Чукагнак вновь отказался. Испанцы стали мучить его, отрезая фаланги пальцев, «наконец вскрыли внутренность, и был уже мертв». По рассказу Кыглаи, в этот момент католич. священнику подали некую бумагу, прочитав которую он велел закопать останки кадьякца, а Кыглаю перевезти в Санта-Барбару. Позже Кыглае удалось бежать и добраться до Новоархангельска, где он рассказал о случившемся Яновскому и затем дал офиц. показания (Показания кадьякского партовщика. 2005. С. 318-319). 15 февр. 1820 г. Яновский составил об этих событиях докладную записку ( Pierce. 1978. Р. 177); до 20 дек. того же года он направил доклад на имя имп. Александра I Павловича в С.-Петербург ( Dmytryshyn. 1989. P. 332-334). Позже Яновский рассказывал эту историю прп. Герману Аляскинскому, когда посещал его на о-ве Еловом (сохранилось письмо Яновского настоятелю Валаамского мон-ря игум. Дамаскину (Кононову), где он писал об этом). Сведения этого источника несколько отличаются от показаний Кыглаи: Яновский сообщает дополнительные подробности и дает несколько иную хронологию событий (алеутов было 14 чел., их мучили иезуиты, алеуты показывали кресты на шеях, когда их спрашивали о вероисповедании, замученного алеута в крещении звали Петр, письмо пришло через день, пленных отправили в Монтерей и др.). Выслушав Яновского, прп. Герман перекрестился на образ и сказал: «Святый новомученик Петр, моли Бога о нас!» (Письмо С. И. Яновского. 1900. С. 143-144). П. А. был канонизирован Православной Церковью в Америке 24 сент. 1980 г. В составленном к канонизации Житии П. А. указано, что иезуитов в Калифорнии в то время не было и, очевидно, алеутов мучили францисканцы; в качестве возможного места действия и соответственно места упокоения мощей П. А. называют францисканскую миссию Долорес в Сан-Франциско; обстоятельства гибели П. А. сравниваются с мученичеством вмч. Иакова Персянина († 20-е гг. V в.). Во имя П. А. воздвигнуто неск. правосл. храмов ПЦА: в Майноте (шт. Сев. Дакота, США), в Лейк-Хавасу-Сити (шт. Аризона, США), в Калгари (Канада) и др.

http://pravenc.ru/text/2580362.html

Иконописец архим. Киприан (Пыжов) является также автором рисунка с изображением Г. в лодке перед берегом с пустынькой (1963); в посл. четв. XX в. мон. Вениамином создана серия рисованных композиций праведных трудов Г. и надвратная икона преподобного в коленопреклоненном молении с мч. Петром алеутом в ц. во имя Г. в г. Уасилла (шт. Аляска, США). В роспись 1995 г. часовни в честь Сретения Господня на Нов. Валааме включены сюжеты из Жития Г., в т. ч. прибытие в 1794 г. валаамских монахов на Аляску; подобная живописная композиция написана в посл. четв. XX в. А. Смит из Линкольна (США). Одна из первых появившихся в России икон традиц. стиля с образом Г., исполненная Сасаки, была подарена Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (Извекову) во время посещения Финляндии в 1974 г. (ЖМП. 1974. 12. С. 16, 18-19. Вкл.). В центре в рост представлен прп. Сергий Радонежский, по сторонам от него - по 3 фигуры преподобных отцов - просветителей Карелии, вверху - образ Св. Троицы Ветхозаветной. Г. в монашеском облачении, со сравнительно короткими волосами и небольшой окладистой бородой, находится в центре правой группы за преподобными Германом Валаамским и Трифоном Печенгским, во 2-м ряду. В 70-х гг. ХХ в. появилось неск. росписей в академической манере с ростовым образом Г.: фронтальное изображение в МДА (не сохр.) - в коричневой рясе и черной мантии, с большим наперсным крестом, руки тоже на рукояти посоха; композиция в галерее рус. святых в Почаевской Успенской лавре, созданная ок. 1977 г. (дописана при поновлении живописи галереи в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в.),- Г. в том же типе изображения, стоит с прп. Серафимом Саровским, святителями Мелетием Харьковским и Иннокентием Московским (прославлен в 1977) на фоне Саровской Успенской пуст. Вместе со свт. Николаем Японским (Касаткиным) Г. представлен в росписи сев. придела Троицкого собора Данилова муж. мон-ря в Москве (ок. 1986, художники Л. Н. Шархун, прот. Герасим Иванов, Н. И. Бурейченков). Образ Г. встречается в совр., дополненных изображениями новых святых вариантах иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие» (разработана мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), в частности на иконе 2002 г. мастера М. В. Пыжова (ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве), наряду со свт. Николаем Японским в числе просветителей.

