Лампады, горящие здесь пред святыми иконами и разливающие полусвет в этой усыпальнице, напоминают каждому входящему сюда о краткости жизни временной, а вместе с тем и о утешительном бессмертии за гробом для православного христианина, помнящего при жизни «последняя своя». Под арками папертей собора с северной и южной сторон определяется выход из нижней церкви на монастырский двор. VII. Построение новой теплой Рождества Богородицы церкви и улучшение других монастырских зданий Теперь взглянем на то, что сделано было в обители после открытия мощей святителя Христова Тихона и что делается еще сею обителью в отношении внутреннего и внешнего ее благоустройства. Монастырь Задонский в том состоянии, в котором находился до открытия мощей святителя Тихона, как мы уже заметили, оказался по материальному устройству своему далеко не удовлетворительным как для притекавших богомольцев, так и для умножавшейся братии. Вследствие сего отец настоятель монастыря архимандрит Димитрий испросил рапортом разрешение епархиального начальства 84 в твердом уповании на невидимое содействие святителя Тихона без отлагательства приступить к многосложному и трудному делу и, благодаря неусыпной заботливости сего настоятеля, прежние здания монастырские приведены были в течение одного лета 1862 года в лучшее состояние, в котором они и доселе находятся. Теплая церковь , построенная первоначально при трапезе братской в 1834 году, составляла тогда середину: с правой стороны была дверь в трапезу (построенную архимандритом Иннокентием в 1806 году, а с левой, за левым клиросом, вела дверь в ризницу. По перенесении сюда из «пещеры» с 13 под 14 мая 1846 года гроба святителя Тихона с нетленными его мощами в боковых стенах проделаны были арки и с левой стороны храма поставлен был гроб, покрытый серебряной 84 пробы тумбой. Деревянный свод сего храма поддерживался внутри восемнадцатью деревянными же оштукатуренными и подведенными в композиции под белый мрамор колоннами. Стены и верх внутри храма украшены были художественной росписью святых изображений.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Полы перестланы, оконные рамы сделаны новые и окрашены с полами заново; установлена чугунная, изящной работы решетка, отделяющая алтари и солею от храма; возобновлена позолотой часть иконостаса главного алтаря и киоты, что на столбах; украшены местные четыре иконы сребропозлащенными 84 пробы ризами превосходной работы за зеркальными стеклами, весу в четырех ризах 4 пуда, 16 фунтов, 90 золотников (70 кг 935 г), стоимость риз до 10000 руб. серебром. Ризы эти устроены на средства купца М. И. Шапошникова. В царских вратах на трех иконах (Благовещения и евангелистов) сделаны сребропозлащенные 84 пробы ризы в 15 фунтов (6 кг 142 г) московским купцом Кононовым, стоящие до 800 рублей. Выше царских врат, на иконе «Тайной вечери», – риза сребропозлащенная 84 пробы весом 5 фунтов 48 золотников (2 кг 239 г), стоимостью 300 руб., сделана по усердию Ростовской купчихи А. И. Асмоловой. Тогда же поновлены живописью иконы на столбах; внутренние стены всего храма окрашены были голубой небесного цвета краской и в приличных местах украшены росписью альфреско; также с внешней стороны Владимирский храм весь был заново оштукатурен и окрашен небесного цвета краской и с трех сторон исправлены обветшалые паперти. От главной же паперти сего храма и до св. ворот к колокольне устроена широкая площадь из плит цокольного камня; площадь эта огибает всю южную сторону собора, а затем от нее тянутся несколько таких же тротуаров, что придает своего рода изящный вид просторному двору монастырскому и способствует в дождливое время хождению по нему. В следующем 1884 году ремонтирован настоятельский корпус. В нем также перестланы полы, переделаны оконные рамы и окрашены то и другое заново; оштукатурены