Подобно святителю Гурию, и святитель Герман старался непрестанно поучать всех как словом, так и примером своей жизни и деятельности. В праздничные дни он неопустительно совершал Богослужение и произносил поучения. В обхождении со всеми был чрезвычайно ласков. Особенно же он проявлял свою любовь к тем из своей паствы, которым приходилось переживать какую либо беду, или испытывать какую либо нужду. Современник и друг святителя Германа князь Курбский характеризовал его в своей истории Иоанна Грозного следующими совершенно верными чертами: «Герман был человек знатного рода, и сколько высок телом, столько и разумом, муж честного и святого жительства, исследователь священных писаний и ревнитель по Бозе в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но человек простой, истинный и непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим». Таким именно и знала его Казанская паства. Такое именно воспоминание о нем сохранилось и в предании. Он был милосерден к страждущим, защищал гонимых, охранял от обид вдов и сирот, был око слепым, нога – хромым, жезл – претыкающимся, утешитель –скорбящим. Вещественным памятником служения в Казани святителя Германа остается существующий и теперь построенный им на свои средства, при пособии граждан, Ивановский Казанский монастырь. Но не долго, как сказано выше, не более двух лет, Бог судил святителю Герману управлять лично Казанской епархией. В мае месяце 1566 года митрополит Московский и всея Руси Афанасий за болезнью отказался от управления церковью. Царь Иоанн Васильевич Грозный, хорошо знавший святую жизнь Казанского архипастыря Германа, пожелал видеть святителя Германа на кафедре митрополита Московского. Немедленно святитель Герман по распоряжению царя вызван был в Москву, и ему, не смотря на отклонение им от себя такой высокой чести, повелено было занять митрополичьи покои, в коих он пробыл однако не более двух дней. Сознавая всю опасность своего положения, святой Герман решил до всенародного своего возведения на митрополию побеседовать с царем и попытаться отклонить его от того пагубного пути, по которому он тогда шел, окруженный страшной опричниной.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 23.11.1883, с. Тарханы Буинского у. Симбирской губ. (ныне Батыревского р-на Чувашии) - 2.11.1937, Бамлаг, Амурская обл.), сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Благовещенский. Еп. Герман (Коккель). Фотография. 20-е гг. XX в. Еп. Герман (Коккель). Фотография. 20-е гг. XX в. Из семьи крестьян-чувашей, брат известного чуваш. худож. Алексея Кокеля, ученика И. Е. Репина. Рано лишился родителей, учился в земской школе. В 1895-1898 гг. работал учителем в церковноприходской школе с. Батырева Буинского у. (без диплома об образовании). В 1898-1900 гг. служил писцом в имении Удельного ведомства. 12 марта 1901 г. принят послушником в Симбирский архиерейский дом. 4 окт. 1901 г. сдал экзамен на звание псаломщика, 21 апр. 1903 г. назначен псаломщиком в с. Шерауты, 2 авг. перемещен в с. Батырево. 16 дек. 1903 г. сдал экстерном экзамен на учителя чуваш. инородческого уч-ща в Казанской учительской семинарии. 26 янв. 1905 г. посвящен в стихарь. 9 окт. 1907 г. поступил на Казанские миссионерские курсы, по окончании к-рых 26 июля 1909 г. рукоположен во иерея. Служил в чуваш. селах на юго-западе Буинского у., одновременно исполняя обязанности миссионера. Вел активную просветительскую деятельность среди чувашей, подверженных влиянию ислама и языческим суевериям. Переводил и издавал правосл. книги. Опубликовал в Симбирске на чуваш. языке брошюры «Поучение для новокрещеных» и «Толкование на Катехизис» (без указания авторства и года издания). Открыл в с. Сюрбееве чуваш. школу псаломщиков. Имеются данные, что в кон. 1917 г. был арестован, освобожден по ходатайству крестьян. С 1921 г. учился в Богословском ин-те в Петрограде, к-рый окончил в 1924 г. Осенью 1924 г. выдвинут как кандидат в епископы группой чуваш. священнослужителей (священники Василий Краснов, Николай Максимов, Иаков Турхан, диак. Евграф Павлов и др.). Они выступали за самостоятельную организацию чуваш. приходов в связи с захватом церковной власти в Чувашии обновленцами. По прошению духовенства и мирян Патриарх Московский и всея России св. Тихон 9 дек. 1924 г. возглавил хиротонию Г., после пострижения в мантию, во епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Ему было дано благословение на управление чуваш. приходами, входившими до образования Чувашской автономной обл. в состав как Симбирской, так и Казанской губ.

