Кандидатом на абхазскую кафедру представлен был синодом, согласно желанию экзарха и Воронцова, духовник абхазского владетеля архимандрит Герман. Государь хотя и утвердил все предположения об учреждении абхазской кафедры (15-го апреля 1851 г.), но на журнале Кавказского комитета по этому делу написал: «Согласно желанию владетеля Абхазии и представлению как преосвященного экзарха Грузии, так и г. наместника кавказского, духовника владетеля, архимандрита Германа, на первый раз посвятить в сан епископа абхазского, но впредь в эту обязанность не назначать лицо, бывшее прежде духовником владетеля». 390 21) Казанское викариатство В один год с казанским викариатством учреждено было и херсонское. Поводом к открытию его сделалось донесение Государю ревизовавшего Херсонскую губернию сенатора фон-Брадке, который представлял, что как в Херсонской губернии еще «все сословия, со времени переселения их из разных мест и в разные времена, не успели усвоить себе положительного характера, и как сие особенно выражается в губернском городе, то для твердого и сообразного видам правительства направления, постоянное пребывание в Херсоне викарного епископа было бы особенно полезно. Одно только сильное влияние на умы высшего духовного сановника могло бы, сливая в общее и единое начало веры все разнообразия племен, наиболее содействовать укреплению благотворных чувств привязанности к престолу и доброй нравственности. Большое число находящихся в Херсоне раскольников только сим способом могло бы быть отвлечено от своих заблуждений». Архиепископ херсонский Иннокентий , которому синод поручил рассмотреть предположение Брадке, определеннее и подробнее изложил мысль об учреждении херсонского викариатства. «Замечание (Брадке) – писал Иннокентий – касательно характера жителей Херсонской губернии и г. Херсона довольно верно, хотя от личного влияния предполагаемого в Херсоне епископа ожидается при сем случае то, чего можно и должно ожидать только от соединенного и постоянного действия в одном духе и к одной и той же цели всех местных губернских властей, чего, к сожалению, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главным тормозом для распространения христианства было магометанство и язычество. С одной стороны, жрецы, а с другой представители магометанского духовенства, пользуясь своим влиянием на массу, выказали сильнейшее противодействие проповедникам христианского учения. Да и могли ли последние сделать многое, когда масса жителей Казанского края коснела в грубом невежестве, далеком от всякого вообще просвещения, а тем более христианского. Если и были такие проповедники как св. Гурий, Варсонофий и Герман, которые и обращали тысячи неверных ко Христу, то это были личности почти исключительные. Ревнители по вере, говорит проф. Фирсов, являлись в его среде от времени до времени. Но они стоят особняком, и, как показывает история Трифона Вятского, не всегда находят поддержку со стороны других духовных в деле обращения язычников или магометан. Подвиги их были следствием их личного настроения 100 . Да и самом деле, какую поддержу, могло оказать духовенство в этом деле, когда оно находилось в условиях весьма стесненных. Оно не имело в государстве самостоятельного значения, а это уже одно много вредило успеху дела; как и прочие служилые классы, духовенство было проводником правительственных идей и предначертаний. Являясь на дело распространения христианства, оно имело соприкосновение с гражданской властью, которая учреждала над ним контроль, снабжала известными инструкциями в деле обращения неверных, так что оно по необходимости должно было сообразоваться с определением светской власти. Такие стеснительные меры, конечно, вызывали мало желающих из среды духовенства на дело самостоятельной проповеди . Во-вторых, и материальное положение духовенства было весьма незавидное. Определенного содержания оно не получало, и правительство предоставляло кормиться самому от доброхотных даяний своих прихожан. Но случалось и так, что и прихожане-то не везде платили духовенству, так что оно должно было добывать себе кусок хлеба своими собственными трудами. Постоянно занятое заботами о пропитании, приходское духовенство подчас не имело и времени подумать об обращении неверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ибо во внешняя, нравная градцкая лепотствует, яко патриарх да непротивится отнюдь царю, но да едино гласит и да едино мыслит, яко быти мир и тихость в царствии и да не сеются зизании (куколь) и соблазны, и будет двуначалие, яко бы ино да хощет царь и ино патриарх; яко же видится и в хронографех, иже