и. Насельницы «в обгорелом их храме» нашли оставшиеся «целыми и невредимыми св. иконы: Спаса Вседержителя, Троеручицы и Знамения Богоматери и два образа св. Николая» ( Воскресенский. 1999. С. 85). В 1770 г. был выстроен новый деревянный «храм Знамения Богоматери честной Ее иконы Курской» (Там же. С. 82); с этого времени и церковь, и мон-рь в своем названии окончательно увязываются с иконой (связь с посвящением в честь Рождества Пресв. Богородицы исчезает). После чудесного спасения иконы из огня она, хотя «и прежде называлась чудотворною» (Там же), стала особо почитаться ельчанами. В благодарность за чудотворения жители Ельца изготовили для К. и. 2 серебряные позолоченные ризы. Она имела многочисленные привесы - дар «исцелившихся от святой иконы от своих многоразличных недугов и болезней, суть безмолвные и красноречивые свидетельства чудотворений святой иконы» (цит. по: Клоков и др. 2006. С. 436). В 1813 г. был освящен каменный Знаменский собор, где К. и. находилась в вызолоченном киоте у столба (очевидно, предалтарного). Перед иконой постоянно теплилось неск. серебряных с позолотой лампад (Там же. С. 436-437). По размерам, известным из описания кон. XIX в., икона в отличие от чудотворного образа из Курской Коренной пуст. имела вытянутый формат и была больше (1 аршин 1/4 вершка × 13 аршин 1/2 вершка, или 89×60 см.; см.: Геронтий (Кургановский). 1895. С. 83). С заступничеством Божией Матери от Ее К. и. связывают спасение обители от пожара, охватившего Елец в 1847 г. Каждую среду К. и. выносили в центр храма, перед ней совершалось молебное пение и читался акафист иконе Божией Матери «Знамение». Судьба иконы после закрытия Знаменского мон-ря в 1929 г. неизвестна. Лит.: Геронтий (Кургановский), иером. Ист. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895; Пясецкий Г. М. Историческое описание Елецкого девичьего мон-ря. Елец, 1895; Воскресенский А. К., свящ. Город Елец в его настоящем и прошлом: (Опыт ист. очерка). Елец, 1911; переизд.: Елец, (Елецкая быль; Вып.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

В 1870 г. он впервые заявил о себе как о церковном историке, причем сразу – очень весомо, опубликовав в «Воронежских епархиальных ведомостях» и 21–22) «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря». Впоследствии его книга отдельными изданиями выходила трижды: два раза в Москве (1871 и 1873 гг.) и третий – в Санкт-Петербурге (1893 г.). Это последнее, наиболее полное и выверенное издание и легло в основу публикации, предлагаемой читателям. Но отец Геронтий не ограничился только историей воспитавшей его Задонской обители. В 1870 – начале 1900-х г. из-под пера о. Геронтия вышли издания, рассказывающие о других задонских монастырях (Тюнинском Богородице-Тихоновском и Тихоновском в урочище «Скит»), а также подвижниках веры и благочестия, подвизавшихся в Задонске: Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом; друге и сотаиннике св. Тихона схимонахе Митрофане; иеросхимонахах Агапите и Нафанаиле; старицах Евфимии Григорьевне и Матроне Наумовне. Отдельную книгу о. Геронтий посвятил жизнеописанию блаженной памяти архимандрита Димитрия (Григорьева), настоятеля Задонского Богородицкого монастыря, так много сделавшего для духовного и материального устроения иноческой общины. Из-под пера задонского историка-черноризца вышли и труды об обителях соседнего Ельца – Знаменской женской и Троицкой мужской. Более того, постепенно имя иеромонаха-историка становится известно далеко за пределами Воронежской епархии. И его уже специально приглашают для написания истории знаменитых монашеских обителей. Так было в связи с 500-летием Кирилло-Белозерской обители, куда иеромонах из Задонска отправился по пригласительному письму настоятеля архимандрита Никодима от 3 декабря 1896 г. А в 1899 году к о. Геронтию по случаю 