Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в подмосковном Серпухове. Первоначально он поступил в Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии, но, желая полного уединения и безмолвия, вскоре удалился на Валаам под руководство многоопытного игумена Назария, принял монашеский постриг и подвизался в пустыни. Предположительно, он прибыл на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни на Валааме преподобного Германа напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно богоносному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания и творений святых отцов. Игумен Назарий ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Так благодатный строй саровского подвижничества, в котором возрастал святой Герман, сделал его удивительно близким к преподобному Серафиму. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди Евангелия язычникам Северной Америки, в частности – Аляски. В ее состав вошел и святой Герман. К 1807 году по разным причинам из членов миссии отец Герман остался один, но посеянное евангельское семя уже давало обильный плод. Преподобный стал руководителем многочисленной общины новопросвещенных христиан, «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька» – так он выражался о своих пастырских трудах (18; стр. 197). Его хотели посвятить в священники, возвести в архимандриты, но смиренный инок отказывался и до конца своих дней пребыл простым монахом. Миссионерство отца Германа отличалось большой духовностью подлинного мистика, горящего апостольской ревностью. Его тайные подвиги и келейные молитвы оставались неведомыми миру, но народ ясно видел свет богоугодной жизни миссионера, которая была полным самоотречением ради Христа и Божьего народа. Божественная благодать, наполнявшая его душу, преображала сердца всех с ним соприкасавшихся. Молитва его стала чудотворной, а слова производили неизгладимое впечатление. Будучи учеником одного из советников при первом издании знаменитого «Добротолюбия» – игумена Назария, он с этой книгой прибыл в Америку, по ней жил и учил. Всем своим видом отец Герман живо напоминал древних отшельников. Это был дивный преподобный старец. Он блаженно почил о Господе на 81-м году своей многотрудной жизни 13 декабря 1837 года, оставив свои святые мощи, подобно драгоценному кладу, в американской земле. Уже в 1867 году было составлено его житие и описание чудес. 27 июля/9 августа празднуется день общецерковного прославления подвижника как всея Америки чудотворца. Преподобный Герман – первый канонизированный американский святой. На месте его подвигов устроен монастырь – Новый Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец (+ 1837) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 дек. в день преставления и 27 июля в день открытия мощей Прп. Герман родился в Серпухове, в купеческой семье. Мирское имя его не известно. Шестнадцати лет (1772) он поступил в Сергиевскую пустынь близ Петербурга. Здесь постигла его тяжкая болезнь: у него сделался под подбородком страшный нарыв, и жизни его грозила опасность. Но новый подвижник не стал лечиться. Он обтер полотенцем келейную свою икону Божией Матери и обвязал им больное место. Затем он уснул и во сне увидел, что Божия Матерь исцеляет его. Проснулся он здоровым. Нарыв исчез, оставив после себя, на память о болезни, маленькое красное пятнышко. Через 6 лет молодой инок перешел в Валаамский монастырь и принял постриг с наречением ему имени Герман. В 1793 г., при великом старце игумене Назарии, на Валааме произошло важное событие: была послана на Алеутские острова, открытые русскими промышленниками, миссия во главе с архимандритом Иоасафом с целью просвещения язычников. Сотрудниками его были иеромонахи Ювеналий, Макарий и Афанасий, иеродиаконы Стефан и Нектарий и монахи Герман и Иоасаф. Ехали 6 месяцев, причем на море чуть не подверглись кораблекрушению. Поселились они на острове Кадьяк, построили церковь и начали свою апостольскую деятельность. Шла она сначала успешно: алеуты крестились тысячами. Прп. Герман жил и работал на кухне в хлебной. На Валааме сохранились его письма к о. Назарию, в которых он говорит о необычайной апостольской ревности иеромонахов. О себе он пишет так: «Ваших отеческих ко мне благодеяний не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, даже грозный океан не смоет чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через великий океан...»