стены. Подобно сему возобновлен внутри и снаружи так называемый архиерейский корпус. В то же время оправлена штукатуркой монастырская колокольня и исправлены на ней лепные алебастровые украшения, а затем башни и все здания в монастыре окрашены извне голубой краской. В 1885 году возобновлен внутри и снаружи теплый Рождества Пресвятой Богородицы храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Кругом раки внизу видятся матовые слова, с правой стороны: «Сия рака и сень сооружены в 1863 году для святых мощей Святителя и Чудотворца Тихона, прославленного в лике Святых Угодников Божиих 1861 года августа 13 дня, в благословенное и славное царствование Благочестивейшаго, Самодержавнешаго Великаго Государя Императора Александра II»; с левой стороны: «По архипастырскому благословению Высокопреосвященнейшаго Иосифа, Архиепископа Воронежскаго и Задонскаго, попечением настоятеля Задонскаго Богородицкаго монастыря Архимандрита Димитрия»; у главы: «Работ. СПб. купец золот. и серебр. дел мастер Ф. А. Верховцев»; у ног: «Серебра в раке и внутри гроба весу 9 пуд. 30 ф. 56 золотн.» (156 кг 524 г). Четыре литых серебряных орла с распростертыми крыльями вместо ножек поддерживают на себе раку с гробом, хранящим в себе мощи свт. Тихона. Сребропозлащенная сень утверждена на четырех столбах (коринфского ордена) серебра 84 пробы и с четырех сторон изящно одрапировывается висящими коваными из серебра узорчатыми драпри, которые симметрично стянуты серебряным шнуром, на концах которого висят сребропозлащенные густые кисти. Вверху сени, над главой Святителя, прикреплены кованые из серебра митра, дикирий и трикирий, осеняемые крыльями двух херувимов. С правой стороны прикреплен к сени в серебряном киоте образ Святой Живоначальной Троицы художественной живописи, поддерживаемый херувимами, а с левой стороны, в таком же киоте, прикреплен образ Владимирской Богоматери, поддерживаемый херувимами. У ног вверху сени прикреплены: Евангелие и крест, стоящие на престоле, и два херувима с рипидами по сторонам. Купол сени увенчан крестом, а также по углам сени красуется четыре креста. Кругом висят горящие лампады. Высота сени 8 1 / 2 аршина (6 м), длина – 6 аршин (4,3 м), а ширина – 3 1 / 2 аршина (2,5 м). С 14 мая 1846 года до открытия мощи свт. Тихона почивали не здесь, а в зимней Рождество-Богородицкой церкви. Первое обретение и перенесение гроба его из пещеры, находившейся под алтарем прежнего Владимирского собора, в зимнюю Рождества Богородицы церковь совершилось так. При основании в 1845 году нового соборного храма ветхий, вблизи находившийся храм, от которого остался неразобранным только алтарь с гробовой пещерой Святителя, препятствовал распространению нового и грозил пещере разрушением. По донесению о сем настоятеля архимандрита Стефана архиепископ Антоний II лично прибыл в монастырь 12 мая 1846 года и нашел необходимым гроб святителя Тихона, находившийся под алтарем снимаемого храма, немедленно перенести в другое место, где народ мог безопасно видеть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Все сии документы вместе с отзывом Преосвященнаго Воронежскаго подвергнуты были на Высочайшее воззрение Государя Императора и по воспоследовании соизволения Его Величества на доклад Святейшаго Синода о том, что ныне благовременно уже приступить к необходимым распоряжениям для удостоверения в истине нетления тела святителя Тихона и в достоверности чудес, при гробе его совершающихся над верующими. Ближайшее обследование дела возложено было на Преосвященнаго митрополита Киевскаго [бывшего потом Новгородского и С.