3 . Слова и речи в 1879–1881 годах. М., 1883. – 694 с. 4 . Слова и речи к вятской пастве. Вятка, 1886. – 250 с. 5 . Слова и речи к нижегородской пастве в 1882–1885 годах. Вятка, 1886. – 464 с. 333. Макарий (Невский) , митрополит. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, послании, воззваний и наставлений) за всё время служения в архиерейском сане (1884–1913 гг.). Сергиев Посад, 1914. – 1135 с. 334. Макарий (Троицкий), архимандрит. Беседы о Божественной Литургии. СПб., 1881. – 81 с. 335. Макарий (Троицкий), епископ. Великопостные поучения. 1864–1879 гг. Калуга, 1898. – 220 с. 336. Макарий (Троицкий), епископ. Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни и на разные случаи. Оренбург, 1893. – 422 с. 337. Малеванский А., протоиерей. Евангельские уроки. (Годовой круг внебогослужебных чтений сельским прихожанам на Литургийные Евангельские зачала во все воскресные и праздничные дни). СПб., 1910. – 650 с. 338. Малов А., священник. Поучительные слова и речи. В 3-х частях. СПб., 1831. – (633 с.). 339. Марсальский Л., священник. Объяснение воскресного всенощного бдения и Божественной Литургии в форме поучений. Симбирск, 1888. – 249 с. 340. Масильон, епископ. Беседы. В 7-ми частях. (Пер. с французского). СПб., 1824–1825. – (3740 с.). 341. Мегорский Е., протоиерей. Церковные уроки законоучителя. Сборник поучений. СПб., 1880. – 201 с. 342. Медведицын Е., священник. Поучения на Символ веры , молитву Господню, Блаженства евангельские и Божественное десятисловие. СПб., 1893. – 288 с. 343. Мелановский Г., протоиерей. Поучительные слова. Казань, 1879. – 314 с. 344. Мелхиседек (Сокольников), архимандрит. Слова и речи. М., 1845. – 306 с. 345. Менстров М., священник. Божия нива. (Сборник поучений на воскресные, праздничные и высокоторжественные дни; на разные случаи и на современные темы). СПб., 1910. – 656 с. 346. Мефодий (Кульман) , епископ. Немного о многом. Слова и поучения. 19321972. Аньер, 1973. – 187 с. 347. Мефодий (Смирнов) , архиепископ. Поучительные слова. М., 1831. – 226 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Как бы ни относиться к солнечному затмению: видеть ли в этом некое знамение или не видеть, даже если не видеть, — несомненно, что для простонародного сознания это именно знамение. У них примерно такое же наивно-простонародное восприятие, как и у русских воинов в XI веке, в эпоху похода князя Игоря. Когда древнерусский человек оказывается свидетелем солнечного затмения, он, как правило, видит в этом крайне дурное предзнаменование. Крестьянская культура, практически не затронутая петровскими преобразованиями, в принципе не слишком отличалась от крестьянской культуры Древней Руси. Это сверхконсервативный тип культуры, связанный с иным ощущением времени, не привычном для городского человека, которому присуще линейное восприятие происходящего (от прошлого к будущему). Для деревенской культуры, напротив, характерно восприятие времени как замкнутого годового цикла, связанного со сменой времён года: сельскохозяйственный годовой круг — это то, что в наибольшей степени значимо для крестьянского сознания. После культурной революции Петра, когда очень резко и внезапно произошла европеизация культуры образованного русского общества, а крестьянская культура не была ими затронута, в России образовались две русские культуры , в частности, об этом интересно писал Михаил Голубков. И эти две русские культуры как бы не замечают друг друга, они существуют как бы параллельно, очень плохо понимая друг друга. Они слишком разные… Поэтому когда к крестьянам обращаются со словами, характерными для речи образованных людей, это либо не воспринимается, либо воспринимается как-то по-особому, часто превратно. И это огромная проблема общероссийского масштаба. У Солженицына отношение к этой крестьянской архаике было двойственным: с одной стороны, он её очень любил, как и вообще всё крестьянское, с другой же стороны, писатель очень остро понимал, что эта архаика гибельна и что так в начале XX столетия жить уже невозможно. Поэтому, допустим, террорист Богров, который убьёт Столыпина, или, Ленин — люди несравненно более современные, чем эти мужики, а в современности мышления большая сила… Именно такие люди могли двигать историю. Последствия общеизвестны.

http://pravmir.ru/nachalo-pervoy-mirovoy...