http://sedmitza.ru/lib/text/437972/

Двадцать восьмой день. Поучение 2-е. Преподобные Сергий и Герман Валаамские. (Благотворное влияние монашества на ход нашей истории). I. Ныне совершается память преп. Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. Преподобные Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера и жили в первой половине XIV столетия. Православное христианство в окрестностях Ладожского озера стало распространяться с начала XIII века, но с 1249 года шведы, завоевав эту область, начали силою вводить католичество. Шведский король Магнус насильно перекрещивал народ в окрестностях города Орешка (Шлиссельбурга), а многие из насильно обращенных к католичеству при первом удобном случае снова уклонялись в язычество. В это время преподобные Сергий и Герман, поселясь на Валааме, основали там иноческую обитель и поддерживали православие как учением, так и примером своей жизни. Братство иноков, собранное преподобными, было довольно многолюдное; устав монастырский отличался строгостью. Кончина Сергия и Германа последовала около 1353 г. Мощи их почивают под спудом в соборном монастырском храме Преображения на Валааме. II. Возлюбленные братие! При этом, и кратком жизнеописании преподобных нам рисуется, следующая картина: на сотни верст раскинулся дремучий лес; ни города, ни селения, ни пути по нему. Один лишь шум дерев и вой зверей оглашают воздух. По времени является в эти дебри на, жительство убогий по виду пустынник. Основывает себе жилище. Одновременно с ним селится в этих лесах и еще несколько отшельников. На первых порах – ничего особеннаго, никакой почти перемены. Нет-нет промелькнет разве с той поры пред вашим взором пешеход – один, другой, – возжаждавшие слова назидания, и с этою целию отыскивающие по едва проходимым дебрям «старца праведнаго». Но проходит несколько десятилетий, а еще ближе к делу – несколько столетий, и узнать нельзя местности. Там, где была убогая обитель, образуется чуть не город; где так еще недавно царило полное безлюдье, – видим жизнь, и жизнь полную повсюду. Селения украшаются св. храмами; по лесам несутся раскаты благозвучных колоколов церковных; на лазури небесной, точно звезды, блестят поверх лесов золотыя главы и кресты. Неправда ли, какое отрадное для чувства христианского превращение, – не бесплодное (согласитесь с тем!) и в гражданском даже, бытовом отношении!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«А я, грешный, более сорока лет стараюсь любить Бога, а не могу сказать, что совершенно люблю Его», — возразил им отец Герман и стал объяснять, как должно любить Бога. «Если мы любим кого,— говорил он, — мы всегда поминаем того, стараемся угодить тому, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так же ли вы, господа, любите Бога? www.days.pravoslavie.ru Монах Герман происходил из купцов города Серпухова Московской губернии. С самых юных лет возымел он великую ревность к благочестию и шестнадцати лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троице-Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии. Будущий великий проповедник веры и благочестия с первых своих шагов по пути подвижническому отличался верою и большой любовью ко Христу. В Сергиевой пустыни он заболел: у него на горле образовался нарыв; опухоль быстро возрастала и обезобразила все лицо, боль была ужасная, весьма трудно было глотать, запах был нестерпимый. В таком опасном положении, ожидая смерти, молодой подвижник не обратился к земному врачу, но с горячею молитвою и со слезами припал он пред образом Царицы Небесной и, прося у Нее исцеление молился всю ночь, потом мокрым полотенцем отер лик Пречистой Владычицы и этим полотенцем обвязал опухоль, продолжая молиться. В изнеможении заснул он на полу и увидел во сне, что его исцелила Пресвятая Дева. Наутро просыпается, встает и к великой радости находит себя совершенно здоровым. К удивлению врачей, опухоль, не прорвав нарыва, разошлась, оставив о себе только малый след, как бы в воспоминание чуда. Пять или шесть лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в Валаамский монастырь. Всей душей полюбил он величественную пустынную Валаамскую обитель, полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию. «Ваших отеческих мне, убогому, благодеяний, — писал он впоследствии отцу Назарию из Америки, — не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через Великий океан».

http://pravmir.ru/sv-german-alyaskinskij...

