Много великих скорбей понес о. Герман и от бесов. Это он сам открыл ученику своему Герасиму, когда тот, войдя к нему в келью без обычной молитвы, на все вопросы свои не получил от него ответа и на другой день спросил его о причине вчерашнего молчания. «Когда я пришел на этот остров и поселился в этой пустыне, – сказал ему тогда о. Герман, – много раз бесы приходили ко мне, как будто для надобностей, – и в виде человеческом, и в виде зверей, – и я много потерпел от них и разных скорбей и искушений: поэтому-то теперь я и не говорю с тем, кто войдет ко мне без молитвы». Посвятивши себя совершенно на служение Господу, ревнуя единственно о прославлении Его всесвятого имени, вдали от родины, среди многообразных скорбей и лишений, десятки лет проводя в высоких подвигах самоотвержения, о. Герман был сподоблен многих сверхъестественных даров от Бога. Среди Елового острова по горе сбегает в море небольшой ручеек, у которого устье всегда ометывает буруном. Весной, когда появлялась речная рыба, старец огребал несколько песок в устье, чтобы было можно пройти рыбе, – и первоприблизившаяся рыба стремилась в реку. «Бывало, скажет апа, – говорит Алигяга, – пойдешь и достанешь рыбу в реке!» Рыбой сушёной кормил о. Герман птиц, – и они во множестве привитали около его кельи. Под кельей у него жили горностаи. Этот маленький зверек, когда ощенится, недоступен, а старец кормил их из рук. «Не чудо ли мы это видели!» – говорит его ученик Игнатий. Видели также, что о. Герман кормил медведей. Со смертью старца и птицы и звери удалились; даже огород его не дает никакого урожая, если кто самовольно держит его, утверждает Игнатий. На Еловом острове сделалось наводнение. Жители в испуге прибежали к старцу: тогда он взял из дому своих воспитанников икону Божией Матери, вынес, поставил ее на лайде 4 и стал молиться. По молитве, обратясь к присутствующим, сказал: «Не бойтесь, – далее этого места, где стоит святая икона, не подойдет вода». Слово старца исполнилось. Затем, обещая такую же помощь от святой иконы и на будущее время – заступлением Пренепорочной Владычицы, поручил он ученице своей Софье, в случае наводнения, ставить икону на лайду. Икона эта хранится на острове и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Герман (Герман Васильевич Аав; 1878–1961), архиепископ. Родился в Эстляндской губ. (о. Моон), в семье регента и учителя церковно-приходской школы. В 1900 г. закончил Рижскую Духовную семинарию, в 1904 г. был рукоположен в сан священника. Был известным в Эстонии духовным писателем. 17 июня 1922 г. Собором Финляндской Православной Церкви избран на должность викария архиепископа Финляндского. После утверждения в этой должности 8 июля 1923 г. хиротонисан Вселенским Патриархом Мелетием IV во епископа Сортавальского. Управлял Финляндской архиепископией с января 1924 г. С 14 августа 1925 г. утвержден в этой должности президентом Финляндской республики. Предстоятель Финляндской Православной Церкви в 1925–1960 гг. 1 июля 1960 года покинул свой пост по состоянию здоровья. Скончался 14 января 1961 года в Куопио. Герман (Георгий Филиппович Курников; 1900–1978), монах. Родился в семье московского купца второй гильдии. На Валаам приехал 23 июня 1915 г. 21 апреля 1938 г. келейно пострижен в монашество. Григорий (Николай Кириллович Чуков; 1870–1955), митрополит Ленинградский и Новгородский. Родился в Петрозаводске Олонецкой губ., в крестьянской семье. Окончил местную семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную академию. Рукоположен в иерея в 1897 г. В 1911–1918 гг. – ректор Олонецкой Духовной семинарии. С 1920 г. – настоятель Казанского собора и ректор Петроградского Богословского института. В 1922 г. арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей», приговорен к расстрелу, замененному пятью годами тюрьмы. Настоятель Николо-Богоявленского собора в Ленинграде. В 1924–1935 гг. возглавлял Высшие Богословские курсы. В 1935 г. выслан в Саратов. Овдовел. В 1942 г. пострижен в мантию; хиротонисан во епископа Саратовского. Возглавлял Астраханскую, Псковскую, Олонецкую епархии. С 1945 г. – митрополит Ленинградский и Новгородский. Неоднократно возглавлял церковные делегации за рубеж. Скончался в Москве. Гурий (Георгий Федорович Соколов; 1879–1965), монах. Родился в Тверской губ., в крестьянской семье. 