-Петербугского] Исидора, местнаго Преосвященнаго архиепископа Иосифа и Московскаго Покровскаго монастыря архимандрита Паисия, которые, присоединив к себе двух лиц из Задонска-го духовенства, пользующихся по своей безукоризненной жизни общим доверием, и двух иеромонахов Задонскаго монастыря, известных по своему благочестию, 19 мая минувшаго года вскрыли гробницу святителя Тихона и в то же время, по освидетельствовании оной, нашли, что тело святителя Тихона благодатию Божиею сохранилось нетленным 76 и архиерейское облачение, в коем погребен был Святитель, также осталось в целости, несмотря на сырость могилы. Независимо от упомянутаго освидетельствования Преосвященные Исидор и Иосиф вместе с другими означенными духовными лицами получили зарукоприкладственныя показания разных лиц, которыя под присягою засвидетельствовали, что из них одни на себе, а другие на своих сродниках испытали чудесныя исцеления заступлением Святителя по молитвенном призывании благодатной его помощи. Таких событий, обнимающих собою течение времени с 1820 года до января настоящего года, обследовано ими 48, из числа коих девятнадцать были в свое время внесены в особо веденныя при Задонском монастыре книги. Св. Синод, разсмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием все вышеизложенныя обстоятельства, пришел к полному убеждению в истине нетления тела святителя Тихона и в достоверности чудес, чрез него совершающихся, и воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом православии Российской державе и ныне в дни благословеннаго царствования Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, как древле, благоволившему явить прославлением иерарха Церкви Российской новое и великое знамение своих к ней благодеяний, подносил Его Императорскому Величеству в 25 день минувшего мая всеподданнейший доклад, в котором изъяснено следующее мнение: «1) Во благоухании святыни почившаго Тихона, епископа Воронежскаго, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, и нетленное тело его мощами святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Др. историю основания З. м. изложил, используя свидетельства старожилов, архим. Досифей (Немчинов): старцы Кирилл и Герасим были насельниками Даншиной (Донщинской) Преображенской пуст., в неск. верстах от устья Тёшевки (в 12 км от Задонска). По преданию, икону, явленную на колодце близ Тёшевки, неск. раз забирали в Даншину пуст., но она вновь обреталась на Тёшевском колодце. Тогда монахи Даншиной пуст. переселились в устье Тёшевки, основав здесь З. м. ( Досифей (Немчинов). 1838). Иером. Геронтий (Кургановский) не соглашался с утверждением о первоначальном местонахождении обители под горой, близ св. источника, поскольку крутой склон горы и сырость от речки Тёшевки считались «неудобными» для основания мон-ря ( Геронтий. 1893. С. 20). Документы, подтверждающие первоначальное основание З. м. у подошвы горы, близ колодца, не сохранились, но приводимые архим. Досифеем сведения позволяют рассматривать данную гипотезу как вполне вероятную. Так, архим. Досифей описывает источник «приснотекущий здравых чистых вод», которые и «составляли течение небольшой речки Тешевки». Близ «оной при подошве горы положили основание вышереченные старцы своему безмолвному жительству». Далее, описывая деятельность игум. Евсевия (XVIII в.), архим. Досифей сообщает, что новая соборная церковь мон-ря «окончена была им строением в 1741 году, на горе выше прежней на север, в то же наименование… А на месте том, где прежде существовала деревянная церковь, над источником в незабвенную ея память устроил молитвенный храм (часовню), с устроением внутри онаго и поныне существующаго кладезя». Итак, З. м. основан в период, указанный о. Геронтием и Введенским, т. е. от 1610 до 1615 г., а вопрос о первоначальном местоположении З. м. остается открытым и требует дальнейшего исследования (см.: Морев. 2003. С. 8-11). В 1616 г. З. м., вероятно, подвергся набегу «басурман». В «расспросных речах» 1624 г. поп Леонтий свидетельствовал, что, будучи еще мирянином, был взят в плен ногайцами в З. м. Елецкого у. за 8 лет до этого (Россия: Полное геогр. описание нашего отечества. СПб., 1902. Т. 2. С. 583). В 1628 г. З. м. оставался без игумена ( Горлов, Новосельцев. 1993. С. 342).