100-летнего юбилея Тульской епархии обратилась уже настоятельница здешнего Каширского монастыря игумения Тихона. И летописец из Задонска с честью справился с порученным. Оба исторических описания были изданы отдельными книжками, сопровождаемыми благодарностью автору. Помимо исторических сочинений, посвященных упомянутым Кирилло-Белозерскому и Никитскому монастырям, о. Геронтий составил и издал описания Короцкого женского монастыря на родине св. Тихона Задонского , Можайского Лужецкого Ферапонтова и Волоколамского Иосифова мужских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Предисловие Предлагаемое описание Каширского Никитского женского общежительного монастыря было составлено в 1899 году настоятелем Свято-Духова монастыря, архимандритом Геронтием. Необходимо здесь сказать о нем несколько слов. Архимандрит Геронтий в разговоре передавал о себе, что он уроженец города Болхова, Орловской губернии; происходил из рода бедных горожан; случайно мальчиком попал в Задонск. Здесь он получил первоначальное образование в монастыре, и учился, как говорил, «на медные гроши». Тем не менее, даровитый от природы, он обладал чудным голосом, на который было обращено внимание Задонского монастырского начальства и его основательно обучили пению. Многим посещающим Задонск он был известен как чудный певец, отличный регент и к тому же талантливый писатель. Описание Задонского первоклассного монастыря было вновь составлено и дополнено иеромонахом Геронтием в 1872 году. Им же были описаны и другие, вновь открытые, обители в той местности, а также жизнеописания выдающихся Задонских подвижников и подвижниц, как-то: затворника Георгия, старицы Мелании, Матроны Наумовой, блаженного Антония и других. Впоследствии иеромонах Геронтий был Св. Синодом назначен настоятелем Свято-Духова монастыря, где составил также описание сей древнейшей обители в Тульской епархии. Недолго пробыл о. Геронтий в Духове монастыре, его перевели в первоклассный, Волоколамский монастырь, Московской губернии, где он и скончался в 1902 году. В 1899 году, октября 15 и 16, в г. Туле праздновался столетний юбилей Тульской епархии. Здесь к торжеству съехались настоятели и настоятельницы уездных монастырей. Каширского монастыря игуменья Тихона встретилась с архимандритом Геронтием в покоях преосвященного епископа Питирима. Она была с ним раньше знакома в Задонске и здесь, с благословения Владыки, пригласила его в Каширу, чтобы, осмотрев монастырь, он мог бы составить его описание; на что архимандрит Геронтий изъявил согласие. Составленная им рукопись была представлена в Цензуру в Санкт-Петербург. Цензором архимандритом Иннокентием просмотрена и «к печати допущено» 1900 года. Но по разным обстоятельствам, также и по скудости средств, составленная рукопись пролежала 10-ть лет. Многое в обители изменилось с тех пор. Наконец и сама настоятельница игуменья Тихона, после 20-ти летнего управления монастырем, уволилась по болезни на покой. Приступая к поверке вышеизложенного и к дополнению дальнейших событий от 1899 до 1909 года, мы не изменяем первую часть описания; она ждет как бы от лица почившего автора. В заключение лишь скажем о выдающихся событиях за прошлое время, чтобы дать по возможности наглядное понятие о настоящем состоянии Никитского монастыря. I. Вступление

