По поводу этого мыта, обжалованного Луцкими мещанами, в той же описи сделано постановление: «в Млынове и в Оршичине пани Якубовой-Монтовтовичевой мыта и весового не брать» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 74, 84, 108, 129 и 140). Ещё оно упоминается в акте от 6 июня 1580 года по делу о развратной жизни пани Анны Ивановны Монтовтовны, жены пана Павла Згличинского, в числе имений которой упоминается – Коблин, Млынов и Липа. Ещё оно упоминается в акте от 19 марта 1582 года в инвентаре имений – Конюхов, Млынова, Кут, Деречина и Завидова, с перечислением крестьян, их повинностей и даней (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 111). Местечко Млынов – старинное поселение. Король Александр дал Млынов и Пекалов (Пакалов) Москвитянину Бобру. Бобр умер бездетным, и король Сигизмунд I привилегией от 1508 г. даровал эти поселения Кременецкому наместнику Якову Михайловичу Монтовту, с обязательством давать по 3 службы с Млынова и 1 с Пекалова. Ныне Млыновом владеют Ходкевичи. В 1789 г. король Станислав-Август в м. Млынове, при его владельцах, Иосифе и Александре Ходкевичах, учредил ярмарки на св. Николая, Св. Троицу, св. Илии и Преображение Господне. 400 Викарными священниками при этой церкви были: 1) иерей Прокопий Лысаковский, викарий церкви Муравицкой (с 13 августа 1790 г.); 2) иерей Тарасий Лысаковский, викарий церкви Муравицкой и Коммендор Млынова (с 28 генваря 1791 г.); 3) иерей Прокопий Лысаковский, викарий цекви Муравицкой (с 16 февраля 1792 года); 4) иерей Василий Антошевич, Комментор церкви Муравицкой (с 22 июля 1792 года по 9 марта 1797 года). Визититороми и благочинными этой церкви были: 1) Пётр Грабовецкий, канонник кафедральный и декан Луцкий (с 29 генваря 1785 года); 2) X. И. Бродович, декан Луцкий (с 6 марта 1792 года); 3) священник Симеон Новомлынский из Муравицы (с 1 генваря 1804 года); 4) иерей Варфоломей Галятовский из с. Боремца (с 10 декабря 1808 года); 5) иерей Иоанн Лучинский из с. Малых-Дорогостай (с 23 декабря 1815 года); 6) священник Стефан Боговский из с. Аршичина (с 1836 года); 7) протоиерей Василий Моссаковекий из м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Павел Пономарев 13 окт. 1785 перев. из Симонова, а 14 янв. 1786 – в Новоспасский. Аполлос Байбаков 1786 перев. из Заиконоспасского, а 5 июня 1788 хирот. в еписк. Орловского. Платон Любарский 21 июня 1788 перев. из Свияжского Богородицкого, а 31 мар. 1792 – в Донской. Нектарий Чернявский в 1792 перев. из Саввина Сторожевского, но, не быв, † 2 апр. Варлаам Головин 13 апр. 1792 перев. из Псково-Печерского, а 17 янв. 1799 перев. в Новоспасский. Иороним Поняцкий 17 янв. 1799 перев. из Нижегородского Печерского; † 4 июня 1802. Гедеон Ильин 19 июля 1802 перев. из Нижегородского Печерского, а 20 авг. 1805 хирот. в еписк. Вятского. Мельхиседек Минервин 25 сент. 1805 перев. из Лужецкого; † 29 июня 1813. Иона Павинский 31 дек. 1813 произведён из придворных протоиереев, а 22 июля 1817 хирот. в еписк. Орловского. Филарет Амфитеатров 28 июля 1817 перев. из Иосифова, а 1 июня 1819 хирот. в еписк. Калужского. Афанасий Телятьев 30 окт. 1819 перев. из Псковского Спасо-Елиазарова, а 10 мар. 1821 хирот. в викария Московского. Аполлос Алексеевский 7 мар. 1821 перев. из Московского Богоявленского, а 19 февр. 1837 – в Новоспасский. Арсений Нагибин 19 февр. 1837 перев. из Московского Богоявленского; в 1838 перев. в Новоголутвин, но в мнтре не был; † 27 апр. 1843. Агапит , бывший еписк. Томский, управлял с 18 дек. 1843, а 26 мар. 1851 перев. в Новоспасский. Мельхиседек Сокольников 26 мар.1851 перев. из Симонова; † 6 янв. 1852. Климент в 1852 перев. из Казанского Спасо-Преображенского; в 1856 уволен на покой. Амфилохий Казанский 1856 перев. из Ростовского Борисоглебского; в мае 1860 отставлен; с 1870 архим. Даниилова. Дионисий 25 мая 1860 перев. из Задонского, а в янв. 1862 – в Елецкий Троицкий. Антоний Радонежский , бывший еписк. Оренбургский, в мае 1862; 11 мая 1866 уволен на новой в Трегуляев мнтрь. Пётр Екатериневский , бывший еписк. Якутский, с 1867; 4 апр. 1869 перев. в Уфу. Леонид Кавелин , 1869, из Константинополя. 