http://pravenc.ru/text/182467.html

7. С. 140-142; Ефремов Л., прот. Жизнь свт. и чудотворца Тихона, еп. Воронежского и Задонского, и уроки для нас из жизни его. Воронеж, 1874. С. 102-115; Новосельский И., свящ. Воспоминания о поездке в Задонск//Воронежские ЕВ. 1876. 14. С. 34-39; Воронежские архиереи: Св. Тихон епископ (1763-1767)//Там же. 1879. 14. С. 132-134; Святитель Тихон I, еп. Воронежский и Елецкий//Донские ЕВ. Новочеркасск, 1883. 17. С. 23; 19. С. 32-34; Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 2. С. 126; Вып. 3. С. 106, 258, 309; Вып. 4. С. 222; Троицкий П., прот. Святитель Тихон Задонский. К., 1885. С. 41-44; Димитрий (Самбикин), архим. Церкви в Воронежской епархии за истекшее 300-летие (1586-1886)//Воронежские ЕВ. 1886. 22. С. 44-47; 23. С. 67-69; И. Д. Тамбовский вотчинник XVII в.//ИВ. 1891. Т. 46. 11. С. 534-538; Ермилов В. Е. Угодник Божий свт. Тихон Задонский. М., 1892; Геронтий [Кургановский], иером. Ист.-стат. описание Задонского Богородицкого 1-кл. муж. мон-ря. СПб., 1893; Лаврентьев С. Свт. Тихон Задонский, еп. Воронежский. М., 1896. С. 4-12; Сергиевский Н. Ф. Свт. Тихон, еп. Воронежский и Задонский и всея России Чудотворец. М., 1898. С. 32-61; Никольский П. В. Разработка истории Воронежской епархии: (Крит.-библиогр. обзор)//Воронежские ЕВ. 1900. 4. С. 23-26; 5. С. 21; 6. С. 15-17; он же. Монашество на Дону. Воронеж, 1909. С. 24, 43-49, 101-164, 243-255; он же. Свт. Тихон Задонский и его подвиги//Воронежская старина. Воронеж, 1909. Вып. 8. С. 44-66; он же. Задонские старцы XIX в.//Там же. 1910. Вып. 9. С. 42-56; Тихомиров Е. А. Рус. паломник: Святые места, чтимые правосл. рус. народом. М., 1903. С. 63-68; Введенский С. Н. Хозяйственная деятельность Тешевского (Задонского Богородицкого) мон-ря на Донской Украине в XVII и в первые годы XVIII в.//Воронежская старина. 1904. Вып. 5. С. 383-385; Корольков А. В обителях св. Тихона Задонского: Задонский Богородицкий муж. мон-рь//Рус. паломник. 1907. 33. С. 84; Николаевский И. Описание Воронежской губ. Воронеж, 1908.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Определение Св. Синода 7–22 февраля 1721 года//Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1: Царствование Государя Царя и Вел. кн. Петра Алексеевича. 1721. СПб., 1879. С. 36. Определение Св. Синода о канонизации//ЦВед. 1903. Офиц. отд. С. 31–33; Офиц. отд. С. 247–250. Определение Св. Синода о назначении архимандрита Геронтия (Кургановского) настоятелем Иосифо-Волоколамского необщежительного монастыря 22 марта 1902 г.//МЦВед. 1902. 14 апр. Офиц. отд. С. 29. Определение Св. Синода от 15 января 1902 г. за по проекту измене­ния и дополнения устава Александро-Мариинского дома призрения//ЦВед. 1902. Офиц. отд. С. 18–19. Орлов А.П. Сотериология Ансельма Кентерберийского (в связи с антро­пологическими и христологическими его воззрениями). – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1915. – 96 с. Он же. Сотериология Петра Абеляра (в связи с антропологическими его воззрениями)//БВ. 1916. Т. 1, С. 537–550; Т. 2, С. 74–94; 253–274; 1917. Т. 1, С. 77–113. Он же. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского : Ист.-догмат, исслед. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1908. – 552 с., разд. паг. Освящение общеепархиального дома в Москве//МЦВед. 1902. 10 нояб. С. 542. Островский А.Н. В чужом пиру похмелье//Соч.: В 2 т. СПб., 1859. Т. 2. С. 133–176. Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской патриархии//ЦВед. 1903. Офиц. отд. С. 250–257. Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской патриархии//ЦВед. 1906. Офиц. отд. С. 30–35. Отец Иоанн Кронштадтский о старом и новом пути спасения//Миссионерское обозрение. 