л. 160. Тогоже препод. отца нашего аввы Касияна Римлянина сказание разсудно о злых осмих помышлениих. Нач. Первое воображение общежительствующих счинивше слово. Бесед 8. л. 186. Тогоже о воспоминании смерти и ненавидети мира и яже в мире. Нач. Братие и отцы, коль добро поучение, коль на пользу воспоминание, во еже подвизатися и бдети нам. л. 187. Блаженнаго Диадоха, епископа Фотики а кипрьския Иллирика, словеса постническа, главизн 100. Следует разделение на 10 пределов. Далее озаглавливается: Блаженнаго епископа фотийскаго Диадоха главизны деятелныя разума и разсужениа духовнаго 100, коего ради подобает разума в предиявленное Господу наставляющи нас доспети свершение, да каждо иже по образу благовестническия притчя, словесное семя плодствуим. Нач. Всякаго духовнаго, братие, вид ни да преходит вера, надежда и любовь. Книга Диадоха прекращается 66 главой. Письмо Германа Тулупова, послесловия нет. 675. (1614.) Минея четья мес. март, полууст., напис. 1630 года Германом Тулуповым, в лист, 180 листов. л. 1. Ведение в книге сей. л. 2. Мес. марта в 9 день, Григория мниха и презвитера игумена обители Пантократоровы, Слово похвалное св. великомучеником 40-тим. Нач. Елма праведному похваляему, якоже рече Соломон, возвеселятся людие. л. 11. Мес. тогоже в 11 день, житие блаженнаго отца нашего, преосвященнаго архиеп. Великаго Новаграда, Евфимия. Нач. Понеже убо онем великим и божественным мужем. Составитель жития, не назвавший себя по имени, в предисловии говорит, что он писал по приказанию архиеп. Ионы, преемника и друга Евфимиева, а в заключении чюдес, коих 6, след: Сия же аз слышах от самых неложных уст, иже ту бывших и исповедавших ми истину, и проч. Издано с 11 чуд. в Пам. стар. русс. лит., вып. IV. л. 31. Мес. тогоже в 14, мучение св. мученика Александра. Нач. Во времена Максимияна нечестиваго царя гонение велие на христианы по всей земли. л. 46. Мес. того же в 17, житие и подвизи препод. отца нашего Макария чюдотворца игумена, составльшаго обитель Святыя Живоначалныя Троица, иже есть Колязино именуемо. Нач. Праведник аще постигнет скончатися, в покои будет. В конце (л. 57 об.) обретение мощей препод. Макария колязинскаго, маия 26, начин. Велика и ветха сокровища, дивно и радостно откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 185. Житие св. и правед. богомудраго отрока, новоявленнаго Артемия веркольскаго, чюдотворца. Списано по благословению Макария митрополита новгородскаго. Нач. Иже преже всех сый и всякая за всех подобает истинному человеку ведати. л. 197. Чюдееа св. правед. Артемия чюдотворца. Расположены хронологически, числом 53, последнее 7126 (1618) года. Жития свв. Артемия и Кирилла белоозерского писаны Германом Тулуповым. л. 221. Лета 7048 (1540) октября в 27 день, житие князя Андрея смоленскаго. Нач. В лето благочестиваго и христолюбиваго Царя и Вел. Князя Ивана Васильевича всеа Руси и при освященном Асафе митрополите всеа Руси. Писано красивым уставом, в заключение величание кн. Андрею. 697. (1873.) Жития свв. Филиппа митр. московскаго и Германа соловецкаго, устав. четкий, XVII века, в четверть, 130 листов. л. 21. Житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание иже во святых отца нашего и исповедника Филиппа митрополита московскаго и всея Росии. См. 694 л. 82. Впереди служба дек. 23. л. 115. Повесть о блаженнем старце Германе, спостнице препод. отцем Зосиме и Саватею, како поживе с ними на острове соловецком, и о преставлении его, и о принесении честных мощей его. Нач. Сей блаженный старец Герман житие иночьское проходя от юна возраста, имея житие прежде близ моря-Окияна, на реце именуема Выг. Впереди тропарь, в конце Похвала и 6 чудес с предисловием: Како явися на старой Тотме презвитеру Григорию в лето 7120 (1612). По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначальные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу кселарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. 698. (1833.) Житие св. Сергия радонежскаго, полууст. четкий, XVI века, в четверть, 182 листа. л. 1. Житие препод. и богон. отца нашего Сергиа чюдотворца. Списано бысть от премудрейшаго Епифаниа. Предисловие. Нач. Слава Богу о всемь и всячьскых ради, о нихже всегда прославляется великое и трисвятое имя, еже и присно прославляемо есть. Оканчивается послесловием Пахомия. л. 156 об. Слово похвално препод. отцу нашему Сергию, створено бысть ученикомь его священноинокомь Епифанием. Нач. Тайну цареву добро есть хранити, а дела Божиа проповедати преславно есть.