Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОЗИЦИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПО ВОПРОСУ О ПЕРВЕНСТВЕ ВО ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви , документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал 157). Полный текст документа : Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата (журнал 26). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви ; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство ( Кол 1:18 ). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых, посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего, главою Церкви , которая есть Тело Его ( Еф 1:17 -23).

http://drevo-info.ru/articles/26214.html

Если по отношению к о. П. Флоренскому не совсем несправедливы обвинения в некоторой склонности к неогностицизму, то в общем строе русской богословской мысли это уклонение вполне выравнивается такой антигностической работой, как «Очерки из истории догмата о Церкви» 353 Владимира (Илариона) Троицкого – современника Флоренского. История раскрытия самосознания Церкви в первые пять веков ее существования, в связи с еретическими мнениями тех времен, – такой подзаголовок можно было бы поставить к этой замечательной книге. Важнейший как в теоретическом, так и в практическом отношении, ибо из него следует исходить при решении принципиальных вопросов церковной жизни, догмат о Церкви определяет, что мыслит сама о себе Церковь и в чем ее отличие от всего, что не есть Церковь. « Церковь не есть явление естественного земного порядка; таинственные глубины церковной жизни всегда и неизменно обвеваются благодатными силами Святого Духа. Эта таинственная жизнь Церкви не может быть во всей своей глубине предметом логических определений и научных исследований; она непосредственно дается тому, кто в ней участвует. Церковное самосознание имеет тот, кто живет в Церкви, кто живой член живого организма церковного» 354 . Но с первых времен существования Церкви богословская мысль ставила своей целью, диктовавшейся требованиями конкретной исторической действительности, определение сущности Церкви, стремясь в доступных человеческому разуму категориях и понятиях к раскрытию свойств Церкви, сформулированных в Символе Веры . Главнейшие негативные моменты древнецерковной жизни, которые, однако, способствовали раскрытию и разъяснению подлинно церковного учения о Церкви, это противоцерковные движения: иудео-христианство, гностицизм, монтанизм, новацианство и донатизм, с которыми вели борьбу апостолы, их преемники и последователи. В основу литературной борьбы с ересями отцы и учители Церкви положили новозаветное учение о Церкви, как оно содержится в Евангелии и Апостольских писаниях. Сущность Церкви определена в словах первосвященнической молитвы Иисуса Христа: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. [...] Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:11,20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Затем, что двое или трое, собравшиеся во имя Христа, еще не составляют из себя Церкви, видно из слов Самого же Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Ясно, что если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, уже составляла Церковь , то не сказал бы Христос: «если же не послушает их, скажи Церкви», ибо если бы два или три человека составляли Церковь , то какая была бы им нужда обращаться для суда над упорным грешником еще к какой-то другой Церкви? Во имя Христа собираются все сектанты: баптисты, хлысты, молокане, духоборы и др. Неужели каждое их сборище есть Церковь , где, как глава, присутствует Спаситель? «Разве разделился Христос?» ( 1Кор. 1:13 ). Нет, Он среди тех, кто пребывает в единой созданной Им Церкви, которая есть Тело Его ( Еф. 1:23 ). Необходимо, наконец, заметить, что слова Христа: «где два или три соберутся»... говорят вовсе не о Церкви, а о частном собрании верующих, ибо эти слова сказаны были тогда, когда самой Церкви еще не существовало, ибо она основана Христом только после страданий Его (Еф. 5:25), точнее – в день Пятидесятницы, когда она получила Утешителя Св. Духа. Сектант: 2) Общество верующих и без священства составляет Церковь Божию: каждый христианин – священник. «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1:6 ). «И соделал нас царями и священниками и мы будем царствовать на земле ( Откр. 5:10 ). Объяснения православного: 2) Христиане называются священниками не в буквальном, конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь, следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:17 ), ( Рим. 13:1–8 ), ( 1Тим. 2:1–3 ). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, к созиданию Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к беспастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения ( Евр. 13:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Таким образом, Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В Священном Писании отмечается, что различные служения в Церкви возникают не только из практических нужд церковного общества, но имеют Божественное установление, существуют по воле Самого Христа: И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:11–13 ). Аналогичным образом учили о месте Христа в Церкви и свв. отцы. Например, у блаж. Феодорита Кирского сказано, что Владыка Христос как Глава разделяет духовные дарования и через то сочетает члены Тела в единое стройное Тело 1180 . Та же мысль встречается и у преп. Иоанна Дамаскина , который учит, что Христос, главенствуя над нами, преподает нам Себя в Церкви (прежде всего – через Евхаристию) и через то сочетает нас с Собою и друг с другом, вследствие чего мы имеем взаимное единство 1181 . 