В отдельных случаях закон упоминает об ответственности хозяина барки за лоцмана и корабельщика (Уст. Пут. Сообщ. 188; Уст. Торг. 253–255); за приказчика (Уст. Торг. 24). Ответственность владельца за своих животных, когда от них последовал вред или ущерб, основывается также на вине хозяина. Он отвечает, по нашему закону (не вообще за своих домашних животных, но в особенности), за диких и других опасных животных, если виновен в недосмотре за ними или принятые им меры предосторожности были явно недостаточны (ст. 688 и Касс. реш. 1875 г., N 628). Стало быть, хозяин не отвечает за укушение собакой, если окажется, напр., что ее раздразнили те, кого она кусала. Количество вреда и убытков определяется во всех сих случаях по правилам ст. 675. В отдельных случаях закон указывает особый размер вознаграждения и особый способ определения убытков. Так, корабельные служители отвечают по мере получаемой платы (Уст. Торг. 234, 408); за убыток от насильственных действий при постое – имеются особые правила в Уст. Зем. Пов. 518 по Прод. 1890 г.; там же в прим. 2 (по Прод. 1890 г.) к ст. 419 содержится правило об оценке убытков чрез особую комиссию. В ст. 683 Зак. Гражд. постановлены правила об ответственности железнодорожных и пароходных предпринимателей за причинение смерти или вреда здоровью пассажиров. Комиссия, разрабатывавшая проект этих правил, приходила к заключению, что юридическое основание сей ответственности состоит в солидарности предпринимателей с предприятием и приставленными к нему лицами, а не в неверном выборе агентов и недостаточности надзора за ними; что право на вознаграждение принадлежит всем потерпевшим убыток, а не тем только, кои специально указаны были в 657–662 ст. Зак. Гражд.; что сумма вознаграждения должна быть в зависимости от средств существования потерпевшего, а не от средств ответчика; что истцу не предстоит доказывать вину со стороны агента, а ответчик должен в подлежащих случаях доказывать отсутствие сей вины; что количество вознаграждения и по решении дела может изменяться или увеличиваться с изменением личных обстоятельств потерпевшего. Рассматриваемые правила (на которых очевидно отразился германский закон 1871 г.) получили силу закона в следующем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Пий IV в Булле In eligendis (1562 г.) объявил, что избрание папы не обязательно может проходить на конклаве, однако это решение отменил Григорий XIII (1572–1585). Детали проведения конклава скрупулезно сформулировал Григорий XV (1621–1623) в буллах Aeterni Patris (1621 r.), Decet Romanum Pontificem (1622 г.) и Caeremoniale Romano Pontifice, однако Пий VI (1775–1799) буллой Quum nos superiore аппо позволил кардиналам менять по своему усмотрению некоторые положения о конклаве (например, решать, собираться ли за закрытыми дверями), а Пий IX в булле In hac sublimi (1871 г.) разрешил кардиналам большинством голосов решать, проводить ли выборы в запертом помещении. Вопросам конклава Пий IX посвятил также конституции Licet per Apostolicas Litteras (1874 г.) и Consulturi (1877 r.), a также «Регламент, обязательный к соблюдению Священной Коллегией в период, когда Апостольский престол вакантен» (1878 г.). Начиная с XVI в. некоторые католические нации получили право вето. В соответствии с неофициальной практикой каждое государство имело лишь одну возможность использовать это право через кардинала, который ее представлял. Вето нельзя было использовать против уже выбранного кандидата; оно накладывалось, если какой-либо кандидат набирал значительное количество голосов, но еще не был выбран, перед следующим туром голосования. После упразднения Священной Римской империи германской нации право вето перешло к Австрии, как ее преемнице. Последний случай использования этого права произошел, когда Ян Мауриций Павел кардинал Пузина де Козелско на конклаве 1903 г. от имени австрийского императора наложил вето на кандидатуру Мариано кардинала Рамполла (он получил 29 из 60 голосов) и 55 голосами папой был выбран кардинал Сарто. Став папой Пием X, тот сразу же запретил практику вето (апостольская конституция Commission nobis от 20 января 1904 г.) и постановил, что кардинал, который от имени своего правительства использует это право, может быть отлучен от церкви или лишен причастия. Β XX в. папы неоднократно уточняли нормы, обязательные к соблюдению в период sede vacante (Пий X в булле Vacante Sede Apostoiica, 1904 r.; Пий XI в motu proprio Cum proxime, 1922 r., и в апостольской конституции Quae divinitus, 1935; Пий XII в апостольской конституции Vacantis Apostolicae Sedis, 1945 r.; Иоанн XXIII в motu proprio Summi Poniificis electio, 1962 r.). Павел VI апостольской конституцией Romano Pontifici eligendo (1975 г.) установил несколько измененный порядок проведения конклава: ввел возрастной ценз для выборщиков (80 лет); подтвердил, что выборы должны проходить только в Апостольском дворце в Риме, отменив тем самым постановления Григория XV; ограничил число выборщиков ста двадцатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