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Можно предположить, что именно такое ктиторское или надгробное изображение Ефрема находилось в созданном им на рубеже XII - XIII вв. храме. Возвращаясь к хронологии почитания Ефрема Новоторжского уже в XVII в., отметим, что память преподобного включается в Устав 1610 г. (28 января), причем служить Ефрему предлагается по усмотрению настоятеля, «егда рассудит екклисиарх» . Эта же формулировка сохраняется в других изданиях Устава, вплоть до 1682 г., когда память Ефрема Новоторжского оказывается вычеркнута . Ефрем упоминается как «новый чудотворец» в «Палинодии» Захарии (Копыстенского), 1621–1623 гг. В 1621 г. Ефрему Новоторжскому установлено празднование в Московском Успенском соборе, но в дальнейших записях имя его исчезает вместе с именами многих других русских святых. Возможно, записи 1620-х годов связаны с чудом Ефрема Новоторжского, зафиксированным в Кратком летописце Торжка , – в нем преподобный Ефрем предстает как защитник города (ок. 1618 г.). Тем не менее, служба преподобному Ефрему не попадает в Служебную минею, напечатанную в 1622 г. Он остается местночтимым святым. Житие отсутствует в Минеях четьих Германа Тулупова, в Минеях четьих Иоанна Милютина (мы помним, что Краткая редакция не походила на настоящее житие, а Пространная редакция еще не была создана). Память преподобного Ефрема включена в Святцы 1646 г., в Пролог 1661 г. Наконец, необходимо коснуться еще одного сложного вопроса в почитании преподобного Ефрема – появления даты его летней памяти: 11 июня 1572 г. Наиболее раннюю фиксацию этой даты можно найти в Коряжемских святцах 1621 г. . К этой же дате было приурочено перенесение мощей преподобного Ефрема в 1690 г.: «…и повел праздновати пренесение святых мощей его, предивнаго и преславнаго Ефрема архимандрита, Новоторжскаго чюдотворца, по чину церковному сего июня месяца в 11 день. Как было празднество его прежде на пренесение святых мощей его от древле бывших лт положено» . В месяцесловных записях XVII в. постепенно складывается форма указания памяти Ефрема с датой 6523 г. (1015 г.). Эта дата (возможно, именно из этой месяцесловной традиции) впоследствии попадает в Новгородскую третью летопись,  созданную в последней четверти XVII в.: «В лта 6523. Преподобный отецъ нашъ Ефремъ Новоторжский б в сия времена».

http://bogoslov.ru/article/6192625

Монах Владимир жил в скиту Параклит, вблизи Троице-Сергиевой Лавры. В 1901 году он решил перейти в какой-нибудь другой монастырь, в котором спасаться ему было бы более удобно. Сначала он отправился в Зосимову пустынь, где подвизался знаменитый старец иеросхимонах Алексий. Впоследствии отец Владимир вспоминал о своей встрече со старцем: «Он мне с первого раза не понравился: показался слишком не по-монашески веселым. Поэтому я и не поступил в эту обитель, а пошел смотреть другие монастыри, не найду ли чего получше. Много обителей осмотрел, но ни одной не нашел по душе и возвратился обратно в Зосимову пустынь, хотя и с неохотой. Попросился у игумена Германа в число братии. Игумен меня принял и, взяв мой паспорт, сказал: – Твоим старцем будет отец Алексий. В первый раз пошел я к нему в келлию после вечернего правила. Отец Алексий принял меня дружелюбно и все расспрашивал о Параклите, о жизни монахов и вообще обо всех правилах. В то время в Зосимовой пустыни еще не было определенного устава и отец Герман ездил по многим монастырям, чтобы выбрать для своей пустыни более приемлемый. С этой целью он побывал и на Валааме, и в Сарове. В первое время учеников у отца Алексия было немного всего человек пятнадцать. Все мы к нему очень привязались, полюбили его и часто стали его посещать. Беседы с ним продолжались до полуночи. Мы были усталые после дневных монастырских работ, но отец Алексий увлекал нас простотой и чистотой своего сердца. В беседе с ним мы забывали об усталости. Когда отец игумен узнал, что ученики отца Алексия не давали ему покоя до полуночи, то приказал батюшке принимать только до десяти часов вечера. После этого часа приходил монастырский сторож и прогонял тех, кого находил в келлии. После этого приказа мы стали бояться сторожа, но уйти от старца, не побеседовав с ним, мы не могли, поэтому, когда било десять часов, мы все прятались, чтобы нас не видел сторож. После обхода мы возвращались к отцу Алексию, он нас с любовью принимал и иногда удерживал до часу ночи, пока все мы не поговорим с