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Геронтий (Кургановский) , архимандрит, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря в 1902–1903 гг. Из кн.: Геронтий, архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Иосифо-Волоцкий монастырь (начало XX в.). Из кн.: Геронтий. архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (начало XX в.). Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Камень миропомазания в Воскресенском соборе. Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Внутренний вил Воскресенского собора (начало XX в.)   Скит патриарха Никона . Из кн.: Монастырские ансамбли Московии. М., 2008   Саввино-Сторожевский монастырь. Дворец царя Алексея Михайловича (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Внутренний вид собора Рождества Богородицы (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б.м., 1904   Высочайший выход с Красного крыльца 30 марта 1903 г. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Высочайший выход из Успенского собора московского Кремля. 1903 г. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Феогност (Лебедев), митрополит Киевский и Галицкий в 1900–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Флавиан (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий в 1903–1915 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Епархиальный дом в Москве. Западный фасад (начало XX в.). ЦИА ПСТГУ   Г.Э. Зенгер, министр народного просвещения в 1903–1904 гг.   Евдоким (Мещерский), архимандрит, инспектор МДА в 1898–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   А.И. Введенский , профессор МДА по кафедре метафизики и логики   Л.А. Камаровский, юрист-международник, профессор Московского университета  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

начались богослужения. 29.12.1999 г. Иосифо-Волоколамский монастырь стал ставропигиальным. Иосиф Волоцкий (Санин Иван Иванович, 1439(40?)–09.09.1515) – игумен, церковный писатель и публицист, преподобный. Основал Успенский монастырь, позже получивший название Иосифо-Волоколамского. Боролся против ереси жидовствующих и являлся идеологом движения за владение монастырями значительной земельной собственностью. Известно его сочинение «Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих/Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого», которое хранилось в рукописных списках в разных российских монастырях (из них наиболее древняя рукопись в Соловецком монастыре). Впервые было издано в 1855 г. в Казани в качестве приложения к журналу «Православный собеседник». В 1591 г. причислен к лику святых. День памяти 9/22 сентября.) 188 (Архимандрит ГеронтийГеронтий (Кургановский Гавриил Михайлович, 1838–26.11.1903) – архимандрит, настоятель Иосифо-Волоколамского Успенского второклассного монастыря. Получил домашнее образование. В 1846 г. поступил послушником в Рождество-Богородицкий Задонский монастырь. В 1859 г. принял монашеский постриг, в 1863 г. рукоположен во иеромонаха. Пел в монастырском хоре, с 1861 по 1880 г. был его регентом. В 1899 г. возведенв сан архимандрита, назначен настоятелем Свято-Духова Новосильского монастыря. С 1902 г. настоятель Ферапонтова Лужецкого монастыря. С 22.03.1902 г. настоятель Иосифо-Волоколамского необщежительного монастыря (см.: Определение Св. Синода о назначении архимандрита Геронтия (Кургановского) настоятелем Иосифо-Волоколамского необщежительного монастыря 22 марта 1902 г.//МЦВед. 1902. 14 апр. Офиц. отд. С. 29). Автор исследований по истории ряда российских монастырей, знаток церковной музыки. Подробнее об архимандрите Геронтии (Кургановском) см.: Трейвас А.Л. Архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря Геронтий (Кургановский) как краевед и популяризатор церковно-исторической науки//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