http://pravenc.ru/text/164717.html

Собор американских святых: св. прп. Герман, свт. Иоанн (Максимович), свт. Иннокентий, св. прп. Ювеналий, святитель Тихон, св. Петр Алеут В 1877 году из этой епархии были направлены первые миссионеры в Канаду, что привело впоследствии к созданию там Канадской Православной миссии. Отсюда же началось возвращение в лоно Матери Церкви униатских приходов из галичан и карпатороссов под руководством протоиерея Алексея Тавта, прославленного Православной Церковью в Америке в лике святых. (ж. Официальная хроника, N 9/10- 1993, – 200 лет Православия на американском континенте - 2,.29). Особое значение для распространения Православия среди граждан Соединенных Штатов имел перевод и издание на английском языке Служебника, который открывал им смысл православного богослужения. Епископ Тихон был первым православным архиереем Америки, которому было присвоено звание доктора богословия в университете штата Висконсин. Это было выражением признания его духовно-просветительской и научно-богословской деятельности. Изданные как на русском, так и на английском языках, проповеди епископа Тихона, по слову авторов сборника, являют собой данью «уважения к бывшему великому первосвятителю Американской Православной Церкви», почтения к «великой личности» и благодарности. И это служение не только по своему названию, но и по самой сути было миссионерским. В нем мы видим преемственность и развитие служения русских миссионеров на Американском континенте, начиная с валаамских иноков на Алеутских островах и Аляске, и среди них – первого православного святого Америки – преподобного Германа Аляскинского, свтятителя Иннокентия, митрополита Московского, Апостола Америки и Просветителя Восточной Сибири, многих других известных и прославленных, или еще не известных и не прославленных русских миссионеров — епископов, священников, монахов и мирян, которые несли свет Православия народам Северной Америки. Миссионерские путешествия святителя Тихона Продолжая традиции святителя Иннокентия и будучи его преемником, епископ Тихон совершал трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с Западного побережья США на Восточное. Как и его предшественник, святитель Иннокентий ежегодно объезжал свою епархию — Камчатскую, Алеутскую и Курильскую — по морю и по суше, подвергая себя и свою жизнь бесчисленным опасностям и невзгодам, так и святитель Тихон уже в первый год своего архипастырского служения в Америке предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Сначала путь этот проходил на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых располагаются поселения эскимосов.

http://pravoslavie.ru/40539.html

Панихида им служилась 4 окт. (с XVII в.- 10 февр.). В 30-х гг. XVI в. в Новгородской и Псковской епархии при свт. Макарии начинается почитание преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В сер. XVI в., при архиеп. Феодосии II, из Новгорода на Валаам были перенесены мощи прп. Сергия Валаамского († 1353). В 1544 г. устанавливается почитание прав. Иакова Боровичского, в 1554 г.- блж. Николая (Кочанова) , в 1558 г., после открытия мощей в Софийском соборе,- свт. Новгородского Никиты († 1109), в 1559 г.- Новгородского свт. Серапиона († 1516), в 1572 г.- прав. девы Гликерии . В 1597 г. произошло открытие мощей прп. Антония Римлянина († 1147) и состоялась его канонизация. Некрополи Новгородских владык В Киеве скончались и были там погребены епископы Стефан, Герман, Нифонт. Неизвестно место погребения епископов Феодора и Иоанна Попьяна. Большинство первых архиереев епархии были погребены в Софийском соборе: епископы Иоаким Корсунянин (?), свт. Лука (за собором Св. Софии), Никита (в приделе Иоакима и Анны); Иоанн (Илия) и Григорий (Гавриил) - в сев. галерее (там же, позднее, в 1552 - архиеп. Серапион (Курцев)), Аркадий, Климент и Давид - в зап. притворе (в Корсунской паперти), Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Василий Калика, Симеон - в Мартириевской паперти (там же в «московский» период были погребены митрополиты Александр (1591) и Варлаам (1601)). В Благовещенском мон-ре был погребен архиеп. Феоктист (в 1786 перезахоронен в Георгиевском соборе Юрьева мон-ря). В зап. притворе собора Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря (основанной свт. Моисеем в 1335 обители, ставшей загородной резиденцией Новгородских владык во 2-й пол. XIV - 1-й четв. XV в.) были похоронены Новгородские архиепископы свт. Алексий, Иоанн (Стухин) и Евфимий I, погребения их не изучены. Сообщение Новгородской 2-й летописи (ПСРЛ. Т. 30. С. 166) о том, что в этом мон-ре был похоронен архиеп. Симеон, является ошибочным (см.: НПЛ. С. 475). Гробница свт. Евфимия II находилась в Вяжищском во имя св.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