повествуют, яко многажды некии патриархи возмущаху царства и соблажняху. И сего ради ко строению и ко целомудрию или и к об уздению вопросиша державнии цари, и наипаче царь кир Эммануил Комнин, иже царствова лет 37, да сотворит патриарх на письме поведание (веру) к царю ради вящщаго уверения и крепчайша в будущия лета, еже сотвори кир Михаил Кируларий патриарх константинопольский. К церковным же, к догматцким и к правильным не имать отнюдь покоритися царю патриарх, зане есть закон одушевлен и живый глас правил; сице читаем, яко и божественный Златоуст обличи царицу Евдоксию о вдовицыне виноград, Герман патриарх иконоборца Феофила ради святых икон, и инии многи всесвятейшии и премудрейшии мужи обличаху с дерзновением вельможных и князей, наипаче медоточный и великий Амбросий преславного Феодосия... (слово пропущено) пророку и царю Давыду глаголющу: и глаголах пред цари и не стыдяхся. Сего убо ради такими разделеньми престанет всякое сопротивление. Почто имать царь, да покорится патриарху? И почто имать патриарх, да покорится царю? Сия речь, яко патриарх да не вступитца в царские вещи царского двора и да не отступит вне предел церковных, яко же и царь имать, да хранит чин свой. Аще же ни слышати будет оное (иже читаем в ветхом писании о Озии царе, иже взя кадильницу и кадити хотяшу) не леть ти есть кадити: вещь иже ниже подобаше ему отнюдь начинати. Два светильника суть в мире: солнце и луна; обаче солнце да властвует днем и луна да перевозсияет нощь; и никогда солнце изыде от обычного чина своего, ниже луна перемени течения своея и естество свое, но всегда любезно движутся и хранят пределы, иже творец всех положи им сопреодоление и непреложное повеление. Таким образом имать и патриарх управитися с царем и царь с патриархом ради трелюбезного сего единомыслия и мира, иже обдержит вкупе земная вся и небесная, божественная ж и человеческая.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все Божье просто и ясно. В Нем мир и нет смущения. Христианское сострадание, как ни схоже оно с жалостью, но другой несколько природы. В жалости мы сострадаем к наличному состоянию человека, в его земной реальной обстановке с желанием для него избежать и тесного пути и креста, ведущего к истинному благу. Так пожалел апостол Петр Господа 340 , так пожалеть можно мать с ее слабостями и стать в противоречие с любовью к Господу, какой должны быть просвечены все наши думы и настроения и все наши взаимоотношения с людьми. Конечно, очень трудно удовлетворить нормального человека из тела и души одной серафимской к нему любовью, но было бы преступлением пред Богом, жалея его, заставить ради него зазвучать не душевным только струнам, хотя бы в этом и не было ничего греховного – одному одно, другому другое, – и даже в духовной любви никогда не надо быть человекоугодником. Все эти туманные рассуждения я веду в ответ на Вашу просьбу помолиться о том, чтобы «не убить чужую душу и свою собственную не расслабить излишней жалостью и тяжестью самовольно взятого креста». Мне кажется, что Вам не надо брать на себя этого креста, а так как это будет сделано не из самолюбия, а из благодарности Господу за счастье своей отданной ближнему жизни, за Его любовь к Вам, то это никогда не может убить чужой души. Получил антиминс и в самый день Ангела – «панагию». Спасибо Вам за то и особенно это другое. У меня в этот день было очень тяжелое настроение, не рассеявшееся и теперь. В этот именно день ясно обозначился поход на мой главный Сион, где Матерь Божия Казанская 341 , и попутно и на меня самого. Здесь какой-то смерч и очевидно желание блеснуть нашей сознательностью и антирелигиозностью. Это был день, когда я особенно остро почувствовал тяжесть священного омофора, и особенно в обстановке здешнего захолустья и смелого оперирования не законами, а законов. У меня единственная надежда на Матерь Божию, моего патрона из Мир, Стратилата и мученицу Екатерину, какие имеют в нем свои уголки 342 . Может быть, не случайно именно в этот день я и получил Ваш образок. Помолитесь, чтобы за мое маловерие, холодность и малолюбие Господь не наказал моих детей. Для меня это тяжкое испытание, и сердце мое страдает и в сильном борении. Этот пир «почтенный» подготовил к моему дню. Как-то все это придавило меня, и за службой я не чувствовал своего дня так, как прежде. Но, быть может, теплота, с какой здесь праздновали мой день, многочисленные проявления любви потом приглушили эту боль, и еще больше молитвы любящих меня, и день прошел, как один из дней Пасхи. Дорогой 343 , очень удрученный смертью Агаши 344 и другими сопутствующими этому