2.2. Святой Дух в жизни Церкви Исходя из текста Священного Писания, можно говорить о двух различных сообщениях Святого Духа Церкви. О первом говорится в Ин.20:21–22 : Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Второе сообщение Святого Духа Церкви произошло в день Пятидесятницы (см.: Деян.2:1–5 ). Соответственно, Святой Дух действует в Церкви двояким образом. Два сообщения Святого Духа имеют разные цели и соответствуют двум аспектам бытия Церкви. 2.2.1. Христологический аспект Церкви Первое сообщение Святого Духа относится к Церкви в целом как к единому Телу: Святой Дух преподается не каждому из апостолов в отдельности, а всей совокупности апостолов как единому целому. Во время этого сообщения Духа ап. Фома отсутствовал, тем не менее этот факт не отразился на его апостольском достоинстве, ибо сама его принадлежность к апостольскому лику обусловливала его участие в принятии этих даров Духа Святого, которые были дарованы не каждому лично, а апостолам вообще. В данном случае Святой Дух выступает как сила, осуществляющая связь единства Церкви 1182 и дается апостолам совокупно как связь и власть священноначалия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Приимите Дух Свят», сказал Иисус Христос, благословляя Апостолов и дарствуя им, а через них и всей церкви различные дары благодати. Им же могут быть через Духа Святаго подаваемы и особые исключительные дары совета и вразумления, столь необходимые при разборе всяких недоумений. И Он, как Первосвященник вечный Своей церкви, и как Глава всего духовного тела ее, не оставляющий ее никогда, подает ей благодатные дары, которые ей благопотребны на разные времена и обстоятельства. Главенство в Церкви Господь и Спаситель наш, придя в мир грешные спасти, не имел, где главы приклонити. Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, И Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, говорит апостол ( Флп.2:710 ). Возьмите иго Мое на Себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, сказал Сам И. Христос ( Мф.11:28–29 ). Однако и Он говорил о Своем главенстве в Церкви сначала прикровенно, а потом и ясно. Сказавши притчу о злых виноградарях, убивших сына Владыки, И. Христос привел в заключение пророческое о Нем указание, как на краеугольную основу или главу церкви (Ср. Пс.117:22 ; Мф.21:4244 ; Мр.12:10 ; Лук.20:17 ). Воспроизводя это указание Христа на Себя, как Главу Церкви, св. ап. Петр в своей знаменитой речи перед первосвященниками и книжниками еврейскими, сказал: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся Главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:11–12 ). В другой раз он сказал: Приступите к Нему, камню живому, и сами, как живые камни, устройтесь в дом духовный, ибо сказано в Писании: Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится ( Пс.28:16 ). Итак Он для Вас, верующих, драгоценность, камень который сделался Главою угла ( Пс.117:22 ), камень претыкания и соблазна, о который претыкаются непокоряющиеся Слову ( 1Петр.2:47 ). Здесь иносказание об И. Христе как Главе Церкви, берется из образа дома, устрояемого так, что в нем один необыкновенный камень составляет центр, на котором держится все здание (как на фундаментальной скале). В том же сравнительно образе сказано И. Христом еще более ясно о Себе, как Главе: Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Таким образом. И. Христос есть Глава Церкви и потому, что Он основной камень ее, как здания, а еще более потому, что Он и Создатель ее, как совершивший главное дело для нее, а именно пролитие крови Своей, которым (пролитием) положено краеугольное начало спасения, и о котором поется в церкви в день Благовещения: днесь спасения нашего Главизна. И многие другие сравнения указывал И. Христос для Своего главенства в Церкви, напр., то, что Он – Пастырь, а верующие – овцы ( Ин.1:11–14 ), что Он лоза, а они ветви ( Ин.15:5 ). Кроме того Апостолы называли Его Первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Семья — малая Церковь      Сотворив человека, Господь говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18). Бог сотворил первому человеку жену. Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз — семья. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1,28). В Новом Завете в Церкви Христовой семья получает еще более высокое значение. Семью нередко называют еще малой церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской. Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. (Выделено нами. — Авт. ) И далее: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25). Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей. Задача Церкви Соборной — спасение ее членов: мы собрались в Церковь, чтобы спасти свою душу и помочь спастись другим. В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин, путешествие всегда легче, если есть хорошие попутчики. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы друг друга, смиряясь, мы спасаемся. Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви. Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6). 17 мая 2017 г. Рейтинг: 7 Голосов: 942 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103549.html

