирилловской печати. Владимир, 2001. С. 20; Гордеев С. П. Каталог фонда редкой книги. Вып. 7. Коллекция рукописных псалтырей XVI–XIX вв. Владимир, 2004. С. 9, 29, 31, 33; Глазков М. Ю. Каталог фонда редкой книги. Книги кирилловской печати. Ч. 5. Владимир, 2005. С. 129–130. ГА ВО, ф. 586, оп. 1, 2, л. 25–25 об. См. также: Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. Приложения I и II. С. 161–303. РГАДА, ф. 237, оп. 1, Кн. 17, л. 440, 444 об., 457, 472, 488 об., 490 об., 508 об., 542–542 об., 591, 632, 672, 682 об. Данный факт уже обращал на себя внимание исследователей. См.: Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. С. 70, примеч. 1. ОПИ ГИМ, ф. 17, оп. 2, картон 7, 839, л. 1. Буланин Д. М. Иларион.//Словарь книжников и книжности Древней Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120825/

Тюково. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1881 и 1925. Год утраты:Не установлен. Адрес: Рязанская область, Клепиковский район, Тюково Координаты: 55.113683, 39.966267 Проезд:От трассы Р-123 (Рязань-Спас-Клепики) по указателю на Тюково до памятного креста чуть более 8 км (на указателе стоит цифра 7 км) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождественская церковь в селе Тюково Рязанского уезда построена между 1876-1881 годами прихожанами и стараниями рязанского мещанина Ионы Порфирьева Яковлева. По данным клировых ведомостей за 1913 год от 25.01.1914, о церкви известно следующее. Здание деревянное, покрытое железом, с такою же колокольней. Церковь и колокольня в одной связи на каменном фундаменте, крепкие. Церковь с колокольней застрахованы на 14 тыс. рублей. Престолов в церкви три: во имя Рождества Христова; Сретения Господня; Великомученицы Параскевы. Утварью достаточная. По штату в ней положены один священник и один псаломщик (указ Рязанской Духовной консистории от 28.05.1876 за 4450). Кружечного дохода за 1913 год получено 250 р. От прихожан священник получает жалованья 600 р., псаломщик – 200 р. в год. В церкви в разное время служили: священники Голицын Иаков Тимофеевич и Протасьев Василий Петрович; псаломщики Иссопов Петр, Перехвальский Дмитрий, Тареев Михаил Павлович. Есть материалы для составления родословных. Церковный староста на 1913 год, рязанский мещанин Михаил Ионович Яковлев, вероятно, сын рязанского мещанина Ионы Порфирьева Яковлева. Церковь не сохранилась. С 2012 года в селе существует молельный дом. http://struzhany.narod.ru/Tukovo.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Деревянная церковь Рождества Христова в пос. Тюково Клепиковского района утрачена в раннесоветские годы. Стараниями о. Романа, иерея церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Стружаны, проживающего в Тюково, установлен памятный крест на месте, где находилась церковь. Также для жителей поселка, не имеющих возможности посещать церковь в Стружанах (9 км от Тюково), оборудована молельная комната в помещении школьной столовой. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=28650

Волконские, кн. Матрона Ивановна – Л. 103 об. Михаил Петрович – Л. 103, 103 об., 165 Пелагея Григорьевна – Л. 139 об. Петр Андреевич, в иночестве Паисий – Л. 82 об., 126 об., 163 Петр Федорович, в иночестве Пафнутий – Л. 139 об. Семен Петрович – Л. 103, 165 Юрий Петрович – Л. 139 об. Яков Петрович – Л. 103, 163 Волынские, дв-не Андрей Васильевич – Л. 137 об., 138 Мирон Васильевич, в иночестве Мисаил – Л. 117 об., 137 об., 138 Петр Васильевич – Л. 108 об. Федор Васильевич – Л. 110 Ворон Иван, житель д. Борок – Л. 62 Воронина Антонина – Л. 29 об. Воронов Кирьян Иванов – Л. 80 Вошешников Аника, костромич, посад. чел. – Л. 98 Вяземские, кн. Анна – Л. 53, 54 об., 59, 65 об., 75, 87 об. Афанасий Федорович – Л. 53, 59, 65 об. Иван Петрович, в иночестве Иосиф – Л. 134 об., 135 Наталья Григорьевна – Л. 75 Петр – Л. 84 об. Савва Петрович – Л. 84 об.   Гедеон, игум. Геннадиева м-ря – Л. 58 Геннадий, старец – Л. 96 Герасим, старец, казначей – Л. 8 об., 9 об. Герасим, игум. Богоявленского м-ря – Л. 123, 130 об., 137, 139, 140, 140 об., 143 об., 144, 145, 146, 147 об., 150–151, 153, 162, 166, 170–171 об., 172 об., 173–179 Герасимов Богдан, слуга Богоявленского м-ря – Л. 54 об., 98 об.–99 Герасимов Федор, монастырский слуга – Л. 83 Гермоген (Ермоген), священноархим. – Л. 72 об. Годунов Никита Васильевич, окольничий – Л. 82 Голенин Иван, в иночестве Иона – Л. 81 Голенищев Филипп Федорович – Л. 63 об. Голицын Иван Васильевич, кн. – Л. 89 Горбов Федор Иванов, жилец гостиной сотни – Л. 104 об. Горшков Яков, кр-н Н. В. Аладьина, в иночестве Иринарх (Илинарх) – Л. 128 об. Григорий, кр-н Колдомской вол., в иночестве Гурий – Л. 97 Григорьев Фадей, монаст. слуга – Л. 74 об. Гурий, старец – Л. 144 об. Гусев Никита, слуга Богоявленского м-ря – Л. 100 об.   