неприятностями, перед 6-м получил облегчение своих скорбей, и это меня обрадовало немало в моей скорби. Буду ждать теперь, что скажет о мне Господь. Помоги и Вам Господь. Маме сердечный привет и Кате. Если у Вас есть охота и возможность, то сделайте еще столько же антиминсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Может быть, Царь надеялся, при кротких добродетелях святителя, в нем найти молчание относительно неодобряемых общим голосом поступков его: но кроткие добродетели в святителе соединены были с непоколебимою твердостью и праводушием. Против желания вызванный в Москву, святитель предчувствовал для себя опасность от такового назначения, но по воле царской занимал уже митрополичьи кельи. В первые же дни прибытия Царь посетил его для собеседования, и без сомнения испытательного. Тогда святитель, который и прежде всеми мерами отклонял от себя это трудное призвание, и для успокоения собственного чувства и для приведения в некоторое чувство Государя, решился со всею кротостью, но вместе и прямодушием объяснить Царю, что действование его, не одобряемое и общим голосом человеческим, тем паче будет осуждено от Бога, праведного Судии. Таковая прямодушная речь в такое привела смущение Царя, что он, по злому совету своих опричников, велел немедленно с укоризною удалить святителя из митрополичьих келий. Выдержав эту бурю, хотя без внутреннего, но не без внешнего крушения, святитель, оставаясь архиепископом Казанским, остальное время жизни, в продолжение года и семи месяцев, проводил в Москве, без сомнения в скорби, тесноте, лишениях, как находившийся в немилости государевой. Здесь-то святитель очистительно страдал за себя, за свою паству, за первосвятительский престол, и за всех тех, которые делались жертвою этого грозного времени. Но пред самою кончиною ему суждено было и еще показать пример прямодушия и твердости пред Грозным в защищении невинности святителя Филиппа. На окончательном суде святителя Филиппа, в ноябре 1568 года, на котором Царь хотел дать вид справедливости низложению святителя, когда собранные святители одни молчали от подобострастия, другие даже обнаруживали очевиднее человекоугодие, один святитель Герман в защиту невинного небоязненно возвысил в такой силе правдолюбивый глас: «Благочестивый Царь! Присутствующие здесь братия святители ни один не сказал тебе правды: осуждаемый тобою блаженный от юности не знал лицеприятия, и ни о ком не произносил неправедного суда».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

К трехсотлетнему юбилею Астраханской епархии: (Житие и подвиги первого архиепископа астраханского Феодосия) Источник Во второй половине наступающего мая месяца Астраханская епархия, с разрешения Св. Синода, торжественно празднует трехсотлетие своего существования. Несмотря на то, что до этого знаменательного юбилея остается всего несколько недель, местные историки, поседевшие в изыскании прошлых судеб своего родного края и с замечательною любовью и добросовестностью немало потратившие усилий для точного установления хронологических дат в событиях его, хотя и важных, но покрытых забвением отдаленного прошедшего, все еще не могут успокоиться и примириться с официально установленными датами для предстоящих юбилейных празднеств. По их мнению, ни 1902 год, ни тем более 1903 год не могут считаться юбилейными в истории Астраханской епархии. По завоевании Астраханского царства царем Иваном Васильевичем Грозным и после покорения в 1557 году Астрахани, все низовье Поволжья в духовном отношении было подчинено казанскому архиерею. В настоящее время, если с положительностью и нельзя утверждать, что первые святители казанской епархии свв. Гурий (1555–1564), Герман (1564–1568) и др., в титуле своем именовались астраханскими архиепископами, то уже достоверно известно, что знаменитый Гермоген, в последствии патриарх московский, официально назывался «митрополитом казанским и астораханским». 