Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 9. Годовой круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток и дней седмицы, но и дней года. Суточный круг образует канву богослужения, а с тем или иным видом его богослужения соединяются службы седмичного и годового кругов. Сегодня мы поговорим о годовом круге богослужения . Каждый день церковного года, посвящен или воспоминанию каких-либо священных событий или памяти различных святых. Все это именуется праздниками. Годовой круг делится на две части – неподвижные и подвижные праздники. Неподвижные праздники образуют собой систему месяцеслова. Здесь уже большее разнообразие служб, чем в седмичном круге. Что касается подвижных праздников годового круга, то это богослужения Великого Поста и Пасхального времени. Виды праздников В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Каждый из них имеет свои, ему одному присущие особенности. Правда, о составе великих праздников Типикон говорит достаточно расплывчато, т.е. из 47 его главы нельзя узнать четко, какие именно праздники являются великими. Там сказано только: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла». Кроме перечисленных великими являются так называемые двунадесятые праздники. Эти праздники относятся как к неподвижной, так и к подвижной частей годового круга. К последней, например, относится праздник « Входа Господня в Иерусалим ». Число 12 при этом достаточно условное. К примеру, Антипасха по богослужебному строю то же двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется, чтобы не нарушать то число, которое воспринимается церковным сознанием как священное. Какие именно праздники причисляются к праздникам двунадесятым? – это будет вашим домашним заданием на сегодня.

http://azbyka.ru/video/09-godovoj-krug-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников , постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек-рое внешнее сходство с праздничными календарными циклами, существующими в др. религиях, Г. ц. тесно связан с христ. пониманием времени . Термин «Г. ц.» (или «христианский год») появился в XVI в. в связи с возросшей секуляризацией жизни и разделением церковного и «светского» времени ( Kranemann. 1991). С XIX в. в научной лит-ре начинает использоваться термин «литургический год». При этом до 2-й пол. XX в. изучение Г. ц. чаще всего ограничивалось фактографическими описаниями его отдельных составляющих (праздников, постов, памятей святых; ср.: Дебольский. 1846; Kellner. 1901; Pascher. 1963), тогда как внутренние связи и происхождение периодов Г. ц. стали предметом исследования только благодаря росту научного знания в области древних календарных систем ( Strobel. 1977; Talley. 1986). Основные элементы Г. ц. Формирование структуры христ. года заняло неск. столетий. Хотя в разных литургических традициях сложились свои наборы праздников и постов, в основе Г. ц. и на Востоке, и на Западе лежат: солнечный юлианский год (3651/4 дня), лунно-солнечный пасхальный цикл (к-рый с VI в. почти повсеместно был привязан к 19-летнему периоду) и 7-дневный недельный цикл. На них построены годовой неподвижный богослужебный круг , к-рый составляют праздники, имеющие фиксированную дату по солнечному календарю, и годовой подвижный богослужебный круг с элементами, зависящими от даты празднования Пасхи, привязанной к лунно-солнечному пасхальному циклу и от года к году меняющей положение в солнечном календаре. В каждой литургической традиции принято деление Г. ц. на неск. периодов, разных по продолжительности (напр., 40-дневный период Великого поста), обычно зависящих от великих праздников (Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы и др.). Вокруг господских и Богородичных праздников и нек-рых памятей святых образуются особые группы дней, предваряющие (т. н. предпразднства , навечерия , вигилии и т. п.) и завершающие ( попразднства , отдания праздников , октавы) основной день праздника. В средние века во мн. традициях установились различные варианты классификации праздников по степени значимости.

