γνατου. Ωρωπς, 1978, 1997. Русский перевод: Преподобного Отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908. Литература: Герман (Осецкий), иером. Преподобный Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования. СПб., 1854; И.Соколов. Путь к христианскому нравственному совершенству по учению преподобного Иоанна Лествичника . 1886. Ркп. – РГБ ОР. Ф.172. К.392. Ед. хр. 12; П.С.Казанский. Отзыв на студенческую работу И.Соколова . 1886. Ркп. – РГБ ОР. Ф.172. К.393. Ед. хр. 2; [Автор не установлен]. Сочинение о творениях [преподобного Иоанна Лествичника ]. Б.г. Ркп. – РГБ ОР. Ф.172. К.456. Ед. хр. 13; Л.И.Денисов. Жизнь преподобного Иоанна Лествичника , игумена Синайского, и его «Лествица». М., 1900; А.В.Зеланд-Кодратов, сост. «Лествица Добродетелей»: Уроки христианского усовершенствования, по руководству «Лествицы» преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествичника. М., 1905; F.Nau. Note sur la date de la mort de Saint Jean Climaque//BZ. 1902. Bd.11. S.35–37; Афанасий [Малинин], иером. Основной принцип православного пастырства по учению преподобного Иоанна Лествичника , изложенному в его «Слове к пастырю, научающем, каков должен быть наставник словесных овец»: Опыт приложения начал аскетики к пастырскому богословию//ПС. 1910. Ч.2. С.679–720; Ι.Φωκυλδης. ωννης τς Κλμακος//κκλησιαστικς Φρος. 1920. Τ.19. Σ.148, 342–364; S.Rabois–Bousquet, S.Salaville. Saint Jean Climaque: sa vie et son oeuvre//EO. 1923. T.22. P.440–454; L.Petit. Jean Climaque (Saint)//DTC. 1924. T.8 (1). P.690–693; A.Saudreau. La doctrine Spirituelle de Saint Jean Climaque//La vie spirituelle. 1923/1924. T.9. P.353–370; E.Peterson. Περ τν σχολων ες τν Κλμακα//ThLZ. 1930. Bd.55. S.257; idem. Zu griechischen Asketikern (III): Scholien zu Johannes Climax//BNJ. 1932. Bd.9. S.45–54; Nicolae (Corneanu), mitr. Contribuii ale tlmcitorilor români la cunoaterea «Scrii» Sfîntului Ioan Sinaitul//Studii teologice. 1934. idem. Contribuia scoliatilor la înelegerea «Scrii» Sfîntului Ioan Climax//Mitropolia Moldovei i Sucevei.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Весь труд христианского подвижничества состоит в том, чтобы, как говорит апостол Павел, отложить нам прежний образ жизни ветхого человека, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4, 22–24 ). В этом заключается основа Лествицы преподобного Иоанна, основа и ее существенного содержания, и ее общего разделения. Все ее степени – это не что иное, как частные подвиги, посредством которых осуществляются указанные апостолом дела подвижничества или же совершается необходимое приготовление к наилучшему их выполнению. Что касается распределения этих частных подвигов и степеней, то и здесь нельзя не заметить, что Лествица построена в соответствии с приведенными словами апостола. Действительно, за исключением нескольких приготовительных степеней, в Лествице ясно видны две главные части, из которых первая заключает в себе подвиги или степени очищения гнездящихся в ветхом человеке пороков и страстей, вторая – подвиги преуспеяния в духовной жизни, которыми восстанавливается в душе человека образ и подобие Божие. 1 Чтение ее положено в церкви на утренях и часах в простые дни святой Четыредесятницы. См. Устав церковный в главе о святой Четыредесятнице. 3 Кроме того, что можно выбрать из самых сочинений преподобного Иоанна касательно истории его жизни, два писателя, современных ему, также оставили нам сведения о нем. Один из них – инок синайский, живший в его время и писавший как очевидец (составленное им жизнеописание св.Иоанна помещено в книге Vie des Péres des dé " serts d " Orient, par le R.P. Michel. – Paris: Ange Marin, 1824. T.V.). Другой – инок раифский, писавший спустя немного времени после смерти святого на основании свидетельств лиц, которые хорошо знали его. Поэтому в своем сказании, которое помещено в начале Лествицы, он говорит следующее: «Все те, которые имели счастье слушать этого великого человека, из коих есть много поставленных им на путь спасения и доселе шествующих по нему, все те могут засвидетельствовать истину этого рассказа». Особенно же ссылается он на монаха Исаака, которого св.