игумен Герман (Осецкий) Скачать epub pdf Содержание Об авторе Предисловие Черты жизни преподобного Иоанна Лествичника Лествица преподобного Иоанна Лествичника Часть I. Подвиги предуготовительные Степень I Степень II Степень III Степень IV Степень V Степень VI Степень VII Часть II. Подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека Подвиги против пороков сердца Степень VIII Степень IX Подвиги против пороков языка Степень X Степень XI Степень XII Подвиги против пороков чрева, или похоти плотской Степень XIII Степень XIV Степень XV Подвиги против пороков похоти очес Степени XVI и XVII Подвиги против пороков духовных Степень XVIII Степени XIX и XX Степень XXI Степень XXII Степень XXIII Часть III. Подвиги обновления духа Обновление сердца Степени XXIV и XXV Обновление ума Степени XXVI, XXVII и XXVIII Обновление воли Степень XXIX Степень XXX Приложение. Что необходимо для спасения? Из записок в Бозе почившего афонского иеромонаха Арсения Об авторе ИГУМЕН ГЕРМАН (ОСЕЦКИЙ) – выпускник Санкт-Петербургской духовной Академии, 1851 года; с 1853 по 1857 гг. – инспектор Новгородской семинарии; с 1857 г. – ректор Кавказской семинарии; с 1859 г. – ректор Самарской семинарии; с 1863 г. – архимандрит, наместник Александро-Невской лавры; с 1867 г. – епископ Сумской; с 1872 по 1886 гг. – епископ Кавказский и Екатеринославский. Предисловие Преподобный Иоанн Лествичник , игумен горы Синайской – один из тех великих Угодников Божиих, память которых особенно прославляется Церковью и которых она преимущественно указывает своим чадам, как учителей духовной жизни. В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь нашла благопотребным и полезным предложить им для руководства в подвигах добродетели Лествицу преподобного Иоанна 1 , а в качестве образца представить его самого, как живую лествицу добродетелей 2 . Поэтому и долг, и польза каждого православного христианина, ревнующего о благочестивой жизни, а кто не должен ревновать о ней! требуют от него ближайшего знакомства с жизнью Преподобного и вслед за тем внимательного изучения его назидательной книги. Если предлагаемое сочинение поможет кому-либо в таком занятии или, по крайней мере, расположит к нему, то цель этого труда будет достигнута.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

игумен Герман (Осецкий) Скачать epub pdf Часть III. Подвиги обновления духа Но не здесь еще конец всем трудам подвижника. И горе ему, если он этим ограничит свою деятельность, на этом остановится и успокоится. Впереди ожидает его еще труд восстановления в своей душе поврежденного грехом образа Божия. По слову апостола, христианин-подвижник должен не только «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,... но и обновиться духом ума своего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22–24 ). Надо, чтобы не только была очищена душа христианина, но и обновлен и восстановлен в ней образ Божий. Образ Божий явлен нам в Господе нашем Иисусе Христе (См. Флп. 2, 6–7 ), в Котором просияло всякое исполнение Божества телесно – во плоти. И «кого предузнал» (Господь), «тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» – Спасителя нашего ( Рим. 8, 29 ). Образовать душу по образу Божию, восстановить в ней его – значит не что иное, как изобразить и вселить в ней Христа, значит подражанием Его святейшим свойствам достигнуть «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ). Христианин-подвижник должен обновить всю свою душу, всем ее силам и способностям должен дать иное, богоподобное направление, иные, богоподобные начала деятельности, так как всю ее проникла греховная порча. Но как прежде, при перечислении подвигов самоочищения преподобный Лествичник называл только грехи важнейшие, коренные, так и здесь в ряд подвигов самообновления он поставляет только подвиги обновления начальных, коренных сил души: ума, воли и чувства. С изменением направления основных сил души естественно должно измениться направление и прочих подчиненных им способностей души. Преподобный Лествичник начинает с сердца. Обновление сердца Степени XXIV и XXV Нужно припомнить, что преподобный Иоанн в своей Лествице держится порядка практического. А в жизни сердце – главный источник наших действий, как добрых, так и злых (См. Мф. 12, 35 . Мф.15, 19 ; Притч. 4, 23 ). Следовательно, с сердца и должно начинать дело духовного обновления: при перемене сердца на доброе, можно сказать, изменится вся душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