ним» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Открытие мощей новоявленных угодников Божиих и установление в честь их праздников подавало повод к составлению или обнародованию житий их и сказаний об них. Так явились: а) житие преподобного Макария Унженского, Желтоводского, прославленного в 1619 г., известное в двух редакциях, краткой и обширной; б) житие преподобного Кирилла Новоезерского, которое еще в 1648 г., пред открытием мощей его, было представлено братиею Новоезерского монастыря боярину Морозову, и в) житие благоверной княгини Анны Кашинской вместе с повестию об обретении мощей ее в 1649 г. Другие писали жития или сказания и повести о подвижниках благочестия, местно чтившихся. По благословению Новгородского митрополита Макария (1619 – 1626) написано житие преподобного Артемия Веркольского одним жителем Верколы. По благословению Вологодского архиепископа Варлаама (1626 – 1645) – житие преподобного Галактиона Вологодского одним из иноков местной обители. Неизвестный инок Соловецкого монастыря написал житие преподобного Германа Соловецкого вскоре по обретении мощей его в 1627 г. Другой инок того же монастыря, Сергий, впоследствии ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логтина Яренгских в 1638 г., составил сказание об них. Вскоре после 1626 г. составлена повесть об открытии мощей преподобного Адриана Пошехонского и о чудесах, затем последовавших, бывшим очевидцем этих чудес. Около 1644 г. написано житие преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских; в 1647 г. – краткое житие московского юродивого Иоанна Большого Колпака «рукою многогрешного простого монаха, а не ермонаха»; в 1649 г. – житие преподобного Тихона Лухомского и в том же году записаны очевидцем 25 чудес преподобного Герасима Вологодского. Вообще жития святых, как и прежде, были самым любимым литературным занятием для наших книжников. Некоторые из них если не составляли сами новых житий, то старались собирать прежние жития в сборники. Один из таких сборников составлен по поручению архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия монахом Германом Тулуповым из Старицы в 1627 – 1632 гг.; другой – священником посадской церкви того же монастыря Иоанном Милютиным и его сыновьями в 1646 – 1654 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Память П. под 1 мая стабильно присутствует в рукописных месяцесловах XVI-XVII вв. и включена в большинство крупных агиографических проектов, за исключением Миней иером. Германа (Тулупова) . Житие П. вошло в состав Четьих-Миней Иоанна Милютина (Иосиф (Левицкий), иером. Оглавление Четиих Миней священника Иоанна Милютина. М., 1867. С. 100-102), «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (Март. Апрель. Май. К., 1700. Л. 436 об.- 446). В печатных изданиях память П. помещена под тем же числом в Палинодии киево-печерского архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. Также она присутствует в московских изданиях Следованной Псалтири с 1625 г. и святцев (с 1639) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 127). Краткое Житие, тропарь и кондак включены в издание святцев 1646 г. ( Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2011. Вып. 2. С. 285), а также в рукописные «святцы с летописью» (см., напр.: РНБ. Погод. 675 (2-я четв. XVII в.). Л. 63; 637 (3-я четв. XVII в.). Л. 360 об.). Краткое Житие П. (нач.: «Сеи убо приснопоминаемый отець нашь Пафнотий…») вошло в 1-е и последующее издания Пролога (М., 1643. Л. 317-319; М., 1660. С. 622-628; М., 1662. Л. 330-332). В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (ок. 1634) под 1 мая - «Пафнутию Боровскому благовест в ревут, трезвон большой» (РИБ. Т. 3. Стб. 77; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 424). До 20-х гг. XIX в. совершался крестный ход из Боровска на родину П.- в бывш. сельцо Кудиново. Указом Синода от 11 сент. 1828 г. по ходатайству наместника обители и по желанию жителей Боровска установлен ежегодный крестный ход из Боровска в Пафнутиев Боровский мон-рь в день памяти П.- 1 мая по ст. ст. ( Осипов В. И. Пафнутьев-Боровский мон-рь: страницы истории. Боровск, 2018. С. 264-265). До закрытия обители в 1922 г. существовала традиция совершения праздничной службы П. в 9-ю Неделю по Пасхе ( Спасский. 