1903. С. 690–692. [Отзыв и. д. доцента Н.Г. Городенского на кандидатское сочинение П.М. Минина ]//Журналы... МДА за 1900 г. Сергиев Посад, 1901. С. 87–90. Отзыв на сочинение В. С. Яворского «Символические действия пророка Осии» (в рукописи) экстраорд. профессора МДА по кафедре пастырского богословия и педагогики А.П. Шостьина //Журналы... МДА за 1903 г. Сергиев Посад, 1904. С. 30–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1887 году, от сильного напора волы в горных жилах, близь наружного крыльца, с западной стороны колокольни, разрушены работы прошедшего года; и по этому случаю снова поправлено каменное крыльцо, а для отвода воды сделана и положена в землю деревянная труба, которая проведена в глубокий скрытный колодезь. 1888 года, мая 27 дня казначея монахиня Смарагда и письмоводительница монахиня Варлаама удостоены благословения Святейшего Правительствующего Синода, с выдачею грамоты. В 1889 году Августа 27 дня при помещении Знаменского монастыря преосвященным Михаилом Епископом Орловским и Севским, усмотрено много не испргшностей, что и побудило сделать некоторые замечания престарелой казначее монахине Смарагде. И так как матушка игумения Клеопатра уже несколько лет потеряла зрение, то поэтому указом Орл. Дух. Консист. предписано было учредить совет из четырех старших монахинь для управления монастырем. А Сентября 18 дня указом Орл. Дух. Консист. игумения Клеопатра по преклонности лет и расстроенному здоровью была уволена от должности настоятельницы на покой. По приезде новой игумении, и выдавалась пенсия по 35 р. в месяц до самой кончины 56 . В виду сего, в том же 18S9 году, указом Св, Синода от 13 Ноября за 4436, назначена и утверждена в Елецкую Знаменскую женскую обитель настоятельницею, из Орловского Введенскаго девичьего монастыря, бывшая письмоводительница того монастыря, монахиня Валерия Тарновская, – с производством её в сан игумении, 21 Ноября Преосвященным Михаилом, Епископом Орловским и Севским, при богослужении, возведена была монахиня Валерия на степень игуменства и ей тогда же вручен был жезл настоятельский, и указ Орловской Дух. Констистории 57 , по силе которого, она должна была немедленно отправиться в Елец, и там, при посредстве казначея Елецкого Троицкого монастыря, иеромонаха Димитрия, принять вверенный ей монастырь в своё ведение, с донесением о сем Констистории. Прибытие новопоставленной матушки игумении Валерии в Знаменский монастырь состоялось в глубокой осени и составило праздник для Каменногорской обители. Но игумения Валерия, при обзоре своём вверенного её попечению монастыря, встретила многое, что могло и омрачить душу её. Став на страже дома молитвы и со смирением положившись во всём на промыслительную и крепкую руку Божию, она решилась с терпением продолжать врученное ей провидением дело – до вечера своей жизни. ( Пс.103:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Посещали эту св. обитель в разное время и другие иерархи отечественной нашей православной церкви. Так, в конце 1820 г., преосвященный Гавриил, епископ Орловский и Севский, обозревая свою Богоспасаемую епархию, и бывши в г. Ельце, нарочито посетил между прочим и новооткрытый Знаменский девичий монастырь – на Каменной горе. Здесь Владыко лично усмотрел немаловажные неисправности и обветшалость в зимней церкви; ему не понравился также и фасад только что оконченной кладкою колокольни, как несоответствующий месту: а потому он тогда же повелел игумении Глафире немедленно разобрать оную до основания – обещая исходатайствовать из Орловской строительной комиссии новые планы и фасады, как для постройки новой более приличной колокольни, а равно и для возведения в обители других необходимых зданий-служб 81 , в виду же материальных недостатков и затруднительного положения дел в обители благожелательный архипастырь пригласил тогда добрых елецких граждан участливо содействовать благоустроению её посильными своими благотворениями. В 1840 г. посещали Каменногорскую обитель преосвященные: Никодим, Евлампий; в 1850 гг. – архиепископ Смарагд; в 60 г.