1 Титул этот убедительным образом свидетельствует о том, что до начала XVII столетия Астраханская епархия самостоятельного значения не имела. С какого же времени следует начинать историю самостоятельного независимого существования этой епархии? Вот вопрос, который естественно, сам собою, напрашивается на решение, в виду предстоящих юбилейных празднеств. К глубокому сожалению, категорическое решение этого вопроса едва ли возможно даже и в отдаленном будущем, в виду того, что исторические документы начала XVII столетия большею частью погибли в московских пожарах в смутную эпоху нашего отечества. В распоряжении историков имеются данные мало надежные, а поэтому и мнения по занимающему нас вопросу в исторической литературе существуют весьма различные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Поэтому неудивительно, что в православном мире исчезновение духа миссионерства обыкновенно сопутствует литургическому упадку. Тенденция сведения богопочитания к фольклору, храма – к музею наблюдается повсеместно, и политические режимы, заинтересованные в исчезновении христианства, рады способствовать дальнейшему развитию этой ситуации. Подобный редукционизм, не понимая скрытого в нем смысла, практикуют также некоторые национальные православные приходы Северной Америки. Таким образом, глубоко символичным является тот факт, что своим возникновением в Северной Америке Православие обязано не появлению на ее восточном берегу иммигрантов, а прибытию на Аляску в 1794 году монахов-миссионеров. Посланные благовествовать аборигенам, эти миссионеры обеспечили их не только Евангелием, переведенным на понятные им языки, но и защитой от эксплуатации со стороны алчных и жестоких колонизаторов. Можно надеяться, что по мере расширения круга людей, имеющих доступ к серьезной информации об истории, развитии и современном богословском обосновании православной миссии, все больше ученых, воодушевленных примером Иакова Стамулиса, захотят изучать деятельность таких выдающихся личностей, как св. Иннокентий (Вениаминов) , св. Николай (Касаткин) и преп. Герман. Объектами исследования также могут стать особые ситуации, имевшие место в истории, такие, например, как сохранение миссионерского самосознания в христианских общинах исламских стран; работа востоковедов из Казанской духовной академии до революции 1917 года; интересны причины современных успехов греческих православных миссионеров в Восточной Африке. Еще более важно осмыслить то, что открылось лишь христианам нашего поколения: истинная христианская «миссия» состоит не только в том, чтобы посылать проповедников в отдаленные «нехристианские» страны, но прежде всего в глобальном свидетельстве секуляризованному миру. А мир этот не обязательно далеко за морями – он начинается сразу за порогом нашего дома. Вот как понимал эту миссию св. Серафим Саровский (1759–1833): «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Именно такое понимание придает проблеме сегодняшней христианской миссии новое и качественно более значимое измерение.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Отчего, – спросили его Герман и Кассиан, – отчего, отец, оставил ты высокую жизнь отшельника и захотел опять подчиниться правилам общежительной жизни? «Оттого, отвечал Иоанн, что почел себя неспособным к жизни отшельнической, недостойным высокого совершенства, и потому возвратился в училище юнейших. Немного испытанная мною чистота отшельнической жизни была возмущаема заботою о земных вещах, посему мне показалось лучшим возвратиться в киновию, чтобы удобнее исполнить легкое возложенное на себя дело, нежели подвергаться опасности быть неисправным в совершении высшего подвига. Ибо лучше быть исправным в низших званиях, нежели, проходя высшее звание, быть неисправным. Я испытал сладость отшельнической жизни. Если были люди, которые, усладившись безмолвием пустыни, забывали всякую связь с людьми и могли сказать с Пророком Иеремиею: и дне человеча не пожелах: ты веси ( Иер. 17, 16 ), то и я по дару благодати достиг или по крайней мере трудился достигнуть сего. Помню, по благодати Господа Иисуса, часто я приходил в такое восторженное состояние, что забывал, что я облечен бременем немощной плоти. И ум мой, оставляя внешние чувства, совершенно удалялся от всего вещественного. Тогда ни глаза мои, ни уши не видели и не слышали ничего, и дух мой так исполнялся Божественными размышлениями и духовными созерцаниями, что часто повечеру не знал я, принимал ли пишу, и на другой день вовсе забывал, разрешен ли пост или нет, – разве взгляд на корзину с хлебами, данными мне на неделю, напомнит об этом. Пока мало было отшельников в пустыни, мы свободно могли предаваться духовным созерцаниям без всяких забот. Но когда пустыня начала населяться братьями, от множества посещений и необходимо связанной с сим заботы о гостеприимстве охладел огонь Божественного созерцания, ум связался плотскими попечениями. Тогда я решился лучше оставить эту жизнь, нежели, проходя высокое звание, волноваться попечением о плотских нуждах. Если теперь нет у меня прежней свободы и духовных восторгов, то, чуждый попечения о завтрашнем дне, я утешаюсь тем, что исполняю заповедь Божию, и то, что отнимается у меня от высоты созерцательной, вознаграждается исполнением заповеди послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Но мир, и мир не только исламский, согласились участники конференции и приняли Казанскую декларацию - она и стала основным документом встречи, которая осуждает исламофобию и вообще любую нетерпимость на планете. «Мир расколот на христиан, иудеев и мусульман. Появилась брешь, которая может стать пропастью. Объединить мир могут только духовные ценности», - отметил Минтимер Шаймиев. Сосуществования цивилизаций - вот задача, которую сегодня можно назвать задачей стоящей над политикой. Участники форума решили, что цель влиятельной организации - как раз в том, чтобы по мере сил помогать в осуществлении этого диалога. Дмитрий Кайстро Источник: " Вести. Ru " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 29.04.2022 11:20 " Газета.Ru " «Религиозная грамотность родителей оставляет желать лучшего»: интервью с Ольгой Васильевой 19.10.2021 15:34 Кравцов: основы православной культуры в 85% случаев преподают учителя начальных классов 09.09.2021 15:59 Екатеринбург: Основы религии в уральских школах будут изучать 7 тыс. детей 19.03.2019 10:31 Предмет без оценки: эксперты обсудили школьный курс по религиозной культуре 12.12.2018 14:47 " Коммерсантъ " Батюшкам помогут матушки 14.02.2018 10:56 Православный кинофестиваль «Встреча» представляет иранский фильм «Последний ужин» 10.11.2017 11:48 Эксперты предлагают расширить школьный курс религиозных культур и светской этики 26.05.2017 13:21 Васильева: решение о расширении курса основ религии примут после апробации 28.12.2016 17:11 " Коммерсантъ " Родители добились перекрытия «Истоков» 27.12.2016 16:15 Родители учеников московской школы добились отмены курса «Истоки» 22.12.2016 16:25 Патриарх Кирилл рассказал о преподавании " Основ православной культуры " в школах Москвы 09.12.2016 11:21 " Коммерсантъ " Генпрокуратура припадет к «Истокам» 02.12.2016 12:52 " Коммерсантъ " От Академии образования ждут ответа по предмету 30.11.2016 11:57 " Интерфакс-Религия " Диакон Герман Демидов: Курс по религиозным культурам должен быть адекватно представлен в школе

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подобные опасения, говорим, естественны. Однако все же не следует преувеличивать и, прежде всего, не следует брать современное положение философии в Германии вне исторической перспективы. А эта последняя в состоянии значительно изменить наши взгляды. В самом деле, достаточно легкой исторической справки, чтобы убедиться, что современное положение герман- —25— ской философии по меньшей мере не беспримерно; что теми же приблизительно чертами отмечены все так называемые переходные эпохи (период софистов, разложение академико-перипатетической философии, дробление школ около Р. Хр. и т. д.) и что, по-видимому, наступление философских «кризисов» можно рассматривать, как своего рода закон, который вступает в свои права с периодической правильностью, философская мысль жива и подвижна, как жизнь. Она часто перемещается в замкнутой сфере своих вопросов от центра к периферии и наоборот; на время даже как бы замирает; но никогда не умирает, как не умирают и те полносмысленные и вместе тревожные вопросы, которые вызывают ее к жизни. Иногда она направляет свое внимание преимущественно на главные и общие проблемы; иногда дробит их на частные вопросы и, покинув прежние пути, сближается со специальными науками, под их влиянием рушит прежние «отвлеченные» построения; затем, как бы насытившись конкретным знанием, снова возвращается на покинутые позиции и, как феникс из пепла, возрождается на своих собственных развалинах. В этой подвижности, в этом непрестанном круговороте – жизнь и развитие философии. Ее история подобна не прямолинейному течению потока, который вечно катит свои волны все вперед и вперед (это скорее образ движения положительных наук), но – в себе замкнутому океану с его периодически-правильными приливами и отливами: как океан, философская мысль всегда возвращается на те же самые берега, к тем же самым вопросам и вечным истинам, хотя в каждый новый прилив выносит на своих валах нечто новое, чем обогатилась во время отлива. Только что высказанных соображений достаточно, чтобы рассеять тревожные опасения за будущие судьбы философии вообще; но, конечно, они еще не могут послужить основанием для вывода подобного же заключения и о германской философии в частности. Дело в том, что, свидетельствуя о положительном исходе всех философских кризисов, история философии не говорит однако же, что возрождение философской мысли совершается непременно в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010