18 ст. И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его. Дабы они – Эфесяне –просветленными очами сердца своего познали, как безмерно и беспредельно Его могущество по отношению к нам людям в деле устроения спасения нашего, ибо никто не в силах был помочь человеку в деле его спасения, кроме Сына Божия, причем Господь Бог проявил вседержавное всемогущество свое. Это всемогущество Божие проявилось и в воскрешении Христа из мертвых, посаждении Его одесную Отца на небесах по человечеству и возвеличении его по человечеству превыше всякого сотворенного естества. 21 ст. Превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Некогда все было подчинено человеку, и он был поставлен во главе тварей. Но человек пал и лишился этой власти. Теперь чрез искупление Господа Иисуса Христа и седение Его по человечеству одесную Бога Отца искупленному человеческому естеству эта власть возвращается, и в лице Бога Сына эта власть простирается не только на тварей, но и на весь видимый мир. 22 ст. И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главой Церкви. Таким образом Христос и по человечеству стал выше всего видимого и невидимого, но что особенно важно, Он стал главой Церкви, т. е. главой верующих. Будучи выше всех и всего, Он к Церкви встал в особые ближайшие и теснейшие отношения, как глава к телу. 23 ст. Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. И как тело управляется главой, так и Церковь управляется единой главой – Господом Иисусом Христом. Как тело без главы мертво, так и Церковь без Христа мертва есть. Но как главе не будет доставать многого, если мы отсечем от нее тело, так и Христу если мы, отнимем от него Церковь . Отсюда, как Христос необходим для Церкви, как искупитель людей, так Церковь, созданная Им на земле, необходима для Христа, как Его Тело, и в этом смысле есть исполнение Исполняющего всяческая во всех или есть полнота Наполняющего все во всем. Другими словами говоря, Церковь восполняет собой во Христе все то, чего бы Ему недоставало, как Искупителю людей от греха, проклятия и смерти, без этой Церкви, как тела Его. В свою очередь и Христос Искупитель восполняет и пополняет Собой во всей полноте в Церкви все то, чего бы ей не доставало как Церкви Божией на земле – без Христа, как ее Главы. Глава 2-я

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Обратимся теперь к следующему пособию, изданному библейской школой церкви «Новое поколение», под названием «Ученичество». Оно так же, как и разобранное выше, изобилует агрессией духа, противоречивостью, неким беспорядком мыслей. Автор пособия то ли умышленно, то ли от недостатка знания Священного Писания , а скорее всего по причине выпадения из Церкви и самочинного толкования Библии совершенно не видит следующее: Духу Святому не присуща агрессия, наоборот, как сказано: Дух Утешитель наставит на всякую истину (см.: Ин. 14: 26; 15: 26). О Боге же в Писании говорится, что Он «не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14: 33). Снова и снова надо напомнить: Церковь – Тело Христово, а Христос – Ее Глава Мы уже видели, как автор заявляет: надо строить церковь, и основой ее строительства являются некие «комбинации», но на первой же странице «Ученичества» оказывается, что «церковь человеку не поможет… человеку может помочь только Иисус Христос, а не церковь» . Такое отделение Церкви от Христа явно указывает на серьезную путаницу в экклезиологии. Снова и снова надо напомнить: Церковь – Тело Христово, а Христос – Ее Глава. Апостол Павел так об этом и говорит в Послании к Ефесянам: «(Бог) все покорил под ноги Его, и поставил Его (Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22–23). И в Послании к Колоссянам апостол пишет: «Он есть глава тела Церкви… Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1: 18, 24). Отделять Церковь от Христа – Главу от Тела – есть не что иное, как кощунственное богословие, если это можно назвать богословием вообще. Хотя автор пособия всё же видит необходимость в церкви, но лишь… как в учебном заведении: «Бог планировал церковь как учебное заведение» . И далее: «Задача ученика: воспроизвести в себе Учителя» . Можно согласиться. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16). Но в подтверждение своих слов автор пособия почему-то приводит стих из Книги Бытия, где Бог благословляет первую в истории человечества семью словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28). Да, действительно, по учению отцов Церкви, размножение людей до грехопадения происходило бы неведомым для нас способом. Но после грехопадения человек утратил такую способность. Тем не менее, Бог указывает в Библии, что подобное благословение относится лишь к семейному союзу, а никак не к духовной преемственности. Примером тому служат слова Священного Писания, где Бог благословляет людей после всемирного потопа: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9: 1). Бог благословляет Ноя и его детей на продолжение человеческого рода на земле.