4 Симонов, на краю Москвы, основан св. Феодором, племянником св. Сергия Радонежского, около 1370 г. Ставропигиальный. [II, 357; VI, 98.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обо всем этом императрица немедленно поставила в известность Павла Петровича. Однако умолчала о том, что поселила ?заблудшую душу? в предварительно отремонтированном дворце Екатеринентале, равно как и о миллионном состоянии Алексея, которое пыталась спасти. Писала Екатерина без всяких сентиментов, отчужденно (?Бобринский промотался?), по-канцелярски строго и лаконично, об опеке - особенно подробно, желая внушить цесаревичу, что Алексей де-юре человек не самостоятельный и, следовательно, де-факто для Павла не опасный. Так Бобринский надолго застрял в Эстляндии в ожидании вожделенного 1792 года. Кстати, почему-то именно в 1792 году, не раньше и не позже, императрица поспешила ?наладить дело, близкое моему сердцу?8. У Амалии-Фредерики, принцессы Баденской, были две дочери: Луиза-Мария-Августа 13 лет и Фредерика-Доротея-Вильгельмина 11 лет. А у русской монархини - любимый внук Александр. Ему едва исполнилось 14 лет, но это не помешало Августейшей бабушке начать приготовления к его женитьбе. Нас здесь, впрочем, интересует не бракосочетание Александра, а нечто другое. Обратимся к ?Инструкции?, написанной в мае 1792 года собственноручно Государыней и адресованной ее полномочному посланнику во Франкфурте-на-Майне графу Н.П.Румянцеву9. Из документа видно, что Амалия Баденская соглашалась не только прислать своих малолетних дочерей в Россию на попечение Екатерины, но и оставить их - обеих! - здесь навсегда, и потому о ?перемене вероисповедания? говорится как о деле давно решенном. А ведь бабушка и внук еще не видели даже портретов девушек, не то что их самих. Более того, Амалию настойчиво убеждают: независимо от выбора Александра вместе с невестой Екатерина и ее сестру постарается ?устроить в свое время?. Такое впечатление, что императрице необходимо не столько женить Великого князя, сколько заполучить и вторую Баденскую принцессу, которая ?не лишится возможности устроиться, как приличествует ее рождению?. Екатерина будто боится, как бы не приглянувшуюся Александру девушку не потребовали назад домой, и в самом конце ?Инструкции? еще раз заверяет: жить сестры будут в ее дворце, ?из которого одна, как я надеюсь, не уйдет, а другая - не иначе, как прилично выйдя замуж?.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

В том же стиле были построены церкви Богоявления в с. Губареве (1800), Рождества Богородицы в с. Шестакове (1800), Рождества Христова в с. Малышеве (1801), Вознесения в с. Коршеве (1818) и др. Мотивы барочного декора еще использовали в 90-х гг. XVIII в., напр. в Троицких церквах в с. Боровом (1792-1794) и с. Ст. Ольшанка (1790-1805). Изредка возводили кубические одноглавые церкви, перекрытые лотковыми сводами, как, напр., Вознесенская в с. Аношкине (1784) и Никольская в Землянске (ныне село, 1794), а также Успенский собор в Борисоглебске (1792, не сохр.), принадлежавшем Тамбовской епархии. Успенская церковь в Воронеже. Кон. XVII в., 1803 г. (колокольня). Фотография. 2005 г. Успенская церковь в Воронеже. Кон. XVII в., 1803 г. (колокольня). Фотография. 