Туман на мгновение рассеялся, проглянуло солнце, кроваво-красный круг отразился в воде. Дик созерцал это отражение и вдруг услышал, что плеск воды у причалов притих, будто на море перед отливом. Какая-то девица без стеснения прикрикнула на своего бесцеремонного ухажёра: «Пошёл вон, негодник», — и тот же порыв ветра, который разорвал туман, швырнул Дику в лицо чёрный дым из трубы парохода, причаленного под парапетом. На миг он словно ослеп, потом повернулся и вдруг очутился лицом к лицу… с Мейзи. Ошибки быть не могло. Годы превратили девочку в женщину, но время ничуть не изменило темно-серые глаза, тонкие, алые, твёрдо очерченные губки и подбородок; к тому же, как в давно минувшую пору, на ней было тесно облегавшее серое платье. Человеческая душа не всегда подвластна разуму, оставаясь свободной в своих порывах, и Дик бросился вперёд, крикнув, как школьники окликают друг друга: «Привет!», а Мейзи отозвалась: «Ой, Дик, это ты?» Тогда, помимо воли и ещё прежде, чем из головы улетучилась мысль о банковском счёте и Дик успел овладеть собой, он задрожал всем телом, и в горле у него пересохло. Туман вновь сгустился, и сквозь белесую пелену лицо Мейзи казалось бледно-жемчужным. Больше оба они не сказали ни слова и пошли рядом по набережной, дружно шагая в ногу, как некогда во время предвечерних прогулок к илистым отмелям. Потом Дик вымолвил хрипловатым голосом: — А что сталось с Мемекой? — Он умер, Дик. Но не от тех патронов: от обжорства. Ведь он всегда был жадюгой. Смешно, правда? — Да… Нет… Это ты про Мемеку? — Даа… Не-ет… Просто так. Ты где живёшь, Дик? — Вон там. — Он указал в восточную сторону, скрытую туманом. — А я в северной части города — самой грязной, по ту сторону Парка. И очень много работаю. — Чем же ты занимаешься? — Живописью. Другого дела у меня нет. — Но что случилось? Ведь у тебя был годовой доход в триста фунтов. — Он и сейчас есть. Но я занимаюсь живописью, вот и все. — Значит, ты одна? — Нет, со мной живёт одна знакомая девица. Дик, ты идёшь слишком быстро и не в ногу.

http://azbyka.ru/fiction/svet-pogas-redj...