Скачать epub pdf Основатели обители, преподобные Сергий и Герман I. Исторические сведения о преподобных Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман 1 . Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах. «В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне...» 2 . Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа, в пределах Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Бога Отца вашего, Иже есть на небесех ( Мф.5:16 ). В 1793 году из монахов Валаамского монастыря была составлена духовная миссия и отправлена для проповеди слова Божия диким обитателям северо-западной Америки, которые за десять только лет перед этим, стали поступать в подданство России. В числе членов этой миссии был монах Герман. Монах Герман происходил из купцов города Серпухова Московской епархии. Как он назывался до пострижения в монашество и какая была его фамилия – неизвестно. С самых юных лет он имел великую ревность к благочестию, и 16-ти лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троицко-Сергиеву пустынь, лежащую близ Финского залива, на Петергофской дороге в 15 верстах от С.-Петербурга. В Сергиевой пустыне с о. Германом, между прочим, был следующий случай. На горле с правой стороны под бородой образовался у него нарыв: боль была ужасная, опухоль быстро возрастала и обезобразила все лицо, весьма трудно было глотать, запах был нестерпимый. В таком опасном положении, ожидая смерти, о. Герман не обратился к земному врачу, но, затворив келью, с теплой молитвой и слезами припал он пред образом Царицы Небесной, прося у Неё исцеления; молился всю ночь, потом мокрым полотенцем обтер лик пречистой Владычицы, и этим полотенцем обвязал свою опухоль; продолжая молиться со слезами, в изнеможении заснул на полу, и видел во сне, что его исцелила Пресвятая Дева. На утро проснувшись, встает и к великому удивлению находит себя совершенно здоровым: не прорвавши нарыва, опухоль разошлась, оставив по себе только малый значок, как-бы в воспоминание чуда. Врачи, которым рассказывали об этом исцелении, не верили, доказывая, что необходимо было нарыву или самому прорваться или быть прорезанным; но слова врачей были слова опыта немощи человеческой, а где действует Божия благодать, там чин естества побеждается. – Такие явления смиряют ум человека под крепкую руку милосердия Божия! Пять или шесть лет проживал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Карелия, Сортавальский рн. Валаамский монастырь издревле являлся оплотом православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях. Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель. Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом. Уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие «от восточных стран», греческие священноиноки. В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный быт в основанном ими монастыре. Для совершения богослужения был храм во имя Святой Троицы. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам. XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11 сентября. Свидетельства о многочисленных чудесах от мощей святых угодников вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обители.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

На севере Руси, при немноголюдном и рассеянном населении, в некоторых деревнях возник обычай строить деревянные часовни с образами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой-нибудь благочестивый старец, внушавший к себе уважение своим постничеством и благочестием. У одной из таких часовен при устье реки Выга, на месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом ловить рыбу. К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни, прибыл другой старец. Назывался он Савватий. Происхождение его неизвестно. Он давно уже постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, но недовольный житием тамошних монахов, ушел на каменистый остров на Ладожском озере, где уже существовала Валаамская обитель, в которой иноки отличались чрезвычайным постничеством и терпением в лишениях. Савватий пожил там некоторое время и задумал, по примеру многих подвижников, уйти в совершенное уединение и вести " безмолвное " житие. Он направился к северу и сошелся с Германом. Узнавши от него о Соловецком острове, он подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг. Старцы отправились туда на лодке и достигши Соловецкого острова, построили себе хижину на версту от моря, близ озера, богатого рыбой. До тех пор на Соловки только наезжали временно рыбаки, но теперь два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера. Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. " Мне, - говорила она, - встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то - смерть вас постигнет " . После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Через некоторое время, однако, старцы оставили Соловецкий монастырь один за другим. Сначала Герман отошел на реку Онегу, а затем и Савватий отправился на устье Выга к часовне, куда в это время прибыл один игумен, ездивший со святыми дарами по деревням. Савватий причастился Св. Тайн и на другой день скончался. Причастивший его игумен и какой-то новгородец Иван, ездивший по торговым делам и случайно попавший сюда, похоронили его.