http://pravenc.ru/text/165235.html

Народное образование русского народа, как и других народов, было неразрывно связано с народной культурой. А культура русского народа, по крайней мере, до первых десятилетий XX века была основана на « культуре Православия», воплощенной, как в православном богослужении, так и в повседневной обыденной жизни. Годовой церковный круг освящал и годовой круг земной жизни русского народа. Языком этой народной культуры был язык церковнославянский, язык литургии, язык Церкви. Трудно поверить, что чуть более века назад подавляющее большинство населения огромной страны, слабым подобием которой является нынешняя Российская Федерация, говорило, думало и читало именно на этом языке. Языке, ставшем сегодня «трудным» и «непонятным» даже для многих из тех, кто считают себя просвещенными и воцерковленными. Отсюда и дискуссии о переводе языка Церкви на язык улицы. Еще одна черта торжествующего «смесительного упрощения». Впрочем, дискуссии о «сложности и непонятности» церковнославянского языка тоже имеют более чем вековую данность. Сегодняшняя образованщина – не вчера родилась. Тем не менее, врожденная воцерковленность большинства русских людей еще на переломе XIX и XX веков является фактом, подтверждаемым научными трудами. Такими, например, как «Мир русской деревни» Марии Михайловны Громыко и особенно «Историей церковно-славянского языка в России: Конец XIX – XX век» московских филологов Александра Кравецкого и Александры Плетневой . Несмотря на то, что тему своей работы они обозначили достаточно ограниченно: церковнославянский язык, как язык богослужебный, язык культа , сама логика исследования вывела их за обозначенные рамки. И полученные результаты оправдали затраченные усилия. С почти математической ясностью А.Г. Кравецкий и А.А. Плетнева, показали, что еще в совсем недавнем историческом времени, церковнославянский язык был не только языком нескольких сотен или тысяч «профессионалов церкви», исполняющих с его помощью свою работу в виде служб и треб, а языком целого субэтноса – русского православного народа.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/20/...

Формирование годового богослужебного круга Развитие годового богослужебного круга с I по IV век В раннехристианской Церкви (I–III вв.) годовой богослужебный круг основывался на двух праздниках – Пасхе и Пятидесятнице. Оба праздника Церковь унаследовала от иудейской традиции, где Пасха была воспоминанием об исходе израильского народа из Египта, а Пятидесятница – воспоминанием завета, заключенного на Синае между Богом и народом израильским (см.: Исх. 19:1–16 ). В христианской Церкви Пасха с самого начала была празднованием Воскресения Христа, а Пятидесятница – воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов (см.: Деян.2:1–13 ). Дата празднования Пасхи поначалу не была одинаковой для всех христианских Церквей. В конце II века по этому вопросу разгорелись споры между асийскими Церквами и Римским епископом Виктором. От имени асийских христиан в споре участвовал епископ Поликрат Ефесский, который защищал местный обычай (восходящий якобы к апостолу Иоанну Богослову) праздновать Пасху вместе с иудеями 14 нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Епископ Виктор, напротив, настаивал на том, что Пасха должна праздноваться непременно в воскресный день: в этом он следовал традиции Церквей Рима, Александрии, Коринфа и Палестины. Дело чуть не дошло до взаимных отлучений, однако в спор вступил Ириней Лионский , которому удалось примирить враждующие стороны. Празднование Пасхи во II-III веках предварялось одним, двумя или несколькими днями поста. В частности, в «Апостольском предании» упоминается двухдневный пост перед Пасхой. Ириней Лионский пишет: «Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и сорок ночных часов». Более продолжительный пост предписывался готовящимся к принятию крещения. Предпасхальный пост был посвящен воспоминанию страданий и смерти Христа на кресте и назывался «пасхой распятия», в отличие от «пасхи воскресения», которая заключалась собственно в воспоминании воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Двадцать пятый день. Поучение 5-ое. Рождество Христово. (Уроки из евангельского события: а) величие Родившегося от Девы; б) как нам достойно сретить Его?). I. Приветствую вас, возлюбленные братия, с неизреченным даром любви и милосердия Божия к нам грешным – с явлением Сына Божия на земле, сшедшего с небес по всеблагой воле Бога-Отца нашего ради спасения, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Христос родился – славьте; Христос пришел с небес – встречайте; Христос на земле – возноситеся. Так, Христос на земле, а вы от земли возноситесь мыслями и сердцами своими на небеса; ибо Христос за нами пришел, чтобы с земли возвести нас на небеса, в вечные обители райския. «Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет» (Акаф. Бож. Мат. Конд. 8), говорит нам святая мать наша – церковь . Веселием воспойте, людие, Рождество Спаса Христа. Но чтобы радость наша была возвышеннее, яснее и тверже, размыслим, братия, о величии Родившегося от Девы и к этому прибавим и то, как нам достойно встретить Его. II. а) Итак, кто же этот Младенец, Которого держит на пречистых руках Своих Пресвятая Дева Мария? Это Бог, Сам Сущий, приведший все из небытия в бытие, Который державою Своею содержит всю тварь и промыслом Своим строит мир. Это – высочайший Художник, Который, создав всю тварь видимую из четырех стихий, составил годовой круг из четырех времен года: весны, лета, осени и зимы. Это Творец и Бог духов и всякой плоти; Его трепещут умные все ангельские силы; Его поет солнце; Его славит луна; Ему присутствуют звезды; Его слушает свет; Его трепещут бездны и водныя, и воздушныя, и бездны адовы; Ему работают все источники водные. Он распростер небо; Он основал землю; Он оградил море песком; Он украсил землю цветами; Он произращает все хлебные злаки и все плоды земные; Он разлил для дыхания тварей воздух; Он образует младенцев в утробах матерей; Он – Питатель всякой твари! Ему служат ангельские силы; Ему поклоняются архангельские лики; от страха неприступной славы Его, многоочитые херувимы и шестокрыльные серафимы, стоящие и облетающие около престола Его, покрывают лица свои... Сей-то Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный пришел ныне к нам на землю, приняв зрак раба. Дивное чудо! Бог принял природу раба человека и стал совершенно подобен нам, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А в положенный срок Анна родила Девочку Так начинается новое время — путь Адама и Евы в утраченный ими Сад 20 сентября, 2018 Так начинается новое время — путь Адама и Евы в утраченный ими Сад 21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Вообще, удивителен все-таки церковный календарь. Годовой круг заканчивается двунадесятым праздником в честь Божией Матери и начинается им. Успением завершается некая часть земного времени и Рождеством она же и начинается. Успением и Рождеством человека. Но какого человека! Так начинается новое время И важно, что и в том и в этом событии главной и самой необходимой вестью для нас является надежда. Чаяние грядущего воскресения из мертвых через Успение и сбывающееся ожидание многих и многих поколений людей, живших и ожидавших прихода Избавителя через Рождение у обычных земных людей совсем необыкновенной Девочки. В книге Бытия есть удивительные и таинственные слова, которые Господь обращает к врагу человеческому – дьяволу: «вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ея: оно будетъ поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. III, 15).  Эти слова можно понимать как пророчество о Той, кто произойдет от падших Адама и Евы, Той, от Кого произойдет Освобождающий первых людей от смерти и преступления. Словно бы предрекая дьяволу поражение за искушение и введение во грех людей, Господь здесь же дает и надежду той, кто первой ступила на путь преступления и греха. Надежду, которая обязательно исполнится, которая не будет посрамлена. Святой Иоанн Дамаскин обьясняет это так: «Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир, но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир безсмертие». И в этих Божьих словах к змею говорится, конечно же, не о Еве, не о ее прямом и скором потомстве, но о Той Жене, Чей Сын  великой смертью Своей упразднит смерть Адама. Не случайно же, что Крест Христов – как Орудие победы над смертью изображается в месте, где по Преданию могли быть останки первого человека, где был погребен и сошел во тьму смерти Адам.