12 июня 1900 г. поступил в Валаамский монастырь. 17 февраля 1907 г. зачислен в послушники. 7 августа 1911 г. принял монашеский постриг. Проходил послушания бондаря, каменщика, столяра, садовника и пахаря. Вместе с остальной братией эвакуирован в Папинниеми в 1940 г. В 1957 г. переехал в Псково-Печерский монастырь, где принял схиму с именем Герман. Нес послушание садовника на пчельнике. Скончался 25 декабря 1965 г. на 90-м году жизни. Похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Двадцать восьмой день. Поучение 2-е. Преподобные Сергий и Герман Валаамские. (Благотворное влияние монашества на ход нашей истории). I. Ныне совершается память преп. Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. Преподобные Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера и жили в первой половине XIV столетия. Православное христианство в окрестностях Ладожского озера стало распространяться с начала XIII века, но с 1249 года шведы, завоевав эту область, начали силою вводить католичество. Шведский король Магнус насильно перекрещивал народ в окрестностях города Орешка (Шлиссельбурга), а многие из насильно обращенных к католичеству при первом удобном случае снова уклонялись в язычество. В это время преподобные Сергий и Герман, поселясь на Валааме, основали там иноческую обитель и поддерживали православие как учением, так и примером своей жизни. Братство иноков, собранное преподобными, было довольно многолюдное; устав монастырский отличался строгостью. Кончина Сергия и Германа последовала около 1353 г. Мощи их почивают под спудом в соборном монастырском храме Преображения на Валааме. II. Возлюбленные братие! При этом, и кратком жизнеописании преподобных нам рисуется, следующая картина: на сотни верст раскинулся дремучий лес; ни города, ни селения, ни пути по нему. Один лишь шум дерев и вой зверей оглашают воздух. По времени является в эти дебри на, жительство убогий по виду пустынник. Основывает себе жилище. Одновременно с ним селится в этих лесах и еще несколько отшельников. На первых порах – ничего особеннаго, никакой почти перемены. Нет-нет промелькнет разве с той поры пред вашим взором пешеход – один, другой, – возжаждавшие слова назидания, и с этою целию отыскивающие по едва проходимым дебрям «старца праведнаго». Но проходит несколько десятилетий, а еще ближе к делу – несколько столетий, и узнать нельзя местности. Там, где была убогая обитель, образуется чуть не город; где так еще недавно царило полное безлюдье, – видим жизнь, и жизнь полную повсюду. Селения украшаются св. храмами; по лесам несутся раскаты благозвучных колоколов церковных; на лазури небесной, точно звезды, блестят поверх лесов золотыя главы и кресты. Неправда ли, какое отрадное для чувства христианского превращение, – не бесплодное (согласитесь с тем!) и в гражданском даже, бытовом отношении!