http://pravoslavie.ru/107458.html

Дионисий Ареопагит Об именах Божиих, 1, 4. Раннехристианское богословие неустанно комментировало один из текстов Павла. Это отрывок из Послания к Ефесянам: Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф. 4,16 ). Отец есть Бог над всеми, принцип всякого бытия. Воплощенный Сын есть Бог с нами. Это не кто иной, как Логос, образующий мир Своими творческими словами. Дух есть Бог в нас, Дыхание, Pneuma, оживотворяющая все и приводящая все вещи к их усовершению. Логос предстает как порядок и разумность, Пневма – как движение и жизнь. Таким образом, скажет Максим Исповедник , созерцание вещи есть обретение троичного опыта: само бытие вещи указывает на Отца, заключенный в ней смысл, логос, говорит о Логосе, а ее устремленность к полноте и красоте являет животворящего Духа. Над всеми – Отец, и Он есть глава Христа. Через всех – Слово, и Оно есть глава Церкви. Во всех – Дух, и Он есть живая вода, данная Господом верующим в Него, любящим Его и знающим, что есть лишь Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех, нас. Через всех – Слово, и Оно есть глава Церкви. Во всех – Дух, и Он есть живая вода, данная Господом верующим в Него, любящим Его и знающим, что есть лишь Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех, нас. Ириней Лионский Против ересей, 5, 18, 2. Отец сотворил все вещи Словом в Духе. Тем самым утверждается Единство Троицы, тем самым провозглашается в Церкви Единый Бог над всеми, и чрез всех, и во всех ( Еф. 4, 6 ): над всеми – как Отец, начало и источник, чрез всех – [действующий] Словом, и во всех – в Духе Святом. Афанасий Александрийский Письма к Серапиону, 1, 28. Блаженная Троица нераздельна и обладает Единством в отношении Себя Самой. Ты говоришь: Отец. Тут же присутствует и Слово, и Дух, пребывающий в Сыне. Ты говоришь: Сын. Но и Отец присутствует в Сыне, и Дух не пребывает вне Слова. Едина благодать, исходящая от Отца чрез Сына и совершающаяся в Духе Святом. Едино Божество… Есть лишь Один Бог, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

С 15 ст. апостол переходит к учению о Лице Господа нашего Иисуса Христа, как творце, промыслителе, как совершителе нашего спасения, главе церкви и Примирителе Бога с человеком, что необходимо было сделать апостолу ввиду лжеучения, низводившего Христа на равную степень с ангелами. 15 ст. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Христос, Спаситель наш, есть образ Бога невидимого, т. е. в своем невидимом существе то, что есть и Бог Отец, а потому как Отец есть истинный Бог, так и Христос – Спаситель есть истинный Бог, Он есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, т. е. единодушный Отцу, прежде всякой твари, т. е. прежде всего сотворенного, Он вечен. 16 ст. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Будучи рожденным прежде всякой твари, Он Сам есть создатель и творец всего, что мы видим на небе и на земле, всего видимого и невидимого, хотя бы даже это были высшие чины ангельские, все – в Нем имеет причину своего бытия, т. е. Им все создано. И для Него создано, или слав. текст: о Нем создашася, т. е. и именно чрез Него создано. 17 ст. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И что бы мы в своем уме не представили существующим, Он есть прежде всего, т. е. совечен Отцу. И все им стоит, т. е. и все, сотворенное Им, содержит в Своей власти, сохраняет, оберегает и о всем промышляет. 18 ст. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Будучи Сыном Божиим, единосущным Отцу, Творцом всего видимого и невидимого и промыслителем о мире, Он в деле домостроительства Божия по отношению к человеру есть глава тела Церкви, т. е. как там по отношению к миру Он есть начало всего, т. е. все от Него получило свое бытие, так и здесь Он является главой общества верующих, т. е. восстановителем падшего, греховного человечества и примирителем его с Богом. Он есть начаток, т. е. основатель Церкви, о Нем она живет, движется и существует, и Он есть сам начаток, т. е. первый представитель восстановленного и примиренного с Богом человечества, а от Него, чрез Него, и за Ним уже и все верующие. Первенец из мертвых, перворожден из мертвых. Будучи источником жизни для всего сотворенного, Он имеет жизнь в самом себе, а потому, умерши, воскрес своей силой и явился первым воскресшим из умерших, воскрес, чтобы уже более не умирать, а посему является перворожденным из мертвых. Он есть в некотором роде начаток жатвы, как бы первый плод, принесенный в дар, в жертву Богу, от возрожденного и обновленного человечества. Дабы Ему иметь во всем первенство. Так что Христос, как бы и с какой стороны мы Его не рассматривали, везде и во всем является первым, и как Творец мира, и как Спаситель людей и Глава Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010