В Москве есть множество музеев, театров, проходят интереснейшие выставки. То есть город предоставляет нам море возможностей для самосовершенствования и преодоления одиночества. Можно найти себе дружную общину. Можно, в конце концов, просто погулять по городу и вспомнить, какой он красивый. Именно в больших городах появляются прекрасные возможности для зарождения волонтерства. Девочки из фонда «Вера», с которыми я часто общаюсь, сутками сидят с больными детьми, и их никто не заставляет. Можно окружить себя стеной и считать это аскезой, можно вообще уехать из города и купить домик в Дивеево, потому что «антихрист туда не дойдет», а можно победить город с помощью той же свободы, которую он нам предоставляет, и, в конце концов, сделать из города Иерусалим. Нужно только определить свои основы – молитвенное правило, календарь постов и трапез, и тогда жизнь постепенно выстраивается. Но при этом надо не забывать, что «правило» – это еще не молитва, а соблюдение поста – еще не пост. Вычитанное правило не должно стать чем-то самоценным, той жертвой, которую я приношу Церкви, «чтобы Бог от меня отстал», а «годовой круг постов и трапез» не должен стать тем замкнутым кругом, по которому я хожу. Христианин не может быть несвободным. Но при этом надо помнить, что просто механически отгородиться от греха нельзя. Куда бы мы ни пошли, мы возьмем его с собой. Свобода – один из главных даров, которые Господь вручил человеку. Свободе надо учиться. И ее нельзя терять. Когда рушится мир 55 – Почему, как пост – так наше общество (в том числе православные) буквально раскалывается на враждующие, не воспринимающие друг друга стороны? – Не думаю, что пост и некое нестроение среди людей внутренне связаны между собой. Это естественное, вернее, противоестественное, но, к сожалению, привычное состояние нашего мира, когда он все время стремится к распаду, к конфронтации и к отчуждению. Может быть, это переживается особо остро Великим постом потому, что Великий пост – это время, когда что-то должно с нами произойти, то, что поможет распад этого мира не то чтобы остановить, но, по крайней мере, как-то замедлить. По крайней мере, остановить его внутри нас, победить внутри нас. Во время поста вспоминаются слова Христа, они особенно звонко звучат во мне: Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? ( Мф.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Аддикция (в контексте книги) — состояние хронического или периодического отравления организма каким-либо веществом, вызывающим потребность в его регулярном употреблении. Определяют как первичное, хроническое, нейробиологическое заболевание с генетическими, психо-социальными и средовыми факторами, влияющими на его развитие и проявления. Антиципация — способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления, а также способ решения проблемы до того, как она реально будет решена. Антропология православная — православное учение о человеке, основанное, прежде всего, на Священном Писании, а также на творениях святых отцов, христианских богословов, религиозных философов. А. изучает природу человека, его происхождение, назначение, строение, его свободу и бессмертие, призвание к творчеству и самотворчеству как соработника Божия в мире. Аскеза или аскетизм — метод достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении; молитву; исполнение обетов. Бесы (или: демоны, черти, нечистые духи, падшие духи, злые духи) — бесплотные существа, бывшие некогда ангелами, но возгордившиеся и во главе с сатаною восставшие против Бога, за что были низвержены с Неба на землю. Библия — собрание богодухновенных книг, написанных пророками и апостолами по велению Духа Божия. Благодать — нетварная Божественная сила (энергия), подаваемая людям от Бога для их спасения. Богослужебный круг — определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. Подразделяются на суточный, недельный или седмичный, годовой (подвижный и неподвижный). Вера — основная христианская добродетель, заключающаяся в добровольном согласии человеческой воли на принятие богооткровенной истины. Существуют три типа В., три ступени духовного восхождения, основанные на трех силах души (уме, чувствах и воле): В. как рассудочная уверенность, В. как доверие и В. как преданность, верность. Ветхий человек — совокупность греховных страстных навыков, действующих в человеке после грехопадения или извращенное (нижеестественное, противоестественное) состояние человека, то есть состояние человека, следующего греховным страстям.

http://azbyka.ru/zdorovie/preodolet-stra...

Лидия Владимировна всегда была бодра духом, полна радости о Господе и благодарения Ему. Она жила Пасхой. Я как-то обратил внимание на то, что годовой круг Матушки вращался вокруг Светлого Дня. «А там уже и Пасха скоро», — частенько повторяла она, строя планы на ближайшее и не столь близкое будущее. С ожиданием Пасхи была связана одна из чудесных историй ее жизни. Еще в юности друг семьи Андрей Утешев сказал Лидии Амбарцумовой, что в далеком (тогда невероятно далеком) будущем в 2010 (!) году память св. мученицы Лидии будет выпадать на понедельник Светлой седмицы. Матушка ждала этого соединения праздников многие годы, и особенно в последнее время, надеясь дотянуть до заветного дня. И этот день настал. С редким благодушием перенося болезни и скорби, она, особенно в последние годы жизни, смотрела на происходящее, как иногда казалось, поверх земных реалий, устремляясь взором куда-то вверх. Туда, где она теперь, как мы надеемся и верим, обрела «полноту Жизни во Христе», где смерти нет, где вечная Пасха! Матушка Георгия (Лидия Владимировна Каледа). Воспоминания Последние воспоминания матушки Георгии (Лидии Владимировны Каледы-Амбарцумовой) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 декабря, 2021 4 июля, 2021 8 марта, 2020 4 декабря, 2019 5 августа, 2019 30 июля, 2018 23 июня, 2017 24 мая, 2016 29 ноября, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/matushka-zhizn-cerkovy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Правильные» или «неправильные» праздники Размышления современного верующего о праздновании 23 февраля и 8 марта 22.02.2011 1993 Время на чтение 3 минуты Многие современные православные люди сталкиваются с проблемой светских и религиозных праздников. Светские праздники нужно почтить вниманием, так как наши ближние их любят и привыкли отдыхать, дарить и получать подарки в эти дни. Это касается, прежде всего, Нового года, 23 февраля и 8 марта. В религиозные же праздники, когда нам хочется после праздничного богослужения сохранить радостное состояние, часто приходится идти на работу или встречаться с тем, что в семье нет традиции уделять внимание православным датам. Что делать и как смещать акценты от светских праздников к религиозным, прежде всего, в своих семьях? Максимум, чего удается добиться мне в дни православного празднования, - это кратко рассказать о нем жене и дочери, пропеть праздничный тропарь перед трапезой. Но единения праздничного я с родными не чувствую, для них это обычный день. Возможно, что мне над этим просто надо как-то работать, еще больше вовлекая близких в годовой круг богослужений, объясняя им смысл всех праздников. Хуже дело обстоит с «праздниками» 23 февраля и 8 марта. Мне очевидна их искусственность и советская привязка к февральским дням 1917 года. Я не хочу в эти трагические для Отечества дни улыбаться и произносить слова поздравлений. Я действительно внутри себя считаю, что кровь убиенных в гражданской войне и в застенках лагерей вопиет в эти дни к Небу особенно сильно... Но близкие этого не знают, а если и услышали от меня и прочитали где-то, не считают существенной причиной, чтобы «отменять» привычные поздравления в эти дни. Ведь это так хорошо, когда все поздравляют мам и пап! Когда в школах и детсадах мальчики и девочки поздравляют учительниц и воспитателей! В какие еще дни дети и взрослые подарят внимание друг другу?! Это происходит так редко в нашей жизни, что отменять это никак нельзя. Отменять нельзя, но можно перенести. Станете ли вы в день смерти своего отца веселиться и поздравлять друг друга с чем бы то ни было? А ведь Отечество - больше отца...