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иером. Онуфрий (Маханов) Скачать epub pdf Содержание Явление преподобных Сергия и Германа жене священника, бывшего под началом Видение схимонаха отца Порфирия и рассказ монаха Каллиста Видение послушнику Семену, впоследствии монаху Савватию, преподобных Сергия и Германа Спасение иеромонаха Макария Рассказ Валаамского монаха Саввы Об исцелении и жизни петербургского купеческого сына Иоанна Федоровича Семина Откровение ремесленнику Иакову Данилову, впоследствии монаху на Валааме Избавление от потопления Видение преподобных сомневающемуся иноку Помощь благочестивой портнихе Письмо о явлении преподобных Сергия и Германа Валаамских в 1991 году и о чуде исцеления     Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и Житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. В XVI веке уже было утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман 1 . Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития, в частности Житие преподобного Авраамия Ростовского, в котором повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря уже в X веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах 2 . «В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне...» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец Герман ушел с Кадьяка на остров Еловый, где вел строгую, уединенную монашескую жизнь. К нему стекались убогие, сироты, вдовы. По всем островам шла молва о его святой жизни и о чудесах по его молитвам. Его любили все: и алеуты, и простые рабочие, и чиновники компании, и офицеры военно-морского флота. Сохранился рассказ о том, какое сильное впечатление он произвел на офицеров команды капитана В. М. Головнина, бывших на Кадьяке во время кругосветного путешествия, его почитал следующий главный правитель колонии, впоследствии адмирал Ф. П. Врангель. Особенно же о. Германа любили дети, которым он рассказывал жития святых. Он также учил их Закону Божию и пению, для них у него всегда были припасены сладости и гостинцы. Отец Герман тихо скончался 13 декабря 1836 г. Алеуты говорили, что в этот момент в небе над Еловым островом был виден светлый столп, именно так они узнали, что старец преставился. Память о святом монахе Германе с годами ширилась, он был причислен к лику святых в 1970 г., став первым американским святым в православном календаре. Память его празднуется 27 июля, на этот праздник на острове Еловом собираются многочисленные паломники со всей Америки. Православная Америка считает его своим покровителем. Основная литература 1. Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). — СПб.: Валаамский монастырь, 1900. 2. Жизнь Валаамского монаха Германа, американского миссионера. — СПб., 1894. 3. История Русской Америки: В 3 т. Т. 1: Основание Русской Америки (1732—1799)/Отв. ред. Н. Н. Болховитинов. — М.: Междунар. отношения, 1997. С. 251—277. 4.  Корсун С.  Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание. — М.: ПСТГУ, 2005. 5.  Лебедев Л., прот.  «Колумбы Росские»: Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (XVIII-XIX вв.). — М.: Русский Хронограф, 2003. 6.  Лопухин А. П.  Столетие Православной Миссии в Северной Америке, 1794—1894. — СПб.: Тип. А. Л. Катанского, 1894. 7.  Ляшевский С., прот.  Преподобный старец Герман Аляскинский. — Нью-Йорк: [Б. и.], 1953.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

•  Коренная пустынь находится в 27 верстах от Курска, на правом берегу р. Тускори Монастырь основан в конце XVI в. на месте явления иконы Знамения Божией Матери в 1295 г. В 1598 г. икона была перенесена в Курск, в основанный там Знаменский монастырь. Эту икону, образно названную «Одигитрией русского зарубежья», в 1920 г. вывезли из России через Константинополь в Салоники. В сентябре того же года она по просьбе генерала П.Н.Врангеля возвращена была в Россию для ободрения воинов-патриотов. 29 окт. 1920 г. она с остатками Белой армии покинула Россию.   •  Катаева пустынь при Киево-Печерской лавре находится в 10 верстах от Киева.   •  Саровская Успенская пустынь находилась на границе Нижегородской и Тамбовской губ., в окрестностях г. Темиикова (ныне центр Темниковского р-на Мордовской респ.).   •  Далъне-Давыдовская пустынь была расположена при одноименном селе в 75 верстах от г. Горбатова Нижегородской губ. (совр. Нижегородская епархия). Ныне это поселок Дивеево Дивеевского р-на. Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец (+ 1837) Память его празднуется 13 дек. в день преставления и 27 июля в день открытия мощей Прп. Герман родился в Серпухове, в купеческой семье. Мирское имя его не известно. Шестнадцати лет (1772) он поступил в Сергиевскую пустынь близ Петербурга. Здесь постигла его тяжкая болезнь: у него сделался под подбородком страшный нарыв, и жизни его грозила опасность. Но новый подвижник не стал лечиться. Он обтер полотенцем келейную свою икону Божией Матери и обвязал им больное место. Затем он уснул и во сне увидел, что Божия Матерь исцеляет его. Проснулся он здоровым. Нарыв исчез, оставив после себя, на память о болезни, маленькое красное пятнышко.  Через 6 лет молодой инок перешел в Валаамский монастырь и принял постриг с наречением ему имени Герман.  В 1793 г., при великом старце игумене Назарии, на Валааме произошло важное событие: была послана на Алеутские острова, открытые русскими промышленниками, миссия во главе с архимандритом Иоасафом с целью просвещения язычников. Сотрудниками его были иеромонахи Ювеналий, Макарий и Афанасий, иеродиаконы Стефан и Нектарий и монахи Герман и Иоасаф. Ехали 6 месяцев, причем на море чуть не подверглись кораблекрушению. Поселились они на острове Кадьяк, построили церковь и начали свою апостольскую деятельность. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Гомзин Гавриил Семенович; 20.03.1844, г. Звенигород Московской губ.- 30.01.1923, Зосимова пуст., Александровский у. Владимирской губ.), прп. (пам. 17 янв.), схиигум., устроитель Зосимовской школы старчества. Отец в 1853 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры; дядя, иером. Даниил, подвизался в Саввино-Сторожевском мон-ре. После смерти матери Гавриила с 4 лет воспитывала тетя - сестра отца М. М. Бабкина. Начальное образование он получил в церковноприходской школе. С 10 до 18 лет обучался живописи у разных мастеров в Москве. В отроческом возрасте изучал труды святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. 19 сент. 1859 г. у постели умиравшего отца, рясофорного монаха, мысленно попросил благословения идти в мон-рь. Через 2 года переехал в С.-Петербург, где укрепился в желании принять монашество. Прп. Герман Зосимовский. Икона. Ок. 2000 г. (Зосимова пуст.) Прп. Герман Зосимовский. Икона. Ок. 2000 г. (Зосимова пуст.) 20 февр. 1868 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, 25 июня 1870 г. облечен в рясофор. Находился в послушании у иером. Тихона, затем у иеросхим. Александра Гефсиманского, писал иконы Черниговской Божией Матери (помещена на колокольне скита), Скорбящей Божией Матери (помещена в притворе собора Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери над пещерами) и др., отреставрировал иконы пещерного храма архистратига Михаила и Небесных сил бесплотных, образы и роспись часовни Иверской Божией Матери. 29 нояб. 1877 г. пострижен в мантию с именем в честь свт. Германа . В поисках духовного окормления вступил в переписку с валаамскими старцами и свт. Феофаном Затворником . 5 июля 1880 г. Московским и Коломенским митр. Макарием (Булгаковым) рукоположен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры во диакона, 17 авг. 1885 г. стал иеромонахом. По благословению свт. Феофана Затворника стал духовником иноков Черниговско-Гефсиманского скита (утвержден в должности 6 марта 1892); 20 окт. 1893 г. назначен духовником больницы и богадельни. 28 сент. 1894 г. награжден набедренником.