По поведению кошек крестьяне предсказывали погоду и будущее. Кошка сворачивается клубком – к морозу, крепко спит брюхом кверху – к теплу, скребет лапами стену – к непогоде, умывается – к хорошей погоде и приходу гостей, лижет хвост – к дождю, на человека тянется – обновку (корысть) сулит. На Руси говорили, что тому, кто убьет у кого-то любимого кота, семь лет ни в чем удачи не будет. По старинным русским поверьям, кто любит кошек, того они охраняют от злых духов и нечистой силы. Это потому, что кошки, особенно черные, сами связаны с колдунами. На черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец. Черная кошка нужна черту, чтобы прятаться в нее на Ильин день, когда грозный пророк сыплет с небес своими огненными стрелами. О. П. Крапива Растение, широко использовавшееся в народном быту. Молодые побеги крапивы использовались для супов и салатов, а также на корм для домашнего скота и птицы. Из крапивы делали дерюги, мешки и веревки. Крапивой изгоняли нечистую силу, а также отваживали мужиков от «похотливой бабенки», положив ему стельку из крапивы. Крапивой лечили от простуды не только людей, но и скот. Крапивные веники на Руси считались «первейшими» после березовых. Целебную силу рубашки, сотканной из крапивы, знали на Руси издавна. Растолченную сырую крапиву прикладывали к ранам, сплетенную в полотно – хранили в доме: в случае простуды распаривали да прикладывали к груди или др. больному месту. Листья крапивы, и стебель, и корневище использовали как лекарство. Настой из листьев крапивы полагалось пить будущей матери, чтобы ребенок крепким и здоровым рос. Крапива использовалась как средство против усталости в разгар пахоты. Женщины шли босиком голыми руками рвать крапиву, делали из нее веники и хлестали ими мужиков до тех пор, пока у них не прибавится силы. Д. К. Крапивные Заговины (Павел, Сергей и Герман) Народное название дня св. прп. Павла, врача из Коринфа, а также прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, 28 июня/11 июля. По народному поверью, в этот день крапива считалась особенно целебной и полезной. Поэтому следовало попариться в бане крапивным веником, а также приготовить зеленые щи из крапивы. Красная горка

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позже Евгений так сформулировал эту мысль: «Суть капитуляции перед миром тесно связана с насущной бедой всех Православных Церквей – потерей неповторимого вкуса Православия, восприятием Церкви как повседневной данности, в которой «организация” подменила Тело Христово, убеждая нас, что Таинства и преподание Божией благодати есть нечто, в какой-то степени “спонтанное”. Логика и разум недостаточны, чтобы преодолеть эти препятствия, нужны долгие страдания и опыт – мало кто способен понять такое». 557 53. Апогей Братства Мраком житейским одержима суще, твоим небесным посещением внезапу умом нашим прияхом озарение, преподобие отче Германе, тем же на твое предстательство к Богу упование наше возложихом. Стихира малой вечерни из службы прп.Герману, Аляскинскому чудотворцу Не объяснить, как святой, почивший более сотни лет назад, вдруг появляется в жизни человека, буквально вторгается в нее, становится неотъемлемой частью. Порою он даже видим и слышим этому человеку, ибо святые не умирают», – пишет Глеб. Ему вспоминается судьбоносный день 1961 года. Тогда рассказ о преподобном Германе круто повернул всю его жизнь, равно и жизнь Евгения, – повернул навсегда. «Стояла ранняя весна. Великий пост . Подходила к концу моя учеба в семинарии. В воскресенье после литургии у меня выдалось свободное время. Наконец-то, подумал я, удастся прогуляться по полям, по лесу окрест Свято-Троицкого монастыря, прочитать книжицу, купленную у русского торговца прошлым летом на Троицу. Книжечка, немало повидавшая на своем веку, называлась “Отец Герман, американский миссионер”. То было подлинное 1894 года издание Валаамского монастыря – жизнеописание преподобного Германа. 558 Я в ту пору ничего не знал о нем, видел лишь портрет. В православном мире к 1961 году о преподобном Германе уже мало кто помнил. Православная Церковь в Америке не удосужилась перевести его житие на английский, да и среди русских его редко вспоминали. Лишь коренные алеуты на Аляске свято хранили память о нем, его высказывания, почитали его как святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