156 Князь Иван Михайлович Воротынский, во иноках Иона, † 8 января 1627 г. (см. надгробную надпись в церкви св. Владимира: «Лета 7135 году января 8 день преставился раб Божий благоверный князь Иван Михайлович Воротынский, а во иноках схимник Иона») Князь Алексей Иванович Воротынский † 20 июня 1642 г. (см. там же). См. «Кирил. Бел. монастырь» г. Никольского, Спб. 1897 г., стр. LVIII. 157 Указом Новгородской Духовной Консистории, от 6-го ноября 1896 г. за было предписано взять на расход 1000 руб. из монастырского капитала, хранящегося в % бумагах, на производство внутреннего и внешнего ремонта в древнем Успенском храме. 158 Высокопреосвященнейший Феогност, по приезде своем в г. Кириллов, изволил служить 7-го числа в Горицком женском монастыре позднюю обедню. Оттуда 8-го числа в 2 ½ часа пополудни, в сопровождении своей свиты, прибыль в Кирилло Белозерский монастырь. А раньше–7-го июня прибыл сюда из Москвы Преосвященный Тихон, Епископ Можайский, и служил всенощное бдение, а наутро Божеств. Литургию. 160 Трапеза для нищей Христовой братии учреждена была монастырем в продолжение трех торжественных дней. 161 Оба означенные адресы и телеграммы помещены здесь по указанию Высокопреосвященного Феогноста, архиепископа Новгородского и Старорусского. 162 Игнатий Молчальник, перешедший сюда под руководство препод. Кирилла из Сергиевой обители. Он занимался здесь писанием Богослужебных книг. 163 Таковыми были – преподобные Ферапонт († 27 мая 1426 г.), давший начало Ферапонтову и Можайскому монастырям, Иннокентий († 1427 г.), Христофор († 1434 г.), Трифон († 1447 г.), Мартиниан, Кассиан († 1469 г.), Нил Сорский (†7 мая 1508 г.) и друг. 164 Препод. Дионисий Глушицкий († 1-го июня 1437 г.), основавший два общежительных монастыря в Вологодском крае, Игнатий Ломский, Герман и Александр Ошевенский. 165 Савватий Соловецкий († 27 сентября 1436 г.), Иннокентий († 19 марта 1511 г.) и Корнилий Комельский († 19 мая 1537 г.). Читать далее Источник: Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии/Составил иером. Задонского Богородицкого монастыря Геронтий. - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1897. - II, 161 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОНТИЙ (Кургановский Гавриил Михайлович; 1838, г. Болхов Орловской губ.-26.11.1903, Москва), архим., церковный историк. Из мещанской семьи. В 1846 г. поступил в задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь послушником, в 1859 г. принял монашеский постриг, в 1863 г. рукоположен во иерея. Пел в монастырском хоре, с 1861 по 1880 г. был его регентом. Под упр. Г. хор стал широко известен за пределами Воронежской епархии, исполняемые им духовно-муз. произведения, созданные Г. («Милость мира», Тропарь св. Иоанну Богослову, кондак «Избранный чудотворче», «Ныне отпущаеши» и др.), были напечатаны и активно распространялись в регионе. В 1891 г. Г. опубликовал нотное пособие для священников, диаконов и чтецов по богослужебным возгласам и чтению на литургии, молебне и всенощном бдении с целью упорядочить существующую практику, включив в издание также образцы обиходных песнопений для 4-голосного хора, гл. обр. в гармонизации Н. М. Потулова . В 1899 г. Г. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем новосильского Свято-Духова мон-ря, в 1901 г.- Ферапонтова Лужецкого можайского мон-ря , в марте 1902 г.- Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . С 1870 г. Г. сотрудничал в «Воронежских епархиальных ведомостях» . На страницах журнала и отдельными книгами опубликовал историко-статистические данные задонского Тихоновского в честь Преображения Господня монастыря , Толшевского в честь Преображения Господня мон-ря и др., жизнеописания местных подвижников - старицы Матроны Наумовны Поповой, схим. Митрофана, иеросхимонахов Агапита и Нафанаила, собственные воспоминания о юродивом Антонии Алексеевиче Монкине и об архим. Димитрии (Григорьеве) . Написал ст. «Город Задонск и его окрестности» для «Воронежского юбилейного сборника» к 300-летию Воронежа (1886). В 90-х гг. XIX в. изучал историю елецких мон-рей, издал описания елецкого во имя Св. Троицы мон-ря (СПб., 1894) и елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря (Елец, 1895). В этих сочинениях отмечается хорошее знание Г. местной и общецерковной истории, использование материалов столичных и краевых архивов.