игумен Герман (Осецкий) Скачать epub pdf Часть II. Подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека Прошедши степени предварительные, подвижник должен вступить в самый подвиг совлечения ветхого человека. Дело, предстоящее иноку, требует, чтобы он распял «плоть со страстями и похотями», умертвил «земные члены» ( Гал. 5, 24 ; Кол. 3, 5 ), очистил себя от всякой скверны плоти и духа ( 2Кор. 7, 1 ), искоренил в себе все ветхое, греховное. Преподобный наш учитель руководит в этом деле подвижника таким образом: В первую очередь указывает ему на необходимость очищения себя от скверны плоти, т.е. от всех тех пороков и страстей, которые имеют основание свое имеют в испорченности нашей телесной природы и из нее происходят, а потом уже советует заняться искоренением пороков душевных. Этому правилу можно найти основание в том, что борьба с плотию, требуя в основном средств внешних, доступнее и удобнее для новоначальных, чем борьба чисто духовная. Преподобный Иоанн обращает внимание преимущественно на те стороны нашей испорченной чувственной природы, от которых происходят пороки в наибольшем числе и наибольшей важности. В этом отношении на первом месте он полагает наше испорченное сердце, как источник зла, затем указывает на язык (См. Иак. 3:2, 5, 6 .), далее – на чрево, которое может до того возобладать над человеком, что делается его богом, по выражению апостола. От дурного сердца, от необузданных языка и чрева может происходить множество пороков. Степенями духовной Лествицы Преподобный назначает освобождение только от главнейших из них, коренных, которые служат как бы началами порочной жизни и производят из себя полчища других пороков. С уничтожением главнейших пороков сами собою уничтожаются и эти последние. Что же касается порядка борьбы с пороками, то преподобный муж имеет в виду генетическую связь пороков и прежде всего говорит о пороке, который как бы производит из себя другие, потом о другом, который ближайшим образом рождается от первого, так чтобы предыдущий подвиг мог служить пособием последующему. Подвиги против пороков сердца

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

игумен Герман (Осецкий) Скачать epub pdf Часть I. Подвиги предуготовительные К разряду предуготовительных можно отнести семь начальных подвигов. Одни из них подготавливают ревнующего о благочестии, так сказать, со стороны внешней, предотвращая те препятствия его святому делу, которые могут произойти извне. Эти подвиги ставят его в такое отношение ко всему окружающему, которое бы благоприятствовало ему впоследствии. Другие приготавливают подвижника, так сказать, со стороны внутренней, уничтожая те затруднения, которые могли бы для него возникнуть в нем самом, и придавая такое направление его духовной жизни, которое бы постоянно содействовало его будущим трудам. Степень I Первой заботой желающего посвятить себя исключительно делу своего спасения преподобный Иоанн назначает отречение от мира и удаление от него. «Приступающие к иноческому подвигу, – говорит он, – от всего да отрекутся, все да презрят, все да отринут». Мир, во зле лежащий, составляет первую и великую преграду для благочестия. Эта истина так известна и несомненна, что нет нужды ее раскрывать и доказывать. Ее выражал неоднократно Сам Спаситель, многократно высказывали апостолы, ее подтверждает ежедневный опыт всякого, кто желает жить праведно и благочестиво среди мирской суеты. Христианин должен отдать Богу все свое сердце, а мир требует его себе или, во всяком случае, занимает в нем некоторую часть. Христианин должен горняя мудрствовать, а мир заставляет его погружаться в помышления земные и суетные. Христианин должен заботиться единственно о спасении своей души, а мир вовлекает его в многообразные заботы о вещах преходящих. Поэтому, хотя подвиг удаления от мира не составляет самого существа христианского подвижничества, однако же, весьма справедливо указывается он в Лествице, как подвиг приготовительный, как средство, предотвращающее главнейшее препятствие к богоугодной жизни. Без сомнения, нельзя требовать, чтобы все христиане оставили свои дома и шли в пустыни спасаться, это невозможно исполнить. Однако всякий, заботящийся о своей душе, и должен, и может избегать мира в той мере, в какой мир может вредить его спасению. Почему, например, не прекратить лишние связи с людьми, из которых не выносим и от которых не получаем ничего, кроме вреда? Почему человеку-семьянину не довольствоваться общением в своем семейном кругу и не ограничить отношений с миром только случаями действительной необходимости? Если и это не по силам, то почему, по крайней мере, по временам, например, в святые дни говения и праздников, не отрываться от мирской суеты, чтобы хотя бы несколько дней пожить для Бога и своей души?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Будённовск. Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1889. Год утраты:1934 (разобран) Адрес: Ставропольский край, Будённовский р-н, г. Будённовск, пр-т Калинина, д. 2. Координаты: 44.782497, 44.18458 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Воскресенского Мамай-Маджарского мужского общежительного монастыря берёт своё начало в последней четверти XIX века. Ставропольская губерния на тот момент еще не имела ни одной иноческой обители. Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (Осецкий), занимавший Кавказскую кафедру с 24 июня 1872 г. по 16 февраля 1886 г., большое внимание уделял миссионерской деятельности и, в частности, распространению христианства среди иноверцев - татар и калмыков, проживавших в восточной части епархии. Поэтому посланный владыкой Германом для поиска места под будущий миссионерский монастырь иеромонах Архиерейского Кавказского Дома о. Рувим направился весной 1879 года к границам земель кочующих народов на востоке Ставропольской губернии. Осмотрев район древнего городища Маджары и ветхую часовню, отец Рувим изложил епископу Герману следующие свои соображения: «Учреждение православного монастыря у древних Мамайских Маджар на месте, освящённом кровью благородного князя-мученика…, послужило бы одним из лучших средств к упрочению и распространению православной веры… в окрестностях и соседних степях, обитаемых инородцами и иноверцами» . Первоначально монастырь планировалось учредить в память о чудесном избавлении императора Александра II от гибели при покушении на него народовольцев во главе с Софьей Перовской 2 апреля 1879 г. Поэтому на донесении отца Рувима епископ Герман сделал приписку: «Если Господь поможет осуществить намерение, то устрояемый монастырь посвятить во славу Живоносного Воскресенья Христова, да будет он в память грядущим временам о дивном спасении Царя нашего от руки злодея» . Однако новое покушение на Государя народовольцев 1 марта 1881 г.

http://sobory.ru/article/?object=38750

игумен Герман (Осецкий) Содержание Часть I. Подвиги предуготовительные    К разряду предуготовительных можно отнести семь начальных подвигов. Одни из них подготавливают ревнующего о благочестии, так сказать, со стороны внешней, предотвращая те препятствия его святому делу, которые могут произойти извне. Эти подвиги ставят его в такое отношение ко всему окружающему, которое бы благоприятствовало ему впоследствии. Другие приготавливают подвижника, так сказать, со стороны внутренней, уничтожая те затруднения, которые могли бы для него возникнуть в нем самом, и придавая такое направление его духовной жизни, которое бы постоянно содействовало его будущим трудам. Степень I    Первой заботой желающего посвятить себя исключительно делу своего спасения преподобный Иоанн назначает отречение от мира и удаление от него. «Приступающие к иноческому подвигу, – говорит он, – от всего да отрекутся, все да презрят, все да отринут».    Мир, во зле лежащий, составляет первую и великую преграду для благочестия. Эта истина так известна и несомненна, что нет нужды ее раскрывать и доказывать. Ее выражал неоднократно Сам Спаситель, многократно высказывали апостолы, ее подтверждает ежедневный опыт всякого, кто желает жить праведно и благочестиво среди мирской суеты. Христианин должен отдать Богу все свое сердце, а мир требует его себе или, во всяком случае, занимает в нем некоторую часть. Христианин должен горняя мудрствовать, а мир заставляет его погружаться в помышления земные и суетные. Христианин должен заботиться единственно о спасении своей души, а мир вовлекает его в многообразные заботы о вещах преходящих. Поэтому, хотя подвиг удаления от мира не составляет самого существа христианского подвижничества, однако же, весьма справедливо указывается он в Лествице, как подвиг приготовительный, как средство, предотвращающее главнейшее препятствие к богоугодной жизни.    Без сомнения, нельзя требовать, чтобы все христиане оставили свои дома и шли в пустыни спасаться, это невозможно исполнить. Однако всякий, заботящийся о своей душе, и должен, и может избегать мира в той мере, в какой мир может вредить его спасению. Почему, например, не прекратить лишние связи с людьми, из которых не выносим и от которых не получаем ничего, кроме вреда? Почему человеку-семьянину не довольствоваться общением в своем семейном кругу и не ограничить отношений с миром только случаями действительной необходимости? Если и это не по силам, то почему, по крайней мере, по временам, например, в святые дни говения и праздников, не отрываться от мирской суеты, чтобы хотя бы несколько дней пожить для Бога и своей души?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4137...