2005 г. С распространением форм зрелого классицизма совпало сооружение новых высоких колоколен при более ранних церквах. Так, при воронежской Покровской ц. (1791-1792) возвели при участии каменных дел мастера М. С. Турчанинова 3-ярусную колокольню с ордерным декором, верхним ярусом в виде ротонды с прямоугольными проемами, низким куполом и шпилем, по-видимому послужившую образцом для колоколен Никольской ц. в Землянске (сохр. в измененном виде), Никольского собора в Боброве (не сохр.), Архангельской ц. в с. Алешки (1856), Успенской ц. в Воронеже (1803, добавлен низкий подкупольный ярус с полуциркульными проемами), в свою очередь ставшую прототипом для звонниц Архангельской ц. в с. Рыкань и Благовещенской ц. в с. Лосеве Павловского у. В прибрежной части Воронежа выделялась колокольня ц. ап. Иоанна Богослова (1799-1807, не сохр.) с оригинальным завершением в виде высокого восьмерика с арками звона и круглыми проемами-резонаторами. Суровый и вместе с тем изысканный внешний вид имела колокольня Петропавловской (Крестовоздвиженской) ц. (1805, не сохр.): высокий прямоугольный объем, почти без ордерного декора, с крупным рустом и чередованием арочных проемов разной формы и величины. В 1-й трети XIX в. было выстроено ок. 200 храмов в стиле классицизма с различными объемно-планировочными решениями.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Села Короткого, Покровская, кам. Тираспольск. у. Построена Запорожским полковником Бурмасом, плетневая, камышом крытая и существовала до 1814 года. В сем году заложена нынешняя каменная; жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников некрасовцев. Села Ясиноваго, Покровская, кам. Тираспольск. у. Села Вале-Гоцулуя, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Прежде этой церкви были тут еще две, одна после другой, и уничтожены. Селение существовало еще при Турках и жили тут Молдаване. 1792 год Села Широкого, Покровская, дер. Бобр. у. Когда основана неизвестно; но освящена действительно 1792 года; ее теперь уже нет, а существует вместо оной другая, каменная, построенная в 1833 году. Города Бобринца, Николаевская, дер. Заложена по благословению викарного епископа Иова, управлявшего тогда Екатеринославскою епархиею. Бобринец с 1833 года назначен уездным городом. До заложения же церкви и до устроения оной, с 1786 года вечерни, утрени и часы отправлялись в доме, на сию потребность от прочих отделенном. Села Аджамки, Покровская, дер. Бобр. у. Здесь прежде жили поселенные Пикинеры. Теперь тут же щедротами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА сооружена другая, новая пятиглавая церковь , по случаю начатия войны, в 1828 г., с Турцией. Села Федоровки, Георгиевская, дер. Бобр. у. Федоровка была станицею Бугских Козаков. В ней до 1792 года находилась часовня, в сем-же году обращенная во временную церковь . С 1812 года в Федоровке церковь существует каменная; селение же принадлежит Новороссийскому военному поселению в именуется «Новою Одессой». Села Касперо-Николаевки, Димитриевская, кам. Херсонск. у. Ныне тут существует вновь построенная в 1817 году каменная церковь . Живут отчасти Молдаване, коих сюда переселение относится ко времени присоединения Очаковской области. Села Троицкого, Троицкая, кам. Ананьевск. у. В Троицком живут ныне Великороссияне и Малороссияне, которые сказывают, «что еще в 1786 году здесь застали пустырь, который потом заселили». Ныне в Троицком церковь каменная, построенная в 1818 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