266 Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, признанный родоначальник европейского рационализма Нового времени. Гроций Гуго де Гроот (1582–1645) – голландский юрист и социолог, один из основателей теории естественного права. 267 Неточная цитата. У Достоевского: «Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел за Тобою, прельщенный и плененный Тобою». Достоевский Ф.М. Великий инквизитор//О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 1991. С.32. 268 Местр Жозеф Мари де (1753–1821) – французский публицист, политический деятель и религиозный философ. Один из идеологов клерикально-монархического движения. 271 Энтелехией Аристотель называет актуальность, осуществление в противоположность возможности. Энтелехия есть цель и разум потенциально существующего. Первой энтелехией организма является душа. 272 Впервые: Der Staat, das Recht und die Wirtschaft des Bolschewismus. Darstellung und Wertung seiner geistiger Crundlagen. Berlin. Crunewald. 1925. SS.5–20. (Государство, право и хозяйство большевизма. Изложение и оценка его духовных основ. Берлин, Грюневальд, 1925. С.5–20). На русском языке статья С.Л.Франка публикуется впервые. Перевод принадлежит А.Г.Власкину. 273 На II съезде РСДРП (Российской социал-демократической рабчей партии), состоявшемся в Брюсселе и Лондоне с 17 по 24 июля 1903 г. при выборах в центральные органы партии сторонники радикальной, ленинской линии получили большинство мест. С тех пор сторонников В.И.Ленина стали именовать большевиками. Уже ко времени III съезда РСДРП (апрель, 1905 г., Лондон) партия фактически разделилась на большевистскую и меньшевистскую фракции РСДРП (б) была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) на VII экстренном съезде 6–8 марта 1918 г. 275 Бисмарк Отто (1815–1898) – германский государственный деятель, осуществивший объединение Германии в 1870–1871 гг. в результате ряда победоносных войн. Составитель не смог выяснить, при каких обстоятельствах Бисмарком было высказано это суждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

1962. Т. 21. С. 30 и сл. 565 Доклад О. Μ. Иоаннисяна на Лазаревских чтениях 2004 г. подчеркнул родственные взаимосвязи германских Оттонов и русских Мономаховичей См. также: Назаренко А. В. Древняя Русь. С. 616; Wörn D. Armillae aus dem Umkreis Friedrich Barbarossa – Napleniki Andrej Bogoljubskij//JbGOE. 1980. Bd. 28. S. 391 ff. 566 Не случаен гневный ответ Мстислава Ростилавича Андрею: «Мы тя до сих мест акы отца имели по любви, аже еси с сякыми речьми прислал, не аки ко князю, но аки к подручнику... (курсив мой. – Г. К.)» (Ипатьевская летопись//Летопись по Ипатьевскому списку. СПб., 1871. С. 389). См также: Котляр Η. Ф. Дипломатия Южной Руси. СПб., 2003. С. 202–205. 567 В русской историографии фигура Андрея (местно канонизированного в XVIII в. за свою мученическую кончину) рассматривается исключительно в панегирических тонах. Еще один существенный акцент: Андрей – предтеча будущих московских князей, осуществивших пресловутую централизацию Руси. Монография с исчерпывающей предшествующей литературой: Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь... С. 38 и сл. Более объективный тон принят лишь в западной историографии (см.: Hurwitz Е. Andrej Bogoljubskij: Policies and Ideologie. Columbia, 1972; Vodoff W. Un «party théocratique» dans la Russie du XII siècle? Remarques sur la politique ecclésiastique à André de Bogoljubovo//Cahiers de civilization médiévale. 1974. Vol. 17. 1. P. 193 ff.), a также в отечественных работах недавнего времени (Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков. Μ., 2001. С. 65 и сл.; Кобрин В. Б., Юрганов А. Л. Становление деспотического самодержавия; Курганов А. Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России//Отечественная история. 1996. 3. С. 93 и сл.). 568 Воронин H. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. С. 23 и сл., 131; Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. С. 64 и сл.; Иоаннисян О. Μ. 1) Зодчество древнего Галича. С. 185 и сл.; 2) Основные этапы... С. 41 и сл. 571 Следует, однако, оговорить, что Суздаль по завещанию отца не принадлежал Андрею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ввиду того, что прусское правительство, само почувствовав силу папского абсолютизма, в это время открыло поход против него, особенно в области народного образования, старокатолическое движение, как составлявшее живой протест против того же абсолютизма, было ему на руку, и знаменитый государственный канцлер Германской империи князь Бисмарк открыто стал принимать сторону старокатоликов, чем оказал – к сожалению только на время – большую поддержку всему движению. Одновременно с благоприятным поворотом в отношениях светской власти к старокатолицизму в Пруссии, такой же поворот в отношениях к нему обнаружился и в другом государстве, союзном Германской империи – в Баварии. И там, как и в Пруссии, видимым выражением этого служило, прежде всего, сочувствие правительственной власти к отлученным от церкви профессорам Деллингеру и Фридриху. Вскоре же после объявленного им отлучения, обоим им было высочайше даровано звание членов капитула Максимилианского ордена, и ; кроме того, Деллингер получил от баварского короля Людвига II письмо, в котором глава государства, с одной стороны, хвалил его за твердость, обнаруженную в вопросе о признании догмата папской непогрешимости, а с другой сожалел о поведении архиепископа Шерра, объясняя это поведение малодушием, происшедшим от старости. Кроме Пруссии и Баварии, старокатолицизм встретил некоторое сочувствие и со стороны других германских государств, как в Бадене, Вюртемберге и др. Все это в значительной степени подняло дух старокатоликов, и они могли заняться внутренней организацией своей общины. С этою целью созван был первый старокатолический конгресс в Мюнхене (22 – 24 сент. 1871 г.), который дал санкцию для образования самостоятельных общин, высказав желание, чтобы «во всех местах, где существует потребность и где есть достаточное количество людей, составлялись правильные приходы». С этого времени собственно, начинается появление старокатолических общин в различных местах, как в Германии, так и в Швейцарии. Общины эти, в большинстве случаев, впрочем, далеко еще не представляли из себя строго организованных приходов, так как даже и в Германии старокатолики все еще находились в крайне тяжелом положении, затруднявшем всякую более или менее правильную церковную организацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

  НОВЫЕ СТРАНИЦЫ МОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ   Опубликовано издательством «Фламмарион» в 1965 г. Фрагмент печатался в сборнике «Над Сеной и Уазой» (М., «Прогресс», 1985). В данной книге впервые представлены избранные главы.   Беко Жильбер (р. 1927) — популярный французский актер, композитор и певец. Марк Алин (р. 1937) — французский поэт и журналист, мастер пейзажной лирики; автор книги о поэзии Мориака («Этюд о творчестве Мориака с приложением избранных текстов», 1960). «Созерцания» (1856) — поэтический сборник В. Гюго. Бог Термин — как и он, застыли мы на грани — Цитируется строка из поэмы А. де Виньи «Дом пастуха» (сб. «Судьбы»). Межевые столбы заканчивались изображением римского бога Терминуса (по-латыни «конец»). Руайе-Коллар Пьер Поль (1763—1845) — французский политический деятель, адвокат, глава партии доктринеров. Ле Руа Эжен (1836—1907) — французский писатель, автор романа «Жаку-бродяга» (1899), повествующего о крестьянском юноше, который мстит помещику за гибель родителей и поднимает крестьянское восстание. Действие происходит в Перигоре (ныне деп. Дордонь), где писатель провел почти всю жизнь. «Путешествие двух детей по Франции» (1886) — роман детской писательницы г-жи Фуйе, выступавшей под именем Ж. Брюно. Изображены странствия двух детей по дорогам Франции после смерти их отца, во время германской аннексии лотарингского города Фальсбура (1871). 125 «Нувель ревю франсез» — литературно-критический ежемесячник, основанный в 1909 г. группой писателей, близких А. Жиду; пропагандировал идеи «чистого», «независимого» искусства, но предоставлял возможность печататься писателям других ориентаций. Геон Анри Леон Ванжон (1875—1944) — французский писатель, один из авторов пьес для театра «Вьё коломбье» («Старая голубятня»). Копо Жак (1879—1949) — французский режиссер и актер, руководивший в 1913—1924 гг. театром «Вьё коломбье». В 1936—1941 гг. работал в театре Комеди-Франсез. Дю Бо Шарль (1883—1939) — французский литературный критик-спиритуалист, автор многочисленных статей о литературе («Приближения», т. 1—7, 1922—1937), посвященных в основном писателям католической ориентации. Ему принадлежит книга «Франсуа Мориак и проблема католического романиста» (1933).