http://pravmir.ru/a-v-polozhennyiy-srok-...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Год назад мы не знали, что такое война Сегодня меня остановили на блокпосту и минут пятнадцать читали лекцию о том, что я неправильного патриархата. А что случилось? Какая тебе разница? Меня за это что, убить надо? 21 октября, 2014 Сегодня меня остановили на блокпосту и минут пятнадцать читали лекцию о том, что я неправильного патриархата. А что случилось? Какая тебе разница? Меня за это что, убить надо? 19 октября, в день памяти святого апостола Фомы, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Александро-Невском храме города Дебальцево. По окончании литургии архиепископ Митрофан обратился к молящимся с проповедью. Каждый воскресный день по уставу церковному избирается для чтения в храме особый отрывок из Евангелия, который именуется зачалом. И если посмотреть на церковный годовой круг богослужения, эти зачала повторяются. То есть каждый год в определённый воскресный день читается то или иное евангельское чтение. Евангелие читается за каждым богослужением — будь то будний день, воскресный или праздничный. Но в воскресные дни Церковь избирает для чтения те места Евангелия, которые, наверное, нам нужны больше всего — для того, чтобы мы о чём-то задумались, чтобы, выходя из храма, идя домой и вспоминая, о чём сегодня читалось Евангелие, мы могли это каким-то образом перенести на нашу сегодняшнюю жизнь, на то, что происходит с нами. И сегодня, в Неделю 19 по Пятидесятнице, евангельское чтение повествует нам о том, как однажды Господь отправился в город Наин. И на входе в этот город Он встретил похоронную процессию. У вдовы умер её единственный сын. И весь город собрался для того, чтобы поскорбеть вместе с ней и проводить её сына. А навстречу шёл Господь со своими учениками. И также множество народа собралось для того, чтобы увидеть Спасителя и обратиться к Нему со своими просьбами, потому что уже очень многие люди о Нём знали как об учителе и чудотворце. И когда эти две процессии встретились, женщина ни о чём не просила Спасителя и никак к Нему не обращалась. Но Он, увидев её, увидев на погребальном одре её сына, прикоснулся к нему и сказал ему: «Юноша! Тебе говорю, встань!»