2008. С. 16). Имя П. чтилось и старообрядцами, у к-рых он упоминается прежде всего как учитель прп. Иосифа (Санина), напр. в «Слове воспоминательном…» поморского книжника Семена Денисова (см. в ст. Денисовы ) (Слово воспоминательное о святых чюдотворцех, в России возсиявших//Служба всем российским чудотворцам. Супрасль, 1786. Л. 53-53 об.; Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 335).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Ряд волоколамских биографов XVI века завершается Евфимием Турковым, пострижснником и игуменом Иосифова монастыря (1574–15S7); впрочем, его литературная деятельность разве только началом своим относится к макарьевскому времени. В библиотеке Иосифова монастыря сохранилось несколько книг, писанных его рукою, с автобиографическими заметками. Между ними есть канонник, содержащий в себе черновой список сочинений Евфимия, молитв, предсмертной исповеди, канона на исход души и канона «за друга умерша», с поправками автора 442 . В довольно обширной исповеди автор изложил свои предсмертные размышления и несколько черт из своей жизни. Евфимий пишет просто, но его изложение проникнуто теплым чувством и обличает в авторе литературный талант. Таким же характером отличается раньше составленная им записка о Феодосии, бывшем архиепископе Новгородском: это исполненный задушевной скорби рассказ о последних днях учителя 443 . Здесь же Евфимий записал любопытные известия о взятии Полоцка, происшедшем в одно время со смертью Феодосия, в феврале 1563 года. Глава VII. Перечень позднейших житий и редакций Столетием позже миней митрополита Макария составлены были два новых сборника такого же рода, заслуживающие некоторого внимания в истории древнерусской письменности житий. Один из них написан по поручению Троицко-Сергиевского архимандрита Дионисия рукою монаха Германа Тулупова из Старицы в 1627–1632 годах, другой – составлен священником посадской церкви Сергиева монастыря Иоанном Милютиным и его сыновьями в 1646– 1654 годах. По составу своему те и другие четьи минеи отличаются большим однообразием от макарьевского сборника: в них вошли почти исключительно памятники исторического содержания, жития и сказания. На этих минеях отразилось движение древнерусской агиобиографии до половины XVII века: в сборнике Макария жития русских святых составляют незаметную группу; в обоих новых сборниках им отведено много места, в минеях Милютина их более сотни, не считая отдельных сказаний. Но при этом оба составителя руководились различными взглядами на свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Сборник состоит из нескольких разновременных частей. Древнейшую часть (л. 1—274 об., 277—430 об., 444—465 об., 468—501) образует бумага с преобладающим знаком Сердца под короной — Брике, 4326 (1495—1529 гг.). Здесь различаются два почерка: первый почерк: л. 1—274 об.; второй почерк: л. 277—430 об., 444—465 об., 468—501. Текст на л. 275—276 об. реставрирован в 70–г годах XVI в. особым почерком на бумаге со знаком Щита с литерой В, под которым надпись в картуше Nicolas Lebe — Лихачев. 3042 (1574 г.), 3223 (1570 г.). Подновления (на подклейках) сделаны рукой троицкого книгопис–ца Германа Тулупова на л. 33, 208, 274. 284 об., 285 об., 291, 297 об., 304, 333, 374 об., 375 об., 431. Добавления на л. 371 об., 383, 408 принадлежат Иоасафу Кирьякову. По вниманию и бережному отношению к рукописи можно заключить, что в глазах позднейших книжников она представляла определенную ценность и, возможно, с ней связывалась какая–то легенда. Список обладает признаками протографа: во многих местах на полях имеются дополнения из Четвертой Пахомиевской редакции, которые во всех остальных списках внесены уже в основной текст. Так, в главе «О пострижении его, еже есть начало чернечеству святого», на л. 307 об. приписано на полях со знаком вставки: «Б же святыи тогда възрастом 23 лта, егда прият иноческыи образ». В конце главы «О начал монастыря иже на Кержач», на л. 360 об. приписано на полях другим почерком (с киноварной пометой «Дочи–таи зд»): «Слышано же бысть в монастыри святаго приход, изыдоша братиа въ сртение его, его же и видвше мняху, яко второе солнце възсиавши. И б от всх устъ слышати: Слава теб, Боже, всх Промыслителю! И бяше чюдно зрние и умилениа достоино: ови бо бяху руц отцу лобызающе, инии же ноз, овии же ризъ касающеся цло–вааху, инии же прдтекуще толико от желания хотяще зрти на нь. Вси убо купно радовахуся и славляху Бога о возвращении своего отца. Что убо отець? Духовн и тъи радовашеся, чяда своя зряи събранна». В главе «О епископ Стефан», на л. 361 об. приписано на полях почерком писца: «гнаша в нареченное мсто, хотяще извстно увда–ти, достигше же их же съ епископом, въпрашаху, аще истинна есть».