http://pravenc.ru/text/164863.html

Заканчивая свое описание, не излишним считаю поделиться с читателями в кратких словах тем радостным чувством, которое возникает в душе верующего при взгляде на настоящее величие и славу сей обители. Красуясь внешним своим великолепием и возбуждая тем самым благоговение, она еще более красуется чудотворной иконой Богоматери Владимирской, прославленным угодником Божиим святителем Тихоном и многими другими светильниками веры и благочестия, скрывающимися до времени под спудом, но которые свято чтутся в памяти верующего народа. А посему историческое возникновение Задонской обители и постепенное шествие ее к совершенству в материальном, а тем более в духовном отношении, небезынтересно. И здесь, в самом, так сказать, ощутительном выражении сияет для сердца верующего величие Бога, дивного во святых Своих. Здесь, перед глазами всех верующих, находится неисчерпаемый источник для врачевания всех недугов; прииди, всякий человек, и виждь обильно изливающееся благодатное, сладостное утешение на тысячи поклонников, притекающих в сию обитель со всех мест благословенной России. И дай Бог , чтобы слава Божия выражалась в ней во всем благоговейном величии до тех пор, пока на всю вселенную не загремит труба Архангела. Составил иеромонах Задонского Богородицкого первоклассного монастыря Геронтий. 3 Река сия в древние времена называлась Танаис или Тана, что на языках арабском и от него происходящих означает нарицательное имя всякой реки. В том же смысле называли Дон: татары – Тин, турки – Тен, а славяне, по сходству звуков, назвали его Дон. Начиная от границ Воронежской губернии, до самого впадения в Азовское море четырьмя устьями Дон в полную воду везде судоходен; летом же при низкой воде, по причине многих мелей, грузы могут быть отправляемы только на малых лодках и судах. Из рек, впадающих в Дон, значительнее других с правой стороны Северный Донец или просто Донец с побочными реками Калитвой и Быстрой; а с левой – Хопер, Медведица, Иловая, Сол, Маныч и Кагалъник. Хопер и Медведица во время весенних вод судоходны. Миус и Калъмиус вливаются прямо в Азовское море.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница...» сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 янв. того же года подарил ее мон-рю. По перенесении из Талицы Е. и. находилась в елецком во имя Святой Троицы монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губ., в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иером. Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сент. 1775 г. 3015 об упразднении елецкого Троицкого мон-ря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую - в Христорождественскую Елецкую церковь» ( Геронтий (Кургановский). 1894. С. 17). А. К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь» ( Воскресенский. 1911. С. 96). Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг., а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г., когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской ц.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Иеромонах Задонского Богородицкого монастыря Геронтий I. Местоположение Короцкого женского общежительного монастыря «Приветствую тебя пустынный уголок «Приют святых трудов и размышлений». А. Пушкин. Короцкий общежительный женский монастырь Валдайского уезда Новгородской епархии, посвященный имени святителя Христова Тихона, занимает чудное, уединенное, возвышенное местоположение. Кругом его богатая, разнородная лесная растительность, в чаще коей, с восточной стороны монастыря, раскинулось чуть не на версту в широкой котловине Короцкое озеро 1 , и в зеркальной глубине его вод, при восходе солнца, и в ночи – при луне эффектно отражаются обращенные вниз величественные соборы и прочие здания св. обители. Этот женский монастырь отстоит в версте от села Короцка, – места родины Угодника Божия Святителя Тихона Задонского , и от города Валдая в 4-х верстах 2 ; от Николаевской жел. дор., пролегающей с северо-восточной стороны, находится в 38 верстах. Чтобы попасть в Короцкий монастырь, нужно остановиться на станции Валдайка или Березайка и оттуда уже приходится ехать до обители 38 верст на лошадях. Вся дорога эта от станции Валдайки пролегает по каменистой неровной почве и тянется чрез просеки лесом, который обрамляет и отеняет с обеих сторон путь, ведущий прямо к мирной женской обители, находящейся вдали от большого света. Между прочим, с 1896 г. здесь проведена жел. дорога со станции Бологое до г. Пскова; Валдайский вокзал будет в 3-х верстах от Короцкой женской обители. Благодаря отдаленности обители от города, св. тишина её, не нарушается уже ни шумом городской суетливой жизни, ни другими соблазнами лукавого Мира. Здесь в невозмутимо-спокойном состоянии духа, ежедневно возносятся горячие молитвы к Всевышнему от призванного промыслом Божлим ко спасению сонма подвижниц, усиленно и благоговейно, со страхом и трепетом работающих Господеви. – Все здесь способствует к созерцанию дел Божиих, к возношению духа горе. Посреди широкого двора монастырского, симметрично обрамленного со всех сторон каменными и деревянными корпусами келлий, величественно красуются храмы Божии, коих вызолоченные кресты на главах далеко видятся из-за леса, и привлекают к себе внимание благочестивого путника, стремящегося от бурь житейских отдохнуть душой под благодатною сению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010