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Обряды и их виды Богослужение общественное и частное Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга: 1) суточный; 2) седмичный (недельный); 3) годовой. Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год. В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18; 20 ). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника – «Таинства Православной Церкви». Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: " Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Икона новомучеников, расстрелянных на Бутовском полигоне под Москвой 1/14 марта 1938 года ЖМП 5 май 2012 /  2 мая 2012 г. 14:45 Новомученицы бутовские, молите Бога о нас На расстрельном полигоне в Бутове на 25 погибших приходится одна женщина. При этом в святцах каждое седьмое имя в Бутове — женское. Удивительно, что большинство бутовских новомучениц пострадало в марте и в апреле, то есть в период от Международного женского дня до Недели жен-мироносиц. В нижнем храме каменного собора на Бутовском полигоне по всему периметру стен располагаются иконы бутовских святых. На каждой из них стоит дата того дня, когда эти люди были расстреляны, те, кто причислен к лику святых, изображены стоящими на одной иконе. Двигаясь вдоль стен храма, мы будто проходим годовой круг, где каждый месяц представляет своих новомучеников. Образы мужей в архиерейских, монашеских, священнических одеяниях, миряне — ктиторы, псаломщики, прихожане храмов в простых крестьянских рубахах. У каждого в руке крест — символ мученической кончины. Мужи, мужчины разных возрастов, редко среди них явится женский лик. Но что это?! Приближаемся к месяцу марту, одна за другой чередуются иконы, на которых большинство святых — женщины. Мы двигались вдоль стен храма, будто крестным ходом, против часовой стрелки, и подошли к иконам месяца марта со стороны последних его чисел. 22 марта — две святые, 20 марта — 8 святых, 14 марта — 7 святых, 7 марта — 4 прославленные новомученицы. 7 марта — канун Международного женского дня, который в СССР начал широко отмечаться с 1921 года как праздник трудящихся женщин. Продолжает он отмечаться и сегодня, хоть потерял уже свою изначально революционную окраску. В Бутове в канун этого дня, 7 марта 1938 года, было расстреляно 313 человек, среди них 25 женщин, в самый же праздник 8 марта — 365 человек, в том числе 13 женщин. Случайное совпадение? Наверное, случайное. На Бутовском полигоне из 20 760 пострадавших, имена которых мы знаем, женщин менее тысячи. Примерное соотношение таково: из 25 человек убитых лишь одна женщина.

http://e-vestnik.ru/analytics/novomuchen...

Можно ли поститься в одиночку? – протопресвитер Александр Шмеман Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей 4 марта, 2015 Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей Можно ли поститься частным образом или все же Великий пост – это дело всей Церкви? Протопресвитер Александр Шмеман в сегодняшнем нашем чтении на каждый день поста объясняет, почему мы не можем обойтись без руки помощи. Если мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту Новую Жизнь , от которой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, вернуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом: как мы можем искать Царства, о котором мы не имеем понятия? Церковное богослужение с самого начала и до сих пор есть единственный вход в это Царство, приобщение к Новой Жизни. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, «чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку… что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Пасха есть самый Центр этой богослужебной жизни, ее сердце, ее вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова, нам дается предвкушение вечной радости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо уже наполняющих всю вселенную: «Смерти нет». Все церковное богослужение построено вокруг Пасхи: поэтому литургический годовой круг, последовательность праздников и постов становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу , который в то же время есть и начало , концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

http://pravmir.ru/mozhno-li-postitsya-v-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010