Даниил (Данило), протопоп ярославского Успенского собора – Л. 50 Деглин Савва – Л. 109 Деньгины Пелагея – Л. 61 об., 71 об. Спиридон – Л. 61 об. Дионисий (Арап), соборный старец – Л. 160 об. Дмитриев Никита, кр-н д. Тенкова, в иночестве Никифор – Л. 145, 145 об.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Напрасно Голицын кутался с головою в одеяло: «Стук-стук-стук». Тишина – и опять: «Стук-стук-стук». «Кто же казнит? Царь или Россия, Зверь или Царство Зверя?» – вдруг подумал он и вскочил в ужасе. Там, на валу, то поднимаются, то опускаются два черные столба, и на них судьба России колеблется, как на страшных весах. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему; но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».. Голицын упал на колени и соединил свой шепот с долетавшим из-за стены предсмертным шепотом: – Россия гибнет, Россия гибнет! Боже, спаси Россию! Рылеев, когда вышел от него отец Петр, исповедав и причастив его, вынул часы и посмотрел: девятнадцать минут первого. Знал, что придут за ним в три. Осталось два часа сорок одна минута. Положил часы на стол и следил, как ползет стрелка: девятнадцать, двадцать, двадцать одна минута. Ну, что ж, страшно? Нет, не страшно, а только удивительно. Похоже на то, что вычитал в астрономической книжке: если бы человек попал на маленькую планету, то мог бы подымать шутя самые страшные тяжести; огромные, валящиеся на него, камни отшвыривать, как легкие мячики. Или еще похоже на «магнитное состояние» (когда-то занимался месмэризмом и тоже об этом вычитал): в тело ясновидящей вонзают иголку, а она ее не чувствует. Так он вонзал в душу свою иглы, пробовал одну за другой, – не уколет ли? Страх не колол, а злоба? Вспомнил злобу свою на государя: «Обманул, оподлил, развратил, измучил, надругался – и вот теперь убивает». Но и злобы не было. Понял, что сердиться на него все равно, что бить кулаком по стене, о которую ушибся. А стыд? Бывало, раскаленным железом жег стыд, когда вспоминал, как на очной ставке Каховский ударил его по лицу и закричал: «Подлец!» Но теперь и стыд не жег: потух, как раскаленное железо в воде. Пусть не узнает Каховский, пусть никто никогда не узнает, что он, Рылеев, не подлец, – довольно с него и того, что он сам это знает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Остановился, потер лоб рукою, улыбнулся, поморщился детски-беспомощно, так же как давеча, когда глотал хину. – Вам бы лечь, Пестель, вы больны, – сказал Голицын. – Ничего, маленький жар. От этого мысли яснее, хотя и мешаются. Хотите чаю?.. Ах, да, наконец-то, вспомнил! Вы «Катехизис» Муравьева знаете? – Знаю. – Странно. Муравьев думает, что мы против царя со Христом, а царь думает, что он против нас со Христом. С кем же Христос? Или ни с кем? «Царство Мое не от мира сего». А как же Град Божий? Тут что-то неладно. Уж не лучше ли просто по-моему: попы – чиновники, политика – Град человеческий – и дело с концом? Муравьев, кажется, хочет свой «Катехизис» в народ пускать, все о народе хлопочет, о малых сих. А народ ничего не поймет. Да и что такое народ? Я полагаю, что он всегда будет тем, что хотят личности. Вы скажете: плохая демокрация? Да, об этом говорить вслух не надо… А что вы думаете, Голицын, Муравьев может убить? – Думаю, может. – Удивительно! Любит всех, любит врагов своих, кажется, мухи не обидит, а вот может убить. Убьет, любя. Наполеон говорил: «Такому человеку, как я, плевать на жизнь миллиона людей». Это понятно и просто, слишком просто, почти глупо. Говорят, что я в Наполеоны лезу. Но я бы так не сказал, а если б и сказал, не гордился бы этим. Но это понятно. А убивать, любя? Погубить душу свою, чтобы спасти ее, – так что ли?.. Вы по-немецки читаете? – Читаю. Но, Пестель, зачем вы?.. – Нет, нет, слушайте. Он открыл лежавшую на столе большую, в кожаном переплете с медными застежками, ветхую Лготерову Библию. – Я теперь все Библию читаю – Шекспира и Библию. Говорят, кто Библию прочтет, с ума сойдет. Может быть, я от того и схожу с ума. Слушайте: «Можешь ли удою вытащить Левиафана? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсти его? Крепкие щиты его – великолепие; на шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Железо он считает за солому, медь за гнилое дерево. Нет на земле подобного ему. Он царь над всеми сынами гордости». – Левиафан был в Наполеоне, когда он говорил: «Мне плевать на жизнь миллиона людей». И в свинье, которая отъела девочке голову. И это верх путей Божьих? Да, можно с ума сойти! Английский философ Гоббс назвал государство свое Левиафаном, а св. Августин – Градом Божиим. А мой учитель, господин фон Зейдель, полагал, что Левиафан есть Зверь Апокалипсиса. Не разберешь, где Бог, где Зверь. Все спутано, все смешано… Это и значит – убивать с Богом, убивать, любя… Так что ли?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010