с 22.11.1844 архиепископ с 19.04.1853 по 17.07.1860 на покое; 08.08.1872 бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 29.08.1860 по 06.10.1882 на покое; 21.02.1883 Иаков (Кроткое), епископ Муромский викарий Владимирской епархии с июля по декабрь 1882 временно управлял бывший епископ Острожский, викарий Волынской епархии с 06.10.1882 14.05.1885 бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 07.06.1885 по 21.11.1892 архиепископ Владимирский и Суздальский; 20.11.1904 Павел (Вильчинский), епископ бывший епископ Астраханский и Енотаевский с 21.11.1892 по 19.12.1892 епископ Астраханский и Енотаевский; 04.06.1908 бывший епископ Чигиринский викарий Киевской епархии с 19.12.1892 по 17.07.1893 епископ Тульский и Белевский; 10.04.1904 Сведения Амвросий (Серебренников), архиепископ Екатеринославский и Херсонский местоблюститель с 22.12.1789 13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии бывший епископ Аккерманский (Белградский) и Бендерский с 11.02.1792 по 10.05.1793 митрополит Екатеринославский и Херсонеса Таврического, с сохранением титула экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии Викарии Молдовлахийской митрополии Аккерманский (Белградский) и Бендерский епископ Имена Сведения Гавриил (Банулеско-Бодони), епископ рукоположен с 26.12.1791 по 11.02.1792 митрополит Молдовлахийский с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии Бендерский и Аккерманский епископ Имена Сведения Димитрий (Сулима), епископ рукоположен c l6.06.1811 по 18.06.1821 архиепископ Кишинёвский и Хотинский Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года. Кафедра в Москве Имена Сведения Иосиф (Волчанский), архиепископ бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский с 01.09.1742 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский архиепископ с 10.06.1745 по 05.04.1748 временно управлял с 05.04.1748 по 16.05.1748 архиепископ Московский и Владимирский переименован архиепископ Московский и Севский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Он подал прошение на имя императрицы о разрешении ему переехать в Астрахань. Эта просьба была удовлетворена и Синод позволил Католикосу Максиму находиться в Астрахани с тем же жалованием, какое ему было определено ранее Синод вместе с этим обязал Астраханского архиепископа выделить для Католикоса в одном из местных монастырей самые лучшие келлии Архиепископ Никифор наложил резолюцию на Указ Синода, в которой предписывал архимандриту Ефрему (родом грузину), настоятелю Спасо-Преображенского монастыря, приготовить самые лучшие келлии для Католикоса Католикос прибыл в Астрахань в середине ноября 1789 года и поселился в назначенном ему месте. В астраханском Спасо-Преображенском монастыре Католикос Максим жил до сентября месяца 1792 года. Он решил отправиться в паломничество на Святую Землю и Афон и предварительно испросил разрешения императрицы через преосвященного Гавриила митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. Императрица дала разрешение на отъезд в паломничество Католикосу. Однако прежде чем отправиться туда, Католикос решил поклониться святыням Киева. По его просьбе на имя командующего Кавказской линией генерала-аншефа И.В.Гудовича ему был дан паспорт для проезда в Киев и обратно. В августе 1792 года Католикос подал в Астраханскую Духовную Консисторию прошение, в котором просил определить ему в свиту диакона Стефана Гавриилова в качестве переводчика, что и было удовлетворено В ноябре 1792 года Католикос Максим прибыл в Киев. С ним также находились: игумен Антоний, дьячёк Евфимий Иосселиани, позже рукоположенный в архидиаконы для сослужения Католикосу, слуги Гавриил и Леонтий Бакрадзе. Пребывание в Киеве стало более желанным для престарелого Католикоса, нежели продолжение своего путешествия за пределы России. Католикос Максим часто совершал богослужения и порой, с благословения митрополита Самуила, рукополагал ставленников для киевской епархии Католикос не говорил по-русски, но общался через переводчиков. Он носил клобук с крестом и серафимами, во время же богослужений возлагал на себя митру в виде короны с крестом, украшенной лучами Чувствуя приближение своего исхода в иной мир, Католикос написал завещание, обращённое к брату своему игумену Антонию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