Иоанн избавил своими молитвами от многих искушений, и на авву Иоанна, игумена Раифского, который побудил св.Иоанна написать Лествицу, как свидетелей наиболее знаменитых и по своей близости к преподобному наиболее достойных доверия. Значит, сказания этих двух жизнеописателей игумена Синайского являются наиболее достоверными. Жаль только, что они кратки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Направив ко Господу путь свой, преподобный Иоанн прежде всего начал искать и нашел себе опытного руководителя в подвигах благочестия в лице некоторого Мартирия, долго шествовавшего путем Божиим и бывшего недалеко от врат неба. Своему наставнику и пестуну о Господе он совершенно и всецело вверил себя, как дитя вверяется своей матери. К этому времени его духовного восхождения преимущественно относятся первые степени его Лествицы, по которым он начал восходить под руководством своего отца, каковы: отвержение мирской жизни, отложение житейских попечений и уклонение от мира, особенно же послушание. Еще не дав решительного обета отречения от мира и мирской жизни, он успел совершенно отрешить от них свою душу и свое сердце. Еще будучи послушником, св.Иоанн являл такую ревность к благочестию, которую редко можно найти в подвижниках столь раннего возраста. «Он,– говорит Даниил Раифский, его жизнеописатель, – смотря на святую гору, устремлял горе свой ум и возносил его к Богу невидимому. Предприняв бегство от мира, как средство к укрощению страстей юности, он стяжал смирение самое глубокое, заключил навсегда доступ к своему сердцу демону суетной славы и суетной надежды на свои силы» 8 . Что касается его послушания, его преданности своему духовному отцу Мартирию, то и в этом отношении он явил для нас собою высокий образец. По свидетельству того же жизнеописателя, Иоанн отдал всю свою душу в полное управление своего наставника, вполне подчинился его руководству. Он до такой степени сделался как бы мертвым для своих собственных наклонностей, что, казалось, его душа не имела ни собственного ума, ни собственной воли. Таким образом, св. Иоанн начал с того, с чего должен начать всякий, вступающий на путь Божий. «Исшедшие из Египта, – говорит Преподобный, – имели вождем Моисея, а убежавшие из Содома – Ангела. Так и желающие выйти из духовного Египта и избежать мысленного фараона, имеют нужду в некоем Моисее, в ходатае к Богу, который воздевал бы о них к Богу свои руки, чтоб они перешли греховное море и обратили в бегство духовного Амалика. Дитя, не имеющее сил подняться на гору, на руках отца может достигнуть самой вершины ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Кажется, св. Иоанн Лествичник , окончив свое сочинение, жил недолго. Синайским монастырем он управлял не более четырех лет, после чего решился оставить его и возвратиться в свою любимую пустыню (Фола). Он возвратился в нее с прежней охотой и склонностью к уединенной жизни. Оставляя начальство над монастырем, он поставил на это место своего брата по имени Георгий, который, впрочем, вскоре после преставления св. Иоанна также переселился на небо. Когда блаженный Иоанн, в возрасте восьмидесяти лет, приближался к своему последнему часу, пришел навестить его брат и весь в слезах сказал ему: «Так ты оставляешь меня, брат, без помощи и защиты? Просил я Бога, чтобы ты послал меня к Нему – думают, что св. Иоанн был его старшим братом – прежде, чем сам пойдешь; потому что без тебя я не могу управлять этим святым обществом, и мне страшно видеть, что ты отправляешься прежде меня!» св. Иоанн ободрил его и утешил. «Не скорби, брат, – сказал он ему, – если только я могу сделать что-нибудь пред Богом, то привлеку тебя к себе раньше, чем через год». Это исполнилось на самом деле, так как игумен Георгий умер спустя десять месяцев после своего брата. Полагают, что святой Иоанн Лествичник умер в 605 году или никак не позже следующего года. День кончины его празднуется 30 марта. Лествица преподобного Иоанна Лествичника Лествица написана преподобным Иоанном Лествичником , как мы видели в жизнеописании его, по просьбе преподобного Иоанна Раифского – изложить главные обязанности монашеского звания, дать