http://pravenc.ru/text/164715.html

В 1793 г. отец Герман вместе с другими валаамскими иноками был направлен в далекую Америку для утверждения христианства. Он и его сослужители по апостольскому деланию положили начало бытию Православной Церкви в Америке. Сначала старец Герман жил возле храма миссии на Кадьяке, а затем переселился на ближайший остров — Еловый, названный им «Новым Валаамом» (следует отличать от «Нового Валаама», существующего в Финляндии с 1939 г.), где и скончался в 1837 г. Подвиг миссионера отец Герман нес в течение 44 лет. После трагической гибели в волнах океана начальника миссии епископа Кадьякского Иоасафа в 1799 г. старец Герман фактически исполнял, с небольшим перерывом, до своей кончины обязанности начальника Кадьякской миссии, оставался духовным отцом, пастырем и попечителем человеческих душ. Как понимал он свое отношение к туземным жителям и сочувствовал их нуждам, хорошо показывает его письмо к тогдашнему правителю колонии — Яновскому. «Любезному нашему отечеству, — писал старец, — Творец как будто новорожденного младенца дать изволил край сей, который еще не имеет сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла; требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабого ради младенческого возраста — самого поддерживания; но и о том самом не имеет он еще способностей кому-либо сделать свою просьбу. А как зависимость сего народного блага небесным Провидением, неизвестно до какого-то времени, отдана в руки находящемуся здесь российскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, — сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем; но с немотой младенческим языком говорим, «отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!» Жители Кадьяка всегда свято чтили память старца Германа. К его могиле на о. Еловом постоянно совершались паломничества. Священный Синод Русской Православной Церкви своим определением от 1 декабря 1970 г. внес имя преподобного Германа Аляскинского, всей Америки чудотворца, в месяцеслов Русской Церкви (память его 27 июля ст. ст.). 9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в глухом лесу, версты полторы расстоянием от обители; доныне местность ее сохранила название «Германово». По праздникам приходил отец Герман из пустыни в монастырь. И бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, приятным тенором поет он с братией припевы канона «Иисусе сладчайший, спаси нас грешных», «Пресвятая Богородице, спаси нас», а слезы градом льются из очей его. Во второй половине прошедшего столетия расширялись пределы святой России на севере: деятельностью русских промышленников открыты были тогда Алеутские острова, составляющие на Великом океане цепь от восточного берега Камчатки до западного берега Северной Америки. С открытием островов обнаружилась священная необходимость просветить светом евангельским диких их обитателей. Для этого святого дела, по благословению св. Синода, высокопреосвященнейший митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман. В 1794 году отправились избранники с Валаама к месту их великого назначения. Святой ревностью проповедников быстро разливался свет проповеди евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство ; заведена школа для образования новокрещенных детей; выстроена церковь в месте жительства миссионеров; но неведомыми судьбами Божиими общие успехи миссии были недолговременны. Через шесть лет своей многополезной деятельности, вместе со своею свитой утонул начальник миссии архимандрит Иоасаф, возведенный уже в сан архиерея; ранее его ревностный иеромонах Ювеналий сподобился мученического венца; прочие выбывали друг за другом; наконец, остался один отец Герман, и ему благоволил Господь дольше всех собратий потрудиться подвигом апостольским для просвещения алеутов. Мы выше заметили, что местом жительства о. Германа в Америке был остров Еловый, названный им «Новым Валаамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1793 г. отец Герман вместе с другими валаамскими иноками был направлен в далекую Америку для утверждения христианства. Он и его сослужители по апостольскому деланию положили начало бытию Православной Церкви в Америке. Сначала старец Герман жил возле храма миссии на Кадьяке, а затем переселился на ближайший остров — Еловый, названный им «Новым Валаамом» (следует отличать от «Нового Валаама», существующего в Финляндии с 1939 г.), где и скончался в 1837 г. Подвиг миссионера отец Герман нес в течение 44 лет. После трагической гибели в волнах океана начальника миссии епископа Кадьякского Иоасафа в 1799 г. старец Герман фактически исполнял, с небольшим перерывом, до своей кончины обязанности начальника Кадьякской миссии, оставался духовным отцом, пастырем и попечителем человеческих душ. Как понимал он свое отношение к туземным жителям и сочувствовал их нуждам, хорошо показывает его письмо к тогдашнему правителю колонии — Яновскому. «Любезному нашему отечеству, — писал старец, — Творец как будто новорожденного младенца дать изволил край сей, который еще не имеет сил к каким–нибудь познаниям, ни смысла; требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабого ради младенческого возраста — самого поддерживания; но и о том самом не имеет он еще способностей кому–либо сделать свою просьбу. А как зависимость сего народного блага небесным Провидением, неизвестно до какого–то времени, отдана в руки находящемуся здесь российскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, — сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем; но с немотой младенческим языком говорим, «отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!»   Жители Кадьяка всегда свято чтили память старца Германа. К его могиле на о. Еловом постоянно совершались паломничества. Священный Синод Русской Православной Церкви своим определением от 1 декабря 1970 г. внес имя преподобного Германа Аляскинского, всей Америки чудотворца, в месяцеслов Русской Церкви (память его 27 июля ст. ст.). 9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010