http://www.gidrm.ru/doc_2423.html Согласно историческим данным, «каменному соборному храму основание полагалось два раза: в первый раз в 1792 году по благословенной грамоте Тамбовского епископа Феофила строителю Ионе от 11 февраля того года; а во второй раз – по таковой же грамоте и того же епископа строителю Геннадию от 1 июля 1796 года. Причиною двоекратного построения сего храма послужило несчастное обстоятельство: заложенный в 1792 году и приведенный почти к окончанию в 1795 году, новый каменный храм обрушился от непрочной кладки». 11 февраля 1792 года строитель Иона получил от епископа Феофила благословенную грамоту, в которой давалось разрешение на строительство «вместо имеющейся в оном монастыре деревянной Спасо-Преображенской с приделом Казанския Богородицы церкви… церковь Божию каменным зданием в то ж именование на другом близ оной той церкви месте, по чину грекороссийскому». Старый деревянный храм владыка благословлял продать, что и было сделано. Строитель Иона заложил собор и начал воздвигать стены, но работу не завершил, так как вскоре покинул монастырь. Прибывший вместо него строитель иеромонах Геннадий продолжил кладку и к 1795 году подвел здание под крышу. Однако достроить заложенный храм не пришлось, здание обрушилось. Зодчие, а вслед за ними и каменщики допустили просчеты, фундамент дал осадку, и стены упали. «По преданию, причину разрушения храма многие полагали в том, что гроб старца Герасима, подвижника сего монастыря, оставлен был вне стен храма». Получив известие об архитектурной неудачи двух настоятелей – Ионы и Геннадия, епископ Феофил велел развалившиеся стены разобрать, «а без малого через год благословенной грамотою того же епископа к тому же строителю Геннадию преподано благословение о построении вместо обвалившейся церкви новой каменным же зданием, с тою только разницей, что развалившаяся церковь по грамоте долженствовала быть Спасо–Преображенской с одним приделом во имя Казанской Божией Матери, а второй, 1796 года – с двумя приделами, Казанской Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи».

http://sobory.ru/article/?object=53084

10 . АНТОНИЙ, 8 Августа 1788 года переведён из Зеленского монастыря, и, быв по 22 Мая 1793 года, скончался в Рязанском Солотчинском монастыре в 1803 году. 11 . АРСЕНИЙ Тодорский, Великороссиянин, с 23 Мая 1792 года по 1793 год. Скончался на Вологде Епископом в 1803 году. 12 . ДОСИФЕЙ Ильин, Великороссиянин, 1792, Декабря 16 определён из Игуменов и Наместников Сергиевой Лавры, а произведён 31 Января 1793 года. В 1795 году, Марта 13, переведён в Новгородский Антониев монастырь. Ныне Епископ Орловский и Севский. 13 . АНАСТАСИЙ Братановский, Малороссиянин, с 13 Марта 1795 года по 29 Мая 1796 года; наконец был Архиепископом Астраханским. 14 . ФЕОФИЛАКТ Русанов, Великороссиянин, с 29 Мая 1796 года по 1798 год. Ныне Архиепископ Рязанский. 15 . АМВРОСИЙ Протасов, Великороссиянин, с 29 Ноября 1798 года по 8 Октября 1799 года. Ныне Епископ Тульский. 16 . ФЛАВИАН Паскин, Великороссиянин, Священнический сын, начал обучаться в Коломенской бывшей Семинарии с 1784 года; в 1792 году переведён в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Академию, и в оной до окончания ещё курса определён учителем Латинского нижнего класса в 1795 году, в Июне того же года – высшего; в 1796 году – учителем Поэзии и Математики; в 1797 году – Философии и Префектом. В Марте того же года пострижен в монашество. В Июле произведён в Иеродиакона и определён законоучителем при главном Лютеранском училище Св. Петра в Санкт–Петербурге; в Сентябре рукоположен в