руководство инокам, по которому бы они могли благоустроить свою жизнь, шествуя благонадежнейшим путем к высшему совершенству. В своей книге преподобный Иоанн Лествичник , действительно, изложил все полезное инокам, раскрыл все главнейшие подвиги, какие они должны пройти и совершить. Порядок, в каком представлен круг иноческих обязанностей в Лествице, имеет глубокое значение. В духовной жизни очень важно знать, с чего начать и как повести дело своего исправления и спасения. От незнания этого часто оказываются бесплодными многочисленные и тяжкие труды и подвиги. Преподобный Лествичник и по своему опыту, и по опыту других вполне сознавал это, и в своей книге не раз выражал мысль о великой важности для подвижников соблюдения правильной и строгой постепенности в совершении подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Поэтому, согласившись, по настоянию преподобного Иоанна Раифского, быть руководителем иноков, святой муж не довольствовался тем, чтобы дать им только сухой перечень обязанностей их звания, но желал указать и наилучший благонадежнейший порядок совершения подвигов, желал показать, в какое время лучше и полезнее преимущественное упражнение в той или другой добродетели, преимущественная усиленная борьба с тем или другим пороком. Для этого в своей книге он старался располагать и соединять подвиги, которые должен пройти инок, по связи их между собою не столько логической, сколько практической, основанной на накопленным им и другими синайскими подвижниками опыте духовной жизни. Не станем доказывать, будто порядок жизни духовной, предначертанный преподобным Иоанном, безусловно точен, строг и неизменен. Но смело можем утверждать, что Лествица преподобного Иоанна представляет благонадежнейшее руководство к достижению высшего христианского совершенства. За достоинство ее, за верность, прямоту и безопасность показываемого ею пути нравственного преуспеяния ручаются опыты многочисленных подвижников синайских и собственный глубокий духовный опыт самого св.Иоанна. Такому ручательству смело можно довериться. Не отвергаем того, что естественная предрасположенность человека, обстоятельства жизни, виды и намерения Промысла Божия, время и место подвига – все это может давать благочестивому стремлению подвижника различное направление и производить в подвигах различные перемены. Жизнь духовная в частностях может разнообразиться почти до бесконечности. Но, однако, у всех есть нечто общее в ходе духовной жизни точно так же, как и телесной. Поэтому и Лествица св. Иоанна может и мирянину, ищущему своего спасения, оказать действенное и важное пособие. Эта мысль принадлежит не нам, а Святой Церкви. Не напрасно она в святые дни говения, когда христиане наиболее расположены заниматься делом своего спасения, предлагает в руководство всем без различия Лествицу. Внимательное изучение такого общеназидательного отеческого писания может быть в высшей степени поучительно для всякого мыслящего и благочестивого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Бог благоволил сделать его известным нескольким жившим вблизи лицам, которые приходили к нему советоваться в сомнительных случаях. Советы, полученные ими, были столь основательны и спасительны, что во всякое время стали приходить к нему посетители, побуждаемые молвою о нем. Слава его распространилась и за пределы пустыни Синайской, привлекая к нему мирских людей всех состояний 19 , которые приходили просить у него наставлений в жизни. Замечателен в этом случае один из собственных его рассказов. Однажды пришли к нему миряне, мало заботившиеся о своем спасении и оправдывающие свою порочность и нерадение такими словами: «Каким образом можно проводить жизнь подвижническую нам – людям женатым и отягощенным общественными обязанностями, которые опутывают нас подобно сетям?». «Я, – говорит св. Иоанн, отвечал им так: «Делайте добрые дела, какие можете, не отзывайтесь ни о ком в оскорбительных выражениях, не крадите, не обольщайте никого ложью, ни против кого не восставайте с дерзостью, не питайте ни к кому ненависти, не пропускайте церковных Богослужений, имейте любовь и сострадание к бедным, не подавайте никому повода к соблазну, храните супружескую верность. Если будете поступать таким образом, то не будете далеки от царствия небесного» 20 . Так этот муж, просвещенный Духом Божиим, предписывал правила спасения всякому, исходя из его положения, не требуя ни от кого подвигов выше сил и возможности. Столь обильные плоды добродетелей заслуживали со стороны братий св.