http://pravenc.ru/text/164719.html

Одновременно с героями и мучениками Гермоген утверждал вечную память казанским просветителям. Кроткий архиепископ Герман Полев находился в Москве, когда многоученый митрополит Афанасий, не в силах соблюдать запрет Ивана Грозного на «печалование» об опальных, оставил престол (в 1566 г.). Поставленный на Московскую митрополию, Герман немедленно выступил с поучением царю, резко осудив опричнину, был лишен сана, а позже, через два дня после сведения с митрополии знаменитого печальника о Святорусской земле Филиппа Колычева — найден мертвым у себя на дворе (6 ноября 1568 г.). Власти утверждали, что Герман умер от моровой язвы, но народ ясно видел в его гибели руку опричников. Тело соратника и продолжателя дела архиепископа Казанского Гурия лежало в простой могиле в Москве у церкви св. Николы Мокрого, когда в 1592 г. «у благочестивого государя царя Феодора Иоанновича всея России испросили мощи его ученицы его». Просьба Гермогена, адресованная царю и патриарху, оказала решающее воздействие. Вскоре митрополит встретил мощи Германа близ Свияжска, видел и осязал их и совершил погребение своего учителя в Свияжском Успенском монастыре. Перенос мощей Германа, гражданский подвиг коего был отражен в знаменитой «Истории» князя Андрея Курбского и Житии убиенного митрополита Филиппа, был ярким политическим актом. Житие Германа было уже составлено (до 1572 г.) , но Гермоген счел долгом рассказать об архиепископе еще и в Житии Гурия и Варсонофия . Желание Гермогена сбылось — святой Герман Полев чтится Русской православной церковью (память 6 июля по новому стилю). Подобно Филиппу, митрополит Гермоген был энергичным строителем, украсившим Казанскую епархию множеством церквей и монастырей. Завершение строительства Казанского Девичьего монастыря и освящение в нем нового храма Богородицы архиерей отметил созданием пространной редакции «Сказания о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери» (1594). Помимо литературных достоинств, сочинение привлекает глубоко личным трепетным отношением к святыне. Живо и восторженно описал Гермоген совершившиеся от иконы до 1594 г. чудеса, лично им свидетельствованные .

http://sedmitza.ru/lib/text/439403/

После учреждения Казанской епархии в 1555 году святой Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой святого Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления святым Германом стал центром просвещения Казанского края. Основа просвещения – книги. Зная это, святой настоятель заботился о собирании монастырской библиотеки, насчитывавшей при нем 152 книги. Опыт в этом деле он приобрел еще в Волоколамской обители. Предполагают, что святой Герман был наставником святителя Ермогена (память 17 февраля). По кончине святителя Гурия (†1563) святой Герман хиротонисан в 1564 году во архиепископа Казанского и Свияжского и успешно управлял епархией в течение нескольких лет, продолжая дело своего предшественника и учителя. Он способствовал утверждению Православия, усилил миссионерскую деятельность, воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовском монастыре устроил школу для детей. Вскоре святителя Германа вызвали в Москву как кандидата на престол первосвятителей Русской Церкви. Смиренный, но правдолюбивый, истинный светильник Церкви не понравился Иоанну Грозному, ибо при первой же встрече смело обличил бесчинства опричников. До самой кончины святитель Герман был в опале. Преставился святой архипастырь в Москве от моровой язвы, 6 ноября 1567 года, и погребен, по его просьбе, при храме во имя святителя Николая. В 1592 году святые останки его перенесены в Свияжск. Благоуханный гроб встречал Казанский митрополит Ермоген, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. 