Иеромонаха; в Феврале 1798 года – в Архимандрита в Зеленецкий монастырь; 10 Ноября 1799 года переведён в эту пустынь и 18 Ноября – в Новгородский Антониев монастырь и тамошней Семинарии Ректором. На место его Настоятелем Сергиевой пустыни паки вступил Амвросий Протасов и был по 2 Мая 1800 года. 17 . ВЕНИАМИН Жуков, Великороссиянин, с 22 Апреля 1800 года по 1 Февраля 1803 года. Наконец был Архимандритом Иверского монастыря. Скончался в 1811 году. 18 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов, Великороссиянин, с 27 Января 1802 года по 1 Января 1804 года. Ныне, с 19 Июля 1813 года, Епископ Калужский и Боровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В приходской ц. во имя Космы и Дамиана на Маросейке, построенной по заказу М. Р. Хлебникова в 1790-1803 гг., К. совместил в одном здании, казалось бы, несовместимое - центрическую и продольную ориентации плана. Композиция, построенная на основе 3-осноцентрического плана, составлена из 4 разновысоких ротонд: храма, алтаря и 2 приделов, слитых воедино с небольшой прямоугольной трапезной и 2-ярусной колокольней с цилиндрическим ярусом звона. Затейливая и в то же время очень лаконичная по формам архитектура, выразительность которой построена на игре гладких округлых объемов, породила массу повторений в провинции. Строительство таких храмов, как Никольская ц. в с. Карачарове (Волоколамского р-на Московской обл., 1795), ц. вмч. Димитрия Солунского в дер. Шимоново (Можайского р-на Московской обл., 1800-1805), Смоленская ц. в дер. Кочемли (Кашинского р-на Тверской обл., 1791-1798), ц. Спаса Нерукотворного в с. Протасьев Угол (Чучковского р-на Рязанской обл., 1792-1795) и др., иногда пытались приписать К., что, однако, не нашло документальных подтверждений. Наиболее вероятным авторским повторением храма на Маросейке (довольно обобщенным) является Вознесенская ц. в Коломне (1792-1808). В 1794-1801 гг. была построена ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Казённой слободе (пересечение улиц Покровка и Земляной Вал; не сохр.). Архитектором этого храма традиционно принято считать К. Сложный в плане центрический объем представлял собой 3-светный четверик со срезанными углами, по длинным сторонам которого крестообразно расходились равновысокие притворы. Объем завершался пологим куполом со световой главкой, прорезанным 8 крупными арочными люкарнами под треугольными сандриками. Схожее решение купола было у ц. во имя свт. Филиппа, митр. Московского. С востока выступала пониженная апсида, с запада примыкала еще более низкая трапезная (очевидно, поздняя). Отдельно стоящая колокольня была через дорогу от храма. В целом довольно громоздкий объем был сплошь покрыт ленточным рустом, придававшим храму непривычный вид. В декоре не было ордера. Небольшие окна в срезанных углах четверика и на стенах апсиды почти терялись на фасадах. Лишь торцы ветвей креста выделялись огромными полуциркульными окнами верхнего света и треугольными фронтонами. Необычная архитектура храма носила ярко выраженный компилятивный характер. Возможно, за основу было взято несколько разных проектов. В этой связи стоит упомянуть 2 провинциальных храма, явно построенных столичными мастерами и напоминающими архитектуру церкви в Казённой слободе. Это Никольская ц. (1792) в усадьбе Николо-Прозорово Мытищинского р-на Московской обл., а также ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Салтыкове (Кашинского р-на Тверской обл., 1791-1806). При несхожести композиций этих построек везде использован почти одинаковый набор структурных и декоративных элементов. Практически идентичны своеобразные решения куполов с арочными люкарнами, что заставляет предполагать наличие одного источника.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010