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/22/pr...

I. 2. Тебе подобает песнь, БОЖЕ, в Сионе, и Тебе воздастся молитва в Иерусалиме! 2. Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. 3. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет! 3. Услышь молитву мою: к Тебе всякая плоть приидет! 4. Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша – Ты очистиши. 4. Слова беззаконников превозмогли нас, и нечестия наша – Ты очистишь. 5. Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих! Исполнимся во благих дому Твоего: свят – храм Твой, – дивен в правде! 47 5. Блажен, кого избрал и принял Ты, вселится (он) в дворах Твоих. Исполнимся (мы) благами дому Твоего: свят храм Твой, – дивен в правде. II. 6. Услыши ны, БОЖЕ-Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече! 6. Услышь нас (Ты), Боже, Спаситель наш, – упование всех концов земли, и сущих в море далеко! 7. – Уготоваяй горы крепостию Своею, препоясан силою, – 7. Ты – устрояющий горы крепостию Твоей, препоясанный силою, – 8. Смущаяй глубину морскую... Шуму волн его кто постоит? 8. Возмущающий глубину морскую... Пред шумом волн его – кто постоит? 9. Смятутся языцы. – И убоятся живущии в концех от знамений Твоих: исходы утра и вечера – Ты украсиши. 9. В смятение приведены будут народы (языческие), и убоятся живущие на краях (земли) от знамений Твоих: исходы утра и вечера Ты украшаешь. 48 III. 10. Посетил-еси землю, и упоил-еси ю; умножил-еси обогатити ю: река БОЖИЯ наполнися вод! уготовал-еси пищу им, яко тако есть уготование. 10. Посетил Ты землю, и напоил ее; приумножил обогащение её. Река Божия исполнилась водами! и (Ты) уготовал пищу им, ибо так приготовляется она (т. е. от рук Божиих). 11. Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи. 11. Борозды её (земли) напой, умножь произрастания её: в каплях своих возвеселится (она), сияя (в произрастании). 12. Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя – исполнятся тука! 12. Ты благословишь венец лета (годовой круг) благости Твоей, и поля Твои наполнятся туком!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Просьбу мою? Мы гостями друг другу считаемся с давних Лет по наследству любви от отцов; мы ровесники; этот Путь, совершенный вдвоем, неразрывнее дружбой связал нас. Друг, не минуй моего корабля; но позволь мне остаться 200 Там, чтоб отец твой меня в изъявленье любви не принудил В доме промедлить своем, – возвратиться безмерно спешу я”. Так он сказал; Писистрат колебался рассудком и сердцем, Думая, как бы свое обещанье исполнить; обдумав Все, напоследок уверился он, что удобнее будет 205 Звонкокопытных коней обратить к кораблю и к морскому Брегу. Вступя на корабль, положил на корме он подарки: Золото, платье и все, чем Атрид одарил Телемаха. После, его понуждая, он бросил крылатое слово: “Медлить не должно; все люди твои собрались; уезжайте 210 Прежде, пока, возвратяся домой, не успел обо всем я Старцу отцу рассказать; убежден я рассудком и сердцем (Зная упрямство его), что тебя он не пустит, что сам он Вслед за тобой с приглашеньем сюда прибежит и отсюда, Верно, один не воротится, так он упорствовать будет”. 215 Кончив, бичом он погнал долгогривых коней и помчался В город пилийцев и славного города скоро достигнул. К спутникам тут обратяся, сказал Телемах благородный: “Братья, скорей корабля чернобокого снасти устройте, Все соберитесь потом на корабль, и отправимся в путь свой”. 220 То повеление было гребцами исполнено скоро; Все на корабль собралися и сели на лавках у весел. Тою порой Телемах приносил на корме корабельной Жертву богине Палладе; к нему подошел, он увидел, Странник. Убийство свершив, он покинул Аргос и скитался; 225 Был прорицатель; породу же вел от Мелампа, который Некогда в Пилосе жил овцеводном. В роскошных палатах Между пилийцев Меламп обитал, отличаясь богатством; Был он потом принужден убежать из отчизны в иную Землю, гонимый надменным Нелеем, из смертных сильнейшим 230 Мужем, который его всем богатством, пока продолжался Круг годовой, обладал, между тем как в Филаковом доме В тяжких оковах, в глубокой темнице был жестоко мучим Он за Нелееву дочь, погруженный в слепое безумство,