25 сентября мощи святителя были поставлены в Успенском храме Свияжской обители. Современник оставил такой отзыв о святителе Германе: «Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания , подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И Русская Церковь поставила перед Грозным-царем двух святителей-исповедников: Германа Казанского и митрополита Филиппа. Из очень позднего жития св. Германа мы узнаем, что вся его жизнь протекла в монастырях. Из последнего, Свияжского, где он работал по просвещению иноверного Казанского края, Герман был возведен на казанскую кафедру, которую занимал всего три года. В 1566 г., по смерти митрополита Афанасия, царь вызвал его в Москву и заставил принять митрополичий клобук. Князь Курбский рассказывает, что уже состоялось соборное избрание, и Герман жил два дня на митрополичьем дворе, когда между ним и царем произошел разрыв по поводу опричнины. В беседе с царем наедине святитель " тихими и кроткими словесы " напоминал царю о страшном суде Божием, взыскующем со всех " царей, яко простых " . Но " ласкатели " царя из опричников умоляли Ивана не поддаваться на внушения митрополита. Грозный отказался от мысли видеть Германа на митрополии: " Еще и на митрополию не возведен, а уж связываешь меня неволею " . Курбский ошибочно сообщает о кончине святого через два дня после этой беседы от яда или удушения. На самом деле св. Герман скончался в Москве 6 ноября 1568 г. во время моровой язвы, и мы не знаем даже, провел ли он эти два года в Москве в заточении, насильственно оторванный от своей епархии. Подвиг св. Филиппа всем памятен и запечатлен мученической смертью. Избранный на том же Соборе, что и Герман, из игуменов соловецких, он прямо поставил предварительным условием своего избрания отмену опричнины. Царь и епископы убедили его отказаться от этого условия, сохранив за митрополитом лишь право печалования за опальных. Когда через полтора года возобновились казни, Филипп возвысил свой голос. Сперва увещая царя наедине, он переносит потом свои обличения в Успенский собор. Его житие сохранило нам пересказ вдохновенных его речей: " Отколь солнце начало сиять на небесах, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу... Мы, о государь, приносим здесь бескровную жертву, а за алтарем льется кровь христиан...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тропарь пр. Аркадию Новоторжскому, глас 4-й: «От духовного наставника отца преподобного Ефрема наставляем, послушания добрый рачителю, отче Аркадие, от мирского мятежа удалился еси, и инок быв изрядный, добрым подвигом ревнуяй, от Христа Бога приял еси венец славы небесные: и ныне, вкупе с преподобным отцем Ефремом у престола Вышнего предстоя, о нас молися: избавитися нам от всех бед и скорбей и спастися душам нашим». 31. Святой Герман, архиепископ Казанский Св. Герман, в мире Григорий (в честь св. Григория Декаполита 20 декабря), родом из г. Старицы Тверской губернии («Старицкая заря» в надгробном слове); отец его Феодор Афанасиевич Полев-Садырев происходил из рода Смоленских князей. С ранней юности Герман был пострижен в монашество в обители пр. Иосифа Волоцкого (в г. Волоколамске), где в то время подвизался родной его дед, строгий аскет Нил (в мире Никифор Полев) и другие его родственники (Серапион и Симеон Полевы). В той же обители проживал невинный страдалец за книжное исправление Максим Грек , который, вероятно, имел благотворное влияние на Германа в развитии в нём особенной любви к просвещению и списыванию богослужебных книг и свято-отеческих творений (так известны списанные им в Волоцкой обители «Богородичник», Евангелие и др.). Но самое благотворное влияние на духовное развитие оказывал настоятель монастыря (с 1543 по 1552 г.), св. Гурий (Руготин), впоследствии первый Казанский архиепископ и просветитель Казанской области. Впоследствии и отец св. Германа Феодор в этой же обители поступил в монашество, с именем Филофея, и был известен по благочестию и твёрдости в православии; Грозный царь Иоанн вызывал его в Москву для увещания еретика Матфея. – Слава о подвижнической жизни и духовной мудрости Германа дошла и до родного города, – и братия Успенского в Старице монастыря в 1550 г. избрали его себе в настоятеля. Кроткий и смиренный Герман со слезами отказывался от предложенной чести, но братия победили смирение его и Тверской архиепископ Акакий в 1551 г. рукоположил Германа в священный сан и возвёл его в архимандриты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Именины в ноябре Ноябрьские православные праздники 4 ноября православной церковью установлено празднование в честь одной из наиболее почитаемых икон Пресвятой Богородицы – Казанской. В этот день вспоминается избавление Москвы и всей России от польского нашествия. 