Иоанна больше удивления, чем зависти. Но дьявол , желая воспрепятствовать тому добру, которое приносили святые наставления человека Божия внимавшей ему братии, искусил некоторых пустынников злобной завистью, и те имели несчастье поддаться искушению. Вместо того, чтобы самим прибегнуть к столь полезному и назидательному учению, они стали осуждать св. Иоанна как человека, который, будучи пустынником, нарушал законы молчания. Святой, еще более руководимый всегда свойственным ему духом опытности и смирения, не желая раздражать завидовавших, рассудил лучше уступить клеветникам, хотя некоторые братья и должны были лишиться его наставлений. Он объявил посещавшим его, что не хочет более говорить ни с кем, и заключил в своей келье сокровища, которые расточал до сих пор в духе любви. Самому ему любезно было молчание, но лица, доведшие его до молчания своими клеветами, вынуждены были, наконец, сами соединиться с другими братьями, чтобы побудить его снова раскрыть златословесные уста, из которых текли небесные речи. Их поразило смирение св. Иоанна. Сознавшись, что они своей завистью лишили своих собратий многих благ и в отношении к Преподобному поступили несправедливо, они вместе с прочими умоляли угодника Божия не лишать их более своих спасительных наставлений. Блаженный Иоанн, всегда уступавший другим, скоро склонился на их просьбы и с любовью возвратился к своему прежнему образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Макарий Булгаков 1850–1868 с 1862 года архиепископ Нектарий Надеждин, архиеп. 1869–1874 Савва Тихомиров , еп. 1874–1879 Иустин Охотин, еп. 1879–1882 Амвросий Ключарев 1872 с 1886 года архиепископ Сумское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872 Вениамин Платонов 1872–1883 Геннадий Левицкий 1883–1886 ПетрЛосев 1887–1889 Владимир Шимкович 1890–1892 Иоанн Кратиров 1893–1895 Петр Другов 1895 Новомиргородское викариатство Учреждено в 1856 году. Епископы (в Херсоне): Антоний Смолин 1859–1862 Софоний Сокольский 1863–1871 Нафанаил Соборов 1872–1879 Израиль Никулицкий 1879–1883 Долмат Долгополов 1883 Николай Заркевич 1884–1885 Иустин Полянский 1885–1889 Николай Адоратский 1890–1891 Мемнон Вишневский 1891 Елисаветградское викариатство Учреждено в 1880 году. Епископы (в Одессе): Неофит Неводчиков 1880–1883 Мемнон Вишневский 1884–1891 Акакий Заклинский 1891–1894 Иоанн Кратиров 1895 Черниговская. 82 Учреждена в 991 году. 83 Кафедра в Чернигове. 84 Епископы: Неофит I 992–1021 Мартирий Феодул упом.1051 Неофит II 1070–1080 Иоанн I (Исайя) 1080–1112 Феоктист 1113–1123 Парфений упом.1124 Пантелеймон упом.1132 Онуфрий 1143–1147 Евфимий 1148–1150 Антоний I, грек 1158–1168 Порфирий I 1177–1230 Порфирий II 1239 Епископы Черниговские и Брянские: Захарий. упом.1215 и 1220 Митрофан. упом. 1282 Арсений упом. 1299 Павел I хир.1332 Иоанн II упом. 1345 Брянские и Черниговские: Нафанаил 1356–1376 Григорий 1377 Исаакий упом.1415 Евфимий II 1458–1464 Феофан (Феодор) 1465–1473 Нектарий до 1499 Иона 1499–1500 Архиепископы Черниговские и Новгород-Северские: Зосима Прокопович, еп. 1648–1656 Лазарь Баранович 1657–1692 с 1667 года архиепископ Феодосий Углицкий, святой 1692–1696 Иоанн Максимович , святой 1697–1712 Антоний Стаховский 1713–1721 Иродион Жураковский 1722–1734 Иларион Рогалевский 1735–1738 Епископы Черниговские и Новгород-Северские: Никодим Скребницкий 1738–1740 Антоний Черновский, митроп. 1740–1742 Амвросий Дубневич 1742–1750 Ираклий Комаровский 1752–1761