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Но одно дело в проповедях, расчитанных на полный годовой богослужебный круг, т. е. применительно к отдельным сторонам жизни, о которых говорится в данных евангельских чтениях (воскресных, праздничных и пр.) — и совсем другое — в трех-четырех проповедях или беседах пытаться изложить все наше жизнепонимание. Оно ведь охватывает всю человеческую жизнь с присущей ей сегодня огромной, как никогда сложной и, я бы сказал, запутанной духовной проблематикой. Небывалая рационализация, технизация, машинизация всего человеческого существования и самой души человека создали никогда не существовавшую прежде действительность. В ней изменились решительно все человеческие отношения и непрестанно меняются. В ней очень многое религиозно не осознано или осознается по-разному, в придании адаптации одного или другого понимания вещей церковного сознания. Каким же образом можно было бы справиться с поставленной передо мной задачей? В христианском православном понимании духовных глубин жизни самым важным во все времена было и будет то, что непосредственно связано с церковным догматом искупления, т. е. с учением Церкви о спасении или с сотериологическим богословием. По установившейся у нас в Москве традиции это учение является конкретным предметом проповедей и бесед за четырьмя воскресными богослужениями в Великом Посту, за так называемыми “Пассиями”. Следовательно, именно в них можно было бы попытаться изложить, пусть даже более чем в общих чертах, самое существенное в теперешнем нашем понимании наполняющей мир и возвышающейся над нами духовной реальности и той, которую мы находим в себе — все в тесной связи с волнующими нас сегодня вопросами нашего духовного внутреннего устроения и духовной ориентации в условиях полностью секуляризированной действительности. По этим соображениям, чтобы отозваться на просьбу своих прихожан я и остановился на четырех беседах за ” Пассиями”. В специальной русской литературе в очень многих трудах раскрывается это современное понимание духовной реальности, и из них можно выбрать многое, находящееся в прямом отношении к учению о спасении. При этом нужно иметь в виду и различия в богословской интерпретации его, вполне правомерно существующие в Церкви, почему замалчивать их, по моему мнению, никак не следует. Тем не менее не так просто уточнить, к каким же из многочисленных трудов этого рода можно обратиться с тем, чтобы пересказом в той или иной манере и компилятивной выборкой из них их отдельных идей, определений и целых концепций можно было бы лучшим образом и, конечно, правдиво представить слушателям самое сейчас важное в христианском православном жизнепонимании. В нем, а не в своем…

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-krestno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010