1 ноября, 2010 4 ноября православной церковью установлено празднование в честь одной из наиболее почитаемых икон Пресвятой Богородицы – Казанской. В этот день вспоминается избавление Москвы и всей России от польского нашествия. Православные праздники и именины в ноябре. Мы расскажем о том, как назвать ребенка, мальчика или девочку, рожденного в ноябре по православному календарю. Именины в ноябре: дни памяти святых и православные праздники в ноябре Мужские и женские имена в ноябре: 1 — Дмитрий, Евсей, Иван, Леонтий, Сергей, Феликс, Флор. 2 — Александр, Артемий, Герасим, Герман, Иван, Ирина, Зосима, Леонид, Матрона, Михаил, Николай, Павел, Петр. 3 — Александр, Алексей, Анатолий, Аркадий, Василий, Владимир, Георгий, Демьян, Дмитрий, Захар, Иван, Иларион, Киприан, Константин, Никандр, Николай, Пелагея, Сергей, Софроний, Федор, Юлиан, Яков. 4 — Александр, Анна, Антон, Василий, Владимир, Герман, Григорий, Денис, Елизавета, Захар, Иван, Ираклий, Константин, Максимилиан, Николай, Павел, Серафим, Федор. 5 — Александр, Владимир, Елисей, Емельян, Евфросиния, Игнатий, Максим, Никифор, Николай, Яков. 6 — Алексей, Афанасий, Георгий, Зосима, Иван, Лаврентий, Николай, Петр. 7 — Анастасий, Матрона. 8 — Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий. 9 — Андрей, Валентин, Капитолина, Марк, Нестор, Сергей. 10 — Анна, Арсений, Георгий, Дмитрий, Иван, Максим, Неонила, Нестор, Николай, Прасковья, Степан, Терентий, Феврония,. 11 — Авраам, Агафья, Алексей, Анастасия, Андрей, Анна, Афанасий, Василий, Виктор, Евгений, Иван, Клавдий, Кузьма, Леонид, Мария, Наум, Николай, Павел, Тимофей, Филипп. 12 — Александр, Анастасия, Артемий, Герман, Елена, Зиновий, Иосиф, Леонид, Макар, Максим, Марк, Матвей, Петр, Семен, Степан, Юлиан. 13 — Александр, Алексей, Анатолий, Артемий, Василий, Всеволод, Герман, Демьян, Иван, Иннокентий, Кузьма, Леонид, Никодим, Николай, Петр, Роман, Савва, Сергей, Спиридон, Степан, Трофим, Федор, Яков.

http://pravmir.ru/imeniny-noyabra/

Так протекло 8 лет жизни в Казанской стране, когда скончался св. Гурий. Собор 1564 г. признал блаж. Германа достойным занять кафедру св. Гурия, и он был посвящен (марта 1?) в Москве в архиепископа Казанского. Он «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев» 117 . Собственно в Казани пришлось ему жить не более двух годов; но и в эти немногие годы он оставил по себе память великого святителя. Так в Зилантовой пустыни, где дети обучались грамоте и закону Божию, введено им общежитие, что дало возможность более прежнего содержать братии и учеников 118 . В 1566 г. (мая 12) митрополит Афанасий по болезни отказался от кафедры. Блаж. Герман находился тогда в Москве и был ходатаем за знаменитого князя Воротынского пред царем 119 . Царь знал высокие добродетели святителя. «Герман, так писал бывший царедворец Иоанна, князь Курбский, был человек знатного рода Полевых и столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима философа; был человек простой, искренний и твердый, готовый на помощь застигнутым бедою и напастию и усердный попечитель о бедных» 120 . – Иоанн в это время иногда приходил в себя, но уже страдал душевною немочию, которая терзала его и особенно подданных его. Он назначил Германа в митрополита; блажен. Герман не мог желать высокой кафедры уже и потому, что с диким зверем, каким бывал тогда Иоанн, жить было не легко; но по воле царя занял митрополичий дом. Высоко уважая обязанности сана, которым готовились облечь его в храме, Герман не хотел связать себе рук молчанием; прежде чем облечен будет высоким саном, он решился переговорить с царем. Раз Иоанн посетил его в митрополичьем доме. Во время разговора блаж. пастырь обратил речь к высоким и необходимым предметам жизни, тихо и кротко говорил царю о страшном суде Божием, пред которым должны дать отчет вое, подданные и цари, и пред которым страшно будет презрителям закона Божия, кто бы они ни были. Царь задумался и вышел от Германа мрачным, в тревоге души, страдавшей подозрительностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так протекло 8 лет жизни в казанской стране, когда скончался св. Гурий. Собор 1564 г. признал блаж. Германа достойным занять кафедру св. Гурия и он был посвящен (12 мар.) в Москве в архиепископа казанского. Он «пас церковь Божию три лета и восемь месяцев». 