Герман (Осецкий Александр Космич), еп. Кавказский Родился 19 февр. 1828 года. Сын священника Ярославской епархии, с. Богородского. В 1847 году окончил Ярославскую духовную семинарию и в 1851 г. СПБ духовную академию со степенью магистра богословия. Ученую степень получил за сочинение: «Преп. Иоанн Лествичник и его Лествица» в 1852 году. 10 сент.1849 г. пострижен в монашество. 24 июля 1851 г. по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен профессором и помощником ректора по богословским наукам в СПБ духовную семинарию. 28 окт.1853 г. перемещен на должность инспектора Новгородской семинарии. 21 ноября 1857 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Кавказской духовной семинарии. С 22 авг.1859 г. – ректор Самарской духовной семинарии. С 7 авг.1863 г. – наместник Александро-Невской Лавры. С 3 марта 1866 г. – настоятель Юрьева Новгородского монастыря. 8 янв.1867 г. хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. С 24 июня 1872 по 1886 г. – епископ Кавказский и Екатеринодарский. 16 февр.1886 г. уволен на покой с назначением быть председателем училищного Совета и настоятелем Донского Московского монастыря. С 1893 г. – почетный член СПБ духовной академии. 13 июня 1894 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 18 дек.1895 года и погребен в Александро-Невской Лавре. Преосв. Герман оставил по себе прекрасную память как заботливый, бескорыстный архипастырь и труженик на поприще религиозно-нравственного просвещения юношества. За время своего управления Кавказской епархией, он много полезного сделал для духовенства, учебных заведений, бедных учителей и учительниц и для миссионерства Это был человек острого ума, строгий законник, талантливый организатор с горячей любовью к доброму делу. В Синоде докладывал о необходимости сосредоточения всего народного образования в руках духовенства. В личной жизни был постником и подвижником. В 1932–33 г. при ликвидации Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры были перенесены на Никольское кладбище три гроба с останками трех архиереев (Германа Осецкого, Гермогена Добронравова и неизвестного) и захоронены у стены кладбища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александро-Невская Зеленчукская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий храм обители Александро-Невская Зеленчукская пустынь (Александро-Афонская мужская пустынь) основана на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (Нижнеархызское городище) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского моастыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 годах с целью восстановления христианства среди мусульман. Содержание История [ править править код ] Основание пустыни [ править править код ] История становления пустыни продолжительна. Сначала, послушник Святогорского монастыря Успенской пустыни Харьковской губернии Изюмского уезда Афанасий Канципа узнал о том, что на Кавказе " в местности Баталпашинского уезда, повыше станицы Зеленчукской… есть три сооруженных храма " . Хотя храмы были разорены, стены и своды остались неповрежденными. 23 мая 1873 года послушник обратился с прошением к епископу Моздокскому Исаакию (Положенскому), викарию Кавказской епархии, разрешить ему " со братиею моею перейти из Святогорского монастыря " и " исправить все три храма " . Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (Осецкий) предписал благочинному XI-ro округа Кубанской области священнику Иоанну Курдюмову осмотреть " означенную местность с развалинами, донести Его священству, удобна ли она для устройства на ней монастыря, какой вид имеют развалины, какие предания о них сохранились в народе, годны ли они для перестройки в храмы Божии " . Епископ хотел получить информацию о том, какие есть исследования о сказанных христианских древностях и, если есть, то " доставить оные в Консисторию или, по крайней мере, указать, где о них и что прочесть " . 30 января 1874 года священник Курдюмов представил свой отчет с ответами на поставленные вопросы и характеристикой местности, как удобной для организации монастыря. Преосвященный Герман поручил всем благочинным Закубанского края сообщать о церковных древностях и потребовал следить за ними и охранять их от дальнейшего разрушения.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Осецкий Александр Косьмич; 19.02.1828, с. Богородское Любимского у. Ярославской губ.