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Сверху заглавного листа почерком XVII века: Сеа книги не отдати никуды из монастыря Сергиева. 542. (440.) Минея служ. мес. март, полууст., исх. XVI века, в лист, 171 лист. В конце ркп. тем же почерком помещены службы русским Святым. л. 142. Марта 2-го, Арсению епископу тверскому. л. 149 об. – 11, св. Евфимию архиеп. новгородскому. л. 154. – 17, препод. Макарию колязинскому. л. 163 об. – 30, св. Ионе митр. московскому. Впереди на порожнем листе скорописью: Мес. март, в сей (книге) новыс чюдотворци от задней цки (доски). Сия Минея правлена с правленые Минеи, а не стое, с которые писана, а правил старец Герасим постриженник Ферапонтова монастыря, да старец Зиновей Болдинской. На первых листах внизу: Троицы Сергиева монастыря. 543. (461.) Минея служ. мес. март, полууст., исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 230 листов. 544. (485.) Минея служ. мес. март, полууст., XVII века, в четверть, 217 листов. На верхней доске: «Келаревы». 545. (541.) Минея служ. мес. март, полууст., напис. около 1630 года, в четверть, 243 листа, список с печат. издания 7132 (1624) года. Письмо Германа Тулупова. 546. (548.) Минея служ. мес. апрель, полууст., XV века, в четверть, 180 листов. В конце ркп. киноварью: ...олии Олиоци Илуле (с тарабарского ...Осподн Исусе). Исусь Христось начало и конець всякому делу благу, Тому слава в векы и в век века, аминь. 547. (510.) Минея служ. мес. апрель, полууст., напис. 1509 года, в четверть, 217 листов, заглавный утрачен, письмо одинаково с ркп. 483. Подписи по листам те же, какие под 536. 548. (443.) Минея служ. мес. апрель и май, полууст., напис. 1514 года, в лист, 371 лист. В службе великомуч. Георгию по 6 песни положено проложное житие. В другом мес. мае положены след. службы русским Святым: л. 177 об. 2 числа, муч. Борису и Глебу. л. 189. – 3, препод. Феодосию игумену киевопечерскому. л. 287 об. – 20, св. Алексею митр. московскому. л. 318 об. – 23, св. Леонтию епископу ростовскому. На обор. л. 167, в конце первого месяца, киноварью летопись: Лета 7022 (1514) при игумене Памве. См. 467.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9) Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Софийский комплект. Минея за сентябрь. Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9) (ТМ). В 30-х гг. XVII в. 12 томов «святых четьих книг» были написаны в Троице-Сергиевом монастыре «чернецом Германом Тулуповым» и даны им в качестве вклада «по своей душе и по всех своих родителех». Писец и создатель свода, он оставил выходные записи во всех томах, кроме незаконченного февральского. За небольшим исключением 12 томов переписаны одной рукой, что отличает этот корпус от Макарьевских, Чудовских и Милютинских Миней, над созданием к-рых работали группы писцов (незначительные включения, к-рые иеромонахи Иларий и Арсений атрибутируют др. руке, находятся в ноябрьском томе; специально этот вопрос не изучен). Наличие подробного описания томов немало способствовало известности корпуса (состав всех томов см.: Иларий, Арсений. 1879); он упоминается во всех классических трудах по рус. агиографии, однако почти не изучен. Создание корпуса Миней не было частной инициативой; согласно выходным записям, все тома написаны по благословению архимандрита Троицкого монастыря прп. Дионисия (Зобниновского) . Очевидно, благословение иером. Германа (Тулупова) на эту работу не следует рассматривать только как «разрешение», скорее речь идет о творческом сотрудничестве учителя и ученика, т. к., согласно Житию прп. Дионисия, книжной грамоте его обучал Герман (Тулупов). Дионисий занимался перепиской книг, руководил крупными книжными проектами (редактированием Жития прп. Сергия Радонежского, а также Требника, Канонника и других богослужебных книг; при его участии было составлено Троицкое собрание сочинений прп. Максима Грека). В пору его настоятельства упрочились связи монастыря с царем и патриархом: об этом свидетельствуют многочисленные вклады последних и Указы 1624-1625 гг., согласно которым была установлена прямая судебная подведомственнность Троице-Сергиева монастыря патриарху. Кроме того, прп. Дионисий занимался реформированием монастырского богослужения: он «установил обычай служить на многие праздники всенощные бдения с литиями».

http://pravenc.ru/text/2563256.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010