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Это одновременное влияние двух противоположных течений особенно ярко выступает тогда, когда увеличивается опасность со стороны папизма. Один из таких моментов Германия переживает и в настоящее время. Сознание необходимости объединения, – в виду наступательного движения Рима, – достаточно глубоко проникло в массы протестантского общества, но религиозный и политический сепаратизм слишком силён, чтобы эта цель могла осуществиться вполне: многочисленные протестантские группы, даже самые микроскопические, – ревниво, как неприкосновенную святыню, оберегают индивидуальные особенности своего вероисповедания, – и попытка к действительному объединению, т. е. к объединению на почве догматической, была бы по меньшей мере несвоевременной; об ней никто и не мечтает. Иное дело – внешняя сторона религиозной жизни, единство управления, ор- —547— ганизации, представительства. Здесь ещё возможно добиться соглашения, хотя и не без трудностей, как учит история 591 . Как известно, после победы над французами, в 1871 г., отдельные немецкие государства слились в единую Германскую Империю: прусский король стал германским императором, представители правительств объединились в союзном совете (Bundesrat), выборные от народа составили рейхстаг (Reichstag). Но это слияние не коснулось церковных отношений: „местные церкви“ (так называет Landeskirchen), т. е. церкви отдельных союзных государств продолжают жить совершенно обособленной жизнью. Во главе такой церкви стоит Landesherr (правитель государства) с титулом summus episcopus; ему подчинены консистории; в более крупных государствах между консисториями и „верховным епископом“ находятся промежуточные органы церковного управления в виде „верховного церковного совета“ (Oberkirchenrat в старых провинциях Пруссии, в Бадене, Ольденбурге, Саксен-Мейнингене, Мекленбург-Шверине), или „верховной консистории“ (Oberkonsistorium, напр., в Баварии, Гессене), или же, наконец, в виде министерства культа (напр. в новых провинциях Пруссии, в Вюртемберге, Саксонии).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

возглавил герц. Карл Вильгельм Фердинанд Брауншвейг-Вольфенбюттельский (с 1780 правящий герц. Карл II). Однако уже вскоре прусское М. возродило в своих рядах религиозно-мистическое учение розенкрейцерства, в котором доминировали оккультные науки. Розенкрейцерство поставило также задачу распространения в Европе унифицированного, «научного» М., предусматривавшего формирование особой административной надстройки для замены высших степеней в М. Устав ордена розенкрейцеров (1767), возрожденного в Пруссии по масонской модели усилиями И. Вёлльнера, Ф. Л. Шрёдера, Ф. Х. Оттингера и др., предусматривал 9 градусов посвящения. В 1779 г. орден, получивший большую популярность в европейских странах и в России, насчитывал ок. 2 тыс. адептов. Сторонником и покровителем масонов-розенкрейцеров, к-рые фактически подчинили себе Великую национальную материнскую ложу, был наследник престола Фридрих Вильгельм (в 1786-1997 кор. Фридрих Вильгельм II; был принят в орден Злато-розового Креста древней системы в 1781). В 1770 г. противник «строгого послушания» И. В. фон Циннендорф разработал и внедрил в масонскую практику альтернативный ритуал (на базе Шведского), принятый Почтенной Великой национальной ложей франкмасонов Германии (гроссмейстер - принц Людвиг Георг Карл Гессен-Дармштадтский). Окончательный удар ритуалу «строгого послушания» нанес масонский конвент в Вильгельмсбаде (ныне в черте Ханау), состоявшийся в 1782 г. под председательством герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Делегаты конвента отвергли тамплиерскую версию происхождения М., которое, по их мнению, было древнее католического духовно-рыцарского ордена. Принятое решение было одновременно направлено против попыток баварского ордена иллюминатов (создан проф. ун-та А. Вейсгауптом; в 1776-1784 действовал под видом структуры «вольных каменщиков) добиться усиления заговорщических политических тенденций в М. Провозглашение Германской империи (1871) способствовало дальнейшему росту влияния М. Мн. представители династии Гогенцоллернов и дворянства имперских земель стали масонами.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