- 18.12.1895, Александро-Невская лавра), еп. Кавказский и Екатеринодарский. Род. в семье священника. В 1847 г. окончил Ярославскую ДС, в 1851 г.- СПбДА со степенью магистра богословия за соч. «Преподобный Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования». 10 сент. 1849 г. принял монашеский постриг, 11 сент. того же года рукоположен во диакона, 24 июля 1851 г.- во иерея, в 1854 г. возведен в сан игумена. С 1851 г. профессор и помощник ректора СПбДС, с 1853 г. помощник инспектора, с 28 окт. того же года инспектор Новгородской ДС. Привел в порядок новгородскую Софийскую б-ку и составил ее описание. Герман (Осецкий) еп. Кавказский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Герман (Осецкий) еп. Кавказский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) 2 нояб. 1857 г. назначен ректором Кавказской ДС, 21 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. Добился отмены преподавания татар. и осет. языков в духовных уч-щах и в семинарии Кавказской епархии, что стало предметом конфликта с Кавказским еп. свт. Игнатием (Брянчаниновым) . Святитель направил в Святейший Синод неск. рапортов, указывая на своеволие Г. и его подчинение влиянию неблаговидных священнослужителей. 22 авг. 1859 г. Г. был перемещен на должность ректора Самарской ДС, открытой в 1858 г. 16 окт. 1862 г. назначен членом С.-Петербургского духовно-цензурного комитета, 7 авг. 1863 г.- наместником Александро-Невской лавры , 3 марта 1866 г.- настоятелем Юрьева новгородского муж. мон-ря . 8 янв. 1867 г. Г. был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии, стал первым епископом учрежденного в 1866 г. Сумского вик-ства. 24 июня 1872 г. переведен на самостоятельную Кавказскую и Екатеринодарскую кафедру. С именем Г. связано интенсивное развитие и упорядочение церковной жизни на Сев. Кавказе. 1 окт. 1875 г. было открыто Кавказское епархиальное жен. уч-ще, в 1885-1887 гг. для него было построено отдельное здание. В 1883 г. была закончена постройка здания ДС преимущественно за счет епархии. В память об этом событии было постановлено ежегодно 13 нояб., в день открытия здания ДС, совершать в семинарском храме торжественное богослужение. Г. обратил внимание на 3 церкви IX-XI вв. близ р. Б. Зеленчук, просил начальника Кубанской обл. Н. Н. Кармалина позаботиться об их сохранности.

http://pravenc.ru/text/164773.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXVI. Епархия Харьковская Харьковская епархия учреждена в 1799 г. Двадцать первая в третьеклассных. I. Епископы Слободско-Украинские 1. Христофор Сулима 16 окт. 1799 перев. из викариев Екатеринославских; 6 февр. 1813 уволен на покой и † 18 мая. 2. Аполлос Терешкевич хирот. 14 окт. 1813 из архим. Курского Знаменского монастыря; † 20 янв. 1817. 3. Павел Соботовский (Саббатовский) хирот. 18 февр. 1817 из архим. Смоленского Авраамиева монастыря; 26 янв. 1826 перев. в Астрахань. 4. Виталий Борисов-Жегочев хирот. 28 февр. 1826 из архим. Дубенского монастыря; 12 мар. 1832 перев. в Астрахань. 5. Иннокентий Александров хирот. 19 мая 1832 из архим. Смоленского Авраамиева монастыря; 22 июня 1835 перев. в Иркутск. II. Епископы Харьковские и Ахтырские 6. Мелетий Леонтович , архиепископ, 22 июня 1835 перев. из Иркутска; † 29 февр. 1840. 7. Смарагд Крыжановский , архиепископ, 6 апр. 1840 перев. из Могилева, а 31 дек. 1841 – в Астрахань. 8. Иннокентий Борисов 12 янв. 1842 перев. из Вологды; 14 апр. 1845 пожалован в архиепископа; 1 мар. 1848 перев. в Херсон. 9. Елпидифор Бенедиктов 1 мар. 1848 перев. из викариев Воронежской епархии, а 6 нояб. – в Каменец-Подольск. 10. Филарет Гумилевский , 6 нояб. 1848, из викариев Рижских; 7 апр. 1857 пожалован в архиепископа; 2 мая 1859 перев. в Чернигов. 11. Макарий Булгаков 18 апр. 1859 перев. из Тамбова; 8 апр. 1862 пожалован в архиепископа; 10 дек. 1868 перев. на Литовскую епархию. 12. Нектарий Надеждин , архиепископ, перев. 21 янв. 1869 из Нижнего-Новгорода; † 7 сент. 1874. 13. Савва Тихомиров 7 дек. 1874 перев. из Полоцка. 9 нояб. 1866 учреждено викариатство. «Епископы Сумские» С управлением Куряжского монастыря. 1. Герман Осецкий 8 янв. 1867 хирот. из архим. Новгородского Юрьева монастыря. 2. Вениамин 30 июля 1872 хирот. в викария из ректоров Харьковской семинарии. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010