г. – епископы Поликарп, Макарий, а также Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Последний, в проезд свой из Задонска, на память своего посещения, благословил тогда св. иконой Иверской Божией Матери начальницу Знаменского монастыря игумению Павлину с сёстрами о Христе, и утешил их участливым своим словом. В 70 годах не раз бывал здесь епископ Орловский Симеон; в 1880 году один за другим посетили Знаменскую обитель знаменитые иерархи: митрополит Киевский Платон и архиепископ Леонтий Варшавский, впоследствии бывший митрополит Московский. В 1891 году посетил сию обитель преосвященный Александр, епископ Енисейский; в 1893 году изволил быть здесь преосвященный Варсанофий, епископ Симбирский! – Также при обзоре епархии, благосклонно посещает Знаменскую обитель мудро и с отеческою любовью правящий ныне Богоспасаемою Орловскою паствою – преосвященный епископ Мисаил. И обитель Каменногорская ежедневно воссылает свои тёплые мольбы ко Всевышнему за благодушного и милостивого своего архипастыря, благорасположением которого она имеет счастье пользоваться и назидаться во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Ниже могилы схимонахини Елисаветы стоит из кирпича сложенный небольшой столб. Увенчанный крестом. Этот столб напоминает о месте, где находилась вторая деревянная церковь , во имя святителя Николая Чудотворца, построенная тем же старцем Савватием и уничтоженная огнём в 1769 году. И так, обозрев всё здесь находящееся, заключим нашего размышление о загробной жизни прекрасным словом уважаемого иерарха Русской церкви Иннокентия Борисова . «Что значит, – говорит он в одной из проповедей своих, – вся наша земная память? Что значат все наши списки и летописи? Облегчат ли они хотя от единой тяжести души, отшедшей в вечность? Ах, для них потребны не похвалы и исторические записи, а молитвы. Помолимся убо вместе с церковью о почивающих здесь. Эта единственная высокая черта наших христианских чувств послужит им и нам утешением: «Вечные ваша память, достоблаженные отцы и братия наши, присно поминаемые».» Заключение «Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветёт яко крин» ( Ис.35:1 ) Окончив, при помощи Божией историческое описание Елецкого девичьего Знаменского монастыря на Каменной горе, остановим внимание на следующем не безынтересном для нас вопросе: как и по какой причине могло проявиться в первенствующей христианской церкви особое служение женщин, и к чему оно расположило их в дальнейшем течении нравственной жизни? Во времена апостольские, в церкви православной, кроме известного, никогда не изменяемого чина священноначального и священнослужебного, учреждён был в церкви некоторый особенный разряд служебных лиц и женского пола, которые назывались вдовицами, потому что избираемы были действительно из вдовиц, а иначе дьякониссами, т. е. Служительницами, потому что должность их была служить церкви, по некоторым её поручениям. Им поручаемо было, между прочим, попечение о бедных, хождение за больными и – особенно во времена гонения на церковь – посещение исповедников веры в темницах. Сим вдовицам, и ради сих полезных служений, оказывалось первенствующими христианами уважение. И св. апостол Павел завещал сие своему возлюбленному ученику апостолу Тимофею: «Вдовиц чти» ( 1Тим.5:3 ). Вот образец истинной христианской вдовицы, написанный в Евангелии: «Истинная вдовица и уединённая уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениях день и ночь» ( 1Тим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010