Л. открыли миссии во Вьетнаме, в Египте, Индии, Индонезии, Эфиопии, Японии. Л. из Испании работали в странах Лат. Америки (с 1819 - в Бразилии, с 1853 - в Чили, с 1858 - в Перу, с 1859 - в Аргентине, с 1862 - в Гватемале, с 1880 - в Парагвае, с 1884 - в Уругвае). Во время гонений на христиан в Китае при имп. Даогуане (1820-1850) в 1827 г. были закрыты резиденция Л. и семинария, мученически погибли франц. Л., католич. святые Франсуа Режи Кле (1748-1820) и Жан Габриэль Пербуар (1802-1840). Тем не менее отдельным миссионерам удалось сохранить позиции в этой стране, напр. Пьеру Мари Альфонсу Фавье (1837-1905), апостольскому викарию Сев. Чжили в 1899-1905 гг., пользовавшемуся авторитетом не только среди миссионеров и европ. дипломатов, но и в кит. придворных кругах; в 80-х гг. XIX в. он был посредником в переговорах между Китаем и Папским престолом; в 1900 г., во время боксерского восстания, принял в миссии Л. в Пекине ок. 3,5 тыс. христиан и морально поддерживал их, когда мятежники осадили здание миссии. В Германии община Л. появилась в 1832 г.; во время проведения О. фон Бисмарком политики Культуркампф (1871-1878) члены конгрегации были изгнаны из Германской империи. Во Франции, согласно принятому в 1901 г. Закону об ассоциациях и религиозных конгрегациях, Л. стали одним из 5 «признанных» мужских религ. объединений. В 1947 г. генеральным настоятелем Л. впервые был избран американец. В Российской империи общины Л. появились на польск. территориях, присоединенных после разделов Польши. В кон. XVIII в. они объединились в Литовскую пров. (под упр. Л. находилась семинария в Вильно), однако в отношениях с руководством конгрегации польские Л. испытывали значительные трудности. Польск. восстания 1830 и 1863 гг. одним из последствий имели закрытие обителей Л. В кон. XIX в. ссыльный священник польск. происхождения пытался вести проповедническую деятельность в окрестностях оз. Байкал. В 1997 г. апостольский администратор для католиков лат. обряда Зап. Сибири еп. Иосиф Верт возложил на Л.

http://pravenc.ru/text/2462507.html

640 Barton Drake. Unexplored Syria. 2, 288; Petrie. Tell-el-Hesy. 49; Lortet. La Syrie d " aujourd " hui, 139. Richard, abbé. Découvertes d " instruments de pierre en Egypte, an Sinai et au tombeau de Josué,1871. 646 Известный французский путешественник по Кавказу, Дюбуа, называл мегалиты Крыма в Кавказа несомненно киммерийскими, si eminemment kimmeriens. (Du bois. Voyage autour da Caucase. 1839, t. 4, p. 328). 648 На этом основании и Ленорман (Les premières civilisations 1, 76–78) признавал необходимым приписывать мегалитические памятники не кельтам, a расе, предшествовавшей кельтам в Галлии и порабощенной кельтами. 652 См. перевод немецкого оригинала путешествия Палласа в Записк. Одесск. Общ. Ист. и Древн. XIII, 80. 654 Мы пропускаем здесь фантастическую гипотезу Saint-Yves d " Alveydréa (Mission des Juifs, 1884, p. 136 и д.), по которой мегалитические камни были делом белой расы гибборимов или иперборейцев, обитателей северного полушария, к которым равно принадлежали и кельты и евреи, в их общей борьбе с предварившею их по владении миром черною расою. 659 Sitzungsber. d. historischen Classe d. К. В. Akademie d. Wissenschaften zu München. 1888, Heft II, 229–246. 660 Revue d " Anthropologie, 1886, t. 1, 10–24. Впрочем, другие исследователи признают тот тип, который описывает Вернò, за остаток германского племени Вандалов. 667 Такое сведение передается в Путешествии Палласа (Записки Одесск. Общ. Ист. и Древн. XII, 203). В настоящее время не слышно уже такого предания у крымских татар; по крайней мере нам не удалось найти на месте подтверждения для него. 676 Ср. Иосифа Флавмя Antiquit VIII, 6, 4. По свидетельству Страбона (Геогр. 1, 2. 35), существовали предания о плавании финикиян в Индийском океане и даже о большой океанийской колонии Сидонян на берегах Персидского залива. И Геродот свою историю начинает сообщением, вышедшим из персидских источников, что финикияне первоначально жили на юге у Ерифрейского (Красного) моря. Дальше это сказание Геродот считает и финикийским (гл. VII, 89). Этим объясняется раннее и близкое знакомство финикиян с соседним Малабарским берегом Индии, а равно и существование мегалитических памятников на Аравийском полуострове.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010