http://sedmitza.ru/lib/text/435585/

Патриарх Кирилл: Современная цивилизация переводит фокус человеческого внимания на второстепенное 12 июля, 2016. Новостная служба Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря 12 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры! Всегда с особым чувством посещаю Валаамскую обитель и вместе с вами молюсь в день памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Мы вспоминаем их удивительный жизненный подвиг. Мы поражаемся их силе. Мы недоумеваем, как можно было жить без всякой поддержки, опираясь только на собственные силы, на берегах этого холодного озера и зимой, и летом, и в самую страшную непогоду. Сюда никто не привозил ни пищи, ни медикаментов, многие вообще не знали, что здесь появились монахи, — а они жили! Конечно, много сил уходило на то, чтобы просто не погибнуть в таких условиях, но ведь не физическое выживание было главной задачей для монахов. Главным были молитва и духовная жизнь, и святые угодники Сергий и Герман не только не погибли в суровых условиях Валаамского архипелага, но и заложили основу сильной монашеской традиции в этих местах. Очень часто мы сталкиваемся с трудностями, которые кажутся нам непреодолимыми. Мы забываем о Боге, о вере, о самых главных вопросах бытия, без размышления над которыми не может состояться человек в полном смысле слова. Мы прилагаем все силы, чтобы обеспечить материальные условия для жизни, а уж если, упаси Бог, кто-то приболеет, всё бросается на помощь организму. Но святые Сергий и Герман вообще об этом не думали, живя в невероятно тяжелых условиях.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovrem...

28-е Перенесение мощей св. Кира и Иоанна, бессребреников и чудотворцев Мощи святых мучеников, пострадавших в гонение Диоклитианово (см. 31 января) в городе Канопе близ Александрии и погребённых там, найдены нетленными около 400 года и положены в церкви Апостолов, а в 412 году по особенному откровению перенесены св. Кириллом архиепископом в подгороднее село Мануфин, в ново-созданную в честь их церковь . Господь прославил их чудесами. † Память о преп. Сергии и Германе Валаамских Преп. Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове. – Опустошения северного края Шведами лишили нас точных сведений о начале и начальниках Валаамской обители. По мнению одних, Сергий и Герман жили на Валааме ещё при равноапостольном Владимире; Но это мнение едва ли не столько же справедливо, как и то, которое выдаёт их за современников в. кн. Ольги или Ап. Андрея, потому что выставляемое им дело так же несообразно с обстоятельствами времени св. Владимира, как и со временем св. Ольги. Указывают на то, что по повести о перенесении мощей их, мощи обретены и перенесены при Новгородск. архиепископе Иоанне в 1163 г. Но если и не обращать внимания на то, что святитель Иоанн выставляется здесь архиепископом в 1163 г., эта повесть убеждает «повиноваться помазанному царю и благоверным князьям Русским», убеждает князей не жаловать монастырям крестьян и земель, а вместе с тем называет себя «древле-писанной, ветхой», т. е. она обличает сама себя в подлоге, составленном при Грозном царе 288 . – На доске древнего списка правил Софийского собора написано: «в лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, на озере Ладожском, старец Сергий» 289 . – В Новгородском свитке, писанном в конце XVI в., читается следующее известие: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам; 6901(1393) «старец Арсений пришёл на остров Коневский» 290 . Такое показание о времени первого Валаамского пустынника согласно и с обстоятельствами северного края, известными по летописям. – Известно, что в Карелии чистое, православное христианство распространено было перед самым нашествием Татар (1227 г.) 291 ; а с 1249 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010