634 Собственно в Казани пришлось ему жить не более двух лет: но и в эти немногие годы он оставил по себе память великого святителя. Так в Зилантовой пустыни, где дети обучались грамоте и закону Божию, введено им общежитие, что дало возможность более прежнего содержать братии и учеников. 635 В 1566 г. (12 мая) митрополит Афанасий по болезни отказался от кафедры. Блаж. Герман находился тогда в Москве и был ходатаем за знаменитого князя Воротынского пред царем. 636 Царь знал высокие добродетели святителя. «Герман, так писал бывший царедворец Иоанна князь Курбский, был человек знатного рода Полевых и столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь священного писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима философа; был человек простой, искренний и твердый, готовый на помощь застигнутым бедою и напастью и усердный попечитель о бедных». 637 – Иоанн в это время иногда приходил в себя, но уже страдал душевною немощью, которая терзала его и особенно подданных его. Он назначил Германа в митрополита; блаж. Герман не мог желать высокой кафедры уже и потому, что с диким зверем, каким бывал тогда Иоанн, жить было не легко: но по воле царя занял митрополичий дом. Высоко уважал обязанности сана, которым готовились облечь его в храме, Герман не хотел связать себе рук молчанием; прежде, чем облечен будет высоким саном, он решился переговорить с царем. Раз Иоанн посетил его в митрополичьем доме. Во время разговора блаж. пастырь обратил речь к высоким и необходимым предметам жизни, тихо и кротко говорит царю о страшном суде Божием, пред которым должны дать отчет все, подданные и цари и пред которым страшно будет презрителям закона Божия, кто бы они ни были. Царь задумался и вышел от Германа мрачным, в тревоге души, страдавшей подозрительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Потому что она чудотворная. К образу Владычицы были привешены отлитые из золота и серебра изображения рук, ног, голов – приношения в свидетельство о чудесных исцелениях. 29 ноября 1877 года Гавриила Гомзина постригли в мантию и нарекли Германом, в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником на постриге был его старец отец Александр. После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти лет искал себе духовного руководителя. Он вступил в переписку с валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником . По свидетельству самого отца Германа, святой епископ «добре устроил» его. Впоследствии переписка двух подвижников была издана в виде брошюры под названием «Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». На суд святителя отдал отец Герман и свои записки о почившем старце отце Александре. Сначала он отправил воспоминания преподобному Амвросию Оптинскому и затем, получив его одобрение, – святителю Феофану, который, исправив кое-что, в письме к отцу Герману посоветовал издать записи, прибавив, что «держать их под спудом было бы не совсем безгрешно». Ученые иеромонахи из духовных чад отца Германа еще раз просмотрели и отредактировали рукопись, которую затем и издали. 5 июля 1880 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) рукоположил в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры инока Германа во иеродиаконы. В 1885 году, 17 августа, в день скитского праздника «Вознесения Божией Матери», иеродиакон Герман был рукоположен во иеромонаха. Чин иерейской хиротонии над ним совершил митрополит Иоанникий (Руднев). Вскоре после этого многие из скитской братии, а также некоторые иноки Лавры и студенты Московской Духовной Академии стали обращаться к отцу Герману за духовными наставлениями. Это смущало подвижника, и он обратился за разрешением недоумения к Вышенскому Затворнику. Святитель Феофан благословил иеромонаха Германа принимать приходящих и даже дал ему наказ: никому не отказывать и всех принимать с любовью. Через некоторое время (13 марта 1892 года) отец Герман был утвержден должности братского духовника Гефсиманского скита, а в 1893 году он был назначен еще и духовником больницы и богаделенного скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010