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5-го сентября 1858-го года учреждено Выборгское викариатство. Заведывание Петербургской епархией и Лаврою после кончины митрополита Григория, впредь до назначения нового митрополита, возложено было Святейшим Синодом на Петербургского викария, епископа Ревельского Леонтия, который и оставался во главе управления епархии и Лавры до назначения нового митрополита, в течение двух недель 4060 . Владыка Леонтий, в мире Иван Алексеевич Лебединский, родился в 1822-м году. Его отец – священник Воронежской епархии. При окончании в 1847-м году курса Петербургской Академии со степенью магистра он привяз монашество и служил на духовно-педагогическом поприще, в 1851-м году был назначен инспектором Киевской Семинарии, в 1853-м году – Академии и произведен во архимандрита. В 1856-м году назначен ректором Владимирской Семинарии, в 1857-м году переведен в Новгородскую, в 1859-м году – в Петербургскую. 13-го марта 1860-го года хиротонисан во епископа Ревельского. В 1863-м году он получил Подольскую кафедру, через 10 лет получил архиепископство, в 1874-м году переведен в Одессу, в 1875-м году в Варшаву, в 1883-м году получил звание члена Святейшего Синода, в 1891-м году назначен митрополитом Московским и скончался в Москве 1-го августа 1893-го года 4061 . Глава восьмая. Митрополит Исидор (Никольский). 1860–1892 Биографические сведения. Архипастырское служение на Петербургской кафедре, кончина и погребение. Наместники – архимандриты: Никанор (Ильинский), Герман (Осецкий), Поликарп (Гонорский), Ювеналий (Половцев) , Никодим (Белокуров), Симеон (Линьков), Антоний (Люцернов), Иннокентий (Данилов), Исаия (Булин). Устройство новой крестовой церкви Успения Божией Матери с приделом святителя Тихона Задонского . Переустройство отопления в собор; малахитовая сень. Никольское кладбище. Ссуда. Никольская церковь . Тихвинская церковь. Церковь Всех Святых и Свято-Троицкий храм в Киновии. Исидоровская церковь . Отчисление прихода от Скорбященской церкви; роспись церкви. Назначение Александро-Невского иеромонаха Нестора (Засса) епископом Алеутским. Дело иеромонаха Феодосия. Лаврские служители после 19-го февраля 1861-го года. Ладожское викариатство

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Заградив источник зла в своем сердце, смирив свою – волю, подвижник мог бы, по-видимому, начать очищение себя от всех нечистот греховной жизни. Но прежде ему нужно еще стяжать дух покаянный и сокрушенный, предварительно нужно ясно сознать всю опасность своего нравственного состояния. Ему нужно внимательно и подробно рассмотреть и взвесить все свои недостатки и слабости, чтобы знать, против чего и в какой мере надо бороться, когда приступит к самому делу освобождения себя от прежней греховной жизни. Вслед за послушанием подвижнику нужно стяжать живое и деятельное покаяние. Послушание способствует этому: оно уничтожает самообольщение, рассеянность и леность, помогает подвижнику обратить испытующий взор на самого себя и разоблачает перед ним всю его душу, так что подвижник беспрепятственно видит всю свою греховную нечистоту. Говоря здесь о покаянии, преподобный Иоанн разумеет не только периодическое очищение своей совести исповедию перед отцом духовным, но, в первую очередь, постоянное сокрушение сердца о содеянных беззакониях, непрестанное взывание к милосердию Божию, труды и томление плоти долговременные, как наказание за прежние неправды. «Покаяние есть осуждение самого себя; кающийся есть непостыдный осужденник, и покаяние, – говорит он, – между прочим, есть постоянное отвержение телесной нежности. Кающийся есть истязатель самого себя». Желая изобразить, как надо совершать это святое дело покаяния и как возбудить себя к нему, преподобный Иоанн почел за лучшее представить и описать, как каялись подвижники, искренно проникнутые сознанием своей духовной нищеты. Эти блаженные труженики занимали место мрачное и темное, не представляющее никаких утешений, которое потому и называлось Темницею. От полноты сердечного сокрушения они проводили целые ночи без сна, стоя на одном месте и взирая на небо, испускали стенания и вопли и проливали целые потоки слез, носили вретище, посыпали главу свою пеплом. Далеко от них изгнано было все непристойное, смех, празднословие и т.п. Каждый в молчании ума и души, в глубоком уединении размышлял о своих грехах и оплакивал их, ничем посторонним не занимаясь и не развлекаясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010