  Православные праздники 20 сентября  Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186).   Архиепископ Новгородский Иоанн почитается в лике святителей как покровитель Новгорода, молитвами которого город был спасен от осады в 1170 году.   Православные праздники 21 сентября   Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Рождество Богородицы Относится к числу двунадесятых праздников. Родители Богородицы, Иоаким и Анна, дожили до преклонных лет, будучи бездетными. Во время молитвы безутешных родителей, к ним явился Ангел, сказав: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о твоем потомстве будут говорить во всем мире».  После этого Анна зачала. Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.       Православные праздники 22 сентября  Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы Имя Анна Праведная Анна и праведный Иоаким в святоотеческом предании почитаются как родители Пресвятой Богородицы и именуются Богоотцами.   Православные праздники 23 сентября   Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Преподобный князь Андрей Спасокубенский известен как подвижник и чудотворец.     Православные праздники 24 сентября   Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Троица всегда: Путешествие на Валаам Волонтером на Валаам Один день волонтером на Валааме Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, по Церковному Преданию, были греческими священниками, пришедшими в земли Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Праздник установлен в память перенесения мощей преподобного Сергия из Великого Новгорода в Валаамский монастырь. Прп. Силуана Афонского (1938). 5 поучений Силуана Афонского Афон Преподобный Силуан Афонский, аскет и подвижник, автор известных поучений о христианской жизни.   Православные праздники  25 сентября   Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

В связи с этим известный валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) в частном письме (1947 г.) дает такой совет: «В книге „На горах Кавказа“ пропусти в предисловии с половины 11 стр. до половины 17 стр., еще 3-ю и 4-ю главу и ответ на рецензию, пункт 1. В указанных местах вкралась ошибка. Враг подзадорил автора; книга очень назидательная, я частенько в нее заглядываю, ибо видно, что писал не умом, но чувством и вкушал духовные плоды от единого на потребу». Письма валаамского старца схииг. Иоанна. М., 1997 — с. 32. Об отношении прп. Силуана Афонского к событиям афонской смуты свидетельствует его сотаинник: «Нося в сердце своем сладчайшее имя Христа постоянно, так как молитва Иисусова никогда не прекращала в нем своего действия, он, однако, удалялся от всякого спора о природе этого имени. Он знал, что через молитву Иисусову приходит в сердце благодать Святого Духа, что призывание Божественного имени Иисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти, но от догматической интерпретации переживаемого им опыта он уклонялся, боясь „ошибиться в мысленном рассуждении“». А схиигумен Герман (Гомзин), настоятель Зосимовой пустыни, в ответ на запрос Св. Синода по этой проблеме отвечал: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому поднятый вопрос следовало бы покрыть любовью». [Архм. Софроний (Сахаров)] Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 — с. 86; Свете тихий. «Паломник», М., 1996 — с. 482. Следует отметить, что в 1914 г. суд Московской Синодальной Конторы под председательством свт. Макария (Невского) вынес группе имяславцев оправдательный приговор (Указ Св. Синода от. 24.05.1914). Прещения были сняты с тех, кто исповедал, что чужд почитания имени Божия как носителя сущности Божией, но признает, что через имя Божие, как через образ Его, действует благодать Божия (проявляется энергия Его). Однако при этом Синодальным Определением и подтверждалось осуждение имябожничества и его приверженцев, отождествляющих имя Бога с Его сущностью. Благодатный огонь, 2000 — сс. 69–102; Свете тихий. «Паломник», М., 1996 — сс. 458–459, 475–487.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Гранитные массы островов, изрезанные озерами и живописными проливами, частью блещущие вечнозеленым покровом хвойных лесов, частью выступающие на необъятной шири озера черными, отвесными, как стена, скалами, образуют такую величавую картину, которая по красоте не уступает видам даже Швейцарии. И среди всей этой живой красоты, невольно возвышающей душу в высь, к красоте мира горнего, приютились многочисленные обители иноков в полной тиши и уединении. Мирских селений на Валааме совершенно нет. Ближайшие населенные к монастырю берега материка отстоят от него на 25 верст, а ближайший город Сердоболь – на 45 вер. Бурные воды Ладожского озера, которое даже в зимнее время не бывает спокойным и часто взламывает сковывающие его льды, отделяют Валаам от суетливого, мятущегося мира людей и препятствуют проникнуть в него всему земному и греховному... Начало иноческой жизни на Валааме относится к самым отдаленным временам, к тому периоду, когда над Русской землей во всей силе парил еще мрак язычества. Много язычников было и на Валааме, где стояло даже языческое капище в честь главного бога наших предков Перуна. Существует предание, что апостол Андрей Первозванный, прошедший с проповедью евангелия славянскую землю от Киева до самого Балтийского побережья, посетил остров Валаам, благословил его каменным крестом и положил здесь первые начатки христианской веры, которая, постепенно развиваясь, привела к зарождению иноческой жизни. Иночество возникло здесь задолго до св. князя Владимира и матери его св. Ольги, приблизительно в конце IX века. Основателем монашества на Валааме был Св. Сергий, – священноинок, который долгое время подвизался здесь, ревностно трудясь в то же время над распространением веры Христовой среди местных язычников. Преемником его был св. Герман, который устроил тут первую монашескую общину, почему вместе с Сергием и считается основателем монашества на севере. Дело иночества, начатое Свв. Сергием и Германом, продолжало преуспевать и после их смерти, и к половине X века Валаамская обитель под управлением игумена ее прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

К началу крестного хода Якутск-Москва в Якутск принесены православные святыни 23 июня 2007 г. 09:03 В дни официальных торжеств, посвященных 375-летию вхождению Якутии в состав России, в г. Якутск принесены святыни, которые принимают участие в Международной духовно-просветительской программе «Под Звездой Богородицы». Святыни в столицу Якутии доставила представительская делегация Московского Патриархата во главе с епископом Дмитровским Александром . Торжественная встреча прибывших святынь, молебен и Божественная литургия состоялись 22 июня в Градоярусном Преображенском кафедральном соборе. Ее возглавили епископ Дмитровский Александр и епископ Якутский и Ленский Зосима . После окончания состоялась панихида по почившим в годы Великой Отечественной войны. Среди святынь главная святыня программы — древний список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, врученный организаторам программы в Богоявленском кафедральном Елоховском соборе. Жители республики могут поклониться святыне, также переданной для участия в программе Богоявленским Елоховским кафедральным собором Москвы — старинному кресту-мощевику с частями камня Гроба Господня, частицей Пояса Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, Евангелиста Матфея, Игнатия Богоносца, Иоанна Дамаскина, миро Дмитрия Мироточивого, Сампсона Странноприимца и др. Глубоко символично прибытие в г. Якутск иконы с частицей мощей преподобного Германа Аляскинского, предшественника на Аляске в должности руководителя духовной миссии и наставника святителя Иннокентия, митрополита Московского, чей юбилей отмечается в 2007 году. В 2007 году также отмечается и 250 лет со дня рождения св. прп. Германа Аляскинского. Этот великий подвижник и миссионер из Валаамской обители, вместе с 10 монахами пересекли Сибирь и Якутию, добрались на Алеутские острова, где на острове Кадьяк основали Русскую духовную миссию, которую отец Герман возглавлял 30 лет до блаженной кончины в 1837 году. Икона святого передана для участия в Международной программе «Под звездой Богородицы» архимандритом Закхеем (Вудом) , настоятелем Московского подворья Православной Церкви в Америке , которая в 1970 году прославила преподобного Германа в лике святых.

http://patriarchia.ru/db/text/261034.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010